АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЧАСТИ РККА В СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКОЙ ВОЙНЕ 1939—1940 гг.

image_print

ТУЛОВСКИЙ Виталий Валериевич — доцент кафедры тактики Военного университета МО РФ, подполковник (E-mail: tul904@yandex.ru)

Aвтомобильныe части РККА в советско-финляндской войне 1939—1940 гг.

Применение автомобильных частей РККА в Советско-финляндской войне — одна из самых ярких и динамичных страниц в истории развития автомобильных войск Вооружённых Сил РФ, наполненная интересными событиями и неординарными личностями. 13 марта 2010 года исполнилось 70 лет со дня окончания Советско-финляндской войны 1939—1940 гг. За это время вышло в свет, в особенности в последнее время, достаточное количество публикаций, рассматривающих различные аспекты событий данной войны. Вместе с тем проблемы использования автомобильных частей РККА и их роли в Советско-финляндской, или иначе называемой «Зимней войне», в научных исследованиях изучены ещё недостаточно. Опыт применения автомобильных войск для массовых перевозок личного состава и грузов в ходе военных действий, эксплуатации автотехники в экстремальных климатических и боевых условиях Советско-финляндской войны использовался для дорожного обеспечения в период Великой Отечественной войны, в Афганистане. Он является весьма актуальным и представляющим интерес не только для специалистов, но и для широкой общественности и в настоящее время.

К началу Советско-финляндской войны автомобильные формирования РККА претерпели очередную реорганизацию. К этому времени в Красной армии были сформированы автомобильные полки и отдельные автомобильные батальоны1.

В отдельном автомобильном батальоне штатом предусматривались 350 автомобилей. Автомобильный полк состоял из четырёх автомобильных батальонов (по 250 автомобилей в каждом), ремонтной роты (26 автомобилей), роты подвоза ГСМ (100 автомобилей-цистерн). Всего в полку штатом были предусмотрены 1030—1088 транспортных автомобилей с личным составом 3112 человек2.

Автомобильные полки, автотранспортные батальоны и автотранспортные роты РККА до 1942 года входили в состав Резерва Главного Командования и размещались по военным округам3.

Помимо этого автомобильные формирования имелись в составе автотранспортных батальонов танковых, моторизованных дивизий и бригад, автотранспортных полков сокращённого состава (автомобильные депо), учебных автомобильных батальонов, авторот подвоза стрелковых дивизий, автопарков моторизованных дивизий4.

В каждой стрелковой дивизии в военное время формировалась одна автомобильная рота подвоза в составе 30—50 автомобилей и 48 тракторов5.

В результате интенсивного обеспечения Красной армии военной автомобильной техникой в период 1937 — июнь 1941 года количество грузовых автомобилей в автотранспортных формированиях РККА возросло до 27,3 тыс. (10,6 проц.), остальные 230,5 тыс. находились в войсках6.

Боевые действия соединений и частей РККА в ходе Советско-финляндской войны обеспечивали 46 автотранспортных (атб) и автомобильных (аб) батальонов, 16 автотранспортных и 11 эвакотракторных рот7.

Армейский автотранспортный батальон РККА состоял из управления, взвода управления, основных подразделений, подразделений обслуживания8.

Основные подразделения состояли из 4 автотранспортных рот. Каждая рота состояла из 3 автомобильных взводов, при этом каждый взвод делился на 4 отделения. По штату в основных подразделениях состояли 440 водителей, в наличии же на 6 ноября 1939 года находились 287 (65 проц. укомплектованности)9.

На 6 декабря 1939 года в 220-м автотранспортном батальоне 7-й армии по штату числились 646 человек, по списку же находились 488, причём основной некомплект (153 человека) составляли водители автотранспортных рот10. Автомобильная техника батальона включала всего 271 автомобиль (7 легковых, 257 грузовых ГАЗ-АА, 7 грузовых ЗИС-5)11.

44-й отдельный автомобильный батальон 43-й стрелковой дивизии состоял из 3 автомобильных рот и парковой роты. В период обеспечения боевых действий в батальоне эксплуатировались 136—150 автомобилей (соотношение марочного состава было следующим: 44 проц. — грузовые автомобили НАТИ (полноприводный автомобиль Научного aвтотракторного института на шасси трёхосного ЗИС-6, задняя тележка которого была заменена одним червячным мостом ЗИС-6 при задней рессорной подвеске ЗИС-5), 29 проц. — ЗИС-5, 27 проц. — ГАЗ-АА)12.

Условия, в которых автомобильным частям пришлось обеспечивать боевые действия войск Красной армии во время Советско-финляндской войны, были очень жёсткими. Боевые действия велись в суровую зиму (морозы достигали 40—45 градусов), на местности с густыми лесами, многочисленными замёрзшими озерами и реками. В воспоминаниях участников войны отмечается, что моторное масло на морозе загустевало настолько, что заправить им двигатели не было никакой возможности. В сильные морозы водители снимали патрубок, соединявший радиатор и двигатель, и воду заливали прямо в блок цилиндров13. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 40442. Оп. 2а. Д. 125. Л. 23.

2 Огонь, броня, манёвр: Сб. науч. тр. / 21 НИИАТ и 38 НИИБТ / Отв. ред. С.Б. Рощин. М.: Воениздат, 1999. С. 123.

3 История Второй Мировой войны. Т. 3. М.: Воениздат, 1974. С. 428.

4 Огонь, броня, манёвр. С. 123, 124.

5 РГВА. Ф. 32254. Оп. 1. Д. 2. Л. 9, 45.

6 Огонь, броня, манёвр. С. 122.

7 РГВА. Ф. 34980. Оп. 15с. Д. 65. Л. 46—60; Д. 27. Л. 133—185; Д. 11. Л. 1—108; Оп. 14с. Д. 169. Л. 23—67; Оп. 13с. Д. 226. Л. 36, 37; Оп. 3с. Д. 528. Л. 3—49.

8 Там же. Оп. 2с. Д. 46. Л. 137—331.

9 Там же.

10 Там же. Л. 137—331.

11 Там же.

12 Там же. Д. 3. Л. 13—84.

13 Веденеев А.И., Зазулин Н.А. и др. Нам дороги эти позабыть нельзя. М.: Воениздат, 1995. С. 263.