Подвиги Морского Гвардейского экипажа в 1812—1814 гг. в произведениях живописи, графики и архитектуры

image_print

Аннотация. Созданный по повелению императора Александра I в 1810 году Морской Гвардейский экипаж покрыл себя славой в сражениях Отечественной войны 1812 года и Заграничных походах русской армии 1813—1814 гг. Подвиги моряков-гвардейцев нашли яркое отражение в живописи, графике, монументальной архитектуре. В статье описываются не известные широкой публике произведения искусства, посвящённые этой тематике: портреты военачальников, батальная живопись, изображения воинских регалий, медальоны с зарисовками сцен сражений, хранящиеся в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого, а также памятные монументы на Бородинском поле и в Санкт-Петербурге.

Summary. Created by the order of Emperor Alexander I in 1810, the Naval Guards Crew covered itself with glory in the battles of the Patriotic War of 1812 and overseas campaigns of the Russian army in 1813—1814. The heroic deeds of the Sailor-Guardsmen were vividly reflected in paintings, graphics, and monumental architecture. The article describes works of art devoted to this theme, which are not known to the general public: portraits of military leaders, battle paintings, pictures of military regalia, medallions with sketches of battle scenes, kept in the Central Naval Museum named after Emperor Peter the Great, as well as memorial monuments on the Borodino Field and in St. Petersburg.

ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

ВЕНКОВ Никита Александрович — младший научный сотрудник Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого

«НА СУШЕ И ПРЕЖДЕ ДРАЛИСЬ МОРЯКИ…»

Подвиги Морского Гвардейского экипажа в 1812—1814 гг. в произведениях живописи, графики и архитектуры

Первые упоминания о «царских гребцах» — предшественниках Морского Гвардейского экипажа — относятся к началу XVIII века, когда Пётр I набрал особую команду из числа потешных войск, которая сопровождала государя во всех его плаваниях, а также принимала участие в морских и сухопутных сражениях. Кроме того, шлюпки с гребцами были неотъемлемым атрибутом при передвижениях царской свиты по рекам и каналам Санкт-Петербурга. В 1714 году гребцы впервые получили свою форменную одежду и постоянное содержание. Императрица Елизавета Петровна объединила личных императорских «комнатных гребцов» и придворных гребцов, создав «Придворную гребецкую команду». Екатерина II, напротив, разделила их на «Придворную яхтенную команду» и «Придворную гребецкую команду». В 1797 году император Павел I вновь объединил обе команды и вплотную занялся их профессиональной военной подготовкой. На основе «гребецкой команды» Александром I был сформирован Морской Гвардейский экипаж, который 16 февраля 1810 года возглавил капитан-лейтенант Иван Петрович Карцов.

В состав Гвардейского экипажа вошли четыре боевые роты (по 100 моряков в каждой), артиллерийское отделение с двумя полевыми орудиями, транспортная рота и оркестр (общая численность — 434 человека)1. И.П. Карцов 1 марта 1810 года был произведён в чин капитана 2 ранга и в дополнение назначен командующим всеми придворными яхтами и судами. Под его началом состояли придворные гребцы (116 человек), моряки яхт (84 человека), морская команда Кронштадта (84 человека), отряд моряков Черноморского флота (30 человек) и моряки прочих морских команд (99 человек). Моряки-гвардейцы несли двойную службу: они обслуживали придворные яхты и гребные суда, а также участвовали в гарнизонных и дворцовых караулах, смотрах и парадах, а в военное время — в сухопутных сражениях. Через сто лет о «сухопутной» службе моряков Гвардейского экипажа напишет в своём стихотворении, посвящённом Первой мировой войне, Борис Герман: «“На суше и прежде дрались моряки…” // И Царь разрешил отправляться // Нам дали на фронте две главных реки. // На них стали с немцем мы драться»2. В собрании Центрального военно-морского музея (ЦВММ) хранится акварельный рисунок кисти художника Луиджи Монтеверде с изображением казарм Гвардейского экипажа3, входивший в альбомы-отчёты построек морского ведомства. К созданию подобных произведений привлекались многие известные художники и архитекторы, в числе которых были А.С. Кудинов, Л.Ф. Лагорио, Л. Премацци4.

Отдельной страницей в славной истории Морского Гвардейского экипажа является участие в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах русской армии 1813—1814 гг. Согласно распоряжению Александра I от 2 марта 1812 года морской министр маркиз И.И. де Траверсе отдал командиру экипажа капитану 2 ранга И.П. Карцову приказ выступить в поход в г. Вильно в составе 1-й дивизии 5-го (гвардейского) корпуса: «По высочайшему Его Императорскаго Величества повелению, Гвардейскому экипажу назначено в будущую субботу, 2-го марта, выступить в поход в г. Вильно»5. Моряки-гвардейцы участвовали в боевых действиях Отечественной войны 1812 года в качестве инженерно-понтонного подразделения и проявили немалую доблесть. Во время Бородинского сражения они взорвали мост через реку Колочь, загнав в ловушку 106-й линейный полк наполеоновских войск, который так и не смог переправиться на правый берег реки и с ходу захватить Шевардинский редут6. В завязавшемся бою егеря и гвардейцы полностью уничтожили наступавшие силы противника7. В дальнейшем моряки-гвардейцы участвовали в уничтожении переправ при отходе русских войск из Москвы, в сооружении переправ через Днепр, Березину и другие реки в ходе преследования отступавшей французской армии. Артиллерийская команда моряков-гвардейцев отлично проявила себя в сражениях под Малоярославцем и под Красным.

Сооружение собственных и уничтожение вражеских переправ проводились в тяжёлых условиях: «8 августа 1812 года. После переправы армии через Днепр у с. Соловьево 3-я рота Гвардейского Экипажа с лейтенантами Чихачевым, Дубровиным и Хмелевым была командирована для уничтожения постоянных мостов. Поручение это было успешно исполнено под огнем неприятельских разъездов. Рота в этом деле потеряла 5 человек убитыми и тяжело раненными»8. В сражении при Кульме (1813) Морской Гвардейский экипаж участвовал в штыковых атаках и понёс большие потери: погибли 75 проц. офицеров и 38 проц. нижних чинов9. За этот героический бой 111 офицеров и матросов-гвардейцев были награждены орденами и медалями10.

Контр-адмирал И.П. Карцов прошёл всю войну и участвовал во взятии Парижа11. На портрете кисти неизвестного художника из собрания ЦВММ он изображён с серебряными медалями «В память Отечественной войны 1812 года» и «За взятие Парижа 19 марта 1814 года», бронзовой дворянской медалью в память Отечественной войны 1812 года, а также Кульмским крестом — особой наградой, учреждённой прусским королём Фридрихом-Вильгельмом III. Всего же «в октябре 1815 года матросам Экипажа, которые наиболее отличились в боях под Бауценом и Кульмом, были вручены 45 “Знаков отличия Военного ордена” и Кульмские кресты»12.

На живописных полотнах были запечатлены и другие герои войны — офицеры Морского Гвардейского экипажа. В частности, Г.И. Ботман написал портрет вице-адмирала Н.П. Римского-Корсакова (хранится в ЦВММ), где Николай Петрович предстаёт с орденом Св. Анны 3-й степени, полученным за участие в Бородинском сражении, Кульмским крестом, серебряными медалями «В память Отечественной войны 1812 года» и «За взятие Парижа», бронзовой дворянской медалью в память Отечественной войны 1812 года. Н.П. Римский-Корсаков участвовал во всех сражениях на центральном направлении, в 1813 году при Кульме был тяжело ранен, а в 1814 году вступил вместе с русскими войсками в Париж13.

За участие в сражении при Кульме Гвардейский экипаж высочайшим приказом от 26 августа 1813 года был награждён Георгиевским знаменем с надписью: «За оказанные подвиги в сражении 17-го августа 1813 года при Кульме». Проект этого знамени был разработан генералом А.А. Аракчеевым и утверждён императором 22 декабря 1813 года во Фрейбурге14. В 1860 году к знамени были добавлены две ленты. Первая из них содержала текст: «За оказанные подвиги в сражении Гвардейского Экипажа» и вензеля Александра I и Александра II; вторая имела надпись: «Команды придворных гребцов и яхт 17-го августа 1813 года при Кульме», вензель Петра I и изображение двуглавого орла. Знамя было торжественно помещено в верхний храм Николо-Богоявленского морского собора 10 мая 1910 года, когда храм состоял в ведении экипажа15. В память 25-летия сражения при Кульме к древку знамени была пожалована вызолоченная скоба с вензелем Александра I и надписью: «1810 года Гвардейский экипаж. 1813 г. За оказанные подвиги в сражении 17 августа 1813 года при Кульме». Само знамя и ленты к нему не сохранились. Древко Георгиевского знамени со скобой и навершием образца 1806 года хранится в собрании Центрального военно-морского музея. Изучить подробное изображение этого знамени можно по акварели художника С.Д. Всеволожского, хранящейся в ЦВММ.

После вступления в Париж 20 марта 1814 года моряки Гвардейского экипажа разместились в Вавилонских казармах на Вавилонской улице, где ранее располагалась французская гвардия. Там они находились два месяца, участвуя в караулах. Об этом пребывании повествует цикл живописных работ художника-баталиста И.С. Розена, среди которых две картины с одинаковым названием «Гвардейский экипаж в Париже. 1814 г.» (обе — в собрании ЦВММ), изображающие гвардейских моряков на фоне Вавилонских казарм. Картина И.С. Розена «Гвардейский экипаж в Париже перед смотром Александра I» отображает приём императором почётного караула экипажа в особняке французского дипломата Ш.М. де Талейрана. На полотне можно увидеть и Георгиевское знамя, пожалованное морякам-гвардейцам.

По возвращении из Парижа Гвардейский экипаж вместе с гвардией 30 июля 1814 года торжественно вступил в Санкт-Петербург и прошёл через временные триумфальные ворота у Нарвской заставы. В 1830 году архитектор В.П. Стасов предложил проект новых капитальных ворот: «Двадцать первого мая 1830 года было окончательно принято решение строить ворота из кирпича, одеть их медными листами и изготовить все скульптурное убранство тоже из листовой меди»16. В наши дни на фасаде этих ворот золотыми буквами увековечено его имя в числе полков русской гвардии, особо отличившихся в боевых действиях в 1812—1814 гг.

Участие экипажа в Отечественной войне 1812 года косвенно отмечено и в копиях медальонов Ф.П. Толстого на тему Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии, созданных в 1912 году неизвестным художником, вероятно, к столетнему юбилею победы. Среди них медальоны «Бегство Наполеона за Неман. 1812 г.», «Бородинская битва. 1812 г.», и «Освобождение Москвы. 1812 г.» (все — в собрании ЦВММ). Предметы изобразительного искусства, в которых была отражена память о подвигах Гвардейского экипажа, фиксируют их с документальной точностью или в метафорической форме.

Важно упомянуть монументальные памятники и мемориальные предметы, посвящённые этим событиям. Так, к 100-летнему юбилею Бородинского сражения в 1912 году на деньги родственников офицеров экипажа и лейб-гвардии Егерского полка был воздвигнут памятник в честь подвига егерей и моряков-гвардейцев на Бородинском поле, возле реки Колочь. Монумент представляет собой белокаменную колонну дорического ордера, увенчанную бронзовой скульптурой двуглавого орла. Постамент колонны украшен бронзовым изображением Кульмского креста. На западной стороне постамента выгравирована надпись: «Лейб-егеря доблестным предкам и их боевым товарищам чинам гвардейского экипажа 1912 г. Офицеры убитые и умершие от ран в Бородинском сражении». Надпись на южной стороне повествует о погибших в день Бородинского сражения: «В день сражения 26 августа в полку находилось: офицеров — 51, егерей — 1834, Гвардейского экипажа офицеров — 1, матросов — 30. Выбыло из строя полка: офицеров 27, егерей — 693, Гвардейского экипажа матросов — 11». Ещё один уникальный мемориальный предмет хранится в Николо-Богоявленском морском соборе в Санкт-Петербурге. В середине XIX века Гвардейским экипажем в этот храм был пожертвован образ Святителя Николая Чудотворца с надписью: «От артиллерийской команды Гвардейского экипажа, 1810—1846 гг.». «Образ был украшен медалями и георгиевскими крестами, завещанными ему участниками этих кампаний»17. Он являлся полковой иконой, находился вместе с командой под Бородино и во время Заграничных походов 1813—1814 гг., став свидетелем подвигов гвардейских моряков. Следует отметить, что война 1812 года осознавалась широкими массами русского народа как война православная. Это привело к тому, что после её окончания во многих местах Российской империи появились церкви, часовни, иконы, связанные с этими событиями18. 

Подвиги Гвардейского экипажа в войнах с Наполеоном стали предметом исследования военных историков. В 1899 году вышел труд офицера экипажа И.А. Виноградского «Участие Гвардейского экипажа в сухопутной кампании 1812 года», а в 1903 — «Морской Гвардейский экипаж в кампанию 1813 года». Обе монографии оформлял художник-баталист Н.С. Самокиш.

На титульном листе монографии 1899 года в верхней части изображена виньетка, состоящая из кивера офицера Гвардейского экипажа, ранца, орудий и эмблемы подразделения. По обеим сторонам — знамёна с перечислением названий сёл и городов, где происходили сражения с французами в 1812 году. Слева — изображение унтер-офицера экипажа. В середине книги помещена иллюстрация, изображающая мост через реку Колочь, взорванный во время Бородинского сражения. На титульном листе монографии 1903 года между моряками — виньетка с названиями мест, где произошли наиболее важные сражения кампании 1813 года, и городов, через которые русская армия шла на Париж: Плоцк, Бауцен, Дрезден, Кульм, Кенингштейн, Лейпциг, Цель (Цволь), Базель. Изображение на последнем листе монографии, выполненное Н.С. Самокишем, представляет собой метафору боевого противостояния Гвардейского экипажа и наполеоновской гвардии: эмблема экипажа с вензелем Александра I в лавровом венке «противостоит» символу гвардии Первой империи — орлу с монограммой «N» в лавровом венке. Ниже в символической борьбе «сплетаются» лентами русская и французская награды: орден Святого Георгия и орден Почётного легиона. Важно отметить, что в обоих случаях художник не совсем внимательно подошёл к вопросу о достоверности униформы изображённых гвардейцев: в период Наполеоновских войн цвет брюк унтер-офицеров был чёрным, в то время как на данных гравюрах они изображены белыми.

Изучая вышеперечисленные памятники, следует отметить важную роль юбилейных дат, в честь которых они создавались и преподносились. Упомянутые ранее копии с медальонов Ф.П. Толстого, барельефы с профилем Александра I и изображением Бородинской битвы работы неизвестного скульптора Императорского фарфорового завода, созданные в 1912 году (все — в собрании ЦВММ), памятник, установленный на Бородинском поле, картины И.С. Розена посвящались столетнему юбилею победы в Отечественной войне 1812 года. В честь двадцатипятилетнего юбилея битвы при Кульме Гвардейскому экипажу была подарена скоба для древка Георгиевского знамени. Так благодаря произведениям живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства удалось сохранить память о не известных широкой публике подвигах моряков Гвардейского экипажа на полях сражений Наполеоновских войн.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Малышев Л.А. Морской гвардейский экипаж. СПб.: МСТ, 2011. С. 57.

2 Бочаров А. «Так громче, музыка, играй победу, Мы Щурин взяли, и враг бежит» // Новый часовой. 2002. № 13/14. С. 179.

3 На рисунке изображено здание казарм Гвардейского экипажа, построенное в конце XVIII в. Экипаж располагался в этом здании после 1819 г.

4 Айвазовский и великие русские маринисты: навстречу 200-летию Ивана Константиновича Айвазовского. М.: Изд-во Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2016. С. 8.

5 Виноградский И.А. Участие Гвардейского экипажа в сухопутной кампании 1812 года. СПб.: тип. Мор. м-ва, 1899. С. 3.

6 Гарнич Н.Ф. 1812 год. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Госкультпросветиздат, 1956. С. 52.

7 Малышев Л.А. Указ. соч. С. 67.

8 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 935. Оп. 2. Д. 190. Л. 2—5.

9 Малышев Л.А. Указ. соч. С. 70.

10 Там же. С. 71.

11 Материалы по русской иконографии: [сборник]. Вып. 5: Русские портреты XVIII — начала XX вв.: портретная живопись из собрания Центрального военно-морского музея, 2016. С. 118.

12 Малышев Л.А. Указ. соч. С. 77.

13 Материалы по русской иконографии… С. 256.

14 Малышев Л.А. Указ. соч. С. 72.

15 Сойко Б.И., Шкаровский М.В., Исакова Е.В. Николо-Богоявленский кафедральный Морской собор: исторический очерк. СПб.: Алмаз, 1998. С. 90.

16 Пилявский В.И. Русские триумфальные памятники. Ленинград: [б.и.], 1960. С. 20.

17 Сойко Б.И., Шкаровский М.В., Исакова Е.В. Указ. соч. С. 90.

18 Мельникова Л.В. Церковные памятники Отечественной войны 1812 года // Отечественная война 1812 года — источники, памятники, проблемы: материалы Х Всероссийской научной конференции (Бородино, 8—10 сентября 2003 г.). Можайск: Гос. Бородинский военно-исторический музей-заповедник, 2004. С. 202.