Сердце и главный символ «Жуковки» — Петровский путевой дворец (архитектор М.Ф. Казаков, 1776—1780 гг.)

К 100-летию создания Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского

image_pdfimage_print

Аннотация. Предлагаемая статья знакомит читателя с важнейшими страницами истории прославленной кузницы военных авиационных командных и инженерных кадров — Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского (ВВИА) (знаменитой «Жуковки»). Многие из её выпускников стали видными военачальниками, государственными и политическими деятелями, учёными, высококлассными педагогами. Здесь учились и первые космонавты Земли.

Summary. The paper introduces the reader to the more important pages in the history of the famed school of military commanders and engineers, the Air Force Engineer Academy named after Prof. N.Ye. Zhukovsky (affectionately known as Zhukovka). Many of its alumni became outstanding army leaders, statesmen, politicians, scientists, and top-notch teachers. The world’s first cosmonauts were also educated there.

КРЫЛОВ Семён Владимирович — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент.

 

«МЫ РОЖДЕНЫ, ЧТОБ СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ»

К 100-летию создания Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского

 

Николай Егорович Жуковский (1847—1921 гг.)
Николай Егорович Жуковский (1847—1921 гг.)

Ещё в 1912 году один из великих русских учёных в области аэродинамики, теории аэропланов и воздухоплавания, гидродинамики, теории крыла, теории воздушных винтов и т.д., основатель Воздухоплавательного кружка при Императорском московском техническом училище Николай Егорович Жуковский при поддержке Московского общества воздухоплавания создал первые теоретические курсы авиации.

Уже в советское время на II Всероссийском авиационном съезде, состоявшемся летом 1918 года, был заслушан его доклад, в котором выражалась уверенность в возможности создать в нашей стране лучшую в мире авиацию на научной основе, разработанной русскими учёными и практиками, и подготовить необходимые лётные и технические кадры.

На основании решений этого съезда 5 сентября 1919 года подотделом профессионально-технического образования Московского совета рабочих депутатов был учреждён первый в России авиатехникум со сроком обучения до трёх лет, предназначенный для подготовки квалифицированных рабочих, мастеров, механиков, техников и инженеров авиации. Территориально авиатехникум был размещён на Вознесенской улице (теперь это ул. Радио), в здании, где ныне располагается Мемориальный музей Н.Е. Жуковского.

Н.Е. Жуковский (третий справа в 1-м ряду) и члены созданного им Воздухоплавательного кружка при Императорском московском техническом училище. 1900 г.
Н.Е. Жуковский и члены созданного им Воздухоплавательного кружка при Императорском московском техническом училище. 1900 г.

Первоначально авиатехникум был образован в системе Народного комиссариата просвещения. Но уже 15 октября 1919 года постановлением Реввоенсовета (РВС) Республики было утверждено предложение Полевого управления авиации и воздухоплавания о подготовке в авиатехникуме в качестве слушателей военных авиатехников. В июле 1920 года приказом РВС Республики № 1423 авиатехникум был полностью передан в ведение Главного управления Красного Воздушного Флота1, а 26 сентября 1920 года приказом РВС № 1946 он был реорганизован в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского2. Положение об институте было утверждено Реввоенсоветом 23 ноября 1920 года. Ректором института был утверждён сам Николай Егорович. Это был первый в мире авиационный институт3.

Вуз размещался в здании городского двухклассного ремесленного училища по Малому Козловскому переулку, д. 3, куда ещё в мае 1920 года был переведён авиатехникум. Учебное оборудование состояло из отдельных примитивных химических и физических приборов, полученных в одной из бывших гимназий. Самая важная лаборатория — моторная — помещалась в каретном сарае и имела только два мотора: «Рон» и «Фиат» (80 и 100 лошадиных сил соответственно). Для производственной практики слушателей в помещении института имелись механическая, литейная и деревообделочная мастерские, оставшиеся от ремесленного училища.

В организационном устройстве и жизни института были свои особенности. Ректор избирался советом института, при нём по штату был помощник по политической части. Преподавателями были учёные, перешедшие на сторону советской власти и вместе с Н.Е. Жуковским участвовавшие в организации авиатехникума.

Первый учебный год был омрачён тяжёлой утратой. Чрезмерный труд, лишения и годы сломили здоровье Николая Егоровича Жуковского. Он скончался 17 марта 1921 года на 75-м году жизни, почти до самой смерти диктуя в постели курс механики для своего детища — Института инженеров Красного Воздушного Флота4.

После окончания Гражданской войны перед молодым Советским государством встали задачи восстановления разрушенных промышленности и сельского хозяйства, а перед Рабоче-крестьянской Красной армией (РККА) — перехода на положение мирного времени с сохранением высокого уровня боеспособности.

В начале 1921 года Совет Труда и Обороны принял решение о разработке программы максимум развития авиации и авиационной промышленности, которая охватывала все проблемы развития авиации в целом и содержала конкретные задачи: развернуть отечественное самолётостроение и моторостроение; наладить снабжение аппаратов средствами воздушного боя, выработку типов вооружения и организацию соответствующего производства; осуществить мероприятия по подготовке авиационных кадров; разработать систему широкой авиационной пропаганды среди всех слоёв трудящихся, особенно среди молодёжи.

Эта программа была положена в основу дальнейшего совершенствования деятельности института.

Важную роль в жизни вуза сыграл приказ Реввоенсовета Республики № 1405 от 10 июня 1922 года, который чётко определил, что «Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского с 15-го сего июня передаётся во всех отношениях в Народный Комиссариат по военным делам».

9 сентября 1922 года последовал дополнительный приказ Реввоенсовета Республики № 2125 о введении нового штата института с присвоением ему наименования «Академия Воздушного Флота имени профессора Н.Е. Жуковского»5.

Преобразование института в академию не сопровождалось существенным изменением учебного плана и профилей подготовки, но повлекло за собой включение в него ряда военных дисциплин и меняло режим внутренней жизни.

В ноябре 1922 года советом академии был обсуждён и принят новый временный учебный план, включавший 69 дисциплин. Его целевой установкой являлась подготовка инженеров широкого профиля. Срок обучения — 4 года. Еженедельная нагрузка слушателей (без учёта домашней работы) — 48 часов.

В начале 1923 года был введён цикл военных дисциплин, а затем другие циклы: моторостроения, аэромеханики, самолётостроения, технической эксплуатации, организации производства, воздухоплавания, общественно-исторических наук и кафедры: воздушных винтов, строительного искусства, электромеханики, математики, физики, химии, воздушной тактики.

В июне 1923 года академии был передан бывший Петровский путевой дворец.

Большим событием в жизни академии явилась организация в мае 1923 года Военно-научного общества (ВНО). В его рамках начали работать следующие секции: авиационная, планерная, моторная, тактическая, аэрофотосъёмки, воздухоплавательная.

Активность слушателей в секциях ВНО в то время была очень высокой. Особенно выделялись в этом отношении авиационная и планерная секции. Командование разрешило слушателям на базе учебных мастерских академии строить планеры и авиетки. На этих планерах нередко достигались рекордные для того времени показатели дальности, продолжительности и высоты полёта. Успех работы слушателей обычно определялся итогами всесоюзных планерных состязаний в Крыму. На них академия всегда занимала призовые места. ВНО выходило со своими планерами и на международную арену, и благодаря успехам слушателей наша страна в 1923—1930 гг. занимала ведущие места на международных соревнованиях по планеризму.

Уделяя много внимания планеризму, секция не забывала и о летательных аппаратах с двигателями. Первые авиетки РАФ-1 и РАФ-2, построенные в академии в 1925—1926 гг., были сконструированы слушателем А.Н. Рафаэлянцем. Затем слушатели В.Ф. Болховитинов и А.С. Яковлев построили авиетки ВВА-1 и ВВА-3. Они оказались весьма удачными и применялись на Одесских военных манёврах. На авиетке ВВА-3 в 1927 году старший лётчик учебно-лётной эскадрильи академии Ю.И. Пионтковский при беспосадочном перелёте Севастополь — Москва установил мировой рекорд продолжительности полёта на самолёте малой мощности (15 ч 30 мин.)6.

Многое было сделано и секцией воздухоплавания. При её участии были проведены ряд свободных полётов на аэростатах. Секция поддерживала деловую связь с основоположником современной космонавтики Константином Эдуардовичем Циолковским. 23 августа 1923 года в круглом зале Петровского путевого дворца на расширенном заседании секции К.Э. Циолковский сделал доклад о своём дирижабле. Доклад был выслушан с большим вниманием, а воздухоплавательная секция решила принять участие в постройке опытной модели дирижабля. На этом собрании К.Э. Циолковский был избран почётным профессором академии.

Группа слушателей Академии Воздушного Флота имени профессора Н.Е. Жуковского — участников планерных испытаний в Коктебеле (второй слева в 3-м ряду — будущий выдающийся советский авиаконструктор С.В. Ильюшин). 1924 г
Группа слушателей Академии Воздушного Флота имени профессора Н.Е. Жуковского — участников планерных испытаний в Коктебеле (второй слева в 3-м ряду — будущий выдающийся советский авиаконструктор С.В. Ильюшин). 1924 г.

В мае 1924 года ВНО организовало секцию по исследованию межпланетных сообщений, одной из целей которой было создание Всесоюзного общества межпланетных сообщений.

Интересы развития советской авиации требовали подготовки достаточного количества командных кадров с высшим военным образованием. Весной 1923 года командование РККА поставило вопрос об открытии в академии специального командного факультета. Он состоял из двух отделений: сухопутного и морского с трёхгодичным сроком обучения. В конце года вышел приказ о новых штатах, где устанавливалась факультетская система. Академия стала состоять из двух факультетов: инженерного и службы воздушного флота (с 1926 г. — командного)7.

Таким образом, к 1930 году закончился начальный период развития Академии Воздушного флота (Военной Воздушной академии Рабоче-крестьянской Красной армии) имени профессора Н.Е. Жуковского. Она как учебный и научный центр Военно-воздушных сил (ВВС) стала обладать притягательной силой для творческих работников.

За первое десятилетие существования в академии:

— сложилась гибкая организационно-штатная структура;

— профессорско-преподавательский состав пополнился опытными учёными и преподавателями;

— на основе систематизации науки, техники и тактики воздушного флота получили развитие новые научные направления, научные школы и учебные дисциплины, циклы и кафедры;

— образован институт адъюнктов;

— проведены два выпуска инженерного факультета, выпуск командиров с высшим военно-авиационным образованием;

— начали функционировать десять учебных лабораторий.

Успехи в развитии академии, достигнутые за первое десятилетие, были отмечены в феврале 1930 года на первом конкурсе высших технических учебных заведений (втузов) страны присуждением ей звания Первого втуза СССР8.

Развитие Советского Союза в 1930-е годы проходило в сложной международной обстановке, в условиях постоянной опасности внешней агрессии, потребовавшей всемерного повышения обороноспособности страны, укрепления советских Вооружённых сил. В первую очередь необходимо было преодолеть их техническую отсталость. Особое внимание было обращено на укрепление Военно-воздушных сил. Были значительно расширены старые и организованы новые конструкторские бюро (КБ), к проектированию новых самолётов привлекались молодые талантливые конструкторы.

Развитие военной авиации влекло за собой совершенствование её организационной структуры, а также методов эксплуатации, обслуживания авиатехники. С этой целью была создана эксплуатационно-техническая служба. Это потребовало увеличения количества командных и инженерных авиационных кадров, повышения уровня их военно-технических знаний. Решать эти задачи предстояло «Жуковке» — академии с инженерным профилем.

К началу 1930-х годов академия приобрела достаточно сложившиеся организационные формы, накопила определённый опыт подготовки авиационных кадров высшей квалификации. В ней сформировался квалифицированный научно-педагогический коллектив, с созданием научно-исследовательского отдела шире развернулась научно-исследовательская работа, были созданы ряд специальных лабораторий.

Однако новые задачи требовали дальнейшего развёртывания учебной и научной работы в академии, расширения и укрепления её учебно-материальной базы, повышения научно-технического уровня и методического мастерства преподавательского состава.

Со второй половины 1931 года в академии была введена регулярная командирская учёба. Для повышения методического мастерства преподавателей были организованы учебные сборы по основам педагогики и методики преподавания. Учебный план сборов был рассчитан на 450 учебных часов.

Повышению методического мастерства и профессиональных знаний преподавателей во многом способствовали их командировки на авиационные заводы, в научно-исследовательские институты (НИИ) и строевые подразделения ВВС с целью изучения новой материальной части, её производства и испытаний, изучения работы в строевых частях и знакомства с работой выпускников академии.

Штатный состав адъюнктов из года в год увеличивался. Если в 1928 году было 9 адъюнктов, то в 1939 — 60. Благодаря этому удалось значительно повысить квалификацию профессорско-преподавательского состава академии. К концу 1930-х годов в ней работали 211 высококвалифицированных преподавателей, из них 1 академик, 2 члена-корреспондента Академии наук СССР, 32 доктора наук и 12 профессоров9.

В 1931 году в академии было завершено строительство корпуса, где вначале был размещён весь её аудиторный фонд. (Впоследствии там же разместились лаборатории созданного в ноябре 1934 г. воздушно-артиллерийского факультета.) В том же 1931 году в академии была развёрнута лётно-испытательная станция, учебная эскадрилья в составе 30 самолётов Р-1 была преобразована в учебную авиационную группу, а аэродинамическая лаборатория была оснащена современными для того периода аэродинамическими трубами Т-1 и Т-2.

К 1932 году была реконструирована моторная лаборатория для исследований новых авиадвигателей и созданы ряд демонстрационных и экспериментальных установок.

В 1933 году был построен корпус, где к концу 1934 года разместились почти все лаборатории эксплуатационного и воздушно-технического факультетов, а также лаборатории кафедр физики и химии. В дальнейшем туда же перебазировались все лаборатории общеинженерного цикла и учебные мастерские. В том же 1933 году для обеспечения практических занятий по конструкции самолётов и дипломного проектирования была организована специальная учебная лаборатория конструкции самолётов. Зал статических испытаний лаборатории широко использовался для проведения прочностных испытаний (в том числе государственных) элементов конструкции самолётов по заявкам авиационных заводов.

В 1936 году были развёрнуты лаборатории технологии металлов и дерева; строительной механики; артиллерийская лаборатория, которая имела в своем составе отделения: бомбардировочное, воздушно-стрелковое, баллистическое, минно-торпедное, воздушно-пушечное, химзащитное и полигонное; лаборатория авиационной электрорадиотехники.

Кроме того, в академии в 1930-х годах имелись лаборатории по профилю командного факультета: оперативного искусства, тактики ВВС, аэрофотослужбы, бомбометания, воздушной стрельбы, противовоздушной и противохимической обороны, а также по профилю инженерного факультета: организации технической службы, физики, химии и др.

В 1930 году перед академией была поставлена задача по организации систематической подготовки инженеров по вооружению, и в апреле того же года на инженерном факультете была введена специальность авиавооружения, а в октябре 1934 года был образован воздушно-артиллеристский факультет. В состав нового факультета вошли кафедры баллистики, стрелково-пушечного вооружения, бомбардировочного вооружения, прицелов и приборов, химической защиты, теории воздушной стрельбы и минно-торпедного вооружения.

Летом 1932 года инженерный факультет был разделён на два самостоятельных — эксплуатационный и воздушно-технический. Сделано это было для того, чтобы существенно расширить и улучшить подготовку инженеров для частей ВВС. В то же время на воздушно-техническом факультете продолжалась подготовка инженеров для авиационной промышленности, научно-исследовательских институтов ВВС и военной приёмки. Однако в 1936 году эти факультеты были вновь объединены, т.к. к тому времени значительно возрос выпуск авиационных специалистов гражданскими вузами.

Большая работа академии по подготовке авиационных кадров для ВВС и авиационной промышленности получила высокую правительственную оценку. Постановлением Центрального исполнительного комитета (ЦИК) СССР от 21 февраля 1933 года за исключительные научно-технические достижения академия была награждена орденом Ленина10.

В конце 30-х годов XX столетия с развитием положений теории боевого применения авиации и развёртыванием ВВС как самостоятельного вида Вооружённых сил СССР подготовка командиров на базе «Жуковки» — академии, как уже отмечалось, с инженерным профилем становилась всё более недостаточной как в количественном, так и в качественном отношениях. Возникла необходимость создания отдельного военно-учебного заведения, специализировавшегося на подготовке командных кадров с высшим военным образованием для ВВС Красной армии. Безотлагательного решения назревшей проблемы требовала и приближавшаяся Вторая мировая война, пожар которой разгорался на западе. Поэтому в соответствии с указанием Центрального комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) (ЦК ВКП(б)) и Совета народных комиссаров СССР (СНК СССР) народный комиссар обороны Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов 29 марта 1940 года подписал приказ, который гласил:

«1. Выделить из состава Военной Воздушной Ордена Ленина Академии РККА имени Жуковского факультеты: оперативный, командный, заочный командный, штурманский и КУНС ВВС в самостоятельную академию.

  1. Присвоить вновь организуемой академии наименование “Военная Академия Командного и штурманского состава ВВС Красной Армии…”».

Местом расположения новой академии был избран пос. Монино Московской области11.

При формировании академии в её состав влились оперативно-тактические кафедры командного и специальные кафедры штурманского факультетов. Помимо этого были созданы 6 новых кафедр, а всего их было 15. Из них 5 кафедр (основ марксизма-ленинизма, политической экономии, авиационной техники, иностранных языков и физической подготовки) являлись общеакадемическими. 5 кафедр (общей тактики, оперативного искусства ВВС, военной истории, тактики ВВС, воздушно-стрелковой подготовки) имел командный факультет. 5 кафедрами (аэронавигации, бомбардировочной подготовки, радионавигации и связи, штурманской аппаратуры, высшей математики и теоретической механики) располагал штурманский факультет. Оперативный, заочный командный факультеты и курсы усовершенствования начальствующего состава Военно-воздушных сил своих кафедр не имели12.

Президиум торжественного собрания в честь создания «Жуковки» (в центре — начальник ВВС РККА А.Д. Локтионов). 23 ноября 1938 г.
Президиум торжественного собрания в честь создания «Жуковки» (в центре — начальник ВВС РККА А.Д. Локтионов). 23 ноября 1938 г.

Таким образом, интересы надёжной защиты страны от посягательства извне и необходимость подготовки в широких масштабах командиров и офицеров управления для комплектования объединений и соединений ВВС явились главными причинами, обусловившими создание в стране командной Военно-воздушной академии (впоследствии — Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина («Гагаринки»)13), а день подписания приказа стал точкой отсчёта её истории.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, которая резко увеличила потребность в авиационных кадрах. Новые ответственные задачи встали и перед «Жуковкой».

Боевая обстановка сразу же повлекла за собой коренную перестройку всей жизни и деятельности академии. Уже в июле 1941 года она произвела два досрочных выпуска слушателей старших курсов в количестве 595 человек и перешла на сокращённые сроки подготовки инженерных кадров14.

Буквально с первых дней войны в подмосковный лагерь академии в Нахабино стали прибывать лётчики и техники для переучивания на новые самолёты: Пе-2, Ил-2, Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3.

В июле 1941 года при академии был создан учебный центр, который, никуда не эвакуируясь, успешно работал до ноября, обучая главным образом авиационных специалистов, призванных из запаса. Цикл обучения продолжался около недели.

Когда создалась непосредственная угроза столице нашей Родины, Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение эвакуировать из Москвы ряд военных учебных заведений, в т.ч. и «Жуковку». Личный состав академии сумел демонтировать дорогостоящее и сложное оборудование учебных лабораторий, без каких-либо подъёмных средств погрузить его в эшелоны. Вечером 26 июля 1941 года первый эшелон отбыл в Свердловск (ныне Екатеринбург), а уже 8 августа академия приступила к работе на новом месте15.

Несмотря на большие трудности с размещением в Свердловске многих эвакуированных заводов, организаций и учреждений, академии были предоставлены лучшие помещения в пехотном училище, во Дворце пионеров и индустриальном институте.

На новое место базирования не могло быть перевезено всё оборудование, особенно стационарное. Многое приходилось создавать вновь. Положение было довольно тяжёлым: лаборатории зачастую не были приспособлены для проведения занятий, их не хватало, заниматься приходилось в две смены. Несмотря на это, учебная и научная деятельность академии развернулась в значительно больших масштабах, чем до войны. Так, силами сотрудников аэродинамической лаборатории были в короткий срок спроектированы и созданы четыре новые аэродинамические трубы и новая гидравлическая лаборатория, которые обеспечили проведение не только учебного процесса, но и исследований в интересах фронта. К середине октября 1941 года на новом месте была развёрнута и подготовлена к проведению занятий с большим числом потоков слушателей (и к проведению научно-исследовательских работ) моторная лаборатория.

С началом войны произошли большие изменения в комплектовании академии переменным составом. В целях ускоренной и более качественной подготовки инженеров для авиационных частей академия стала комплектоваться студентами старших курсов высших учебных заведений, уже получившими общеинженерную подготовку.

Исключительно важной формой учебного процесса в годы войны являлась стажировка преподавателей и слушателей, которая проводилась в авиационных частях действующей армии. Всего за годы войны слушатели-стажёры участвовали в обеспечении более 37 тыс. боевых самолётовылетов, в восстановлении полевым ремонтом 1400 самолётов, 850 моторов и в ремонте вооружения более 100 самолётов. Ими были проведены 5330 занятий с лётным и техническим составом частей16.

Не только учебная, но и научно-исследовательская работа в годы войны была направлена в первую очередь на решение актуальных задач в помощь фронту. С этой целью в академии были выполнены 532 научно-исследовательские работы. Значительная их часть — по заданиям командования ВВС и по договорам с промышленными организациями. Для внедрения результатов научных исследований в работу частей и для помощи в эксплуатации авиационной техники на фронте в действующие части ВВС выезжали восемь бригад профессорско-преподавательского и инженерного состава академии.

К лету 1943 года обстановка на фронтах коренным образом изменилась, советские войска перешли в наступление. В середине 1943 года академия была реэвакуирована на место своего постоянного базирования в Москву.

Важным событием в научной жизни академии явилась научно-техническая конференция, состоявшаяся в июле 1944 года. В её работе приняли участие 900 человек, представлявших 140 научных учреждений Советского Союза. На пленарных заседаниях и секциях были заслушаны 95 докладов и 282 научных сообщения, с которыми выступили академики, конструкторы авиационной техники, Герои Советского Союза, ведущие учёные академии17.

На конференции отмечалось, что академия внесла значительный вклад в развитие авиационной науки и техники, убедительно показала, что за время войны научная квалификация учёных повысилась, и, несмотря на трудности военного времени, академия значительно выросла как центр научно-технической мысли.

9 мая 1945 года Советский Союз победоносно завершил Великую Отечественную войну, за годы которой 120 человек профессорско-преподавательского, инженерно-технического и руководящего состава «Жуковки» были награждены орденами и медалями, а сама академия Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года была награждена орденом Красного Знамени18.

Наша страна вновь вступила в мирный период своего развития. Тем не менее интересы её безопасности требовали повышения внимания к укреплению обороноспособности СССР.

Послевоенный ангар наглядных пособий Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского. 1946 г.
Послевоенный ангар наглядных пособий Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского. 1946 г.

Новый этап в развитии авиационной науки и техники предъявил более высокие требования к научным и инженерным кадрам ВВС, а следовательно, и к работе академии. Для быстрейшего освоения реактивных самолётов и их сложного оборудования и вооружения надо было в кратчайшие сроки пересмотреть содержание учебного процесса, разработать новые учебные дисциплины, написать учебники и учебные пособия, создать новую лабораторную базу.

Перед академией была поставлена задача — внести свой вклад в освоение новой реактивной техники созданием учебных пособий и учебников для авиационных частей, а также направлением опытных преподавателей для чтения лекций по новой авиационной технике непосредственно в войска. Кроме этого, академия должна была выделить из своего состава необходимое количество профессоров и преподавателей для оказания помощи вновь образованным высшим инженерным авиационным училищам — Киевскому и Рижскому.

Новые задачи, поставленные перед академией, потребовали дальнейшего развития факультетов и кафедр, переработки программ и учебных планов, укрепления учебно-материальной базы.

На инженерном факультете особое внимание было уделено развитию кафедры теории реактивных двигателей. На кафедре аэродинамики были созданы аэродинамические трубы околозвуковых и сверхзвуковых скоростей. Методы аэродинамических расчётов разрабатывала кафедра динамики полёта. Были написаны учебники и пособия на кафедре конструкции и прочности самолётов.

Переход авиации на реактивную технику потребовал дальнейшего развития факультета авиационного вооружения, изменения содержания учебно-методической работы ряда его кафедр.

На факультете электроспецоборудования были созданы кафедры лучистой техники, авиационных электрических машин, автоматики и телемеханики и другие.

6 августа 1946 года Военная воздушная академия РККА имени профессора Н.Е. Жуковского была переименована в Военно-воздушную инженерную академию (ВВИА) имени профессора Н.Е. Жуковского19.

В августе 1946 года на базе кафедр авиационной радиотехники и авиационной радиолокации был организован радиотехнический факультет, который 1 сентября 1947 года начал учебные занятия на всех пяти курсах. В последующие годы в связи с бурным развитием в стране радиотехники и её органическим слиянием с электроникой, значительным усложнением радиооборудования самолётов возникла необходимость расширения профиля подготовки и увеличения количества выпускаемых инженеров по радиотехнике ВВС. Совершенствовалась организационно-штатная структура факультета. Так, в 1949 году была создана кафедра радиотелеуправления и радионавигации, а в 1953 году — кафедры применения, технического обслуживания и эксплуатации радиосредств ВВС, антенно-фидерных устройств, авиационных передающих и приёмных устройств и кафедра авиационной радиосвязи.

С первых лет существования радиотехнического факультета большое внимание уделялось созданию учебников и учебных пособий, вводились новые дисциплины. В 1950-е годы начали широко использоваться статистические и вероятностные методы, без которых в настоящее время не обходится ни одна радиотехническая дисциплина.

Переход на реактивную технику потребовал переучивания большого числа инженеров строевых частей и преподавателей училищ ВВС. Поэтому в академии интенсивно работали курсы усовершенствования инженеров (КУИНЖ) и курсы усовершенствования преподавателей (КУП) со сроком обучения не более года.

Образовавшиеся после разгрома фашистской Германии народно-демократические восточно-европейские государства создавали свои вооружённые силы. Им были крайне нужны высококвалифицированные командные и инженерные кадры, способные управлять боевой техникой, грамотно её эксплуатировать. Решение проблемы подготовки инженерно-технических кадров для ВВС этих стран было поручено ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского.

1 февраля 1950 года директивой Генерального штаба Вооружённых сил СССР в академии был создан специальный факультет. За годы его существования были подготовлены 7 докторов технических наук, более 3000 кандидатов технических наук, свыше 4000 инженеров различных специальностей для более 30 зарубежных государств20.

Высокой оценкой подготовки иностранных военнослужащих и дружественного к ним отношения педагогов и учёных академии может служить создание во Вьетнаме клуба «Жуковцы» и музея академии, который объединяет более 400 человек — выпускников ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского с филиалами во многих вьетнамских городах21.

Сложная реактивная техника, всё в большем количестве поступавшая на вооружение военной авиации, требовала, чтобы её испытывали лётчики, имеющие разносторонние инженерные знания. Было принято решение о подготовке группы лётчиков-испытателей в ВВИА. На учёбу в качестве слушателей пришли лётчики, часть из которых являлись участниками Великой Отечественной войны. Во время обучения в академии они поддерживали свое лётное мастерство, периодически проходя практику в частях ВВС. При этом некоторые хорошо подготовленные лётчики освоили полёты на реактивных самолётах, принятых на вооружение ВВС. По окончании академии они были направлены на лётно-испытательную работу в НИИ ВВС, НИИ и КБ авиационной промышленности, где стали заслуженными лётчиками-испытателями, руководящими работниками ВВС и Министерства авиационной промышленности (МАП), Героями Советского Союза.

Большое значение для развития научной деятельности академии имело введение в штат научно-исследовательских лабораторий. Первые лаборатории в 1952—1953 гг. были переданы некоторым кафедрам инженерного факультета и факультета авиационного вооружения, а затем и всем остальным. В 1950-х годах в академии стала широко применяться аналоговая вычислительная техника, началось активное освоение электронных вычислительных машин (ЭВМ). Многие научно-исследовательские работы, выполненные в академии, получили высокую оценку советского правительства, руководства Министерства обороны СССР, командования Военно-воздушных сил.

Вместе с тем постепенно активизировались общественная жизнь и работа по бытовому обеспечению личного состава. Так, в 1948 году близ подмосковной Каширы был открыт академический лагерь общевойскового типа. Там были построены учебные классы, столовая, казармы, палаточный городок, помещения для детского сада и пионерского лагеря, необходимая инфраструктура. До 1956 года академии принадлежал дом отдыха «Чемитоквадже» на Черноморском побережье Кавказа, где отдыхали многие офицеры постоянного состава, слушатели, члены семей офицеров, рабочие и служащие.

Заметное место в жизни академии занимала культурно-массовая и просветительская работа, центром которой был Дом офицеров. Восстановились прерванные войной дружественные шефские связи академии и Московского академического художественного театра имени А.М. Горького. В почёте были физкультура и спорт.

Академия, являясь одним из ведущих учебных заведений ВВС, оказывала помощь военным авиационным инженерным, техническим и лётным училищам, которая включала подготовку для них научно-педагогических кадров, содействие в повышении квалификации преподавательского состава путём проведения сборов, высылки учебников и учебных пособий, программ и дипломных проектов, различного рода консультаций.

Первокурсник Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского — первый космонавт планеты Земля Ю.А. Гагарин. 1961 г.
Первокурсник Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского — первый космонавт планеты Земля Ю.А. Гагарин. 1961 г.

Подтверждением высокой оценки академии как одного из лучших высших учебных заведений страны явилось решение об обучении в ней первого отряда советских космонавтов во главе с Ю.А. Гагариным. Они поступили на первый курс в 1961 году и успешно завершили выполнение комплексной дипломной работы с её защитой в 1968 году22.

В 1970-е годы вместе с бурным развитием Военно-воздушных сил, с поступлением на вооружение большого количества новой авиационной техники, образцы которой, иногда даже в первоочерёдном порядке, поступали в академию, возросли и её задачи по подготовке авиационных специалистов, соответствующих уровню этой техники. Особое внимание в то время было уделено эксплуатационной направленности обучения, внедрению в учебный процесс передового опыта строевых частей. Формирование учебных программ было ориентировано на сверхзвуковые самолёты 3-го поколения. Как никогда ранее большое внимание уделялось совершенствованию методической работы. Этим же целям соответствовало большинство научно-исследовательских работ. В научно-вычислительном отделе была введена в эксплуатацию универсальная ЭВМ 3-го поколения ЕС-1022, а на факультетах и кафедрах начали внедряться управляющие электронно-вычислительные комплексы.

Слушатели 4-го факультета «Жуковки» на практических занятиях в монинской учебной авиационной базе. 1974 г.
Слушатели 4-го факультета «Жуковки» на практических занятиях в монинской учебной авиационной базе. 1974 г.

В 1976 году академия приступила к подготовке офицеров с высшим военным образованием по программам подготовки руководящего инженерного состава (ПРИС). Этому предшествовала большая работа, включавшая научные исследования, посвящённые организации и методике обучения, определению объёма знаний и требований к слушателям, а также подготовку необходимой учебной литературы и лабораторной базы. Особый размах получила редакционно-издательская деятельность.

Слушатели 4-го факультета «Жуковки» на практических занятиях в монинской учебной авиационной базе. 1974 г.
Слушатели 4-го факультета «Жуковки» на практических занятиях в монинской учебной авиационной базе. 1974 г.

В этот период для решения сложных научно-технических задач в интересах ВВС в академии широкое распространение получило выполнение комплексных научно-исследовательских работ с привлечением крупных коллективов исполнителей от различных кафедр и научно-исследовательских лабораторий. Всего в период с 1971 по 1989 год в академии были выполнены более 580 научно-исследовательских работ, многие из которых были отмечены министром обороны СССР и главнокомандующим ВВС23.

Как известно, очень тяжёлым для отечественных Военно-воздушных сил был период с 1991 по 2000 год. Распад СССР, Варшавского договора, кардинальные изменения политической и экономической обстановки в России и связанные с этим изменения в соотношении сил на мировой арене, резкое снижение ассигнований на совершенствование военной техники, вооружения и на боевую подготовку весьма осложнили задачи дальнейшего развития и поддержания высокой боевой готовности Вооружённых сил, в т.ч. и ВВС. Осложнилась и задача подготовки высококвалифицированных инженерных кадров с глубокими теоретическими знаниями и необходимыми практическими навыками по специальности, способных организовывать авиационно-инженерное обеспечение боевых действий, учебно-боевую деятельность в новых условиях.

Штаб «Жуковки» (с 1998 г.)
Штаб «Жуковки» (с 1998 г.)

Тем не менее личный состав академии (командование, профессорско-преподавательский состав, начальники курсов, состав научно-исследовательских лабораторий) продолжал честно выполнять две основные задачи: подготовку квалифицированных инженеров для строевых частей (и для учреждений ВВС) и проведение (в интересах ВВС) научных исследований.

В 1992 году в академии началась подготовка лётчиков-исследователей (из числа окончивших лётные училища и лётчиков строевых частей) со сроком обучения 3 года. Первый их выпуск состоялся в 1995 году. Они получили квалификацию «Лётчик-инженер-исследователь»24.

В середине 1990-х годов из числа наиболее способных курсантов формировались группы для подготовки военных инженеров наукоёмких направлений (ПИНН). Первый их выпуск состоялся в 1995 году с квалификацией «Инженер-исследователь». Многие из них также защитили магистерские диссертации. Одновременно шла подготовка (по специальным планам и программам) офицеров-математиков (ПОМ) со сроком обучения 3 года (набора 1992—1993 гг.) из числа окончивших Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана и со сроком обучения 2 года (набора 1994—1996 гг.) — из числа окончивших с отличием высшие военные авиационные инженерные училища.

В 1995 году в целях осуществления единого руководства учебной и воспитательной работой на начальном периоде обучения курсантов в академии был образован факультет базовой подготовки, но обучение курсантов по ряду дисциплин продолжалось на кафедрах всех факультетов.

В 1998 году при очередной реорганизации военного образования академия была переименована в Военный авиационный технический университет (ВАТУ)25. Петровский путевой дворец, в течение 75 лет бывший главным корпусом, сердцем и одним из символов «Жуковки», был передан в ведение мэрии Москвы, а её штаб переехал в дом № 3 на Планетной улице.

Подготовка руководящего инженерного состава продолжалась в «Жуковке» до 1999 года, а затем была передана в Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина (осталась подготовка руководящего инженерного состава только на специальном факультете, готовившем инженеров для ВВС иностранных государств)26.

Следует отметить, что возможности развития учебно-лабораторной базы «Жуковки» в 1990-е годы резко снизились. Основная причина этого — экономические трудности в государстве. Они выразились в отсутствии достаточного финансирования учебного процесса, а по некоторым позициям — в полном его отсутствии. Это привело к тому, что оказалось трудным и даже невозможным получать или приобретать новые или модифицированные образцы авиационной техники, её технические описания, инструкции по эксплуатации и другую литературу. Не хватало средств на ремонт лабораторного оборудования, на поддержание всех установок в работоспособном состоянии, на расходные материалы. В связи с сокращением адъюнктуры интенсивность работы по подготовке научно-педагогических кадров несколько снизилась, хотя академия и оставалась передовым вузом в ВВС по этому направлению деятельности.

Начальник факультета подготовки руководящего инженерного состава ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского В.В. Горбатко вручает дипломы выпускникам-заочникам. 1989 г.
Начальник факультета подготовки руководящего инженерного состава ВВИА имени профессора Н.Е.Жуковского В.В. Горбатко вручает дипломы выпускникам-заочникам. 1989 г.

Терялись деловые связи с заводами — изготовителями самолётов, вертолётов, авиационных двигателей и оборудования, с конструкторскими бюро, которые сворачивали работы по новой технике и останавливали выпуск многих серийных образцов, прекращали финансирование работ, проводившихся совместно с академией. Следует отметить также, что отсутствие денег на капитальный ремонт корпусов привело к обветшанию аудиторного фонда.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что одними из основных направлений повышения эффективности учебного процесса в 1990-х годах были развитие учебно-материальной базы в направлении дальнейшего насыщения специализированных учебных классов вычислительной техникой, широкое использование технических средств обучения, информационных технологий, совершенствование существовавших и разработка новых компьютерных программ для решения инженерных и специальных задач. Поэтому вычислительная база академии, несмотря на экономические трудности, продолжала интенсивно развиваться.

В первые годы XXI века Военно-воздушные силы России постепенно начали выходить из того тяжёлого состояния, в котором они находились в конце 1990-х годов. Появилась возможность поддерживать квалификацию лётного состава. В строевые части стали поступать (хотя и в крайне ограниченном количестве) новые экземпляры боевых самолётов. Перечислялись средства на поддержание аудиторного фонда в исправном состоянии. Но финансовые возможности развития учебно-лабораторной базы по-прежнему оставались слабыми, поэтому она для большинства кафедр почти не изменилась, за исключением оснащения кафедр вычислительной техникой, для пополнения и обновления которой использовались любые возможности.

Но именно увеличение возможностей использования возросших ресурсов вычислительной техники при наличии богатого задела методик и программ математического моделирования сложных процессов, протекающих в объектах военной авиационной техники, позволило развивать далее научные исследования в интересах ВВС, а в учебном процессе — переходить к новым технологиям проведения различных видов занятий с использованием ЭВМ.

Выпускники ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского в Зале Славы в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе.
Выпускники ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского в Зале Славы в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе.

В 2002 году прославленному вузу ВВС вновь были возвращены название «Военно-воздушная инженерная академия»27 и имя профессора Н.Е. Жуковского28.

C 2008 года к вышеназванным трудностям добавились проблемы, связанные с продолжавшейся реорганизацией военного образования. В частности, было принято решение о слиянии двух прославленных академий, двух мировых брендов — «Жуковки» и «Гагаринки»29.

В свете данного события необходимо отметить тех людей, кто в годы функционирования «Жуковки» как самостоятельно учебного заведения стоял у её руля:

1920—1921 гг. — Жуковский Николай Егорович;

1922—1923 гг. — Вегенер Александр Николаевич;

1924—1925 гг. — Соллогуб Николай Владимирович;

1925—1927 гг. — Лазаревич Владимир Саламанович;

1927—1933 гг. — Хорьков Сергей Григорьевич;

1934—1936 гг. — Тодорский Александр Иванович;

1936—1940 гг. — Померанцев Зиновий Максимович;

1940—1941 гг. — Соколов-Соколёнок Николай Александрович;

1941—1942 гг. — Хадеев Степан Петрович;

1942—1947 гг. — Соколов-Соколёнок Николай Александрович;

1947—1969 гг. — Волков Владимир Иванович;

1969—1973 гг. — Федяев Николай Максимович;

1973—1986 гг. — Филиппов Василий Васильевич;

1986—1992 гг. — Кремлёв Виталий Яковлевич;

1992—2002 гг. — Ковалёнок Владимир Васильевич;

2002—2009 гг. — Максимов Анатолий Николаевич.

В разные годы академию окончили главные маршалы авиации К.А. Вершинин и П.Ф. Жигарев, восемь маршалов авиации, десятки отечественных и зарубежных покорителей космоса, начиная с первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина, генеральные конструкторы авиационной техники С.В. Ильюшин, А.И. Микоян, А.С. Яковлев, Н.Д. Кузнецов, С.К. Туманский. В её стенах трудились известный творец ракетных двигателей В.П. Глушко, а также генеральные конструкторы авиадвигателей В.Я. Климов и А.А. Микулин. Академию окончили сподвижник С.П. Королёва М.К. Тихонравов, создатель авиационного дизеля А.Д. Чаромский, первый советский олимпийский чемпион в супертяжёлом весе штангист Ю.П. Власов. В «Жуковке» получили инженерную подготовку многие лётчики-испытатели. Среди них — Г.А. Седов, В.С. Ильюшин, С.А. Микоян, А.Г. Кочетков.

Среди выпускников и профессорско-преподавательского состава академии 11 дважды Героев Советского Союза, 109 Героев Советского Союза и России, 29 Героев Социалистического Труда (из них С.В. Ильюшин — трижды и девять — дважды). В академии подготовлены 600 докторов наук, свыше 3000 кандидатов наук, чьи труды стали фундаментом созданных там мощнейших научных школ, для формирования которых, как показывает опыт, требуются многие десятилетия (например, защита первой докторской диссертации состоялась в стенах «Жуковки» только спустя 19 лет после её создания, в 1939 г.); 206 её воспитанников и сотрудников являются лауреатами Ленинской и Государственной премий СССР и России30.

Итак, вернёмся к слиянию «Жуковки» и «Гагаринки». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 года № 283-р31 с 1 сентября 2008 года в ведении Министерства обороны России создаётся федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования — «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»32.

В конце этого же года вышло новое распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 1951-р33. В нём предписывалось: «В целях совершенствования системы подготовки специалистов для Вооружённых сил Российской Федерации и оптимизации сети военных образовательных учреждений Минобороны России: создать федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил “Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина”” (ВУНЦ ВВС “ВВА”) (г. Москва; пос. Монино Щёлковского района Московской области)». К Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина были присоединены ряд военных училищ (в качестве обособленных структурных подразделений).

Большая эмблема ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского. 2005 г.
Большая эмблема ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского. 2005 г.

Приказом Минобороны РФ от 12 июля 2011 года № 113634 подготовка обучающихся из ВУНЦ ВВС «ВВА» была передана в Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж)35 с переименованием его на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года № 609-р36 путём слияния ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» и Военного авиационного инженерного университета на ФГКВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил “Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина” (г. Воронеж)».

Сегодня военнослужащие и гражданский персонал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» стараются продолжать традиции старших поколений, успешно решать задачи по подготовке офицерских кадров для военной авиации. В академии осуществляется обучение офицеров — слушателей оперативно-тактического уровня подготовки (магистратура), а также курсантов (нелётного профиля) — будущих офицеров (специалитет). В 2013 году на базе воронежской академии была создана первая в Вооружённых силах Российской Федерации научная рота, а 1 сентября 2015 года появился кадетский корпус (инженерная школа) для одарённых детей, обучающихся в 10—11 классах37.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 4. Оп. 3. Д. 59. Л. 490.

2 Там же. Л. 781.

3 Сайт Ассоциации выпускников и сотрудников ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского (www.nasledie-vvia.ru) (дата обращения: 22 июля 2019 г.).

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

7 В 1927 г. из-за трудностей комплектования переменным составом, вызванных сложной внешней обстановкой, командный факультет временно прекратил свою деятельность. Подготовка руководящих кадров для отечественных Военно-воздушных сил продолжилась с того же года в академии через систему краткосрочных (6—10 месяцев) курсов усовершенствования начальствующего состава Военно-воздушных сил (КУНС ВВС). Однако в связи с возраставшими потребностями ВВС в командных кадрах высокой квалификации и ограниченной возможностью удовлетворить их с помощью курсов усовершенствования, приказом Реввоенсовета СССР № 105 от 23 апреля 1930 г. было решено вновь открыть с 1 октября 1930 г. при Военной воздушной академии РККА имени профессора Н.Е. Жуковского командный факультет с соответствующими оперативно-тактическими кафедрами. В 1930-е гг. в дополнение к двум существовавшим факультетам прибавились ещё четыре: авиационного вооружения (1934 г.), оперативный (1935 г.; проработал 2 года и вновь открылся в 1939 г.), заочного обучения (1937 г.), штурманский (1938 г.).

8 Сайт Ассоциации выпускников и сотрудников ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского (www.nasledie-vvia.ru) (дата обращения: 22 июля 2019 г.).

9 Там же.

10 Там же.

11 Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина. М.: Воениздат, 1984. С. 13.

12 Там же. С. 16.

13 Постановлением Совета министров СССР от 15 апреля 1968 г. Военно-воздушной Краснознамённой, ордена Кутузова 1-й степени академии было присвоено имя первого человека, покорившего космос, — Юрия Алексеевича Гагарина. См.: интернет-ресурс: www.militera.lib.ru (дата обращения: 6 августа 2019 г.).

14 Сайт Ассоциации выпускников и сотрудников ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского (www.nasledie-vvia.ru) (дата обращения: 6 августа 2019 г.).

15 Там же.

16 Там же.

17 Там же.

18 В 1970 г. «Жуковка» была удостоена третьего советского ордена — Октябрьской Революции. Кроме трёх отечественных орденов её знамя украшали и зарубежные награды: орден «За заслуги перед народом и Отечеством» в золоте (ГДР, 1973 г.); орден Дружбы (Вьетнам, 1977 г.); Командорский крест со звездой ордена «За заслуги перед Польской Народной Республикой» (1978 г.); орден Красной Звезды (Венгрия, 1985 г.). См.: Сайт Ассоциации выпускников и сотрудников ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского (www.nasledie-vvia.ru) (дата обращения: 8 августа 2019 г.).

19 Там же.

20 Там же.

21 Там же.

22 И в последующие годы выпускниками ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского были отечественные и зарубежные космонавты. См.: там же.

23 Там же. (дата обращения: 11 августа 2019 г.).

24 Там же.

25 Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 1998 г. № 1009. М., 1998.

26 Сайт Ассоциации выпускников и сотрудников ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского (www.nasledie-vvia.ru) (дата обращения: 11 августа 2019 г.).

27 Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. № 464. М., 2002.

28 Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 807. М., 2002.

29 Так, только в числе слушателей, обучавшихся в монинской Военно-воздушной академии в 1948—1951 гг., было 209 Героев Советского Союза, 25 лётчиков, удостоенных этого звания дважды, и один (И.Н. Кожедуб) — трижды (всего среди выпускников ВВА было около семисот Героев Советского Союза, в т.ч. один человек — трижды и 39 — дважды). Среди них можно найти имена, составлявшие гордость отечественной авиации. Это В.А. Алексеенко, Т.Я. Бегельдинов, Л.И. Беда, А.Е. Боровых, Д.Б. Глинка, Н.Д. Гулаев, С.Д. Луганский, В.И. Попков, Г.А. Речкалов и многие другие. Все они с интересом учились; впоследствии только из 22-го приёма два выпускника стали маршалами авиации (П.С. Кирсанов и А.П. Силантьев), 44 — генералами, 20 — получили учёные степени, в т.ч. один — доктора военных наук (Н.И. Белоусов). Выпускник 23-го приема дважды Герой Советского Союза маршал авиации А.Н. Ефимов стал главнокомандующим ВВС.

30 Сайт Ассоциации выпускников и сотрудников ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского (www.nasledie-vvia.ru) (дата обращения: 11 августа 2019 г.).

31 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 г. № 283-р. М., 2008.

32 Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина: на изломе судьбы. Монино: ВВА, 2010. С. 77.

33 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1951-р. М., 2008.

34 Приказ министра обороны Российской Федерации от 12 июля 2011 г. № 1136. М., 2011.

35 Что до сих пор вызывает немало вопросов у авиационного сообщества России.

36 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 609-р. М., 2012.

37 Тем не менее академией этот ВУНЦ ВВС, напоминающий роту почётного караула, пока можно назвать с большой натяжкой.