ОДИННАДЦАТЫЙ КВ-1

image_print

ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

КАИНБЕКОВ Низамидин Султанович — постоянный корреспондент журнала МО РФ «Ориентир» по Западному военному округу

(Санкт-Петербург. E-mail: kainbekovns@mail.ru)

«Одиннадцатый» КВ-1

Именно таким по счёту (№ 11) обозначил директор музея «Битва за Ленинград» Олег Титберия поднятый 16 ноября 2011 года со дна Невы танк КВ-1(«Клим Ворошилов»), поскольку, по его словам, их (времён войны) «на сегодня во всём мире сохранилось лишь одиннадцать». Наш же рассказ о том, как обнаружили и подняли этот «номерной» танк.

В первый раз в мае прошлого года нас, журналистов, пригласили в район «Невского пятачка», где военнослужащие 90-го отдельного специального поискового батальона (оспб) с энтузиастами из общественного объединения «Доблесть» обнаружили столь ценную находку.

По утверждению специалистов, машина затонула в Неве предположительно в 1941 году во время сражения за «Невский пятачок» — плацдарм на левом берегу реки. За него во время Великой Отечественной войны советские войска вели кровопролитные бои. Во многом благодаря удержанию «Невского пятачка» стали возможны защита города и прорыв блокады Ленинграда.

Планировали поднять КВ-1 ко Дню Победы, но так как рядом с ним, по свидетельству комбата подполковника Владимира Мансурова, была обнаружена немецкая полутонная авиабомба, подъём пришлось отложить. Решили ещё раз провести тщательное обследование и основательную подготовку техники. Командир водолазной группы поискового отряда «Беркут» Василий Фролов, совершив повторное погружение и осмотр объекта, сообщил:

— Танк лежит посредине реки на глубине порядка 17 метров, в положении оверкиль, то есть вверх гусеницами. Башня практически вся зарыта в песок. Одна гусеница разорвана. Повреждён один из катков…

Словом, ситуация оказалась сложной. Тросами, лебёдкой, волоком почти 50-тонную махину, затянутую илом, отягощённую боеприпасами, вытащить было невозможно.

— Для подъёма понадобится плавучий специальный кран. Будем заказывать, — решил подполковник В. Мансуров.

Между тем желающих овладеть редкостным экземпляром боевого танка, изготовленного на знаменитом Кировском заводе, среди коллекционеров оказалось немало. Многие предлагали за него большие деньги. Оказывается, КВ-1 этой модификации было выпущено всего около 3000. Однако военные не поддались на соблазн, а благодаря своевременно предпринятым мерам боевую реликвию удалось отстоять.

И вот спустя полгода назначили новую дату — 14 ноября — подъёма танка с применением плавучего крана грузоподъёмностью 100 т, который прибыл из Калининграда. Правда, из-за ряда причин и этот срок несколько отодвинулся — на 16 ноября.

Трудоёмкая и столь ответственная работа длилась примерно восемь часов, не считая подготовительных мер. В ней, кроме воинов подразделения, приняли участие спасатели МЧС Ленинградской области и сотрудники музея «Битва за Ленинград».

Долгое время водолазы не могли закрепить стропы на корпусе танка, который лежал в середине фарватера на дне реки.

— Сложностей было много, — рассказывал впоследствии руководитель мероприятия Андрей Шпигель. — Во-первых, внезапно разыгрался ветер с правого берега. Во-вторых, мешало очень сильное и неприятное течение. Потом, когда уже зацепили, танк ко всему завалился на бок.

Несмотря на все возникшие трудности, операция по подъёму КВ-1 завершилась успешно. Но доступ к нему разрешили не всем. Первыми его обследовали сапёры, так как мины и снаряды внутри даже спустя десятилетия могли быть опасны.

Эксперты, осуществлявшие осмотр, человеческих останков внутри машины не обнаружили: видимо, экипаж сумел вовремя покинуть её. Сохранился же «одиннадцатый», хотя 70 лет пребывал под водой, относительно хорошо. С корпуса можно было счистить ржавчину, двигатель починить, орудие заменить, остальное отреставрировать — и хоть снова в бой.

Впрочем, это не первая боевая машина, обнаруженная военнослужащими 90-го оспб. Аналогичный танк был поднят четыре года назад. А всего за пять лет существования подразделения, которым командует подполковник В. Мансуров, в Кировском, Всеволожском, Тосненском районах Ленинградской и Калужской областей поисковиками найдены останки более 6300 погибших защитников Отечества, 166 смертных медальонов, установлены 390 имён погибших солдат. Также ими обнаружены и уничтожены около 7000 взрывоопасных предметов (не считая патронов), 179 единиц стрелкового оружия.

Но вернёмся к «одиннадцатому» КВ-1, а точнее, к исторической справке о нём.

Советские тяжёлые танки этого типа выпускались с 1940 года. Они принимали участие в войне с Советско-финляндской (1939—1940 гг.) и Великой Отечественной (1941—1945 гг.) войнах. Боевая масса машины — 47,5 т.

По тому времени серийный КВ-1 являлся подлинно новаторской конструкцией, воплотившей в себе самые передовые идеи: индивидуальную торсионную подвеску, надёжное противоснарядное бронирование, дизельный двигатель и одно мощное универсальное орудие в рамках классической компоновки. Основой последней было разделение бронекорпуса (от носа к корме) последовательно на отделение управления, боевое и моторно-трансмиссионное. Механик-водитель и стрелок-радист размещались в отделении управления, три других члена экипажа — в боевом (объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню). Там же располагались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины.

Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 40, 30 и 20 мм, образуя равнопрочную противоснарядную защиту.

На танках первых выпусков устанавливалась пушка Л-11 калибра 76,2 мм с боекомплектом 111 выстрелов (по другим данным — 135). Пушка ЗИС-5 монтировалась на цапфах в башне и была полностью уравновешена. Имелись также три 7,62-мм пулемёта ДТ-29: спаренный с орудием, а также курсовой и кормовой в шаровых установках. Боекомплект ко всем ДТ составлял 2772 патрона. Эти пулемёты монтировались таким образом, что при необходимости их можно было снять и использовать вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда снабжался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами.

Первое экспериментальное применение этого танка было осуществлено во время прорыва линии Маннергейма в Советско-финляндской войне. Настоящие же боевые испытания начались после нападения на СССР фашистской Германии. Немецкие танкисты при первых боевых встречах с КВ-1 впадали в шок — лобовая броня «тяжеловеса» практически не пробивалась из танковой пушки; противотанковая артиллерия против него также была малоэффективна.

КВ-1 был снят с производства в 1942 году.