Долгая дорога домой

image_print

ТРАГЕДИЯ ПЛЕНА

Белова Ирина Борисовна — старший преподаватель кафедры отечественной истории Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, докторант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, кандидат исторических наук

(г. Калуга. E-mail: irina-25.01@mail.ru)

Долгая дорога домой

За время участия в Первой мировой войне (19 июля (1 августа) 1914 г. — 2(15) декабря 1917 г.) русская армия взяла в плен около 2 млн солдат и офицеров противника. Содержание столь большого количества военнопленных ложилось тяжёлым бременем на казну, поэтому ещё Временное правительство летом 1917 года начало подготовку к планомерному обмену военнопленными с Германией и Австро-Венгрией, для чего при Главном управлении Российского общества Красного Креста был создан Центральный комитет по делам о военнопленных. В августе 1917 года штаб Московского военного округа разослал на места циркуляр о порядке предстоявшей регистрации военнопленных с целью подготовки к их репатриации. Однако работа комитета продолжалась недолго: в октябре 1917 года произошла очередная смена власти.

Большевики, заключив 2(15) декабря 1917 года перемирие с Германией, 25 января (7 февраля) следующего года подписали Соглашение с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией о возвращении на родину их раненых и больных военнопленных1. Для реализации этого соглашения после подписания 3 марта 1918 года Брестского мира в течение весны—лета были созданы Русско-Германская и Русско-Австрийская комиссии по обмену военнопленными. Однако в ноябре 1918 года Брестский мирный договор советской стороной был, как известно, аннулирован в связи с революционными событиями в Германии, Австро-Венгрии и Турции, а вместе с ним и Соглашение по обмену пленными. Разумеется, к этому времени ни о каких 2 млн военнопленных говорить уже не приходилось. Их основная часть либо рассеялась по фронтам Гражданской войны, воюя в обоих лагерях, либо самостоятельно возвратилась на родину, минуя демаркационные линии и воинские кордоны. Многие умерли в плену от ран и болезней или были ранее репатриированы в связи с полученной инвалидностью как на родину, так и в нейтральные либо союзные страны. Тем не менее на территории Советской России оставались ещё тысячи военнопленных, требовавших возвращения домой, многие из которых работали, кстати, в крестьянских хозяйствах. Поэтому ещё до восстановления между Москвой и Берлином дипломатических отношений обе стороны в апреле 1920 года подписали очередное Соглашение по военнопленным, дополненное документом от 7 июля 1920 года. Согласно этим договорённостям в Москве учреждалась немецкая миссия по делам военных и гражданских пленных2, в Берлине — соответствующая русская миссия3. Специально оговаривался вопрос о недопустимости ведения пропаганды в рамках миссий, которым следовало заниматься исключительно подготовкой к реэвакуации (репатриации) и оказанием материальной помощи военнопленным. В новом, дополнительном соглашении от 22 января 1921 года появились статьи о транзитной доставке военнопленных через территории Литвы и Латвии при содействии Международного Красного Креста. При этом отмечалось, что к этому времени на родину уже доставлены большинство германских военнопленных4. Остававшиеся должны были до 1 марта 1922 года зарегистрироваться у уполномоченных по эвакуации населения при уездисполкомах5, ибо после этого бесплатная доставка германских репатриантов на родину прекращалась. Центральное управление по эвакуации населения (Центрэвак)6 сообщило на места, что после указанного срока реэвакуация будет производиться исключительно за собственный счёт отправлявшихся.

Договор, аналогичный соглашению с Германией, был подписан в Копенгагене 5 июля 1920 года с Австрией7. В нём специально оговаривалось, что австрийское правительство будет соблюдать нейтралитет в возможной войне против России, полностью запретит поставку и перевозку через свою территорию оружия всех видов, боевых припасов и военного имущества. Кроме того, Австрия предоставляла право свободного передвижения находившимся в стране народным комиссарам бывшего Венгерского советского правительства8.

Учитывая, что определённая часть военнопленных стран Центрального блока, а также Турции и Болгарии размещалась на территории УССР9, правительство последней совместно с Правительством РСФСР, с одной стороны, заключило с Правительством Австрийской Республики, с другой стороны, в декабре 1921 года соглашение о возвращении на родину военнопленных и гражданских интернированных лиц обеих сторон. Документ вступал в силу с 14 февраля 1922 года. Кроме статей общего плана, в нём обговаривались и некоторые особенности, возникавшие при перевозке репатриантов. Так, указывалось, что возвращавшиеся на родину военнопленные не должны обременяться никакими служебными обязанностями и обязательствами, что недопустимы случаи их насильственного удаления из транспортных средств, в частности, из вагонов. Представителям обеих сторон давалось право наводить справки о пропавших без вести и умерших, запрашивать удостоверения о смерти и сообщения о местонахождении могил. Правительства брали на себя обязательства поддерживать в хорошем состоянии могилы умерших на своей территории. Отмечалось также, что транспортные списки возвращающихся на родину составляет соответствующее учреждение страны пребывания, что подлежащие отправке обладают правом неограниченного общения со своими Полномочными представительствами, а также правом брать с собой свои семьи, поскольку некоторые уже ими обзавелись. При этом австрийцы, находившиеся вблизи польской границы, должны были передаваться польским властям — на этот счёт существовало соглашение между Веной и Варшавой10.

Отметим, что бесплатная доставка бывших австрийских военнопленных до границы прекращалась с 31 августа 1922 года11. После этого практически около полутора лет эти лица добирались до родных очагов за свой счёт, но в статусе репатриантов. Положение изменилось с февраля 1924 года. Правительство СССР сообщило правительству Австрии, что на территории Союза из числа бывших военнопленных, желавших возвратиться в Австрию, остались считанные единицы, поэтому Москва считает плановую репатриацию австрийских военнопленных законченной с 1 мая 1924 года. Лица, пропустившие указанный срок, теперь смогут выехать в Австрию только в общем порядке, предусмотренном для выезда иностранцев из пределов Союза12.

Что касается Венгрии, то к соглашению, заключённому в Копенгагене 21 мая 1920 года, по которому советское правительство обязывалось перевозить до границы и производить довольствие за своё счёт всех возвращавшихся на родину лиц, в июле 1921 года добавился заключённый в Риге Договор об обмене военнопленными, согласно которому обмен должен был подразделяться на две категории. Обмен первой категории, в основном нижними чинами, должен был осуществляться согласно копенгагенскому соглашению; обмен второй категории планировался через посредство третьего государства, при этом венгерские офицеры и «буржуазные элементы», задержанные в России, должны были обмениваться на тех лиц, которые будут указаны советской стороной. К этим лицам прежде всего относились 400 человек из числа руководящих работников бывшего Венгерского советского правительства, арестованных после его свержения 1 августа 1919 года13.

Аналогичные договоры о репатриации военнопленных были заключены и с Турцией. Однако они имели некоторые особенности. Так, в конвенции, дополнявшей договор от 16 марта 1921 года, предусматривалось, что каждая из сторон может использовать военных и гражданских пленных до момента их возвращения на родину как рабочую силу, исключая особо тяжёлые работы или работы, которые могли задержать их возвращение. Обе стороны назначали делегации из трёх членов каждая для оказания пленным помощи и их поддержки в связи с репатриацией14.

В июле 1923 года срок действия Конвенции о репатриации был продлён на «достаточный» срок. Турецкая сторона сообщала, что у них не осталось русских военнопленных, но имеются скопившиеся в Константинополе русские беженцы, желающие вернуться на родину. К концу 1925 года взаимная репатриация в основном завершилась, и с 1 января 1926 года репатриационные комиссии были ликвидированы, а конвенции о репатриации утратили силу15.

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Документы внешней политики СССР. Т. 1. М., 1959. С. 174—177.

2 В то время термин «перемещённые лица» ещё не употреблялся, он был применён во время Второй мировой войны

3 В работе Русско-германской смешанной комиссии участвовали представители турецкого Красного Полумесяца. Болгарская делегация в работе смешанных комиссий не участвовала. Военнопленных болгарской армии на территории Советской России насчитывалось всего 670 человек. См.: Жданов Н. Русские военнопленные в мировой войне 1914—1918 гг. М., 1920. С. 121.

4 Документы внешней политики СССР. Т. 3. М., 1959. С. 14—16, 489, 490.

5 Государственный архив Калужской области (ГА КО). Ф. Р-2244. Оп. 1. Д. 3. Л. 9.

6 Центральная коллегия по делам о пленных и беженцах (Центропленбеж) была учреждена декретом СНК от 23 апреля 1918 г. в составе Комиссариата по военным делам для согласования, объединения и направления деятельности всех учреждений и организаций, ведавших делами военных и гражданских пленных, заложников и беженцев. В феврале 1920 г. Центропленбеж был реорганизован в Центральное управление по эвакуации населения (Центрэвак), в задачи которого вошли все людские перевозки, кроме военных.

7 В 1918 г. Австро-Венгерская монархия распалась, и на её территории образовались государства: Австрия, Венгрия, Чехословакия; части территории вошли в состав Югославии, Румынии, Польши, Италии.

8 Венгерская Советская республика (ВСР) — политический режим, существовавший в Венгрии в период с 21 марта по 1 августа 1919 г. Первоначально правительство ВСР представляло собой коалицию социалистов и коммунистов во главе с Шандором Гарбаи, но через несколько дней Бела Кун, занимавший пост комиссара по иностранным делам, вывел из него всех социалистов. После разгрома ВСР румынскими войсками Б. Кун, М. Ракоши, Э. Герё, Т. Самуэли и другие члены советского правительства бежали в Австрию.

9 УССР образована 12(25) декабря 1917 г., с 30 декабря 1922 г. до развала СССР входила в состав Советского Союза.

10 Документы внешней политики СССР. Т. 4. Приложение 4. М., 1960. С. 624—629.

11 Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. Р-3333. Оп. 1. Д. 18. Л. 64.

12 Документы внешней политики СССР. Т. 6. М., 1962. С. 137, 138.

13 Между Копенгагенским соглашением от 21 мая 1920 г. и Рижским договором от 28 июля 1921 г. состоялось два официальных дипломатических обращения (ноты) со стороны Советской России (6 августа и 12 ноября 1920 г.), в которых советское правительство заявляло правительству Венгрии, что 10 бывших членов Венгерского советского правительства, преследуемых в Венгрии, находятся под покровительством Москвы. При этом 1 тыс. венгерских офицеров были заключены в концентрационные лагеря, 10 офицеров объявлены заложниками. (См.: Документы внешней политики СССР. Т. 4. С. 242—246, 396—399; Т. 3. С. 89, 325, 326).

14 Там же. Т. 4. С. 32—34.

15 Там же. Т. 6. С. 397, 410, 411, 623.