Комплектование военно-учебных заведений России преподавателями и офицерами-воспитателями

image_print

Аннотация. В статье рассматривается создание в России эффективной системы отбора, подготовки и расстановки преподавательских кадров в период военных реформ 1860—1870 гг. и 1905—1912 гг.

Summary. The article deals with the creation in Russia of an effective system of selection, training and deployment of teachers in the period of military reforms of 1860-1870 and 1905-1912 and 1905-1912.

ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

 

АНДРЕЕВ Андрей Александрович — старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории (по проблемам военного профессионального образования специалистов ВКО) Военной академии ВКО имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова

(г. Тверь. E-mail: andreev.vavko@mail.ru);

КРАВЧЕНКО Леонид Викторович — старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории (по проблемам военного профессионального образования специалистов ВКО) Военной академии ВКО имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, кандидат военных наук, доцент

(г. Тверь. E-mail: krav54.lenia@yandex.ru)

 

 

«НАЧАЛАСЬ ПОИСТИНЕ НОВАЯ ЭРА — ШАГИСТИКУ ПОЧТИ ОСТАВИЛИ… ПРЕПОДАВАНИЕ БЫЛО ОСМЫСЛЕНО…»

Комплектование военно-учебных заведений России преподавателями и офицерами-воспитателями, организация их отбора, подготовки и повышения квалификации (вторая половина XIX века — середина второго десятилетия XX века)

 

Развитие и совершенствование военного образования в России со второй половины XIX века во многом связаны с военными реформами 1860—1870-х и 1905—1912 гг. В результате этих реформ в России сложилась довольно стройная система военного образования. Она включала общеобразовательные программы, сеть вузов и систему управления вузами1.

Особое место в развитии системы военного образования занимают военные реформы, проведённые в 1860—1870-х годах вновь назначенным военным министром генералом Д.А. Милютиным. Их цель состояла в создании массовой армии и ликвидации военной отсталости России, выявившейся в Крымской войне 1853—1856 гг. При этом особое внимание уделялось подготовке офицерских кадров, что было связано с крайне неблагополучной ситуацией, сложившейся в этой сфере к середине XIX века. К началу реформ офицерский состав армии лишь на треть комплектовался из выпускников военно-учебных заведений, а на две трети — за счёт производства в офицеры унтер-офицеров и вольноопределяющихся2. Последние, как правило, имели хорошие практические и строевые навыки, но уровень собственно военного образования у них был в абсолютном большинстве случаев значительно ниже, чем у выпускников военно-учебных заведений.

Основой подготовки военных кадров являлись специальные классы кадетских корпусов — средних военно-учебных заведений (вуз), ведущих своё начало от «Корпуса кадет» в Санкт-Петербурге, созданного в 1732 году. Между тем рост численности армии после Крымской войны, развитие военной техники остро поставили вопрос о необходимости увеличения и повышения профессионального уровня офицерского корпуса.

Прежде всего, были приняты меры по дальнейшей централизации руководства вузами. На базе Совета по вузам, штаба главного начальника вузов и управления училищами военного ведомства с целью упорядочения управления военно-учебными заведениями 21 января 1863 года было учреждено Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ).

Новое учреждение стало мощным, наделённым широкими правами центром военно-учебного строительства. ГУВУЗу был придан статус министерства, он имел необходимую полноту исполнительной власти, финансы, кадры, материальную базу. На ГУВУЗ возлагались задачи контроля деятельности вузов, обеспечения соответствия содержания и методов обучения учебным программам, повышения качества преподавательского состава. ГУВУЗ также должен был отслеживать развитие военного образования за границей с целью использования передового опыта зарубежных вузов. В структуре ГУВУЗа было 8 различных подразделений, среди которых центральное место занимали Педагогический комитет и Педагогический музей3.

Коренному преобразованию подверглась система подготовки офицерских кадров. Принципиально новым типом высших учебных заведений, осуществлявших подготовку офицеров, стали юнкерские училища, в них Д.А. Милютин видел «будущность русской армии»4. На базе специальных (офицерских) классов кадетских корпусов были созданы военные училища. Это позволило впервые с начала зарождения военного образования в России прекратить производство в офицеры лиц, не имевших определённой общеобразовательной и военной подготовки.

В содержании обучения усилился акцент на практическую направленность, сочетавшуюся с углублённым изучением теоретических вопросов, изменилась система воспитания, военные училища приобрели чёткую военную организацию. Прогрессивность осуществлявшихся мер отмечал Г.В. Плеханов, окончивший Воронежскую военную гимназию, а затем Константиновское училище: «С тех пор, как военным министром сделан был Милютин, началась поистине новая эра — шагистику почти оставили… преподавание было осмыслено… телесные наказания почти совсем выведены из употребления»5.

Большое значение Д.А. Милютин придавал подбору руководящего состава вузов, полагая, что только с новыми молодыми офицерами и генералами не старше 40—45 лет можно успешно проводить военную реформу и реформу системы военного образования. Таких помощников он себе и подбирал как в Военное министерство, так и на руководящие должности в вузы.

Одним из наиболее ярких представителей новой плеяды руководителей был Павел Николаевич Юшенов, возглавивший в 1871 году Киевскую военную гимназию. Окончив 1-й Московский кадетский корпус и Михайловскую артиллерийскую академию, он поступил преподавателем артиллерии в свой родной кадетский корпус, а потом был назначен в Александровское училище инспектором классов. В первую очередь новый директор, не считаясь с расходами, сумел привлечь в свою гимназию лучшие педагогические силы Украины — известных в своё время преподавателей А.В. Клосовского, Ю.Ю. Цветковского, И.В. Слешинского, В.Л. Беренштама, П.И. Житецкого.

Военный министр Д.А. Милютин провёл смену не только командного, но и преподавательского состава вузов — всем, кто не удовлетворял его требованиям, независимо от выслуги лет были начислены пенсии, и они вышли в отставку, освободив место для тех, кто мог и хотел работать по-новому.

Важнейшей задачей, стоявшей перед ГУВУЗом с момента создания, стала организация отбора, подготовки и расстановки преподавательских кадров. К этому времени практически сформировалась система отбора преподавателей и офицеров-воспитателей для вузов, но определённой системы их подготовки не было.

После введения в действие в 1853 году «Положения об испытании желающих поступить в военно-учебные заведения» на должности преподавателей стали принимать по конкурсу, что позволяло производить отбор наиболее квалифицированных кадров для работы в военно-учебных заведениях. При этом конкретные требования к кандидатам в преподаватели устанавливались в зависимости от статуса (разряда) вуза (высшее военное, среднее военное, общеобразовательное, подготовительное). Разумеется, наиболее высокими были требования к лицам, желавшим преподавать в военных академиях.

Так, в военных академиях преподавание учебных дисциплин производилось ординарными (штатными) и экстраординарными (сверхштатными) профессорами и преподавателями. Важно отметить, что право преподавания могло быть предоставлено только на основании особого испытания, проводившегося конференцией академии (аналог современных учёных советов вузов). Испытание заключалось в защите диссертации, а иногда и в чтении пробной лекции по теме курса, на котором планировалось преподавание испытуемым. Предполагался и допуск к преподаванию без испытания, однако такие кандидаты на должность должны были преподавать эти предметы в других высших учебных заведениях и при этом быть известными своими учёными трудами, но даже в этом случае допуск к преподаванию осуществлялся только после чтения пробной лекции с одобрения конференции.

Порядок и критерии отбора преподавателей в военные училища были значительно проще, чем в академии. Так, никаких испытаний не требовалось профессорам, адъюнктам и преподавателям всех военных академий. Только на основании пробной лекции (без дополнительного экзамена) допускались к преподаванию офицеры, окончившие Николаевскую академию Генерального штаба, Михайловскую артиллерийскую и Николаевскую инженерную академии, при этом все остальные кандидаты допускались к преподаванию исключительно после экзамена и пробной лекции. Важно отметить, что все кандидаты, выдержавшие испытание, получали свидетельство на право преподавания в любом военном и юнкерском училище. При этом если кандидат в течение трёх лет не проводил занятия, право преподавания им утрачивалось. Необходимо отметить, что утверждение преподавателя ГУВУЗом в должности осуществлялось только на основании испытания его учеников за год, что позволяло достаточно объективно оценить уровень преподавателя.

Основным звеном в системе воспитания юнкеров в военных училищах были офицеры-воспитатели, или младшие офицеры, как они числились по штатному расписанию. Поэтому исключительное внимание уделялось организации их тщательного отбора. К офицеру, желавшему служить в военном училище, предъявлялись жёсткие требования: стаж службы не менее 5 лет, при этом не менее 2 лет перед назначением служба должна была проходить, как принято говорить в настоящее время, в войсках. Кроме этого, он должен был иметь отличную аттестацию, обладать необходимыми личностными и профессиональными качествами, при этом командиры дивизий, утверждавшие аттестацию, несли за кандидата персональную ответственность. Важно отметить, что при отборе кандидатов предпочтение отдавалось офицерам, занимавшим должности командиров рот. Кандидаты, избранные начальником училища, прикомандировывались к училищу на испытание на два года, числясь во временной командировке от своих частей.

Следует подчеркнуть, что для офицеров-воспитателей стремились создать такие условия, чтобы служба в училище была для них и престижной, и выгодной с материальной точки зрения. Так, при зачислении в штат училища офицер получал единовременное пособие, ему предоставлялась квартира, жалованье ему устанавливалось на ступень выше. Каждые 5 лет службы в училище при оформлении документов на пенсию засчитывались за 7 лет.

Такая система отбора офицеров-воспитателей позволяла комплектовать эти должности лучшими представителями офицерского корпуса, способными подготовить достойную смену.

Сложившаяся система отбора преподавателей просуществовала с незначительными изменениями до 1917 года, при этом она позволяла привлечь к военному образованию наиболее подготовленных преподавателей, что отмечается во многих мемуарах воспитанников военных вузов того времени. Так, П.А. Кропоткин вспоминал: «…инспектор П.П. Винклер (образованный артиллерийский полковник, хороший математик и передовой человек) придумал очень удачный план. Он пригласил для младших классов вместо прежних посредственностей самых лучших преподавателей. Винклер был того мнения, что лучшие учителя всего лучше дадут начинающим учиться мальчикам первые понятия… Мы очень гордились сознанием, что нам будут читать профессора из университета»6. При этом значительно вырос и уровень преподавания. А.А. Игнатьев писал: «Для преподавания были привлечены лучшие силы Петербурга, и подготовка, полученная в корпусе, оказалась по военным предметам вполне достаточной для поступления впоследствии в Академию генерального штаба»7. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Подробно система военно-учебных заведений, сложившаяся в России после военных реформ 60-х гг. XIX века и 1905—1912 гг., рассмотрена в издании: Волков С.В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993.

2 Подсчёт произведён по табл. № 18 «Пополнение армии офицерами в 50—70-х гг. XIX в.», приведённой в издании: Волков С.В. Указ. соч.

3 Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М.: ВПА им. Ленина, 1990. С. 98.

4 Зайончковский А.М. Военные реформы 1860—1870 гг. в России. М.: Издательство МГУ, 1952. С. 237.

5 Каменев А.И. Указ. соч. С. 94.

6 Кропоткин П.А. Записки революционера. М.: Московский рабочий, 1988. С. 56.

7 Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю. М.: Воениздат, 1986. С. 46.