Финляндские верфи — Российскому флоту

image_pdfimage_print

Аннотация. В статье рассмотрена одна из значительных страниц в развитии и возрождении российского военного флота в период с середины XIX века до начала Русско-японской войны. Именно тогда на западных верфях, и в особенности на заводах В. Крейтона в Великом княжестве Финляндском — генерал-губернаторстве в составе Российской империи, были построены и введены в эксплуатацию множество больших и малых военных кораблей, заметно повысивших морское могущество России.

Summary. The paper examines a significant period in the development and recovery of the Russian Navy from the mid-1800s to the start of the Russo-Japanese War. Then it was that Western shipyards, and especially the Wm. Crichton yard in the Great Duchy of Finland, a governorship-general within the Russian Empire, built and put into operation numerous bigger and smaller vessels, which noticeably increased Russias maritime power.

Из истории вооружения и техники

Грибовский Владимир Юльевич — научный сотрудник научно-исследовательского отдела (военной истории Северо-Западного региона РФ) Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, капитан 1 ранга в отставке, кандидат исторических наук, профессор (Санкт-Петербург. Е-mail: gribovskaya_vikt@mail.ru).

 

Финляндские верфи — Российскому флоту

Финляндские верфи издревле занимались судостроением. Этому способствовало множество факторов, и в частности, наличие больших запасов подходящего леса и растущий спрос со стороны рыбаков и каботажных мореходов. В XVIII веке именно на финляндских верфях строились гребные военные корабли для шведского флота. В XIX веке на них строились гребные канонерские лодки для российского военного флота. Крупнейшими верфями тогда были Улеаборгская и Бьёрнеборгская и верфи в Або и Гельсингфорсе. В Або в 1854 году была построена и первая винтовая канонерская лодка по чертежам контр-адмирала И.И. фон Шанца. Правда, паровую машину на неё установили в Кронштадте.

Высокой производительностью отличалась и частная верфь в Гельсингфорсе. В 1854 году на ней построили 20 гребных канонерских лодок. Не случайно именно там в 1854 году капитан-лейтенант И.А. Шестаков1 по поручению генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича заказал винтовой фрегат «Громобой». Это был крупный корабль водоизмещением 3199 т (длина — 64,6 м, ширина — 15,2 м, осадка — 6,55 м). Он строился по чертежам фрегата «Илья Муромец»   (53-пушечный) архангельской постройки.

«Громобой» был спущен на воду в 1857 году, в том же году в Кронштадте на него была установлена паровая машина мощностью около 360 л.с.2 Машину изготовили в Санкт-Петербурге, в Гальванопластическом заведении.

«Громобой» отличался от прежних фрегатов не только паровой машиной, но и сильным вооружением — 53 орудия калибром 36-фунтов (173 мм) и 60-фунтов (196 мм). Он служил на Балтике и в заграничных водах до 1872 года, когда был исключён из списков флота и вскоре разобран.

В 1860 году на финляндских верфях были заказаны два крупных 17-пушечных винтовых корвета. Это был новый класс кораблей, появившийся в переходный период развития флота. Корветы имели паровую машину, но сохраняли полное «корветское» парусное воооружение и были хорошими мореходными судами океанского плавания. Они предназначались для крейсерства на морских коммуникациях противника. Оба корабля строились по чертежам капитана К.Н. Арцеулова, построившего в 1859—1860 гг. в Санкт-Петербурге винтовой корвет «Богатырь».

«Витязь» был заложен в Бьёрнеборге 23 августа 1861 года, спущен на воду 24 июля 1862 года, и в том же году вступил в строй. «Варяг» был построен в Улеаборге, спущен на воду и вступил в строй в 1862 году. Корветы были однотипными. Их корпуса были построены из дерева — с дубовым набором и обшивкой из сосны. Стоимость корпуса «Варяга» составила 400 166 рублей, «Витязя» — 399 091 рубль3. В подводной части они были обшиты медными листами. При водоизмещении 2156 т (длина 66,3 м, ширина 12 м) они имели среднюю осадку 5,6 м4.

Машины корветов работали на винт, обе имели расчётную мощность 360 номинальных л.с.5 Оба корвета развили скорость около 12 узлов. На «Варяге» была установлена машина с четырьмя котлами, снятая со списанного фрегата «Полкан». Её первоначальная стоимость составляла 165 120 рублей, стоимость исправления — 127 706 рублей. На «Витязь» установили новую паровую машину с четырьмя котлами, изготовленную на заводе «Кокериль» в Бельгии за 161 768 рублей. В 1870 году на заводе Берда в Санкт-Петербурге для «Витязя» были изготовлены новые котлы.

Вооружение корветов первоначально состояло из семнадцати 24-фунтовых (152 мм) и 60-фунтовых (196 мм) орудий. Они были гладкоствольными и устанавливались на верхней палубе. В ходе службы орудия заменялись на более современные — стальные нарезные образца 1867 года. Так, на «Витязе» были установлены четыре 152-мм и четыре 107-мм, а позднее к ним добавили две скорострельные пушки. На «Варяг» поставили пять 152-мм и четыре 87-мм нарезных орудия. Экипаж составил 15 офицеров и 340 нижних чинов.

Срок службы деревянных кораблей редко превышал десять лет. Корветы же финляндской постройки отличались завидным долголетием — «Варяг» прослужил до конца 70-х годов XIX века, совершив несколько дальних походов, в т.ч. в Северный Ледовитый океан. «Витязь» вообще оказался «долгожителем». В 1881 году он был тимберован6 в Кронштадте. 27 июня 1882 года корабль был переименован в «Скобелев». За 20 лет службы корвет совершил несколько дальних походов, в т.ч. два к берегам Новой Гвинеи для обеспечения экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая. В 1892 году «Скобелев» был причислен к учебным судам (исключён из списков 30 января 1895 г.), но ещё до 1900 года служил в качестве блокшива7.

Вслед за корветом финские корабельные мастера Бьёрнеборга получили заказ на две винтовые канонерские лодки «Соболь» и «Горностай», которые были заложены одновременно — 6 октября 1862 года. Они строились из дерева по чертежам канлодки «Морж», построенной в 1859—1860 гг. в Гавре (Франция) известным судостроителем Норманом. «Соболь» и «Горностай» были спущены на воду 27 апреля 1863 года и сданы заказчику (без машин) 3 августа 1863 года.

Паровые машины с двумя котлами каждая были установлены на лодки в 1864 году уже в Кронштадте. Машины были изготовлены на Кронштадтском пароходном заводе по чертежам машин лодки «Морж», изготовленных в Англии, на заводе Модзлея. При номинальной мощности 80 л.с. машины развили на испытаниях около 150 индикаторных л.с. и сообщили лодкам скорость до 8 узлов. Стоимость машин составила 37 458 рублей каждая. Стоимость постройки «Горностая» составила 82 333 рубля, «Соболя» — 82 577 рублей8.

Водоизмещение лодок по чертежу составило 456,7 т, длина — 47,2 м, ширина — 7 м, средняя осадка — 2,4 м. Так же, как и винтовые корветы, они представляли новый класс кораблей, зародившийся в переходный период. Лодки типа «Морж» предназначались для охраны рыбных и звериных промыслов на Дальнем Востоке, демонстрации флага в иностранных портах и вообще для действий вблизи берегов. Тем не менее они являлись кораблями океанского плавания и поэтому иногда именовались морскими КЛ. Сравнительно небольшой экипаж — 7 офицеров и 83 нижних чина позволял избежать чрезмерных расходов на дальние походы и заходы в иностранные порты. Вооружение их в ходе службы менялось. В 70-е годы XIX века на лодках были установлены по два 196-мм и по четыре 87-мм стальных нарезных орудия. В 1880-е годы — по два 152-мм и по четыре 87-мм стальных нарезных орудия9. Свою долгую службу «Соболь» и «Горностай» (так же, как и «Морж») провели в составе Сибирской флотилии. «Соболь» был исключён из списков 3 мая 1892 года, «Горностай» — 19 декабря 1893 года.

В 70-х годах XIX века верфь в Або построила два корабля архаичного типа — парохода-фрегата. Это были корабли с паровыми машинами и не винтовыми, а колёсными движителями. Причина этого заключалась в желании руководителей морского ведомства использовать паровые механизмы, снятые со списанных одноимённых пароходо-фрегатов «Рюрик» и «Олаф». «Рюрик» водоизмещением 1662 т (длина — 56,5 м, ширина — 10,3 м, осадка — 4,75 м) был спущен на воду в 1870 году, «Олаф» — 1796 т (длина — 60,4 м, ширина —10,9 м, осадка —4,7 м) — в 1873 году. Экипажи составили 13 и 14 офицеров, 154 и 202 нижних чина соответственно.

Строго говоря, из них только «Рюрик» был построен заново из сосны и частично дуба за 130 200 рублей. Наблюдал за постройкой инженер Епифанов. Машина «Рюрика» стоимостью 101 500 рублей была построена в Финляндии в 1852 году и исправлена на заводе фирмы В. Крейтона с установкой новых котлов за 74 700 рублей10.

«Олаф» был спущен на воду в Гельсингфорсе в 1852 году. Он был построен из дерева под наблюдением инженера Фомина за 158 724 рубля с паровой машиной английской фирмы Нейпира, изготовленной также в 1852 году за 118 062 рубля. В 1868 году на фрегат поставили четыре новых паровых котла Кронштадтского завода (62 278 рублей 50 копеек)11. В 1873 году под наблюдением инженера Алексеева на верфи в Або он был полностью перестроен. В отличие от тимберовки это означало, что корпус был полностью разобран и собран заново с использованием части пригодных деталей набора.

«Рюрик» и «Олаф» были первыми крупными заказами механическому заводу В. Крампа, основанному в Або в 1842 году. Они, несмотря на архаичность типа, сослужили хорошую службу на Балтике. Вооружённые двумя 152-мм стальными нарезными орудиями (на «Рюрике» ещё четыре 87-мм, на «Олафе» шесть 107-мм, два 87-мм) пароходо-фрегаты были сданы (приписаны) к порту соответственно в 1885 и 1889 гг., исключены из списков в 1890 и 1892 гг.12

В Русско-турецкую войну 1877—1878 гг. Россия, не имевшая на Чёрном море полноценного военного флота, использовала для наступательных действий малые быстроходные носители минного оружия — минные катера. В 1878 году из-за угрозы вмешательства в конфликт Англии русское Морское министерство заказало сразу 100 увеличенных минных катеров, получивших название миноносок.

Шесть таких миноносок заказали заводу В. Крейтона в Або, имевшему опыт постройки главных механизмов, малых каботажных судов и катеров. Миноноски строили по готовому проекту английской фирмы Ярроу. При водоизмещении 23 т (длина — 21,8 м, ширина — 2,7 м, осадка — 1,7 м) и мощности машины 220 л.с., они развивали скорость до 13 узлов. Вооружались двумя метательными минами (дальность до 30—40 м) или одним поворотным пороховым аппаратом для мин Уайтхеда (торпед)13.

Названные «птицами» и «рыбами» («Петух», «Сельдь», «Сардинка» и т.п.), миноноски были построены примерно в течение шести месяцев — к осени 1878 года. К этому времени угроза большой морской войны миновала, и они не прошли проверки в боевых действиях. Наибольшей эффективности от миноносок следовало ожидать в массированных ночных минных атаках. Главным их недостатком была ограниченная мореходность (до 2—3 баллов волнения моря).

Миноноски до середины 80-х годов XIX века интенсивно использовались в боевой подготовке Балтийского и Черноморского флотов, девять из них, в т.ч. «Рябчик» завода В. Крейтона в Або, в 1880 году были перевезены (морем) в состав Сибирской флотилии. С 1885 года все они носили номера, а в 1890-х годах переведены в резерв (сданы в порт на хранение). Некоторые из них использовались в Русско-японской войну, а к 1908 году все были исключены из списков.

Ещё в 1870 году в Морском министерстве озаботились созданием мелкосидящих канонерских лодок для замены многочисленных лодок времён Крымской войны. По мнению управляющего министерством адмирала Н.К. Краббе, эти корабли должны были удовлетворять «обыкновенным потребностям портов и гидрографии в мирное время и вместе с тем быть способными принести действительную пользу в военное время»14.

В феврале 1873 года комиссия под председательством товарища (заместителя) министра вице-адмирала С.С. Лесовского сформулировала задание на проектирование. Оно ориентировалось на тип канонерских лодок инженера английской фирмы «Армстронг» Ренделя, создавшего своеобразный «плавучий пушечный станок» — мелкосидящее небольшое судно, вооружённое одним орудием крупного (254 мм) калибра.

Задание предусматривало осадку 1,83 м при мощности машины 240 л.с., скорости 8 узлов и при вооружении одним 280-мм орудием. В целях экономии железа корпус лодки было предложено делать с деревянной обшивкой и железным набором, по так называемой композитной смешанной системе. Впоследствии и шпангоуты были сделаны дубовыми, а железными оставлены поперечные и продольные связи и переборки.

По этим заданиям была спроектирована и в 1873—1874 гг. построена в Новом Адмиралтействе канонерская лодка «Ёрш». Испытания выявили не только удовлетворительные мореходные качества, но и многочисленные недостатки, часть которых была устранена в 1874—1876 гг.

К лодкам аналогичного типа вернулись только в 1878 году под угрозой войны с Англией. Всего построили восемь канонерских лодок по улучшенным проектам — четыре типа «Бурун» и четыре типа «Дождь». Две из последних были заказаны фирме Крейтон в Або. Они получили названия «Град» и «Снег». Проект лодок типа «Дождь» составлялся под руководством корабельного инженера Э.Е. Гуляева, паровую машину мощностью 300 л.с. проектировали на германском заводе Ф.А. Эгельса. «Град» и «Снег» были заложены в Або в мае 1879 года и спущены на воду 30 августа 1880 года. Они строились под наблюдением корабельного инженера Н.Е. Титова по смешанной системе с железными шпангоутами и толстой деревянной обшивкой. Паровые машины для них также были изготовлены на заводе Крейтона по чертежам завода Ф.А. Эгельса. Из-за ледовой обстановки в Кронштадте лодки зимовали в Або и перешли в Кронштадт для испытаний только весной 1881 года. Проектное водоизмещение лодок составляло 402 т (длина — 33,1 м, ширина — 10,5 м, осадка — 2,1 м). На шестичасовом испытании на мерной миле у Толбухина маяка 17 июня 1881 года лодка «Град» при водоизмещении 405 т и мощности машины 472,5 л.с. показала среднюю скорость (в четырёх пробегах) 9,56 узла. Давление пара в котлах составило 2,45 атмосферы, частота вращения винта — 162,5 об/мин15. В целом испытания подтвердили вполне успешное выполнение В. Крейтоном государственного заказа. Это выявили и всесторонние испытания лодок в 1881 году в отряде капитана 1 ранга М.П. Новосильского, где они проявили хорошие мореходные качества и показали возможность достижения 1000-мильной дальности плавания. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Шестаков И.А. Полвека обыкновенной жизни. СПб.: Судостроение, 2002. С. 251.

2 История отечественного судостроения. Т. 1 СПб.: Судостроение, 1996. С. 14, 15.

3 Памятная книжка Морского ведомства на 1875 год. СПб., 1875. С. 24, 25.

4 Моисеев С.П. Список судов русского парового и броненосного флота 1861—1917 гг. М.; Л.: Военмориздат, 1948. С. 68.

5 Мощность, рассчитанная по устаревшей формуле Д. Уатта в зависимости от объёма цилиндров и постоянного давления пара.

6 Тимберовка — капитальный ремонт деревянного судна с заменой части набора и обшивки.

7 Блокшив — старое судно, служившее плавучей батареей, складом, казармой или тюрьмой.

8 Памятная книжка по Морскому ведомству на 1875 год. С. 121.

9 Моисеев С.П. Указ. соч. С. 392, 393.

10 Памятная книжка Морского ведомства на 1875 год. С. 33.

11 Там же. С. 32, 33.

12 Моисеев С.П. Указ. соч. С. 68, 69.

13 Там же. С. 167—175.

14 История отечественного судостроения. Т. 2. С. 117.

15 Там же. С. 124, 125.