На гребне средиземноморской волны. Исторические этапы российско-итальянского военного сотрудничества

На гребне средиземноморской волны. Исторические этапы российско-итальянского военного сотрудничества

image_print

Аннотация. В статье анализируются ключевые исторические аспекты российско-итальянского сотрудничества в военной, военно-технической сфере и в сфере безопасности на этапах его наибольшего подъёма. Оценивая исторический опыт, автор приходит к выводу, что в среднесрочной перспективе можно ожидать нового подъёма сотрудничества между Россией и Италией в области международной безопасности, борьбы с терроризмом и пиратством, а также военно-технического сотрудничества.

Summary. The paper analyzes the historical aspects of Russian-Italian cooperation in the military, military-technical and security spheres at its highest point. Assessing the historical experience, the author concludes that in the medium term one can expect another upswing in cooperation between Russia and Italy in the area of international security, combating terrorism and piracy, and also military-technical cooperation.

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ЩЁКИН Анатолий Сергеевич — студент Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации

НА ГРЕБНЕ СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЙ ВОЛНЫ

Исторические этапы российско-итальянского военного сотрудничества

За последние 100 лет российско-итальянские отношения испытали ряд подъёмов и спадов. Условно можно выделить три такие «волны», пики которых пришлись соответственно на Первую мировую войну, на 1930-е и на 1990—2000-е годы. Каждый такой цикл проходил в разных военных, политических и экономических условиях, но были и общие тенденции, понимание которых может открыть дорогу к развитию современного двустороннего военного, военно-технического и военно-политического сотрудничества.

Катализатором сотрудничества России и Италии «первой волны» (1915—1917 гг.) стала Первая мировая война. Будучи союзниками на фронтах против Австро-Венгрии, российское и итальянское командования смогли достаточно быстро сформировать канал обмена данными и координации боевых действий, преимущественно через российского военного агента в Риме полковника О.К. Энкеля1. В частности, уже летом 1915 года итальянская армия начала наступление на реке Изонцо, сковав 25 австро-венгерских дивизий и оказав тем самым «единственную реальную помощь русским войскам», заставив австро-венгерское командование перебросить к концу лета на итальянский фронт ещё до 12 дивизий2. А в мае 1916 года масштабное русское наступление на Восточном фронте — Брусиловский прорыв — спасло от разгрома итальянскую армию в районе Трентино. Австро-Венгрии пришлось в срочном порядке перебрасывать теперь уже с Итальянского на Восточный фронт пехотные и кавалерийские соединения3.

Второе важнейшее направление российско-итальянского сотрудничества в данный период — военно-техническое. В условиях, когда Германия, один из важнейших торговых партнёров России, оказалась по другую сторону линии фронта, территория другого важного партнёра — Бельгии — была оккупирована, промышленные мощности Великобритании и Франции оказались перегружены (а Великобритания к тому же часто затягивала сроки выдачи кредитов и выставляла жёсткие условия по их обеспечению)4, Россия обратилась к итальянской промышленности. Проблему оплаты данных поставок удавалось решать преимущественно за счёт займов — как английских, так и итальянских (к примеру, в октябре 1916 г. российское Министерство финансов заключило соглашение с итальянскими банками о займе в размере 230 млн лир)5.

О.К. Энкель, военный агент Российской империи в Италии в 191 4— 1917 гг.
О.К. Энкель, военный агент Российской империи в Италии в 191 4— 1917 гг.

Номенклатура поставок была обширной: от обычных патронов до передовой техники (автомобилей, двигателей). Так, в 1914—1917 гг. Россия заказала в Италии 400 тыс. винтовок и 305 млн патронов6, а также более 8500 автомобилей «FIAT» различной грузоподъёмности. Поставлялись также авиамоторы, шасси для самолётов, бинокли, перископы, объективы, прожекторы, 42-линейные (107-мм) батарейные пушки фирмы «Ансальдо».

Были, впрочем, в российско-итальянском военно-техническом сотрудничестве и негативные эпизоды, наиболее известный из которых — судьба подводной лодки «Святой Георгий». Субмарина водоизмещением 252 т была заказана Российским Императорским флотом ещё в марте 1914 года. Однако исполнить контракт до начала Первой мировой войны Италия не успела, и в итоге лодка была передана российскому экипажу только в июне 1917 года. Экипаж перегнал её в Архангельск, но по прибытии оказалось, что «подводная лодка “Святой Георгий” в морозы плавать и воевать не сможет»7.

Таким образом, в Первую мировую войну российско-итальянское сотрудничество развивалось в основном по двум направлениям — координация боевых действий на фронтах (в основном на уровне консультаций: например, несмотря на просьбы итальянцев перенести на более ранний срок наступление в мае 1916 г., операция началась строго по графику), а также размещение в Италии российских военных заказов. Италия не стала крупнейшим поставщиком вооружения для российской армии, однако внесла существенный вклад в ликвидацию его катастрофической нехватки, наблюдавшейся на начальном этапе войны. Россия при этом рассматривала этот отчасти вынужденный «поворот» к Италии как отправную точку для дальнейшего развития сотрудничества, в т.ч. и в послевоенный период. Такую инициативу поддерживал, в частности, российский посол в Риме М.Н. Гирс8.

В 1914—1917 гг. Россия заказала в Италии 400 тыс. винтовок и 305 млн патронов, а также более 8500 автомобилей FIAT

Но история распорядилась иначе, и после Октябрьской революции связи с Италией оказались разорваны. Более того, итальянская армия силами до 3500 человек позже примет участие в иностранной интервенции в Россию9. Под влиянием сложных исторических процессов военное сотрудничество прекратилось.

«Вторая волна» двухстороннего сотрудничества (1924—1934 гг.) началась вскоре после подписания в феврале 1924 года Договора о торговле и мореплавании, который установил дипломатические отношения между государствами.

В августе 1924 года по пути из Чёрного моря на Дальний Восток в порт Неаполя зашло сторожевое судно «Воровский», встреченное салютом и поднятием флага. В мае 1925 года с ответным визитом в Ленинград прибыли три итальянских эсминца. В дальнейшем подобные визиты продолжились с практически ежегодной регулярностью. В 1926 году в Чёрном море прошли советско-итальянские военные учения, участие в которых со стороны Итальянского Королевского флота принимали четыре эсминца. А в 1929 году состоялся первый визит в СССР иностранной авиации — в Одессу прибыла эскадрилья из 35 летающих лодок Savoia-Marchetti S.55.

Учебно-боевой самолёт М-346
Учебно-боевой самолёт М-346

Существенно активизировались взаимные визиты после подписания 2 сентября 1933 года Договора о дружбе, ненападении и нейтралитете. Хотя статьи договора лишь фиксировали обязательства сторон не вступать во враждебные друг другу союзы и соблюдать нейтралитет в случае нападения на одну из них10, военно-политическое значение его было гораздо выше: de facto это был сигнал другим государствам (прежде всего Германии), что СССР и Италия готовы объединиться и дать совместный отпор в случае агрессии.

В июле 1934 года на фоне провокаций в Австрии, организованных нацистами и вызвавших сильное беспокойство итальянского правительства, Россия и Италия провели визиты военных химиков. А в августе советская делегация из 39 военнослужащих прибыла в Рим. Её члены побывали на ряде военных и промышленных объектов и были приняты премьер-министром страны Б. Муссолини. В том же месяце состоялся ещё один визит советских военных, который возглавил председатель Центрального совета Осоавиахима генерал Р.П. Эйдеман. Участвовал в нём, кстати, и советский авиаконструктор А.С. Яковлев11.

6—10 сентября 1934 года итальянские военные специалисты присутствовали на учениях под Минском. А кульминацией двустороннего сближения стали учения под Киевом в сентябре 1935 года, куда помимо итальянцев были приглашены представители Франции и Чехословакии — стран, с которыми у СССР были подписаны пакты о взаимопомощи. Так был продемонстрирован чуть ли не союзнический характер советско-итальянских отношений.

В военно-техническом аспекте советских военных в первую очередь интересовали итальянские корабли. Во-первых, Италия была одним из признанных лидеров в кораблестроении. Во-вторых, итальянские суда были сравнительно дешёвыми благодаря низкой стоимости рабочей силы на полуострове. И в-третьих, по географическим причинам советские требования к кораблям совпадали с итальянскими: высокая скорость и большая огневая мощь при небольшой осадке и также небольшом запасе хода.

Закупки в Италии командование ВМС РККА начало планировать ещё в 1930 году. Основными направлениями были выбраны: оптовые закупки моторов для торпедных катеров, торпед для надводных кораблей и подводных лодок; закупки образцов гидроакустических приборов, оборудования и вооружения подводных лодок, приборов управления артиллерийским огнём, прицелов; получение технической помощи по военному судостроению12. Что-то закупалось оптовыми партиями, иногда — только опытные образцы для освоения производства изделий советской промышленностью (например, торпеды Whitehead и технологическая документация к ним — выпуск подобных изделий в СССР начался в 1936 г.)13.

В начале 1933 года были заказаны два сторожевых корабля водоизмещением 1161 т: PS-8 («Киров») и PS-26 («Дзержинский»). Они были получены советской стороной в декабре 1934 года. А в конце 1933 года был заключён договор с фирмой Ansaldo по проектированию и помощи в строительстве лёгкого крейсера «Киров» (по чертежам итальянского крейсера Eugenio di Savoia) водоизмещением 7200 т и скоростью до 37 узлов. Впоследствии проект был доработан советскими инженерами, в результате чего несколько увеличилась огневая мощь, но снизилась скорость. Крейсер был построен на Ленинградском судостроительном заводе к 1936 году и вступил в строй в 1938 году. В 1935—1937 гг. на итальянской верфи в Ливорно для ВМС РККА был построен корабль-разведчик «Ташкент» водоизмещением 3422 т и максимальной скоростью 42,5 узла.

Важную роль играло также военно-техническое сотрудничество (ВТС) в сфере авиации. В 1923—1925 гг. советское правительство закупило у Италии 100 гидросамолётов Savoia. В декабре 1930 года СССР подписал договор с компанией SIAI, которая обязалась поставить 50 машин S.62bis (трёхместная деревянная летающая лодка-разведчик). С использованием итальянских образцов к 1932 году в Таганроге было налажено производство советских аналогов. СССР также закупал летающие лодки S-55 и боевые гидросамолёты Dornier «Wal»14.

Кроме того, на Апеннинах приобретались двигатели (как автомобильные, так и авиационные), планировалась даже покупка танков, но данная сделка не была одобрена военным министерством Италии15. Также Италия помогала с подготовкой профессиональных кадров: обучала советских специалистов и направляла своих наставников. Так, например, в мае 1932 года было достигнуто соглашение с компанией FIAT о направлении на её заводы девяти советских стажёров и их обучении16.

То есть к началу 1930-х годов Италия смогла наконец преодолеть навязывавшийся Англией и Францией негативный настрой в отношении СССР и начала выстраивать самостоятельный внешнеполитический курс. Она искала союзников и рынки сбыта, СССР — союзников и технологии.

После нападения Италии в октябре 1935 года на Эфиопию сотрудничество её с СССР стало сходить на нет. Совершив этот агрессивный акт, Муссолини лишился поддержки своих европейских партнёров, и единственным государством, выступившим на его стороне, оказалась нацистская Германия. У итальянского лидера, стремившегося во что бы то ни стало реализовать свои экспансионистские замыслы, не осталось иного выбора, кроме как примкнуть к Гитлеру, что a priori предусматривало разрыв дружественных отношений с СССР.

«Третья волна» подъема российско-итальянских отношений в военной сфере началась в 1990-е годы, после распада СССР. Причём на этот раз их развёртывание стало не требованием момента, а осознанным, экономически и политически обоснованным выбором двух государств, пришедших к пониманию необходимости формирования «привилегированного» и «стратегического» сотрудничества17.

Кульминацией двустороннего сближения стали учения под Киевом в сентябре 1935 года, куда помимо итальянцев были приглашены представители Франции и Чехословакии

К концу XX — началу XXI века Италия стала одним из крупнейших игроков на европейском оружейном рынке. ВПК страны освоил производство авиационной, ракетно-космической, бронетанковой, судостроительной, радиоэлектронной продукции, боеприпасов и др.18 При этом Италия выбрала курс на сотрудничество с другими государствами, чтобы повысить качество и конкурентоспособность своих разработок и получить доступ к технологиям партнёров. В этой связи были предприняты попытки сближения с Россией, которая, с одной стороны, обладала большим опытом в производстве вооружений, с другой — перестала считаться в глазах Запада «вероятным противником».

В свою очередь, Минобороны РФ в начале 1990-х годов взяло курс на «втягивание» стран НАТО в сотрудничество со своим ВПК19. Этот процесс имел как геополитический аспект (укрепить отношения с Западом и более полно «влиться» в его состав), так и экономический (чтобы хоть как-то удержать на плаву испытывавшую серьёзнейший кризис военную промышленность). Первым «вестником» данной политики стало заключение в феврале 1994 года соглашения о ВТС с Францией. А в ноябре 1996 года, «стремясь к укреплению обороноспособности двух стран», аналогичное соглашение заключили между собой РФ и Италия. Основными направлениями, указанными в нём (ст. 1), были сотрудничество в сфере НИОКР, производстве, модернизации и ремонте вооружения и военной техники, а также поставки ВВТ20.

В соответствии со ст. 3 соглашения была учреждена Смешанная российско-итальянская комиссия, которая занималась реализацией конкретных проектов. Работа комиссии (в которой по мере необходимости создавались рабочие группы с участием представителей ВПК двух стран) оказалась достаточно продуктивной. В частности, в её рамках велись переговоры о совместном производстве малой неатомной подводной лодки S1000 для поставок в третьи страны (ЮАР, Египет). К 2012 году спорные вопросы были в целом урегулированы21, однако из-за кризиса в отношениях, разразившегося в 2014 году, проект был полностью заморожен, а комиссия перестала собираться уже с 2013 года. Среди других масштабных проектов можно выделить совместную разработку ОКБ Яковлева и итальянской компанией Alenia Aermacchi учебно-боевого самолёта по заказу Минобороны РФ (по итогам сотрудничества сторонами было налажено производство двух машин: Россия стала производить Як-130, Италия — М-346), совместное производство бронеавтомобилей «Рысь LMV-M65».

Ещё одним важным направлением российско-итальянского военного сотрудничества стали совместные учения, в первую очередь — на море (как двусторонние, так и многосторонние), проводившиеся регулярно с 2004 года.

Конечно, обозначенными направлениями не исчерпывалось сотрудничество России и Италии в указанный период. В начале 2000-х годов Италия оказывала содействие в ликвидации советского химического оружия, предоставив безвозмездную помощь объёмом 360 млн евро на проектирование и строительство соответствующего предприятия в Брянской области22. Предприятие начало работу в 2010, а к 2015 году ликвидация химоружия на нём была завершена. Впрочем, завод остаётся востребованным и сейчас — существуют планы его переориентирования на переработку ракетного топлива.

Таким образом, 1992—2014 гг. оказались знаменательными для российско-итальянских отношений: исходя из самостоятельно и осознанно выбранного сторонами курса на укрепление двухстороннего сотрудничества, они включились в консультации по острым военно-политическим проблемам, ВТС, проведению учений и учреждению совместных предприятий. Сказалось также отсутствие идеологических противоречий и давления извне (главных факторов, препятствовавших развитию отношений в предыдущие периоды).

Учебно-боевой самолёт Як-130
Учебно-боевой самолёт Як-130

Тем не менее уже тогда обозначились и потенциальные пределы сотрудничества, среди которых — разные внешнеполитические ориентиры. Италия, хоть и претендует на роль «моста» между Россией и Западом, во многом ограничена в своей внешней политике общими линиями ЕС и НАТО. Отсюда — неготовность «делиться» технологиями (как в случае с планами совместных НИОКР). С другой стороны, закрытость российского ВПК и взятый с 2012 года курс на поддержку отечественных производителей препятствовали налаживанию поставок итальянской военной продукции для нужд Российской армии.

После 2014 года, ставшего кризисным для российско-итальянских отношений, Италия, хоть и не решалась пойти вопреки политике своих европейских союзников, но оставляла коридоры взаимодействия по перспективным направлениям. Оценивая исторический опыт, в среднесрочной перспективе можно ожидать нового подъёма российско-итальянского военно-политического сотрудничества, преимущественно в форме консультаций по вопросам международной безопасности, контактов между оборонными ведомствами, борьбы с терроризмом и пиратством, а также, при благоприятном стечении обстоятельств, в сфере ВТС.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Первая мировая война, Версальская система и современность: сборник статей. СПб.: СПбГУ, 2014. С. 228.

2 Зайончковский А.М. Первая мировая война. СПб.: Полигон, 2002. С. 438.

3 Черников А.В. Дипломатическое и военное сотрудничество Италии с Россией в годы Первой мировой войны (1914—1917). Дисс. … канд. ист. наук. Курск, 2002. С. 111.

4 Айрапетов О.Р. Зарубежные военные заказы России в Первую мировую войну // Энциклопедия Всемирная история (www.histrf.ru).

5 Первая мировая война, Версальская система и современность… С. 229.

6 Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале XX в.: очерки военно-экономического потенциала. М.: Наука, 1986. С. 77, 86.

7 Там же. С. 168.

8 Война и оружие. Новые исследования и материалы. Труды 5-й Международной научно-практической конференции 14—16 мая 2014 г. Ч. I. С. 223, 224.

9 Хормач И.А. Отношения между Советским государством и Италией, 1917—1924 гг. М.: ИРИ, 1993. С. 14, 22.

10 Москва — Рим: политика и дипломатия Кремля, 1920—1939. М.: Наука, 2002. С. 331.

11 Дьяконова П.Г. Контакты Советского Союза и Италии в области авиации в 1922—1938 гг. // Международные отношения. 2018. № 1. С. 123—137.

12 Федулов С.В. Военно-техническое сотрудничество СССР и Италии по созданию морской техники и вооружения в 1930-е годы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 3(41): в 2 ч. Ч. II. C. 203.

13 Там же. C. 204.

14 Дьяконова П.Г. Указ. соч.

15 Зонова Т.В. История внешней политики Италии. М.: Международные отношения, 2016. С. 295.

16 Москва — Рим… С. 288.

17 Arbatova N. Italy, Russia’s voice in Europe? // Russie. Nei. Visions. 2011. № 62. P. 13.

18 Захарова С. Военно-техническое сотрудничество Италии с зарубежными странами // Зарубежное военное обозрение. 2011. № 2. С. 21.

19 Военное сотрудничество России и Италии // Коммерсантъ. 1994. № 186. 1 октября.

20 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности. 14 ноября 1996 г.

21 Подлодка S1000 всплывает в районе Африки // Коммерсантъ. 2012. № 199. 23 октября. С. 9.

22 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в уничтожении запасов химического оружия в Российской Федерации. 4 ноября 2003 г.