Организация тылового обеспечения войск в Белорусской стратегической наступательной операции (с 23 июня по 29 августа 1944 г.)

image_print

Аннотация. Статья раскрывает вопросы организации тылового обеспечения советских войск в Белорусской стратегической наступательной операции.

Summary. The paper looks at issues of organizing the logistical support of Soviet troops in the Belorussian strategic offensive operation.

Ворсин Владимир Федотович — научный сотрудник научно-исследовательского отдела Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, кандидат военных наук, старший научный сотрудник

(Москва. E-mail: vorsin_vf@mail.ru);

Жуматий Владимир Иванович — старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, доктор исторических наук, профессор

(Москва. E-mail: jumatiy_vi@mail.ru).

 

Организация тылового обеспечения войск в Белорусской стратегической наступательной операции (с 23 июня по 29 августа 1944 г.)

 

Белорусская стратегическая наступательная операция под кодовым наименованием «Багратион» была одной из крупнейших стратегических наступательных операций Красной армии в Великой Отечественной войне и отличалась большими потребностями в материальных средствах. Она проводилась войсками 1-го Прибалтийского (командующий — генерал армии И.Х. Баграмян), 3-го Белорусского (командующий — генерал-полковник И.Д. Черняховский), 2-го Белорусского (командующий — генерал-полковник Г.Ф. Захаров) и 1-го Белорусского (командующий — генерал армии К.К. Рокоссовский) фронтов1.

Напряжённые сражения, большая глубина и высокие темпы операции, разрушенные противником дороги, лесисто-болотистая местность — всё это потребовало большого напряжения сил и средств всех служб тыла при обеспечении боевых действий войск. Работу тыла усложняло и неблагополучное санитарно-эпидемическое состояние района предстоявших боевых действий.

Общая глубина тыловых районов 1-го Прибалтийского (начальник тыла — генерал-лейтенант Д.И. Андреев), 2-го Белорусского (начальник тыла — генерал-лейтенант интендантской службы Н.А. Найдёнов) и 3-го Белорусского (начальник тыла — генерал-лейтенант интендантской службы В.П. Виноградов) фронтов в исходном положении в конце мая 1944 года была установлена директивой Генерального штаба и начальником Тыла Красной армии генералом армии А.В. Хрулёвым до 250 км, а 1-му Белорусскому фронту (начальник тыла — генерал-лейтенант интендантской службы Н.А. Антипенко) — 300—600 км, что было связано с конфигурацией линии фронта2.

В основу организации тылового обеспечения фронтов в этой операции был положен принцип сосредоточения основных усилий тыла на главных направлениях и максимального удовлетворения потребностей войск. Поэтому 60—70 проц. фронтовых складов, железнодорожных, автотранспортных, дорожных, медицинских, ремонтных и других частей и учреждений тыла были развёрнуты на направлениях действий ударных группировок3.

Для их бесперебойного обеспечения на всю глубину операции фронтовые соединения, части и учреждения тыла развёртывались в 2—3 эшелона. При этом первый эшелон фронтового тыла (отделения полевых складов с запасами боеприпасов и горючего, часть подвижных госпиталей) развёртывался в 20—30 км; второй эшелон (основная часть сил и средств фронтового тыла) находился в 50—80 км, а третий (отдельные склады, медицинские, ремонтные и некоторые другие учреждения) — в 150—200 км и более от линии фронта4.

Построение армейского тыла также осуществлялось с учётом предстоявших наступательных действий. Удаление основных армейских складов от линии фронта в среднем составляло 20—40 км. Кроме того, на линию дивизионных обменных пунктов выдвигались головные отделения складов на грунте. Дивизионные обменные пункты в зависимости от местности располагались в 8—12 км, а подразделения полкового тыла — в 5—8 км от войск5. Благодаря рациональному эшелонированию запасов материальных средств по фронту и в глубину были созданы благоприятные условия для их подвоза в ходе наступления.

1-й Прибалтийский, 2-й и 3-й Белорусские фронты имели по одному железнодорожному направлению, а 1-й Белорусский — три. Особенностью этой операции было то, что фронтовые распорядительные станции находились на удалении 100—120 км от линии фронта, а не вблизи тыловой границы, как было в предыдущих операциях. Армиям выделялись станции снабжения, обычно по две на одну армию. Выгрузочные станции находились в непосредственной близости от линии фронта, нередко в 10—15 км6. Некоторые из них одновременно являлись головными отделениями полевых армейских баз на железной дороге. Всё это ускоряло доставку материальных средств войскам.

Генеральный штаб и центральные органы Тыла Красной армии уделяли постоянное внимание созданию необходимых запасов материальных средств для проведения операции. Однако из-за того, что железнодорожный транспорт не смог осуществить перевозки в намеченные сроки, Ставка ВГК перенесла начало Белорусской операции с 19 на 23 июня 1944 года. Это позволило создать запасы материальных средств в войсках. Их размеры к 23 июня составляли: по автобензину 3—4 заправки; по дизтопливу 6—8 заправок; по авиабензину 4—10 заправок; по боеприпасам 2—4,5 боекомплекта; по продовольствию 15—20 суточных дач7. В общей сложности четырём фронтам при подготовке Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион» по предварительным расчётам Генерального штаба требовалось доставить 400 тыс. т боеприпасов, 300 тыс. т горюче-смазочных материалов, свыше 500 тыс. т продовольствия и фуража8. Только для доставки частям одного боекомплекта снарядов и мин требовалось 1300 железнодорожных вагонов. Ежедневно фронтам подавалось в среднем до 100 поездов9.

Расход боеприпасов при прорыве обороны противника и развитии успеха в глубину фактически оказался ниже запланированного. Так, например, в 65-й армии в первый день операции он составлял около 45 проц., а с 24 июня по 2 июля 1944 года всего 25—30 проц. от запланированного10. То, что большое количество боеприпасов находилось на грунте11, а также ограниченное число автотранспорта, имевшегося в войсках, заболоченная местность и песчаная почва не позволили при смене огневых позиций артиллерии поднять все боеприпасы. Однако артиллерийские подразделения и части, перейдя на новые огневые позиции, стремились получать боеприпасы с армейских артиллерийских складов, а не перевозить их самим со старых огневых позиций. Оставление боеприпасов на исходных рубежах, огневых позициях артиллерии и в пути продвижения частей и соединений привело к тому, что войска начали испытывать недостаток в них, хотя на учёте во фронтах и армиях имелось достаточное количество боеприпасов.

Общий расход боеприпасов всех калибров в Белорусской стратегической наступательной операции был значительным: были израсходованы 270 млн (460 вагонов) боеприпасов к стрелковому оружию, 2 832 000 (1700 вагонов) мин, 478 тыс. (115 вагонов) выстрелов зенитной артиллерии, около 3 434 600 (3656 вагонов) выстрелов наземной артиллерии12.

Для обеспечения горючим войск фронтов, принимавших участие в Белорусской операции, Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял специальное постановление, в соответствии с которым для Народного комиссариата обороны (НКО) передавались из мобилизационного резерва 71 тыс. т и из государственного резерва — 19,5 тыс. т горючего. Кроме того, за счёт сокращения майских фондов горючего для народного хозяйства НКО были переданы 11,5 тыс. т. Одновременно с этим уменьшили лимиты расхода горючего для прибалтийских фронтов примерно на 3300 т. Остальные 57,2 тыс. т горючего подавались 1, 2, 3-му Белорусским и 1-му Прибалтийскому фронтам непосредственно с предприятий промышленности в счёт фондов НКО13.

В ходе Белорусской операции с увеличением плеча подвоза потребность в горючем постоянно росла, и подача его фронтам железнодорожным транспортом уже не покрывала расхода. Поэтому штаб Тыла Красной армии и Управление службы горючего (УСГ) приняли ряд срочных мер по отправке горючего фронтам автотранспортом Центра. В конце июня 3-му Белорусскому фронту были отправлены четыре автомобильных батальона с горючим14. На складе УСГ в середине июля были залиты в бочки и подготовлены к отправке фронтам автотранспортом 1075 т горючего15. И всё же расход горючего в ходе операции превышал его поступление. В войсках остро ощущался недостаток в горючем, что влияло не только на темпы наступления, но и на подвоз материальных средств автомобильным транспортом. Наличие и расход горючего войсками четырёх фронтов приведены в таблице 1. Из этих данных видно, что за Белорусскую операцию, продолжавшуюся более двух месяцев, фронтам были отгружены около 257 тыс. т горючего (в среднем 3800 т в сутки), а расходованы более 260 тыс. т. С учётом перегруппировки войск и подготовительного периода расход горючего составил около 420 тыс. т16. Это значительно больше, чем общий расход в операциях 1944 года под Ленинградом и Новгородом, а также при освобождении Правобережной Украины и Крыма.

Снабжение войск продовольствием в Белорусской операции имело большое значение. Пришлось по-новому решать вопросы организации и осуществления заготовок сельскохозяйственных продуктов из местных ресурсов, использования для нужд армии частных и государственных предприятий, прибегать к помощи местного населения. Учтя серьёзные недостатки в обеспечении войск Калининского фронта продовольствием весной 1943 года, белорусские и 1-й Прибалтийский фронты заблаговременно провели большую подготовительную работу к началу лета 1944 года. К началу операции они располагали в среднем 15—20-суточными запасами продовольствия по всем основным видам продуктов, в том числе в войсках было 7—10 и на армейских складах 5—7 суточных дач17.

Обеспечение войск горячей пищей при подготовке к операции и во время наступления производилось в основном бесперебойно, солдаты питались два—три раза в сутки. От кухонь пища подавалась в термосах и вёдрах. Этому постоянно уделялось особое внимание со стороны военных советов фронтов18. Остальные вопросы продовольственного обеспечения войск в этой операции решались без каких-либо трудностей. Расход основных видов продовольствия фронтами в Белорусской операции показан в таблице 2. Из неё видно, что выдача продовольствия войсками обеспечивалась за счёт его наличия к началу операции и в ходе поставок из местных ресурсов, что помогало продовольственной службе бесперебойно снабжать личный состав продовольствием и фуражом.

К началу операции войска фронтов вещевым имуществом были обеспечены полностью. Его расход в ходе операции обусловливался в основном естественным износом, а также боевыми потерями. Поступление вещевого имущества в войска фронтов и расход его в Белорусской операции приведены в таблице 3. Из неё видно, что поступление вещевого имущества от довольствующих органов и из местных источников в основном покрывало его убыль.

Важную роль в операции уделяли ремонту вещевого имущества. Благодаря этому достигалось увеличение ресурсов вещевого имущества в дополнение к новому, что повышало обеспеченность войск, в т.ч. тыловых частей. Основной объём среднего и капитального ремонта обмундирования и обуви выполняли полковые и дивизионные мастерские19.

По мере продвижения наших войск на запад в апреле 1944 года было принято решение укрупнять партии направлявшегося фронтам имущества, что в 2,5 раза сократило сроки его доставки20. В результате фронты стали получать положенное им имущество в комплекте в соответствии с месячным планом снабжения.

К началу операции железные дороги на всех фронтах были восстановлены, каждая общевойсковая армия имела свои станции снабжения и выгрузочные станции. Однако противник готовился к массовому разрушению железных дорог, что по его планам в сочетании с обороной должно было остановить любое наступление Красной армии. С этой целью в Белоруссии и Прибалтике немецко-фашистское командование держало в готовности более 10 путеразрушителей «крюк»21. Командование фронтов, в свою очередь, начало широко проводить контрзаградительные мероприятия: выделение авиации для перехвата и уничтожения путеразрушителей, борьба с подрывными командами, постановка задач подвижным группам войск и партизанам на захват больших мостов и отдельных участков неразрушенных железных дорог и другое.

Несмотря на принятые меры по воспрещению массового разрушения, противнику всё же удалось на ряде направлений в значительных размерах разрушить железные дороги, и особенно там, где командование не уделяло внимания вопросам их сохранения. Всё это влияло на темпы восстановления участков железных дорог. Так, например, на 3-м Белорусском фронте участок Шуховцы — Орша, где проходила линия обороны противника, восстанавливался по 7 км в сутки, а малоразрушенный участок Орша — Минск — по 21,2 км22. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Великая Отечественная война. 1941—1945: военно-исторические очерки. Кн. 3. Освобождение. М.: Наука, 1999. С. 57.

2 Тыл Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Ч. IV. Тыл Советской Армии в третий период войны. Л.: Военная академия тыла и транспорта (ВАТТ),1963. С. 18.

3 История Тыла Российских Вооружённых Сил (XVIII—XX вв.). Кн. 3. Тыл Красной Армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. СПб.: ВАТТ, 2000. С. 445.

4 Развитие Тыла Советских Вооружённых Сил (1918—1988). М.: Воениздат, 1989. С. 180.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же. С. 181.

8 Вещиков П.И. Военное хозяйство — Тыл Вооружённых Сил России (XVIII—XX вв.). М., 2003. С. 343.

9 Великая Отечественная война. 1941—1945… Кн. 3. С. 60.

10 Антипенко Н.А. Организация и работа тыла 1-го Белорусского фронта в операциях по разгрому немецко-фашистских войск в Белоруссии. М.: Воениздат, 1955. С. 46.

11 При недостатке автотранспорта и для быстрейшего его освобождения от боеприпасов разрешается временно выкладывать артиллерийские выстрелы на грунт.

12 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 81. Оп. 12079. Д. 288. Л. 22—25.

13 Тыл Советских Вооружённых Сил в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. М.: Воениздат, 1977. С. 183.

14 ЦАМО РФ. Ф. 89. Оп. 33743. Д. 5. Л. 45, 220.

15 Тыл Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. С. 56.

16 Никитин В.В. 30 лет во главе службы горючего. М.: Воентехлит, 1999. С. 258.

17 Вещиков П.И. Указ. соч. С. 344.

18 Антипенко Н.А. Указ. соч. С. 56.

19 Тыл Советских Вооружённых Сил в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. С. 224.

20 Вещевое обеспечение Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. М.: Воениздат,1999. С. 121.

21 Железнодорожные войска в Великой Отечественной войне Советского Союза. М.: Воениздат, 1963. С. 224.

22 Тыл Советских Вооружённых Сил в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. С. 237.