Отечественное военно-морское искусство в 1921—1945 гг.

image_print

Аннотация. Рецензия на монографию «Отечественное военно-морское искусство в 1921—1945 гг. Теория и практика».

Summary. Review of the monograph ‘Domestic naval art in 1921-1945. Theory and practice’.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ШИШОВ Алексей Васильевич — ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, капитан 1 ранга запаса, кандидат исторических наук

(Москва. E-mail: rchekinov@mail.ru).

 

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ ИСКУССТВО В 1921—1945 гг.

 

Монография «Отечественное военно-морское искусство в 1921—1945 гг. Теория и практика»* под общей редакцией адмирала флота В.И. Куроедова вышла в свет в начале 2016 года в издательстве «Кучково поле» и сразу же привлекла внимание широкого круга специалистов и любителей военно-морской истории.

Во-первых, это вызвано тем, что в ней представлены важнейшие результаты исследований, выполненных с начала 1990-х годов основными авторами монографии: работы руководителя авторского коллектива доктора исторических наук, профессора капитана 1 ранга А.В. Усикова, доктора исторических наук капитана 1 ранга М.С. Монакова и доктора исторических наук, доцента капитана 1 ранга С.Л. Ташлыкова широко известны и занимают достойное место в современной военной историографии.

Во-вторых, источниковую базу этого научного произведения образует массив документов из фондов Российского государственного военного архива (РГВА), Российского государственного архива Военно-морского флота (РГА ВМФ), Центрального военно-морского архива (ЦВМА), а также документы из личного архива И.В. Сталина и Архива Президента Российской Федерации. В их число входят рабочие материалы Политбюро ЦК ВКП(б), Совнаркома СССР, Президиума Верховного Совета СССР, Государственного Комитета Обороны, Ставки Верховного Главнокомандования, Генерального штаба Красной армии, Главного морского штаба, а также планы войны, оперативные планы флотов, материалы теоретических дискуссий, до недавнего времени находившиеся на закрытом хранении и потому недоступные широкому кругу исследователей.

В-третьих, авторы касаются малоизученных и неизвестных страниц отечественной военно-морской истории, которые в советской историографии по идеологическим мотивам, из-за ограниченного доступа к зарубежным архивам и исследованиям, недостатка прямых контактов с исследователями из других стран и иным причинам долгое время освещались неполно и необъективно, а порой и предвзято.

В-четвёртых, путём теоретического освоения реального военного опыта авторы раскрывают содержание таких понятий, как «военно-морское дело», «военно-морская наука» и «военно-морское искусство».

В-пятых, развитие теории и практики военно-морского искусства освещается как непрерывный процесс, охватывающий как мирное, так и военное время с акцентом на содержании основополагающих уставных документов, отражающих его сущность с наибольшей адекватностью и полнотой.

В-шестых, данная работа — одно из немногих произведений военной историографии, раскрывающих влияние на развитие военно-морской науки практики оперативно-боевой подготовки ВМС РККА в 1930-х годах. При этом в центре внимания авторов — влияние на развитие всех сторон военно-морского искусства реального военного опыта.

Так, особо отмечено, что после окончания Советско-финляндской войны 1939—1940 гг. на первое место вышло уточнение оперативных планов флотов с учётом их реального боевого и численного состава и достигнутого уровня готовности сил, а результатом теоретического обобщения опыта этой войны стало временное Наставление по ведению морских операций 1940 года (НМО-40).

А опыт начального и первого периодов Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., по мнению авторов, способствовал уточнению положений, касавшихся применения сил ВМФ в стратегических оборонительных действиях. Этот вывод обосновывается ссылками на Инструкцию по организацию связи и взаимодействия войск Красной армии с кораблями, соединениями и частями Военно-морского флота (1942), проект Полевого устава Красной армии (1943) и Наставление по совместным действиям сухопутных сил с Военно-морским флотом и военными речными флотилиями (1943).

Исследуя вопросы применения сил ВМФ в ходе стратегического наступления, авторы подчёркивают, что действия флотов и флотилий являлись составной частью стратегических (групп фронтов), фронтовых и армейских операций, и рассматривают их в данном контексте.

Как отдельные проблемы военного и военно-морского искусства рассматриваются морские десантные операции, в особенности самая крупная и успешная — Керченско-Феодосийская (26—31 декабря 1941 г.), применение сил флота в составе межвидовых группировок, сражавшихся на приморских направлениях и изолированных приморских плацдармах.

Отдельная глава посвящена организации взаимодействия с союзными флотами по обороне стратегической морской коммуникации в Арктике. При этом авторы подчёркивают, что для Северного флота ведение конвойных операций являлось основным содержанием его боевой деятельности практически в течение всей войны.

В заключительной главе освещается развитие отечественной военно-морской мысли в годы войны, причём авторы исходят из того, что в это время она была нацелена в первую очередь на потребности текущей военной практики, то есть разработку основополагающих уставных документов.

Для специалистов по истории военно-морского искусства особый интерес представляют общие выводы, к которым авторы пришли в результате проведённого исследования. Важнейший из них заключается в том, что характер и масштабы применения сил ВМФ определялись рядом особенностей складывавшейся обстановки на сухопутных фронтах и на морских театрах в ходе войны.

Первая особенность заключалась в потере в начальном и первом периодах войны основных элементов довоенной системы базирования Краснознамённого Балтийского и Черноморского флотов.

Второй особенностью являлось то, что боевая деятельность советского ВМФ в начальный и первый периоды войны проходила в условиях господства противника в воздухе и широкого использования им принципиально новых образцов минного оружия.

Третья особенность состояла в том, что в связи с утратой значительной части судостроительных и судоремонтных производств СССР потерял возможность вести строительство и ремонт кораблей и судов в необходимых масштабах.

Четвертая особенность заключалась в том, что проблему организации стратегического руководства силами действующих флотов ни до войны, ни в ходе её полностью решить не удалось.

Как следствие, развитие отечественного военно-морского искусства во время Великой Отечественной войны было ориентировано преимущественно на содействие сухопутным войскам и на ведение борьбы на коммуникациях. В силу этого Военно-морской флот СССР оказался «привязанным» к своему побережью и отечественное военно-морское искусство в этот период являлось искусством флота прибрежного действия.

При этом авторы монографии выражают уверенность в том, что даже при значительном увеличении боевого и численного состава советского ВМФ к началу Великой Отечественной войны это обстоятельство вряд ли могло повлиять на преимущественно континентальный характер войны с Германией. Ведь даже сейчас трудно объяснить, почему на Черноморском театре советским Вооружённым силам не удалось превратить своё абсолютное превосходство на море в решающий фактор вооружённого противоборства.

Авторы считают, что качественное изменение нашего военно-морского искусства стало возможным только после создания принципиально новых видов оружия и их носителей и разнородных объединений ВМФ, оперативные возможности которых позволяли, несмотря на неблагоприятные военно-географические условия, решать задачи в океанах и на удалённых морских театрах.

Работа авторского коллектива сопровождается солидным научно-справочным аппаратом, который лишний раз подтверждает, что монография создавалась на самой широкой архивно-документальной базе. Написана она образным, пусть и научным языком, что делает книгу интересной и полезной для самого широкого круга читателей, интересующихся не только данной проблематикой. Она интересна и для тех, кто увлекается историей отечественного Военно-морского флота, историей Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

* Усиков А.В., Монаков М.С., Ташлыков С.Л. и др. Отечественное военно-морское искусство в 1921—1945 гг. Теория и практика / Под общ. ред. В.И. Куроедова. М.: Кучково поле, 2016. 496 с., ил.