Музей Главного интендантского управления (1868—1917 гг.)

image_print

Аннотация. В статье идёт речь об организации и работе Интендантского музея Главного интендантского управления в составе военного ведомства царской России в 1868—1917 гг. За небольшой период своей деятельности Интендантский музей превратился из магазина-склада образцов обмундирования и снаряжения в учреждение музейного типа, вызывавшее интерес посетителей. Его работа была организована по основным направлениям музейной деятельности в современном понимании — хранение и изучение, экспонирование и экскурсионное обслуживание.

Summary. The paper focuses on the organization and work of the Quartermaster Museum of the Main Quartermaster Directorate within the War Office of Tzarist Russia in 1868—1917. Within the few years of its activity the Quartermaster Museum turned into a museum-type establishment from a mere shop-cum-warehouse of uniform and equipment specimens, which excited visitors’ interest. Its work was organized along the main lines of museum activity in the current understanding of the word, i.e., storing and studying, displaying and visitor servicing.

АНИСИМОВА Маргарита Вячеславовна — аспирант Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, младший научный сотрудник, хранитель фонда «Обмундирование и одежда» Военно-медицинского музея МО РФ

МУЗЕЙ ГЛАВНОГО ИНТЕНДАНТСКОГО УПРАВЛЕНИЯ (1868—1917 гг.)

Военные музеи в дореволюционной России составляли самую многочисленную группу музеев. Большинство из них были организованы в последней трети XIX века, и к 1917 году их насчитывалось уже более 300. Тема военных музеев освещается в научной литературе, однако определённые лакуны продолжают сохраняться в настоящее время. Одна из них — это работа специализированных1 музеев военного ведомства, среди которых особое место занимает мало исследованный Интендантский музей.

Его история начинается с Магазина образцов Комиссариатского департамента, образованного в 1812 году, в котором согласно армейской традиции хранились предметы вещевого довольствия российской армии: как действовавшие, так и исторические, состоявшие на снабжении в прошлые царствования. На основании данной коллекции было организовано издание многотомного труда «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» под редакцией А.В. Висковатова, начатое в 1841 году. Рисунки и литографии для издания выполнялись редакцией «Российской военной хроники», созданной в 1857 году.

В результате военных реформ 1860-х годов, проведённых под руководством Д.А. Милютина, Военное министерство было реорганизовано. В частности, в 1864 году на базе Комиссариатского и Провиантского департаментов было образовано Главное интендантское управление.

В 1868 году в составе управления возникло новое структурное подразделение — Интендантский музей. В его состав на правах отделов вошли Магазин образцовых вещей и редакция «Российской военной хроники»2. Магазин образцов продолжал выполнять хранительские функции, а редакция — делать зарисовки военной формы одежды. Также не прекращалась работа по изданию справочников, посвящённых истории обмундирования и снаряжения российской армии; именно эти труды впоследствии положат начало третьему отделению музея — научно-справочной библиотеке3.

При организации музея был сохранён личный состав двух учреждений. Управляющим музеем был назначен редактор «Российской военной хроники» генерал-майор В.В. Штейнгель. Начальник рисовального отделения редакции К.К. Пиратский стал начальником рисовальной мастерской (затем отдел рисунков и чертежей) музея, смотритель Магазина образцов майор Ильин возглавил магазин образцов музея. В штате остались также должности художников и литографов, в т.ч. вольнонаёмных; их занимали в основном иностранные граждане4.

Для устройства музея Главным интендантским управлением было выделено здание напротив казарм Морского гвардейского экипажа5. На первом этаже располагался отдел рисунков и чертежей, 17 комнат второго этажа занимал магазин образцов, мансардное помещение со стеклянным куполом было отведено для фотографического павильона.

Магазин продолжал заниматься организацией хранения, однако после устройства музея можно говорить о том, что хранившиеся в нём предметы обмундирования и снаряжения получили особый статус: из обычных «обитателей» склада они превратились в музейные предметы, экспонаты.

В состав магазина входили следующие отделы образцов: действующих, проектированных, исторических, иностранных. Все они имели отдельную учётно-хранительскую документацию (книги поступления). Данное обстоятельство позволяет провести аналогию между магазином и отделом фондов в современных музеях.

Отдел действующих образцов состоял из предметов обмундирования и снаряжения, бывших на снабжении отечественной армии, и пополнялся преимущественного за счёт Петербургского вещевого склада6. Учитывая, что предметы обмундирования, изготовленные из текстиля, должны были заменяться каждые шесть лет, можно сделать вывод о том, что по прошествии данного времени экспонаты передавались из отдела действующих образцов в отдел исторический.

В отдел проектированных образцов входили предметы вещевого довольствия, включая иностранные, которые по разным причинам не были приняты на снабжение. В 1867 году граф В.П. Голенищев-Кутузов7 передал сюда недавно принятый на снабжение прусской армии ранец с полным набором походных вещей, исключая 40 боевых патронов — они были отправлены на хранение в Петербургский кронверкский арсенал. Вместо них были изготовлены патроны такого же образца, но без пуль и набитые песком8. В следующем году в отдел проектированных образцов поступили предметы обмундирования прусских кирасиров, а именно рейтузы из белого сукна и высокие юфтевые сапоги, которые предполагалось ввести на снабжение в российской армии, но они были признаны неудобными9.

Комплектование фондов исторического отдела, в котором хранились образцы обмундирования и снаряжения прошлых царствований, происходило посредством передачи из других хранилищ. В частности, в 1869 году из Артиллерийского музея было передано обмундирование XVIII — начала XIX века, включая мундиры, принадлежавшие Петру I (полковника лейб-гвардии Преображенского полка), Петру III, Александру I (лейб-гвардии Конно-егерского полка). Из личных вещей Петра I также была передана шпага с серебряным темляком и кожаной портупеей, которая «для полноты костюма была признана необходимой»10.

Следует отметить, что передачи происходили и из Интендантского музея в другие хранилища. В 1882 году в Петербургский кронверкский арсенал были переданы некоторые предметы, поступившие ранее из Артиллерийского музея. Среди них серебряные литавры, пожалованные императрицей Елизаветой Петровной гетману Разумовскому в 1751 году, а затем переданные в лейб-гвардии Кирасирский полк11. Однако уже в 1883 году литавры были возвращены в Артиллерийский музей, где находятся в настоящее время12.

Самая крупная передача была произведена к открытию в 1904 году Суворовского музея13 — первого мемориального музея страны. Несмотря на то, что личных вещей А.В. Суворова в Интендантском музее не было, для устройства экспозиции были предоставлены предметы обмундирования и снаряжения времён царствований Екатерины II и Павла I, а также оружие, мундштуки, посуда в количестве около 280 единиц хранения и несколько манекенов14. Подобные перемещения в период формирования музейных хранилищ не были редким явлением.

Систематическое пополнение иностранного отдела происходило путём закупок за границей предметов, которые использовались для разработки новых образцов обмундирования и снаряжения для внедрения в отечественной армии. Организацией закупок занимались представители Свиты Его Императорского Величества — комиссионеры и военные агенты при российских посольствах в Вене, Париже, Берлине, Лондоне. В таких случаях Главное интендантское управление просило Департамент внешней торговли Министерства финансов о беспошлинном отпуске предметов15. В 1870 году было предписано приобрести и выслать по одному экземпляру полного обмундирования и снаряжения нижних чинов иностранных войск16, благодаря чему получены на хранение образцы, состоявшие на снабжении в итальянской, австрийской, прусской17 армиях, что позволяет сделать вывод о характере коллекций иностранного отдела.

В 1869 году от военного агента в Лондоне генерал-майора Н.А. Новицкого в Главный комитет по устройству и образованию войск поступили на рассмотрение 11 экземпляров металлической посуды, использовавшейся во французской армии для носки воды и приготовления пищи. Однако канцелярия Главного комитета не сочла необходимым введение новых образцов в российской армии, поэтому экспонаты были переданы в иностранный отдел музея18.

В следующем году представителем русской миссии в Брюсселе флигель-адъютантом князем Э.Н. Мещерским были высланы два седла бельгийской кавалерии19.

Иностранный отдел пополнялся не только за счёт закупок, но также и трофейными вещами. В 1871 году начальник 2 отделения Главного интендантского управления П.О. Добужинский20 передал в музей две пары обуви. В сопроводительном письме к экспонатам было сказано: «Сын мой21, поручик Туркестанской артиллерии, находясь в составе отряда, действовавшего в прошлом году в Шахрисябе против Китаба, вывез оттуда забытые в своем доме, как видно впопыхах, бежавшим китабским владельцем Джура Бием сапоги (ичеги по-тамошнему) и калоши»22. Имеется в виду эпизод Туркестанских походов российской армии в 1870 году под руководством генерал-лейтенанта А.К. Абрамова. Джурабий (Джурабек) впоследствии перешёл на сторону российской армии, дослужился в ней до чина генерал-майора.

Следует отметить также поступления от частных дарителей, которые передавали экспонаты, представлявшие интерес для музея. В 1870 году барон Ф.А. Бюлер передал бархатные вышитые воротник и обшлага к мундиру рыцаря Мальтийского ордена, принадлежавшие Карлу Яковлевичу Бюлеру23 (1749—1811) — дипломату, который от лица России вёл переговоры с курфюрстом Баварским в Мюнхене, за что был награждён орденом Св. Иоанна Иерусалимского. (Фёдор Андреевич Бюлер приходился Карлу Яковлевичу Бюлеру племянником. Он также состоял на дипломатической службе.)

Как видно из приведённых примеров, частные лица передавали предметы, связанные с различными историческими событиями, свидетелями которых выступали члены их семей в течение последних ста лет: от распада Мальтийского ордена до присоединения Туркестана. Особенно ценным является то, что в сопроводительных письмах отражались история бытования предметов, взаимосвязь с конкретными историческими лицами.

Передача экспонатов на хранение из домашних архивов в специализированные учреждения была характерной тенденцией последней трети XIX века, которая наблюдалась в военных и особенно полковых музеях. Формирование последних пришлось на указанный период времени; советские исследователи связывали этот всплеск со сто- и двухсотлетними юбилеями воинских частей24. В короткий срок были не только созданы очерки по истории полков, но и предприняты попытки формирования музеев, коллекции которых складывались из полковых знамён и регалий, подарков от высочайших покровителей, трофеев25. Изучение и хранение подлинных артефактов истории конкретного воинского подразделения способствовали не только патриотическому воспитанию молодого офицерского состава, но и сохранению истории для будущих поколений.

В ноябре 1881 года Интендантский музей был передан в подчинение Техническому комитету Главного интендантского управления, получив прежнее именование Магазина. Несмотря на данные преобразования, функции учреждения не изменились. В его составе сохранились рисовальная мастерская для изготовления рисунков и чертежей с экспонатов, а также магазин, отвечавший за хранение, название которого распространилось на всё подразделение.

Коллекция Магазина-музея позволяла участвовать в различных крупных выставках. Например, были предоставлены экспонаты для военного отдела на московскую Политехническую выставку 1872 года. Кроме того, Магазин приглашался к участию в Антропологической выставке 1879 года по этнографическому отделу26. Данное обстоятельство связано с тем, что Главное интендантское управление занималось разработкой обмундирования для народного ополчения, в связи с чем было проведено изучение национальной одежды в различных регионах страны.

Из заметки в газете «Разведчик» за 1901 год следует, что огромный склад образцов обмундирования с эпохи Петра I преобразовывался в хронологически построенную экспозицию, предполагавшуюся к открытию осенью того года27. Однако реклама о ней встречалась на страницах справочника «Весь Петербург» только начиная с 1912 года28. Возможно, до этого времени экспозиция оставалась закрытой для широкой публики.

Опись имущества позволяет сделать вывод об особенностях организации экспозиции. Образцы обмундирования были представлены на специальных манекенах, в том числе и конных, сделанных из папье-маше. На заказ были изготовлены высокие шкафы из красного дерева, застеклённые с трёх и четырёх сторон29. Для открытого хранения предметов нумизматики и фалеристики использовались специальные витрины на ножках, для рисунков и чертежей — столы с ящиками30. Кроме того, в каждом зале для иллюстративности была представлена не только форма одежды, но также живопись, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, гербы и иконы31. Такое дополнение художественным материалом может свидетельствовать об ансамблевом методе построения экспозиции. Магазин образцов был открыт для посетителей по вторникам и пятницам с 10 до 15 часов.

За небольшой период своей активной деятельности Интендантский музей превратился из Магазина-склада образцов обмундирования и снаряжения в учреждение музейного типа, вызывавшее интерес посетителей. Следует отметить, что его организация пришлась на период институционализации музеев в нашей стране, когда их основные функции не были окончательно сформированы. Анализ работы Интендантского музея позволяет сделать вывод, что она была организована по основным направлениям музейной деятельности в современном понимании — хранение и изучение, экспонирование и экскурсионное обслуживание.

Дальнейшая судьба Интендантского музея нуждается в подробном исследовании. После октября 1917 года музей, коллекция которого насчитывала 25 тыс. единиц хранения, был подготовлен к эвакуации из Петрограда; экспонаты упакованы в ящики и тюки. Примечательно, что, несмотря на закрытое состояние, в котором пребывал музей, интерес к нему сохранялся даже спустя десятилетие. Например, в течение августа—сентября 1926 года были зарегистрированы пятеро желавших осмотреть музей и выразивших своё сожаление из-за невозможности сделать это. Трое из них были в форме Красной армии. Реклама музея не публиковалась в газетах, а на фасаде здания не было вывески, то есть следует предположить, что его искали специально32.

Несмотря на старания заведующих военной секцией Музейного отдела Народного комиссариата просвещения П.П. Потоцкого и Г.С. Габаева, планы по созданию единого военно-исторического музея с историко-бытовым отделом, основу которого могли составить коллекции Интендантского и полковых музеев, остались нереализованными. Во второй половине 1920-х годов музеи военной тематики отошли в ведение Народного комиссариата по военным делам.

Уникальные предметы обмундирования и снаряжения отечественной и иностранных армий перераспределялись между различными учреждениями в течение 1930-х годов, пока не вошли в состав Артиллерийского исторического музея. Однако и оттуда коллекция вновь была передана в конце 1940-х годов Главному интендантскому управлению. В настоящее время она представлена в Музее истории военной формы одежды (филиал Центрального музея Вооружённых сил).

Предметы, относящиеся к госпитальному и военно-врачебному имуществу, из Интендантского музея, а также некоторые фотографические и художественные материалы полковых музеев в конце 1940 — начале 1950-х годов вошли в состав Военно-медицинского музея. Данная часть коллекции насчитывает около 500 единиц хранения, включая в себя предметы медицинского оснащения военного и мирного времени, госпитальное имущество (одежду, обувь, бельё, посуду), в т.ч. иностранное; образцы знаков различия медиков, документальные материалы (чертежи, фотографии и альбомы), и представлена не только на постоянной экспозиции Военно-медицинского музея, но и широко экспонируется как в России, так и за её пределами.

Таким образом, экспонаты музея Главного интендантского управления, организованного в 1868 году, не были утрачены, а пережили череду перемещений в ХХ веке. В данный момент с ними может ознакомиться любой желающий в музеях Министерства обороны Российской Федерации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Разгон А.М. Очерк истории военных музеев в России (1861—1917) // Труды Научно-исследовательского института музееведения. Вып. 7: Вопросы истории музейного дела в СССР. М., 1962. С. 170.

2 Дело об утверждении штата музея, преобразованного из бывшей редакции «Российской военной хроники» // Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 499. Оп. 14. Д. 1. Л. 2.

3 Отчёты о деятельности Музейного фонда за 1922—1928 гг. // Центральный государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ). Ф. 36. Оп. 1. Д. 397а. Л. 217. Данное деление сохранилось до конца 1920-х гг.

4 Дело об утверждении штата музея, преобразованного из бывшей редакции «Российской военной хроники» // РГВИА. Ф. 499. Оп. 14. Д. 1. Л. 14, 16 об.

5 Там же. Л. 2 об. Музей занимал лицевой флигель по адресу Екатерингофский проспект (современный проспект Римского-Корсакова), д. 51. В этом здании музей располагался до 1927 г.

6 Ведомость предметов, хранившихся в Магазине образцов, подлежащих сдаче на хранение в Петербургский кронверкский арсенал // РГВИА. Ф. 499. Оп. 15. Д. 10. Л. 4.

7 Василий Павлович Голенищев-Кутузов (1803—1873) — генерал-лейтенант российской армии, сын П.В. Голенищева-Кутузова, генерала Отечественной войны 1812 г. В 1866 г. назначен военным агентом в Пруссии при короле Вильгельме I.

8 Переписка со сведениями о предметах и вещах, подлежавших хранению в Магазине образцов // РГВИА. Ф. 499. Оп. 15. Д. 2. Л. 49, 49 об. В настоящее время в музеях также разрешено хранение только охолощённых патронов.

9 Переписка о приёме в музей предметов обмундирования и снаряжения прусских, австрийских, великобританских, французских войск и других иностранных государств // РГВИА. Ф. 499. Оп. 14. Д. 9. Л. 59, 59 об.

10 Переписка со сведениями о предметах и вещах, подлежавших хранению в Магазине образцов // РГВИА. Ф. 499. Оп. 15. Д. 4. Л. 172—174.

11 Ведомость предметов, хранившихся в Магазине образцов, подлежащих сдаче на хранение в Петербургский кронверкский арсенал // РГВИА. Ф. 499. Оп. 15. Д. 10. Л. 3.

12 Никитин А.Л. Жалованные литавры в русской наградной системе // Исследования и очерки к биографии А.В. Суворова. СПб., 2008. С. 206, 207.

13 Опись предметов вооружения и снаряжения в период царствования Екатерины с 1762 по 1796 гг. и переписка о сдаче вещей из отделов Екатерины и Павла в Суворовский музей // РГВИА. Ф. 499. Оп. 15. Д. 12. Л. 1.

14 В течение 1920-х гг. оба музея, Суворовский и Интендантский, находились в свернутом состоянии. Впоследствии они вошли в состав Военно-историко-бытового музея, образованного 13 апреля 1930 г. в Кронверке.

15 Переписка о приёме в музей предметов обмундирования и снаряжения прусских, австрийских, великобританских, французских войск и других иностранных государств // РГВИА. Ф. 499. Оп. 14. Д. 9. Л. 15.

16 Там же. Л. 35.

17 Там же. Л. 2, 81, 133.

18 Переписка со сведениями о предметах и вещах, подлежавших хранению в Магазине образцов // РГВИА. Ф. 499. Оп. 15. Д. 4. Л. 57, 57 об.

19 Переписка о приёме в музей предметов обмундирования и снаряжения прусских, австрийских, великобританских, французских войск и других иностранных государств // РГВИА. Ф. 499. Оп. 14. Д. 9. Л. 99.

20 Пётр Осипович Добужинский (1814—1887) — генерал-лейтенант Российской Императорской армии.

21 Валериан Петрович Добужинский (1842—1921) — генерал-лейтенант Российской Императорской армии, участник кампании 1870 г. в Туркестане, отец М.В. Добужинского — известного художника.

22 Переписка о высылке в музей предметов обмундирования и снаряжения иностранных армий // РГВИА. Ф. 499. Оп. 14. Д. 16. Л. 17.

23 Переписка о поступлении в музей предметов, подаренных различными лицами // РГВИА. Ф. 499. Оп. 14. Д. 10. Л. 31—32 об.

24 Разгон А.М. Указ. соч. С. 188, 189.

25 Адамович Б.В. Полковые музеи // Русский инвалид. 1900. № 255.

26 Материалы о видах одежды населения России, собранные по губерниям для соображений при проектировании формы обмундирования для государственного ополчения // РГВИА. Ф. 499. Оп. 14. Д. 77. Л. 108.

27 Заметки // Разведчик. 1901. № 560. С. 633.

28 Технический комитет Главного интендантского управления // Весь Петербург на 1912 год: адресная и справочная книга г. С.-Петербурга. [СПб.]: Издание т-ва А.С. Суворина, [1912].

29 Дело об устройстве Магазина образцов музея Главного интендантского управления // РГВИА. Ф. 499. Оп. 14. Д. 41. Л. 54.

30 В течение 1920-х гг. специально заказанное дорогостоящее оборудование, которое могло пострадать при разборке и транспортировке, будет главным аргументом против перемещения музея в другое здание.

31 Ведомости различных образцов, поступивших в Магазин образцов // РГВИА. Ф. 499. Оп. 15. Д. 14. Л. 47.

32 Отчёты о деятельности Музейного фонда за 1922—1928 гг. // ЦГАЛИ. Ф. 36. Оп. 1. Д. 397а. Л. 219 об., 220.