Обустройство судовых (корабельных) церквей Российского Императорского флота

image_print

Аннотация. В статье предпринята попытка описать походную церковь на военном корабле Российского Императорского флота. Авторы рассмотрели и представили особенности обустройства и показали организацию судовых церквей, которые к началу XX века вошли в повседневный обиход флотской жизни. В этой связи была изучена история формирования и создания облика судовых церквей, начиная с парусного флота и заканчивая броненосным. Впервые проведён анализ руководящих документов Морского министерства о снабжении судов русского военного флота предметами для церковной службы. Сделана попытка рассмотреть и выявить некоторые технические аспекты проектирования, строительства и безопасной эксплуатации на военном судне предметов предназначенных для совершения богослужения и религиозных обрядов. Впервые авторами представлены производители и поставщики предметов для военных судовых церквей.

Ключевые слова: Морское министерство; Главное управление кораблестроения и снабжения; военное судно; походная церковь; Морской устав; судовые (корабельные) церкви; богослужение; иконостас; образ (икона); киот; А.В. Головнин; А.Н. Резцов, С.С. Судьбинский, Л.Д. Блинов; В.Е. Сытов; В.А. Естифеев.

Summary. The paper attempts to describe an ambulatory church on a warship of the Russian Imperial Navy. The authors have considered and presented the peculiarities of the arrangement and organization of ship’s churches, which were integrated into the everyday life of the navy at the beginning of the 20th century. In this connection, the history of the creation and development of ship churches was studied, beginning with the sailing fleet and ending with the armored fleet. For the first time, the guidelines of the Navy Ministry on the supply of ships of the Russian Navy with objects for worship are analyzed. An attempt is made to consider and identify some technical aspects of design, construction and safe operation on a military ship of items intended for worship and religious rites. For the first time, the authors present manufacturers and suppliers of articles for military ship churches.

Keywords: Navy Ministry; Main Directorate of Shipbuilding and Supply; military vessel; marching church; Naval Regulations; ship churches; worship; iconostasis; image (icon); ciot; A.V. Golovnin; A.N. Reztsov, S.S. Sudbinsky, L.D. Blinov; V.E. Sytov; V.A. Yestifeyev.

ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

АНТОНОВА Наталья Васильевна — научный сотрудник Научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова»

ЛИТИНСКИЙ Дмитрий Юрьевич — научный сотрудник Научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова

АНТОНОВА Ирина Александровна — доцент кафедры мировой политики факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат политических наук

«ТУТ МЫ НАХОДИМ И СВОЮ СЕМЬЮ, И СВОЙ ЯЗЫК, И СВОИ ЗАКОНЫ, И СВОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ»

Обустройство судовых (корабельных) церквей Российского Императорского флота

Начало XVIII века в истории России ознаменовано коренными преобразованиями, инициированными Петром I. Они касались всех областей государственной жизни, но в первую очередь военной сферы. Россия встала на путь создания регулярных армии и флота. Чтобы вооружённые силы могли успешно выполнять стоявшие перед ними задачи, требовались усилия по их преобразованию и укреплению. В числе таких мер Пётр I видел духовно-нравственное воспитание солдат и матросов. На практике это выразилось в учреждении в армии и на флоте института православного духовенства. Первое официальное распоряжение о назначении священнослужителей на флот относится к 1719 году, когда Пётр I своим указом повелел: «В корабельном флоте на каждом корабле иметь по одному иеромонаху для совершения богослужений <…> наставлений людям, посещений и напутствий больным»1. Этот документ и явился первым законодательным актом о комплектовании кораблей священнослужителями. Вторым, не менее важным документом стал Устав морской 1720 года, в котором институт флотских священников был закреплён в расписании должностных обязанностей личного состава флота. Реестр морских чинов предусматривал иметь на каждом корабле (независимо от его ранга) одного священника2.

В Уставе, в «образцовом табеле священнических припасов», представлены: походная церковь; перечень необходимой утвари для проведения службы; богослужебные книги. И «все сие помянутые припасы должен священник в расход употреблять, как в вышеописанном образцовом листу табели объявлено»3.

Судовые церкви на русских военных кораблях вошли в повседневный обиход флотской жизни лишь к концу XVIII века и имелись только на флагманских кораблях. При императоре Павле I в 1797 году был принят новый Морской устав. В его главе «О службе Божией» оговорено, что на корабле «главного Начальника флотилии» во время похода должна находиться походная церковь4.

В царствование императора Николая I «Высочайшим указом от 23 августа» 1830 года было «повелено» при каждой флотской бригаде иметь походную церковную палатку «наподобие употребляемых в сухопутных войсках, которая во время похода устанавливалась бы на флагмане <…>. Несмотря на это, до 1851 года ни на одном корабле не было походной церкви, и из дел Морского министерства не видно, была ли когда-нибудь исполнена воля Петра Великого. Великий князь генерал-адмирал Константин Николаевич обратил внимание на эти обстоятельства и, желая доказать на деле возможность устройства походной церкви, сделал это на свой счет»5. 24 мая 1851 года он отправился в крейсерство по Балтийскому морю на фрегате «Паллада» начальником отряда военных судов.

Во время этого плавания Константин Николаевич в рабочем порядке рассматривал проект нового Морского устава, в том числе статьи «о корабельном священнике» и «о богослужении на корабле». Тогда же на фрегате «Паллада» был освящён престол в походной церкви, «устроенной с разрешения государя императора по ходатайству и на иждивении его высочества. В первый раз совершена была в оной божественная Литургия 28 мая 1851 года в день сошествия Святого Духа, в бытность фрегата на Ревельском рейде. В течение июня 1851 года два раза служили обедню на “Палладе” под парусами. Таким образом, через 131 год Константином Николаевичем была исполнена воля Петра Великого», — так описал это знаменательное для флота событие ближайший помощник генерал-адмирала Александр Васильевич Головнин6.

Принято считать, что первая походная церковь была обустроена на фрегате «Паллада» во имя Спасителя. Однако из переписки между Морским министерством и протопресвитером армии и флота Василием Кутневичем следует, что одновременно судовые походные церкви обустроили также на фрегате «Амфитрита» (во имя св. Николая Чудотворца) и на корабле «Император Петр I» (во имя св. Апостола Петра)7.

Введённое благодаря стараниям великого князя Константина Николаевича начинание юридически закрепили статьи Морского устава, что благотворно сказалось на духовном состоянии личного состава военного флота. «Он, — писал о генерал-адмирале А.В. Головнин, — смотрел на флот как на одну тесную семью и усвоил себе ее мнение, взгляды и чувствования. Все, что радовало флот, и его радовало, все, что огорчало моряков, и его огорчало. Во время поездки на флот он без стеснения разговаривал с флагманами, капитанами и офицерами, входил в подробности службы их, спрашивал их надобности, и везде и все старался улучшить, упростить и облегчить. Каждый имел к нему доступ, мог свободно излагать свои надобности, и был уверен, что найдет полное содействие»8. Внимание к условиям быта военных моряков во время похода корабля для генерал-адмирала всегда оставалось приоритетным. «И какое утешение нам, морякам, — писал великий князь Константин Николаевич во время очередной морской кампании, — что мы всюду, под нашим Андреевским флагом, возим с собою кусочек нашей матушки России. Когда с берега чужого возвращаемся на корабль, это как будто бы мы возвращаемся в Россию. Тут мы находим и свою семью, и свой язык, и свои законы, и свое Богослужение»9.

Отметим, что активное участие в рассмотрении проекта глав Морского устава «о священнике» и «о богослужении на корабле» принимали духовник великого князя протопресвитер В.Б. Бажанов и протоиерей Петербургского Петропавловского собора И.С. Кочетов. Новый Морской устав был утверждён в 1853 году10.

29 мая 1853 года начальник Главного морского штаба князь А.С. Меншиков приказал на всех строившихся и ремонтировавшихся кораблях, фрегатах и пароходах устроить походные церкви — наподобие той, что имел фрегат «Паллада»11.

Через полтора года (к началу 1855-го) уже на 16 военных судах действовали походные церкви. К тому времени был принят и новый Морской устав — «Константиновский».

Примечательно, что статьи Устава, определявшие положение священника и регламентировавшие богослужение на военном корабле, не претерпели никаких изменений и практически дословно были сохранены в Морском уставе 1914 года, т.е. имели юридическую силу до 1917 года.

Русские моряки всегда славились искусством мореплавания, а парусные суда российского флота отличались самобытностью конструкций, высокими боевыми и мореходными качествами. Начавшийся в России в середине XIX века промышленный переворот привёл к крупным сдвигам во всех областях общественной жизни. Техническая революция на флоте ознаменовалась строительством паровых винтовых судов. Следующим по пути технического прогресса стал переход к металлическому корпусостроению — в 1861 году. Инициатором создания океанских крейсеров в России являлся адмирал А.А. Попов. В 1870 году в Петербурге были заложены первые крейсера нового типа, которые могли достигать дальности плавания около 6000 миль. Российская империя превращалась в великую морскую державу. На океанских просторах в любой точке мира можно было увидеть корабли с развевавшимися Андреевскими стягами.

Задачами российской промышленности были в том числе строительство, вооружение военного флота, обеспечение его всем необходимым. Речь шла и об улучшении повседневного уклада корабельной службы, создании комфортных бытовых условий, которые заключались среди прочего и в совершении религиозных обрядов.

Предположительно только к середине 70-х годов XIX века были впервые разработаны единообразные рисунки и чертежи церковной утвари для походной церкви на военном корабле. Они были утверждены приказом временно управляющего Морским министерством 28 октября 1875 года, одновременно составлены новые руководящие документы, необходимые для обеспечения флота всем корабельным имуществом. Специальная комиссия под председательством адмирала Е.А. Беренса разрабатывала «стандартные образцы предметов, отпускаемых на суда флота». В этот перечень вошли церковная утварь и предметы для проведения богослужения; все образцы были отнесены к разряду дельных вещей для флота. Об этом свидетельствуют изданные в 1876 году в типографии Морского министерства руководящие документы с подробными чертежами, рисунками и описанием образцов12.

На пяти листах «Описания образцов дельных вещей…» перечислен полный список всех церковных предметов, необходимых для проведения богослужения. Указаны и описаны 28 предметов церковной утвари с приложением рисунков и перечислением предметов священнических одежд. Сам же иконостас в описи отсутствует.

Согласно перечню образцов часть предметов для богослужения изготавливали из чистого серебра. Это были: напрестольное Евангелие в бархатном переплёте в серебряной оправе; напрестольный крест и дароносица; вызолоченные внутри потир и ковшичек для теплоты; дискос; звездица; лжица; тарелочка для проскомидии; кадило. Общий вес серебряных предметов составлял около 2,5 кг. Некоторые другие необходимые богослужебные предметы требовалось изготовить с использованием накладного серебра13.

В последующих кораблестроительных программах продолжалось совершенствование океанских крейсеров. В августе 1881 года были определены государственная программа и очередные задачи строительства флота. Реализацию данной программы запланировали на ближайшие 20 лет, в этой связи сформулировали первые задания на проектирование новых кораблей. В марте 1895 года по инициативе Морского министерства прошло совещание с участием опытных адмиралов, по итогам которого была разработана дополнительная программа судостроения на ближайшие семь лет (1896—1902), обоснована номенклатура типов кораблей.

Одновременно многие военно-морские руководящие документы были пересмотрены и дополнены. В частности, переработали «Положение о снабжении судов…». Подверглись пересмотру и требования к судовым церквям. Приказом управляющего Морским министерством № 220 от 28 ноября 1897 года был утверждён новый документ — «Положение о снабжении судов постоянными предметами, запасами и материалами по части шкипера, для руководства при составлении штата снабжения каждого корабля в отдельности». В нём, в частности, в 17 приложении на 10 листах были полностью расписаны материальный состав и принадлежности походной церкви; значительно расширен перечень необходимой церковной утвари. В IV разделе приложения «О снабжении судов церковной утварью и принадлежностями богослужения» указаны более тысячи наименований богослужебных образцов. Впервые документально описан походный иконостас как корабельный образец, перечислены все святые иконы, которые требовались на военном судне. Там же — напрестольные святыни, священные сосуды, другие священно-служебные принадлежности, облачения, одежды, богослужебные книги, т.е. всё необходимое для полноценной церковной службы имущество14. В руководящем документе о снабжении военных судов оговаривались и условия хранения, содержания походной церкви (правила её эксплуатации). Так, указывалось: все вышеозначенные церковные «вещи и облачение подвергаются ежегодному свидетельствованию в особой назначаемой главными командирами или командирами портов комиссии, она обязана наблюдать, чтобы предметы, пришедшие в ветхость или в неприличный вид, не были отпускаемы на суда»15. Из «Положения о снабжении…» следует, что все предметы имели свой срок службы. К примеру, иконостас должен был служить «неопределенный» срок16.

Комиссия по установлению образцов при Главном управлении кораблестроения и снабжения разработала новые чертежи иконостаса и рисунки церковной утвари. Были усовершенствованы подсвечники и лампады, Пасхальный трёхсвечник и жаровня. В новые чертежи этих предметов внесли конструктивные изменения, которые могли в какой-то мере предупредить распространение огня и обеспечить элементарные противопожарные мероприятия на корабле. Одновременно разработали и совершенно новые предметы для судовой церкви: киоты для корабельных образов, дубовые сундуки и ящики для хранения церковной утвари, складные престол и жертвенник, столики для благословения хлебов и освящения воды, панихидник. Состав церковного имущества дополнили новыми серебряными предметами. Теперь общий вес серебряной утвари составлял более 6 кг17.

В конце XIX века место и общий облик судовой церкви предусматривались уже непосредственно при проектировании военного корабля. Требования к церковным помещениям задавались Главным управлением кораблестроения (ГУК) с учётом размещения на судах корабельных технических средств и оружия. При этом соблюдались правила благоустройства храмов и ведения церковного хозяйства. В обустройстве и оборудовании на военном корабле церкви (в то время её называли судовой) принимали участие и отвечали за соблюдение необходимых правил как ГУК, так и Духовное управление протопресвитера военного и морского духовенства. Чертежи и сметы судовых церквей разрабатывались по требованиям, которые ГУК согласовывало с ведомством протопресвитера18. Церковное хозяйство вели по общим для всех правилам, установленным согласно своду законов и указов Святейшего правительствующего синода19, но с обязательным учётом корабельных условий.

К началу ХХ века судовые церкви оборудовались на императорских яхтах, кораблях 1 ранга, на некоторых кораблях 2 ранга, учебных судах, военных транспортах и плавучих тюрьмах.

Поскольку православие являлось государственной религией Российской империи, а Русская православная церковь — частью госаппарата, создание судовых (корабельных) церквей, материальное обеспечение всех религиозных обрядов и содержание священнослужителей на кораблях полностью финансировались государством. Материальные взносы прихожан-военнослужащих, поступавшие в качестве добровольных пожертвований в корабельные кассы, строго учитывались и расходовались на благотворительные цели и обустройство самих церквей.

На кораблях 1 ранга помимо штатного судового священника из числа офицеров приказом командира корабля назначался ктитор, а из числа нижних чинов — церковник. Ктитор заботился о внутреннем обустройстве церкви и совместно со священником вёл книгу приходов и расходов церковных сумм. В заведовании церковника находились церковное помещение и вся утварь20. Из хорошо зарекомендовавших себя нижних чинов назначался образной матрос, который смотрел за судовым образом и помогал прислуживать в походной судовой церкви.

Однако к началу ХХ века, судя по сохранившимся архивным документам, чёткого и строгого единообразия в оборудовании судовых церквей не существовало, т.к. многие военные корабли были спроектированы до принятия вышеперечисленных документов. Так, в отчёте протопресвитеру военного и морского ведомств «О состоянии судовых церквей к началу 1916 года» благочинный Черноморского флота докладывал:

«1. На линейном корабле “Императрица Мария” церковь <…> помещается в носовой части корабля. Иконостас деревянный, разборный. Богослужение большей частью совершается на юте, где устанавливается удобная и обширная палатка, становится походный иконостас и пр. Утвари достаточно, ризница прекрасная <…>

2. На линейном корабле “Императрица Екатерина Великая” <…> храм очень мал и не может вместить всех желающих молиться <…>

3. На линейном корабле “Евстафий” <…> алтарь храма деревянный, постоянный, неразборный. Молящиеся помещаются в прилегающих к алтарю жилых помещениях.

4. На линейном корабле “Иоанн Златоуст” <…> храм снабжен утварью и ризницей, хотя не богато, но достаточно.

5. На линейном корабле “Пантелеймон” храм <…> во всех отношениях удобен.

6. На линейном корабле  “Три Святителя” <…> храм хороший, утвари церковной даже более чем достаточно. Утварь церковная приобреталась постепенно, с годами. <…> Большей частью на средства от продажи свечей. Есть в церкви и жертвенные вещи от командира <…>

7. На линейном корабле “Ростислав” церковь разборная, хотя и разбирается только на время выходов на артиллерийские стрельбы. В летнее время алтарь переносится на ют, а обыкновенно алтарь размещается в спардеке в части с караульным помещением  и между машинными люками.

8. На линейном корабле “Синоп” <…> помещение церковной каюты удобное.

9. На линейном корабле “Георгий Победоносец” храм постоянный, но может в случае надобности разбираться и переноситься, что делается в летние жаркие воскресные дни, когда храм выносится на шканцы. <…> Церковная каюта находится за алтарной стеной, довольно просторная <…>.

10. На крейсере “Кагул” церковь деревянная разборная, для богослужения собирается в летнее время на верхней палубе — на юте, в остальное время — в средней части жилой палубы.

11. На крейсере “Память Меркурия” церковь разборная. Помещение, где устраивается церковь, довольно тесное, недостаточно чистое, так как угольные ямы, здесь выходящие, дают много пыли» и т.д.21

На основании некоторых документов можно представить облик судовой церкви. Начнём с её примерного расположения. На сохранившихся чертежах, которые были отредактированы и опубликованы в книге «Крейсер “Аврора”. Памятник отечественного кораблестроения», на стр. 30, 31 изображена схема батарейной палубы с указанием общего расположения корпусных конструкций, вооружения, технических средств и оборудования. В носовой части хорошо просматривается план судовой церкви с образцовым иконостасом. На батарейной палубе в соответствии с проектными чертежами напротив броневой трубы схематично определено место для алтаря судовой церкви. Её площадь составляла около 11 м2. Рядом по левому борту — довольно просторная каюта с кладовой для хранения церковной утвари. Прилегавшая к алтарной части палуба носила и другое название — «Церковная»22.

В соответствии с «Положением о снабжении…» иконостас для судовых церквей состоял из щитов и колонн к щитам, изготавливался по месту из соснового дерева, был отделан позолоченными карнизами и калёвками.

Каждая судовая церковь на военном судне освящалась и называлась в честь святого (чаще его именем называли корабль) либо евангельского или церковно-исторического события.

По традиции все русские военные корабли имели свою чтимую икону или судовой образ — главную святыню. По своей сути икона была одного сюжета, но их могло быть несколько. В соответствии с руководящим документом «Положение о снабжении…» с 1897 года судовой образ помещался в киот. Существовали две модификации киотов. Главный образ в киоте с лампадой предназначался для одного из командных помещений. Для такой иконы киот был большего размера.

Киоты (их должно было быть несколько на корабле), уже меньшего стандартного размера и другой конструкции, полагались в приёмную и столовую адмирала, кабинет и приёмную командира, кают-компанию офицеров, кают-компанию старших боцманов и кондукторов, а также в лазарет23.

Для судовых образов использовались лампады особой конструкции. Они предназначались для расположения перед местными, праздничными иконами и для Горнего места. Так, лампада перед местными образами изготавливалась из посеребрённой бронзы, в середину ввинчивалась металлическая свеча, в неё вставлялась металлическая лампадка или трубка с пружиной, куда помещалась горящая восковая свеча. По окружности располагались три места для крупных и шести мелких свечей. Во избежание падения свечей во время качки к подсвечнику приделывалась особая розетка с отверстиями — через них свечи вставлялись в места размещений. Для устранения раскачивания всей лампады к середине киота был привёрнут бронзовый посеребрённый кронштейн, в котором фиксировалась нижняя часть лампады24. Конструкция всех лампад была примерно одинаковой, в ней предусматривались самые простые меры против возгорания.

Прохождение каждого предмета богослужения для судовой церкви (от его создания до принятия на снабжение) было следующим. Комиссия по установлению образцов, состоявшая при Главном управлении кораблестроения, разрабатывала рисунки и чертежи, подробно их описывала. Затем все рисунки, чертежи с описанием образцов утверждались в Адмиралтейств-совете Морского министерства, а также цензором Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета. Иконостасы для походных церквей изготавливались непосредственно на российских судостроительных заводах в соответствии с подробными чертежами, которые находились в альбоме дельных вещей. В начале каждого года по приказанию управляющего Морским министерством Отдел заготовлений объявлял открытый конкурс на поставку необходимых вещей для нужд флота, в том числе и предметов для судовой церкви. В газетах размещались объявления о конкурсе. Также информация рассылалась в различные фирмы, компании и на заводы, которые занимались изготовлением необходимых для совершения богослужения предметов.

Всем желавшим принять участие в конкурсе предлагалось ознакомиться с рисунками и чертежами, которые находились в общей чертёжной Нового адмиралтейства (Санкт-Петербург). Контракты на закупку церковной утвари, облачения и икон заключались с февраля по апрель по выгодным для Морского министерства ценам.

Церковные книги для походной судовой церкви издавались в Синодальной типографии, а приобретались за наличный расчёт в Синодальной книжной лавке или специализированном книжном магазине книготорговца И.Л. Тузова.

Серебряная церковная утварь заказывалась, как правило, в фирмах «Братья Щёлкины» и «Фраже», торговых домах Морозова и Павла Сидякова. Медные и мельхиоровые изделия приобретались у купца С.И. Растеряева. Церковное облачение производили для нужд флота купцы В.Е. Сытов и В.А. Естифеев. Иконы писали в иконописных мастерских известные художники, имевшие академическое образование. Над судовыми образами трудились А.Н. Резцов, С.С. Судьбинский, Л.Д. Блинов, а также иконописцы товарищества «Сидорский и Ко»25.

В 1904 году в Военно-морском музее приступили к созданию отделения, в котором должен был располагаться «магазин образцов снабжения судов флота», чтобы посетители музея смогли не только увидеть историю флота, но и прочувствовать всю жизненную обстановку военного судна, все потребности флота. В 1907 году отделение заняло достойное место в музее. Бесспорно, экспозиция, посвящённая судовой церкви, занимала одно из центральных мест. К сожалению, на сегодняшний день судьба её остаётся неизвестной26.

После утверждения Морским министерством в 1914 году последнего в истории Российского Императорского флота «Положения о снабжении судов постоянными предметами, запасами и материалами по части шкипера» в него в соответствии с новой судостроительной программой были внесены некоторые незначительные изменения в части обустройства судовых церквей. Это коснулось уточнённого перечня Святых икон, список был значительно дополнен. В документе указано, что на суда I и II рангов, не имевшие походных церквей, а также на некоторые суда III ранга по особому требованию командира отпускать только те вещи, которые упомянуты особым образом в «Положении о снабжении…». На минные суда и на суда III и IV рангов полагались: образ Христа Спасителя, Молитвослов, Псалтырь и Часослов. На действующих судах, находившихся в вооружённом резерве и на паровом отоплении, судовые церковные вещи и облачения всегда хранились на корабле, а с остальных судов сдавались в экипажные магазины27.

Отметим, что в российском флоте уважительно относились и к верующим других конфессий, например, к мусульманам и иудеям. По уставу иноверцам разрешалось служить общественные молебны по правилам своей веры. Для этого командир выделял специальное место на корабле. При заходах в порты, а также в главные мусульманские или иудейские праздники командир корабля освобождал иноверцев от службы и увольнял на берег для посещения храмов и совершения религиозных обрядов28.

За время почти векового перерыва опыт по обустройству судовых (корабельных) церквей, их проектированию, строительству и эксплуатации был утрачен. Сегодня, к сожалению, отсутствует отвечающий современным требованиям подход к формированию походных церквей на кораблях Военно-морского флота. Предстоит немало сделать для того, чтобы они были удобными и безопасными в эксплуатации, выразительными по архитектуре и соответствовали православным канонам.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Коршунов Ю.Л., Прасников В.Б., Антонова Н.В., Добрякова М.А. Исторические и правовые аспекты православной церкви на флоте. СПб.: 1 ЦНИИ МО РФ, 2003. С. 6.

2 Там же.

3 Устав Морской. О всем, что касается к доброму управлению в бытность флота на море. СПб.: тип. Морского шляхетского корпуса, 1763. С. 178—180.

4 Антонова Н.В. О Морском уставе, походной церкви и богослужении на корабле. Материалы научно-практической конференции «Константиновские чтения». СПб.: ОРЕОС, 2007. С. 84.

5 Головнин А.В. Записки для немногих. СПб.: Нестор, 2004. С. 122.

6 Там же.

7 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 283. Оп. 2. Т. 2. Д. 5688. Л. 1—18.

8 Житков К.Г. Светлой памяти великого князя Константина Николаевича генерал-адмирала Русского Флота // Морской сборник. 1912. № 1—2. С. 22, 23.

9 Государственный архив Российской Федерации. Ф. 678. Оп. 1. Д. 771. Л. 211, 211 об.

10 Обзор работ Комитета, учрежденного в 1850 году для составления Морского Устава. СПб.: тип. Морского министерства, 1853. С. 75, 88.

11 РГА ВМФ. Ф. 238. Оп. 2. Т. 2. Д. 5893.

12 Описания образцов дельных вещей, отпускаемых на суда флота, с приложением, к некоторым описаниям, руководств для выделки и правил их употреблению. СПб.: тип. Морского министерства, 1876. С. 37—41.

13 Рисунки и чертежи, следующие к «Описанию образцов дельных вещей, отпускаемых на суда флота». СПб.: тип. Морского министерства, 1876. Рис. 247—274.

14 Положение о снабжении судов постоянными предметами, запасами и материалами по части шкипера, для руководства при составлении штата. Снабжения каждого корабля, в отдельности. СПб.: тип. Морского министерства, 1897. С. 352—362.

15 Там же. С. 351.

16 Там же. С. 352.

17 Описание предметов, вошедших в Положение о снабжении судов издания 1897 года. Составлено Комиссией по установлению образцов, состоящей при Главном управлении кораблестроения и снабжения. СПб.: тип. Морского министерства, 1903. С. 217—235.

18 Коршунов Ю.Л., Прасников В.Б., Антонова Н.В., Добрякова М.А. Указ. соч. С. 15.

19 Более подробно см.: Чижевский И.Л. Церковное хозяйство или Правила и постановления касательно благоустройства храмов и церковного имущества, извлеченные из свода законов и указов Святейшего Правительствующего синода. Харьков: тип. окружного штаба, 1875. С. 1—11, 50—58, 330—336.

20 Коршунов Ю.Л., Прасников В.Б., Антонова Н.В., Добрякова М.А. Указ. соч. С. 15, 16.

21 Там же.

22 Буров В.Н., Юхнин В.Е. Крейсер «Аврора». Памятник истории отечественного кораблестроения. Л.: Лениздат, 1987. С. 30, 31.

23 Положение о снабжении судов постоянными предметами… С. 62, 63.

24 Описание предметов, вошедших в Положение о снабжении судов издания 1897 года… С. 223.

25 Более подробно см.: Отчеты Главного управления кораблестроения и снабжения по отделу заготовлений за 1901—1910 гг. СПб.: тип. Морского министерства, 1902—1911.

26 Морской музей России. Центральный военно-морской музей / Под общ. ред. Е.Н. Корчагина. СПб.: Палас, 2000. С. 70, 71.

27 Положение о снабжении судов постоянными предметами, запасами и материалами по части шкипера. Пг.: тип. Морского министерства, 1915. С. 355—371.

28 Коршунов Ю.Л., Прасников В.Б., Антонова Н.В., Добрякова М.А. Указ. соч. С. 12.