Аннотация. В статье исследуются религиозные аспекты воспитания учащихся русских кадетских корпусов, открытых на территории Королевства сербов, хорватов и словенцев в период эмиграции первой половины ХХ века. Анализируются социокультурные, философско-педагогические основы и методы реализации православных традиций в воспитательно-образовательном процессе, особое внимание акцентируется на ценностях православной религии в плане поддержания национальной идентичности в инокультурном пространстве, а также её влияния на развитие патриотических качеств и духовной культуры. Сопоставляются концепции В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, С.И. Четверикова, чьи взгляды вносят значительный вклад в понимание роли религиозного воспитания во избежание денационализации за пределами Отечества, и опубликованные воспоминания самих выпускников кадетских корпусов, преподавателей и законоучителей, пребывавших в эмиграции в 1920—1940-х годах.
Ключевые слова: русская эмиграция; русское зарубежье; Королевство сербов, хорватов и словенцев; кадетский корпус; религиозное воспитание; корпусная церковь; учебно-воспитательный процесс; национальная идентичность; инокультурное пространство; законоучитель; православная культура; В.В. Зеньковский; И.А. Ильин; С.И. Четвериков.
Summary. The paper studies the religious aspects of the education of the students of the Russian cadet corps opened on the territory of the Kingdom of Serbs, Croats and Slovenes in the period of emigration in the first half of the twentieth century. It analyzes the socio-cultural, philosophical and pedagogical foundations and methods of implementation of Orthodox traditions in the educational process, focusing on the values of Orthodox religion in terms of preservation of national identity in a foreign cultural space, as well as its influence on the development of patriotic qualities and spiritual culture. The paper compares the concepts of V.V. Zen’kovskiy, I.A. Ilyin, and S.I. Chetverikov, whose views make a significant contribution to the understanding of the role of religious education in preventing denationalization outside the Fatherland, with the published memoirs of cadet corps graduates, teachers, and law teachers who were in exile in the from 1920s to 1940s.
Keywords. Russian emigration; Russian expatriates; Kingdom of Serbs, Croats, and Slovenes; cadet corps; religious education; corps church; educational process; national identity; foreign cultural space; religion teacher; Orthodox culture; V.V. Zen’kovskiy; I.A. Ilyin; S.I. Chetverikov.
РУССКОЕ ВОЕННОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЛЕВАДНЯЯ Екатерина Дмитриевна — студент магистратуры историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
«В ОБЩЕЙ МОЛИТВЕ ЧУВСТВУЕТСЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ХРИСТОЛЮБИВОМУ ВОИНСТВУ»
Православное воспитание русских кадет в период эмиграции первой половины ХХ века
Первоначально история и деятельность кадетских корпусов за пределами страны рассматривались в контексте исследований, посвящённых русской эмиграции в целом. Отношение отечественных историков к этому явлению менялось в зависимости от политической конъюнктуры. В советское время исследование русской диаспоры за рубежом считалось бесперспективным, тема кадетских корпусов затрагивалась лишь косвенно, фокусируясь на приверженности воспитанников этих военно-учебных заведений идеям белого движения, доходившим, по мнению советских авторов, до откровенного шовинизма. В постсоветской литературе, особенно последнего периода, данной теме уделено повышенное внимание в силу возрождения кадетского образования в Российской Федерации. Однако большинство современных научных работ посвящены общему анализу состояния учебно-воспитательной деятельности русских кадетских корпусов за рубежом (А.М. Бегидова1, В.А. Гурковского2, Ю.И. Свеженцевой3) и не затрагивают отдельной темой аспекты православного воспитания учащихся в плане обеспечения их национальной идентичности в условиях эмиграции. Между тем данная проблематика волновала не только педагогов и священнослужителей, но и крупнейших русских философов того времени, под чьим влиянием в воспитательный процесс привносились православные ценности.
Революционные события 1917 года и, как следствие, Гражданская война, потрясшие Россию в первой четверти века, явились причинами возникновения феномена русского зарубежья. После поражения Белой армии своё Отечество покинули, по разным источникам, от 3 до 6 миллионов беженцев. За пределами России в противовес большевистскому режиму формировалась русская эмигрантская диаспора. Среди наиболее известных военно-учебных заведений, передислоцированных в Королевство сербов, хорватов и словенцев (КСХС), были Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус — 1-й РВККККК (1920—1945 гг.)4; Донской Императора Александра III кадетский корпус (1920—1933 гг.)5; Крымский кадетский корпус (1920—1929 гг.)6.
Кадетам, вынужденным в родной стране в силу революционных событий покинуть стены своей альма-матер, а затем на чужбине вновь вернуться за парты, сложно было восстановить былую воинскую и учебную дисциплину. Директорам и педагогическому составу перемещённых в КСХС русских кадетских корпусов, стеснённым материально и также переживавшим все тяготы эмигрантской жизни, пришлось приложить немало усилий для того, чтобы дезорганизованная масса подростков вновь превратилась в достойных молодых людей, хранящих в сердце заветы Императорской армии. Не менее важно было сохранить национальную идентичность юных кадет в новой социокультурной среде7.
Множество видных мыслителей и философов русского зарубежья, в числе которых протоиерей В.В. Зеньковский, И.А. Ильин и другие, основополагающую роль в нравственной подготовке подрастающего поколения отводили православной религии. Так, протоиерей Василий Зеньковский писал, что целеполаганием национального воспитания выступает формирование преданного России молодого поколения. Приоритетом становится попечение о детской душе, а не лишь об овладении знаниями. Особенно нуждаются в «религиозном питании» дети, оказавшиеся в условиях эмиграции. Православные ценности, по мнению В.В. Зеньковского, позволяют достичь истинной личностной свободы и создают условия для богатой духовной жизни, а также постоянного нравственного развития8.
Идеолог Русского общевоинского союза И.А. Ильин в своих трудах выделял изучение жития русских святых как одно из основных средств патриотического воспитания. По мнению философа, «русскость» святого являет собой пример «национальной святости» и стимулирует воспитанников к участию в святых делах, а «русскость» героя вызывает народную гордость. В целом образуется «школа с русским национальным характером». В то же время И.А. Ильин утверждал, что человек не должен непременно быть православным, но нужно ориентировать процесс воспитания так, чтобы он не превратился в противника православия. «Неправославный человек способен стать преданным русским гражданином и патриотом; но тот, кто враждебен православию, не сможет проникнуть в глубинные тайны русского мировоззрения и русской души. Он будет чужим в стране, своего рода внутренним врагом»9.
Оплотом кадетского религиозного воспитания был корпусной храм. В какие бы страны ни переселились русские кадеты, всюду они становились прихожанами православных церквей и позднее воссоздавали собственные культовые объекты. Так, воспитанники и преподаватели Первого русского кадетского корпуса первоначально посещали Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, в возведении которого в 1863—1873 гг. Россия принимала непосредственное материальное и техническое участие10. В 1921 году была создана корпусная домовая церковь Святого князя Александра Невского. Богослужебные книги и священные сосуды были на время пожертвованы Сербской православной церковью, а алтарь был построен самими преподавателями и учащимися из доступных материалов, для иконостаса использовались личные иконы. Первое время запрестольным образом было знамя Симбирского корпуса, расшитое голубой окантовкой и узорами. Перед ним размещались аналой с иконой, подсвечник и деревянная раздвижная ограда престола (светло-жёлтая с красной отделкой). При проведении богослужения ограда формировала левый и правый клиросы. Стены были маркированы мемориальными досками почивших работников и кадет. Читальная комната примыкала к залу и во время богослужений служила притвором церкви. На её стенах были надписи: «Слово — дар Божий, с ним надо обращаться честно», «Если тебя спасли молитвы в минуты отчаяния и сознания бессилия, вспомни их в дни покоя и неверия»11.
Преподаватель корпуса полковник В.П. Барышев в 1920 году посвятил корпусному храму стихотворение: «Мы помним Родину, Россию в сердце носим./ Идём по праздникам в зал корпуса — наш храм,/ Христа коленопреклоненно просим:/ Дать крепости и сил душевных нам./ В молитве бодрствовать, пусть даже час единый,/ Изгнания нам скорби перенесть/ И уберечь чтоб верность, долг и честь,/ Прибыть в Отчизну радостной годиной»12.
В сербском городе Бела-Црква с 1920 года в больших казармах располагался Крымский кадетский корпус. Корпусная церковь Святых равноапостольных Константина и Елены была оформлена иконостасом работы кадет Е.Н. Прудкова и Н.И. Титова. Икона Спасителя, Тихвинская икона Божией Матери, походные иконы складни были эвакуированы вместе с другими регалиями корпуса из России. Прочие иконы и церковное имущество пожертвовали русские эмигранты.
На первом этапе пребывания кадетских корпусов за рубежом в корпусных храмах чаще всего служили священнослужители, покинувшие вместе с ними Россию. Иеромонах Сергий (Четвериков), бывший в 1920 году в сане протоирея законоучителем в Сводном кадетском корпусе в КСХС, писал, что из всех знакомых ему учебных учреждений он только в кадетских корпусах видел привнесение в религиозную жизнь воспитанников характера домашней уютности, теплоты и доли поэзии13. В 1921—1931 гг. корпусным священником и законоучителем Первого русского кадетского корпуса был протоиерей Сергий Троицкий. В 1932 году его сменил протоиерей Василий Бощановский, который обладал великолепным даром проповеди и умел побудить у кадет интерес к изучению Священного Писания. Например, в хронике корпуса читаем, что 16 февраля 1932 года отец Василий проводил собеседование с воспитанниками 1—3 классов на религиозные темы с показом картин из жизни Ветхого Завета и Нового Завета. В 1933—1939 гг. настоятелем храма Св. князя Александра Невского и законоучителем кадетского корпуса трудился протоиерей Иоанн Фёдоров, в духовном завещании распорядившийся об учреждении премии «Беднейшему из числа достойнейших кадет». В 1940 году законоучителем стал знаменитый богослов протоиерей Георгий (Флоровский). В период 1942—1944 гг. законоучителем служил иеромонах Антоний (Барташевич)14.
В 1922 году митрофорный протоиерей Владимир Востоков определил несколько ключевых компонентов религиозного воспитания кадет: участие в Божественной литургии; совместное совершение строевой молитвы; понимание примеров русских святых, их молитвенного подвига и дел на благо Отечества; осознание необходимости возрождения страны под руководством православного царя15. В 1923 году было открыто Педагогическое бюро по делам средней и низшей русской школы за границей, утвердившее специальную программную комиссию для координации учебных программ, в которую вошли епископ Сергий Бельский, председатель протоиерей Пётр Беловидов, протоиерей Сергий Четвериков, профессора В.В. Зеньковский, Е.В. Спекторский, И.И. Лаппо, князь П.Д. Долгоруков, графиня В.Н. Бобринская. Протоиерею Сергию Четверикову, имевшему большой опыт законоучительства в кадетских корпусах, было доверено разработать новую программу по предмету «Закон Божий». В рекомендованной комиссией программе учебный курс имел концентрическое построение из трёх самостоятельных ступеней процесса обучения (табл. 1).
По инициативе В.В. Зеньковского во всех средних учебных заведениях для изучения предмета «Закон Божий» были закреплены два урока в неделю в каждом концентре. В двух самых старших классах один из них проводился в форме бесед законоучителя с обучающимися для предупреждения перегрузок. Применение балльной системы и экзаменов по «Закону Божию» предусматривалось наравне с другими учебными дисциплинами.
Воспитание кадет в духе неразрывной связи с Русской православной церковью и христианской нравственности практически реализовывалось как в учебное, так и во внеурочное время. Примером тому может служить хроника Первого русского кадетского корпуса — подробный план ежегодно проводившихся в стенах учебного заведения мероприятий, большинство из которых были неразрывно связаны с православными традициями. К примеру, в Крещенский сочельник после занятий корпусные помещения окроплялись святой водой; на празднование Входа Господня в Иерусалим проходил Крестный ход с вербою, а в Светлое Христово воскресение — Пасхальный Крестный ход; на Радуницу организовывалась панихида на корпусном кладбище (табл. 2)16.
Продуктивность православного воспитания можно проследить через призму восприятия кадетами его отдельных компонентов. Так, вице-фельдфебель М.М. Скворцов (выпускник 1942 г. 1-го РВККККК) отмечал большую роль молитвы в строю, когда «локтями ощущаются люди справа и слева» и «множество уст превращаются в одни уста, а многие сердца сливаются в единое большое сердце». «Ведь красота общей молитвы неописуема, духовная сила её — непередаваема, — писал он впоследствии. — Именно в общей молитве чувствуется принадлежность Христолюбивому Воинству»17.
Выпускник Морского кадетского корпуса 1935 года протопресвитер Александр Шмеман отмечал, что проведённые в кадетском корпусе пять лет были «самыми важными» в его жизни, ведь именно здесь сформировалась мысль «спасти и воскресить» Россию. Он с теплотой вспоминал генерала В.В. Римского-Корсакова, который чтением стихов зародил у кадет стремление к культуре и «печаль по Богу»18.
Преподаватель истории, литературы и латыни Морского кадетского корпуса Николай Николаевич Кнорринг свидетельствовал, что русских кадет учили «чтить Православную Веру, любить Родину, быть полезными для её возрождения»19. Вплоть до закрытия корпуса в 1924 году он был помощником протоиерея Георгия Спасского в обустройстве палубы броненосца «Георгий Победоносец» для церковных служб и создании гарнизонного храма святого Павла Исповедника в каземате военного форта.
Таким образом, можно отметить, что религиозные аспекты сыграли значительную роль в сохранении национальной идентичности русских кадет за рубежом, способствовали формированию у подростков патриотических культурных ценностей, укреплению духовных связей с Россией. Использование в воспитательно-образовательном процессе православных традиций, изучение жития русских святых и героев, проведение общих молитв, создание гарнизонных храмов и др. стоит расценивать как важные элементы становления патриотов и защитников Отечества.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Бегидов А.М. Военное образование зарубежной России, 1920—1945 гг. Дисс. … докт. ист. наук. М., 2001. 508 с.
2 Гурковский В.А. Российские кадетские корпуса за рубежом: к десятилетию создания Фонда содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана. М.: Белый Берег, 2009. 422 с.
3 Свеженцева Ю.И. Нравственно-эстетическое воспитание в российских кадетских корпусах: XVIII — первая половина XX вв. Автореф. дисс. … канд. педагог. наук. Воронеж, 2011. 25 с.
4 Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус. 6-я кадетская памятка юбилейная. Королевство Югославия, Белая церковь. 1940. 350 с.
5 Доклад директора 2-го Донского кадетского корпуса генерал-майора Бабкина о состоянии корпуса. 1926 // Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. Р-6792. Оп. 2. Д. 115.
6 Росселевич А.М. Кадетские корпуса за рубежом. 1920—1945 / Худ. обр. А.Н. Родзевич при участии М.Л. Михеева. Нью-Йорк: Издание Объединения кадет российских зарубежных кадетских корпусов, 1970. 802 с.
7 Доклад белоэмигранта генерал-лейтенанта Кусонского белоэмигранту генерал-лейтенанту Кондзеровскому от 2 сентября 1925 г. о положении белоэмигрантских кадетских корпусов в Югославии с приложением отчётов о возникновении и развитии корпусов. 1925 // ГА РФ. Ф. Р-5826. Оп. 1. Д. 53. Л. 1.
8 Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владим. братства, 1993. С. 134.
9 Ильин И.А. О воспитании национальной элиты. М.: Жизнь и мысль, 2001. С. 108.
10 Отчёт о состоянии Русского кадетского корпуса за 1928—29 учебный год // ГА РФ. Ф. Р-6792. Оп. 2. Д. 167. Л. 1.
11 Ягелло В.П. Княжеконстантиновцы // Военно-ист. б-ка «Военной были». № 3. Париж, 1963. С. 2.
12 Ермаков А.М. Помните, чьё имя носите! Главы из книги воспоминаний русского кадета. М.: Внешторгиздат, 2017. С. 81
13 Прот. Сергий Четвериков. Доклад «О задачах и средствах религиозного воспитания и образования в русской средней школе». 23 февраля 1925 г. // К вопросу о религиозном воспитании и образовании заграничной русской молодёжи: протоколы комиссии по вопросам религиозного образования и воспитания на II Педагогическом съезде / Под ред. С.И. Четверикова. Париж: Религиозно-педагогический кабинет при Православном богословском институте, 1928. С. 11—15.
14 Журнал заседаний педагогического комитета Первого Русского кадетского корпуса. 1932—1936 // ГА РФ. Ф. Р-6792. Оп. 2. Д. 165. Л. 10.
15 Востоков В.И. Розы и шипы в 3 ч. Ч. 1. Сан-Франциско, 1953. С. 39.
16 Хроника Первого Русского Великого Князя Константина Константиновича кадетского корпуса 1920—1940 г. // Интернет-энциклопедия кадетского воспитания и образования «Кадеты России». URL: http://www.ruscadet.ru/history/rkk_1918_1964/yugoslavia/7-cadet-rem/12.htm.
17 Скворцов М.М. Первый русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус. Сан-Франциско: Редакция Бюллетеня ОКРКК, 1940. С. 15.
18 Шмеман А.Д. Собрание статей: [сборник] / [Сост. и ред. Е.Ю. Дорман, предисл. А. Кырлежев]. М.: Русский путь, 2009. С. 111.
19 Кнорринг Н.Н. Сфаят: очерки из Морского корпуса в Африке: исторический этюд. Париж: Б-ка «Иллюстрированной России», 1935. С. 75.