К 90-летию вооружённого конфликта на КВЖД

image_pdfimage_print

Аннотация. Статья освещает боевые действия советских войск в ходе конфликта на Китайско-Восточной железной дороге.

Summary. The paper covers the fighting of the Soviet troops in the course of the conflict at the Chinese Eastern Railway.

 

Локальные войны и вооружённые конфликты XXXXI вв.

 

Жуматий Владимир Иванович — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, доктор исторических наук, профессор

(Москва. E-mail: jumatiy_vi@mail.ru).

 

«ПУСТЬ ОНИ БЕГУТ И РАССКАЗЫВАЮТ ДРУГИМ, ЧТО НА СОВЕТСКУЮ ЗЕМЛЮ НАПАДАТЬ НЕЛЬЗЯ»

К 90-летию вооружённого конфликта на КВЖД

 

Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД), созданный и доведённый Китаем до её захвата при активной поддержке Японии, Великобритании, США и других государств1, был чреват не только ущербом экономическим, политическим и военно-стратегическим интересам СССР, но и войной. Китайские милитаристы готовили агрессию против нашей страны, сосредотачивая у её границ группировки войск ярко выраженного наступательного характера2, многократно превосходившие численностью советские войска на Дальнем Востоке и в Забайкалье, планировали вторгнуться в СССР, перерезать на ряде участков Транссибирскую магистраль, взорвать железнодорожные туннели у Байкала, изолировать советский Дальний Восток от центральных районов страны3. Боевые действия советских войск на КВЖД были адекватным ответом СССР на действия и планы китайских милитаристов, нацеленным на устранение ущерба его жизненно важным интересам и предотвращение агрессии против нашей страны, обеспечение национальной безопасности.

Проблема КВЖД играла существенную роль в международных отношениях на Дальнем Востоке, обусловленную её важным экономическим политическим и военно-стратегическим значением. Борьбу за эту магистраль державы, соперничавшие за влияние в Китае, развернули до начала строительства КВЖД. При поддержке своих правительств дельцы США, Англии, Франции и Германии боролись за железнодорожную концессию в Маньчжурии4. Но победила Россия, заключив в 1896 году Московский договор с Китаем. Постройка в соответствии с ним на средства нашей страны (свыше 400 млн рублей золотом) КВЖД в 1897—1903 гг. способствовала возникновению и развитию в Маньчжурии городов и промышленности, росту её экономики и притоку туда китайского населения, укреплению исторических связей русского и китайского народов5.

По Портсмутскому миру — договору, завершившему Русско-японскую войну 1904—1905 гг., южная линия КВЖД перешла под управление Японии. После крушения Российской империи КВЖД контролировали силы Белого движения и страны — участницы иностранной военной интервенции в России. Они боролись за контроль над КВЖД, железными дорогами Сибири и Дальнего Востока. В 1918 году КВЖД оккупировали японские войска6. США и Япония в результате двусторонних переговоров подписали в январе 1919 года соглашение «О надзоре над Сибирской железной дорогой и КВЖД». В марте к нему присоединились Великобритания, Франция, Италия, Китай и правительство А.В. Колчака. Представители сторон-подписантов опубликовали декларацию об установлении международного контроля над КВЖД, железными дорогами Сибири и Дальнего Востока в зоне действия войск интервентов. Для этого был создан Межсоюзный железнодорожный комитет (МЖК) из представителей участников соглашения. Позже в него вошёл представитель Чехословакии. Несмотря на отражённое в декларации заверение ликвидировать межсоюзный контроль над указанными железными дорогами с выводом из Сибири иностранных войск, после их ухода оттуда США пытались сохранить МЖК. Но изменившаяся обстановка на Дальнем Востоке заставила Соединённые Штаты и другие страны-участницы в конце октября 1922 года распустить МЖК7.

Проблема КВЖД занимала центральное место на советско-китайских переговорах 1921—1924 гг., осложнявшихся попытками вмешательства в дела КВЖД западных держав и Японии8. В 1924 году СССР подписал два соглашения о КВЖД9: 31 мая — Пекинское10 с Китайской Республикой и 20 сентября — Мукденское11 с администрацией автономных Трёх восточных провинций — Маньчжурии12. КВЖД была признана чисто коммерческим предприятием в совместном советско-китайском управлении.

С 1925 года китайские власти стали нарушать эти соглашения13, в 1925—1928 гг. совершили более двух тысяч антисоветских провокаций. С 1927 года их действия с целью разрыва отношений с нашей страной и захвата КВЖД приобрели систематический характер14.

Главным инициатором конфликта на КВЖД в 1929 году стал Чжан Сюэлян (другое имя — Питер Сюэ Лян Чжан)15. Унаследовав после гибели отца Чжан Цзолиня в 1928 году пост верховного правителя автономных Трёх восточных провинций Китая — Маньчжурии со столицей в Мукдене и признав власть нанкинского Национального правительства Чан Кайши16 (Гоминьдана17), при его поддержке Чжан Сюэлян решил устранить ведущую роль СССР в управлении КВЖД.

10 июля 1929 года в нарушение Пекинского и Мукденского соглашений китайские власти с помощью полиции и отрядов белоэмигрантов захватили на КВЖД все ключевые объекты, закрыли торгпредство СССР и другие советские учреждения, арестовали более 200 советских граждан. За этим последовали обстрелы советской территории, нарушения границы китайскими войсками и белогвардейскими отрядами, сосредоточение китайских войск у советско-китайской границы.

После неоднократных протестов, оставленных Китаем без внимания, СССР 17 июля отозвал оттуда своих дипломатических представителей.

Госсекретарь США Г.Л. Стимсон 25 июля призвал послов Великобритании, Франции, Италии, Японии и Германии в Китае к открытому вмешательству в советско-китайский конфликт — установлению контроля над магистралью в Маньчжурии путём создания международной «нейтральной комиссии» для управления КВЖД, но те призыв не поддержали18.

СССР принял меры по обеспечению безопасности своей границы. Приказом Реввоенсовета СССР от 6 августа 1929 года была образована Особая Дальневосточная армия (ОДВА) под командованием В.К. Блюхера.

Китайские отряды 18 августа совершили широкомасштабное нарушение советской границы. Китайские власти развернули массовые репрессии против советских граждан.

20 августа Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Китаем19.

Наркомат иностранных дел СССР (НКИД) в ноте от 6 сентября 1929 года официально заявил, что «советские граждане в Китае подвергаются неслыханным преследованиям и насилиям со стороны китайских властей… репрессии против советских граждан… неуклонно усиливаются. Тысячи граждан СССР арестованы, свыше двух тысяч их насильственно размещены в концентрационных лагерях… в условиях чрезвычайной скученности и полной антисанитарии, что вызвало уже появление среди них заболеваний эпидемического характера и значительную смертность. Арестованные подвергаются избиениям и пыткам; у них отбирается часто решительно всё им принадлежащее имущество; им, а также лицам, уволенным или оставившим службу на Китайско-Восточной железной дороге, не выплачивается причитающаяся заработная плата и не выдаются из касс дороги принадлежащие им пенсионные накопления; задержанным воспрещаются всякие сношения с внешним миром, в том числе даже обращения к германскому генеральному консулу в Харбине; задержанных водят по улицам городов и селений связанными по рукам и ногам; лиц, помещённых в тюрьмы, заковывают в кандалы и содержат в нечеловеческих условиях; семьи арестованных выбрасываются из занимаемых ими квартир и либо интернируются, либо оставляются под открытым небом на произвол судьбы без денег и без всякого имущества… Союзное Правительство имеет точные сведения о казнях многих десятков граждан СССР без суда и следствия и самым варварским образом. Союзному Правительству известны имена ряда бесследно исчезнувших лиц. Вместе с тем известны случаи обнаружения обезглавленных трупов несомненно казнённых таким образом советских граждан, изуродованные тела которых бросаются либо на месте убийств, либо в р. Сунгари»20. В ноте от 13 сентября НКИД обратил внимание на то, что в числе арестованных советских граждан были «80 женщин и 30 детей. Арестованные находятся в концентрационном лагере в Сунбэе. Среди арестованных развились инфекционные заболевания — тиф, дизентерия и другие, есть укушенные бешеными собаками, не получающие медицинской помощи. Среди арестованных женщин имеется значительное число беременных. Больных не разрешают отправлять в госпиталь. Передача пищи воспрещена. Арестованных кормят только хлебом и водой… Обезглавленные трупы советских граждан обнаруживаются почти ежедневно в районе Харбина и на линии КВЖД»21.

Китайская сторона с июля до начала ноября 1929 года совершила 245 обстрелов территории СССР, 42 нападения на неё, убив 56 и ранив 118 советских граждан22, перебрасывала на территорию СССР занимавшиеся грабежом мирного советского населения крупные диверсионные отряды белогвардейцев и банды, в которые входили китайские солдаты и офицеры23.

СССР заявлениями от 19 августа, 9 и 25 сентября требовал от нанкинского и мукденского правительств «принятия реальных и немедленных мер к прекращению и предупреждению новых нападений на советскую территорию со стороны китайских войск и белогвардейских банд», предупреждало, что «производимые с китайской стороны провокационные нападения вынуждают советские войска в порядке самозащиты принять решительные ответные действия, направленные к охране границ Союза и мирного населения пограничных районов»24. Но китайские милитаристы продолжали нагнетать напряжённость.

В распоряжении Чжан Сюэляна к октябрю находились 300-тысячная Мукденская армия, Сунгарийская военная флотилия (11 кораблей) и вооружённые отряды белогвардейцев (до 70 тыс. человек)25, в т.ч. свыше 130 тыс. человек26 в войсках, сосредоточенных у советско-китайской границы. Из них на забайкальском направлении — 59 тыс. человек, против Благовещенска — до 5000 человек, в низовьях р. Сунгари у городов Лaxacуcy (Тунцзян) и Фугдин (Фуцзинь) — свыше 5500 человек и Сунгарийская военная флотилия, против советского Приморья — до 63 тыс. человек27. Китайские силы многократно превосходили ОДВА численностью, но значительно уступали советским войскам в техническом и морально-боевом отношениях.

Особая Дальневосточная армия численностью около 19 тыс. человек была развёрнута тремя группировками — в Забайкалье, на сунгарийском направлени и в Приморье28. В.К. Блюхер 17 сентября подписал приказ № 14 войскам ОДВА осенью и зимой оставаться на границе в полной боевой готовности к отпору агрессии29.

Когда Чжан Сюэлян в начале октября привёл свои войска в боевую готовность и взвинтил напряжённость на границе до критической точки, ОДВА получила задачу упредить противника, разгромить его флотилию и войска в низовьях Сунгари. Общее руководство боевыми действиями возлагалось на командарма В.К. Блюхера30. Советское командование решило нанести упреждающий удар31 по китайским силам в районе города-крепости Лахасусу (Тунцзяна), которые угрожали административному центру Дальневосточного края Хабаровску.

Вокруг Лахасусу у впадения р. Сунгари в Амур китайцы создали мощный укреплённый район с многочисленными оборонительными сооружениями, бетонными огневыми точками, убежищами, окопами полного профиля, в устье Сунгари выставили 60 мин32, сосредоточили в гарнизоне войска во главе с генералом Ли Ту (2200 человек, 18 бомбомётов, 12 пулемётов) и Сунгарийскую флотилию (командующий Шеен Хун Лин) — лёгкий крейсер, 3 канонерские лодки, 4 вооружённых парохода и глиссер33. Побережье возле Лахасусу обороняли 1000 человек с двенадцатью орудиями, шестью бомбомётами и шестью пулемётами34.

Командующий ОДВА приказал в целях решительного предупреждения враждебных действий в срок не более суток уничтожить Сунгарийскую военную флотилию и разбить китайские войска в районе Лахасусу, город не обстреливать, не бомбить и не штурмовать во избежание жертв среди гражданского населения35.

Эта задача была поставлена Дальневосточной военной флотилии (ДВФ) во главе с Я.И. Озолиным с оперативно подчинёнными 5-м Амурским и 4-м Волочаевским стрелковыми полками (сп) 2-й Приамурской стрелковой дивизии (сд) под командованием И.А. Онуфриева (1117 штыков, 18 полевых и 36 корабельных орудий, 88 пулемётов) и авиагруппой, в которую вошли 15 самолётов Р-1 40-й бомбардировочной эскадрильи и 6 самолётов МР-1 68-го отдельного речного авиаотряда (гидроэскадрильи)36. Были выделены транспортные средства для перевозки и снабжения войск37.

В 1929 году в ДВФ входили 130 командиров и начальников, 800 младших командиров и краснофлотцев, дивизионы — мониторов (4 бывшие башенные канонерские лодки), канонерских лодок (4 единицы) и бронекатеров (3 единицы), а также минный заградитель, 2 сторожевых корабля, 2 тральщика, 68-й отдельный авиационный речной отряд (командир Э.М. Лухт) из 14 поплавковых гидросамолётов МР-1 и плавающей авиабазы (речной авиаматки), десантный батальон38. Транспортный отряд включал 7 пароходов, 12 барж и 2 портовых катера39. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Советско-китайский вооружённый конфликт 1929 г. // Военная энциклопедия (ВЭ) в 8 т. Т. 7. М.: Воениздат, 2003. С. 552.

2 Краснознамённый Дальневосточный: история Краснознамённого Дальневосточного военного округа. М.: Воениздат, 1985. С. 92. Интернет-ресурс: http://militera.lib.ru.

3 Советско-китайский вооружённый конфликт 1929 г.

4 Подробнее см.: Хвостов В.М. Глава 7. Начало англо-германского антагонизма. Обострение дальневосточной проблемы // История дипломатии в 3 т. / Под ред. В.П. Потёмкина. Т. 2. М.; Л.: Госполитиздат, 1945. Интернет-ресурс: http://art-of-diplomacy.ru.

5 Китайско-Восточная железная дорога // ВЭ. Т. 4. М.: Воениздат, 1999. С. 62.

6 Китайско-Восточная железная дорога // Большая российская энциклопедия: электронная версия (БРЭ ЭВ): https://bigenc.ru.

7 Подробнее см.: Документы внешней политики СССР (ДВП) в 24 т. Т. 7. М.: Госполитиздат, 1963. С. 21—44, 713, 714. Интернет-ресурс: http://militera.lib.ru.

8 Китайско-Восточная железная дорога // БРЭ ЭВ.

9 Принципы урегулирования вопроса о КВЖД определены статьёй IX Соглашения об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Республикой от 31 мая 1924 г. См.: ДВП. Т. 7. М.: Госполитиздат, 1963. С. 331—335.

10 Соглашение о временном управлении Китайско-Восточной железной дорогой. 31 мая 1924 г. // Там же. С. 342—345.

11 Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Автономных Трёх Восточных Провинций Китайской Республики. 20 сентября 1924 г. // Там же. С. 459—464.

12 Подробнее см.: Белоглазов Г.П. КВЖД — объект российско(советско)-китайского взаимодействия и российских инвестиций в 20-е гг. ХХ в. // Ойкумена: регионоведческие исследования. 2014. № 4. С. 65—68. Интернет-ресурс: http://ojkum.ru.

13 Китайско-Восточная железная дорога // ВЭ. Т. 4. С. 62.

14 Конфликт на КВЖД: из истории советских Вооружённых сил. Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1989. С. 26.

15 Чжан Сюэлян // БРЭ ЭВ; Фынтяньская клика // Там же.

16 Чан Кайши // Там же.

17 Гоминьдан — правящая политическая партия в Китае в 1928—1949 гг., на Тайване — в 1949—1996 гг. См.: Гоминьдан // Там же.

18 Советско-китайский конфликт 1929 г. // Большая советская энциклопедия в 30 т. 3-е изд. Т. 24. Кн. I. М.: Советская энциклопедия, 1976. Интернет-ресурс: http://bse.uaio.ru.

19 Советско-китайский вооружённый конфликт 1929 г. // БРЭ ЭВ.

20 Нота Народного комиссариата иностранных дел СССР Посольству Германии в СССР. 6 сентября 1929 г. // ДВП. Т. 12. М.: Политиздат, 1967. С. 485, 486.

21 Нота Народного комиссариата иностранных дел СССР Посольству Германии в СССР. 13 сентября 1929 г. Приложение II // Там же. С. 501, 502.

22 Там же. С. 42, 43.

23 Заявление Правительства СССР о систематических провокационных нападениях на территорию СССР белогвардейских отрядов и китайских частей. 25 сентября 1929 г. // Там же. С. 517—521.

24 Там же. С. 518.

25 Советско-китайский вооружённый конфликт 1929 г. // ВЭ. Т. 7. С. 552.

26 Советско-китайский вооружённый конфликт 1929 г. // Интернет-портал Минобороны РФ: http://encyclopedia.mil.ru.

27 Советско-китайский конфликт 1929 г. // Советская военная энциклопедия (СВЭ) в 8 т. Т. 7. М.: Воениздат, 1980. С. 416.

28 Советско-китайский вооружённый конфликт 1929 г. // ВЭ. Т. 7. С. 552.

29 Конфликт на КВЖД. С. 66.

30 Советско-китайский конфликт 1929 г. // СВЭ. Т. 7. С. 416.

31 Советско-китайский вооружённый конфликт 1929 г. // ВЭ. Т. 7. С. 552.

32 Конфликт на КВЖД. С. 68, 69.

33 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 40442. Оп. 1. Д. 1139. Л. 12; Краснознамённый Дальневосточный. С. 93.

34 Там же. Ф. 37977. Оп. 5. Д. 251. Л. 88.

35 Там же. Л. 15.

36 Краснознамённый Дальневосточный… С. 93.

37 РГВА. Ф. 40442. Оп. 1. Д. 1139. Л. 12.

38 Там же; Амурская военная флотилия // СВЭ. Т. 1. М.: Воениздат, 1976. С. 166; Амурская военная флотилия // ВЭ. Т. 1. М.: Воениздат, 1997. С. 148.

39 РГВА. Ф. 37977. Оп. 2. Д. 191. Л. 119.