Черноморский флот в революциях и Гражданской войне в России

image_print

В.Г. КИКНАДЗЕ — Черноморский флот в революциях и Гражданской войне в России

V.G. KIKNADZE – Black Sea Fleet during the Revolutions and Civil War in Russia

Аннотация. В статье анализируются процесс зарождения, развития и реализации революционных идей на Черноморском флоте, судьба его командования, экипажей и кораблей в годы Гражданской войны и военной интервенции.

Summary. The article analyses the process of the origin, development and realisation of revolutionary ideas in the Black Sea Fleet, the fortune of its command, crews and ships during the Civil War and military intervention.

Поражение германо-австрийского блока в ноябре 1918 года в Первой мировой войне непосредственным образом сказалось на положении кораблей и судов Черноморского флота, оставшихся в Севастополе. Началась военная интервенция против Советской России. В итоге после ухода германских войск и вывода союзниками линкора «Воля», миноносцев «Счастливый», «Дерзкий», «Беспокойный», «Зоркий», «Звонкий» и «Капитан Сакен» в Севастополе остались 2-я бригада лёгких крейсеров: «Память Меркурия», «Кагул», миноносцы и подводные лодки, требовавшие значительного ремонта. Наиболее исправным оставался «Кагул», пришедший на ремонт в Севастополь ещё до революции и отведённый немецким морским командованием под спасательную партию. Кроме них, оставались недостроенные суда по третьей, предвоенной, морской программе, на которых были приостановлены работы в июле 1917 года, а также несколько канонерских лодок, пришедших с Дуная1.

С освобождением от советской власти Крымского полуострова и выходом Вооружённых сил Юга России (ВСЮР) к Чёрному морю в конце 1918 года перед командованием Белой армии встала задача организации централизованного морского командования и восстановления Черноморского флота. 5 ноября 1918 года адмирал В.А. Канин был назначен командующим Черноморским флотом белых с предоставлением ему прав морского министра2. Вице-адмирал А.М. Герасимов назначался главным командиром портов и судов Добровольческой армии с подчинением его начальнику военно-морского отдела3.

Перед новым командующим ставились задачи, которые соответствовали военно-политической обстановке на Юге России, в том числе по формированию из отремонтированных судов небольшого боевого отряда для содействия Добровольческой армии в сухопутных операциях в составе: 1 крейсер («Кагул» или «Адмирал Нахимов»), дивизион миноносцев, подводная лодка «Тюлень», посыльное судно «Алмаз». Кроме того, штабу было поручено организовать траление прибрежных вод и сформировать 2—3 вооружённых отряда из имевшихся русских и немецких аэропланов.

От гетманского правительства Добровольческой армии досталось широко развитое морское управление с большими штабами, гидрографическим управлением и управлением морского транспорта, в подавляющем большинстве обслуживавшего свои собственные нужды. С оставлением немцами Одессы Канину поручалось расформировать большинство таких учреждений, а корабли и суда перевести в Новороссийск для продолжения ремонта и достройки, вооружения и загрузки боеприпасами, поступавшими для Добровольческой армии из Румынии, Болгарии и Батума4.

На первых порах отсутствие морского противника благоприятствовало выполнению задач начального этапа восстановления морских сил, поставленных перед командующим Черноморским флотом командованием и особым совещанием Добровольческой армии. Были сформированы штаб флота, управления и службы обеспечения, выработан перспективный план создания центрального аппарата — морского министерства и его организационных структур.

После образования штаба Черноморского флота белых и в ходе реорганизации морских сил возникла потребность в их боевом усилении. В конце февраля 1919 года по предложению начальника оперативного отдела флота начальник штаба Черноморского флота Н.И. Черниловский-Сокол принял решение о пополнении флотилий посыльным судном «Лётчик» и находившимися в ремонте четырьмя номерными миноносцами. Однако намеченная на весну программа по созданию боевых речных флотилий, реорганизации флота и смена высшего морского командования не дали возможности осуществить этот план.

Несмотря на работу, предпринятую штабом адмирала Канина по формированию Черноморского флота, к марту 1919 года стало ясно, что вследствие ошибок командующего в строительстве флота, развития военной обстановки назрела острая необходимость в реорганизации управления морским ведомством и флотом. Приказом ГК ВСЮР от 21 марта 1919 года должность командующего Черноморским флотом была упразднена, введены должности начальника морского управления при главнокомандующем ВСЮР (вице-адмирал A.M. Герасимов), а для управления тылом флота и Севастопольским портом — главного командира Севастопольского порта (возвратившийся из Лондона вице-адмирал М.П. Саблин). Начальнику морского управления были предоставлены права и функции морского министра и командующего флотом5. Весь штат управления был сосредоточен непосредственно при Ставке главнокомандующего ВСЮР6. Помощником Герасимова стал начальник морского отдела капитан 1 ранга А.И. Тихменёв. Непосредственно начальнику морского управления был подчинён в том числе главный командир Севастопольского порта, в круг ведения которого входили управление тыла флота, штаб главного командира Севастопольского порта, дирекция маяков и лоций со всеми учреждениями, санитарная часть и временно Одесский военный порт7.

Весной 1919 года началось наступление Красной армии на Южном фронте. Войсками красных на крымском направлении командовал балтийский матрос П.Е. Дыбенко. В авангарде наступавших частей шла Заднепровская бригада броненосцев (командир — черноморец, бывший капитан 2 ранга М.М. Богданов), укомплектованная в основном моряками Черноморского флота. В конце марта советские войска взяли Геническ, вышли к Чонгару и Перекопу. Белые не смогли удержать перешейки, и части Красной армии вступили в Крым. На этот раз Саблин увёл из Севастополя в Новороссийск крейсер «Кагул», 5 миноносцев, 3 подводные лодки и эвакуировал часть имущества. На оставшихся в Севастополе кораблях англичане взорвали машины, выбросили вооружение в воду. Они также затопили подводные лодки и уничтожили гидроаэропланы. 11 апреля советские войска освободили Симферополь и Евпаторию, 13 апреля взяли Бахчисарай и Ялту. 29 апреля в Севастополь вошли передовые части Красной армии. К 1 мая весь Крым за исключением Керченского полуострова стал советским. Началось воссоздание Красного Черноморского флота, в котором в июне 1919 года насчитывалось 2700 человек (в Севастополе, Николаеве и Одессе), но боеспособных морских судов практически не было. В этот короткий период (апрель—июль 1919 г.) Красным ЧФ командовал бывший капитан 1 ранга А.И. Шейковский8.

В связи с эвакуацией Севастополя управление портом было изменено. Для управления судами и портами Чёрного и Азовского морей должность главного командира Севастопольского порта приказом ГК ВСЮР от 14 апреля 1919 года была преобразована в должность главного командира судов и портов Чёрного и Азовского морей ВСЮР9. С середины мая эта должность стала называться «главный командир флота и портов Чёрного и Азовского морей». Штаб главного командира был перебазирован в Новороссийск.

В июне войска ВСЮР заняли Севастополь, с помощью интервентов блокировали с моря Днепровско-Бугский лиман, а в августе овладели Одессой, Херсоном и Николаевом. Флот из Новороссийска большей частью перешёл в Севастополь. Согласно «Временному положению об управлении портами Чёрного и Азовского морей» (приказ ГК ВСЮР № 1248 от 18 июня)10 управление Севастопольским портом было вверено главному командиру флота и портов (вице-адмирал М.П. Саблин). В его ведении состояли все суда Черноморского флота и суда, поступавшие во временное пользование распоряжением начальника морского управления или ГК ВСЮР.

С введением новой структуры управленческого аппарата изменились и основные направления по организации и восстановлению флота. В связи с этим морскому управлению были поставлены задачи, от выполнения которых во многом зависел успех боевых действий летней кампании армий ВСЮР в Крыму. В частности, на Черноморском ТВД: вооружение судов бывшего Добровольческого флота, а также других частных пароходных товариществ и компаний для действий у побережья Чёрного и Азовского морей; ремонт и вооружение боевых судов; организация морского военного транспорта для оперативных перевозок (из Батума, Трапезунда, Румынии) и переброски частей ВСЮР; учёт и мобилизация личного состава и военно-морских специалистов; оборудование порта Новороссийск под базу флота, а также портов Керчь и Ейск под временные базы судов отряда обороны Азовского моря; сношение с союзным командованием о возвращении реквизированных судов.

Для обеспечения решения данных задач в кадровом отношении приказами главкома ВСЮР были призваны все офицеры флота и корпуса инженер-механиков флота, обер-офицеры до 43 лет, штаб-офицеры до 45 лет, а также кондукторы и морские врачи, проживавшие на территории, подконтрольной ВСЮР11. В результате с помощью флота были заняты Херсон, Одесса, Николаев и всё северо-западное побережье Чёрного моря; осенью 1919 года союзники вернули ВСЮР линкор «Воля», переименованный белыми в «Генерала Алексеева», 30 октября в Севастополе начал функционировать морской кадетский корпус.

С наступлением частей армий ВСЮР в глубь страны активная помощь войскам силами флота практически прекратилась. Вследствие этого возникла идея возрождения флота и превращения его в вид вооружённых сил. В этих условиях главнокомандующим ВСЮР перед морским управлением была поставлена задача восстановления должности командующего флотом и формирования его штаба. В итоге приказом ГК ВСЮР от 20 августа 1919 года была вновь учреждена должность командующего Черноморским флотом, но подчинявшегося в отличие от прежнего не главкому, а начальнику морского управления ВСЮР12 (командующим ЧФ белых назначили вице-адмирала Д.В. Ненюкова, начальником штаба — контр-адмирала А.Д. Бубнова13); должность главного командира флота и портов была преобразована в должность главного командира Севастопольского порта, которому в хозяйственном отношении подчинялись командиры других портов14.

В 1918—1919 гг. менялась система организации и управления РККФ. Так, после отказа от добровольческого принципа комплектования флота советское правительство перешло к призывной системе, к примеру, приняв 27 августа 1918 года Декрет «О призыве на военную службу рабочих и крестьян рождения 1893—1897 годов, служивших ранее на флоте»15. 18 декабря 1918 года при Революционном военном совете Республики (РВСР) был создан Морской отдел, к которому перешли функции коллегии Народного комиссариата по морским делам (НКМД). Через него РВСР производил назначения высшего руководства Военно-морского флота, принимал решения о новых формированиях РККФ, утверждал штаты, нормы и табели. Рабочим органом Морского отдела РВСР становится Морской генеральный штаб (МГШ). Происходят изменения и в структуре управления флотов и военных флотилий: вместо коллегиальной формы управления учреждаются должности начальника морских сил с правами командующего флотом и главного комиссара флота; восстанавливаются штабы флотов; создаются реввоенсоветы флотов.

Однако опыт применения РККФ в ходе войны вскоре показал наличие недостатков в разграничении функций боевого (оперативного) управления силами флота и руководства его повседневной деятельностью. Поэтому в 1919 году была произведена дальнейшая реорганизация органов управления: Морской отдел РВСР упразднился; все морские, озёрные и речные силы Республики и морские крепости подчинялись командующему всеми морскими и речными вооружёнными силами Республики (коморси), который, подчиняясь РВСР, являлся помощником главнокомандующего Вооружёнными силами страны (по морской части) по подготовке организации морских, озёрных и речных сил, по разработке операций по заданиям Полевого штаба РВСР; при коморси на базе изъятых из состава МГШ органов управления боевой (оперативной) деятельностью создавался штаб (Штаб коморси Республики, с 3 июля 1920 г. — Штаб всех морских сил Республики); вводилась должность управляющего делами НКМД (упморком), которому подчинялись все учреждения, заводы и части, не входившие в состав действующей армии, он же являлся ответственным руководителем по вопросам деятельности МГШ, утратившего со второй половины 1919 года значение высшего оперативного органа РККФ.

К началу октября 1919 года армии А.И. Деникина исчерпали возможности продолжать наступление на Москву. 13 октября началось контрнаступление войск Южного фронта Красной армии, завершившееся тяжёлым поражением белых под Воронежем и Курском. Во второй половине ноября развернулось наступление Южного и Юго-Восточного фронтов, в ходе которого советские войска расчленили армию Деникина на две группировки. Одна из них отходила на Одессу и Крым. Сведения об их состоянии и направлениях отхода добывала радиоразведка.

С выходом советских войск на побережье северо-западной части Чёрного моря, а также к Азовскому морю в марте 1920 года началось формирование морских сил Юго-Западного фронта (командующий — балтийский матрос Н.Ф. Измайлов) и Азовской военной флотилии.

К этому времени (весенней кампании 1920 г.) Черноморский флот белых в результате всех преобразований и работ по ремонту и восстановлению судов представлял собой уже сбалансированное боевое оперативно-стратегическое объединение. В его состав входили части и учреждения штаба командующего, а также боевые и транспортные соединения, такие как Каспийская флотилия, Речные силы Юга России (в разные периоды в них входили Волжский отряд судов, Отряд судов особого назначения, Донская, Днепровская, Средне-Днепровская, Нижне-Днепровская и транспортная флотилии, морская тяжёлая артиллерия, гидродивизион)16 и т.д.; он имел в своём составе 2 линейных корабля, 1 крейсер, 11 эсминцев, 4 подводные лодки, 8 канонерских лодок и другие суда, базировавшиеся на Керчь и Севастополь. Формально командующим ЧФ в феврале 1920 года стал вице-адмирал А.М. Герасимов, но фактически Саблин, принявший от уволенного от службы по несоответствию должности Ненюкова временное командование флотом, должность Герасимову не сдал. 19 апреля командующим ЧФ и начальником морского управления при новом главкоме ВСЮР (П.Н. Врангель) был назначен Саблин. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

Примечания

1 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-332. Оп. 1. Д. 11. Л. 412.

2 Там же. Д. 24. Л. 35.

3 Там же. Д. 11. Л. 411—416 об.

4 Там же. Д. 24. Л. 35.

5 Там же. Д. 22. Л. 4.

6 Там же. Д. 11. Л. 413.

7 Тушков А.А. Флот России в годы Гражданской войны: историческое исследование. Дисс. … докт. ист. наук. М.: Военный университет, 2004. (интернет-ресурс: http://www.dissercat.com). С. 213—223; РГА ВМФ. Ф. Р-72. Оп. 1. Д. 46. Л. 29.

8 Российский Черноморский флот. Исторический очерк. Симферополь, 2008. С. 180—182.

9 РГА ВМФ. Ф. Р-332. Оп. 1. Д. 10. Л. 2.

10 Там же. Д. 2. Л. 19.

11 Тушков А.А. Указ. соч. С. 440; РГА ВМФ. Ф. Р-1722. Оп. 5. Д. 10. Л. 32; Ф. Р-72. Оп. 1. Д. 40. Л. 34, 37, 41.

12 РГА ВМФ. Ф. Р-72. Оп. 1. Д. 106. Л. 109; Д. 256. Л. 58; Ф. Р-332. Оп. 1. Д. 2. Л. 19.

13 Там же. Ф. Р-332. Оп. 1. Д. 5. Л. 109.

14 Тушков А.А. Указ. соч. С. 225—227; РГА ВМФ. Ф. Р-72. Оп. 1. Д. 106. Л. 109; Д. 256. Л. 58; Ф. Р-332. Оп. 1. Д. 2. Л. 19.

15 Декреты Советской власти. Т. 3. С. 252—253.

16 РГА ВМФ. Ф. Р-332. Оп. 1. Д. 100. Л. 42—44; Тушков А.А. Указ. соч. С. 170.