МУЗЕЙ ВОЕННОГО ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ

image_print

Санкт-Петербург известен в нашей стране и за ее пределами как центр русской истории и культуры. Каких только эпитетов и сравнений не был он удостоен за свой непродолжительный век. Бывшая столица Российской империи известна и как «Северная пальмира», и как «Северная Венеция». Ее с легкостью можно назвать и городом дворцов, и городом музеев, и городом многочисленных скверов и парков.

Среди последних есть один парк, по которому нельзя пройтись тенистой аллеей, в котором нельзя насладиться великолепием дворцовых комплексов или миниатюрных архитектурных сооружений XVIII века. На карте города, к югу от центральной части в районе исторического района — Волкова Поля есть железнодорожная платформа с оставшимся от прошлого названием «Воздухоплавательный парк». Из окна электрички хорошо видно старое трехэтажное здание за бетонным забором — это бывший учебный корпус Офицерской воздухоплавательной школы. В глубине двора потемневшим кирпичом буреют другие постройки, некогда составлявшие инфраструктуру первого в России Учебного воздухоплавательного парка.

zkRXAiKUhvM

В 1885 году это место стало колыбелью русского военного воздухоплавания. С тех пор минуло более 120 лет. Бывший Воздухоплавательный парк не раз менял своих хозяев, но непременно оставался при этом в руках российских военных авиаторов, что и позволило сохранить до настоящего времени его историю и память о первых воздухоплавателях и летчиках, стоявших у истоков создания отечественной военной авиации.

Хранителем наследия первых «крылатых» воинов России стал ветеран Военно-воздушных сил Юрий Михайлович Лозыченко, добровольно на общественных началах посвятивший себя этому благородному делу. С 1983 года он собирает исторические материалы, касающиеся Офицерской воздухоплавательной школы и тех людей, которые имели к ней прямое отношение. В фондах этого «домового» музея имеются богатые фотоматериалы, первая учебная и техническая литература по воздухоплаванию и дирижаблестроению, копии документов — указов, приказов, записок, личных дел, видео и аудиозаписи с воспоминаниями потомков первых воздухоплавателей и авиаторов и многое другое. Большинство экспонатов приобретены добровольным смотрителем музея за личные средства.

Поражает глубина проникновения Юрия Михайловича в интересующий его предмет. Он готов часами рассказывать о воздухоплавании, об авиации, о начальниках воздухоплавательной школы А.М. Кованько, о выдающемся русском летчике П.Н. Нестерове и многих других. Он с радостью делится накопленной за 23 года информацией и демонстрирует самые ценные экспонаты своего музея всем, кто проявляет интерес к данной теме, будь то потомок из семьи А.М. Кованько, группа школьников или случайный посетитель. А если позволит время, Юрий Михайлович готов провести своих гостей и по территории, где «ступала нога первого военного воздухоплавателя», раскрывая историю каждого здания.

Командование войсковой части 31717 с пониманием и уважением относится к труду энтузиаста-историка, под музей воздухоплавания им было выделено помещение площадью порядка 40—50 кв.м на втором этаже здания штаба части — бывшего учебного корпуса, где сидели за партами будущие воздушные асы Первой мировой войны. Поддерживают работу Ю.М. Лозыченко и в штабе 6-й армии ВВС и ПВО — его детище взято под опеку музеем этого Краснознаменного объединения в качестве филиала.

В ходе общения с этим удивительным человеком, невольно проникаешься его увлеченностью прошлым, вникаешь в проблемы маленького музея, связанные с изменившимися реалиями нашего времени. Чтобы хоть как-то сохранить здания и сокрушения бывшего воздухоплавательного парка от разрушения командование приняло решение, согласно которому в 2006 году часть помещений включая бывший учебный корпус, были сданы по тендеру в аренду одной из коммерческих фирм.

Начавшиеся повсюду ремонты вселяют надежду, что территория и здания как памятник русским воздухоплавателям сохранятся для потомков. Однако в душе остается сомнение — а вдруг опять будет по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда». К тому же под музейные экспонаты Юрию Михайловичу пришлось обосновывать и предлагать новое место.

Есть у Юрия Михайловича заветная мечта — возвести у пересечения двух железнодорожных веток вблизи бывшего воздухоплавательного парка памятник русским военным воздухоплавателям. И чтобы помочь этому благородном начинании хочется бросить кличь на всю страну: «Авиаторы страны, объединяйтесь!»

Остается впрочем еще надежда на меценатство и пожертвования, благодаря которым в свое время в России строились корабли, закупались самолеты. Может быть не останутся в стороне и предприниматели, которые ходят сегодня по территории старейшей в России Офицерской воздухоплавательной школы, в стенах которой все происходило впервые.

Карташев А.В., кандидат военных наук, доцент, заместитель начальника кафедры Ставропольского ВВАИУ