Последний заказ на подводные лодки для российского императорского флота

image_print

Аннотация. В статье на основе архивных документов исследуются особенности и причины срыва последнего заказа для Российского Императорского флота на подводные лодки.

Summary. The article on the basis of archival documents examines the features and causes of disruption of the last order for the Russian Imperial Navy on submarines.

ИЗ ИСТОРИИ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

 

ФЕДУЛОВ Сергей Валентинович — доцент кафедры Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, кандидат исторических наук

(Санкт-Петербург. Е-mail: serg.val.fed.661000@yandex.ru);

СТАНКЕВИЧ Наталия Александровна — военнослужащая Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского

(Санкт-Петербург. Е-mail: nat24ru@nm.ru).

 

ПОСЛЕДНИЙ ЗАКАЗ НА ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА

 

В годы Первой мировой войны (1914—1918 гг.) и особенно в её заключительный период Российская империя испытывала острую нужду в военной технике и вооружении.

Тяжёлое положение сложилось на севере страны, так как там в морских водах России начали появляться германские корабли. С целью противодействия им была создана Северная ледовая флотилия (СЛФ), которая нуждалась в пополнении корабельным составом, и в частности подводными лодками (ПЛ). Учитывая это, 8 февраля 1917 года с разрешения Совета министров отдел общих дел Главного управления кораблестроения (ООД ГУК) и акционерное общество (АО) «Петровская верфь» (бывшее «Ноблесснер») заключили контракт на поставку ПЛ. Предметом контракта являлись 6 подлодок в 361 т метацентрического водоизмещения (в надводном положении) с окончательной отделкой, покраской, инвентарём, снабжённые всеми элементами судового хозяйства. Исполнитель — Соединённые Штаты Северной Америки (СШСА) в лице общества «Electric Boat Company». Все формальности заказа прописывались и детализировались согласно спецификации и общему чертежу, прилагавшимся к контракту (от 18 августа 1915 г.)1. В соответствии с ними контрагент («Петровская верфь») обязался принять заказ и передать его для исполнения упомянутому американскому обществу, которое на своей верфи в г. Ванкувере (Британская колония) должно было построить и оснастить ПЛ их следующим вооружением: 4 мины (торпеды) Уайтхеда образца 1910 года, заряженные в аппараты, 4 запасные мины2.

После постройки лодки в разобранном виде (в спецупаковках) должны были отправить из Ванкувера в один из российских портов. Их доставку к месту сборки и монтаж планировалось осуществлять на средства нашего Морского министерства. По его требованию в случае необходимости контрагент мог командировать в СШСА за свой счёт опытных специалистов (в том числе и американских). Исполнителю же за работы и необходимые материалы (для сборки ПЛ), упаковку, доставку в порт назначения и страховку от военного и морского риска в пути наметили уплатить 2 млн 280 тыс. рублей за каждое изделие и 13 млн 680 тыс. за весь заказ. Кроме того, за мины (торпеды), материалы и топливо для испытания каждой лодки контрагенту причиталось выплатить 126 тыс. и 756 тыс. рублей соответственно3.

Согласно контракту сроки выполнения заказа устанавливались следующие: первые 3 лодки — не позднее 15/28 июля 1917 года; остальные — не позднее 15/28 августа того же года. Вместе с тем устанавливался порядок оплаты услуг контрагента со стороны ООД ГУК: 1-й платёж — сразу после подписания контракта (50 проц. стоимости каждой лодки; 6 млн 840 тыс. рублей) и половинная сумма за мины Уайтхеда с комплектующими принадлежностями, материалами и топливом для испытания каждой лодки (378 тыс. рублей); 2-й платёж — по представлении военно-морскому агенту Русского императорского флота в СШСА документов на отправку ПЛ с принадлежностями и запасными частями в Россию и страховые полисы на них в размере 25 проц. стоимости каждой (570 тыс.). В дополнение к этому — 25 проц. стоимости мин Уайтхеда с комплектующими принадлежностями, материалами и топливом для испытания (каждой лодки; 31,5 тыс. рублей); 3-й платёж — по прибытии в порт назначения (20 проц. стоимости каждой ПЛ; 456 тыс. рублей), столько же (20 проц.) за мины Уайтхеда с комплектующими принадлежностями, материалами и топливом для испытаний (по 25 200 рублей); 4-й платёж — по истечении 6 месяцев гарантии, считая со дня зачисления субмарин в состав флота, но не позднее 10 месяцев со дня прибытия из США (по 5 проц. стоимости; 114 тыс. рублей) и соответственно (по 5 проц.) за торпедное вооружение, комплектующие принадлежности, материалы и топливо для испытаний (по 6300 рублей)4.

Вместе с тем в контракте определялись условия испытаний (параметры и характеристики) как отдельных узлов, агрегатов и механизмов, так и всей лодки в целом, а также штрафные санкции за несоответствие и дефекты.

Подписи под документом поставили члены правления АО «Петровская верфь» статский советник инженер-технолог М.С. Плотников, инженер-механик М.И. Шишмарёв и начальник ООД ГУК генерал-майор Ковесский.

Первые 3 лодки, строившиеся в СШСА, предназначались для использования в северных морях. Однако усложнившееся политическое и социально-экономическое положение в стране в связи с отречением императора Николая II от трона и приходом к власти Временного правительства, развал русского фронта на полях сражений привели к тому, что выполнение всего заказа американская сторона перенесла на осень 1917 года, хотя в России ПЛ ждали и к их приёму готовились.

29 сентября начальник отдела подводного плавания капитан 1 ранга Быков доложил начальнику Морского генерального штаба (МГШ), что с увеличением СЛФ на 3 подводные лодки типа «АГ» и 1 «Святой Георгий» необходимо «срочно принять меры». Он считал очень важным подготовить в первую очередь базу в Кольском заливе для них; также предлагал направить в указанный район офицеров — корабельного инженера капитана Щеглова и инженера-механика старшего лейтенанта Борисова, которым следовало поручить «осмотреть плав. мастерскую “Ксения” с целью подготовки её для нужд подводного плавания». По его мнению, при постановке задач не лишним будет «указать необходимые для подводных лодок расходные материалы», «изучить маршруты снабжения этими материалами и способы их хранения», знать «условия для размещения экипажей подводных лодок»5.

К тому времени ПЛ «Святой Георгий» под командованием старшего лейтенанта Резнича совершила трудный переход, в 5000 миль своим ходом из Италии, где была построена, в Архангельск. Переход осуществлялся в осенний период штормов, через районы действия германских подлодок, насыщенные минными полями. В поощрительном приказе по флоту от 22 сентября 1917 года морской министр контр-адмирал Вердеревский отметил мужество, героизм и опыт экипажа6. Вместе с тем за десять дней до этого начальник СЛФ направил телеграмму начальнику МГШ с уточнением: «Святой Георгий» в морозы плавать и воевать не сможет, так как предназначен для эксплуатации в тёплых водах7.

С учётом столь неожиданного обстоятельства заказ в СШСА представлял собой «особую ценность». Чтобы ускорить его исполнение, 13 сентября 1917 года во Владивосток был отправлен командир подводной лодки «Кета» старший лейтенант Бохенский для оказания помощи инженеру-механику Иванову в приёмке частей изделий, полученных в разобранном виде, и отправки их для сборки в Петроград8. Тогда же помощник начальника Главного управления по заграничному снабжению Н.Н. Сиверс предложил помощнику морского министра С.А. Кукелю перевозить лодки, которые «будут приходить из Америки» в Петроград, специальными поездами (один для каждой ПЛ) по одному в неделю9. 30 сентября военно-морской агент в СШСА сообщил начальнику МГШ следующее: «Фирма “Electric Boat Company” уведомила о готовности 6 корпусов подводных лодок по заказу от 8.02.1917 г. Машины и механизмы к ним будут сданы через 10 месяцев. Фирма просила отсрочку выполнения заказа на тот же срок. Вместе с тем руководство фирмы обратилось к Председателю АО “Петровская верфь” Карпову с предложением расторгнуть контракт на условии возвращения платежей в связи с внутриполитическими событиями в России»10.

В начале октября 1917 года председатель АО «Петровские верфи» переслал доверенность военно-морскому агенту в СШСА для ведения переговоров с руководством фирмы «Electric Boat Company» по вопросу перезаключения контракта. 18 октября по результатам переговоров было достигнуто соглашение. В соответствии с ним «в случае оплаты заказа долларами фирма “Electric Boat Company” отправит в Россию корпуса лодок в ноябре 1917 года, а машины, механизмы и аккумуляторные батареи в феврале—марте 1918 года». Стоимость ПЛ составляла 742 500 долларов за каждую без мин (торпед) с доставкой во Владивосток.

Порядок платежей при этом устанавливался следующий:

«1-й платёж — сразу после заключения нового контракта в размере 50% стоимости заказа. При этом АО “Петровская верфь” должна вернуть Морскому министерству полученные платежи в рублях;

2-й — после отправки подводных лодок из СШСА в размере 25% стоимости заказа;

3-й — по прибытии подводных лодок во Владивосток в размере 20% стоимости заказа;

4-й — по истечении 6 месяцев гарантии, но не позднее 10 месяцев после доставки подводных лодок во Владивосток, в размере 5% стоимости заказа»11.

Через неделю произошла революция, совершившая коренной перелом в социально-политическом, экономическом укладе страны. Советская Россия объявила о выходе из войны. 5 декабря 1917 года начальник МГШ сообщил военно-морскому агенту, что в сложившейся ситуации американскую валюту получить невозможно12. 18 декабря Верховная морская коллегия постановила: «Аннулировать контракт с АО “Петровская верфь” на доставку из СШСА 6 подводных лодок типа “АГ” (для Белого и Балтийского морей) и строить лишь 2 подводные лодки типа “Генерал-лейтенанта Бубнова” на Балтийском заводе для Балтийского моря и 2 подводные лодки типа “Фиат” на Русском судостроительном заводе для Чёрного моря»13.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: во-первых, размещая заказ на изготовление подводных лодок в частной судостроительной фирме «Electric Boat Company», Морское министерство Российской империи использовало в качестве контрагента аналогичное (негосударственное) АО «Петровские верфи». Это избавляло военно-морское ведомство от излишних организационных и технических мероприятий, связанных с реализацией заказа. Во-вторых, выполнение зарубежными фирмами условий контакта в частности и всего заказа вообще напрямую зависело от социально-политической обстановки в стране заказчика, устойчивости и надёжности её финансово-экономической системы. В-третьих, царское правительство слишком поздно осознало важность и необходимость защиты северного региона (его освоение, охрана и оборона были реализованы уже в Советской России), что усугубила спекулятивная позиция американских политиков и дельцов.

 

_________________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Российский государственный архив Военно-морского флота. Ф. 401. Оп. 1. Д. 1489. Л. 13.

2 Там же. Л. 14.

3 Там же. Л. 15.

4 Там же. Л. 19, 20.

5 Там же. Л. 69.

6 Там же. Л. 70.

7 Там же. Л. 65.

8 Там же. Л. 68.

9 Там же. Л. 79.

10 Там же. Л. 76.

11 Там же. Л. 91.

12 Там же. Л. 112.

13 Там же. Л. 106.