БУДЁНОВКА

image_print

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ

Печейкин Александр Валерьевич — ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея, кандидат исторических наук (E-mail: woka345@mail.ru)

Будёновка

Без преувеличения можно сказать, что будёновка сформировала характерный облик красноармейца, став как бы визитной карточкой РККА.

Существуют две версии возникновения данного головного убора. Согласно первой художники В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев и другие ещё до 1917 года занимались разработкой новой униформы для русской армии, которая придавала бы русскому солдату черты древнерусского воина, и подобные головные уборы уже имелись на складах русской армии. И только революция помешала их вводу в строй. Авторы второй версии склоняются к тому, что эти художники занялись разработкой воинского обмундирования уже после революции, когда приказом народного комиссара по военным делам от 7 мая 1918 года № 326 был объявлен конкурс на лучший проект формы одежды для РККА. Не вступая в полемику, отметим, что на снабжение войск этот головной убор был принят 16 января 1919 года, навсегда войдя в историю как предмет одежды личного состава Красной армии. Кстати, придать ему облик древнерусского воина удалось — запечатлённый на фотографиях тех лет общий контур красноармейца заставляет вспомнить о былинных богатырях.

Официальное наименование данного головного убора по приказу № 116 от 16 января 1919 года — зимний шлем. В обиходе же его стали называть богатырка, фрунзевка, будёновка. Последнее название навечно осталось в истории униформы1. Первыми новый головной убор надели красноармейцы г. Иваново-Вознесенска, где в конце 1918 года был объявлен набор в отряд М.В. Фрунзе. Затем он распространился во всех родах войск Красной армии, и лишь 5 июля 1940 года был заменён шапкой. Однако продолжал использоваться до 1942 года. Встречается утверждение, что в течение 1919—1940 гг. данный головной убор не претерпел никаких изменений2. Разумеется, это не так: существовало несколько образцов будёновок.

Будёновка первого образца шилась из сукна защитного цвета, состояла из колпака, козырька, назатыльника и подтулейника-утеплителя. Колпак сшивался из шести клиньев. Спереди на колпак нашивалась суконная пятиконечная звезда цветом по роду войск: пехота — малиновый, кавалерия — синий, артиллерия — оранжевый (с 31 января 1922 г. чёрный), инженерные войска — чёрный, воздухоплавательные части — голубой, пограничная охрана — зелёный.

2 августа 1926 года приказ РВС СССР № 415 отменил нашивавшуюся на шлем суконную звезду приборного цвета3, а металлический красноармейский значок теперь следовало крепить прямо на переднюю часть колпака, на расстоянии 7 см от козырька, но уже в октябре суконные звезды вновь восстановили. Однако в войсках их со шлемов уже спороли, а промышленность до конца зимы 1926/27 г. так и не смогла организовать нашивку звёзд на шлемы — надо было переделывать всю оснастку. Приказ РВС СССР от 3 сентября 1927 года № 474 окончательно возвратил суконную звезду на колпак зимнего шлема. Суконные звёзды продолжали нашивать до конца использования данного головного убора. Как доказывают музейные экспонаты, иной раз из сукна вырезалась и красная звёздочка, которая нашивалась поверх звезды цвета приборного сукна вместо красноармейского значка-кокарды. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Юрьев С.Ф. С чем в бой ходили и что на себе носили. М., 1995. С. 53, 54.

2 См.: Müller Heinrich, Kunter Fritz. Europäische Helme aus der Sammlung des Museums fur Deutsche Geschichte. Berlin, 1984. S. 245, 290, 291 и др.

3 Приборный цвет — цвет установленных для отличия конкретной воинской части (или группы частей) металлических деталей униформы и амуниции (мог использоваться белый и жёлтый металл) или суконных деталей обмундирования.