Древний род Небольсиных на службе России

image_pdfimage_print

Аннотация. В цикле статей на основе ранее не публиковавшихся документов российских, зарубежных и частных архивов впервые воссоздана история древнего дворянского рода Небольсиных, представители четырёх поколений которого занимали высшие офицерские посты на Русском Императорском флоте. Во второй статье цикла рассказывается о капитан-командорe Павлe Александровичe Небольсинe (1762—1829), принимавшем активное участие в Русско-шведской войне 1788—1790 гг., а также о его братьях, старший из которых — Василий Александрович Небольсин (1744—1803) — служил московским вице-губернатором и был пожалован дворянским фамильным гербом.

Summary. This is the second article in the series that reconstructs the story of the ancient noble Russian family of Nebolsines based on unpublished documents from public and private archives in Russia and abroad. Four generations of this family served in the highest ranks of the Russian Imperial Navy. The second article tells about Captain-Commodore Pavel Alexandrovich Nebolsine (1762-1829) who participated in the Russian-Swedish war of 1788-1790 and his brother Vasily Alexandrovich Nebolsine (1744-1803) who served as Moscow Vice Governor and was honored by Catherine the Great with the Nebolsine coat of arms.

Фамильный архив 

КОЧАРОВА Наталья Вячеславовна — прямой потомок адмирала и генерал-лейтенанта по Адмиралтейству Константина Васильевича Небольсина (1825—1895), кандидат физико-математических наук, доктор философии в химических науках

(г. Оулу, Финляндия. E-mail: natalia.kocharova@gmail.com).

«КОМАНДОВАНИЕ ИСПРАВЛЯЛ СО ВСЯКИМ РАЧЕНИЕМ, РАСТОРОПНОСТЬЮ И УСЕРДИЕМ…»

Древний род Небольсиных на службе России 

На протяжении пяти столетий род столбовых дворян Небольсиных верно служили России; его Калужская (Брянская) ветвь из 17 поколений дала Отечеству династию из четырёх поколений офицеров Русского Императорского флота высших рангов. В первой статье данного цикла было рассказано о возникновении и ранней истории этого дворянского древа от конца XV до середины XVIII века. В Екатерининскую эпоху первым морским офицером прославленной фамилии стал седьмой, последний сын Александра Фёдоровича Небольсина — капитан-командор, а в дальнейшем действительный статский советник Павел Александрович Небольсин (24 июня 1762 — 10 мая 1829 г.) — дед адмирала и генерал-лейтенанта по Адмиралтейству Константина Васильевича Небольсина.

В девятилетнем возрасте 29 мая 1773 года Павел Небольсин вступил в службу в Морской корпус кадетом. В то время жизнь его воспитанников была особенно тяжела. Морской корпус, переведённый после пожара 1771 года из Петербурга в Кронштадт, представлял собой жалкое зрелище. Декабрист барон Штейнгель, учившийся в этом учебном заведении, писал, что даже зимой стёкол недоставало во многих окнах, дров для отопления было мало, кормили и одевали кадетов из рук вон плохо, программы занятий были бессистемны, дисциплина была палочная, а плохо оплачиваемые учителя были «частью пьяницы»1.

1 января 1777 года Павел Небольсин был произведён в гардемарины. В гардемаринских классах учили навигации, преподавали астрономию, артиллерию и фортификацию2. По окончании корпуса 1 мая 1779 года П.А. Небольсин получил чин мичманa; 1 января 1782 года — лейтенанта; 1 мая 1789 года — капитан-лейтенанта; 17 декабря 1796 года — капитана 2 ранга; 9 мая 1799 года — капитана 1 ранга и 10 февраля 1804 года — капитан-командора3. Заметим, что с 1798 года капитан-командор относился к IV классу Табели о рангах и соответствовал чинам контр-адмирала, генерал-майора сухопутных войск и действительного статского советника гражданской службы. Именным высочайшим указом от 17 января 1806 года капитан-командор П.А. Небольсин был уволен с флота по прошению из-за болезни. О его дальнейшей гражданской службе речь впереди, а пока посмотрим, как Павел Александрович проявил себя на военно-морском поприще.

Служба Павла Небольсина проходила на Балтийском флоте4, где в 1777—1779 гг. он впервые совершил переходы на фрегате «Воин» из Кронштадта до Архангельска и обратно. В 1780 году на корабле «Святой Николай» в эскадре вице-адмирала Александра Ивановича фон Круза (1731—1799) он участвовал в походе из Кронштадта до Англии и обратно; в 1781 и 1782 гг. на фрегате «Воин» в эскадре контр-адмирала Якова Филипповича Сухотина (1725—1790) совершил переход из Кронштадта до Ливорно и обратно. В 1783 году лейтенант Павел Небольсин командовал транспортным судном «Касатка», а в 1784 году был определён к Морскому корпусу «в кадетские офицеры». В 1785 году с гардемаринами на корабле «Иезекиль» совершил переход от Кронштадта до Английского канала (Ла-Манш) и обратно, а в 1787 году на фрегате «Брячислав» также с гардемаринами посещал порты Финского залива. Несомненно, что эти морские походы обогатили профессиональный опыт молодого флотского офицера и закалили его характер в преддверии предстоявших баталий.

25 июня 1788 году Швеция без объявления войны, нарушив Абоский мирный договор 1743 года, совершила нападение на российскую таможенную заставу около замка Нейшлот близ Выборга, начала осаду крепости Нейшлот и, введя свой флот в Финский залив, захватила два русских фрегата5. Началась Русско-шведская война 1788—1790 гг. Король Густав III, приходившийся императрице Екатерине II двоюродным братом, решил воспользоваться тем, что Россия в то время воевала с турками, и вернуть финские территории, включая Санкт-Петербург, потерянные Швецией по Ништадтскому и Абоскому договорам. 1 июля 1788 года Густав III обратился к императрице с такими требованиями: «…возвращение Швеции принадлежавшей нам части Финляндии по Систербек, возвращение Турции полуострова Крым, заключение мира с Турцией при посредничестве Швеции и немедленное разоружение Балтийского флота»6. Поскольку основные сухопутные силы России были сосредоточены против турок, главенствующая роль в Русско-шведской войне 1788—1790 гг. отводилась флоту. Павел Александрович Небольсин принял участие в трёх из пяти морских сражениях этой войны — в Эландском, Красногорском и Выборгском7.

15 июля 1789 года у о. Эланд (швед. Öland) в Балтийском море шведский флот под командованием генерал-адмирала герцога Карла Сёдерманландского8 в составе 29 линейных кораблей и фрегатов столкнулся с русской эскадрой из 20 линейных кораблей и фрегатов под командованием адмирала Василия Яковлевича Чичагова (1726—1809)9. В Эландском сражении капитан-лейтенант Павел Небольсин на трёхмачтовом 66-пушечном линейном корабле «Дерис»10 выполнял обязанности старшего помощника командира корабля11 капитана Джеймса Престона (?—1819)12. В ходе 5-часового боя на «Дерисе» погибли 15 и были ранены 98 человек, но потери эти в основном произошли от разрыва собственных пушек13. После взрыва нескольких пороховых картузов пожар распространился почти по всей палубе, в т.ч. и в район крюйт-камеры (трюмное помещение для хранения бочек с порохом. — Прим. авт.), но благодаря отваге команды корабль удалось всё же спасти. Вечером пушечный бой прекратился, и шведский флот укрылся в крепости Карлскрона. Несмотря на численное преимущество шведов, в результате сражения потерь судов не было, и победы не добилась ни одна из сторон.

Зимой 1789/90 года Швеция, получившая денежные субсидии от Англии и Пруссии, усиленно готовилась к предстоявшей летней кампании. 2 мая 1790 года на рейде Ревеля состоялось сражение эскадры адмирала Чичагова с более чем в два раза превосходившими силами шведского флота, превратившееся в расстрел шведских кораблей и окончившееся полной победой русских14. После этого провала шведский флот, возглавляемый Густавом III и его братом герцогом Сёдерманландским, направился к Санкт-Петербургу.

23 мая 1790 года во 2-м часу ночи Кронштадтская эскадра вице-адмирала Александра Ивановича фон Круза, в составе которой был и 74-пушечный15 линейный корабль «Сысой Великий» с капитан-лейтенантом Павлом Небольсиным16, сблизилась между мысами Стирсуден и Красная Горка со шведской эскадрой под командой герцога Сёдерманландского; в 3 часа вице-адмирал Круз приказал «атаковать неприятельский флот на ружейный выстрел»17. Так началось двухдневное Красногорское сражение 23—24 мая 1790 года18, в ходе которого капитан-лейтенант Павел Небольсин на корабле «Сысой Великий» выполнял обязанности старшего помощника командира корабля капитана Александра Андреевича Жохова (1748—1823)19.

Шведская эскадра превосходила русскую не только по количеству и мощи кораблей (у шведов — 22 линейных корабля, 8 парусных и 4 малых фрегата; у русских — 18 линейных кораблей, 4 парусных, 8 гребных фрегата и 2 катера), но и по вооружению, численности личного состава (у шведов — 1722 пушек и 15 тыс. человек, у русских — 1400 пушек и 11 тыс. человек) и его качеству. Согласно ведомости личного состава 2-й дивизии Кронштадтской эскадры на 31 марта 1790 года «Сысою Великому» по штату было положено 436 человек команды, но в наличии было 323 человека, включая арестантов и 81 рекрута20. Т.е. не хватало 147 матросов, а квалификация и дисциплина имевшихся оставляли желать лучшего. Так было и на всех других судах эскадры. Например, на 74-пушечном «Иезекиле» из штатных 436 не хватало 113 человек, на 100-пушечном «Св. Николае» из 613 человек — 170 и т.д.21

После 4-часового боя 23 мая 1790 года наступил штиль, и сражение прервалось. В тот день состоялись ещё 3 ожесточённых боя; затем шведы, прибавив парусов, стали отступать. Первый день Красногорского сражения закончился около 7 часов вечера отходом шведского флота. Около 5 часов вечера 24 мая ожесточённый пушечный бой возобновился, а спустя 4 часа шведский флот, заметив подошедшую Ревельскую эскадру Чичагова, стал откатываться на запад. После двухдневного сражения перевеса не добилась ни одна из сторон, но шведы отступили в Выборгский залив, где были заблокированы превосходившими силами соединившихся Кронштадтской и Ревельской эскадр.

В Красногорском сражении у русских были те же проблемы, что и в битве при Эланде. Малая манёвренность кораблей грозила возможностью прорыва линии построения и окружения противником, а также приводила к другим «конфузиям». Утром 23 мая 1790 года команда корабля «Сысой Великий» вступила в бой с неприятелем, но оказавшиеся вне линии построения «наши три корабля на ветре “Св. Николай”, “Всеслав” и “Америка”… палили не в неприятельские корабли, а в “Сысой Великий”, почему и послан был от нас на “Св. Николай” лейтенант Константинов к нему (сказать), чтобы он не палил и что оный не неприятеля вредит, а свои корабли»22. Повреждения, полученные «Сысоем Великим» от своих, мгновенно привели к снижению манёвренности, однако через пару часов во время затишья на корабль была прислана бригада плотников23, и уже в 9 час. утра он повернул через фордевинд на правый галс и «построился в линию баталии не наблюдая старшинства»24.

Другой проблемой кораблей эскадры вице-адмирала Круза были взрывы пушек Липецкого завода при собственной стрельбе25, что приводило к сильным разрушениям, пожарам и людским потерям26. Во время боя 23 мая на «Сысое Великом» в 14:30 «в нижнем деке на правой стороне в 3-м борту разорвало пушку, которой выломило верхнюю палубу… У другой нижнего деку у пушки станок весь разбило, ванты перебило и палуба верхняя близ крюйт-камеры загорелась, люки над крюйт-палубой взорвало… Оказалось раненых матрос 20, солдат 7, канонир 3, трубач 1, юнга 1, итого 38 человек»27. В 3 часа дня на шедшем впереди      74-пушечном линейном корабле «Царь Константин» заметили, что «Сысой Великий» из-за возникшего пожара «сигналом дал знать, что держаться в линии не может… (на нём) усмотрено на обоих деках 5 пушек от выстрелов в дульных частях сделаны трещины»28. Героическими усилиями команды пожар удалось потушить, корабль вошёл в строй и продолжил бой.

В Красногорском сражении «Сысой Великий» получил 2 пробоины, были повреждены такелаж и паруса, разовало пушку и палубу, был ранен 41 человек29. Несмотря на это, самый повреждённый корабль эскадры в течение 2 дней под командой капитана А.А. Жохова и капитан-лейтенанта П.А. Небольсина упорно вёл бой с противником, преследовал неприятеля и 29 мая в авангарде эскадры Круза вошёл в Выборгский залив. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Штейнгель В.И. Записки. СПб., 1905. С. 353, 361.

2 Там же.

3 Общий морской список. Ч. IV. Царствование Екатерины II. К—С. СПб., 1890. С. 434, 435; Дело о дворянстве рода Небольсиных в Герольдии Правительствующего Сената // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1343. Оп. 26. Д. 672. Л. 52—54 об.; Послужной список… флота капитан командора и кавалера Павла Алесандрова сына Небольсина 1804 года // Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 406. Оп. 1. Д. 22. Л. 117—120.

4 Там же.

5 Beселаго Ф.Ф. Краткая история Русского флота. СПб.: тип. В. Дермакова, 1893. С. 185.

6 Брикнер А.Г. Война России со Швецией в 1788—1790 годах. СПб., 1869. С. 251—256.

7 Дело о дворянстве рода Небольсиных // РГИА. Ф. 1343. Оп. 26. Д. 672. Л. 52—54 об.; Послужной список… флота капитан командора и кавалера Павла Алесандрова сына Небольсина 1804 года.

8 Принц Карл, герцог Сёдерманландский (1748—1818) — генерал-адмирал, с 1809 г. король Швеции Карл XIII и с 1814 г. король Норвегии, брат короля Густава III и двоюродный брат Екатерины II.

9 Шишков А.С. Военные действия Российского Флота против Шведского в 1788, 89 и 90 годах, почерпнутые из дневных записок и донесений главноначальствовавшего над оным адмирала Чичагова. СПб., 1826. С. 33—43; Гилленгранат: эпизод из войны со шведами в 1788, 1789, 1790 годах // Морской сборник. 1863. № 5. С. 162—167; Материалы для истории русского флота. Ч. XIII. СПб., 1890. С. 629; Доценко В.Д. Морские битвы России XVIII—XX веков. СПб.: Полигон, 2002. С. 60—62; Шефов Н.А. Битвы России. М.: АСТ, 2006. С. 622.

10 Дело о дворянстве рода Небольсиных // РГИА. Ф.1343. Оп. 26. Д. 672. Л. 52—54 об.; Послужной список… флота капитан командора и кавалера Павла Алесандрова сына Небольсина 1804 года; Веселаго Ф.Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. СПб.: Тип. Морского Министерства, 1872.

11 Устав морской о всем, что касается доброму управлению, в бытности флота на море (1720). Кн. 1. СПб., 1780. Гл. 3. Арт. 1—3.

12 РГА ВМФ. Ф. 870. Оп. 1. Ед. хр. 1831; Русский биографический словарь / Изд. под наблюд. А.А. Половцева. Т. 15. СПб., 1910. С. 762.

13 Доценко В.Д. Указ. соч. С. 61.

14 Там же. С. 66—68.

15 На русских кораблях XVIII в. число орудий, определявшее ранг судна, было намного меньше их действительного числа на судне; так, 74-пушечные линейные корабли имели от 80 до 86 пушек. См.: Веселаго Ф.Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. С. VIII.

16 Послужной список… флота капитан командора и кавалера Павла Алесандрова сына Небольсина 1804 года; Трёхмачтовый линейный корабль Балтийского флота России, спущен на воду 7(18) мая 1788 г., название получил в память о Гогландском сражении в день Св. Сысоя Великого 6 июля 1788 г.

17 Шканечный журнал 74-пушечного корабля «Сысой Великий» // РГА ВМФ. Ф. 870. Оп. 1. Д. 1891. Л. 10 об.—12 об.

18 Материалы для истории русского флота. Ч. XIV. СПб., 1890. С. 67—71, 73, 85—87, 241—244; Шишков А.С. Указ. соч. С. 156—161; Веселаго Ф.Ф. Краткая история русского флота. С. 201—203; Головачёв В.Ф. Действия русского флота во время войны России со Швецией в 1788—90 годах: кампания 1790 г. СПб., 1870. С. 55—76.

19 Русский биографический словарь / Изд. под наблюдением А.А. Половцева. Т. 7. СПб., 1897. С. 58, 59.

20 РГА ВМФ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 346. Л. 60, 61 об.

21 Там же.

22 Шканечный журнал 74-пушечного корабля «Сысой Великий».

23 Шканечный журнал 74-пушечного корабля «Всеслав» // РГА ВМФ. Ф. 870. Оп. 1. Д. 1884. Л. 3, 4.

24 Шканечный журнал 74-пушечного корабля «Сысой Великий».

25 Рапорт адмирала В.Я. Чичагова Адмиралтейств-коллегии от 5 июня 1790 г. // РГА ВМФ. Ф. 172. Оп. 11-2. Д. 189. Л. 124.

26 В Красногорском сражении разорвались 25 пушек, в результате чего были убиты и ранены 34 человека. См.: Beселаго Ф.Ф. Краткая история Русского флота. С. 202.

27 Шканечный журнал 74-пушечного корабля «Сысой Великий».

28 Шканечный журнал 74-пушечного корабля «Царь Константин» // РГА ВМФ. Ф. 870. Оп. 1. Д. 1809а. Л. 2 об.—4 об.

29 Чичагов П.В. Записки адмирала Чичагова, заключающие то, что он видел и что, по его мнению, знал. М.: Российский Фонд Культуры; студия «Тритэ» Никиты Михалкова; Российский архив, 2002. С. 460.

(Продолжение следует)