Подводные силы Германии в начале её агрессии против СССР

image_print

Аннотация. В статье отражены результаты анализа состояния подводных сил германского военно-морского флота (кригсмарине, нем. Kriegsmarine), включая количество кораблей и объёмы их строительства, а также систему подготовки кадров подводников к началу Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Исследование позволило сделать выводы: подводные силы кригсмарине переживали бурный рост, но вследствие ограниченного боевого состава в 1941 году не смогли оказать сколько-нибудь заметного влияния на ход войны на море, в т.ч. против СССР, на выполнение стратегического плана нападения нацистской Германии на СССР «Барбаросса». Строительство и ввод в строй новых подлодок, а также отлаженная система подготовки их экипажей создали условия для достижения в 1942 году германскими подводными силами значительных результатов в боевых действиях на британских морских коммуникациях, против северных конвоев союзников по антигитлеровской коалиции и в Средиземноморье.

Ключевые слова: Советский Союз; гитлеровская Германия; подготовка к нападению на СССР; Великая Отечественная война; военно-морской флот (военно-морские силы) Третьего рейха (кригсмарине); подводные лодки; подготовка офицеров-подводников и экипажей субмарин.

Summary. The paper presents an analysis of the state of the German Navy’s submarine forces (Kriegsmarine) at the beginning of the Great Patriotic War (1941—1945), including the number of ships, their construction volume, and the training system for submarine personnel. The study concludes that the Kriegsmarine submarine forces experienced rapid growth, but due to limited combat strength in 1941, they could not significantly impact the course of the war at sea, including against the USSR. This includes the implementation of the strategic plan Barbarossa, which was the plan of attack of Nazi Germany on the USSR. The construction and commissioning of new submarines, as well as a well-established system for training their crews, created the conditions for significant results in combat operations by German submarine forces against British sea communications in 1942. These operations included attacks on the northern convoys of the Allies in the anti-Hitler coalition and in the Mediterranean.

Keywords: Soviet Union; Hitler’s Germany; preparations for an attack on the USSR; Great Patriotic War; Third Reich Navy (Kriegsmarine); submarines; training of submarine officers and crews.

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

МОРОЗОВ Мирослав Эдуардович — старший научный сотрудник Центра военной истории России Института российской истории РАН, полковник запаса, кандидат исторических наук

«ВРЕМЯ, ПОТЕРЯННОЕ ПРИ РАЗВИТИИ ЭТОГО БЫСТРОРАСТУЩЕГО РОДА СИЛ ФЛОТА, ВПОЛНЕ ВЕРОЯТНО, УЖЕ НЕЛЬЗЯ БУДЕТ НАВЕРСТАТЬ»

Подводные силы Германии в начале её агрессии против СССР

Большинство работ об участии германских подводных сил во Второй мировой войне содержат общую оценку их состава к сентябрю 1939 года и гораздо реже — к началу агрессии против СССР. Отечественные исследователи в третьем томе 12-томного фундаментального труда «История Второй мировой войны 1939—1945» отметили, что за предвоенные годы в Германии построили 57 подлодок (ПЛ), а «с начала войны по июнь 1941 г. — 147»1. Общее количество германских подлодок к нападению на СССР определили в 1612. Основой данной оценки послужили материалы исследования военно-морских историков Л.М. Еремеева и А.П. Шергина «Подводные лодки иностранных флотов во Второй мировой войне»3. Авторы вышедшего в 2012 году второго тома 12-томника «Великая Отечественная война 1941—1945 годов» повторили те же данные о строительстве подлодок, но их общее число к июню 1941 года уменьшили примерно на четверть — до 1224. В упомянутых работах нет оценки состава и состояния подводных сил кригсмарине в июне 1941 года, когда для участия в агрессии против СССР немцы выделили лишь несколько субмарин5. В трудах советских военно-морских историков6, как правило, внимание сосредоточено на составе группировок военно-морских сил противника на конкретных морских театрах военных действий (МТВД). Такой подход избавлял от необходимости анализировать состояние всего германского флота и его подводных сил. В данной статье предпринята попытка восполнить этот пробел, представить читателям результаты анализа состояния подводных сил кригсмарине к началу Великой Отечественной войны.

Особое внимание к строительству подводных кораблей в Третьем рейхе было обусловлено, во-первых, значительными успехами немецких подлодок в уничтожении кораблей и судов стран Антанты в годы Первой мировой войны. Они вызвали запрет для Германии строить, приобретать и содержать подлодки Версальским договором 1919 года. После отказа Германии в 1935 году от выполнения его военных статей там развернули строительство субмарин. К началу Второй мировой войны в кригсмарине входили 57 подлодок нескольких серий (типов, нем. — Typ): 30 малых II серии, 18 средних VII серии и 9 больших I и IX серий7.

Во-вторых, Германия, готовясь к широкомасштабной войне на суше, не могла выделять достаточно средств и производственных мощностей на создание сильного океанского флота одновременной постройкой подводных и крупных надводных кораблей. И сделала выбор в пользу подлодок составленным в конце 1938 года так называемым «Планом Z» постройки к концу 1947 года мощного флота. А. Гитлер 1 ноября 1938 года одобрил один из трёх вариантов плана, представленных ему главкомом кригсмарине генерал-адмиралом Э. Редером8. По нему число германских субмарин к концу 1943 года должно было вырасти до 174, к концу 1947-го — до 2499. Главное командование кригсмарине в то время считало: «Чтобы превратить военно-морской флот в эффективное боевое средство, надо наметить центр тяжести в деле выполнения судостроительной программы. Она планируется таким образом, что вначале предпочтение отдаётся тем военно-морским силам, которые способны самостоятельно вести военные действия в океане. С этой целью к 1943 г. должна быть полностью выполнена программа строительства подводного флота по подводным крейсерам, минным заградителям и лодкам с дальним радиусом действия… Большая часть линкоров и сопровождающих их кораблей — авианосцев и разведывательных крейсеров — переходит во вторую часть судостроительной программы»10.

После начала Второй мировой войны строительство крупных кораблей, заложенных по «Плану Z», было прекращено, все мощности судостроительных заводов переключили на строительство более простых и дешёвых подлодок. «К тому времени уже никто не сомневался, — писал в своих мемуарах бывший командующий подводными силами Германии гросс-адмирал К. Дёниц, — что постройка максимально возможного числа субмарин является нашей насущной задачей, решению которой следует посвятить все наши силы и энергию»11. По принятому в октябре 1939 года мобилизационному плану строительства кораблей за 2 года планировалось ввести в строй 228 подлодок, из них 20 II серии, 146 VII, 60 IX и 2 подводных минных заградителя Х серии12.

Боевые действия в Атлантике с началом Второй мировой войны подтвердили высокую результативность подлодок стран «оси». Они за 4 месяца 1939 года потопили 147 торговых судов суммарным тоннажем 509 тыс. брутто-регистровых тонн (брт) (в среднем ежемесячно — около 37 судов, 127 тыс. брт). В 1940 году — 520 судов общим тоннажем 2463 тыс. брт (среднемесячно 43 судна, 205 тыс. брт)13. По данным британского историка С. Роскилла, потери Великобритании и нейтральных стран, вызванные подлодками стран «оси» (без учёта применения ими минного оружия), в 1939 году составили 51 проц. всех потопленных судов, 56 проц. потерянного тоннажа, в 1940-м, соответственно, — 44 проц. и 55 проц. По результативности субмарины занимали первое место среди родов сил, участвовавших в нарушении британских морских коммуникаций14. Это привело германское военно-морское командование к мысли о возможности победы над Великобританией её морской блокадой германским флотом, в которой главную роль должны были играть подлодки.

Подготовка к войне против СССР и корректировка германской программы производства вооружений 20 сентября 1940 года незначительно повлияли на планы строительства подлодок. Число субмарин, которые намечали ввести в состав кригсмарине с начала Второй мировой войны, до 1 октября 1941 года, сократили с 228 до 20015. Это число германское командование не считало конечным. Ещё до начала войны командовавший подводными силами кригсмарине капитан цур зее (соответствует российскому званию капитан 1 ранга) К. Дёниц определил, что для морской блокады Великобритании необходимы 300 «фронтовых»16 подлодок, треть из них должна была готовиться к походам в портах, столько же — находиться в пути к районам боевых действий или обратно и 100 — действовать в этих районах17. Потребности в подлодках для будущей агрессии против СССР, для учебных формирований и прогнозы потерь требовали увеличения объёмов их строительства. Поэтому в дополнение к ПЛ, вступившим в строй к 5 октября 1940 года, германским верфям заказали строительство ещё 360 подлодок18. Затем их число продолжали наращивать. По скорректированному в очередной раз 20 декабря 1940 года плану военного судостроения для кригсмарине дополнительно заказали 52 подлодки. После его корректировки 4 марта 1941 года — ещё 78 ПЛ. По последнему до начала войны с СССР изменению от 5 июня того же года — ещё 18019. Общее количество субмарин, на строительство которых были заключены контракты с германскими верфями, достигло 60420. Их основные тактико-технические элементы21 представлены в таблице.

Скорректированный 5 октября 1940 года германский план военного судостроения предусматривал среднемесячный ввод в строй 23 субмарин (по 17,5 VII серии и 5,5 IX серии)22. Но темпы их строительства отставали от плановых (диаграмма 1). Вплотную приблизились к ним только в четвёртом квартале 1941 года. В результате в 1940—1941 гг. были введены в строй 269 новых подлодок.

Недостаточные темпы строительства и потери долгое время не давали Германии возможности существенно увеличить число «фронтовых» подлодок и тем более довести его до 300. Через 13 месяцев после начала войны, 1 октября 1940 года в кригсмарине были 63 ПЛ, лишь на 6 больше, чем 1 сентября 1939-го. При этом из-за необходимости перевода значительного числа субмарин в учебные для подготовки подводников число «фронтовых» ПЛ уменьшилось с 45 до 2123. В первой половине 1941 года выросло в 2,6 раза, с 22 до 58 (диаграмма 2), но всё ещё значительно отставало от потребностей группировок кригсмарине во «фронтовых» подлодках.

Изучение научной литературы привело к заключению: представленные в ней статистические показатели общего числа подлодок не дают объективной картины возможностей выполнения боевых задач германскими подводными силами, т.к. их определяло количество не всех субмарин, а «фронтовых» ПЛ. Установить их число в момент нападения Германии на СССР позволяют документы кригсмарине. По нашим подсчётам цифровых данных из архивных источников следует, что в кригсмарине 22 июня 1941 года входили 152 ПЛ, в т.ч. 48 проходивших подготовку (испытания, проверки и курс боевой подготовки экипажей перед их включением во «фронтовые» и первым боевым походом), 42 учебные, 6 экспериментальных и 56 «фронтовых» (37 проц.) с учётом 9 ПЛ II серии, временно переведённых во «фронтовые» в связи с нападением Германии на СССР. Без этих девяти 22 июня 1941-го «фронтовых» ПЛ насчитывалось 47 (31 проц.) из 152 подлодок, 1 июля того же года — 49 (32 проц.) из 154.

Непростой проблемой было обеспечение германских подводных сил квалифицированными кадрами. Офицеров кригсмарине готовило военно-морское училище в Мюрвике (ныне район Фленсбурга — самого северного города Германии в земле Шлезвиг-Гольштейн), в которое принимали выпускников средних школ. До Второй мировой войны срок обучения там составлял 3 года. Его особенностью было отсутствие разделения по воинским специальностям. Значительную часть времени занимали учебные плавания на парусных и других надводных кораблях, реже — на подлодках. После первого года обучения и сдачи экзамена курсантам присваивали воинское звание фенрих, с окончанием училища — лейтенант. Выпускников, распределённых в подводные силы, направляли в подводную школу (Unterseebootsschule, город Нойштадт-ин-Хольштайн в земле Шлезвиг-Гольштейн). Обучение в ней занимало 14 месяцев (9 — теоретическая подготовка и 5 — обучение торпедной стрельбе). После него каждого назначали в экипаж подлодки на должность 2-го вахтенного офицера24. За успешным освоением и выполнением в нескольких походах обязанностей по этой и следовавшей за ней должности 1-го вахтенного офицера25 могло последовать выдвижение на должность командира ПЛ.

Каждый офицер-подводник командных специальностей проходил курс торпедных стрельб в подводной школе, а зачисленные в кандидаты на должность командира ПЛ — дополнительный курс «командирских» торпедных стрельб при 24-й флотилии подлодок, базировавшейся в Данциге (ныне Гданьск, Польша), затем в Мемеле (ныне Клайпеда, Литва). Его завершала отработка каждым обучаемым 20—30 торпедных атак кораблей-мишеней с расходом 35—50 практических (учебных) торпед в ходе двухсуточных учений26.

В июне 1940 года подводную школу развернули в 1-ю учебную дивизию подлодок (1.Unterseebootslehrdivision — 1.ULD, место базирования — Пиллау, ныне Балтийск Калининградской обл., Россия). В неё входили два учебных батальона и учебная флотилия ПЛ. К ноябрю того же года сформировали вторую дивизию аналогичного состава в Готенхафене (ныне Гдыня, Польша)27.

С началом Второй мировой войны время подготовки германских офицеров-подводников сократили. По свидетельству бывших командиров подлодок Х. Шаффера и Г. Вернера, их обучение в училище и подводной школе заняло 2,5 года28.

Офицеров-инженеров для подлодок готовили отдельно от будущих вахтенных офицеров в других подразделениях подводной школы29. Рядовой состав экипажей ПЛ обучали в ней 6 месяцев. Торпедисты и радисты проходили дополнительный 5-недельный курс30. Унтер-офицеров подводных сил кригсмарине — штурманов, боцманов, фельдшеров, старшин мотористов и электриков готовили из рядовых подводников, хорошо зарекомендовавших себя в боевых походах. В 1943 году их учёба длилась 8 недель.

Несмотря на сокращение сроков подготовки и быстрое увеличение числа учебных формирований со второй половины 1940 года31, подводные силы кригсмарине с весны 1941 года испытывали дефицит кадров. Прежде всего — командиров подлодок. Многие германские офицеры-подводники были призваны и поступили в военно-морское училище в 1936 году, окончили его в июле 1939-го, к началу 1941 года прослужили в экипажах ПЛ менее двух лет и не успели накопить опыт, необходимый для назначения командирами подлодок. Эту проблему 4 февраля 1941 года отразил подводный отдел штаба руководства войной на море (РВМ) в докладе главнокомандующему кригсмарине, сообщив, что «в 1941 г. для занятия командирских должностей офицеры, поступившие на службу в 1935 и 1936 гг., могут быть использованы только ограниченно… Командование подводными силами считает призыв 1936 г. подходящим для командных должностей только после значительного периода службы вахтенными офицерами (примерно 10 боевых походов)». Для удовлетворения квартальной потребности в укомплектовании 70 вакантных должностей командиров ПЛ не смогли подобрать офицеров призыва 1935 года и более ранних призывов. Из кандидатов только 10 были призваны в 1935 году и ранее. С 1 апреля можно было использовать ещё 20 офицеров. Для подлодок, которые предстояло ввести в строй в ноябре и декабре 1941 года, не хватало 41 командира. Лишь у 13 кандидатов призыва 1936 года был опыт походов на ПЛ32. Германское военно-морское командование восполнило дефицит опытных командных кадров подводных сил переводом в них значительного числа офицеров призыва 1934 и 1935 гг. из экипажей надводных кораблей33.

После подводной школы моряков всех категорий и специальностей направляли в так называемый подводный батальон боевой подготовки (Unterseebootsausbildungsabteilung, иной вариант перевода — образовательный отдел, или отделение подготовки подлодок) в г. Плён (земля Шлезвиг-Гольштейн). Там из них формировали экипажи строившихся ПЛ. Примерно за месяц до окончания постройки подлодки на судостроительное предприятие прибывали будущий командир ПЛ (в кригсмарине его назначали в день подписания акта о приёмке субмарины34) и инженер-механик. Они должны были контролировать завершение постройки, приёмку систем, механизмов и приборов. Остальной экипаж продолжал обучение в батальоне и прибывал на завод позже. Сначала старшины мотористов и электриков, затем офицеры, унтер-офицеры и перед выходом подлодки на испытания — рядовой состав35. После заводских испытаний в день подписания приёмочного акта подлодку зачисляли в одну из флотилий36. Она сразу после церемонии подъёма флага отправлялась к месту дислокации одной из групп подводного приёмного командования (Unterseebootsabnahmekommando — UAK). Там в течение двух недель наряду с повторной проверкой работоспособности всех систем ПЛ сдаточный командир37 проверял умение экипажа эксплуатировать приборы и механизмы субмарины38. Одна из групп UAK проводила замеры уровня шумов ПЛ при движении под водой.

На следующем этапе боевой подготовки, занимавшем 25—35 суток, экипаж отрабатывал маневрирование, срочное погружение, устранение неисправностей и поломок, последствий боевых повреждений, а также погружение на максимальную глубину и двухсуточное плавание в подводном положении39.

Затем субмарину временно откомандировывали в учебные соединения — 25-ю (в Данциге) или 26-ю (Пиллау) флотилии ПЛ. Там на своей подлодке экипаж 14—16 дней отрабатывал выходы в торпедные атаки из надводного и подводного положений40.

Завершающий этап боевой подготовки на базе 27-й флотилии (Готенхафен, ныне Гдыня, Польша) продолжался 14, позже 10 дней и включал теоретическую (изучение боевого опыта подводных сил, накопленного в Атлантике, организации взаимодействия с другими силами флота и др.), а также практическую подготовку (два тактических учения в южной части Балтийского моря в условиях, максимально приближенных к боевым с отработкой нападения группы ПЛ на конвой из 3—5 кораблей-мишеней, двух плавбаз подлодок, 4—5 эскортных кораблей, иногда с участием нескольких самолётов). Положительная оценка за финальное учение завершала курс боевой подготовки, и ПЛ зачисляли в разряд «фронтовых». А после неудачи подлодку вновь привлекали к учению, иногда до пяти раз41.

Продолжительность подготовки новых ПЛ (проверок, испытаний и курса боевой подготовки экипажа) от подписания акта приёмки до зачисления во «фронтовые» составляла в конце 1940 — начале 1941 года 100—147 суток, в середине 1941 года — 72—16642. Эта подготовка требовала значительного количества учебных и вспомогательных кораблей и судов. Их не хватало. В упомянутом ранее докладе от 4 февраля 1941 года сказано: «Для обучения всего предусмотрены 68 подлодок (1 февраля 1941 г. в подводных силах кригсмарине были 48 учебных ПЛ. — Прим. авт.)… Из торпедоловов на данный момент есть 18 кораблей. Потребность в них составляет 35—42 корабля»43.

1 июля 1941 года в германских подводных силах насчитывалось 85 надводных кораблей и вспомогательных судов. В их числе 15 плавбаз, 17 плавказарм, 7 кораблей-мишеней, 2 торпедовоза, плавучая мастерская, 3 прочих вспомогательных судна, 21 торпедолов (13 старых и трофейных миноносцев, 5 сторожевых кораблей и 3 трофейных тральщика), 19 малых моторных тральщиков, использовавшихся для морской практики рядового и унтер-офицерского составов в подводной школе44.

6 марта 1941 года штаб РВМ направил подчинённым ему командующим директиву о задачах кригсмарине в связи с предстоявшим нападением на СССР, в которой подчёркивалось, что «главным направлением действий военно-морского флота и во время Восточной кампании однозначно остаётся Англия». Требовалось за 8 недель до нападения на СССР перевести все формирования, обеспечивавшие боевую подготовку экипажей подлодок, из Данцигской бухты в район Тронхейма (Норвегия), группы UAK — в западную часть Балтийского моря45. 20 марта командующий подводными силами, выросший в звании до вице-адмирала, К. Дёниц предложил начальнику РВМ адмиралу О. Шнивинду перевести в Тронхейм 24, 25 и 27-ю флотилии подлодок, а подводную школу оставить в Данциге и продолжать обучение без выходов учебных подлодок в море, мотивировав это тем, что для них опасность вражеских воздушных налётов и мин в Кильской бухте была не меньшей, чем в Данцигской, а также нецелесообразностью прерывать учебный процесс. В конце документа он отметил: «Ясно обозначенная оперативным управлением штаба РВМ главная точка приложения усилий в ведении подводной войны против Англии принуждает к тому, чтобы по возможности уменьшить любую помеху в обучении, т.к. в противном случае завершёнными постройкой к лету и осени большими подлодками некому будет управлять. Время, потерянное при развитии этого быстрорастущего рода сил флота, вполне вероятно, уже нельзя будет наверстать…»46. Предложения Дёница утвердил главком кригсмарине, в то время уже гросс-адмирал47 Э. Редер. Перевод упомянутых флотилий начали в конце мая и завершили ко 2 июня 1941 года48. В сентябре того же года их вернули на восток Балтики.

Анализ архивных материалов кригсмарине и других источников привёл к следующим выводам.

Хотя от начала Второй мировой войны до нападения Германии на СССР подводные силы кригсмарине стремительно росли, они к началу Великой Отечественной войны не обладали достаточным количеством «фронтовых» подлодок для участия в военных действиях на Северном и Балтийском МТВД против группировок ВМФ СССР и решения других задач, успешной морской блокады Великобритании. Немцам пришлось временно перевести во «фронтовые» 9 учебных подлодок, оторвав их на 3—4 месяца от учебного процесса49. Вместе с тем германскому военно-морскому командованию удалось создать систему эффективной подготовки подводников, которая обеспечила экипажами большое количество новых ПЛ и тем самым способствовала достижению в 1942 году значительных результатов боевого применения подводных сил кригсмарине на британских морских коммуникациях в Атлантике, против северных конвоев союзников по антигитлеровской коалиции и в Средиземноморье.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 История Второй мировой войны 1939—1945 в 12 т. Т. 3. М.: Воениздат, 1974. С. 290.

2 Там же. С. 290, 325.

3 Еремеев Л.М., Шергин А.П. Подводные лодки иностранных флотов во Второй мировой войне. М.: Воениздат, 1962. С. 21, 27.

4 Великая Отечественная война 1941—1945 годов в 12 т. Т. 2. М.: Кучково поле, 2012. С. 430, 467.

5 Подробнее см.: Морозов М.Э. «Следует пожертвовать определённым отставанием в учебном процессе ради применения подводных лодок на Балтике…». Планирование применения германских подлодок в операции «Барбаросса» // Военно-исторический журнал. 2018. № 7. С. 22—29.

6 Военно-морской флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. в 3 т. М.: Воениздат, 1959—1962. Т. 1. С. 94; Т. 2. С. 5; Т. 3. С. 8, 9; Боевая летопись Военно-морского флота 1941—1942 гг. М.: Воениздат, 1992. С. 19, 115, 116, 268.

7 Еремеев Л.М., Шергин А.П. Указ. соч. С. 21, 22.

8 Редер Эрих // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (БРЭ ЭВ). URL: https://bigenc.ru.

9 Roessler E. The U-boat: The Evolution and Technical History of German Submarines. London: Cassel; New York: Sterling Pub, 2001. Р. 116.

10 Цит. по: Руге Ф. Война на море 1939—1945 / Пер. с нем. М.: Воениздат, 1957. С. 59.

11 Дёниц К. Десять лет и двадцать дней / Пер. с нем. М.: Центрполиграф, 2007. С. 56.

12 The U.S. National Archives and Records Administration (NARA). T-1022. PG 31795. Fr. 455.

13 Blair C. Hitler’s U-boat war. The hunters, 1939—1942 in 2 vol. Vol. 1. New York: Modern Library, 2000. P. 771.

14 Роскилл С. Флот и война в 3 т. Т. 1 / Сокр. пер. с англ. М.: Воениздат, 1967. С. 540, 541.

15 NARA. T-1022. PG 31795. Fr. 451, 455.

16 «Фронтовые» ПЛ (нем. — Frontboote), официальный термин кригсмарине в годы Второй мировой войны, подлодки с полностью подготовленными к боевым действиям экипажами в отличие от недавно вступивших в строй ПЛ, экипажи которых проходили курс боевой подготовки перед выходом в первый боевой поход (Ausbildungsboote), и учебных ПЛ (Schulboote).

17 Дёниц К. Указ. соч. С. 42, 43.

18 NARA. T-1022. PG 32115. Fr. 298—306.

19 Ibid. Fr. 392; PG 32116. Fr. 549.

20 Ibid. T-1022. PG 32116. Fr. 663—680.

21 Тактико-технические элементы (ТТЭ) — совокупность количественных характеристик надводных кораблей и подлодок. См.: Тактико-технические данные // Военно-морской словарь. М.: Воениздат, 1990. С. 420.

22 NARA. T-1022. PG 32115. Fr. 294.

23 Еремеев Л.М., Шергин А.П. Указ. соч. С. 26.

24 Miller D. U-Boats: History, Development and Equipment, 1914—1945. London, 2000. P. 131. В кригсмарине должность 2-го вахтенного офицера примерно соответствовала должности командира артиллерийской боевой части в ВМФ СССР.

25 В кригсмарине должностные обязанности 1-го вахтенного офицера были аналогичны обязанностям помощника командира и командира минно-торпедной боевой части в ВМФ СССР.

26 Muller W. Kriegsschauplatz Ostsee 1919—1945. Band 6: 1943. Unter Berücksichtigung der Schiffsverluste aller Nationen. Martenshagen, 2020. S. 78.

27 См.: Lohmann W., Hildebrand H. Die deutsche Kriegsmarine 1939—1945. 3 Bde. Bad Nauheim: Podzun-Verlag, 1959. Bd. 2. S. 1, 2.

28 NARA. T-1022. PG 32173. Fr. 580; Шаффер Х. Легендарная подлодка U-977: воспоминания командира немецкой субмарины, 1939—1945 / Пер. с англ. М.: Центрполиграф, 2008. С. 53—94; Вернер Г. Стальные гробы. Немецкие подводные лодки: секретные операции 1941—1945 гг. / Пер. с англ. М.: Центрполиграф, 2001. С. 120—122.

29 Muller W. Op. cit. S. 62.

30 Ibid.

31 См.: Lohmann W., Hildebrand H. Op. cit. S. 1, 2.

32 NARA. T-1022. PG 32173. Fr. 580, 581.

33 Например, из назначенных командирами немецких ПЛ в июне 1941 г. офицеры, призванные в 1935 г. и ранее, составили 93 проц. (14 из 15), в сентябре того же года — 100 проц. (все 15), в декабре 1941 г. 91 проц. (20 из 22). См.: Lohmann W., Hildebrand H. Die deutsche Kriegsmarine 1939—1945. 3 Bde. Bad Nauheim: Podzun-Verlag, 1959. Bd. 3. Heft 290—299; The Men of the U-boats // Uboat.net. URL: https://uboat.net/men/commanders/.

34 До подписания акта приёмки подлодки и в тот же день — назначения офицера командиром ПЛ его пребывание на судостроительном предприятии считалось продолжением подготовки, т.н. строительно-учебным курсом (Baubelehrung).

35 Miller D. Op. cit. P. 137.

36 В августе 1941 г. две флотилии были выделены из общего состава подводных сил. В них зачисляли ПЛ на период боевой подготовки. В 4-ю флотилию — ПЛ IX серии, в 5-ю — ПЛ VII серии. См.: NARA. T-1022. PG 36674. Fr. 810.

37 Сдаточный командир — назначенный UAK на время до окончательной передачи новой подлодки заказчику, ответственный за её безопасное плавание в этот период.

38 Miller D. Op. cit. P. 137.

39 С сентября 1941 г. для контроля этого этапа подготовки была сформирована так называемая группа технической боевой подготовки для «фронтовых» подлодок (Technische Ausbildungsgruppe fur Frontunterseeboote — Agru Front). См.: Muller W. Op. cit. S. 89.

40 Ibid. S. 84.

41 Ibid. S. 86; 27th Flotilla // Uboat.net. UTL: https://uboat.net/flotillas/27flo.htm.

42 Например, приёмочный акт ПЛ U-110 подписали 21 ноября 1940 г., во «фронтовые» её зачислили 28 февраля 1941 г., U-109, соответственно, 5 декабря 1940 г. и 30 апреля 1941 г., U-374 — 21 июня и 31 августа 1941 г., U-753 — 18 июня и 30 ноября 1941 г. См.: U-109 // Uboat.net. UTL: https://uboat.net/boats/u109.htm; U-110 // Ibid. UTL: https://uboat.net/boats/u110.htm; U-374 // Ibid. UTL: https://uboat.net/boats/u374.htm; U-753 // Ibid. UTL: https://uboat.net/boats/u753.htm.

43 NARA. T-1022. PG 32173. Fr. 578, 579.

44 Ibid. PG 36674. Fr. 683—692.

45 Ibid. PG 33397. Fr. 767, 784, 785.

46 Ibid. Fr. 794—796.

47 Редер Эрих // БРЭ ЭВ.

48 Kriegstagebuch (КТВ) der Seekriegsleitung 1939—1945. Teil A. Bd. 22. Juni 1941. Bonn: Mittler, 1990. S. 11.

49 Подробнее см: Морозов М.Э. Указ. соч. С. 22—29.

Иллюстрации с сайтов: ru.pinterest.com; waralbum.ru; thirdreichruins.com; war-book.ru и из книги — Koehl F., Niestle A. Vom Original Zum Modell: Uboottyp VIIC. Bonn: Bernard & Graefe Verlag, 2006. S. 49.