Штрихи к карьере первого начальника Ленинградской военно-воздушной академии Красной армии генерала А.Р. Шарапова

image_print

Аннотация. Статья посвящена военной и военно-дипломатической службе первого начальника Ленинградской военно-воздушной академии Красной армии генерала А.Р. Шарапова, истории формирования его лётного мастерства, командных и организаторских качеств. Новизна статьи обусловлена тем, что впервые проведено комплексное рассмотрение деятельности генерала А.Р. Шарапова. В статье на основе впервые публикуемых сведений из документов Центрального архива Министерства обороны РФ и Российского государственного военного архива, а именно личного дела, блокнота и записок генерала А.Р. Шарапова, раскрываются особенности обучения и подготовки его как высококлассного лётчика и грамотного командира, в экстремальных условиях сформировавшего Военно-воздушную академию, принимавшего участие в испытаниях новых типов самолётов, в боевых действиях и выполнявшего специальные задания за пределами нашей Родины.

Ключевые слова: РККА; Военно-воздушные силы;Ленинградский институт инженеров ГВФ; Ленинградская военно-воздушная академия Красной армии; генерал-майор А.Р. Шарапов; подготовка лётчиков; испытание самолётов; лётная школа; оборона Петрограда; Гражданская война в Испании; высадка в Нормандии; военная миссия в Великобритании; адмирал Н.М. Харламов; А.Н. Пономарёв; военно-штабной комитет ООН.

Summary. The paper focuses on General A. Sharapov’s military and military-diplomatic service as the inaugural head of the Leningrad Air Force Academy of the Red Army. It also explores the development of his flying skills, command, and organizational qualities. This paper is unique in providing a comprehensive review of General A. Sharapov’s activities for the first time. On the basis of the first published information from the documents of the Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation and the State Military Archive of the Russian Federation, namely, the personal file, notebook and notes of General A. Sharapov, the paper reveals the peculiarities of his education and training as a high-class pilot and competent commander, who under extreme conditions formed the Air Force Academy, participated in tests of new types of aircraft, combat operations and carried out special missions outside our homeland.

Keywords: Red Army; Air Force; Leningrad Institute of Civil Air Fleet Engineers; Leningrad Air Force Academy of the Red Army; Major-General A. Sharapov; pilot training; aircraft testing; flight school; defense of Petrograd; Spanish Civil War; Normandy landings; military mission in Great Britain; Admiral N. Kharlamov; A. Ponomarev; UN Military Staff Committee.

ПОЛКОВОДЦЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ

НИКУЛИН Юрий Анатольевич — профессор кафедры истории и философии Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, кандидат исторических наук, доцент

(Санкт-Петербург. E-mail: vka@mil.ru);

МАМОНТОВ Виктор Викторович — старший преподаватель кафедры оперативного искусства и тактики Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, подполковник, кандидат военных наук

(197198, Санкт-Петербург, ул. Ждановская, д. 13);

МУКСИНОВ Константин Борисович — старший преподаватель кафедры управления войсками и службы штабов Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, подполковник, кандидат военных наук

(Санкт-Петербург. E-mail: mooxinoff77@mail.ru).

«…БЛАГОДАРЯ ЕГО СТАРАНИЯМ АКАДЕМИЯ БЫСТРО ОСНАЩАЛАСЬ НОВЫМИ ЛАБОРАТОРИЯМИ, ТЕХНИКОЙ, ОБОРУДОВАНИЕМ»

Штрихи к карьере первого начальника Ленинградской военно-воздушной академии Красной армии генерала А.Р. Шарапова

В начале 40-х годов прошлого века в условиях надвигавшейся угрозы гитлеровской агрессии руководство страны, осознавая возраставшее влияние авиации на результативность боевых действий армии и флота, прилагало усилия для увеличения численности авиапарка. Это, в свою очередь, требовало повысить количество пилотов и технического персонала. Понимание существовавших в авиации проблем основывалось на изучении опыта применения авиационных формирований в боевых действиях на территории Испании (1936—1939 гг.) и в вооружённом конфликте в районе р. Халхин-Гол (1939 г.). Ход и итоги Советско-финляндской войны (1939—1940 гг.) вынуждали военно-политическое руководство принимать неотложные меры по устранению выявленных недостатков, влиявших на эффективность применения авиации.

25 февраля 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление № 368-167 «О реорганизации авиационных сил Красной Армии», в котором в ряду других мер определялось создание Ленинградской Военно-воздушной академии Красной армии (ЛВВА КА). Во исполнение этого постановления в приказе наркома обороны СССР № 0017 от 3 марта 1941 года для подготовки инженеров по эксплуатации, спецоборудованию и аэродромному строительству к 1 апреля 1941 года требовалось сформировать на базе Ленинградского института инженеров ГВФ Ленинградскую Военно-воздушную академию Красной армии на 2000 человек переменного состава. Решение этой непростой задачи было возложено на заместителя начальника Военно-воздушной академии командного и штурманского состава ВВС Красной армии генерал-майора авиации Андрея Родионовича Шарапова.

В результате проведённого анализа ранее опубликованных работ установлено, что довольно краткие воспоминания о совместной службе с А.Р. Шараповым встречаются только в мемуарах нескольких сослуживцев, которые были опубликованы довольно давно. В них отдельные этапы деятельности Андрея Родионовича раскрыты не полностью, а в некоторых имеются только незначительные упоминания. Доктор технических наук генерал-полковник-инженер А.Н. Пономарёв в книге «Покорители неба» (М.: Военное издательство, 1980) упоминает, что обучался вместе с А.Р. Шараповым во 2-й авиационной школе в г. Борисоглебске, и немного рассказывает о совместной службе, когда он был заместителем начальника академии по научной и учебной работе. Лётчик-испытатель генерал-полковник авиации М.М. Громов в своих воспоминаниях «На земле и в небе» (М.: Гласность-АС, 2005) рассказывает о совместных испытаниях серийного самолёта И-1 на научно-опытном аэродроме. Адмирал Н.М. Харламов в мемуарах «Трудная миссия» (М.: Воениздат, 1983) описывает совместную работу в составе советской военной миссии в Великобритании, в которой А.Р. Шарапов был его заместителем. Историк разведки, доктор исторических наук, российский писатель В.И. Лота в книге «Тайные операции Второй мировой. Книга о военной разведке. 1944» (М.: Молодая гвардия, 2006) рассказывает об участии А.Р. Шарапова в разработке и планировании операций союзников против Германии. Изучение архивных источников и отсутствие публикаций, всесторонне раскрывающих деятельность Андрея Родионовича, повлияло на решение авторов о необходимости написания данной статьи, в которой будут рассмотрены жизненный путь и нетривиальная карьера советского военачальника.

Андрей Родионович Шарапов родился 28(15) августа 1896 года в дер. Сабурщино Рыбинской волости Моршанского уезда Тамбовской губернии1 (ныне Алгасовский район Тамбовской обл.) в семье крестьянина-плотника. Семья имела две десятины земли и пару овец2.

В 1908 году в соответствии со своим сословным происхождением Андрей окончил земское одноклассное училище и в возрасте 12 лет начал трудовую деятельность. Работал, как писал позднее, в хозяйстве родителей, «по найму в частных кулацких хозяйствах», молотобойцем в кузнечной мастерской в селе Алгасово, арматурщиком наводокачке, слесарем по ремонту сельскохозяйственных машин в Ставрополе3.

В августе 1915 года А.Р. Шарапов по достижении призывного возраста был призван на военную службу и направлен в город Смоленск в 205-й пехотный Шемахинский полк. В ходе начальной военной подготовки показал достаточно неплохое знание устройства сложных механизмов. Поэтому в октябре командование приняло решение перевести его для специального обучения в Гатчинскую военную авиационную школу4. Это учебное заведение вело свою историю с 25 октября 1910 года, когда на аэродроме Офицерской воздухоплавательной школы (ОВШ) в Гатчине началось обучение офицеров-воздухоплавателей полётам на аэропланах. На базе ОВШ в 1914 году и была создана Гатчинская военная авиационная школа. Наиболее известными её выпускниками стали лётчики П.Н. Нестеров, М.Т. Слепнёв, М.С. Бабушкин.

Осенью 1912 года в этом учебном заведении был открыт так называемый солдатский класс, в который отбирали небольшое количество наиболее перспективных нижних чинов — солдат и унтер-офицеров5. Именно в таком классе Шарапов и начал освоение авиационной техники. После выпуска из авиашколы он был направлен в 1-ю авиационную роту Петрограда, далее мотористом в 10-й армейский авиационный отряд, в составе которого в период с февраля 1916 по октябрь 1917 года находился на Западном фронте. Отряд входил в состав 10-й армии Западного фронта, принимал участие в боевых действиях6.

В октябре 1917 года для прохождения дальнейшей службы А.Р. Шарапов был переведён старшим мотористом в Кронштадтский крепостной авиаотряд, располагавшийся в районе Царского Села7. Здесь, как писал он позднее, «принимал участие в Октябрьской революции», в составе авиаотряда подготавливая самолёты к полётам.

В результате разведывательных действий отряда Военно-революционный комитет своевременно получал информацию о прибывавших в пригороды Петрограда войсках А.Ф. Керенского, их количественном и качественном составе, а также о местах их дислокации. Самолёты использовали для разбрасывания агитационных листовок над позициями противника и установления связи со штабом Северного фронта, расположенным в Пскове8.

30 октября 1917 года в оборонительных боях за Царскосельский аэродром у села Александровка, в районе Пулковских высот, Андрей Родионович принимал участие в отражении атаки казаков генерала П.Н. Краснова. В своей автобиографии Шарапов пишет: «С этого времени, т.е. с первого дня октябрьского переворота я оказался красногвардейцем…»9.

В феврале 1918 года А.Р. Шарапов добровольно вступил в Рабоче-крестьянскую Красную армию10. С марта по октябрь 1918 года служил в должности старшего моториста 4-й Петроградской авиационной группы. В архиве сохранился аттестат, в котором указано: «…выдано мотористу 7 отряда 4-й Петроградской Авиационной группы Андрею Шарапову в том, что он во время пребывания… службу по своей специальности нёс вполне аккуратно и добросовестно…»11.

В октябре 1918 года для повышения в первую очередь теоретических знаний Шарапов был командирован в Петроград, в Военную школу лётчиков-наблюдателей12, которая 15 января 1919 года приказом Революционного военного совета Республики № 96 была переименована в Военную школу лётчиков-наблюдателей Рабоче-крестьянского Красного Военного Воздушного Флота (РК КВВФ).

Потребность в хорошо подготовленных лётчиках-наблюдателях была обусловлена опытом применения разведывательной авиации в годы Первой мировой войны. Краткий курс обучения в школе позволял дать слушателям теоретические сведения по радиотелеграфированию, фотографированию и бомбометанию.

А.Р. Шарапов вспоминал: «Школа располагалась во дворце Кочубея на Фурштатской улице… Материаловедение… изучали в лаборатории Института путей сообщения. Занятия проводил лично профессор… Рынин, известный среди российской технической интеллигенции как передовой деятель воздухоплавания. Лично я вспоминаю профессора Рынина с глубоким чувством благодарности. Он старался вложить в наши молодые, жаждущие знания головы всё, что можно вложить в короткое время, отведённое на этот раздел программы. Метеорологию в школе преподавал Молчанов. Занятия проходили в холоде и голоде, но успешно»13.

Символично, что военное учебное заведение, которое Шарапов с отличием окончил в феврале 1919 года, станет предшественником Военно-теоретической и Военно-технической школ, в помещениях которых в 1945 году разместилась после эвакуации Ленинградская военно-воздушная академия Красной армии (ЛВВА КА).

В 1919 году молодой авиатор вступил в ряды Российской Коммунистической партии (большевиков) и принимал активное участие в Гражданской войне. С марта 1919 по март 1920 года проходил службу в должностях лётчика-наблюдателя и начальника технической части 34-го разведывательного авиационного отряда 9-й армии.

В августе 1919 года участвовал в ликвидации банд «зелёных» в Тамбовской области. В ноябре 1919 года в ходе боёв против деникинских войск на Южном фронте при взлёте произошла поломка самолёта, в результате А.Р. Шарапов повредил левое бедро и получил растяжение связок14. За отличие в службе от имени ВЦИК награждён серебряным портсигаром15.

Желание А.Р. Шарапова летать, наличие необходимых теоретических знаний и боевого опыта привело к тому, что в апреле 1920 года командованием 9-й армии он был командирован на учёбу в школу авиации Рабоче-крестьянского Красного Военно-воздушного флота в г. Егорьевск (Московская обл.), предшественником которой была Гатчинская военная авиационная школа, эвакуированная в феврале 1918 года в Самару16.

Непосредственно в Егорьевске осуществлялась теоретическая подготовка слушателей, а лётную подготовку они получали либо в Зарайске, либо в Качинской, Борисоглебской или Московской школах. После прохождения ускоренного теоретического курса обучения в августе 1920 года Андрей Родионович был направлен в Ташкентскую школу лётчиков для дальнейшей подготовки.

Время учёбы Шарапова в этой школе совпадает с ростом басмаческого движения в Северном Туркестане. Бандиты оказывали вооружённое сопротивление советской власти и терроризировали местное население. Сложившаяся ситуация вынудила военное руководство прибегнуть к помощи авиационной школы. Осенью 1920 года А.Р. Шарапов принимал участие в боевых действиях по ликвидации басмачества в районеБухары17.

С октября 1921 по октябрь 1922 года красный военлёт продолжил повышение квалификации в Лётной школе авиации № 1 сначала в Зарайске, потом в посёлке Кача близ Севастополя, позднее переименованной в Первую военную авиационную школу лётчиков18.

Это выдающееся авиационное учебное заведение, основанное в октябре 1910 года, готовило высококвалифицированные лётные кадры. Среди его воспитанников — 117 Георгиевских кавалеров, из них восемь полных Георгиевских кавалеров авиации Русской императорской армии, 369 Героев Советского Союза и Российской Федерации, 13 боевых лётчиков были удостоены этого звания дважды, а маршал авиации А.Н. Покрышкин — трижды19.

В сложный и неспокойный период начала 1920-х годов Андрею Шарапову пришлось участвовать в ликвидации банд в районе железнодорожной станции Мекензиевы горы в окрестностях Севастополя.

В 1922 году он переболел малярией. Окончив обучение в Первой военной авиационной школе лётчиков, в октябре был направлен в Высшую школу красных военных лётчиков РКК ВВФ в Москву, где обучался по июль 1923 года. Это учебное заведение было основано в 1911 году. Его выпускники принимали активное участие в Первой мировой и Гражданской войнах.

По окончании школы А.Р. Шарапов был удостоен звания «красный военный лётчик» и оставлен в школе, где занимал с июля 1923 по июль 1925 года должности инструктора высшего пилотажа и воздушного боя истребительного отделения, начальника объединённого лётного отряда школы20.

Там же, в школе Андрею Шарапову было поручено испытание самолёта Р-2 на выполнение фигурного полёта «переход в штопор и выход из него»21. В августе 1925 года Андрей Родионович был переведён в Серпухов на должность начальника лётной части Школы стрельбы и бомбометания ВВС РККА, где он прослужил до июля 1926 года. Главными задачами обучения были: углубление теоретических знаний, совершенствование техники пилотирования и обучение боевому применению. В этой школе учился будущий известный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза комбриг В.П. Чкалов.

В июне 1926 года А.Р. Шарапов был переведён в Научно-исследовательский институт ВВС РККА (Москва), где до августа 1932 года занимал должности старшего лётного инструктора испытательного отделения, начальника тактического отделения, командира 2-й эскадрильи авиабригады НИИ ВВС РККА. В НИИ ВВС Шарапов занимался исследовательской работой и испытанием новых образцов самолётов отечественного и иностранного производства.

Как следует из воспоминаний сослуживца А.Р. Шарапова Героя Советского Союза генерал-полковника авиации М.М. Громова, они первыми приняли участие в практическом решении одной из интереснейших задач — полётам по приборам в облаках. Полёты осуществляли на Р-122, который до 1930 года являлся самым массовым самолетом, выпускавшимся в СССР, использовался для разведки и корректировки артиллерийского огня.

В марте 1927 года при проверке безопасности выполнения одной из фигур высшего пилотажа на истребителе И-1 с мотором в 400 л.с., но уже в серийном варианте, после набора высоты Шарапов перевёл самолёт в правый штопор. Для того чтобы перевести машину в горизонтальный полёт, он, как требуется по инструкции, левой ногой выжал и удерживал педаль в положении от себяи двинул ручку управления от себя. Однако вращение прекратить не удалось. Кроме того, самолёт начал задирать нос и шёл к земле, не прекращая вращения в горизонтальной плоскости.

А.Р. Шарапов перевёл машину снова в крутой штопор, чтобы повторить попытку. Однако и на этот раз вывести машину в горизонтальный полёт не удалось. Самолёт опять вошёл в плоский штопор.

В то время такой вид вращения летательного аппарата был не изучен, технику выхода из него ещё предстояло найти и обучить этому лётный состав.

Шарапов в этой ситуации принял единственно правильное решение: удерживал самолёт в плоском штопоре до встречи с землёй, максимально стараясь смягчить эту вынужденную посадку. Самолёт ударился о ровную плоскую поверхность и разломился пополам. К счастью, взрыва или пожара не произошло, от гибели лётчика спасли привязные ремни. Андрей Родионович получил тяжёлые травмы, перелом руки и ноги, но остался жив23. Проведённый им анализ поведения самолёта и действий пилота, рекомендации по преодолению этого опасного явления позволили в дальнейшем найти способ выхода из плоского штопора.

Будучи универсальным лётчиком, А.Р. Шарапов проводил испытания не только первого советского истребителя и первого советского бомбардировщика, но и других типов самолётов. Как командир и воспитатель он сумел подготовить целую группу первоклассных пилотов, внёсших большой вклад в укрепление отечественных ВВС. В период с 1931 по 1932 год в эскадрилье под его командованием служил легендарный лётчик В.П. Чкалов, с которым А.Р. Шарапов совершил полёт на самолёте-«авиаматке» ТБ-124 с двумя истребителями И-4 на крыльях.

Одновременно со службой в НИИ в апреле 1929 года он окончил Курсы усовершенствования начальствующего состава ВВС РККА при Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н.Е. Жуковского, а в мае 1932 года — вечернее отделение Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе. После окончания академии как опытный лётчик и командир в августе 1932 года был направлен на стажировку во 2-й авиационный полк Императорской армии Японии на военно-воздушную базу в г. Какамигахара в префектуре Гифу25.

В феврале 1934 года А.Р. Шарапов был назначен командиром и военным комиссаром 451-й смешанной авиабригады ВВС РККА Киевского военного округа. В конце ноября 1935 года Андрей Родионович был зачислен слушателем оперативного факультета Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н.Е. Жуковского. В июле 1936 года ему было присвоено воинское звание полковник. В феврале 1937 года после окончания оперативного факультета он был откомандирован для прохождения обучения в Высшую лётно-тактическую школу ВВС РККА (г. Липецк).

После окончания обучения с октября 1937 по март 1939 года А.Р. Шарапов находился в специальной командировке в Испании, где под именем полковника Лопеса участвовал в национально-революционной войне в качестве авиационного советника республиканского командования. За выполнение особого задания советского правительства за границей Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 3 марта 1938 года он был награждён орденом Красного Знамени.

1930-е годы ознаменовались крупнейшей в области авиационной техники научно-технической революцией. В конструкциях самолётов реализовывались новые методы повышения их боевых возможностей26. Позднее, обобщая этот опыт, Андрей Родионович напишет ряд научных работ: «Об использовании боевого опыта авиации в Испании и развитии авиации», «Некоторые выводы по вооружению и основам применения родов авиации по опыту войны в Испании», «Боевые действия авиации в Испании», «Сопровождение бомбардировщиков истребителями»27.

Его опыт использования авиации в боях в ходе Гражданской войны в Испании был востребован. В июне 1939 года после возвращения из специальной командировки он был назначен командующим ВВС Забайкальского военного округа (ЗабВО). За образцовое выполнение боевых заданий правительства в районе реки Халхин-Гол и проявленные в боях с японскими захватчиками доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 17 ноября 1939 года комдив А.Р. Шарапов был награждён орденом Красной Звезды.

По инициативе народного комиссара обороны К.Е. Ворошилова Указом Президиума Верховного Совета СССР в Красной армии 7 мая 1940 года была введена новая система воинских званий. Андрею Родионовичу в июне 1940 года одному из первых было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

Всё более возраставшая угроза нападения со стороны Германии вынуждала руководство Советского Союза принимать неотложные меры по обеспечению надёжной обороноспособности страны, укреплению её ВВС. Расширение парка авиатехники, освоение новых типов боевых машин и вооружения, овладение передовыми приёмами воздушного боя требовало увеличения штатного количества квалифицированного личного состава. Для дополнительной подготовки командного состава ВВС в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР приказом народного комиссара обороны от 29 марта 1940 года путём выделения из Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского оперативного, командного, заочного командного и штурманского факультетов была создана Военная академия командного и штурманского состава ВВС Красной армии.

5 ноября 1940 года было принято постановление Совета народных комиссаров № 2265-977 «О Военно-воздушных силах Красной Армии», утвердившее программу усиления ВВС КА, в которой предполагалось: к концу 1941 года в составе ВВС закончить формирование 100 авиаполков, иметь 32 433 самолёта, в т.ч. 22 171 боевой. Общую численность ВВС Красной армии иметь — 542 746 человек. Штатную численность Красной армии с 1 января 1941 года установить — 3 753 189 человек28.

Успехи Германии в войне против Франции продемонстрировали возросшую роль авиации при ведении боевых действий. Руководство страны и Наркомата обороны осознавало, что времени для планомерного увеличения численности командных и технических кадров в ВВС РККА нет. Имевшиеся военные учебные заведения не могли в короткие сроки обеспечить необходимое количество подготовленных специалистов. Требовалось изыскать новые пути разрешения возникших кадровых трудностей. В связи с этим в марте 1941 года заместителю начальника Военной академии командного и штурманского состава ВВС Красной армии генерал-майору А.Р. Шарапову было поручено к 1 апреля 1941 года сформировать на базе Ленинградского института инженеров ГВФ Ленинградскую военно-воздушную академию Красной армии. Новому учебному заведению предстояло осуществлять подготовку командного состава для Военно-воздушных сил29.

По итогам работы комиссии, возглавляемой генерал-майором авиации А.Р. Шараповым, с одной стороны, и начальником Ленинградского института инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИ ГВФ) Н.М. Кадушкиным, с другой стороны, 21 марта 1941 года были подписаны акты о том, что они «произвели приём и сдачу ЛИИ ГВФ из ведения ГУ ГВФ при СНК СССР в ведение Народного комиссариата обороны Союза ССР по балансу на 1 марта 1941 года». В результате работы комиссии кандидатами в академию были зачислены 765 студентов ЛИИ ГВФ30.

Приказом наркома обороны № 0787 от 27 марта 1941 года заместитель начальника Военной академии командного и штурманского состава Военно-воздушных сил Красной армии генерал-майор авиации А.Р. Шарапов был освобождён от занимаемой должности и назначен начальником Ленинградской военно-воздушной академии Красной армии (ЛВВА КА)31.

31 марта 1941 года А.Р. Шарапов издал приказ № 1 по ЛВВА КА по строевой части. Параграф 1 этого приказа гласил: «Сего числа вступил в командование Академии. Основание: приказ НКО № 787 от 27/III-с.г.»32.

Начальник Главного управления ВВС Красной армии доложил народному комиссару обороны маршалу С.К. Тимошенко о выполнении приказа наркома обороны № 0017 от 3 марта 1941 года в следующей формулировке: «На базе ИИГВФ с 1 апреля с.г. сформирована Ленинградская Военно-воздушная академия на 2000 слушателей»33. Так юридически было оформлено создание нового военно-учебного заведения — Ленинградской военно-воздушной академии Красной армии во главе с генерал-майором авиации А.Р. Шараповым.

Всего, как записано в отчёте о кадровой работе ЛКВВА КА, из ЛИИ ГВФ к 1 мая 1941 года в академию были зачислены 797 студентов34, что составляло лишь 40 проц. от штатного состава академии, определённого постановлением СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 25 февраля 1941 года в 2000 человек35.

К началу Великой Отечественной войны Андрею Родионовичу удалось сформировать командно-начальствующий состав академии, способный решить сложнейшие задачи набора слушателей и перестройки гражданского института в высшее военное учебное заведение. В составе академии были сформированы три факультета: инженерный, спецоборудования и аэродромостроения, краткосрочные трёхмесячные курсы для подготовки начальствующего состава из лиц с высшим образованием, окончивших гражданские вузы. В академии был создан совет с правом приёма к защите докторских и кандидатских диссертаций и присуждения на основе защиты учёной степени36.

В начале июля 1941 года приказом заместителя командующего Северным фронтом по охране тыла академия была включена как самостоятельная боевая часть в состав Детскосельского района обороны тыла. Штаб района обороны располагался в г. Пушкине, в 6-м военном городке, что находится на нынешнем Кадетском бульваре. Приказом штаба этого района от 6 июля 1941 года перед академией была поставлена боевая задача: быть готовой к обороне аэродрома в направлениях колхоз Каменка — Пулково и Пулково — село Паново, имея подвижный резерв на автомашинах, а также быть готовой в полном составе вести борьбу с парашютными десантами и прорвавшимися танками противника. С сотрудниками и слушателями академии были проведены занятия по борьбе с авиадесантами, диверсантами и танками врага37.

В тяжёлой обстановке начального периода Великой Отечественной войны и героической обороны города Ленинграда была проделана громадная работа по переводу ввуза на ускоренные курсы подготовки военных кадров. Уже летом 1941 года под огнём врага началась эвакуация на восток страны миллионов граждан, сотен заводов и производств. Для эвакуированных родным домом стали Поволжье и Урал, Сибирь и Дальний Восток, республики Средней Азии и Закавказья38. Для ЛВВА КА таким домом стала столица Марийской АССР г. Йошкар-Ола, куда академия была эвакуирована и где продолжила подготовку командных кадров для авиации под руководством А.Р. Шарапова.

Несмотря на все сложности, связанные с организацией жизнедеятельности академии, с тем, что А.Р. Шарапова часто отзывали на испытания и приёмку новейшей техники, благодаря его упорству, настойчивости и стараниям академия выполняла поставленные перед ней задачи. Бывший заместителем начальника академии генерал-майор А.Н. Пономарёв вспоминал о нём так: «…Был он настойчивым, упорным, благодаря его стараниям академия быстро оснащалась новыми лабораториями, техникой, оборудованием. Сработались мы с ним отлично»39.

Оглушительный успех Красной армии в Сталинградской битве и не менее важная победа в сражениях на Курской дуге значительно повлияли на позицию союзников СССР по антигитлеровской коалиции. Увеличился объём военной помощи СССР и наметился переход к более масштабным боевым действиям, что впоследствии привело к открытию второго фронта. Для успешной реализации планов операций необходимо было более тесное взаимодействие военного руководства стран-союзниц. При этом настоятельно требовалось учитывать опыт боевых действий советской авиации против люфтваффе.

В августе 1943 года А.Р. Шарапова вызвали в Москву. После бесед в Главном разведуправлении и в ЦК ВКП(б) он был назначен заместителем главы военной миссии в Великобритании контр-адмирала Н.М. Харламова по авиации. Официальная версия его прибытия — руководство группой, занимавшейся вопросами координации действий Англии и СССР в вопросах поставок авиационной техники. Реальная задача была другой40.

Для скорейшего завершения войны требовалось открытие второго фронта против Германии в Европе. На континенте был необходим плацдарм для переброски и сосредоточения крупных сил для проведения масштабных наступательных операций. А это, в свою очередь, требовало высадки морских и воздушных десантов. Главным пунктом военных решений Тегеранской конференции, проведённой в конце 1943 года, стала договоренность о том, что высадка англо-американских войск на севере Франции, в Нормандии, будет предпринята в течение мая 1944 года вместе с операцией против Южной Франции41. В связи с привлечением крупных сил авиации к проведению предстоявших боевых действий генерал-майор авиации А.Р. Шарапов, обладавший необходимыми знаниями и опытом, принял непосредственное участие как авиационный наблюдатель и представитель СССР в подготовке и проведении стратегической операции по высадке союзных войск в Нормандии. Накануне этого события СССР стремился избегать острых разногласий с Великобританией и США по ряду вопросов, ставя на первый план общность главной задачи — скорейшего разгрома Германии. Советская сторона активно содействовала реализации плана «Бодигард» по дезинформации немцев о месте и времени высадки союзников.

Для оценки готовности к предстоявшей операции Шарапов посещал центры боевой подготовки войск, штабы, американские и английские воинские части, предназначенные для высадки на континент. В результате именно его контактов с главой штаба разведки Королевских ВВС Великобритании вице-маршалом Фрэнсисом Ф. Инглисом были скорректированы британские и советские оценки общей производительности германских авиастроительных заводов, а также определены заводы, подлежавшие бомбардировке и уничтожению.

За свою деятельность в годы Второй мировой войны генерал-майор авиации А.Р. Шарапов был удостоен нижеперечисленных наград: за успешное выполнение заданий Верховного Главнокомандования Указом Президиума ВС от 1 сентября 1945 года награждён орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени; за заслуги перед Родиной 3 ноября 1944 года награждён орденом Красного Знамени; 21 февраля 1945 года награждён орденом Ленина и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

В феврале 1946 года А.Р Шарапов, обладавший огромным опытом по взаимодействию с командованиями Англии и США, после перевода военно-штабного комитета Организации Объединённых Наций в США убыл за океан в служебную командировку. Более трёх лет он был представителем ВВС СССР в военно-штабном комитете ООН в Нью-Йорке. Этот комитет являлся вспомогательным органом Совета Безопасности ООН, предназначенным для планирования военных операций ООН. Нестандартная деятельность, направленная на обеспечение безопасности на всех континентах, в условиях обострения отношений между вчерашними союзниками требовала от Андрея Родионовича не только знаний и опыта как военачальника, но и тонкостей дипломатической работы.

В марте 1946 года А.Р. Шарапову было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации, а 6 ноября 1947 года за заслуги перед Родиной он был награждён вторым орденом Красного Знамени.

По возвращении из Нью-Йорка с ноября 1949 года Андрей Родионович исполнял обязанности помощника начальника Военно-воздушной академии по научной работе (посёлок Монино). В феврале 1950 года принимал участие в создании специального факультета, осуществлявшего подготовку военнослужащих иностранных государств42. 21 марта 1951 года он был уволен в отставку, жил в Москве, активно занимался общественной деятельностью.

Андрей Родионович Шарапов скончался 25 января 1973 года в возрасте 76 лет и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Осмысливая жизненный путь генерала А.Р. Шарапова, приходим к тому выводу, что высокая работоспособность, желание и умение насыщать себя знаниями, богатый войсковой и боевой опыт сделали из него военного профессионала высокого уровня. Вся его разносторонняя многолетняя деятельность, связанная с испытанием и совершенствованием авиационной техники, руководством крупными войсковыми формированиями и военными академиями, его работа в военно-дипломатическом корпусе в годы Второй мировой и «холодной» войн были направлены на укрепление обороны и обеспечение безопасности Родины. Именно на таких примерах беззаветной службы своему Отечеству следует воспитывать будущих офицеров и подрастающие поколения нашей страны.

В академии именно при А.Р. Шарапове были заложены те основы, которые в настоящее время позволяют Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского с высоким качеством осуществлять подготовку высококлассных специалистов как для Вооружённых сил Российской Федерации, так и для армий иностранных государств.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 41323. Оп. 1. Д. 6. Л. 23.

2 Там же. Д. 13. Л. 1 об.

3 Там же. Ф. 41321. Оп. 1. Д. 5. Л. 33.

4 Там же.

5 Офицерская школа авиации (Гатчина) // Офицеры русской императорской армии [сайт]. URL: http://www.ria1914/info/index.php.

6 РГВА. Ф. 41321. Оп. 1. Д. 5. Л. 33.

7 Там же. Ф. 41323. Оп. 1. Д. 6. Л. 12.

8 Иноземцев И.Г. Под крылом — Ленинград. М.: Воениздат, 1978. С. 3, 4.

9 РГВА. Ф. 41323. Оп. 1. Д. 6. Л. 12 об.

10 Там же. Ф. 41321. Оп. 1. Д. 5. Л. 7.

11 Там же. Ф. 41323. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

12 Высшие офицеры Великой Страны. Т. 20: Ш—Я. М.: Синтерия, 2020. С. 20.

13 РГВА. Ф. 41323. Оп. 1. Д. 13. Л. 7, 9.

14 Там же. Д. 2. Л. 3 об.

15 Там же. Ф. 41321. Оп. 1. Д. 5. Л. 7.

16 История Военно-воздушных сил Советской армии: от начала зарождения воздухоплавания и авиации в России до Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945 гг.: учебное пособие для военно-учебных заведений ВВС. М.: Военное изд-во МО СССР, 1954. С. 45.

17 РГВА. Ф. 41321. Оп. 1. Д. 5. Л. 2.

18 Смыслов О.С. Асы против асов. М.: Вече, 2012. С. 7, 8.

19 Олтаржевский Г. Высота вокруг: как первая русская школа Авиаторов стала элитной // Известия. 2018. 24 ноября.

20 РГВА. Ф. 41321. Оп. 1. Д. 5. Л. 5, 6, 8.

21 Там же. Ф. 41323. Оп. 1. Д. 1. Л. 3.

22 Громов М.М. На земле и в небе. М.: Гласность-АС, 2005. С. 49.

23 Там же.

24 РГВА. Ф. 41323. Оп. 1. Д. 22. Л. 1—6.

25 Там же. Д. 6. Л. 33.

26 Дорошкевич О.В. и др. Оружие и военная техника, изменившие ход Великой Отечественной войны. М.: АСТ, 2015. С. 148.

27 РГВА. Ф. 41323. Оп. 1. Д. 10. Л. 9—16.

28 О Военно-воздушных силах Красной армии: постановление СНК № 2265-977сс 5 ноября 1940 г. Архив Президента РФ. Ф. 93. Коллекция документов. Машинописный текст на бланке «Постановление Совета Народных Комиссаров СССР»: заверенная копия // Авиация Второй мировой [сайт]. URL: https://airpages.ru/dc/doc511.shtml.

29 РГВА. Ф. 4. Оп. 156. Д. 2. Л. 12—13 об.

30 Акты о передаче Ленинградского института инженеров гражданского воздушного флота в систему НКО; Ленинградская Военно-воздушная академия Красной Армии. 1941. № 1. Л. 134.

31 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 60721. Оп. 36340. Д. 22. Л. 21 об.

32 Там же. Д. 26. Л. 1.

33 Там же. Д. 48. Л. 3.

34 Там же. Д. 79. Л. 33.

35 РГВА. Ф. 4. Оп. 156. Д. 2. Л. 12—13 об.

36 ЦАМО РФ. Ф. 60721. Оп. 36339. Д. 17. Л. 3 [предисловие].

37 Ежов А.П. Академия в годы войны. Для внутриведомственного пользования. Секретные материалы. Л.: Военный инженерный Краснознамённый институт имени А.Ф. Можайского, 1976. С. 22, 23.

38 Путин В.В. 75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим // Президент России [официальный сайт]. 2020. 19 июня. URL: http://www.kremlin.ru/events/prezident/news/63527

39 Пономарёв А.Н. Покорители неба. М.: Воениздат, 1980. С. 82, 83.

40 Харламов Н.М. Трудная миссия / Литературная запись В.И. Титова при участии В.В. Веселовского. М.: Воениздат, 1983. С. 33, 34.

41 В штабах Победы. 1941—1945: документы в 5 кн. Кн. 3. 1943. «Ломая упорное сопротивление врага…». М.: Научно-политическая книга, 2020. С. 19.

42 Иванчура В.И. Славный путь длиною в век. Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2016. С. 45.