Исторический опыт развития и применения отечественных разведывательных кораблей (1970—1980 гг.)

image_print

Аннотация. В статье рассказывается о создании класса разведывательных кораблей в отечественном Военно-морском флоте.

Summary. The article describes the creation of the type of reconnaissance ships in the Russian Navy.

 

ИСТОРИЯ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ

 

Шель Вячеслав Вячеславович — докторант Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник, кандидат военных наук

(Москва. E-mail:schell77@mail.ru).

 

СОЗДАНИЕ КЛАССА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙВ ОТЕЧЕСТВЕННОМ ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ

Исторический опыт развития и применения отечественных разведывательных кораблей (1970—1980 гг.)

 

Выстроенная и отлаженная к началу 1970-х годов, систематически проводившаяся морская радиоэлектронная разведка (РЭР) сил вероятного противника в океанских районах и морских зонах являлась важной составляющей обеспечения боевой готовности Военно-морского флота (ВМФ) СССР. Основными источниками информации для этого вида разведки были радиосвязь, радиотехнические средства, радиолокация и гидроакустические системы военно-морских сил иностранных государств1. Для ведения морской РЭР в состав ВМФ поступали разведывательные корабли (рзк), численность которых на флотах стремительно росла.

Увеличение в дивизионах количества кораблей разведки до 12—16 единиц привело к реорганизации в начале 1970-х годов структуры управления силами, в связи с чем на флотах были сформированы бригады рзк2. Из состава боеготовых сил такого соединения выделялся корабль, который приказом по бригаде объявлялся дежурным. После получения сигнала «Боевая тревога дежурному кораблю!» рзк через 4 часа должен был выйти из базы для решения поставленных задач.

Рост числа провокационных действий и инцидентов на море и в воздушном пространстве в 1960-е годы, регулярных взаимных обвинений между СССР и США в их создании, а также трудозатратность обеспечения деятельности рзк боевыми кораблями заставили пойти противоборствующие стороны на уступки друг другу. Так, в результате сложнейших переговоров в мае 1972 года появилось «Соглашение между правительствами СССР и США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним». Теперь при маневрировании корабли должны были использовать специальные сигналы, удерживаться на расстоянии, исключавшем риск столкновения. Нашим морякам к кораблям США было запрещено приближаться на дистанцию ближе 2 миль, к кораблям Великобритании — 3 миль. Однако это способствовало решению проблемы лишь частично; в полной мере решить её было невозможно в условиях продолжавшейся «холодной войны».

Так, в апреле 1973 года малый рзк «Анероид» осуществлял разведывательные действия в ходе траления морских мин американскими ВМС в ходе операции «Энд Свин» во Вьетнаме. Пытаясь помешать действиям советских морских разведчиков, один из американских океанских буксиров имитировал столкновение с нашим рзк, стоявшим на якоре. В сентябре 1973 года юго-восточнее о. Исландия при разведке учения научно-исследовательских (нис) и кабельных судов «Справедливое сотрудничество» на средний рзк «Находка» осуществило навал нис военно-морских сил (ВМС) США «Артемис». И в последующие годы против советских рзк неоднократно совершались провокационные действия со стороны ВМС США, но без фактического применения оружия. Во всех случаях провокаций советские моряки показали образцы мужества, стойкости, отваги и верности своему воинскому долгу, а действия командиров кораблей при разборе, как правило, признавались правильными. Корабли, подвергнувшиеся обстрелам, получали множественные пробоины корпуса и надстроек, возникали пожары, выводилась из строя часть радиоэлектронных средств. Имитация навалов и таранов кораблями и судами вероятного противника на советские рзк преследовала цель вытеснить их из районов разведки, в том числе в непосредственной близости к зонам боевых действий в локальных войнах и вооружённых конфликтах.

Используя опыт строительства рзк на базе корпусов гидрографических судов, а также в целях дальнейшего увеличения водоизмещения, дальности плавания кораблей разведки и в целом для повышения эффективности ведения морской РЭР в 1969—1972 гг. уже в корпусах больших морозильных траулеров были построены следующие корабли: 4 больших рзк проекта 394Б — «Приморье», «Крым», «Кавказ»,«Забайкалье»и 2 больших рзк проекта 994 — «Запорожье» и «Закарпатье»3. Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооружённых Сил СССР (ГРУ ГШ ВС СССР) непосредственно курировало их строительство и оснащение самым современным радиоэлектронным вооружением4. Они были построены в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе, по специально разработанному проекту: водоизмещение 4264 т, скорость хода 13,7 узла, автономность 100 суток, дальность плавания 15 600 миль и экипаж 110 человек5. До 1977 года они классифицировались как экспедиционные океанографические суда (эос). В структуре больших рзк были предусмотрены 3 службы, ответственные за добывание разведывательных данных, и служба обработки информации, учреждена должность заместителя командира по разведке. Корабли оснащались аппаратурой, предназначенной не только для сбора, но и для первичной обработки информации, что существенно повышало эффективность разведывательных операций и оперативность передачи добытых сведений командованию. Корабли-черноморцы «Крым» и «Кавказ» вели разведку в средиземноморском регионе. Тихоокеанцы «Приморье» и «Забайкалье» сосредоточились на разведке американского ракетного полигона, где проходили испытания межконтинентальных баллистических ракет и противоракетного оружия. Этот полигон протянулся от базы Ванденберг в Калифорнии до атолла Кваджелейн в группе Маршалловых островов.

Были случаи и абсолютного новаторства при применении рзк. Так, в 1970 году для повышения эффективности ведения разведки была предпринята попытка создать пеленгаторную сеть из трёх рзк — «Архипелаг», «Пелорус» и «Эхолот», одновременно находящихся на боевой службе в Атлантике. Несмотря на целый ряд технических трудностей, связанных с отсутствием специализированной аппаратуры для технического распознавания и пеленгования сложных видов передач, она функционировала успешно. В 1972 году малым рзк «Репитер» на позиции между Фарерскими островами и северо-восточным побережьем Исландии была успешно осуществлена разведка тропосферной линии связи, которая соединяла Европу с Канадой и США. В дальнейшем рзк постоянно будут вести разведку таких линий связи, добывая ценную информацию. В 1972 году в походе среднего рзк «Харитон Лаптев» его командиром совместно с представителями науки были разработаны тактические приёмы и порядок проведения работ при записи шумовых характеристик подводных лодок. Кроме того, трофеем рзк стал поднятый на борт в заливе Онслоу беспилотный летательный аппарат MQ-74А, который позже был отправлен в Москву.

В ходе арабо-израильской войны 1973 года наиболее ценные разведывательные данные добывались рзк «Кавказ», «Крым», «Курс», «Ладога» и «ГС-239». В 1979 году в походе большой рзк «Запорожье» поднял на борт упавший с авианосца «Форрестол» спасательный плот. Сначала над рзк завис вертолёт «Си Кинг», который просемафорил прожектором просьбу вернуть плот. Потом с вертолёта опустили на борт рзк распечатку донесения от командира 6 авианосной группы в адрес командира советского рзк с требованием вернуть поднятое в океане имущество флота США, дабы избежать официального протеста по дипломатическим каналам. Плот, уже осмотренный разведчиками, пришлось вернуть.

Имело место в истории отечественной морской РЭР и использование конфискованного судна. Так, в 1972 году разведка Тихоокеанского флота (ТОФ) приобрела у пограничников Дальневосточного пограничного округа конфискованную у японских рыбаков за незаконный лов рыбы в советских территориальных водах шхуну водоизмещением 152 т, получившую наименование «ГС-236»6. Первое время шхуна содержалась за счёт штата других кораблей бригады рзк ТОФ, позже был набран её собственный штат с численностью экипажа 17 человек.

В 1973 году в состав Северного флота (СФ) вошёл малый рзк «Сириус» («МБ-7», «УТС-267»), переоборудованный из морского буксира «Заря» проекта 733 ленинградской постройки (ССЗ «Петрозавод»), с водоизмещением 890 т, скоростью хода 13,2 узла, автономностью 30 суток, дальностью плавания 8 тыс. миль и экипажем 31 человек7. В ходе Ближневосточного кризиса 1973 года рзк Черноморского флота (ЧФ) «Крым», «Курс», «Ладога» и «ГС-239» успешно вскрыли состояние боевой готовности вооружённых сил Израиля и выполнили другие, не менее важные разведывательные задачи. В период 1976—1989 гг. на базе опытного судна в Рыбинске и Клайпеде были построены и переданы ВМФ 4 малых рзк проекта 1824Б — «Анемометр», «Гироскоп», «ГС-13», «Угломер». Примечательно, но два из четырёх этих малых рзк получили высвободившиеся названия выведенных из состава ВМФ и списанных ранее кораблей класса «Логгер» — «Гироскоп» и проекта 229 — «Анемометр». Они имеют следующие ТТХ: водоизмещение 912 т, скорость хода 11 узлов, автономность 16 суток, дальность плавания 8600 миль и экипаж 30 человек.

1970-е годы были характерны начавшимися деловыми заходами рзк в порты Кубы (Мариэль, Гавана, Сьенфуэгос, Касильда, Сантьяго-де-Куба) и Польской Народной Республики (Свиноуйсьце) для пополнения запасов и отдыха личного состава. Главный штаб ВМФ определял, когда и в какой порт должен зайти корабль; это указывалось в распоряжении на поход8. Однако сроки и порты заходов, как правило, не совпадали. Поэтому командир рзк получал радиограмму, где указывались порт и конкретные сроки захода. Деловой (неофициальный) заход подразумевал пополнение запасов, ремонт механизмов, отдых личного состава. Вместе с тем при необходимости пополнение запасов рзк производилось и в других районах с транспортов и судов гражданских ведомств. Для передачи продовольствия с них на рзк использовались специальные корзины, безопасность и грузоподъёмность которых первыми проверяло командование кораблей.

Некоторые корабли проекта 861М («Архипелаг» в 1971—1973 гг., «Пелорус» в 1973—1975 гг. и «Селигер» в 1973—1974 гг.) прошли дополнительное переоборудование. Так, на среднем рзк «Архипелаг» с главной палубы убрали кран, вместо трюма оборудовали помещения для боевых постов, появилась надстройка, получившая название «трамвай». Дополнительно был оборудован кормовой кубрик по левому борту, что значительно увеличило число спальных мест9. С середины 1970-х годов малые рзк проекта «Океан»: «Теодолит», «Кренометр», «Репитер», «Эхолот» начали совершать по два похода в год в район Леруика (Великобритания) для перехвата информации в каналах направленных линий связи. Добывать сведения в этих каналах было нелегко. Требовалась ювелирная работа штурмана, чтобы удерживать корабль, антенно-фидерные устройства в створе между абонентами линий связи.

Для отработки элементов совместного плавания (задача С-1) рзк выходили в полигоны боевой подготовки. В перечень отрабатывавшихся мероприятий наряду с общими вопросами по организации борьбы за живучесть, наблюдения и связи, опознавания, подготовке докладов и донесений включались и вопросы специальной деятельности. Проверялись знания, касавшиеся вооружённых сил и инфраструктуры вероятного противника. Под руководством командира бригады отрабатывались приёмы перехвата информации в радиосетях, взаимное пеленгование, оборона и защита корабля. Для снабжения рзк всеми видами довольствия в базе, выполнения ремонтных работ, поддержания в рабочем состоянии береговой инфраструктуры была организована материально-техническая служба. Позже на её основе была образована береговая база, которая организационно вошла в типовую структуру бригады кораблей разведки.<…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Корабельный портал. Средний разведывательный корабль «Юпитер» (интернет-ресурс: http://korabley.net).

2 Фёдоров В.М. Военно-морская разведка: история и современность. М.: Оружие и технологии, 2008. С. 307.

3 История отечественного судостроения. Т. V. Судостроение в послевоенный период 1946—1991 гг. / Под ред. И.Д. Спасского. СПб.: Судостроение, 1996. С. 393.

4 Болтунов М. Задачи и решения генерала Крестовского // Ориентир. 2015. № 7—8. С. 33—35.

5 Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-Морской Флот СССР 1945—1991. СПб.: Историческое морское общество, 1996. С. 262.

6 38 бригада ОСНАЗ. Ветеранам 38 бригады кораблей Краснознамённого Тихоокеанского флота посвящается (интернет-ресурс: www.38brrzk.ru).

7 В скобках указаны последующие названия кораблей и судов или их бортовые номера (здесь и далее по тексту статьи).

8 Плутов В.В.История создания и боевой путь соединения кораблей радиоэлектронной разведки Северного флота. Кн. 1. 1951—1986 гг. М.: АИР, 2015. С. 305.

9 Савич В.П. «Архипелаг»: страницы летописи. СПб.: Человек, 2015. С. 32.