Главное командование: от Военного воздушного флота до Воздушно-космических сил России

image_print

Аннотация. В рецензии рассматривается новая книга об этапах зарождения и развития центрального органа военного управления — Главного командования Воздушно-космических сил России.

Summary. The review looks at the new book on the emergence and development of the central military command and control body, the General Headquarters of the Aerospace Forces of Russia.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ЧУТРОВ Николай Евгеньевич — заместитель начальника кафедры истории войн и военного искусства Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж)», подполковник, кандидат исторических наук (г. Воронеж. E-mail: chutrn@rambler.ru).

 

ГЛАВНОЕ КОМАНДОВАНИЕ: ОТ ВОЕННОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА ДО ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ РОССИИ

 

Историография развития одного из центральных органов военного управления (ЦОВУ) — Главного командования Воздушно-космических сил (ГК ВКС) России не столь обширна, как хотелось бы многим исследователям. Причина в том, что работы по рассматриваемой теме создавались и издавались небольшими тиражами в вузах и научно-исследовательских организациях Министерства обороны (МО) РФ и потому становились недоступными широкому кругу исследователей истории отечественной военной авиации. Самым известным и цитируемым трудом на данный момент является книга М.Н. Кожевникова «Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»1. Из современных трудов, рассматривающих развитие ВВС и ПВО, следует выделить труды А.Ю. Лашкова и В.Л. Голотюка «100 лет Военно-воздушным силам России (1912—2012 годы)»2 и «100-летие противовоздушной обороны России. 1914—2014»3. Несомненный вклад в исследование истории военной авиации и противовоздушной обороны внесёт новая книга* этих авторов об истории становления и развития органов военного управления Воздушно-космических сил.

Авторы ранее изданных и нового серьёзного труда — люди, непосредственно связанные с военной авиацией и военной историей. А.Ю. Лашков — полковник запаса, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, кандидат исторических наук, доцент. В.Л. Голотюк — полковник в отставке, почётный член Академии военных наук, председатель военно-исторической комиссии Совета Союза ветеранов Войск ПВО.

Внешний вид и вес книги внушают уважение. Издание защищено твёрдым переплётом бирюзового цвета, на обложке изображён герб Главного командования Воздушно-космических сил (ГК ВКС), название выполнено тиснёными золотыми буквами. Приятное впечатление оставляют качественная бумага, огромное количество фотографий, рисунков, схем и таблиц. Рецензируемая книга состоит из семи глав.

Первая раскрывает зарождение управленческих структур Военного Воздушного флота и воздушной обороны в России (до августа 1914 г.). Период зарождения Воздушного флота представлен от показа в 1783 году императрице Екатерине II непилотируемого аэростата до 1885 года — года образования Комиссии по применению воздухоплавания4. Именно с 1885 года авторами взят отсчёт формирования первичных структур Военного Воздушного флота в России. Комиссия просуществовала до конца 1891 года и далее, до лета 1912 года, её функции были переданы Электротехническому комитету Главного инженерного управления.

К началу 1911 года Россия занимала 3-е место в мире по количеству дирижаблей, 2-е по количеству аэропланов. Рост значения военного воздухоплавания привёл к созданию в 1912 году воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба (ВЧ ГУ ГШ). Итогом работы ВЧ ГУ ГШ явилось отделение авиации от воздухоплавания и создание её организационной структуры. Дальнейшие преобразования были заторможены начавшейся Первой мировой войной.

Развитие воздухоплавания потребовало пристального внимания к решению вопросов суверенизации воздушного пространства государства. В итоге данной работы была создана двухполосная воздушная оборона (20—40 км от российско-германской границы и 50—100 км от первой полосы). Организация полосной воздушной обороны должна была реализовать запрет на пересечение государственной границы всеми иностранными воздухоплавателями без разрешения российских властей.

Вторая глава посвящена формированию центральных органов управления Военным Воздушным флотом и системы руководства воздушной обороной страны в годы Первой мировой войны (1914—1918 гг.). Война указала на необходимость управления развитием авиации не только в мирное время, но и при ведении военных действий. Авторами показан процесс разделения авиации по решавшимся задачам на разведывательную, бомбардировочную, истребительную и по предназначению на лёгкую и тяжёлую. Необходимость преобразований привела к формированию в январе 1915 года Управления заведующего авиационным делом в действующей армии — центрального органа управления Военным Воздушным флотом.

Развитие авиации и воздухоплавания противника потребовало организации воздушной обороны как действующей армии, так и важных административно-политических центров. Так, авторами раскрыта организация воздушной обороны Одесского военного округа, г. Варшавы (1914—1915 гг.), г. Петрограда и Царского Села (1914—1918 гг.).

Третья глава раскрывает вопросы формирования центральных органов управления Военным Воздушным флотом и воздушной обороны в годы Гражданской войны и иностранной интервенции в России (1917—1922 гг.).

После революций 1917 года в России, уже 10 ноября 1917 года был сформирован первый орган управления Красного воздушного флота — Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания при Петроградском Военно-революционном комитете. Одной из задач бюро являлась выработка мер по реорганизации Военного Воздушного флота. В ходе преобразований в устройстве государства, а также под влиянием других факторов и условий хода Гражданской войны были созданы Главное управление Рабоче-крестьянского Красного Военного Воздушного флота (1918 г.) и Штаб начальника Воздушного флота действующей Красной армии и Флота (1920 г.).

Вместе с развитием органов управления Красного Военного Воздушного флота авторами уделено внимание созданию и функционированию органов управления воздушных флотов белых армий (июнь 1918 — ноябрь 1920 г.).

При рассмотрении воздушной обороны в годы Гражданской войны отмечается создание Управления заведующего формированиями зенитных батарей в 1918 году, в ведении которого находились вопросы создания зенитной артиллерии воздушной обороны.

В четвёртой главе авторами рассмотрен центральный аппарат Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны в межвоенный период (1922—1941 гг.). Окончание Гражданской войны и тяжёлое состояние внутренних дел в государстве потребовали реорганизации Военного Воздушного флота и сокращения его личного состава. Также мирное время позволило обратить внимание руководства страны на «мирную» авиацию, и начальник РКВВФ становится председателем Совета по гражданской авиации. В январе 1925 года Главное управление РКВВФ преобразуется в Управление ВВС РККА. Претворение в жизнь первых пятилетних планов развития народного хозяйства позволило перевооружать и реорганизовывать ВВС РККА.

В межвоенный период вопросы организации воздушной обороны были возложены на ВВС РККА. С 1924 года развитие воздушной обороны проводилось под руководством 3-го отдела 1-го (оперативного) управления Штаба РККА.

В 1932 году образуется центральный орган военного управления — Управление противовоздушной обороны РККА. Накануне Великой Отечественной войны, в декабре 1940 года Управление ПВО РККА переформировывается в Главное управление ПВО Красной армии.

В пятой главе научного труда рассмотрено развитие органов управления ВВС и ПВО в период Великой Отечественной и Советско-японской войн (22 июня 1941 — 2 сентября 1945 г.). На данном этапе реформирование органов управления было вызвано необходимостью централизации управления ВВС КА, а также реализации одного из важнейших принципов применения ВВС — массирование усилий на главном направлении. Так, в июне 1941 года вводится должность командующего ВВС КА — заместителя наркома обороны СССР, создаётся Военный совет с командующим ВВС КА во главе.

При ведении боевых действий на Дальнем Востоке потребовалось создание специального органа управления — Главного командования ВВС Дальнего Востока.

Невозможность эффективного управления средствами ПВО при одновременном прикрытии важных центров страны и группировок войск на фронте привело к формированию 9 ноября 1941 года Войск ПВО территории страны под руководством командующего Войсками ПВО территории страны.

Переход Красной армии к активным наступательным действиям определил необходимость создания в 1943 году управлений Западного и Восточного фронтов ПВО для обороны городов, промышленных районов и объектов. С продвижением фронта на запад к концу 1944 года после реорганизаций формируются Западный и Юго-Западный фронты ПВО. В свою очередь, для управления частями и соединениями ПВО, прикрывавшими центр страны (объекты глубокого тыла), был создан Центральный фронт ПВО.

В шестой главе книги рассматривается развитие центральных органов управления Военно-воздушных сил, космических средств и Войск ПВО страны после Великой Отечественной войны (октябрь 1945 — декабрь 1991 г.). В этот период развитие органов управления ВВС и Войск ПВО происходит под влиянием опыта Великой Отечественной войны, развития ядерного оружия и средств его доставки, совершенствования обычного вооружения и военной техники. В связи с испытанием и принятием на вооружение ядерного оружия происходит упразднение штурмовой авиации и создание истребительно-бомбардировочной авиации. В 1980-е годы продолжался поиск оптимальной структуры ВВС, была проведена реорганизация ВВС путём создания как воздушных армий ВГК, подчинённых главнокомандующему ВВС, так и воздушных армий, передававшихся в оперативное подчинение главнокомандующему вооружёнными силами на театре военных действий. Данная реформа существовавших проблем в управлении и применении сил авиации не решила, и структура ВВС к концу десятилетия была восстановлена. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. М.: Наука, 1977. 288 с.

2 Лашков А.Ю., Голотюк В.Д. 100 лет Военно-воздушным силам России (1912—2012 годы) / Под общ. ред. В.Н. Бондарева. М.: Русские Витязи, 2012. 792 с., ил.

3 Они же. 100-летие противовоздушной обороны России, 1914—2014 в 2 т. М.: Русские витязи, 2014. Т. 1. 360 с., ил.; Т. 2. 632 с., ил.

4 21 декабря 1884 г. Военный совет при военном министре образовал Комиссию по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям и кадровую команду воздухоплавателей. Это решение было утверждено Александром III.

 

* Лашков А.Ю., Голотюк В.Л. Главное командование: от Военного Воздушного Флота до Воздушно-космических сил России. М.: Буксир; Небо Отчизны, 2017. 696 с.