Каска с пикой как символ прусско-германского милитаризма

image_print

Аннотация. В статье прослеживается история появления и применения в различных родах войск Пруссии и других европейский стран, в том числе и России, такого защитного головного убора, как каска.

Summary. The article traces the history of emergence and application in the different military arms of Prussia and other European countries, including Russia, of such a protective headgear such as helmet.

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ

 

ПЕЧЕЙКИН Александр Валерьевич — ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея, кандидат исторических наук (Москва. E-mail: pe4av@mail.ru).

 

КАСКА С ПИКОЙ КАК СИМВОЛ ПРУССКО-ГЕРМАНСКОГО МИЛИТАРИЗМА

 

Наш журнал уже не раз обращался к теме защитных воинских головных уборов, в том числе и касок, которые в Красной армии с 1939 года стали официально именоваться шлемами. В русской армии прообразом каски являлся кавалергардский серебряный шишак. Каска же западной модели пришла в Россию, как и в другие европейские страны, из Пруссии, проводившей в те годы весьма агрессивную политику в Европе, и потому стала как бы символом прусско-германского милитаризма. Читатель имеет возможность познакомиться с историей появления такой каски, её моделями и постоянной модернизацией.

23 октября 1842 года в рамках реформы обмундирования прусская линейная пехота получила новый строевой головной убор — кожаную каску, названную «каской с пикой». Этот казалось бы сугубо военный предмет вдруг оказался «модным» в армиях многих стран, что породило ряд легенд. Так, в одной из них утверждалось, что гостивший в России будущий король Фридрих-Вильгельм IV, а тогда наследный принц, как-то увидел на столе у Николая I кирасирскую каску, гребень которой русский монарх хотел заменить державой (золотым шаром) с крестом. Идея понравилась, и, возвратившись домой, принц поручил разработать схожий проект, усилив практическую значимость. В результате и появилась знаменитая «каска с пикой» — прусская пехотная каска образца 1842 года.

Есть другой вариант этой легенды, будто русская каска-образец была разработана Николаем I и известным художником К.Л. фон Килем. При этом за основу взяли средневековый шлем князя Ярослава Всеволодовича, найденный в 1808 году на месте Липецкой битвы между новгородским и владимиро-суздальским войсками в 1216 году. Творчески доработав идею, император и художник создали новую каску, названную шишаком, которую и увидел высокий прусский гость. Правда, не на столе у российского императора, а на головах придворных пажей, поскольку именно они, а не русские кирасиры, первыми надели эти головные уборы1.

Встречается также мнение, что прусский король лично разработал эскиз новой каски. Однако современные германские специалисты утверждают, что заслуживающих доверия доказательств участия прусского монарха в создании «каски с пикой» не существует. Скорее всего, идея принадлежала военному министру Герману фон Бойену, которому фабрикант Вильгельм Егерь предложил для тяжёлой кавалерии железную каску с декоративной «пикой». Образцы были опробованы в гвардейских кирасирских полках. Заключение гласило:

  1. С волосяным султаном новый головной убор несколько тяжелее нынешнего, но без него — существенно легче.
  2. Каска достаточно удобно и прочно сидит на голове солдата, практически не меняя своего положения при сильном ветре, резких движениях человека или лошади и т.п.
  3. Значительно лучше прежней каска защищает голову солдата.
  4. Очень удобны козырьки: передний обеспечивает хорошую защиту глаз от солнечных лучей, что позволяет вести прицельную стрельбу даже при ярком солнечном свете, одновременно он не затрудняет обзора в сумерках, а задний, надёжно прикрывая шею, не натирает воротник мундира.
  5. Подкладка была признана безупречной, вентилируемость внутреннего пространства головного убора также не вызвала нареканий.
  6. Наконец, визуально новая каска смотрелась существенно презентабельнее прежней, что тоже было признано важным преимуществом2.

После консультаций и доработок каска была принята на снабжение кирасир. Для обоих кирасирских полков гвардии, а вскоре и для 6-го кирасирского полка головные уборы изготавливались из томпака, для прочих — из стали. При изготовлении касок применялся стальной лист толщиной 0,8 мм, листы томпака были толще — 1 мм. Офицерские каски делали из полированной стали или позолоченного томпака3.

Пехотная каска была утверждена в качестве строевого головного убора прусской армии 23 октября 1842 года. Она имела достаточно высокую тулью из чёрной кожи с вентиляционным отверстием, а спереди и сзади угловатые козырьки. Отверстие прикрывалось металлической накладкой крестообразной формы, крепившейся к тулье четырьмя клёпками, устанавливавшимися по концам креста. У офицерских касок верх клёпок выполнялся в виде восьмиконечных звёздочек. В центре креста к накладке припаивалась металлическая трубка с двумя круглыми вентиляционными отверстиями по краям. Сверху на эту трубку надевалось декоративное украшение, отдалённо напоминавшее наконечник копья, отчего каску и стали называть «каска с пикой». В нижней части наконечник также имел два круглых отверстия. Поворачивая наконечник по горизонтали, можно было совмещать эти отверстия с отверстиями в металлической трубке, тем самым увеличивая или уменьшая вентилируемость внутреннего пространства каски. В парадной форме одежды на наконечник крепился волосяной султан — белого цвета для гренадер, чёрный для прочих строевых чинов и красный для музыкантов. Спереди кожаная тулья украшалась геральдическим орлом. Передний козырёк по периметру имел металлическую окантовку. Металлическая отделка каски была различной для разных полков: для армейской пехоты применялась латунь, для гвардейских полков — томпак, а для 1-го гвардейского полка с 22 февраля 1843 года использовался мельхиор (кроме подбородной чешуи, которая выполнялась из томпака).

Одновременно с линейной пехотой каску того же образца (с некоторыми отличиями) получили драгуны, ландвер, артиллеристы и т.д. Каска стала самым распространённым головным убором в прусской армии. Её средние размеры: высота от 35 до 40 см, ширина около 30 см, масса 850—860 г.

Ещё и сегодня можно встретить утверждение, что «пика» на прусской каске образца 1842 года предназначалась для того, чтобы «вспарывать животы вражеской пехоте». Утверждение появилось в годы Первой мировой войны и является вымыслом французских пропагандистов. А вот кто действительно первоначально пострадал от острых украшений своих собственных касок, так это прусские артиллеристы. Канониры, обслуживая орудия, цеплялись «пиками» своих касок и, случалось, наносили друг другу серьёзные повреждения. Поэтому 19 сентября 1844 года пику на касках артиллеристов заменили подобием ядра4.

Пример Пруссии вдохновил другие государства ввести подобный головной убор в своих армиях. Началось с германских княжеств. В 1843 году Ольденбург установил для своих войск каску прусского образца с несколько изменённой формой декоративного острия. В 1845 году за ним последовали Захсен-Альтенбург, Захсен-Веймар-Айзенах, Ройс, Гамбург, Бремен и Любек. Годом позже настала очередь Ангальта, Захсен-Майнингена и Гессен-Касселя. В 1848 года каска была введена в армиях Мекленбурга и Шлезвиг-Гольштейна, в 1849 году — в Бадене, Ганновере, Нассау, Гессен-Дармштадте. Надо сказать, что каски некоторых германских государств были существенно компактнее и легче их прусского прототипа. Так, каска линейной пехоты Захсен-Веймар-Айзенаха имела высоту 26 см, ширину — 27 см, массу — 500 г5.

Впрочем, не все армии Западной Европы перешли тогда на каску. Во Франции, Австрии, Испании, Бельгии и Швейцарии различные варианты касок если и применялись, то в традиционном качестве — как головные уборы церемониальной формы одежды дворцовых частей и некоторых разновидностей кавалерии. Основным головным убором в армиях этих стран являлись изготовленные из фетра или сукна различные варианты кепи, «развившегося» из прежнего кивера.

Ренессанс каски пришёлся на время серьёзных изменений в военном деле. В новых условиях относительно громоздкие и тяжёлые кожаные каски не отвечали требованиям военных. Со второй половины XIX века наметилась тенденция к уменьшению размеров, массы и внешнего вида каски. Если в середине XIX века она представляла собой вытянутый по вертикали овал, то к концу третьей четверти того же столетия тулья каски почти повсеместно приобрела форму полусферы, значительно лучше прилегавшей к голове человека, что влекло за собой снижение центра тяжести головного убора и повышение удобства его эксплуатации при активном движении.

«Каска с пикой» и её позднейшие германские модификации стали одним из ярчайших общественно-политических символов. Активное участие прусской армии в подавлении революционного движения 1848—1849 гг. в германских странах послужило причиной того, что прусская военная форма вообще, а каска образца 1842 года в частности, в прогрессивных кругах стали восприниматься как оплот реакционных сил. С течением времени это восприятие только усиливалось, на многих карикатурах, подчёркивая агрессивность сначала Пруссии, а с 1871 года — и объединённой Германии, художники рисовали германского солдата в легко узнаваемом головном уборе.

Германские «каски с пикой» стали и одной из предтеч стального шлема. В 1915 году на снабжение германской пехоты была принята модификация каски образца 1895 года, изготовленная из стали. На удивление, этот головной убор весил относительно немного — 540 г. Большого распространения он не получил, поскольку уже шли работы над стальным шлемом, который поступил на снабжение в 1916 году, заменив «каску с пикой». После более чем 70-летнего существования прусско-германский тип каски стал достоянием истории. Но это — в Германии. А в Румынии, например, солдаты конного королевского эскорта ещё и в 1927 году носили «каску с пикой», украшенную ниспадавшим султаном из белого конского волоса.

На втором месте по длительности эксплуатации такого типа каски стоит Великобритания. В этой стране в 1878 году после двухлетних испытаний был утверждён новый «универсальный образец» каски. Конструктивно это был довольно странный гибрид пробкового тропического шлема и прусской «каски с пикой», что, впрочем, не помешало ему продержаться на снабжении армии почти 50 лет!

Пробковая тулья каски имела небольших размеров передний и задний козырьки. В полках лёгкой пехоты тулья с козырьками обтягивалась тёмно-зелёной тканью, в прочих — тёмно-синей. Поверх ткани накладывались металлические украшения, сверху крепилась «пика»6. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Васильев А., Куликов В., Сомов А. Цвета дыма и пламени // Техника — молодёжи. 1986. № 7. С. 62—64; Функен Л., Функен Ф. Европа XIX век: 1814—1850: Франция — Германия — Великобритания: Пехота — Кавалерия — Артиллерия — Инженерные войска / Пер. с фр. И.Г. Галковой, О.В. Далиной. М.: «АСТ»; «Астрель», 2002. С. 130 и др.

2 Müller Heinrich, Kunter Fritz. Europäische Helme aus der Sammlung des Museums für Deutsche Geschichte. Berlin: Militärverlag der DDR, 1984. S. 83, 84.

3 Томпак — сплав меди с цинком (3—12 проц.), иногда с добавкой олова. В зависимости от состава имеет цвет от золотисто-жёлтого до медно-красного.

4 Pietsch Paul. Die Formations- und Uniformierungs-Geschichte des preußischen Heeres 1808—1914. Band 1. Hamburg: Helmut Gerhard Schulz, 1963. S. 54—65, 191—193, 238; Band 2. Hamburg: Helmut Gerhard Schulz, 1966. S. 49—52, 81—85 и др.

5 Müller H., Kunter F. Op. cit. S. 281.

6 Ibid. S. 285; Функен Л., Функен Ф. Европа XIX век: 1850—1900: Франция — Великобритания — Германия — Австрия — Россия / Пер. с фр. М.Ю. Крысина. М.: «АСТ»; «Астрель», 2002. С. 78, 79, 130.