Евгений Павлович Тверитинов — пионер применения электричества на флоте Российской империи 

image_print

Аннотация. В статье раскрываются вопросы зарождения электротехнической специальности на кораблях, подготовки военных кадров для эксплуатации корабельного электрооборудования. Представленный материал основан на фондах Российского государственного военного исторического архива и литературе, в своей совокупности позволяющих получить объективное представление о становлении и формировании системы подготовки корабельных специалистов-электриков, технических новшеств в этой области в отечественном Военно-морском флоте за более чем 135 лет существования электротехнической специальности. Новизна содержания статьи заключается в подробном изложении деятельности специалиста по минной и судовой электротехнике, пионера в области корабельной электроэнергетики генерал-майора по Адмиралтейству Тверитинова Евгения Павловича.

Ключевые слова: электрические аккумуляторы; динамо-машины; решётчатые пластины; электроосвещение; судовое электричество; катер-электроход; броненосные корабли; Минные офицерские классы; Е.П. Тверитинов; С.О. Макаров; А.С. Попов; Александр III; Кронштадт.

Summary. In this paper, the questions of formation of the specialty of electricians on ships, training of military personnel for operation of electric equipment of ships are revealed. The presented material is based on the resources of the Russian State Military Historical Archive and literature, which together allow to get an objective view of the formation and development of the system of training of ship electricians, technical innovations in this field in the Russian Navy for more than 135 years of the electrical specialty. The novelty of the content of the paper lies in the detailed description of the activities of the specialist in mine and ship electrical engineering, a pioneer in the field of ship electrical engineering Major General of the Admiralty Tveritinov Evgeny Pavlovich.

Keywords: Electric batteries; dynamo machines; lattice plates; electric lighting; ship electricity; electric boat; battleships; mine officer classes; Ye.P. Tveritinov; S.O. Makarov; A.S. Popov; Alexander III; Kronstadt.

ЗАБЫТОЕ ИМЯ

СЕННОЙ Николай Николаевич — начальник кафедры ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», капитан 1 ранга, кандидат технических наук, доцент

ЦВЕТКОВ Павел Николаевич — заместитель начальника кафедры ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», капитан 1 ранга, кандидат технических наук, доцент

ДИДКОВСКИЙ Дмитрий Александрович — оператор научной роты ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», старший матрос

«ТЯЖЕЛЫЙ И ОБШИРНЫЙ ТРУД ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА В МОРСКОМ ДЕЛЕ»

Евгений Павлович Тверитинов — пионер применения электричества на флоте Российской империи

Практически 135 лет в Военно-морском флоте России ведётся подготовка специалистов по электротехническим специальностям. Начиналась она в 1888 году на Минных офицерских классах в Кронштадте под руководством первого русского флотского электрика, специалиста по минной и корабельной электротехнике генерал-майора по Адмиралтейству Е.П. Тверитинова.

Евгений Павлович Тверитинов был видным русским электротехником последней четверти XIX века и одним из первых в мире электротехников, специализировавшихся на приложении электричества к морскому делу. Эти разработки уже в тот период не ограничивались только минным делом; они охватывали судовое освещение, маячное дело, электрический привод судовых механизмов, аккумуляторы. Успешно работая много лет в этих областях, Евгений Павлович накопил огромный опыт и слыл образованнейшим теоретиком и практиком своего времени в области электрических машин. Он был одним из первых преподавателей электрических дисциплин, автором прекрасных и доступных учебных руководств, активным деятелем русской технической общественности.

Евгений Павлович Тверитинов родился 19(31) мая 1850 года в Кронштадте в дворянской семье потомственного морского офицера Павла Петровича Тверитинова, правнук генерал-майора Адмиралтейства Алексея Владимировича Тверитинова. Он происходит из мелкопоместных дворян Рязанской губернии; представители этой фамилии начали служить во флоте ещё в XVIII веке, и морская служба стала семейной традицией Тверитиновых1. По свидетельству современников Евгений Павлович рос ласковым, любившим родителей и любознательным мальчиком. Мать Евгения умерла, когда ему исполнилось 9 лет, а через 3 года умер и его отец. Он остался круглой сиротой. После смерти родителей мальчик был отдан на воспитание сестре матери — Любови Ивановне Стариковой.

Евгений увлекался чтением книг и особенно любил рассказы о морских путешествиях, о заморских странах. С детства полюбил он море и флот. В 1867 году Евгений по прошению Л.И. Стариковой был определён воспитанником в Морской кадетский корпус, который в том же году переименовали в Морское училище2. Его пребывание в Морском училище протекало в один из лучших периодов существования этого учебного заведения. Примечательно, что в учебном плане здесь придерживались правила «как можно меньшему учить, как можно больше предоставлять учиться самим», а поэтому в училище был заведён такой распорядок дня, что у воспитанников всегда оставалось свободное время, не раздробленное на небольшие промежутки, для самостоятельных занятий и самообразования.

Плавание — лучшая школа для моряка. Каждый год в летнее время воспитанники Морского училища отправлялись в плавание по Балтийскому морю, где изучали морское дело на практике, исполняя обязанности матросов и офицеров.

В 1871 году, окончив училище одним из первых по выпуску и получив звание мичман, Евгений Тверитинов был направлен для прохождения службы в 5-й флотский экипаж, находившийся в Кронштадте. Как успешно окончивший курс Тверитинов принял участие в длительном заграничном плавании на парусно-винтовом 11-пушечном фрегате «Светлана». Борьба со штормами, ураганами, смерчами и другими опасностями, подстерегавшими парусный корабль на каждой миле, развивала у гардемаринов мужество, отвагу и профессиональное мастерство, которым отличались русские моряки.

В ходе этого двухгодичного кругосветного плавания в 1872—1873 гг. Тверитинов посетил Японию, Кубу, Бразилию, Китай, США и другие страны. Всю жизнь в кругу семьи или знакомых он любил вспоминать это плавание: живо описывал края, в которых побывал, их фауну и флору, рассказывал о культуре, быте, обычаях и нравах народов, населявших эти страны3.

Для продолжения образования Евгений Павлович выбрал стезю именно морского офицера, хотя его дед и прадед были морскими артиллеристами. В 1874 году он был откомандирован из Кронштадта в Санкт-Петербург для прохождения академического курса Морского училища.

15 октября 1876 года Тверитинов успешно окончил курс гидрографического отделения Морской академии с правом ношения академического знака4.

Служба Евгения Павловича морским офицером длится недолго. Он знакомится с минным делом, которое увлекает его, и в то же время открывает новые горизонты в познании морских наук. Осенью 1876 года молодой офицер зачисляется обязательным слушателем в Минный офицерский класс. Стоит отметить, что в это учебное заведение направлялись наиболее способные офицеры. Окончив осенью 1877 года это учебное заведение, и снова первым по выпуску, Е.П. Тверитинов получает квалификационное звание минного офицера 2-го разряда и назначение на фрегат «Севастополь»5.

Превосходная теоретическая подготовка, полученная Тверитиновым в Морском училище, Морской академии и Минном офицерском классе, а также царившая в последнем заведении атмосфера новаторства, творчества и новых изысканий содействовали его успешной работе в различных областях применения электротехники.

В октябре 1877 года Е.П. Тверитинов был откомандирован в Минный офицерский класс. Здесь он начал свою педагогическую деятельность в качестве преподавателя дисциплины судовое электричество и электроосвещение, а также курса оборонительных мин. Ему пришлось преподавать науку о совершенно новой, не входившей в программу Минного офицерского класса в те годы области познания электричества, когда он сам был в числе слушателей. Эти новые курсы нужно было создавать заново6.

Что могло служить для них исходным материалом? Во-первых, собственные знания Евгения Павловича, его опыт и приобретённые практические навыки; во-вторых — опыт других специалистов, отечественных и иностранных, разработавших и издавших руководства по тем вопросам электротехники, которые составляли содержание лекций, чтение которых было поручено Е.П. Тверитинову. В 1877—1888 гг. он вёл занятия по темам: «Оборонительные мины» и «Электрическое освещение»7.

В январе 1878 года Тверитинов был назначен 2-м флагманским минным офицером Минного отряда по электроосвещению. А уже в феврале, в ходе Русско-турецкой войны его командировали на Черноморский флот, где он служил на минном транспорте «Великий Князь Константин», которым в тот период командовал капитан-лейтенант С.О. Макаров, принимал участие в первом в истории успешном применении кораблём минно-торпедного оружия.

Совместная служба на кораблях быстро сближает моряков. Между Степаном Осиповичем и Евгением Павловичем установились дружеские отношения, основанные на взаимном уважении. Такие отношения между ними существовали в течение многих лет, вплоть до трагической гибели адмирала С.О. Макарова.

К 1880 году учебная программа Минных офицерских классов была значительно расширена, созданы уникальные лаборатории, преподавание стало вестись на более высоком уровне. В середине 1880-х годов Е.П. Тверитинов читал слушателям учебный курс по электрическим аккумуляторам, который был строго специализированным. Кроме того, читая курс по электрическому освещению и электрооборудованию кораблей, он в период 1884—1885 гг. выпустил по своему предмету специальное руководство «Электрическое освещение».

Этот двухтомный труд был задуман Е.П. Тверитиновым как учебное пособие по основным вопросам светотехники, в которых должен разбираться минный офицер. Именно в этом учебном пособии автор, трактуя вопрос видимости целей, освещённых прожекторами, предложил математическую формулу, которая и ныне признаётся справедливой в случае наблюдения целей малого углового размера8. Дополнительно изучая вопросы электрооборудования кораблей и исследуя параллельную работу генераторов с последовательным возбуждением пусковых обмоток, он установил необходимость соединения их уравнительным проводом9.

В процессе эксплуатации электрических генераторов Е.П. Тверитинов выявил, что в тех случаях, когда электромагниты прямо устанавливались на массивные чугунные фундаменты, происходило ослабление действия электромагнитов. Он предложил заменить чугунные фундаменты генераторов медными, а также использовать установку гибкого вала, что оказалось вполне обоснованным и рациональным техническим решением10.

По инициативе Е.П. Тверитинова была открыта первая в России мастерская по ремонту динамо-машин постоянного тока в здании бывшей Первой парусной мастерской (ныне цех Морского завода). Ремонт динамо-машин производился силами специально подобранных и обученных матросов, хорошо знавших слесарно-механическое дело. Позднее под руководством Евгения Павловича эти же матросы изготовили 20 динамо-машин новой конструкции, чем было положено начало функционированию Кронштадтского электромеханического завода.

В 1879 году по его расчётам и чертежам было оборудовано освещение в механических мастерских и на эллинге в Кронштадте. Одновременно с этим под руководством Е.П. Тверитинова начинается установка электрического освещения (не только боевого) на броненосных кораблях «Пётр Великий», «Адмирал Лазарев», «Вице-адмирал Попов», «Адмирал Нахимов», крейсере «Память Меркурия» и яхте «Ливадия». В том же году им были применены электрические источники света для освещения палуб и в отличительных судовых огнях; все эти опыты были также произведены при помощи «свечей Яблочкова», т.к. электрических ламп накаливания тогда ещё в распоряжении Тверитинова не было. Установки электрического освещения кораблей в 1879 году стали первыми в мире.

В тот период Е.П. Тверитинов углублённо изучал одну из важных проблем судового электрического освещения того времени, а именно — влияние боевых выстрелов на судовое электрическое освещение. Опыты показывали, что «свечи Яблочкова» не выдерживали сотрясений от выстрелов и выходили из строя. Работая над этой проблематикой, Тверитинов предложил усовершенствовать светосигнальные приборы со «свечой Яблочкова» с помощью пружинных креплений для стёкол и укрепления шаров на эластичных жгутах11.

До начала 1880-х годов на кораблях для боевого освещения использовалась одна мощная для того времени электрическая машина, которая обеспечивала питание дуговой лампы в линзовом прожекторе. Таких прожекторов на корабле было, как правило, два: один — в носовой части, другой — в кормовой. В зависимости от того, какой прожектор должен был быть задействован, к электрической машине посредством коммутатора мог подключаться носовой или кормовой. Одновременная работа обоих прожекторов была невозможна, а установка второй электрической машины была дорогой и требовала дополнительных площадей.

Е.П. Тверитинов предложил новую схему коммутации, которая обеспечивала одновременное питание дуговых ламп в двух прожекторах благодаря двум электрическим машинам, имевшим суммарную мощность на 15 проц. меньше, чем мощность одной электрической машины, применявшейся ранее12.

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» стал первым русским боевым кораблём, на котором установили полное палубное освещение из 320 ламп накаливания (8 свечей, 50 В) вместо масляных фонарей. Примечательно, что лампы накаливания уже применялись почти на всех кораблях флота, но носило это характер «случайных устройств». На «Адмирале Нахимове» электрическую энергию вырабатывали четыре динамо-машины Грамма мощностью по 9,1 кВт (140 А, 65 В) с приводом от отдельных паровых машин. Две из них — для боевого освещения (прожекторного) — стояли в средней части батарейной палубы. Ещё две динамо-машины — для палубного освещения — в средней части жилой палубы13.

В 1881 году в рабочем кабинете Александра III появилась электрическая настольная лампа. Император всегда интересовался разнообразными новшествами техники, старался и своим детям привить этот интерес. По его личному распоряжению лейтенант Е.П. Тверитинов в Гатчине знакомил сыновей императора Георгия и Михаила с основами электротехники.

В 1881 году минные офицеры под руководством Е.П. Тверитинова устроили электрическое освещение вокруг Гатчинского дворца и в самом дворце. А в 1882 году на озёрах в Гатчине появилась небольшая шлюпка, приводившаяся в движение электрическим двигателем, питание которого осуществлялось от аккумуляторов нового типа. Разработал их Е.П. Тверитинов, он же и организовал их промышленное производство. Зарядка аккумуляторов шлюпки по мере надобности производилась на временной дворцовой электростанции.

В высшей степени интересными, оригинальными и смелыми оказались работы Евгения Павловича по устройству электрической иллюминации Кремля во время коронации императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны, когда в феврале 1883 года он был командирован вместе с матросами Минного отряда в Москву. По своему масштабу, техническому подходу и принятым для неё необычным электротехническим решениям установка системы иллюминации представляла собой выдающееся событие. Необходимо отметить, что за реализацию этого проекта мало кто мог в то время взяться. В мировой практике ещё не было подобных устройств. Тверитинов со своим коллективом исполнителей прекрасно решил эту сложную техническую задачу. Матросы под руководством Тверитинова за три месяца установили на стенах Кремля и колокольни Ивана Великого элементы иллюминации, которая была включена с 15 по 17 мая 1883 года14.

В октябре—ноябре 1883 года Е.П. Тверитинов участвовал во Всемирной электрической выставке в Вене, где успешно продемонстрировал свои изобретения. В том же году по инициативе Е.П. Тверитинова был открыт Электрический завод в Кронштадте, который изготавливал для морского ведомства динамо-машины, аккумуляторы, прожекторы и другие электротехнические изделия.

Именно на этом заводе с 1884 года было организовано производство нового типа морского аккумулятора с пастированными электродами. В нём Е.П. Тверитинов применил в качестве основы пластин свинцовые решётки и нашёл способ прочного нанесения на них активной массы15.

Помимо своего прямого назначения — освещения и сигнализации на кораблях военного флота — аккумуляторы подобного типа применялись и для различных специальных целей, как-то: для воспламенения запалов мин, в водолазных фонарях, в сигнальных воздушных шарах, для электродвижения катеров и т.д.

В 1885 году Е.П. Тверитинов разработал станцию подводного освещения, превосходившую импортные аналоги, в том же году создал специальный электрический фонарь для съёмок первым в мире подводным фотоаппаратом, который был изобретён российским водолазным врачом Н.А. Есиповым и младшим инженером-механиком Л.А. Родионовым.

В 1888 году Тверитиновым был написан и издан на свои средства учебный курс, посвящённый электрическим аккумуляторам, которым успешно пользовались слушатели Минного и Артиллерийского классов. Книга явилась первым русским оригинальным трудом в области электрических аккумуляторов и представляла исключительную ценность, т.к. содержала много практических данных по этой отрасли науки.

Подводя итог работам Е.П. Тверитинова в области аккумуляторной техники, необходимо констатировать:

1. Началом русского аккумуляторостроения следует считать 1881 год.

2. Развитие русской аккумуляторной техники шло самобытным путём, без всякого заимствования из-за границы.

3. Колыбелью, где родились, совершенствовались и производились в промышленных масштабах первые русские аккумуляторы, был Минный офицерский класс в Кронштадте.

4. Морскому ведомству и его чинам принадлежит честь создания русской аккумуляторной техники.

5. Е.П. Тверитинов быстро достиг в аккумуляторостроении такой степени совершенства, что полностью обеспечивал на протяжении примерно четверти века потребность русского Военно-морского флота в высококачественных вторичных источниках тока.

6. Созданный Тверитиновым тип аккумуляторов с пастированными электродами получил широкое использование в различных областях техники дореволюционной России и долгое время изготавливался, начиная с 1884 года, в промышленных масштабах также заводом товарищества «Яблочков и компания».

7. Лаборатория Минного офицерского класса была первым научно-исследовательским центром в области аккумуляторной техники в России.

Позже Е.П. Тверитинов в прошении на имя морского министра писал: «…Из приведенных фактов видно, что благодаря, главным образом, моим трудам явилась возможность изготовления аккумуляторов в казенных мастерских, что способствовало развитию электротехники на судах флота и сохранило немало времени и денег, так как у частных фирм аккумуляторы стоили очень дорого, и не всегда их можно было получить».

В 1894—1895 гг. полковник Е.П. Тверитинов был редактором газеты «Кронштадтский вестник», а с 1 февраля 1896 года стал редактором-издателем ежедневной морской, общественной и политической газеты «Котлин», которая издавалась в Кронштадте до 1917 года16.

В 1897 году в Минном офицерском классе был введён самостоятельный курс «Электрические двигатели и динамо-машины», позднее читался курс «Электрическое освещение».

В 1899 году учёный совет Санкт-Петербургского императорского электротехнического института Александра III присвоил Тверитинову звание почётного инженера-электрика с вручением нагрудного знака. Это звание в том же году, но позже, было присвоено известному изобретателю радио А.С. Попову.

Последние годы своей службы (1901—1905 гг.) Евгений Павлович был главным минёром Кронштадтского порта и находился в непосредственном подчинении главного командира Кронштадтского порта вице-адмирала С.О. Макарова (до назначения последнего на Тихоокеанский флот во время Русско-японской войны 1904—1905 гг.).

В обязанности главного минёра входило: участие в выработке тактико-технических требований к минному вооружению и электрическому корабельному оборудованию, изготовление их в собственной мастерской и приёмка от других поставщиков. Как главный минёр Кронштадтского порта Е.П. Тверитинов руководил минной лабораторией, минной мастерской, складом мин, пристрелочной станцией, портовой электростанцией, электромеханическим заводом, плавучей мастерской и мастерской аппаратов беспроводного телеграфирования.

Позже Евгений Павлович вспоминал: «…заслуги мои по электротехнике оценены Императорским Электротехническим институтом, Совет профессоров которого удостоил меня званием Почетного Инженера-электрика с правом ношения ученого знака, одновременно с покойным изобретателем беспроволочного телеграфа А.С. Поповым».

Е.П. Тверитинов являлся автором первого в России курса «Электричество», который читал для офицеров Минного класса, автором большого количества учебников и практических руководств по электричеству, а также ряда научных статей по этой тематике.

Евгений Павлович имел необыкновенный талант изобретателя. Вот лишь некоторые его изобретения и усовершенствования:

— кольцевой замыкатель для подрыва мин;

— применение электрического освещения как боевого средства для «ослепления» противника;

— новый тип аккумуляторов;

— воздушный сигнальный шар с лампочками накаливания;

— подводный аккумуляторный фонарь;

— судовой сигнальный фонарь со «свечой Яблочкова»;

— коммутатор для параллельного соединения двух динамо-машин Сименса;

— замена ременной передачи от паровой машины к электрическому генератору гибким валом, допускавшим неточную установку агрегатов;

— изменение устройства судовых фонарей, устранявшее вредное влияние на них боевых выстрелов;

— применение ветряного двигателя для зарядки аккумуляторов;

— новая схема размещения ламп накаливания;

— схема иллюминационной установки колокольни Ивана Великого Московского Кремля;

— аккумуляторный катер-электроход;

— метательная мина;

— новый тип электрической лампочки;

— применение электрических аккумуляторов для самодвижущихся мин.

При непосредственном участии Евгения Павловича на флоте вводились целый ряд усовершенствований. Корабли оборудовались приборами для световой сигнализации положения руля при помощи красной и зелёной лампочек, а для сигнализации хода судна — фонарями белого цвета с «френелевскими линзами». Установка такой сигнализации повышала безопасность эскадренного плавания в кильватерной колонне в ночное время17.

В январе 1904 года, когда вспыхнула Русско-японская война и было принято решение об отправке отряда кораблей российского флота на Дальний Восток, началась ускоренная достройка броненосцев «Император Александр III», «Бородино», «Орёл», «Князь Суворов» и крейсера «Олег». Тверитинов руководил снаряжением этих и других кораблей эскадры адмиралов З.П. Рожественского и Н.И. Небогатова по минной части, электрическому освещению и установкам беспроводного телеграфирования.

Отдав всю свою жизнь русскому флоту и его техническому прогрессу, Евгений Павлович во время Русско-японской войны очень болезненно переживал то, что тогда называли «позором русского флота». Кроме этого, плохо сложившиеся взаимоотношения с главным командиром Кронштадтского порта адмиралом А.А. Бирилёвым, назначенным вместо С.О. Макарова, ускорили решение Тверитинова о выходе в отставку.

Согласно Морскому уставу для получения соответствующего чина требовалось наличие определённого стажа наплаванности и стажа командования кораблями. Деятельность же в качестве преподавателя Минного офицерского класса не удовлетворяла этим требованиям. Поэтому офицеры на преподавательской работе долго не задерживались и переходили на корабли действующих эскадр, быстро продвигаясь по служебной лестнице, получая высокие должности и чины. Кроме того, лица, не имевшие непосредственной связи с корабельной службой, переводились из морских офицеров в офицеры по Адмиралтейству.

В силу цельности своей натуры и склада характера Евгений Павлович не мог бросить Минный офицерский класс и оставался на преподавательской работе. Прослужив 29 лет на флоте, в 1897 году он из капитанов 2 ранга был переведён в подполковники по Адмиралтейству и произведён в полковники.

В 1905 году Евгений Павлович достиг предельного возраста для полковника по Адмиралтейству (55 лет), позволявшего выйти в отставку. Приказом по морскому ведомству от 6(18) июня 1905 года за № 616 полковник Е.П. Тверитинов был произведён в генерал-майоры по Адмиралтейству с увольнением от службы, с мундиром и пенсией. За время службы на флоте он находился в плаваниях 155 месяцев, 12 дней, т.е. около 13 лет18.

Находясь в отставке, Евгений Павлович продолжает редактировать и издавать газету «Котлин». Он принимает деятельное участие в общественной жизни города, присутствует на годичных актах в гимназии и реальном училище, напутствуя молодёжь, становящуюся на самостоятельный жизненный путь, принимает участие в чествовании моряков из Кронштадта, присутствует при закладке нового здания Морской библиотеки и т.д.

Обладая тонким музыкальным слухом, Евгений Павлович любил музыку и увлекался игрой на виолончели. Умел он играть и на других инструментах: скрипке, арфе и фортепьяно. Несмотря на загруженность служебными и общественными делами, находил время для этого любимого занятия. По субботним вечерам в его квартире собирались моряки-музыканты и, образуя квартеты или квинтеты, исполняли произведения Чайковского, Глинки, Брамса, Рубинштейна, других русских и иностранных музыкальных классиков. Тверитинов часто посещал концерты, обожал оперу и иногда приглашал приезжих артистов к себе. В его доме побывали Фёдор Шаляпин, Вера Вяльцева, молодой Александр Вертинский и другие знаменитости.

В кругу друзей Евгений Павлович был интересным, живым и весёлым собеседником, а в семейной жизни — заботливым и любящим мужем, ласковым, но строгим отцом. Отзывчивый и чуткий товарищ, чуждый кастовости, Тверитинов пользовался всеобщим уважением. Аккуратный, бодрый и энергичный, он служил примером для подчинённых и сослуживцев. Тверитинов обладал одной из лучших черт русского человека — умением прощать. При этом он вспоминал воспитателя Морского училища — инспектора класса А.П. Епанчина, который, прощая провинившихся кадетов, говорил: «У русского человека сердце-то не козлиное».

Евгений Павлович любил общество, и к Тверитиновым часто заходили с визитом или просто так моряки и сослуживцы с семьями. Бывал в гостях С.О. Макаров, которого с Тверитиновым прочно сдружило совместное плавание на Чёрном море. Иногда в семье Тверитиновых можно было встретить А.С. Попова, имевшего с Евгением Павловичем много общих научных интересов. Всех этих людей сближало желание быть полезным народу, родине, флоту. Тверитиновы дружили с Иоанном Кронштадтским, который крестил их дочерей и часто бывал у них дома.

В 1911 году в докладной записке на имя морского министра Е.П. Тверитинов писал «…Вашему Высокопревосходительству известно, что мною вообще было положено начало Электротехники во флоте, причем я одновременно был преподавателем /первым/, флагманским офицером и Электротехником для всего флота»19.

В конце 1916 года начался рост цен на продовольствие. Резко возросла квартирная плата. Будучи в преклонном возрасте, Тверитинов хлопотал о повышении пенсии, а также выдаче ему денежного пособия за экономию государственной казны благодаря своим разработкам, приводил в своих записках финансовые расчёты и перечисление достижений, но, к сожалению, из-за равнодушия должностных лиц получал отказы в своей просьбе. Семье пришлось покинуть обжитую квартиру и переехать в меньшую по размерам.

Занимаясь долгие годы электрическим освещением, устраивая грандиозные по тому времени иллюминации, Евгений Павлович не мог провести у себя в квартире электричество, и она освещалась керосиновыми лампами. Электрическая проводка делалась за счёт квартиронанимателя, что требовало значительных денежных затрат. Небольшое жалованье преподавателя Минного офицерского класса и довольно большая семья не давали возможности производить такие расходы. Имея в своём распоряжении электриков и сопутствующие материалы, Евгений Павлович в силу своих личных качеств не мог себе позволить использовать служебное положение. Такой известный во флоте человек, как Тверитинов, выйдя в отставку, накопил много долгов, его здоровье ухудшилось: он страдал болезнью глаз и не мог финансово содержать детей от обоих браков, а их, детей, у него было десять — семь дочерей и три сына.

Февральская революция в России не могла не найти отклика в сознании Евгения Павловича. Он выступает в газете «Котлин» с рядом статей, в которых высказывает свои взгляды на происходящие события. Но, как и многие интеллигенты, он оказался на распутье, не смог сразу найти ответа на вопрос, за кем идти. «Я — не буржуй, но и не пролетарий», — пишет он в одной из своих статей.

Несмотря на свой преклонный возраст, в 1918 году Тверитинов поступает на службу молодого Советского государства. Он начинает преподавать минное и телефонное дело в специальной учебной команде. Одновременно назначается консультантом по электротехнике в оборудовании объектов Кронштадтской крепостной артиллерии. Уже в 1919 году Евгений Павлович организует при штабе крепости типографию, а затем возвращается на преподавательскую работу.

Летом 1919 года генерал Юденич предпринял своё наступление на Петроград. Началась эвакуация жителей Кронштадта. Евгений Павлович, несмотря на то, что ему шёл 70-й год, остался в городе один, эвакуировав семью в Пензу.

Желая помочь молодой республике в обучении рабочих кадров для промышленности, пришедшей в упадок, Евгений Павлович в 1919 году написал и передал в Высший совет народного хозяйства книгу «Спутник-памятка Кронштадтских мастеровых и рабочих». Это была одна из первых книг, созданных в то время для обучения рабочих вопросам эксплуатации электротехники.

Зима 1919/20 года была для Кронштадта тяжёлой и холодной. Из-за недостатка угля имевшееся в квартире центральное отопление не действовало. В одной из комнат была печь с дымоходом — длинной железной трубой, которая часто засорялась и давала плохую тягу. Приобрести дрова было трудно, и Евгений Павлович топил печь редко, а если пользовался ею, то топливом служили, к сожалению, старые книги. Пребывая длительное время в плохо отапливавшемся помещении, он простудился и в апреле 1920 года заболел воспалением лёгких в тяжёлой форме. Болезнь приняла затяжной характер, и в первых числах мая наступило резкое ухудшение здоровья. Сказались старые болезни, нервные переживания, связанные с отказами по прошениям и просьбам со стороны представителей Государственного контроля на заводах, бесконечные месяцы, проведённые в море. По настоянию врачей Евгений Павлович был помещён в Кронштадтский военно-морской госпиталь и, пробыв в нём около недели, 16 мая 1920 года скончался. 19 мая 1920 года Евгений Павлович был похоронен моряками и артиллеристами с воинскими почестями на Кронштадтском военном кладбище рядом с могилой первой жены.

Известный русский электротехник В.Н. Чиколев, современник Е.П. Тверитинова, близко с ним соприкасавшийся по работе, следующим образом характеризовал Евгения Павловича: «Господин Тверитинов — не самозванец-электротехник, со вчерашнего дня привлеченный к новой отрасли техники ее последними успехами и перспективой возможности недалекой наживы, он посвятил себя электричеству еще в черные дни его, перенес на своих плечах тяжелый и обширный труд по организации применения электричества в морском деле…».

Эта ёмкая и прямая характеристика показывает, что видные русские электротехники, современники Евгения Павловича, оценивали его деятельность как многолетний бескорыстный труд, начатый в те трудные времена, когда значение электричества ещё не было признано. Пионер морской светотехники и судовой электротехники Е.П. Тверитинов, пройдя тяжёлый путь исканий, пришёл к большим достижениям, значение которых  выходит далеко за пределы собственных задач и требований военного флота20.

При изучении минного дела Е.П. Тверитинов получил серьёзную электротехническую подготовку, и это дало ему возможность стать пионером применения электричества во многих областях.

Начав ещё в 1877 году, Евгений Павлович в течение 24 лет, до 1901 года читал в Минном офицерском классе теоретический курс электрического освещения, а в летний период руководил практическим обучением слушателей класса и учеников школы по этому предмету и испытывал новое электротехническое оборудование на кораблях Минного отряда21.

Важнейшей задачей Минного офицерского класса помимо теоретического изучения предметов являлось приобретение офицерами твёрдых практических навыков, позволявших в условиях длительного плавания производить необходимые исправления и ремонт в минной части и электрических установках корабля. В соответствии с этим программа Минного офицерского класса делилась на две части: лекционно-лабораторную и практическую. Примечательно, что такая система подачи знаний и последовательность изучения учебного материала актуальны и в наши дни, полностью перекликаются с учебными графиками подготовки нынешнего поколения корабельных инженеров-электромехаников.

Без сомнений можно утверждать, что подготовка специалистов-электриков зародилась на Минных офицерских классах, успешно продолжилась в Морском инженерном училище Императора Николая I и окончательно сформировалась с учётом накопленного опыта в системе подготовки специалистов в ВМИУ имени тов. Дзержинского, где в 1923 году был произведён первый выпуск офицеров-электриков для РККФ, а также в образованном в 1951 году Севастопольском ВВМИУ.

25 декабря 1992 года была подписана директива главнокомандующего ВМФ о создании в ВВМИУ имени Ленина (г. Пушкин) кафедры электроэнергетики, обеспечивающей подготовку инженеров-электриков для надводных кораблей и подводных лодок, принявшей эстафету от своих славных предшественников.

В Высшем военно-морском инженерном училище Военного учебно-научного центра Военно-морского флота «Военно-морская академия» стало хорошей традицией создание именных аудиторий в честь знаменитых флотоводцев, деятелей науки и техники, отдавших все свои силы и талант делу развития Военно-морского флота России.

Научная деятельность и жизненный путь Евгения Павловича Тверитинова, безусловно, являются примером качества военно-морского образования, поэтому в Высшем военно-морском инженерном училище ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» на кафедре электроэнергетических систем кораблей в настоящее время создаётся аудитория имени офицера Российского Императорского флота, первого русского флотского электрика, специалиста по минной и корабельной электротехнике генерал-майора по Адмиралтейству Евгения Павловича Тверитинова, что будет способствовать патриотическому воспитанию будущих офицеров Военно-морского флота, а также допризывной молодёжи в лучших традициях нашей Родины.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Тверитинов А.Д. История и генеалогия рода Тверитиновых [в 2 т.]. Рязань: Рязанская обл. тип., 2009. C. 4.

2 Морское училище. Документы воспитанников. Тверитинов Евгений. Май 1867 г. // РГА ВМФ. Ф. 432. Оп. 5. Д. 5631. Л. 1 об.

3 Белькинд Л.Д., Мокеев А.Н., Тверитинов А.Е. Евгений Павлович Тверитинов, М.; Л., 1962. С. 14.

4 Там же. С. 15.

5 Там же. С. 16.

6 Краткий очерк истории Минного Офицерского класса и Минной школы Балтийского флота в Кронштадте. 1874—1908 гг. // Лейтенант Житков. СПб.: Тип. Мор. министерства, 1908. С. 13.

7 Сведения об ученой и учебной деятельности Евгения Павловича Тверитинова в бытность его в Минном офицерском классе за подписью Начальника Учебно-минного отряда контр-адмирала Муравьева. Октябрь 1911 г. // РГА ВМФ. Ф. 420. Оп. 1. Д. 197. Л. 283, 284 об.

8 Тверитинов Е.П. Электрическое освещение // Курс Минного офицерского класса. Ч. 1. СПб., 1883. C. 25.

9 Он же. О параллельном соединении динамоэлектрических машин по способу Тверитинова // Электричество. 1880. № 10.

10 Он же. Об установке динамоэлектрических машин на гибком вале // Там же. 1881. № 15; он же. Влияние чугунных фундаментов и платформ на действие динамоэлектрических машин // Там же. № 19.

11 Он же. О влиянии боевых выстрелов на судовое электрическое освещение // Известия Минного офицерского класса. 1882. Вып. 6. С. 15—24.

12 Он же. Машины г.г. Меританс и Сименса для электрического освещения свечами Яблочкова // Там же. 1879. Вып. 1.

13 Сулига С.В. Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» // Морская коллекция. 1995. № 2. С. 9.

14 Лейтенант Тверитинов Е.П. Электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого в дни коронационных торжеств. СПб., 1883 г.

15 Тверитинов Е.П. Электрические аккумуляторы. СПб., 1888.

16 «Котлин» [газета морская, общественная и литературная] / Ред.-изд. В.П. Жилякова. Кронштадт. 2013. № 5.

17 Тверитинов Е. О размещении ламп накаливания // Известия Минного офицерского класса. 1883.

18 Дело отставного генерал-майора по Адмиралтейству Е.П. Тверитинова. Сентябрь 1905 г. // РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 5. Д. 2174. Л. 1—24 об.

19 Докладная записка генерал-майора в отставке Евгения Павловича Тверитинова. Август 1911 г. // Там же. Ф. 420. Оп. 1. Д. 197. Л. 278, 279 об.

20 Горяинов В.Ю. Е.П. Тверитинов — основоположник судовой электротехники в России // Электричество. 1960. № 12. С. 34.

21 Комоедов В.П., Йолтуховский В.М. Знаменитые люди Черноморского флота. СПб.: Алина, 2013.