Флотоводец и организатор флота РККА вице-адмирал А.К. Векман

image_print

С.С. БЛИЗНИЧЕНКО — «Не моя вина, что корабли будут приняты в недостаточно готовом виде…». Флотоводец и организатор флота РККА вице-адмирал А.К. Векман

S.S. BLIZNICHENKO – «It’s not my fault that the ships to be received being insufficiently finished form…» Naval commander and organiser of the Red Army’s Navy Vice-Admiral A.K. Vekman

Аннотация. В статье исследуются жизненный путь и деятельность видного советского флотоводца, председателя Постоянной комиссии по испытаниям и приёмке вновь построенных и капитально отремонтированных кораблей вице-адмирала А.К. Векмана; оценивается его роль в строительстве Военно-морских сил Советской Республики; описывается процесс госприёмки боевых судов ВМФ СССР в 20-30-х годах прошлого столетия.

Summary. The article explores the life and activities of a prominent Soviet Naval Commander, the Chairman of the Standing Committee for Testing and Acceptance of newly constructed and overhauled ships Vice-Admiral A.K. Vekman; assesses his role in the construction of the Soviet Republic’s Navy; describes the process of state acceptance of combat ships of the Soviet Navy in the 20-30s of the last century.

В плеяде первых советских флотоводцев, вышедших из рядов морских офицеров Российского императорского флота, особо выделяется фигура командующего Морскими силами Каспийского (1920, 1926—1927), Чёрного (1922—1924) и Балтийского (1924—1926) морей, председателя Постоянной комиссии по испытаниям и приёмке вновь построенных и капитально отремонтированных кораблей (1927—1938) А.К. Векмана. Ему довелось стоять у истоков возрождения и реконструкции отечественного флота.

Александр Карлович Векман родился 19(31) июля 1884 года в морской крепости Кронштадте в обрусевшей дворянской семье заслуженного капитана 1 ранга Российского императорского флота1. Вскоре после рождения сына отец будущего советского флотоводца Карл Векман вышел в отставку и поступил на службу в пароходное общество «Кавказ и Меркурий»2. В 12 лет юный Александр по семейной традиции был определён в Морской корпус, в котором проучился шесть с небольшим лет и приобрёл хорошую морскую подготовку. Приказом по морскому ведомству от 6 мая 1903 года А.К. Векман был произведён по экзамену в мичманы.

Службу во флоте Александр Векман начал в мае 1903 года на Балтике вахтенным начальником миноносца «Взрыв». Затем его перевели на устаревший крейсер 2 ранга «Африка». В дальнейшем послужном списке — пароход «Ильмень», транспорт «Бакан», броненосец береговой обороны «Адмирал Чичагов», учебное судно «Океан»3.

С сентября 1905 по сентябрь 1906 года А.К. Векман обучался в Артиллерийском офицерском классе, который окончил с присвоением чина лейтенанта флота. После этого лейтенант А.К. Векман преподавал в классах артиллерийских квартирмейстеров-комендоров, служил артиллерийским офицером группы минных крейсеров 1-го отряда минных судов Балтийского моря. За участие в оказании помощи пострадавшим во время землетрясения в Сицилии и Калабрии в 1908 году был награждён орденом Св. Станислава 3-й степени, а в 1911 году — итальянской серебряной медалью. 14 сентября 1910 года Высочайшим приказом лейтенант Векман получил соизволение на принятие черногорского ордена князя Даниила IV степени4.

В последующие годы Александр Карлович был старшим артиллерийским офицером на крейсере «Адмирал Макаров», затем командовал несколькими номерными миноносцами и тральщиком «Водолей № 2»5.

6 апреля 1914 года А.К. Векман получил чин старшего лейтенанта и был назначен старшим офицером минного заградителя «Волга»6. С началом мировой войны Александр Карлович участвовал в боевых операциях русского флота: ставил мины в устье Финского залива, проводил траление минных заграждений противника, нёс дозорную службу. В августе 1915 года А.К. Векман был назначен командиром артиллерийской батареи на Або-Алландской шхерной позиции о. Утэ, годом позднее — командиром эсминца «Инженер-механик Зверев»7. 6 декабря 1916 года был произведён в капитаны 2 ранга и назначен начальником Прибрежной охраны водного района «Николайштадт» на берегу Ботнического залива8.

После почти полугодового пребывания в белофинском плену в июне 1918 года А.К. Векман вернулся на Родину, демобилизовался и поступил на работу в отделение военной промышленности Высшего совета народного хозяйства9. Однако уже в марте 1919 года боевой моряк написал рапорт и добровольно вступил в ряды Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ). Учитывая богатый боевой опыт бывшего царского офицера, командование вскоре назначило его начальником минного отряда Астраханско-Каспийской военной флотилии (АКВФ)10.

Летом и осенью 1919 года А.К. Векман участвовал в боях под Царицыным, в ходе которых принял на себя командование Верхне-Астраханским речным отрядом АКВФ11. В боестолкновении под Владимировкой получил осколочное ранение в спину, но остался в строю. Приказом РВС Республики № 330 от 10 июля 1920 года Александр Векман и комиссар отряда Пётр Марин были награждены орденами Красного Знамени: «…В 1919 году после занятия противником Солёного Займища они, оставаясь со своим отрядом в Чёрном Яру, благодаря своему мужеству и распорядительности энергично содействовали обороне Чёрного Яра, чем фактически была спасена Астрахань»12. Кроме того, А.К. Векман был награждён именными золотыми часами «За храбрость при обороне Чёрного Яра (Поволжье)».

В ноябре 1919 года А.К. Векман был назначен начальником штаба Северного отряда АКВФ. Одна из разработанных им в то время боевых операций — Энзелийская, проведённая 17—18 мая 1920 года в Персии, в результате которой фактически прекратил своё существование белогвардейский каспийский флот, вошла в классические военно-морские учебники. С июля 1920 года Александр Карлович исполнял должность командующего Морскими силами Каспийского моря (МСКМ)13.

В октябре 1920 года А.К. Векман был назначен начальником бригады крейсеров Морских сил Балтийского моря (МСБМ)14. Здесь он столкнулся с проблемой обеспечения боеспособности этого соединения в условиях военной разрухи. Корабли Балтфлота, базировавшиеся в Кронштадте, остались практически без команд, топлива, артиллерии и боеприпасов. Благодаря усилиям нового начбрига всего через несколько месяцев большая часть боевых крейсеров смогла вновь выйти в море.

В мае 1921 года А.К. Векман стал старшим морским начальником Петрограда15, в конце декабря того же года был переведён на аналогичную должность в Кронштадт, где одновременно командовал полубригадой линкоров16. В июне 1922 года последовали новые назначения — сначала командиром дивизии, после — Отряда траления МСБМ17. За успешно проведённую зачистку акватории Финского залива от минных заграждений и обеспечение безопасного прохода иностранных и советских судов в Петроградский порт ему было присвоено почётное звание Героя Труда Красного Балтийского флота.

В июле 1922 года А.К. Векман был переведён с Балтики на Чёрное море. Здесь он вступил в должность начальника Морских сил Чёрного моря (МСЧМ) и одновременно стал помощником командующего вооружёнными силами Украины и Крыма по морской части18. Обстановка была крайне тяжёлой. Одна часть кораблей была потоплена большевиками в 1918 году в Новороссийске, другая — уведена интервентами в Бизерту, третья — ржавела у портовых стенок. Начальник МСЧМ с энтузиазмом взялся за дело. Были подняты со дна затопленные эсминцы, получившие новые названия «Дзержинский» и «Незаможник». На севастопольском заводе капитально отремонтирован и введён в строй крейсер «Коминтерн». Восстановлены 3 канонерские лодки, 2 подводные лодки, 14 тральщиков.

Вспоминая о совместной службе с Александром Карловичем в те годы, контр-адмирал В.П. Боголепов позже писал: «Живо помню необычайную пунктуальность командующего во всех делах. Не было ни одного случая, чтобы он не сдержал обещания, нарушил назначенное время учения, совещания, приёма…

Векман всегда был в курсе всего, что должен знать командующий. Нужные сведения он заносил бисерным почерком в записную книжечку.

Порядком удивило меня однажды, когда он показал мне в ней списки с вычерками, вставками и комментариями — это были кандидаты на командование кораблями; тогда, пожалуй, впервые дошла до меня важность личного подбора начальниками командных кадров»19.

В сентябре—октябре 1923 года отряд кораблей МСЧМ в составе крейсера «Коминтерн», дивизиона эсминцев, дивизиона подводных лодок и других судов под командованием наморси А.К. Векмана совершил поход вдоль крымского и кавказского побережий до Батуми с заходом в Феодосию и Новороссийск. Это было первое большое совместное плавание кораблей Черноморской эскадры после Гражданской войны20.

Непосредственный участник событий, в последующем адмирал В.И. Платонов оставил яркие воспоминания о том периоде: «В самый разгар боевой подготовки на крейсере постоянно находились начальник Морских сил Чёрного и Азовского морей (так называли тогда командующего флотом) А.К. Векман и член Реввоенсовета А.Г. Зосимов с походным штабом. К нам прибывали командиры кораблей и соединений на совещания, разборы учений, для получения инструктажа, на юте толпились с папками и портфелями незнакомые люди. То и дело подходили вызванные корабли, посыльные суда, буксирные пароходы. Встречи и проводы, рапорты и доклады, вызовы, распоряжения, указания и приказания — вахта и дежурная служба сбивались с ног. Сигнальщики и радисты работали без отдыха, с трудом успевая передавать бесконечные семафоры и радиограммы.

Стоя вахтенными и рассыльными на юте, мы часто видели начальника Морских сил Чёрного и Азовского морей. Небольшого роста, живой и подвижный, Александр Карлович Векман перед обедом поднимался на полуют подышать свежим воздухом. Прогуливаясь под тентом по ослепительно чистой палубе, он зорко всматривался в стоящие на рейде корабли. Иногда подзывал к себе кого-нибудь из нас, шевеля щёточкой чёрных с проседью усов, отдавал приказание, посылал на сигнальный мостик с семафором или в радиорубку с телеграммой»21.<…>

 

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лурье В.М. Адмиралы и генералы Военно-Морского флота СССР в период Великой Отечественной и Советско-японской войн (1941—1945). СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001. С. 42.

2 Морской сборник. 1989. № 1. С. 78.

3 Лурье В.М. Указ. соч. С. 42.

4 Макареев М.В., Рыжонок Г.Н. Черноморский флот в биографиях командующих. 1783—2004. Т. 2. Севастополь: Мир, 2004. С. 94.

5 Список начальствующего состава Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии. По состоянию на 1 мая 1928 г. / Сост. Учебно-Строевым Управлением Управления Военно-Морских Сил РККА. Л.: Издание Управления В.-Морских Сил РККА, 1928. С. 51.

6 Там же. С. 51.

7 Там же.

8 Там же.

9 Макареев М.В., Рыжонок Г.Н. Указ. соч. С. 94.

10 Список начальствующего состава Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии… С. 51.

11 Там же.

12 Военные моряки в борьбе за власть советов в Азербайджане и Прикаспии. 1918—1920 гг.: сборник документов. Центральный гос. Архив Военно-Морского флота СССР / Отв. ред. В.М. Ковальчук. Баку: Элм, 1971. С. 358.

13 Там же. С. 683.

14 Список начальствующего состава Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии… С. 51.

15 Там же.

16 Там же.

17 Там же.

18 Там же. С. 52.

19 Боголепов В. Верный Родине и флоту // Красная звезда. 1969. 19 февраля.

20 Морской сборник. 1973. № 1. С. 69.

21 Платонов В.И. Записки адмирала. М.: Воениздат, 1991. С. 29, 30.