После Отечественной войны 1812 года российская имперская эмблема нашла отклик в душе народа

image_print

Военная символика

Ражнёв Геннадий Владимирович — доцент Военной академии войсковой ПВО ВС РФ имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского, полковник в отставке, кандидат философских наук, доцент, почётный работник высшего профессионального образования РФ (г. Смоленск. E-mail: gena77741@rambler.ru)

Ранчугова Наталья Геннадьевна — аспирант Смоленского гуманитарного университета (г. Смоленск. E-mail: natalya_ranchugova@mail.ru)

«После Отечественной войны 1812 года российская имперская эмблема нашла отклик в душе народа»

Двуглавый орёл как символ военной мощи государства и его правителя известен с глубокой древности. Эта фантастическая птица под именем Гандаберунда впервые упоминается в древних канонических текстах индуизма. На дравидийском языке каннада ганда — сильный, берунда — двухголовый. В Вишну-пуране рассказывается, что бог-воин Вишну превращался в Гандаберунду, когда обычного оружия, которым он владел, оказывалось недостаточно и требовалось проявить фантастическую силу: двуглавый орёл легко мог поднять в каждой лапе и клюве по слону или льву. Интересно, что такое изображение Гандаберунды сохранилось не только на средневековых монетах, но и на барельефе храма Рамешвар в индийском г. Келади, который построен в XVI веке, а также в гербе королевства (княжества) Майсур, где Гандаберунда держит в каждой лапе по слону.

Гандаберунда известен и в качестве эмблемы династии королей Майсура — Водеяров, на ряде золотых и медных монет могущественной империи Виджаянагар (юг Индии) XIII—XVI вв., а в наши дни — в гербах штата Карнатака, г. Майсур, его университета и др.

Гандаберунда воспринимался индийцами не только как символ бога-воина Вишну, его высшей власти и военной силы. Как аватар (воплощение) Вишну он символизировал также соблюдение принципов дхармы (дисциплины и порядка). Видная индийская исследовательница из Бангалора доктор философии К.Л. Кэмэт в книге «Prani Parisara» (о животных в индийской скульптуре) писала, что Гандаберунда выражает также идеи плодородия и могущества, причём в последней отражается в первую очередь военная семантика, военная составляющая этой геральдической фигуры. Другие истоки военной семантики Гандаберунды связаны с представлениями индусов о Вишну-воине, который, как упоминается в брахманах, не только «совершает подвиги на благо угнетённых и притесняемых», но и играет «решающую роль в битве богов и асуров»1. В одной из четырёх рук он держит чакру — диск, оружие сверхъестественной силы, напоминающее бумеранг, в другой — раковину, издающую звук, вселяющий ужас в противника, в третьей — булаву, в четвёртой — лук. Именно поэтому «его считают охранителем и защитником»2, обладающим бесстрашием, необыкновенной силой и непобедимостью. Для достижения победы Вишну способен перевоплощаться в многочисленный арсенал аватаров, один из которых — двуглавый орёл демонстрировал невиданную мощь и силу.

В буддизме двуглавый орёл символизировал силу и власть Будды, в мусульманском мире — высшую, в том числе военную, власть султана, который представлялся как богатырь-воин, отличавшийся храбростью, решимостью, волей к победе и воинственностью.

Изображение двуглавого орла как герба Священной Римской империи относится к XV веку. Тогда и сформировался так называемый германский стиль двуглавого орла, отразивший германский менталитет. Крылья «германского» двуглавого орла воинственно подняты вверх, между маховыми перьями помещаются фады — нитевидные перья, лапы у орла мощные, широко расставлены, а пальцы и когти вырисованы с гротесковым натурализмом. Клювы хищнически открыты, языки далеко высунуты. Хвост — вычурный, декоративный. Весь облик орла устрашающ и яростен. В этом стиле двуглавых орлов изображали и великие немецкие художники эпохи Возрождения — А. Дюрер, Г. Бургмайер и А. Альтдорфер.

На Руси двуглавый орёл в качестве государственного символа появился, как считают многие исследователи3, в годы правления Ивана III (1440—1505), женившегося на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог в 1472 году. Династической эмблемой Палеологов служил двуглавый орёл, поэтому его заимствование, как полагали В.Н. Татищев и Н.М. Карамзин, демонстрировало преемственность православия и высшую власть Ивана III — великого князя «всея Руси». Памятником, подтверждающим это, можно считать печать из воска, привешенную к грамоте, данной Иваном III своим племянникам в 1497 году. Иную версию высказали сначала американский историк Г. Эйлиф4, а затем и российский историк В.А. Кучкин5, которые установили, что печать 1497 года изготовлена немецким гравёром в 1490 году в связи с заключением договора между Москвой и Священной Римской империей, направленного против польского короля. Так или иначе, но отметим одну важную деталь: двуглавый орёл на печати стилистически идентичен византийскому, а не германскому образцу. Видимо, это и хотел подчеркнуть Иван III, когда утвердилась официальная формула «Москва — третий Рим, а четвёртому — не бывать».

И хотя за годы своего бытия на русской земле двуглавый орёл обрусел, социальные представления о нём долго сохраняли византийский характер. Он понимался, прежде всего, как символ великой и могучей державы, символ высшей власти императора, данной от Бога, символ евразийского единства России. Изображение двуглавого орла на оружии считалось не только оберегом, но и своеобразным талисманом, обеспечивавшим успех и победу в бою владельцу оружия. Вот почему оно стало в России весьма популярным в среде военных, и мы можем увидеть его на многочисленных предметах начиная с XV века, особенно на холодном и огнестрельном оружии.

До Петра I орёл в своих лапах держал разные предметы, начиная с Евангелия, православного креста, кончая скипетром, державой, копьём и мечом, который изображался как коротким, так и длинным. Это усиливало военную символику российского герба, поэтому и после Петра I иногда в лапах орла тоже изображали меч, а иногда и шпагу. Забегая вперёд, отметим, что в составе Большого Государственного герба Российской империи, утверждённого в 1882 году, изображались архистратиг Михаил с пламенеющим мечом — главный покровитель воинства, архангел Гавриил с копьём, девиз «С нами Бог!», а также шлем святого великого князя Александра Невского, венчающий гербовый щит, что существенно усиливало его военную семантику. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарёв. М., 1991. Т. 1. А — К. С. 239.

2 Символы буддизма, индуизма, тантризма. М., 1977. С. 94.

3 См., например: Наумов О.Н. Государственный герб России как проблема исторического знания // Преподавание истории в школе. 2009. № 5. С. 3.

4 Аlef Gustave. The Adoption of the Muskovite Two Headed Eagle: A Discordant View // Speculum. 1966. Vol. 41(1). P. 1—21.

5 Кучкин В.А. Великокняжеская печать с двуглавым орлом грамоты 1497 года // Вопросы истории. 1999. № 4/5. С. 24—39.