ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ФОРУМ

image_pdfimage_print

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ

ФАЛЛЕР Ольга Владимировна — советник Департамента образования Министерства обороны РФ (Москва. E-mail: do.1otdel@mail.ru)

Интеллектуальный творческий форум

Всеармейская олимпиада курсантов высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации

Модернизация Вооружённых сил Российской Федерации вышла на уровень совершенствования конкретных областей их жизнедеятельности, в том числе сферы образования. Повышение роли высшего образования в армии невозможно без перехода на инновационный путь развития образования с масштабными инвестициями в человеческий капитал, обеспечивающими профессионализм и общую культуру офицерского корпуса.

В этой связи весьма показательным событием явилась состоявшаяся Всеармейская олимпиада курсантов высших военно-учебных заведений, ставшая одной из наиболее инновационных технологий в современном образовании, важнейшей частью процесса профессиональной подготовки военного специалиста. Перед олимпиадой ставились определённые цели: поддержание мотивации курсантов, педагогов-наставников к профессиональному и личностному росту, эффективному использованию приобретённых знаний, умений и навыков, а в дальнейшем применению их в решении боевых и служебных задач, совершенствование программ по учебным дисциплинам, методик преподавания и, конечно же, поддержанию традиций.

Олимпиада по военной истории состоялась в Воронежском военном авиационном инженерном университете с 18 по 21 апреля. Этот интеллектуальный творческий форум стал юбилейным – десятым. В нём приняли участие 186 курсантов и студентов, 46 педагогов-наставников из двадцати семи городов России.

Задачи состоявшейся олимпиады были определенные ее учредителем – Департаментом образования Министерства обороны Российской Федерации: «пропаганда военно-исторической науки, повышение профессионального уровня курсантов, а также совершенствование содержания и методики преподавания военной истории в вузах Министерства обороны».

В олимпиаде приняли участие 46 команд из 42 военно-учебных заведений Министерства обороны, Федерального агентства специального строительства, а также трех воронежских вузов. Соревнование проводилось в восьми номинациях: «Вооружение и военная техника российской армии», «Выдающиеся отечественные полководцы и военачальники», «Войны и вооруженные конфликты России», «Строительство отечественных вооруженных сил», «Традиции российской армии», «Организация и структура отечественных войск», «Офицеры – герои России» и «Развитие  военной мысли в России». Накануне открытия олимпиады Департамент образования Министерства обороны при участии преподавателей, ученых и специалистов по военной истории из ведущих вузов России и Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ сформировал банк заданий к каждой из номинаций, состоявший из пятнадцати вопросов и творческой работы.

Официальное открытие интеллектуального турнира произошло 19 апреля. Творческое соревнование было максимально насыщенным. Курсанты в составе четырех групп под пристальным вниманием наблюдателей отвечали на вопросы заданий. Каждый из участников стремился набрать максимальное количество баллов не только в личный зачет, но и в копилку команды. После каждого тура жюри подводило итоги. Последними соревновались капитаны команд. Это были, как правило, наиболее подготовленные по военной истории курсанты, уже имевшие опыт участия в подобного рода состязаниях.

Свободного от турнирных «боев» времени у курсантов не было. Об этом «позаботилось» командование университета. Каждый день гости вуза отправлялись на экскурсии. В первый вечер они познакомились с учебно-методической базой университета, посетили учебные корпуса и аудитории, оснащенные современным оборудованием, библиотеку, учебный фонд которой насчитывает более полумиллиона экземпляров, и компьютерный читальный зал. Особый эмоциональный подъем вызвало посещение университетского храма святого Великомученика и целителя Пантелеимона, построенного еще в начале 20-го века и восстановлен в прошлом году. Участники олимпиады и их руководители побывали в Центре военно-патриотического воспитания «Музей-диорама», где узнали о военной истории Воронежа и людях, 212 дней защищавших город в 1942–1943 годах.

На учебном аэродроме Воронежского военного авиационного инженерного университета, где представлены 26 воздушных судов (а это практически все образцы летательных аппаратов, состоящих на вооружении наших ВВС), курсанты резвились, как малые дети, перебегая от самолетов к вертолетам, фотографируясь рядом с легендарными МиГ-31 и Ту-22М3 и внутри них, задорно выглядывая при этом из кабин пилотов.

Каждый день в клубе для участников олимпиады работали выставки научных достижений и технического творчества, оружия Второй мировой войны, представленные Музеем научно-исследовательского испытательного центра ВВАИУ. Сотрудники музея обстоятельно отвечали на вопросы любопытных курсантов, интересующихся историей и оружием, а сами будущие офицеры с удовольствием упражнялись в стрельбе в электронном тире, развернутом прямо в фойе клуба.

Словом, олимпиада удалась по всем параметрам. По результатам командного первенства X Всеармейской олимпиады по военной истории призовые места заняли: первое место – Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж), второе – Военная академия войск радиационной, биологической и химической защиты и инженерных войск имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома) и Военно-технический университет ФАСС России (г. Балашиха Московской области). Третье место поделили команды курсантов Санкт-Петербургского высшего военного училища радиоэлектроники (филиал ВУНЦ ВВС), Пензенского артиллерийского инженерного института (филиал ВУНЦ СВ) и Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского из Санкт Петербурга.

По результатам личного первенства первые три места заняли: сержант Марчуков Владимир Владимирович (Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж), курсант Иванов Евгений Вячеславович (Военная академия войск радиационной, биологической и химической защиты и инженерных войск имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, г. Кострома), курсант Сляднев Евгений Алексеевич (Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж).

Надо отметить, что проводящиеся в Министерстве обороны РФ олимпиады играют роль одного из весомых системообразующих факторов образования в высшей военной школе и способствуют интеграции военных и гражданских вузов, развитию единого образовательного пространства высших учебных заведений Российской Федерации. В этой связи показательным является тот факт, что юбилейная олимпиада состоялась именно в этом, можно сказать, юбилейном году, ведь ровно 310 лет тому назад, 25 января 1701 года, Петр Первый подписал указ о создании в Российской империи Навигацкой школы – предтечи всех высших учебных заведений в нашей стране, не только военных, но и светских, т.е. гражданских.

С 30-х годов прошлого столетия, когда прошли первые предметные «военные» олимпиады, и по сегодняшний день это движение включает в ряды своих участников все больше молодых талантливых россиян. Кстати, в военном ведомстве олимпиады проводятся не только по вопросам истории. Департамент образования Министерства обороны Российской Федерации в этом году провёл также олимпиады по математике и информатике. В общей сложности в них приняли участие более 600 курсантов высших военно-учебных заведений России, а вместе с ними более 120 учителей-наставников.

В рамках олимпиад прошли методические семинары по актуальным проблемам преподавания математики, информатики, а также по военно-исторической подготовке будущих офицеров с участием педагогов-наставников, членов методических комиссий жюри, оргкомитетов. Обсуждения, обмен опытом различных методических школ привели в итоге к принятию важных решений по совершенствованию образовательного процесса, внедрению в него инноваций и поддержанию лучших традиций.

Символично, что в год 50-летия полета Юрия Алексеевича Гагарина Всеармейская олимпиада началась в городе Смоленске. С 4 по 7 апреля вуз-организатор Всеармейской олимпиады – Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского приняла 40 команд высших учебных заведений со всей России, которые соревновались в области программирования и использования различных прикладных компьютерных программ.

11 марта 2011 года «олимпийский огонь» загорелся в городе Костроме, в Военной академии войск радиационной, биологической и химической защиты и инженерных войск имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, где соревновались математики. Сейчас никто не оспаривает тот факт, что качественное овладение математическим мышлением помогает офицеру в ходе его практической деятельности в войсках анализировать функционирование современных военно-технических систем, моделировать сложные процессы вооруженной борьбы. Математические знания, лежащие в основе современных количественных методов анализа и синтеза, обеспечивают возможность принятия военными специалистами обоснованных управленческих решений. При этом качественная математическая подготовка активно способствует формированию профессиональной культуры мышления офицера: умению точно формулировать задачи и анализировать результаты их выполнения, логически мыслить, доказывать и убеждать, точно, ясно и лаконично выражать свои мысли.

Прошедшие олимпиады и их победный финал в г. Воронеже подтвердили очень важную истину: современный образовательный уровень высших военных учебных заведений соответствует самым высоким мировым стандартам, а военные вузы готовят для Российской армии специалистов высшей категории.