Поэты — участники Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг.

image_print

Аннотация. Статья посвящена творческому наследию русских офицеров и государственных служащих, принимавших участие в Заграничных походах 1813—1814 гг.; их жизненному пути и воинским заслугам; рассматриваются новые общественные и политические веяния, появившиеся в русской поэзии первой четверти XIX столетия. Многие из поэтов участвовали в восстании декабристов 1825 года, либо состояли в тайных обществах, либо сочувствовали декабристам. Литературное творчество для них стало яркой формой самовыражения. Другие поэты — участники Заграничных походов, хотя и видели в русской жизни недостатки, предпочитали с властями не бороться, а сотрудничать. 

Summary. The paper focuses on the creative heritage of Russian officers and public servants who took part in 1813—1814 foreign campaigns, on their life and military merits, looking at new public and political trends that appeared in Russian poetry in the first quarter of the 19th century. Many of the poets participated in the 1825 uprising of Decembrists or were members of secret societies, or else were Decembrist sympathizers. Literary work became for them a vivid form of self-expression. Other poets involved in foreign campaigns, while fully aware of the shortcomings of Russian life, preferred to cooperate with the authorities rather than fight against them.

АРМИЯ И ОБЩЕСТВО

ЛАЗАРЕВ Сергей Евгеньевич — доцент кафедры культурного наследия Орловского государственного института культуры, кандидат исторических наук, профессор Академии военных наук РФ

«СРЕДИ ВОЕННЫХ НЕПОГОД»

Поэты — участники Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг.

Заграничные походы русской армии 1813—1814 гг. подарили отечественной литературе целую плеяду талантливых поэтов из офицерской и военно-чиновничьей среды. К сожалению, эта тема не получила своего отражения даже в энциклопедии «Заграничные походы российской армии 1813—1815 годов»1, за исключением справки о В.Ф. Раевском. И хотя судьба русского офицерства, проявившего себя в Заграничных походах, и связанных с этим общественных настроений продолжает волновать историков2, положение поэтов до сих пор никак не освещалась в контексте этих событий. Зато биографические справки на многих литераторов можно найти в специализированных энциклопедических изданиях, посвящённых русским писателям XIX столетия3, и в монографиях, повествующих о самых примечательных фигурах, где наибольшее внимание, особенно в советское время, уделялось декабристам4.

Между тем творчество участников Заграничных походов любопытно уже само по себе, оно не только характерно как неотъемлемая часть тогдашнего литературного процесса, но и как заложившее основы новых тенденций. Авторы тех лет начинали всё больше использовать поэзию именно как гражданскую трибуну, с которой доносили до читателя свои общественные и политические взгляды. Наконец, примечателен персональный и социальный состав русских поэтов, принявших участие в Заграничных походах, любопытна их судьба.

Известно, что патриотическая волна Отечественной войны 1812 года захлестнула многих творческих людей, которые с воодушевлением вступили в армию или в ополчение (А.Ф. Воейков, П.А. Вяземский, В.А. Жуковский и др.). Но не все из них остались в ратных рядах после изгнания Наполеона с русской земли. Например, В.А. Жуковский написал: «Так как теперь война не внутри, а вне России, то почитаю себя вправе сойти с этой дороги…»5.

Весь боевой путь прошёл вместе с русской армией поэт Гавриил Степанович Батеньков (1793—1863 гг.), происходивший из многодетной дворянской семьи. Образование он получил в Тобольской военно-сиротской школе, а с 1811 года — в Дворянском полку в Санкт-Петербурге. 21 мая 1812 года был выпущен прапорщиком в 13-ю артиллерийскую бригаду, которая состояла в корпусе генерал-лейтенанта Ф.В. Остен-Сакена (3-я Западная армия генерала от кавалерии А.П. Тормасова). Во время Заграничных походов отличился храбростью, участвовал во взятии Варшавы и Кракова, был в деле при Кренбау, за отличия произведён в подпоручики (17 декабря 1813 г.). В письме из Дармштадта от 25 ноября 1813 г. Г.С. Батеньков писал матери: «Было время, в которое обманчивое воображение представляло мне счастливою ту минуту, в которую оставлю я мое отечество и пойду обозревать места отдаленные! Но сердце, исполненное к вам любви, изменило мне в самую минуту разлуки… Час от часу потом удалялся я от вас, сердце грустело более и более, и, наконец, я уверился, что без вас не могу быть счастливым»6.

В 1814 году поэт принял участие в сражениях при Шато-Бриенне и д. Ла-Ротьер, где за отличия получил орден Св. Владимира 4-й степени с бантом. В сражении при Монмирале показал «чрезмерную храбрость», как сказано в официальном донесении об этой битве, долго держался на позиции и получил несколько штыковых ран. Еле живого, его подобрали на поле битвы французские офицеры и бережно перенесли в городской госпиталь. Товарищи посчитали его убитым и отслужили по нему панихиду, а он между тем, выздоровев, снова вернулся в батарею и уже 15 марта участвовал в битве при Сен-Миеле, состоя при корпусе прусских войск под командованием принца Курляндского Г.К. Бирона.

7 мая 1816 года Г.С. Батеньков был уволен с военной службы по состоянию здоровья (дали о себе знать последствия ранений). На это же время приходится начало его литературного творчества, тогда ещё скромного, поскольку из-под пера офицера выходили преимущественно стихи шутливого характера. Исполненный свободолюбивыми мечтаниями, с течением времени он всё больше уходил в оппозицию к властям и в конце концов пришёл к выводу о необходимости в России бескровного государственного переворота. Эти мысли привели Г.С. Батенькова в Северное общество декабристов. После восстания 14(26) декабря 1825 года он был осуждён и 20 лет (небывалый случай!) провёл в тюрьме.

В отличие от него Константин Николаевич Батюшков (1787—1855 гг.) уже тогда был известнейшим и плодовитым поэтом, первое стихотворение которого опубликовали ещё в 1804 году. К.Н. Батюшков происходил из старинного новгородского дворянства. Познакомившись с раненным под Бородино генерал-лейтенантом А.Н. Бахметевым, уговорил последнего взять его к себе адъютантом. Наблюдая последствия Отечественной войны 1812 года, К.Н. Батюшков видел «нищету, отчаяние, пожары, голод, все ужасы войны и с трепетом взирал на землю, на небо и на себя»7. Увлечённый ранее французскими просветителями, он вдруг осознал, что беды эти были принесены нам «просвещеннейшим народом Европы». В послании «К Д[ашко]ву», датированном мартом 1813 года, поэт напишет своему другу, что не считает для себя возможным «среди военных непогод» по-прежнему воспевать «любовь и радость, беспечность, счастье и покой»8. Теперь все его мысли занимало желание отомстить врагу за войну и разорение, принесённые его Родине.

29 марта 1813 года поэта зачислили в чине штабс-капитана в Рыльский пехотный полк адъютантом при генерале А.Н. Бахметеве. Но из-за увечья (на Бородинском поле ему оторвало ядром правую ногу ниже колена) А.Н. Бахметеву не разрешили вернуться в действующую армию, и К.Н. Батюшков лишь в конце июля смог оставить Санкт-Петербург. Он догнал русскую армию под Дрезденом и был назначен адъютантом к генерал-лейтенанту (вскоре — генералу от кавалерии) Н.Н. Раевскому, с которым проделал весь дальнейший поход, с первых же дней участвуя в сражениях, в т. ч. в битве под Лейпцигом (16—19 октября 1813 г.). «Я был… свидетелем ужаснейшего сражения, — писал К.Н. Батюшков о Лейпцигской битве. — Ядра и гранаты сыпались, как град… Признаюсь… для меня были ужасные минуты, особливо те, когда генерал [Н.Н. Раевский. — Прим. авт.] посылал меня с приказаниями то в ту, то в другую сторону, то к пруссакам, то к австрийцам, и я разъезжал один по грудам тел убитых и умирающих… Ужаснее сего поля сражения я в жизни моей не видал и долго не увижу»9.

В битве под Лейпцигом погиб его лучший друг — полковник лейб-гвардии Егерского полка и талантливый поэт Иван Александрович Петин (1788—1813 гг.). За проявленную в этом сражении храбрость император уже после его гибели подписал указ о награждении И.А. Петина орденом Св. Георгия 4-й степени, создав прецедент, поскольку ранее подобной наградой посмертно не награждались. Сам К.Н. Батюшков за участие в Лейпцигской битве удостоился ордена Св. Анны 2-й степени. Поэт посвятил товарищу несколько произведений, в частности — одно из своих лучших, написанное в 1814 году, — «Тень друга».

Два месяца (октябрь—ноябрь 1813 г.) К.Н. Батюшков провёл при раненном Н.Н. Раевском в Веймаре, где с увлечением читал И.В. Гёте и Ф. Шиллера. Вернувшись к армии в декабре 1813 года, он дошёл с ней до Парижа, был свидетелем его капитуляции. «Переход через Рейн» в январе 1814 года красочно описал в одноимённом стихотворении: «И час судьбы настал! Мы здесь, сыны снегов,/ Под знаменем Москвы, с свободой и с громами!../ Стеклись с морей, покрытых льдами…»10. Период с 19 марта по 17 мая 1814 года К.Н. Батюшков провёл в Париже, с интересом наблюдая жизнь города; взяв отпуск, две недели находился в Лондоне, а оттуда через Швецию и Финляндию в начале июля прибыл в Санкт-Петербург.

Отечественная война 1812 года и Заграничные походы оказали решающее воздействие на его религиозно-нравственные взгляды. В испытаниях и торжестве России К.Н. Батюшков усмотрел её провиденциальную миссию. В поэзии его, ранее такой жизнерадостной, отныне превалировали мотивы горести и печали. «Поэзия, осмелюсь сказать, требует всего человека… Живи как пишешь, и пиши как живешь»11, — отметит он.

Несмотря на долгожданный перевод в гвардию (Измайловский полк), в апреле 1816 года К.Н. Батюшков подал в отставку. В отличие от декабристов он был объят «страхом либерализма» — такое чувство у него вызывали известия о тайных декабристских обществах. Поэт выше всего ценил искусство и религиозную нравственность, полагая основой общественного благополучия только гуманную и снисходительную «просвещенность». Насильственную революцию воспринимал как безумие12. Творчество К.Н. Батюшкова в определённой мере предвосхитило поэзию А.С. Пушкина.

Ещё один известный поэт, Фёдор Николаевич Глинка (1786—1880 гг.), происходил из смоленских дворян. Образование получил в столичном 1-м кадетском корпусе (1798—1803 гг.). Активный участник Наполеоновских войн, в 1812 году он был зачислен в Апшеронский пехотный полк адъютантом к генералу от инфантерии М.А. Милорадовичу. Сражался при с. Тарутине, гг. Малоярославце, Вязьме, Дорогобуже. В Заграничных походах прошёл Польшу, Силезию, Саксонию, участвовал в сражении при Бауцене. С середины 1813 года жил в д. Сутоки, время от времени наведываясь в Москву. В марте 1814 года выехал в Европу, в июне был в Париже, где находились русские войске. Награждён русскими и иностранными орденами, шпагой «За храбрость».

Под влиянием Заграничных походов Ф.Н. Глинка призывает к борьбе с государевым деспотизмом, вырабатывая схему дворянского заговора с божественной санкцией на мятеж, что отражается в «Опытах двух трагических явлений в стихах без рифмы» (1817 г.) и «Отрывках из Фарсалии» (1818 г.). Здесь низвержение тирании оправдывает уже активнейший (с 1816 г.) член тайных обществ. Однако, по мнению Ф.Н. Глинки, решительным мерам должен был предшествовать многолетний период медленного воздействия на нравы и умы. В феврале 1816 года он был переведён в лейб-гвардии Измайловский полк. С 1816 года — капитан, с 1818-го — полковник. В соответствии с уставом Союза благоденствия (член с 1818 г.) развернул благотворительную и правозащитную деятельность, неустанно помогая бедным, гласно обличая крепостников, ведя подчас рискованную борьбу с неправосудием и злоупотреблениями.

Из-под пера Ф.Н. Глинки выходит целый ряд произведений, посвящённых русским офицерам, отличившимся в Заграничных походах, — Д.В. Давыдову, М.И. Платову, А.Н. Сеславину, А.С. Фигнеру. На смерть же Наполеона в мае 1821 года он откликается стихотворением, в котором задаётся риторическим вопросом: «Чего ж душа его алкала?», подчёркивая, что человек, заставлявший трепетать целые народы, окончательно позабыт в каких-нибудь несколько лет13.

С марта 1819 года Ф.Н. Глинка — чиновник по особым поручениям при петербургском военном генерал-губернаторе М.А. Милорадовиче. Добивался пересмотра приговоров, возвращал с этапов невинно осуждённых, разоблачал продажность следователей и судей, облегчил участь высланного в мае 1820 года из Санкт-Петербурга в Екатеринослав (ныне г. Днепр, Украина) А.С. Пушкина.

После ареста за связь с декабристами 11 марта 1826 года поэт содержался в Петропавловской крепости, 15 июня был освобождён, но исключён из военной службы и сослан в Петрозаводск, откуда в 1830 году был переведён в Тверь, оказавшуюся последним его пристанищем.

Василий Львович Давыдов (1792 или 1893—1855 гг.) родился в просвещённой и богатой дворянской семье. Приходился сводным братом генералу Н.Н. Раевскому, двоюродным — генералам Д.В. Давыдову и А.П. Ермолову. Получил домашнее образование. В 1807 году вступил в лейб-гвардии гусарский полк, во время Отечественной войны 1812 года состоял адъютантом у генерала от инфантерии П.И. Багратиона, был дважды ранен, неоднократно награждён (в т.ч. золотой саблей с надписью «За храбрость»). Участвовал в Заграничных походах, в т.ч. в сражениях при Лютцене и Бауцене (награждён орденом Св. Анны 2-й степени), ранен под Кульмом (награждён прусским орденом «За заслуги») и Лейпцигом. Под Лейпцигом оказался даже в плену, был освобождён прусскими войсками. С 17 июля 1813 года — штабс-ротмистр, с 7 марта 1816 года — ротмистр. 17 января 1817 года переведён в Александрийский гусарский полк в чине подполковника. 29 января 1822 года вышел в отставку в чине полковника. После вступления в 1819 году в Союз благоденствия — сторонник республиканской формы правления и решительных действий. Ближайший сподвижник П.И. Пестеля, глава (совместно с С.Г. Волконским) Каменской управы Южного общества, один из самых деятельных заговорщиков. После восстания декабристов приговорён к каторжным работам; осуждён по первому разряду сроком на 20 лет (срок сокращён до 13 лет). Глубоко начитанный, обладавший тонким литературным чутьём, В.Л. Давыдов обращался к поэтическому творчеству, к сожалению, нечасто, к тому же сохранилась лишь малая часть его стихотворений.

Гораздо большую литературную известность получил его двоюродный брат Денис Васильевич Давыдов (1784—1839 гг.). Он происходил из старинной дворянской семьи, получил домашнее образование. Во время Отечественной войны 1812 года выступил инициатором партизанских способов боевых действий и получил под команду конный отряд. С начала 1813 года прославленный и ставший уже легендарным партизан снова в составе регулярной армии, участвовал в Заграничных походах; за не санкционированный начальством подвиг чуть не предстал перед военным судом. По возращении в Россию отдался активному творчеству. Большую известность приобрела его «Песня» (1815 г.): «Я люблю кровавый бой!/ Я рождён для службы царской!/ Сабля, водка, конь гусарский,/ С вами век мой золотой»14. Здесь безрассудный герой только и мечтает умереть славною смертью, «средь мечей», но ни в коем случае не «на постели». За свою родную страну он хоть «на чёрта рад». Гусары часто становились героями его произведений: «Конь кипит под седоком,/ Сабля свищет, враг валится…/ Бой умолк — и вечерком/ Снова ковшик шевелится»15. При этом сам Д.В. Давыдов спиртным не злоупотреблял.

Интересно, что поэт был готов приветствовать конституционные порядки где угодно, только не в своём собственном Отечестве. Здесь он оставался сторонником монархической формы правления. По мнению Д.В. Давыдова, Россия до конституции ещё не доросла. Всякое разделение властей в ней он считал «расположением бестолковых тиранов, которые будут управляемы корыстолюбивыми секретарями»16, а свободное правление оставалось для него делом отдалённого будущего. Пока же Россия, по мнению поэта-партизана, «сама не хочет шевелиться, не только привстать разом»17, — революционные действия и бесполезны, и чреваты для страны многими внешними и внутренними опасностями. Такие взгляды не мешали ему, впрочем, поддерживать дружеские отношения со многими декабристами. Недовольный развитием своей карьеры, в ноябре 1823 года Д.В. Давыдов вышел в отставку и жил в Москве и подмосковном имении…

Княжеский род Матвея Александровича Дмитриева-Мамонова (1790—1863 гг.) вёл свою родословную от Рюриковичей. Отец, участник придворного литературного кружка Екатерины II и кратковременный её фаворит, оставил сыну графский титул и состояние, сделавшие его одним из богатейших и знатнейших людей России, дал первоклассное домашнее образование. Первые стихи Матвея Александровича были опубликованы в детском литературно-художественном журнале «Друг юношества» ещё до начала Отечественной войны 1812 года. Но в историю нашей страны он вошёл преимущественно не как талантливый поэт, а как вольнодумец, служака и… чудак.

Во время нашествия Наполеона на Россию Дмитриев-Мамонов принимал участие в боевых действиях в составе Московского ополчения. Потом из собственных крепостных и добровольцев сформировал так называемый 1-й конный казачий полк. После переименования в уланский и назначения самого Дмитриева-Мамонова его шефом в марте 1813 года полк выступил в Заграничные походы. Он участвовал в сражениях под Дрезденом и при Кацбахе, а завершил свой боевой путь уже во Франции. По молодости своей, неопытности и горячности Матвей Александрович не умел поддержать дисциплину в созданном им полку, закрывал глаза на бесчинства, конфликты с союзниками и неуставные отношения, в которых сам подчас и участвовал. В конце концов уланский полк был расформирован, а графа прикомандировали к 1-му кавалерийскому корпусу генерала от кавалерии Ф.П. Уварова. Тем не менее Наполеоновские войны Дмитриев-Мамонов завершил генерал-майором, за храбрость был удостоен ряда наград.

Вольнодумство привело его к идее создания тайной тираноборческой организации, которая оформилась уже в 1812 году. Она получила наименование «Орден Русских Рыцарей» и действовала в строжайшем секрете, так что данные о ней крайне противоречивы и скудны. Политическим идеалом для Дмитриева-Мамонова была аристократическая республика с палатой депутатов и наследственной палатой пэров, свержением крепостного права, свободой печати и исключительно активной внешней политикой. В стихах своих граф мечтал о времени, когда «Исчезнет, как дым утренний, невежество народа,/ Народ перестанет чтить кумиров и поклонится проповедникам правды».

После острого конфликта в 1816 году с императором, которому Дмитриев-Мамонов пожаловался на расформирование своего полка, ему пришлось выйти в отставку (официальная версия — «по болезни»). С тех пор он, обиженный на общество, больше склонялся к уединённому образу жизни, но при этом вынашивал замыслы по захвату власти, за что недоброжелатели обвинили его в безумии. По доносу в 1823 году Матвей Александрович был подвергнут домашнему аресту. Делом его лично занимался Александр I, однако до реальных санкций не дошло. После же отказа присягать новому императору, Николаю I, его официально объявили сумасшедшим и подвергли принудительному лечению. Репутация «безумца» сыграла на руку членам Ордена Русских Рыцарей — во время репрессий в отношении декабристов следователи не стали серьёзно разбираться с этой конспиративной организацией. Поэт же провёл остаток жизни в фактическом заточении в собственном подмосковном дворце Васильевское, общаясь только с прислугой и действительно уже повредившись рассудком18. По одной из версий, черты его личности, огромный рост, физическая сила, миллионное состояние, известное вольнодумство послужили прообразом Пьера Безухова в бессмертном романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Ещё один поэт, Павел Александрович Катенин (1792—1853 гг.), родился в Костромской губернии в семье отставного генерал-майора. Получил домашнее образование. Рано обнаружил литературные задатки. Стихи его появляются в печати, начиная с 1810 года. Тогда же он переходит на военную службу. Участвует в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах, сражается под Бородино, Лютценом, Бауценом, Кульмом, Лейпцигом. С 1813 года — поручик лейб-гвардии Преображенского полка. Был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом и Кульмским крестом.

Усталость от военных действий передаёт его стихотворение «Грусть на корабле», датированное 1814 годом: «С жизненной бурей борюсь я три года,/ Три года милых не видел в глаза./ Рано с утра поднялась непогода:/ Смолкни хоть к полудню, лихая гроза!»19. После завершения Заграничных походов настало время наиболее заметного участия П.А. Катенина в литературой жизни, когда он много публиковался и привлёк к себе внимание А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, В.К. Кюхельбекера, став для них в разной степени авторитетом на долгие годы.

В 1816 году — штабс-капитан, в 1820 году — полковник Преображенского полка. С конца 1816 года — член Союза спасения. Однако в Союз благоденствия и в последующие декабристские организации не вступил. Хотя его ранние произведения отражали достаточно свободолюбивые взгляды: «Но что чины, что деньги, слава,/ Когда болит душа?/ Тогда ни почесть, ни забава,/ Ни жизнь не хороша»20. Впрочем, подчёркнутая личная независимость и нескрываемые оппозиционные суждения всё равно составили П.А. Катенину репутацию «большого вольнодумца» и привели к его опале. В сентябре 1820 года он был уволен в отставку, а 7 ноября 1822 года по распоряжению императора выслан из Санкт-Петербурга, после чего почти безвыездно жил в деревне.

Позднее в связи с расстроившимся материальным положением П.А. Катенин вновь поступил на военную службу, участвовал в Кавказской войне (1817—1864 гг.), повторно вышел в отставку 20 ноября 1838 года в чине генерал-майора. Продолжая писать и в те годы, он получил от младших современников прозвище запоздалого классика.

Творческое наследие Николая Ивановича Лорера (1797 или 1798 —1873 гг.) совсем невелико. Он происходил из дворян Херсонской губернии, выходцев из Пруссии. Получил домашнее образование. В марте 1812 года по личному распоряжению великого князя Константина Павловича определён в Дворянский полк при 2-м кадетском корпусе, в ноябре выпущен прапорщиком в армию. В 1813—1814 гг. в составе лейб-гвардии Литовского полка служил в Варшаве (под началом великого князя Константина Павловича). В мае 1820 года перевёлся в Санкт-Петербург в лейб-гвардии Московский полк, в марте 1824 года — в Вятский пехотный полк, которым командовал П.И. Пестель. Несмотря на расхождения во взглядах (Н.И. Лорер — сторонник конституционной монархии, его начальник был за парламентскую республику), они стали ближайшими друзьями. В конце декабря 1825 года поэт был арестован, осуждён по 4-му разряду и приговорён к каторжным работам на 12 лет (срок был сокращён на 8 лет). Рядовым Тенгинского пехотного полка участвовал в Кавказской войне. Получив чин прапорщика (1840 г.), вышел в отставку (1842 г.) и поселился в имении брата в Херсонской губернии. До конца жизни сохранил преданность избранному пути и неприятие «самодурного» (по его собственному выражению) деспотизма. Известно несколько поэтических опытов Н.И. Лорера, в т.ч. стихотворение «Наполеон» (написано в 1820-е гг., опубликовано в 1862 г.), в романтическом ключе трактовавшее образ французского императора.

Участником Заграничных походов был Иван Петрович Мятлев (1796—1844 гг.), дальний родственник А.С. Пушкина, получивший широкую известность во второй четверти XIX века как автор юмористических стихотворений, каламбуров и эпиграмм. В период военных действий с Наполеоном он был корнетом Белорусского гусарского, а потом лейб-гвардии конного полка. Позднее в стихотворении «Русский снег в Париже» поэт опишет свои впечатления от «почти русской зимы», которую он наблюдал во Франции, и в то же время тоску по родной земле: «Но ты растаешь, и с зарею/ Тебе не устоять никак./ Нет, не житье нам здесь с тобою:/ Житье на родине, земляк!»21. После окончания боевых действий, не чувствуя призвания к военной службе, он благоразумно уволился из армии и поступил в Министерство финансов, что ничуть не мешало его литературным увлечениям. И.П. Мятлев обладал огромным состоянием, чины и звания шли ему легко. Дослужившись до звания действительного статского советника и камергера, он мог совершенно сосредоточиться на любимом сочинительстве.

Плодовитым и известным писателем был и помещик Николай Васильевич Неведомский (1791, по др. данным — 1796—1853 гг.), который под влиянием событий Отечественной войны 1812 года написал немало песен, поэм и сатир патриотического содержания. Но, к сожалению, большими талантами он не отличался, что однажды дало повод А.С. Пушкину написать эпиграмму: «Неведомский поэт, неведомый никем, печатает стихи, неведомо зачем»22. Однако бесстрашие и военные заслуги Н.В. Неведомского неоспоримы: во время Заграничных походов он сражался в составе отряда А.С. Фигнера, при разгроме которого под Дессау в октябре 1813 года был ранен и оказался в плену (этим событиям посвящено стихотворение Н.В. Неведомского «Последнее сражение Фигнера»). После освобождения продолжал службу в гусарском принца Оранского полку, весной 1821 года в чине штабс-ротмистра вышел в отставку по домашним обстоятельствам.

Александр Александрович Писарев (1780—1848 гг.) был известным военачальником эпохи Наполеоновских войн и настоящим героем. Во время Заграничных походов он командовал Киевским гренадерским полком и бригадой во 2-й гренадерской дивизии, участвовавшими в сражениях под Лютценом и Бауценом, при Теплице, битве под Лейпцигом и взятии Парижа. За проявленные в этих походах отличия А.А. Писарев был произведён в генерал-майоры, награждён орденами Св. Георгия 4-й и 3-й степеней (последний вручён лично Александром I). Ввиду полученных ранений с окончанием боевых действий покинул армию, затем возвратился и дослужился до чина генерал-лейтенанта. Не многие знают, что всё свободное время А.А. Писарев отдавал сочинению басен и сатир, военно-патриотических од, гимнов и «хоров», которые публиковались в ряде периодических изданий23. «Когда ж писать, коль век резвится?» — вопрошал он в одном из своих стихотворений и тут же сам отвечал: «С талантом долго ли писать?/ А без таланта не годится/ Бумагу белую марать».

Ещё один поэт, творчество которого не сразу стало известно современникам, — Владимир Федосеевич Раевский (1795—1872 гг.). Он тоже родился в известной дворянской семье. Только в мае 1812 года был выпущен (прапорщиком) из кадетского корпуса во взрослую жизнь, и сразу — на фронт. В кампанию 1812 года сражался при Бородине (золотая шпага с надписью «За храбрость»), под Вязьмой (за отличие 22 октября 1812 г. произведён в подпоручики), при д. Гремячее (орден Св. Анны 3-й степени). Во время Заграничных походов находился в герцогстве Варшавском.

В 1812 году начал писать военно-патриотические стихи. «Песнь воинов перед сражением» (написана в 1812 или 1813 г.) представляла собой подражание «Певцу во стане русских воинов» В.А. Жуковского: «Заутра грозный час отмщенья,/ Заутра, други, станем в строй,/ Не страшно битвы приближенье/ Тому, кто дышит лишь войной!..»24. С 21 апреля 1813 года — поручик (за отличие). 21 ноября 1814 года вернулся в Россию. В 1815—1816 гг. — адъютант командующего артиллерией 7-го пехотного корпуса (г. Каменец-Подольск), тогда же вступил в один из первых тайных офицерских кружков. 30 января 1817 года вышел в отставку в чине штабс-капитана. В июле 1818 года вернулся на службу, поступив в 32-й егерский полк. 22 апреля 1821 года был удостоен чина майора. С 3 августа 1821 года — начальник дивизионного учебного заведения в Кишинёве, где основал школу для обучения нижних чинов. За политическую пропаганду среди солдат 6 февраля 1822 года В.Ф. Раевский был арестован. 15 октября 1827 года приговорён к лишению чинов, дворянства и ссылке в Сибирь. Амнистирован 26 октября 1856 года, но остался в Сибири до конца своих дней.

Только начинал свой путь в те годы Кондратий Фёдорович Рылеев (1795—1826 гг.). Выходец из дворянской семьи, в феврале 1814 года он окончил 1-й кадетский корпус (ко времени обучения в котором относятся его первые стихотворные опыты) и в чине прапорщика сразу попал на театр военных действий. В составе 1-й роты 1-й резервной артиллерийской бригады участвовал в Заграничных походах (Швейцария, Франция, Бавария, Вюртемберг, Саксония, Пруссия, Варшавское герцогство). В декабре 1814 года вернулся в Россию. По его собственному признанию, во время этих походов К.Ф. Рылеев «заразился» свободомыслием. Проходя в 1814 году службу в комендантском управлении г. Дрездена, он, «одаренный необычайною живостию характера и саркастическим складом ума», писал «на всех сатиры и пасквили, быстро расходившиеся по рукам, и вооруж[ал] тем против себя все русское общество»25. Отрывки из заграничного дневника К.Ф. Рылеева свидетельствуют об уважении к Наполеону и сочувствии французскому народу, «в сердцах которого еще с прежнею горячностию кипит любовь к независимости и к славе»26. Военная служба тяготила К.Ф. Рылеева, и в 1818 году он вышел в отставку, посвятив себя целиком литературной и политической деятельности. Дальнейшая судьба этого декабриста общеизвестна: в числе лидеров Северного общества К.Ф. Рылеев был повешен в Петропавловской крепости 13(25) июля 1826 года.

Гораздо менее известенпоэт и прозаик Александр Петрович Степанов (1781—1837 гг.). Потомок старинного дворянского рода, он обучался в частном пансионе профессора Московского университета Б.Б. Шадена, где обнаружилась его страсть к стихотворству, а затем в Московском университетском благородном пансионе. Записанный в сержанты лейб-гвардии Преображенского полка, участвовал в Итальянском походе А.В. Суворова (1799 г.), который, узнав о литературных дарованиях юноши, поручал ему писать ответы на поздравительные оды и называл «своим маленьким Демосфеном». В 1801 году вышел в отставку штабс-капитаном. С 1802 года служил в Министерстве юстиции, в 1804—1812 гг. исправлял должность калужского губернского прокурора. В январе 1812 года вышел в отставку в чине коллежского советника, намереваясь вернуться на военную службу. Вместо этого с началом Отечественной войны сформировал из своих крестьян в Жиздринском уезде конный отряд в 140 человек и с ним вступил в Калужское ополчение. Участвовал в боях по освобождению Вереи, Вязьмы, под г. Красным, а затем в преследовании отступавшей французской армии. После ранения при блокаде прусской крепости Модлин (1813 г.) определился чиновником по особым поручениям к сенатору П.Н. Каверину, занимавшемуся снабжением армии продовольствием и приведением в порядок опустошённых в ходе войны губерний. Ему посвящена патриотическая «Песнь победы спасителям Отечества» (1813 г.). По завершении боевых действий Степанов был зачислен по придворному конюшенному ведомству фуражмейстером. В конце 1810-х годов вышел в отставку, живя в своём калужском имении Ловать (Жиздринский уезд), занимаясь воспитанием детей и литературными трудами. Но, испытывая материальные затруднения, был вынужден вернуться на службу. В последующем — енисейский и саратовский губернатор. Нетерпимый к взяточничеству и другим служебным злоупотреблениям, снискал репутацию «странного» чиновника: за время пребывания на высоких ответственных должностях его материальное положение… только ухудшилось.

Ещё одно имя — Яков Николаевич Толстой (1791—1867 гг.),принадлежавший к нетитулованной ветви знаменитого рода. Детские годы он провёл в родительском имении Ельцы Тверского наместничества. В Отечественную войну 1812 года находился на военной службе в Мингрельском пехотном полку. В мае 1813 года при осаде польской крепости Замостье получил серьёзное ранение в ногу, дававшее о себе знать на протяжении всей жизни. С 1814 года в лейб-гвардии Павловском полку; старший адъютант дежурного генерала Главного штаба А.А. Закревского (1817 г.), затем — Главного штаба (1821 г.; штабс-капитан). Во время службы познакомился с будущими декабристами и вошёл в Союз благоденствия. Однако после его самороспуска в 1821 году отказался вступать в Северное общество и в дальнейшем не участвовал в тайных политических организациях. Первая публикация Я.Н. Толстого состоялась в 1818 году, литературная известность пришла к нему позже.

Сергей Алексеевич Тучков (1767—1839 гг.) более известен как военачальник, нежели как поэт, переводчик или военный писатель. Происходил он из дворянской семьи. На действительной службе с 1778 года, участвовал во всех войнах и кампаниях, которые вела Россия в конце XVIII — первой трети XIX вв. Один из первых действительных членов Вольного общества любителей российской словесности (1816—1826 гг.).

В Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах участвовал в чине генерал-майора. В июне 1812 года был назначен дежурным генералом Дунайской армии (командующий — адмирал П.В. Чичагов), в октябре возглавил 2-й резервный корпус в районе г. Мозыря, который совершил марш к г. Борисову и успел принять участие в боях на р. Березине. В 1813 году участвовал в осаде Модлина и Магдебурга. По жалобе князя А. Чарторыйского, инспирированной так называемой польской партией в рамках интриги против П.В. Чичагова, был обвинён в присвоении им лично денежных средств, отстранён от должности и предан следствию, которое закончилось полным оправданием С.А. Тучкова только в 1826 году. Вынужденный временный «простой» был использован для активнейшего занятия литературными трудами: в Санкт-Петербурге он опубликовал четырёхтомник «Сочинения и переводы» (1816—1817 гг.), а вскоре и другие свои произведения.

В своё время был достаточно известен Владимир Сергеевич Филимонов (1785, по др. данным — 1787—1858 гг.) — поэт, прозаик, переводчик, журналист. Он происходил из дворянской семьи. Рано начал печататься, испытав влияние сентиментализма. Особенно известен как автор переводов произведений французских просветителей. В 1805—1809 гг. учился в Московском университете. В 1809—1811 гг. служил в Московском архиве Коллегии иностранных дел в чине коллежского асессора, затем — в Департаменте полиции МВД, занимался статистическим описанием Московской губернии. Во время Отечественной войны 1812 года — управляющий канцелярией ополчения 3-го округа, адъютант главнокомандующего графа П.А. Толстого. Принимал участие в исполнении указа о высылке из столицы неудавшегося реформатора М.М. Сперанского (март 1812 г.). Член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (с 1812 г.) и Общества любителей русской словесности (с 1814 г.).

Участвовал в Заграничных походах (в т.ч. в блокаде Гамбурга); в Дрездене был принят в масонскую ложу. Награждён орденами Св. Анны 2-й степени и Св. Владимира 4-й степени с бантом. После роспуска ополчения занимался его отчётностью, в 1816 году вернулся в Департамент полиции.

В 1817 году В.С. Филимонов был определён чиновником особых поручений в Департамент податей и сборов Министерства финансов. С августа того же года — новгородский вице-губернатор. Был уволен по собственному прошению с оставлением в ведомстве Министерства финансов. На смерть Наполеона откликнулся стихотворением, в котором считал судьбу французского императора поучительной для других тиранов: «Властителя вселенной/ В пустынном острове среди морей/ Таится гроб уединенный — узилище царей!»27.

В 1822 году вышел в отставку в чине статского советника и поселился в Москве, сотрудничал почти во всех крупных журналах и многих альманахах. В марте 1829 года В.С. Филимонов был назначен архангельским гражданским губернатором (с января 1831 г. — действительный статский советник). В июле 1831 года был арестован по подозрению в участии в тайном антиправительственном объединении. Причастность В.С. Филимонова доказана не была, однако в его бумагах нашлись рукописи декабристов Г.С. Батенькова и А.М. Муравьёва, а также подготовленная им для царя анонимная записка по крестьянскому вопросу, вызвавшая раздражение Николая I. В.С. Филимонов был отстранён от должности и после трёхмесячного заключения в Петропавловской крепости выслан под надзор полиции в Нарву. На протяжении долгого времени вёл борьбу за восстановление своего доброго имени; в 1837 году, наконец, ему был выдан аттестат, в котором его 25-летняя служба называлась безукоризненной, а в 1847 году назначена пенсия по губернаторскому жалованью.

Ко времени Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов относятся первые стихотворные переводы Николая Ивановича Хмельницкого (1791, по другим данным — 1789 —1845 гг.), с которыми к нему вскоре пришла заслуженная известность (особенно плодотворно он работал как автор комедий). Н.И. Хмельницкий происходил из многодетной дворянской семьи; приходился праправнуком гетману Б.М. Хмельницкому. В 1804 году окончил Горный кадетский корпус. Летом 1812 года вступил в Петербургское ополчение штаб-офицером, затем — адъютант начальника ополчения М.И. Голенищева-Кутузова, позднее — его преемника барона П.И. Меллера-Закомельского. В 1813 году пожалован «за усердие» и выслугу лет чином надворного советника. В 1813—1814 гг. служил под началом инженер-генерал-лейтенанта К.И. Оппермана при главном штабе так называемой польской армии. В Заграничных походах особенно отличился в сражениях при Дрездене и Лейпциге, был награждён орденами. Вернувшись в столицу (декабрь 1814 г.), продолжил службу в Министерстве юстиции.

К 1815 году относится первая публикация Ивана Богдановича Чеславского (1790—1844 гг.) — перевод гимнов Горация. И.Б. Чеславский происходил из шляхтичей (сын смоленского помещика, отставного подпоручика). В 1808 году был выпущен из Морского корпуса мичманом. Участвовал в Шведской кампании 1808—1809 гг., сражениях с французами за крепость Вексельмюнде. В 1813 году был контужен при осаде Данцига. В 1814 году командовал канонерской лодкой. Уволен со службы ввиду болезни в 1816 году в чине капитан-лейтенанта. Литературная известность пришла к нему уже в 1820-е годы.

Подводя итог, стоит отметить, что поэзией, причём на профессиональном уровне (публиковались в престижных журналах, пользовались известностью в литературных кругах), «баловались» даже высокопоставленные военные: С.А. Тучков, например, удостоился чина генерал-майора ещё в 1798 году, а Д.В. Давыдов, М.А. Дмитриев-Мамонов и А.А. Писарев были произведены в генерал-майоры во время Заграничных походов (первый из-за путаницы в рапортах получил этот чин с большим опозданием, 21 декабря 1815 г.). Впоследствии Д.В. Давыдов, А.А. Писарев и С.А. Тучков станут ещё и генерал-лейтенантами. П.А. Катенин прошёл Заграничные походы поручиком, в 1816 году удостоился чина штабс-капитана, в 1820 году — полковника; позднее стал генерал-майором. Литературные таланты полковника лейб-гвардии Егерского полка И.А. Петина не успели раскрыться в полную силу ввиду его преждевременной гибели на поле Лейпцигской битвы. Ф.Н. Глинка и В.Л. Давыдов дослужились до полковников уже по окончании Заграничных походов, Г.С. Батеньков — до подполковника, В.Ф. Раевский — до майора, К.Н. Батюшков — до штабс-капитана и т.д.

Для многих молодых дворян Заграничные походы 1813—1814 гг. стали настоящей школой жизни, на это время приходятся и их первые литературные опыты. Это относится, например, к будущим декабристам К.Ф. Рылееву и Я.Н. Толстому (второму ввиду его пребывания за границей счастливо удалось избежать наказания и даже сделать хорошую карьеру).

Для поэзии участников Заграничных походов характерны патриотический настрой, гордость за военные успехи, панегирики великим русским полководцам (М.И. Кутузову, П.И. Багратиону и др.). Некоторые продолжали находиться под обаянием главного врага — Наполеона Бонапарта. Нередко и в те годы поэты вспоминали события Отечественной войны 1812 года, оставившие глубокий след в их душе, испытывали чувство мести к неприятелю. В поэзию проникали и лирические мотивы — тоска по родной стране, по любимой, по своей семье, оставшимся в России; заметно влияние сентиментализма. В то же время, особенно на молодых офицеров, впервые побывавших за границей, большое впечатление произвело отличие государственного и социального строя «там» от положения дел в Российской империи. Это способствовало дальнейшему критическому осмыслению действительности. Язвы русского общества — крепостное право, бесправие социальных низов, всевластие царя, несовершенство законов, чиновничий беспредел, казнокрадство, телесные наказания в армии — в том или ином виде (например, в виде эпиграмм) проникают в поэзию демократической части русской интеллигенции, дворянства и разночинцев. Негатива добавлял и наметившийся после Отечественной войны 1812 года поворот правительства от назревших реформ к «закручиванию гаек».

Заграничные походы стали школой жизни (и школой творчества) для тех офицеров и служащих, которые вскоре создадут тайные политические общества. «Первой ласточкой» стал московский Орден Русских Рыцарей М.А. Дмитриева-Мамонова, который под влиянием Заграничных походов эволюционировал из мистической в чисто политическую организацию. Затем, в 1816 году в столице появится судьбоносный Союз спасения — первое тайное общество декабристов. И в декабристской поэзии, ставшей неотъемлемой частью литературного процесса, реалистические тенденции находят своё крайнее выражение — здесь резко контрастируют гордость за победы русского оружия и горечь от несовершенства русской жизни в целом. Многие из перечисленных в публикации поэтов либо непосредственно участвовали в заговоре, либо состояли в тайных обществах, либо сочувствовали декабристам — равнодушных к судьбе своей страны в этой среде не было никого. Литературное творчество стало для них яркой формой самовыражения, тем более что в то время поэзия в общественной жизни значила намного больше, чем сегодня, и имена выдающихся литераторов были у всех на слуху.

Всего по подсчётам учёных более ста декабристов в разной степени занимались литературным творчеством. С течением времени в их произведениях всё более будут усиливаться гражданские мотивы, идеи тираноборчества, свободы. Хотя несправедливо будет считать всех значительных поэтов — участников Заграничных походов настоящими или будущими радикалами и бунтарями. К этому времени относится, например, расцвет творчества К.Н. Батюшкова, Д.В. Давыдова, А.А. Писарева, С.А. Тучкова и др., которые хоть и видели в русской жизни отдельные недостатки и склонялись к необходимости преобразований, с властями предпочитали не бороться, а сотрудничать.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Заграничные походы российской армии. 1813—1815 годы: энциклопедия в 2 т. М.: Российская политическая энциклопедия, 2011.

2 Аурова Н.Н. Русские офицеры — участники заграничных походов 1813—1814 годов // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2012. Вып. 11. С. 77—86; Бибиков Г.Н. Герои 1812 года в правящей элите Российской империи: первые мысли по теме // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2013. № 1(17). С. 10; Киселёва Е.В. Роль Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг. в формировании либеральных взглядов декабриста Н.И. Тургенева // Там же. С. 9.

3 Русские писатели, 1800—1917: биографический словарь / Гл. ред. П.А. Николаев. Т. 1: А—Г. М.: Советская энциклопедия, 1989; Т. 2: Г—К. М.: Советская энциклопедия, 1992; Т. 3: К—М. М.: Советская энциклопедия, 1994; Т. 4: М—П. М.: Советская энциклопедия, 1999; Т. 5: П—С. М.: Советская энциклопедия, 2007; Т. 6: С—Ч. Гл. ред. Б.Ф. Егоров. М.: Советская энциклопедия, 2019.

4 Афанасьев В.В. Рылеев: жизнеописание. «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ). Вып. 6(625). М.: Молодая гвардия, 1982; Бурачук Ф.Ф. Владимир Раевский: [поэт, декабрист]. ЖЗЛ. Вып. 6(675). М.: Молодая гвардия, 1987; Бондаренко А.Ю. Денис Давыдов. ЖЗЛ. Вып. 1589(1389). М.: Молодая гвардия, 2012 и др.

5 Письма В.А. Жуковского к А.И. Тургеневу. М.: Русский архив, 1895. С. 98.

6 Батеньков Г.С. Сочинения и письма. Т. 1 [Письма, 1813—1856] / Подгот. А.А. Брегман и Е.П. Федосеевой. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1989. С. 89.

7 Сочинения К.Н. Батюшкова. Т. III [Письма, 1797—1853] / Изданы П.Н. Батюшковым; вступ. ст. Л.Н. Майкова; прим. Л.Н. Майкова и В.И. Саитова.СПб.: изд-во типографии Котомина, 1886. С. 209.

8 Батюшков К.Н. К Д[ашко]ву // Русская поэзия 1813—1825 / Вступ. статья А. Немзера; сост., примеч. А. Архангельского и А. Немзера. М.: Художественная литература, 1990. С. 13, 14.

9 К чести России: из частной переписки 1812 года / Сост., авт. предисл. и примеч. М. Бойцов. М.: Современник, 1988. С. 200, 201.

10 Батюшков К.Н. Переход через Рейн 1814 // Русская поэзия 1813—1825. С. 109—113.

11 Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе / Ред., прим. и вступ. ст. И.М. Семенко. М.: Наука, 1977. С. 22.

12 Сочинения К.Н. Батюшкова. Т. II [Из записных книжек] / Изданы П.Н. Батюшковым; вступ. ст. Л.Н. Майкова; прим. Л.Н. Майкова и В.И. Саитова. СПб.: изд-во типографии Котомина, 1885. С. 115, 445.

13 Глинка Ф.Н. Судьба Наполеона // Русская поэзия 1813—1825. С. 253, 254.

14 Давыдов Д.В. Песня // Там же. С. 66.

15 Он же. Песня старого гусара // Там же. С. 114, 115.

16 Он же. Избранное / Вступ. ст. и подготовка текста А.А. Ильина-Томича. М.: Книга, 1984. С. 18.

17 Сочинения Д.В. Давыдова / Вступ. ст., примечания А.О. Круглого. Т. 3: Проза. — Письма. СПб.: Евг. Евдокимов, 1893. С. 233.

18 Декабристы: биографический справочник / Подгот. С.В. Мироненко. М.: Наука, 1988. С. 64.

19 Катенин П.А. Грусть на корабле // Русская поэзия 1813—1825. С. 28.

20 Он же. Убийца // Там же. С. 68.

21 Мятлев И.П. Русский снег в Париже // Стихотворения. Сенсации и замечания госпожи Курдюковой / Вступ. ст. и сост. Н.А. Коварского; подгот. текста и примеч. Н.А. Коварского и Е.П. Бахметьевой. М.; Л.: Советский писатель, 1969. С. 64.

22 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86 т. Т. XXа. СПб., 1897. С. 810.

23 Военная энциклопедия [в 18 т.] / Под ред. В.Ф. Новицкого [и др.]. Т. 18. СПб.; М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1915. С. 436, 437.

24 Раевский В.Ф. Песнь воинов перед сраженьем // Полное собрание стихотворений / Вступ. ст. А.В. Архиповой и В.Г. Базанова; подгот. текста и примечания В.Г. Базанова. М.; Л.: Советский писатель, 1967. С. 53.

25 Писатели-декабристы в воспоминаниях современников / Вступ. ст. Н.Б. Мушиной и Я.Л. Левкович; сост. и прим. Р.В. Иезуитовой и др. Т. 2. М.: Художественная литература, 1980. С. 23.

26 Рылеев К.Ф. Сочинения / Сост., вступ. ст. и коммент. С.А. Фомичёва. Л.: Художественная литература, 1987. С. 233.

27 Филимонов В.С. Судьба Наполеона // Русская поэзия 1813—1825. С. 255.