Морская ракетоносная

Морская ракетоносная

image_print

Аннотация. В статье рассказывается об истории создания и развития морской ракетоносной авиации ВМФ России (СССР), её сил, средств и организационной структуры.

Summary. The article describes the history and development of naval missile-carrying aviation of the Navy of Russia (USSR), its forces, means and organisation.

Военное строительство

 

МУШАКОВ Виктор Алексеевич — преподаватель кафедры морской авиации ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», полковник в отставке, кандидат военных наук, профессор (Санкт-Петербург. E-mail: DBRNJH-VFKMDBYF@yandex.ru)

 

МОРСКАЯ РАКЕТОНОСНАЯ…

 

Морская ракетоносная авиация (МРА) являлась одним из основных родов морской авиации и наряду с подводными силами России одной из основных ударных сил ВМФ по поражению авианосных и других корабельных группировок вероятного противника. Опыт Второй мировой войны убедительно подтвердил ведущую роль авиации в уничтожении авианосцев: всего потоплен и повреждён 121 авианосец, из них: авиацией 91 (75 проц.), подводными лодками — 22 (18 проц.). Опыт Великой Отечественной войны показал, что из 2272 боевых кораблей и судов противника, потопленных и повреждённых советским ВМФ, 1568 (69,5 проц.) приходятся на долю морской авиации ВМФ1.

Морская ракетоносная
Морская ракетоносная

Зарождение МРА в начале 60-х годов XX века в составе ВВС флотов (морской авиации) было обусловлено прежде всего агрессивным курсом США и других стран НАТО, базировавшемся на ядерном превосходстве над СССР. Так, к 1950 году в Объединенных военно-морских силах (ОВМС) НАТО насчитывалось до 44 авианосцев, из них 20 ударных — носителей ядерного оружия. В этих условиях Советское государство вынуждено было принять ответные меры. В частности, постановление Совета министров СССР от 2 июня 1948 года по авиационной ракетной системе «Комета» (термин «ракетная система» в начале 60-х годов заменили более ёмким понятием «ракетный комплекс»)2 предусматривало переделку серийных бомбардировщиков Ту-4 (аналог американского В-29) в самолёты — носители ракет Ту-4к. Первый пуск ракеты КС-1 («комета-самолёт») с самолёта Ту-4кс выполнен 21 ноября 1952 года экипажем капитана В.А. Никольского3.

В июне 1953 года на вооружение авиации Черноморского флота (ЧФ)4 поступает авиационный ракетный комплекс (АРК) «Комета» на базе дальнего четырёхмоторного бомбардировщика Ту-4кс с двумя авиационными крылатыми ракетами (АКР) КС-1 класса «воздух — поверхность (В-П)» для поражения морских надводных и наземных целей с большой дальности (до 130—150 км).

Основные характеристики самолётов и ракет МРА приведены в табл. 1 и 2, которые составлены автором на основе системного анализа материалов, опубликованных в открытой печати.

В 1955 году был сформирован 124-й тяжелобомбардировочный авиационный полк дальнего действия (аэродром Гвардейское ЧФ: Ту-4кс — 12, Ту-4 — 8, самолёты — дублёры ракеты КС МиГ-15сдк — 3 и др.), который в 1957 году был преобразован в 124-й минно-торпедный авиационный полк дальнего действия (мтап). Далее были перевооружены 5 мтап ЧФ, а также мтап Северного (СФ) и Тихоокеанского (ТОФ) флотов5.

Всего было выпущено около 1200 самолётов Ту-4. Именно с самолёта Ту-4 18 октября 1951 года была сброшена первая советская атомная бомба. Боевые возможности самолёта Ту-4кс, применявшего АКР, в сравнении с самолётами Ту-4 возросли в 7—10 раз. Так, вероятность попадания ракеты КС-1 в цель при отсутствии помех достигала 81 проц.6 Вместе с тем у системы имелись и серьёзные недостатки. Один из главных — низкая боевая устойчивость нескоростных Ту-4кс при преодолении системы ПВО корабельного соединения, особенно авианосной ударной группировки (АУГ): к моменту встречи ракеты с целью самолёт Ту-4кс сближался с ней до расстояния в 40 км. Кроме того, подверженность радиоканала наведения ракет помехам; низкая избирательность системы при ударе по групповой цели; сложность группового применения, поскольку носителю требовалось выполнять манёвр для ввода каждой ракеты в луч РЛС.

В связи с этим отечественной авиации был необходим более совершенный ракетный комплекс. В качестве носителя было решено использовать реактивные дозвуковые самолёты Ту-16, серийное производство которых развернулось в 1953 году в вариантах бомбардировщика, торпедоносца и разведчика.

В 1957 году первые самолёты-ракетоносцы Ту-16кс стали поступать в 124 мтап (аэродром Гвардейское) и 5 мтап (аэродром Веселое) ЧФ, а в 1958 году — на Северный и Тихоокеанский флоты. Первый практический пуск одной ракеты КС-1 с самолёта Ту-16кс был выполнен в декабре 1957 года экипажем полковника М.Г. Дервоеда из 124 мтап. Одновременный пуск двух АКР КС-1 с одного самолёта Ту-16кс впервые произвёл в начале 1958 года экипаж командира 5 мтап подполковника В.М. Дубины7. Затем отработали пуски и наведение сразу трёх ракет одним самолётом с интервалом 15—20 секунд из боевого порядка «колонна самолётов» отрядом Ту-16кс. Впервые был выполнен групповой удар ракетоносцев с шести направлений, при этом самолёты-носители выпустили ракеты менее чем за минуту.

К 1960 году самолёт — носитель АКР являлся весьма эффективным оружием, заинтересованность в его приобретении выразили и иностранные государства. В середине 1961 года 25 самолётов Ту-16кс были поставлены в Индонезию. К началу «шестидневной» войны (1967 г.) 20 самолётов Ту-16кс имелись у Египта. Атака израильтян застала их на аэродроме, где все они были уничтожены.

В 1959 году на базе Военно-морского минно-торпедного авиационного училища (г. Николаев) был организован 33 учебный центр авиации ВМФ «по подготовке экипажей бомбардировщиков (лётчиков и штурманов), поступающих из военно-учебных заведений ВВС на комплектование минно-торпедной авиации». Именно этому центру, переименованному в 1967 году в 33 центр боевого применения и переучивания лётного состава (33 ЦБП и ПЛС) авиации ВМФ имени Е.Н. Преображенского, принадлежит ведущая роль в совершенствовании АРК, разработке новых способов и тактических приёмов их боевого применения. В связи с развалом СССР и разделом вооружённых сил между вновь образованными суверенными государствами 33 ЦБП и ПЛС перешёл в состав вооружённых сил Украины (2002 г.). Вместо него 16 января 1995 года был сформирован 444 ЦБП и ПЛС в г. Остров, который с апреля 1995 года начал подготовку к теоретическому и практическому переучиванию лётного состава МРА на самолёты Ту-22м2 и Ту-22м3. В январе 2010 года 444 ЦБП и ПЛС перебазировался в г. Ейск и вошёл в состав 859 ЦБП и ПЛС (морской авиации ВМФ) на территории Ейского высшего военного авиационного училища.

Таким образом, к концу 50-х годов в авиации ВМФ было пять мтап (5 и 124 мтап — ЧФ; 9 мтап — СФ; 49 и 568 мтап — ТОФ), вооружённых АРК «Комета» с ракетами КС-1 (всего около 100 самолётов Ту-16кс)8. Вместе с этим авиации ВМФ необходим был АРК с более высокими возможностями.

В 1955 году началась разработка, и в 1960 году АРК К-10 («Комета-10»: самолёт Ту-16к-10, ракета К-10с) стал поступать в 924 и 987 мтап 5-й мтад СФ, затем в 1961 году, в 5 мтап ЧФ, 574 мрап СФ и 170 мрап БФ.

21 марта 1961 года был подписан приказ министра обороны СССР № 0239, в соответствии с которым части и соединения минно-торпедной авиации переименовывались в морские ракетоносные авиационные полки (мрап) и дивизии (мрад). Так было официально закреплено создание в ВМФ СССР нового рода авиации — морская ракетоносная авиация. К этому времени в боевом составе авиации ВМФ было десять полков (мтап), вооружённых двумя различными АРК. Боевые возможности частей МРА возросли в несколько раз по сравнению с её родоначальницей — минно-торпедной и бомбардировочной авиацией, вооружённой самолётами ТБ-3, ДБ-3, Ил-28, Ту-4 и Ту-16.

Официально следующий (2-й) АРК К-10 был принят на вооружение авиации ВМФ (МРА) постановлением Совмина СССР от 12 августа 1961 года. Этот комплекс в течение 33 лет состоял на вооружении МРА — пока не был снят с вооружения самолёт Ту-16 (1994 г.). Под фюзеляж самолёта Ту-16к-10д подвешивалась одна сверхзвуковая АКР К-10с класса «воздух — корабль» с обычной боевой частью (ОБЧ) или ядерной боевой частью (ЯБЧ). Ракета неоднократно проходила модернизацию (дальности, высоты пуска и полёта)10. Дальность обнаружения авианосца с помощью самолётной РЛС ЕН-Д ограничивалась дальностью радиогоризонта и достигала 420—450 км. После пуска ракета снижалась до высоты 1000—1500 м, через 40 секунд переходила в горизонтальный полёт, ещё через 70 секунд включалось радиоуправление по курсу. На удалении примерно 100 км от цели ракета по команде переводилась на снижение, на высоте 600—1200 м переходила в горизонтальный полёт. Затем, после захвата цели (на дальности 20—16 км) — самонаведение по курсу и высоте. После пуска ракеты через 100 секунд экипаж самолёта мог выполнить отворот от боевого курса до 60—80°. При пуске с Дп=325 км самолёт-ракетоносец к моменту встречи ракеты К-10снб с целью приближался к ней на удаление 265 км. Одновременно в ракетном залпе можно было применить с одного направления в узком секторе до 18 ракет К-10снб без взаимных помех11. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Лаврентьев Н.М., Демидов Р.С., Кучеренко Л.А., Храмов Ю.В. Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1983. С. 174.

2 Марковский В.Ю., Перов К. Авиационные крылатые ракеты: Ракетный комплекс К-22; ракетный комплекс К-26 // Авиация и космонавтика. 2005. № 9. С. 30.

3 Они же. Советские авиационные крылатые ракеты: Ракетный комплекс КС-1 // Авиация и космонавтика. 2005. № 8. С. 4, 5.

4 Артемьев А.М. Морская ракетоносная // Авиация и космонавтика. 1997. № 11—12.

5 Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные крылатые ракеты: Ракетный комплекс КС-1. С. 6.

6 Там же. С. 10.

7 Там же. С. 11.

8 Там же. С. 10.

9 Там же. С. 11.

10 Авиационная энциклопедия. Бомбардировщики-ракетоносцы средней дальности Ту-16к-10, Ту-16к-11-16, Ту-16к-16, Ту-16к-26, Ту-16кс, Ту-16кср; дальние бомбардировщики Ту-22м0, Ту-22м1, Ту-22м2, Ту-22м3. Интернет-ресурс http://www.airwar.ru.

11 Артемьев А.М. Указ. соч.