Идеи А.Т. Мэхэна и военно-морская политика великих держав на рубеже XIX—XX вв.

image_print

История военной науки

Федоров Николай Викторович — доцент кафедры американских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат исторических наук (г. Санкт-Петербург. E-mail: nfedorov@yandex.ru)

Американский контр-адмирал Альфред Тайер Мэхэн (1840—1914 гг.) вошёл в историю как автор книг об особом значении военно-морского флота для государства. Всемирную известность ему принёс вышедший в 1890 году труд «Влияние морской силы на историю, 1660—1783». Он основан на лекциях по военно-морской стратегии и истории, которые Мэхэн читал в Военно-морском колледже в Ньюпорте — учебном заведении повышения квалификации офицеров американского флота. В этой книге Мэхэн раскрыл главные положения своей теории «морской силы» («морской мощи» — «sea power»), состоявшей из военно-морского, торгового флотов и заморских колоний, главные геополитические условия её формирования и на примерах истории войн на море показал преимущества, которые может принести стране «морская сила».

Эталоном державы, получившей наибольшие преимущества за счёт «морской силы», для Мэхэна была Великобритания. В работе над книгой он руководствовался не только академическим интересом, но и стремлением способствовать развитию «морской силы» США. В первой главе утверждал: «Практическая цель настоящего исследования состоит в том, чтобы извлечь из уроков истории выводы, приложимые к нашей стране и нашему флоту…»1. Мэхэн доказывал, что у США, как и у Англии, есть все условия, чтобы стать великой морской державой, и призывал к активизации внешней политики страны и развитию военно-морского флота.

Труд Мэхэна привлёк внимание во всем мире. В 1892 году была издана его работа «Влияние морской силы на французскую революцию и империю. 1793—1812», в которой развита концепция морской мощи государства. Всего Мэхэн написал 20 книг и свыше сотни статей по истории и актуальным вопросам международных отношений. На рубеже XIX—XX вв. он был провозглашён «пророком» морского могущества, признан одним из основателей геополитики, его исторические работы до сих пор цитируют исследователи.

Многие современники оценивали влияние идей Мэхэна на развитие военно-морских флотов перед Первой мировой войной едва ли не как определяющее. Так, в некрологе американский военно-морской журнал «United States Naval Institute Proceedings» писал: «…говорили, что современный британский флот — это творение Мэхэна и что “Влияние морской силы на историю” открыло глаза кайзеру на его бессилие на море и стало, несомненно, одной из причин, вероятно, самой большой, постройки его флота. Не может ли настоящая (Первая мировая. — Прим. авт.) война быть приписана влиянию Мэхэна?»2. Английские газеты в некрологах напоминали о его симпатиях к Британии, подчёркивали значение трудов Мэхэна для укрепления британской морской мощи и их роль в развитии германского флота3. Автор первой биографии Мэхэна Ч.К. Тейлор так оценивал его вклад в развитие гонки морских вооружений: «Никто не был бы так нескромен, чтобы утверждать, что Мэхэн был ответственным за всё это, но цифры (расходов на флот. — Прим. авт.) дают пищу для размышлений»4. Другие исследователи были не столь категоричны в оценках, но отмечали значение его идей.

Мэхэн не только писал о необходимости перемен в американской военно-морской политике, но и предпринимал шаги для распространения своих идей. Ещё до выхода книги «Влияние морской силы на историю» он позаботился о том, чтобы передать 50 её экземпляров в корабельные библиотеки и 100 — в Военно-морской колледж5, слушателям которого книга предназначалась в подарок. 100 экземпляров приобрело военное министерство США6. Мэхэн распорядился послать книгу английским военно-морским теоретикам Ф. Коломбу и Д. Хорнби7, а также отправил её с сопроводительными письмами американскому военно-морскому министру Б. Трейси8 и конгрессмену Г.К. Лоджу9. В письме первому президенту Военно-морского колледжа контр-адмиралу С. Люсу просил его принять участие в распространении книги10. Так Мэхэн пропагандировал свои идеи среди тех, кто влиял на принятие решений о развитии военно-морского флота.

За десятилетие, предшествовавшее выпуску книги, военно-морской флот США сделал большой шаг в развитии после периода своего упадка, последовавшего за окончанием Гражданской войны в США. Как отметил американский историк К. Хейган, Мэхэн писал её с «полным сознанием того, что возрождение американского флота уже началось»11. Администрация Б. Гаррисона, ставшего президентом в 1889 году, уделяла особое внимание военно-морской политике. Большую роль в развитии флота в начале 1890-х годов сыграл новый военно-морской министр — Б. Трейси. Среди его советников был Мэхэн. Летом 1889 года Трейси несколько раз консультировался с ним, позже их отношения переросли в дружеские. Как указывал американский исследователь У. Херрик, Трейси ознакомился с рукописью «Влияния морской силы на историю», убедился в ценности теории линейного флота и решил включить её в своё ежегодное послание12. Историки Г. и М. Спрауты согласны с тем, что идеи, которые легли в его основу, принадлежали Мэхэну13. Выступая с посланием в ноябре 1889 года, Трейси настаивал, что лучшая защита американского побережья — нанесение удара по вражескому флоту в открытом море. По мнению ряда американских историков, идеи Мэхэна повлияли и на следующего военно-морского министра — Х. Херберта14. А поворотным моментом в превращении США в великую военно-морскую державу стали испано-американская война 1898 года, продемонстрировавшая американцам результаты, которые может принести стране флот, и вступление на пост президента Т. Рузвельта, последовательно выступавшего за продолжение строительства военно-морского флота. При нём американский флот вышел на второе место в мире, и только активная военно-морская экспансия Германии отодвинула его на третье место накануне Первой мировой войны.

Рузвельт познакомился с Мэхэном в 1888 году, когда начал читать лекции в Военно-морском колледже. После издания «Влияния морской силы на историю» он поместил восторженную рецензию на неё в журнале «Atlantic Monthly» и сообщил в письме Мэхэну: «Это очень хорошая книга… и я здорово ошибусь, если она не станет военно-морской классикой»15.

Долгое время считалось, что теория «морской силы» Мэхэна оказала огромное воздействие на формирование взглядов Рузвельта. Но, по мнению американского исследователя П. Карстена, он пришёл ко многим положениям концепции «морской силы» и пониманию значения флота для США независимо от Мэхэна и раньше него: «Лучше, чем продолжать спорить о том, что Мэхэн „влиял“ на Рузвельта, более точно и правильно следовало бы сказать, что Рузвельт „использовал“ идеи Мэхэна»16.

Примерно так же можно охарактеризовать влияние идей Мэхэна на Г.К. Лоджа, которого некоторые исследователи называли «главным мэхэнистом в Конгрессе»17. Лодж ещё в 1880-е годы выступал за сильный флот и активную внешнюю политику. Он считал теорию «морской силы» полезной для «мобилизации общественного мнения в поддержку программы, чья общая структура уже была определена им самим»18.

Хотя, как отмечал американский исследователь Д. Хаттендорф, Мэхэн никогда не занимал пост, который позволял бы оказывать прямое влияние на формирование американской военно-морской стратегии19, его связи с политической элитой США, которые во многом были результатом внимания к исследовательской деятельности Мэхэна, стали одним из основных механизмов распространения его взглядов. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Мэхэн А.Т. Влияние морской силы на историю, 1660—1783. М.; СПб.: АСТ;  Terra Fantastica, 2002. С. 99.

2 Alfred Thayer Mahan, in Memoriam // United States Naval Institute Proceedings. 1915. Vol. 41. № 1 (153). Р. 3, 4.

3 Foreign News // Army and Navy Gazette. 05.12.1914. P. 1044; Death of Admiral Mahan // Daily Telegraph. 02.12.1914. P. 10.

4 Taylor C.C. The Life of Rear Admiral Mahan, Naval Philosopher. New York, 1921. P. 140.

5 The Letter to Stephen B. Luce. 21.09.1889 // The Letters and Papers of Alfred Thayer Mahan / Ed. by R. Seager and D. D. Maguire. Vol. 1—3. Annapolis, 1975. Vol. 1. P. 708.

6 The Letter to Stephen B. Luce. 07.01.1889 // Ibid. P. 712, 713.

7 The Letter to William H. Henderson. 05.05.1890 // The Letters and Papers of A.T. Mahan. Vol. 2. P. 9.

8 The Letter to Benjamin F. Tracy. 10.05.1890 // Ibid. P. 10.

9 The Letter to Henry Cabot Lodge. 19.05.1890 // Ibid. P. 11.

10 The Letter to Stephen B. Luce. 07.05.1890 // Ibid. P. 10.

11 Hagan K.J. Alfred Thayer Mahan. Turning America back to the sea // Makers of American Diplomacy. From B. Franklin to A.T. Mahan / Ed. by F.J. Merli and T.A. Wilson. New York, 1974. P. 285.

12 Herrick W.R. The American Naval Revolution. Baton Rouge, 1967. P. 43.

13 Sprout H., Sprout M. The Rise of American Naval Power. Princeton, 1939. P. 207.

14 Herrick W.R. Op. cit. P. 159; Sprout H., Sprout M. Op. cit. P. 207.

15 The Letter to Alfred T. Mahan. 12.05.1890. // Roosevelt T. The Letters of Theodore Roosevelt / Sel. and ed. by E. Morison and J.M. Blum. Vol. 1—8. Cambridge (Mass.), 1951—1954. Vol. 1. P. 221, 222.

16 Karsten P. The nature of «Influence»: Roosevelt, Mahan and the Concept of Sea Power // American Quarterly. 1971. № 4. P. 598.

17 Rose L.A. Power at Sea: Vol. 1—3. Columbia (Mis.), 2007. Vol. 1. Age of Navalism, 1890—1918. P. 154.

18 Widenor W.C. Henry Cabot Lodge and Search for an American Foreign Policy. Berkley, 1980. P. 87.

19 Hattendorf J.B. Alfred Thayer Mahan and American Naval Theory: The Range and Limitations of Mahan’s Thought // Hattendorf J.B. Naval History and Maritime Strategy. Collected Essays. Malabar (Fl.), 2000. P. 59.