Провал пропаганды гитлеровской германии в Турции

image_print

Аннотация. В статье представлены результаты проведённого на основе архивных документов анализа системы германской пропаганды в Турции в годы Второй мировой войны, рассмотрены основные каналы и ценностные ориентации, которые она стремилась навязать турецким гражданам, а также причины низкой эффективности этого влияния.

Summary. The article presents the results of an analysis of the German propaganda system in Turkey during the Second World War, based on archival documents. The main channels and value orientations that this system tried to impose on Turkish citizens, as well as the reasons for the low effectiveness of this influence are considered.

ИЗ ИСТОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА

 

ДАЦИШИНА Марина Викторовна — главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории, кандидат исторических наук

(Москва. E-mail: ditrich@list.ru).

 

ПРОВАЛ ПРОПАГАНДЫ ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ В ТУРЦИИ

 

За влияние на Турцию боролся ещё Бисмарк. Германская пропаганда сыграла немалую роль во вступлении Турции в Первую мировую войну. После её окончания в Стамбуле открывались немецкие книжные магазины, немцы налаживали отношения с редакциями турецких газет, прежде всего с «Милли инкилап» («Национальная революция»), действовало Общество германо-турецкой дружбы, сформировавшееся вокруг Тевтонского клуба в Стамбуле.

В ходе Второй мировой войны государства — участники противостоявших друг другу коалиций активно боролись за влияние на Турцию. Незадолго до войны, в июле 1938 года на предложение министра иностранных дел Германии И. фон Риббентропа Турции присоединиться к государствам оси её министр иностранных дел Р. Арас ответил отказом, во многом связанным с политической позицией основателя современного турецкого государства, первого президента Турецкой Республики в 1927—1938 гг. М. Кемаля (Ататюрка), однако к лету 1940 года новый президент Турции И. Инёню стал проводить всё более отчётливую пронацистскую политику1. 18 июня 1941 года был подписан договор «О дружбе и ненападении» с Германией, которым Турция фактически ставилась в положение союзника Третьего рейха в войне против Советского Союза2. С началом войны турецкое правительство официально объявило о своём нейтралитете, однако, по свидетельству германского посла в Анкаре Ф. фон Папена, с одобрением встретило нападение Германии на СССР; некоторые турецкие круги, по-видимому, были склонны «присоединить к себе ценнейшие бакинские месторождения нефти»3. Турция начала концентрацию войск на границе с СССР.

Исход Битвы под Москвой, развеяв миф о непобедимости вермахта, несколько остудил самые горячие турецкие головы, но они не отказались от своих устремлений. В 1942 году Турция провела мобилизацию и сосредоточила на границе с советским Закавказьем 26 своих дивизий4. Руководство Турции выжидало, когда Красная армия ослабнет, и наступит удобный момент для захвата Крыма и Северного Кавказа. Но исход битв и сражений 1942—1943 гг. на советско-германском и других фронтах, изменив ход Второй мировой войны, заставил Турцию отказаться от захватнических намерений. Страны антигитлеровской коалиции усилии давление на неё, требуя объявить войну Германии. Инёню упорно уклонялся от таких обещаний. Только в конце 1944 года турецкое правительство начало сворачивать политику «нейтралитета в пользу Германии». После Ялтинской конференции, на которой было заявлено, что в создании Организации Объединённых Наций примут участие государства, объявившие войну Германии до 1 марта 1945 года, Турция объявила её 23 февраля5.

В годы войны противодействие германскому влиянию и фашистской агентуре в Турции, Иране и Афганистане, недопущение изменения их внешнеполитического курса, препятствование сближению этих стран с фашистским альянсом были важной частью внешнеполитической деятельности СССР6. В решении этих задач активно участвовали работавшие в Турции советские дипломаты во главе с Чрезвычайным и Полномочным послом СССР С.А. Виноградовым и сотрудники советской разведки7.

Пропагандой за рубежом в нацистской Германии занимались три ведомства: министерство иностранных дел во главе с И. фон Риббентропом, министерство просвещения и пропаганды во главе с Й. Геббельсом и внешнеполитическое ведомство НСДАП во главе с А. Розенбергом. После 1941 года Розенберг в качестве министра по делам оккупированных восточных территорий стал вмешиваться в деятельность министерства иностранных дел на Балканах, в Финляндии и Турции8. В пропаганде на ряд стран особую роль пытался играть глава имперской палаты печати О. Дитрих, который контролировал партийную печать и готовил для германских средств массовой информации директивы по партийным вопросам.

В организации германской пропаганды в Турции активно участвовал посол Германии Ф. фон Папен. Его личное влияние укрепляло дружественное расположение турецких деловых кругов к Германии. Фон Папен, служивший в 1917 году офицером в германском генеральном штабе на Ближнем Востоке, а также в чине майора в турецкой армии в Палестине, легко находил общий язык и с турецкими военными. Несогласие с позицией посла приводило к кадровым перестановкам в германском посольстве, даже в ущерб германской пропаганде. Так, в 1942 году из Турции в Берлин был отправлен востоковед-полиглот, эксперт по Турции и Ближнему Востоку, пресс-атташе Ф. Шмидт-Дюмо.

Во всех странах, которые Германия пыталась вовлечь в войну против СССР, к информационному противоборству привлекались отдел пропаганды вермахта и военная разведка.

Значительная часть германских пропагандистских продуктов — газеты, книги, журналы, кинофильмы — поступала в Турцию в готовом виде. Основную роль в их создании играло министерство просвещения и пропаганды. Сводки информации предоставляло Германское бюро информации, которое было «слугой двух господ» — министерства иностранных дел и министерства просвещения и пропаганды.

Вместе с тем пропагандистские продукты, адаптированные для турецкого читателя (материалы германских журналистов на местные темы, подборки сводок информационных агентств и фотографий для турецкой прессы), готовились в Стамбуле. Там директивные установки германских ведомств адаптировались к местному информационному рынку и внедрялись в основные турецкие каналы коммуникации. В 1943 году общей координацией германской пропаганды руководил пресс-атташе посольства, он направлял работу германских журналистов из двух офисов — в Анкаре (по месту расположения германского посольства) и в Стамбуле (там находилось генеральное германское консульство)9. Наиболее известными турецкими корреспондентами германских газет были В. фон Дегаль («Фёлькишер беобахтер» / «Völkischer Beobachter»); М. Бетке («Дас Рейх» / «Das Reich»); К. фон Мюлен («Донау цайтунг» / «Die Donau-Zeitung»)10. Кроме того, в Турции работали немецкие журналисты Ф. фон Лорах — бывший корреспондент «Дойче альгемайне цайтунг» / «Deutsche Allgemeine Zeitung», а также Ф. Уланд.

В 1943 году в Турции с разрешения её правительства работали германские информационные агентства, представленные в таблице.

Наряду с постоянно действовавшими германскими агентствами и аккредитованными журналистами в пропагандистском влиянии на Турцию участвовали приезжавшие в страну видные германские чиновники и журналисты. Для встреч со студентами университетов в Стамбуле и Анкаре приезжал К. Дим, генеральный секретарь оргкомитета берлинской Олимпиады 1936 года. Высокопоставленный чиновник министерства просвещения и пропаганды, правая рука Геббельса, один из авторов пропагандистской фальшивки о «превентивной войне» Г. Фриче посещал директора департамента печати правительства Турции (не случайно в турецкой армии велась пропаганда необходимости новой «превентивной войны» Турции против СССР, чтобы тот не захватил черноморские проливы11). Сотрудники агентства «Трансконтиненталь пресс», работавшего под эгидой МИД Германии, встречались с директором турецкого информационного агентства «Анаг»12.

Основными каналами германской пропаганды в Турции были турецкая пресса и непериодические издания, привезённые из Германии журналы, книги и кинокартины, а также радиопередачи, гастрольные концерты немецких певцов и музыкантов, устная пропаганда, распространение слухов. Основными идеями, которые германская пропаганда стремилась насаждать в турецкое общественное сознание, были: превосходство и первенство Германии в науке, медицине; непобедимость вермахта; военное братство Германии и Турции; превосходство Турции (турецкий национализм, пантюркизм). Важная роль отводилась созданию позитивного образа Германии.

Германским издателям принадлежали две стамбульские газеты — «Тюркише пост» и «Бейоглу». Они выходили на турецком языке сравнительно небольшими тиражами, поэтому не оказывали существенного влияния на турецкое население.

Прогерманские настроения поддерживали издатели и читатели турецких газет «Джумхуриет» и «Вакыт», которые разделяли убеждения радикальных турецких националистов, презрение к национальным меньшинствам и антисоветские настроения13.

Турецкие газеты, для которых немецкие агентства стали основным источником информации о положении в Европе, часть их материалов использовали без вмешательства германских эмиссаров. По данным редакторов турецких газет, информация из Европы больше всего интересовала читателей. Сообщения агентства МИД Германии «Трансконтиненталь пресс» преподносили события в виде сенсаций, часто искажали информацию, но она находила отклик у турецких читателей14.

Главная задача германских информационных агентств заключалась в том, чтобы обеспечить постоянное использование их сообщений в неизменном виде турецкими изданиями, многие из которых скептически относились к германской пропаганде15.

Так как значительное количество немецких сообщений не попадало в турецкие газеты, германские эмиссары активно использовали такие рычаги их продвижения, как финансирование изданий, взятки редакторам и другим сотрудникам газет16, приём изменённого источника. Выплачивая гонорары в 55—100 американских долларов низкооплачиваемым секретарям турецких изданий, размер месячной зарплаты которых был эквивалентен примерно 85 долларам, немцы ухитрялись протаскивать свои материалы даже в газеты, бесспорно просоюзнические17, выступавшие в поддержку антигитлеровской коалиции. Подобными махинациями руководил, как правило, пресс-атташе посольства Германии Х. Комишке. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Подробнее см.: Великая Отечественная война 1941—1945 годов в 12 т. Т. 9. Союзники СССР по антигитлеровской коалиции. М.: Кучково поле, 2014. С. 543—545; интернет-ресурс: портал Министерства обороны РФ: http://encyclopedia.mil.ru.

2 Великая Отечественная война 1941—1945 годов. Т. 8. Внешняя политика и дипломатия Советского Союза в годы войны. М.: Кучково поле, 2014. С. 147.

3 Там же.

4 Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны в 2 кн. Кн. 2. М., 1985. С. 107; Великая Отечественная война 1941—1945 годов. Т. 6. Тайная война. Разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны. М.: Кучково поле, 2013. С. 256.

5 Там же. Т. 8. С. 549.

6 Там же. С. 130.

7 Подробнее см.: там же. Т. 6. С. 198, 199, 256.

8 Подробнее см.: Риббентроп И. фон. Между Лондоном и Москвой. М.: Мысль, 1996. С. 105.

9 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 128. Д. 9. Л. 10.

10 Там же. Л. 13.

11 Там же. Д. 44. Л. 93.

12 Там же. Д. 9. Л. 13.

13 Там же. Л. 8.

14 Там же. Л. 14.

15 28 и 29 апреля 1943 г. турецкие газеты «Эн Сон Дакика», «Тан» и «Хабер» опубликовали статьи, разоблачавшие германскую пропаганду на русском языке, адресованную советскому народу. Турецкий журналист С. Эртем писал: «Берлин в радиопередачах на русском языке по случаю Пасхи дал русскому народу много наставлений. Он обещал, что Россия будет воскрешена русской освободительной армией, созданной немцами <…> Нас… больше всего занимает вопрос: почему с этими обещаниями немцам нужно было ждать Пасхи 1943 года? Почему они не были даны в то время, когда немецкие армии победоносно продвигались по территориям России <…> подобные обращения оккупантов вызовут лишь сомнения у тех, кому они адресованы…» // РГАСПИ. Ф. 625. Оп. 1. Д. 46. Л. 578 об.

16 Там же. Л. 17.

17 Там же. Л. 19.