Флот встречает войну. Мобилизационное развёртывание ВМФ СССР в 1941 году

image_print

Аннотация. В статье представлены результаты исследования мобилизационного развёртывания Военно-морского флота СССР для отражения фашистской агрессии. Показаны сроки разработки мобилизационного плана 1941 года и ход его выполнения флотами в начальный период Великой Отечественной войны. На основе ранее не публиковавшихся источников освещены мобилизация на Северном флоте и её итоги, приведены статистические данные о числе мобилизованных военнослужащих запаса, количестве, типах и мобилизационном предназначении судов гражданских ведомств, переданных в первый месяц войны в состав ВМФ, итоги деятельности командования и мобилизационных органов Северного флота по созданию внеплановых формирований. Анализ привёл автора к выводу: в предвоенный период была создана система мобилизационного развёртывания ВМФ, обеспечившая успешное решение этих задач с началом войны.

Summary. The paper presents the results of research into mobilization deployment of the U.S.S.R. Navy to repulse Nazi aggression. It shows how long it took to draw up the 1941 mobilization plan and traces its execution by fleets at the start of the Great Patriotic War. Stemming from the previously unpublished sources, it highlights mobilization at the Northern Fleet and its outcome, citing statistics of the numbers of servicemen mobilized from the reserve, the numbers, types and mobilization purpose of civilian vessels handed over to the Navy in the first month of the war, the results of work by the Northern Fleet command and mobilization bodies to set up extra formations. Analysis prompted the author to conclude that in the prewar period a system of Navy mobilization deployment was created, which made for successful solution of these problems once the war broke out.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941—1945 гг.

КУЛИКОВ Сергей Валерьевич — научный сотрудник научно-исследовательского отдела (исторического) Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова»

ФЛОТ ВСТРЕЧАЕТ ВОЙНУ

Мобилизационное развёртывание ВМФ СССР в 1941 году

В 1939—1940 гг. события Второй мировой и опыт Советско-финляндской войн показали необходимость повышения мобилизационной готовности Военно-морского флота СССР1. В связи с ростом объёмов и усложнением этих задач 27 июля 1940 года на базе организационно-мобилизационного отдела Главного морского штаба (ГМШ) было сформировано Организационно-мобилизационное управление (ОМУ) ГМШ ВМФ2. Начальником ОМУ стал капитан 1 ранга (впоследствии генерал-майор береговой службы) П.И. Бабин, его заместителями — полковник Ф.Т. Дьяков и капитан 3 ранга (впоследствии контр-адмирал) Д.И. Чудинов.

В результате преобразования вместо прежнего отдела, состав которого ограничивал его возможности, по штату ГМШ ВМФ № 1/102 1940 года в каждый из двух отделов ОМУ вошли по одному плановому отделению и по четыре, охватывавших весь спектр организационных и мобилизационных проблем группировок флота, центральных управлений и военно-морских учебных заведений, обеспечивших значительное повышение эффективности решения организационно-мобилизационных задач.

Накануне Великой Отечественной войны ОМУ ГМШ разработало ряд важнейших документов, которые легли в основу мобилизационной работы на флотах и флотилиях в июне 1941 года. Мобилизационные мероприятия в ВМФ планировали и проводили в соответствии с «Наставлением по мобилизационной работе в ВМФ» (НМР-40) и мобилизационным планом 1941 года (МП-41). Проект НМР-40 был разработан в 1939 году и утверждён наркомом ВМФ 14 декабря 1940 года. Наставление содержало основные принципы обеспечения мобилизационной готовности флота и подробно регламентировало мобилизационные функции всех звеньев управления ВМФ — ГМШ, штабов флотов, флотилий и военно-морских баз (ВМБ)3. Разработку МП-41 начали в сентябре 1940 года.

Флоты продолжали пополняться новыми кораблями, формировались новые ВМБ, части береговой и противовоздушной обороны, шла активная перестройка работы тыла ВМФ. На западе ВМФ осваивал новые районы. Краснознамённый Балтийский флот (КБФ) разворачивал новые базы — Таллин, Палдиски, Ханко, Рига, Либава, береговую оборону на островах Даго и Эзель. В июне 1940 года были сформированы Дунайская и Пинская военные флотилии.

Утверждённым руководством Генерального штаба Рабоче-крестьянской Красной армии (ГШ РККА) календарный план предусматривал завершение разработки мобилизационного плана в апреле 1941 года. Предполагалось, что командование кораблей и частей ВМФ завершит разработку своих мобпланов к 15 марта, и МП-41 будет введён в действие 5 мая4. Затем ГШ РККА продлил сроки ввода МП-41 до августа 1941 года, но мобилизационные органы Наркомата ВМФ в основном завершили разработку мобплана к 15 мая, рассчитывая ввести его в действие с 1 июля. Флоты и флотилии за исключением Тихоокеанского флота и Амурской Краснознамённой военной флотилии 20 июня доложили в ГМШ о мобилизационной готовности по новому плану.

Для её объективной оценки следует учитывать преимущества агрессора, достигнутые благодаря проведённым до начала войны мобилизации и развёртыванию вооружённых сил фашистской Германии и её сателлитов. 5 июня 1941 года командующий Черноморским флотом (ЧФ) вице-адмирал Ф.С. Октябрьский и член военного совета ЧФ дивизионный комиссар Н.М. Кулаков доложили в Наркомат ВМФ, что с 4 июня в Румынии начата всеобщая мобилизация, немецкие и румынские войска стягиваются к советско-румынской границе. В связи с этим 7 июня в 8.45 Дунайская военная флотилия перешла в оперативную готовность № 25. 10 июня было отмечено начало скрытой мобилизации в Финляндии. По докладам разведки КБФ и информации штаба Ленинградского военного округа финские власти начали эвакуацию населения из приграничных районов, состоятельные финны самостоятельно выезжали оттуда в Швецию. С 5 июня в портах Ботнического залива Вааза, Кемь и других выгружались германские войска6.

19 июня в 16.15 нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов в связи с ростом напряжённости приказал перевести в оперативную готовность № 2 Северный (СФ) и Краснознамённый Балтийский флоты. Их основные соединения и части выполнили приказ с 17 часов до 18.507. Черноморский флот, вернувшийся с учений, продолжал оставаться в оперативной готовности № 2, введённой до их начала8.

21 июня в 23.00 Оперативное управление ГМШ ВМФ получило директиву наркома обороны СССР «О приведении войск в полную боевую готовность в связи с возможным нападением фашистской Германии», в которой было указано, что оно ожидается 22—23 июня. Нарком Кузнецов получил эту информацию от наркома обороны СССР Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко9 и до полуночи по телефону приказал командующим КБФ, ЧФ и СФ перевести подчинённые флоты в оперативную готовность № 1. Через 20 минут после полуночи 22 июня военным советам этих флотов, Днепровской и Пинской флотилий была отправлена директива наркома ВМФ № ЗН/87 с приказом об этом10, ещё через 52 минуты11 — директива наркома ВМФ № ЗН/88 с сообщением о возможном нападении немцев 22—23 июня и подтверждением приказа перевести подчинённые силы в оперативную готовность № 1, быть в полной боевой готовности встретить внезапный удар немцев или их союзников.

Флоты в основном выполнили этот приказ к 6 утра 22 июня. В 13.45 им и флотилиям была направлена директива наркома ВМФ № 242/Ш о начале мобилизации с ноля часов 23 июня12.

Группировки флота приступили к мобилизационному развёртыванию в первые же часы после нападения Германии на СССР. Мобилизацию проводили по схеме, рассчитанной на 30 суток. Основные мероприятия включали перевод на штаты военного времени и формирование новых частей и соединений, наращивание сил за счёт кораблей, катеров и самолётов морпогранохраны НКВД, вооружения мобилизованных судов гражданских наркоматов, форсирования строительства и ремонта кораблей.

Мобилизационное развёртывание ЧФ и СФ, Каспийской, Дунайской и Пинской военных флотилий проводили открытым порядком по МП-4113, а на КБФ его пришлось проводить спешно, распорядительным порядком из-за быстрого продвижения противника в Прибалтике, где были дислоцированы базы флота.

На ЧФ с объявлением оперативной готовности № 1 в состав главной (Севастополь), Одесской, Новороссийской и Батумской ВМБ вошли по одному отряду катеров морской пограничной охраны НКВД. ВВС флота приняли от войск НКВД бомбардировочную и разведывательную авиаэскадрильи14. Мобилизационные мероприятия проходили без существенного противодействия противника, в основном по МП-41. Серьёзные проблемы создавала немецко-фашистская авиация ударами по железнодорожным узлам, затрудняя перевозки мобилизованных, подвоз боеприпасов и материально-технических средств. Вражеские минные постановки у Севастополя и в Днепро-Бугском лимане стесняли плавание судов, призванных по мобилизации. Тем не менее к 28 июня корабли Черноморского флота, а также первые эшелоны ВВС, ПВО и береговой обороны были полностью отмобилизованы15.

Из гражданских организаций в состав ЧФ вошли 84 судна, включая катера, большую часть переоборудовали в тральщики, сторожевые корабли и сторожевые катера. В первый месяц войны закончили ремонт лидера, минного заградителя, двух эскадренных миноносцев, трёх тральщиков, восьми подлодок, торпедного катера, двух морских буксиров и гидрографического судна, оборудовали четыре сетевых заградителя, на кораблях установили размагничивающие устройства16.

К концу первой декады июля 1941 года из запаса на Черноморский флот поступили 4611 старшин и сержантов, 16 902 красноармейца и краснофлотца, что на 1390 человек превышало штатные потребности ЧФ, а также за 26 дней — 1561 офицер. Прибывшими из запаса комплектовали не только части, формировавшиеся в соответствии с МП-41, но и не предусмотренные им, например, зенитные подразделения для отдельных аэродромов, расчёты зенитных орудий и пулемётов, которые устанавливали на призванные и находившиеся в составе флота вспомогательные суда, и др. К 10 июля на Черноморском флоте были сформированы и укомплектованы личным составом 6 новых зенитных дивизионов, рота воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), 10 береговых батарей, пулемётная рота, миномётный дивизион. Для противовоздушной обороны главной базы (ГВМБ) ЧФ с морского направления начали оборудование плавучей батареи, а также по указанию наркома ВМФ с 5 июля — подготовку к формированию Азовской военной флотилии.

На Балтике в первые сутки войны в состав ВМБ Кронштадт, Таллин, Ханко и Либава передали части и подразделения первого, второго и третьего балтийских отрядов морской пограничной охраны НКВД (6 сторожевых кораблей, 2 бронекатера, 34 малых охотника и 23 сторожевых катера), значительно усиливших силы Охраны водного района (ОВР) этих баз17.

К концу первой декады июля 1941 года в боевой состав КБФ ввели переданные промышленностью 20 малых охотников, 13 катерных тральщиков и 19 сторожевых катеров типа «КМ», а также для обеспечения боевой деятельности флота при Балтийском морском пароходстве сформировали отряд особого назначения КБФ (19 транспортов, 6 ледоколов, 5 буксиров, 5 катеров и 10 других плавсредств расчётной вместимостью 14—15 тыс. человек с личным оружием). С первых дней войны суда отряда активно использовали для вывоза имущества из западных портов в Ленинград, в августе и декабре — для эвакуации из Таллина и Ханко18.

На КБФ наибольшего объёма мобилизационной работы, не предусмотренной МП-41, потребовало формирование морской обороны Ленинграда и Озёрного района (МОЛиОР, командующий контр-адмирал Ю.И. Челпанов). Это помогло выполнить мобилизационный план КБФ и сыграло ключевую роль в создании Ладожской, Чудской, Онежской, Ильменской военных флотилий, позволило подготовить условия для мобилизации и включения военно-морских сил в общую систему обороны Ленинграда.

Особенно важное значение приобрело развёртывание Ладожской флотилии. Так как её корабельный состав не мог обеспечить перевозки грузов в Ленинград, оттуда осенью 1941 года по железной дороге в район станции в бухте Гольсмана (западный берег Ладожского озера, 74 км от Ленинграда) были перевезены 131 малый корабль и судно, в т.ч. 2 подлодки типа «М» XII серии («М-77» и «М-79»), 6 бронекатеров проекта «1124», 9 малых охотников, 6 торпедных катеров, 35 разъездных катеров, 18 мотоботов, 11 плашкоутов (плоскодонных плавсредств для перевозки грузов при помощи буксира), 42 тендера (плоскодонных судна катерного типа) и 2 буксира типа «Ижорец»19.

Всего в ходе внеплановых мобилизационных мероприятий на КБФ дополнительно призванные 56 тральщиков, 16 канонерских лодок, 6 плавбаз были укомплектованы экипажами, сформированы 6 бригад морской пехоты, отдельная курсантская бригада, 4 управления секторов береговой обороны, 6 бронепоездов, 40 береговых, 27 зенитных и 10 противокатерных батарей20. Для укомплектования этих соединений и частей дополнительно призвали из запаса 1167 командиров. Всего вместо приписанных к КБФ 37 327 человек из запаса прибыли 48 759, при том, что в связи с быстрым продвижением противника в передовые базы флота (Таллин, Ханко, Рига, Либава) не поступил личный состав из запаса, необходимый для полного отмобилизования. В частности, в Таллине и Риге не удалось мобилизовать 4349 человек21.

Военный совет Северного флота принял решение о начале мобилизационных мероприятий до получения директивы наркома ВМФ, в 13.30 22 июня22. К 18 часам того же дня все боеготовые подлодки были отмобилизованы и рассредоточены в Кольском заливе. Приступила к работе комиссия по приёму мобилизованных судов гражданских ведомств. Начальники пароходств и Главсеврыбпрома получили указания сосредоточить транспортный флот в портах для мобилизации.

Все формирования СФ провели отмобилизование по плану, некоторые раньше установленного срока. Охрана водного района главной базы — на 4 часа. Отдельный дивизион эскадренных миноносцев — на 2 часа. Бригада подводных лодок — на 6 часов. Значительная часть экипажей подлодок доложила о готовности к боевым действиям через 4—10 часов после получения сигнала о мобилизации23. Вторые эшелоны соединений тоже отмобилизовали раньше сроков, намеченных схемой развёртывания по МП-41.

В состав СФ с началом войны в соответствии с МП-41 передали корабли и катера 1-го Северного и 4-го Архангельского отрядов морской пограничной охраны НКВД. Из них сформировали дивизион сторожевых кораблей типа «Бриллиант» (4 единицы) и дивизион сторожевых катеров (16 единиц). 2 катера типа «МО-4» включили в состав ОВР Иоканьгской ВМБ. Остальные 24 корабля и судна распределили в другие части и соединения флота24.

В резерв судового состава (гражданских наркоматов, не мобилизованного в июне—июле 1941 г., который могло использовать командование Северного флота) входили 123 судна разных типов.

Сроки оборудования мобилизованных судов колебались от одних до 20 суток при плановых — 6—24. Сторожевые корабли «Дежнёв» и «Литке», ряд мотоботов, госпитальное судно «Воронеж», плавбазы «Ветер» и «Мария Ульянова», тральщики «ТЩ-892» и «ТЩ-893» отмобилизовали на 7—8 суток раньше сроков, указанных в МП-41. Постановка под переоборудование часто затягивалась из-за нехватки причального фронта, поэтому основную часть судов удалось отмобилизовать с опозданием на одни — 18 суток. Их число за 30 дней в 1,9 раза превысило установленное МП-4125 (см. таблицу 1).

Чтобы привести состав и возможности Северного флота в соответствие его боевым задачам и зоне ответственности, командованию и мобилизационным органам СФ наряду с выполнением МП-1 пришлось создавать внеплановые формирования. Два — по приказам наркома ВМФ от 29 июня 1941 года: № 0549 — ВМБ Иоканьга на базе предусмотренных   МП-41 70-го артиллерийского дивизиона и личного состава резервной ВМБ26; № 0552 — бригаду траления СФ27. В неё вошли 1-й и 2-й дивизионы тральщиков из призванных по мобилизации траулеров типа «РТ», формирование которых предписывал МП-41. Чтобы централизовать управление и обеспечивать боевую деятельность вне зоны ответственности сил ОВР ГВМБ, бригаду напрямую подчинили военному совету флота.

Для обеспечения сообщений в Белом море и Западном секторе Арктики с учётом значения порта Архангельск для приёма грузов из-за границы, перевозившихся по Севморпути, приказом наркома ВМФ № 00237 от 2 августа 1941 года была сформирована Беломорская военная флотилия (БВФ). Её основой стала Беломорская ВМБ (до войны — сокращённого штата), которую по МП-41 должны были развернуть в военно-морскую базу 2-го разряда28. Организация БВФ к июню 1942 года представлена схемой 2.

Северный отряд Беломорской военной флотилии сформировали по приказу наркома ВМФ № 00289 от 30 августа 1941 года для разведки деятельности противника на западных подходах к Новой Земле, обороны проливов, портов и станций Севморпути на Новой Земле и в Карском море. В него вошли две группы сторожевых кораблей (1-я — «Литке» и «Дежнёв», 2-я — 2 корабля по решению военного совета флотилии), четыре береговые батареи № 24, 28, 226, 246 для защиты проливов Югорский шар, Маточкин Шар и на острове Диксон, авиагруппа из 16 самолётов разных типов29.

Отряд ледокольных судов БВФ составили мобилизованные по МП-41 ледоколы «Сталин» и «Ленин», сверх плана — «Литке», «Дежнёв», «Седов», «Сибиряков», портовые ледоколы № 6 и 830.

Так как противник в первые месяцы войны предпринял активные минные постановки с самолётов в Беломорско-Балтийском канале, для тральных работ в нём был сформирован отряд катерных тральщиков в составе восьми переоборудованных мотоботов, которые мобилизовали сверх предусмотренных МП-41. С нарушением коммуникации по каналу отряд перебросили в Архангельск и включили в бригаду траления БВФ, в 1942 году — в её ОВР31.

Кроме того, формировались части береговой, противовоздушной обороны и ВВС СФ.

На всех советских флотах силы, предусмотренные МП-41 на первый месяц войны (период мобилизации), были отмобилизованы в заданные сроки. Корабельный состав увеличили прежде всего за счёт судов гражданских наркоматов. По МП-41 подлежали призыву 682 судна, из них 52 для использования в качестве боевых кораблей (сторожевые, канонерские лодки). Ещё 345 — как боевые корабли специального назначения (тральщики, минные заградители, катерные тральщики, сторожевые катера и т.д.). Остальные 285 — в качестве вспомогательных судов и др. Кроме того, свыше 300 кораблей, в основном катеров, планировалось принять из морских частей погранвойск НКВД СССР32.

Фактически с началом войны в состав ВМФ были мобилизованы на 412 судов больше. 193 из них — для переоборудования в боевые корабли, в т.ч. спецназначения, включая 107 переоборудованных в тральщики и катерные тральщики. 219 мобилизованных сверх плана использовали в качестве вспомогательных судов и др. Из-за сильной изношенности не приняли 53 сторожевых катера морпогранохраны, подлежавших передаче ВМФ33.

Обстановка на фронтах в начальный период Великой Отечественной войны выдвинула на первый план ряд проблем, в решении которых участвовали мобилизационные органы ВМФ. В их числе — сухопутная оборона военно-морских баз. Для неё на КБФ внепланово формировали части морской пехоты. На Северном флоте по приказу наркома ВМФ № 0748 от 12 августа 1941 года для совместной с войсками Красной армии обороны ГВМБ (Полярное) была сформирована 12-я бригада морской пехоты, затем по приказу наркома ВМФ № 0748 от 12 августа 1941 года — командование и штаб сухопутной обороны, 125-й и 126-й морские стрелковые полки, для обороны побережья ВМБ Иоканьга и района Поной — 17-й и 18-й батальоны морской пехоты34. Внеплановые части морской пехоты формировали и на Черноморском флоте.

Не менее важной задачей, не предусмотренной МП-41, стала организация судоремонта. В первые дни войны все заводы Мурманска, в том числе судоремонтные Морфлота и Севморпути, начали подготовку к эвакуации. Только вмешательство военного совета СФ и наркома ВМФ приостановило её. В ходе войны эти заводы сыграли важную роль в обслуживании кораблей не только Северного флота, но и союзников.

Кроме того, мобилизационным планом не было предусмотрено закрепление за флотом судоремонтных заводов, поэтому их загружали заказами армии и гражданских организаций. Не было запланировано увеличение с началом военных действий рабочей силы судоремонтных и других производственных предприятий флота.

Трудности мобилизации наряду с другими причинами были вызваны большой текучестью и уровнем подготовки кадров организационно-мобилизационных отделов штабов флотов и флотилий. Специалистов этого профиля в ВМФ было немного. В нужном объёме мобилизационную работу преподавали только в Военно-морской академии. Выпускники военно-морских училищ обладали лишь общими представлениями о ней.

Не отвечала потребностям ВМФ военно-морская и специальная подготовка личного состава, мобилизованного из запаса. Лишь у 12 проц. прибывших из запаса командиров было военно-морское образование. Кроме того, армейский командный состав запаса, ранее прошедший переподготовку в частях ВМФ, в 1941 году во время приписки (по новому мобилизационному плану) мобилизационные органы РККА зарезервировали для комплектования своих частей35. Принцип персональной приписки, установленный нормативными документами для приписного личного состава ВМФ, часто нарушали.

В первые месяцы войны пришлось дорабатывать нормативно-правовую базу. Так, порядок оборудования мобилизованных в ВМФ гражданских судов определял приказ наркома ВМФ № 0051 от 24 февраля 1940 года, а устаревшее, но действовавшее до начала войны Положение о военно-судовой повинности, утверждённое ЦИК и Совнаркомом СССР 6 февраля 1925 года, было отменено уже после нападения Германии на СССР Положением об использовании для военных нужд СССР гражданских судов, портов, пристаней и других сооружений водного транспорта, утверждённым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1941 года и введённым приказом наркома ВМФ № 0631 от 15 июля того же года36.

Подытожить перечень основных проблем ВМФ в ходе мобилизации можно словами из доклада помощника начальника ГМШ контр-адмирала Ю.А. Пантелеева «Боевое управление ВМФ по опыту войны» 1943 года: «Основными трудностями штабов явилась необходимость срочного дополнительного отмобилизования судов торгового флота для увеличения числа тральщиков, сторожевых кораблей, а также большое число внеплановых формирований береговой и противовоздушной обороны. Всё это требовало создания новых штабов включения их в схему боевого управления. Естественно, что о хорошей подготовке таких штабов, говорить не приходится, ибо никто их и не готовил. Органы тыла не имели ввиду таких расходов мат. части связи, артиллерии, тралов, материалов для оборудования и пр.

Эти внеплановые формирования надо отнести частью к неизбежным требованиям обстановки войны, но и в какой-то доле к оперативному просчёту наших штабов, не сумевших предусмотреть размеры наших потребностей на основе тщательного анализа вероятной тактики противника»37.

И всё же в предвоенный период командованию нашего ВМФ удалось создать и обеспечить нормативной правовой базой эффективную систему мобилизационного развёртывания флота, а также организовать решение мобилизационных задач. Эта деятельность не была лишена недостатков и просчётов, которые пришлось исправлять в ходе войны, но позволила ВМФ с её началом провести мобилизацию в соответствии с новым, ещё официально не введённым в действие планом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Подробнее см.: Петров П.В. Краснознамённый Балтийский флот накануне Великой Отечественной войны. 1935 — весна 1941 гг. Дисс. … докт. ист. наук. СПб.: СПбГУ, 2014. С. 555—581.

2 Монаков М.С., Родионов Б.И. и др. Главный морской штаб ВМФ: история и современность. М.: Научная книга, 1998. С. 88.

3Цветков И.Ф. Организационно-мобилизационные органы и организационные структуры Военно-морского флота России, 1695—1945 гг. Дисс. … докт. ист. наук. СПб., 2000. С. 471.

4 Итоги мобилизации Военно-морского флота в 1941 г. Б.м., 1944. С. 6.

5 Боевая летопись Военно-морского флота, 1917—1941. М.: Воениздат, 1992. С. 673.

6 Военно-морской флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.: военно-исторический очерк в 3 т. Т. 1. Северный флот. М., 1959. С. 100; Кикнадзе В.Г. Развитие сил и средств радиоразведки отечественного Военно-морского флота в первой половине ХХ века: исторический опыт и уроки. Автореферат дисс. … д-ра ист. наук. ВАГШ ВС РФ. М., 2014. С. 25, 26; он же. Развитие радиоразведки отечественного Военно-морского флота в первой половине ХХ века // Вопросы истории. 2017. № 12. С. 53, 54.

7 Отчёт по предварительным итогам боевых действий Северного флота с начала военных действий с 17 июня по 31 июля 1941 г. включительно // Филиал Центрального архива Министерства обороны РФ (Архив ВМФ) (ФЦАМО РФ АВМФ). Ф. 767. Оп. 191. Д. 6. Л. 63.

8 Военно-морской флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Т. 2. Черноморский флот. М., 1960. С. 17.

9Кузнецов Н.Г. Накануне. М.: Воениздат, 1989. С. 371, 372.

10 Указано время отправки директивы ЗН/87. Поступила на узел связи ВМФ в 23.50 21 июня 1941 г. См.: ФЦАМО РФ АВМФ. Ф. 216. Оп. б/н. Д. 12487. Л. 443.

11 Указано время отправки директивы ЗН/88. Поступила на узел связи ВМФ в 00.10 22 июня 1941 г. См.: ФЦАМО РФ АВМФ. Ф. 216. Оп. б/н. Д. 12487. Л. 442.

12 Русский архив: Великая отечественная: Приказы и директивы народного комиссара ВМФ в годы Великой Отечественной войны. Т. 21(10). М.: ТЕРРА, 1996. С. 14.

13 Организация каждого из флотов с началом военных действий определялась входившими в мобилизационный план 1941 г. «Схемой организационно-мобилизационного развёртывания» и «Планом формирований 1-го года войны». См.: Итоги мобилизации Военно-Морского Флота в 1941 г. Б.м., 1944. С. 7, 8.

14 Военно-морской флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Т. 2. С. 25.

15 Там же. С. 26.

16 Там же. С. 27.

17 Там же. Т. 3. Краснознамённый Балтийский и Тихоокеанский флоты. М., 1962. С. 27.

18 Там же. С. 28.

19 Кузнецов С.П. Перевозки по железной дороге малотоннажных кораблей ВМС. М.: Воениздат, 1954. С. 75.

20 Итоги мобилизации Военно-морского флота в 1941 г. Б.м., 1944. С. 46.

21 Там же.

22 Военно-морской флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Т. 1. С. 105.

23 Отчёт по предварительным итогам боевых действий Северного флота… // ФЦАМО АВМФ Ф. 767. Оп. 191. Д. 6. Л. 2.

24 Об изменениях в организации Северного флота за 1-й год Отечественной войны (июнь 1941 г. — июнь 1942 г.). Б.м.: ОМУ ГМШ ВМФ, 1943. С. 41.

25 Отчёт по предварительным итогам боевых действий Северного флота… // ФЦАМО АВМФ. Ф. 767. Оп. 191. Д. 6. Л. 4.

26 Там же. Л. 9.

27 Об изменениях в организации Северного флота за 1-й год Отечественной войны… С. 8.

28 Там же. С. 13, 14.

29 Там же. С. 21.

30 Там же. С. 22.

31 Там же. С. 23.

32 Итоги мобилизации Военно-морского флота в 1941 г. С. 13.

33 Там же. С.12.

34 Там же. С. 34, 35.

35 Там же. С. 22, 24.

36 Положение об использовании для военных нужд СССР гражданских судов, портов, пристаней и других сооружений водного транспорта (приказ народного комиссара Военно-морского флота № 0631 от 15 июля 1941 г.). М., 1941. 10 с.

37 Пантелеев А.Ю. Боевое управление ВМФ по опыту войны. Б.м., 1943. С. 4.

В оформлении статьи использована картина «Переход кораблей Краснознамённого Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт, август 1941 г.» (Художник А.А. Блинков, 1946 г.)