Аннотация. В цикле статей на основе ранее не публиковавшихся документов российских, зарубежных и частных архивов впервые воссоздана история древнего дворянского рода Небольсиных, представители четырёх поколений которого занимали высшие офицерские посты на Русском Императорском флоте. В шестой статье цикла впервые рассказывается о контр-адмирале Аркадии Константиновиче Небольсине (1865—1917). Анализируются малоизвестные факты его биографии, вводятся в научный оборот не известные ранее фотоснимки А.K. Небольсина.
Summary. The cycle of articles based on previously unpublished documents from public and private archives in Russia and abroad pioneers a recreation of the history of the old aristocratic family of the Nebolsines four generations of which held top officer posts in the Russian Imperial Navy. The sixth piece of the cycle for the first time tells about Rear Admiral Arkady Nebolsine (1865—1917) analyzing little known facts of his biography and bringing into academic circulation previously unknown photographs of Arkady Nebolsine.
Фамильный архив
КОЧАРОВА Наталья Вячеславовна — кандидат физико-математических наук, доктор философии в химических науках, прямой потомок адмирала и генерал-лейтенанта по Адмиралтейству Константина Васильевича Небольсина (1825—1895) (г. Оулу, Финляндия. E-mail: natalia.kocharova@gmail.com).
«ДА УТЕШИТ ВАС ВСЕХ СОЗНАНИЕ СВЯТО ИСПОЛНЕННОГО ДОЛГА…»
Древний род Небольсиных на службе России
Контр-адмирал Аркадий Константинович Небольсин родился 14 октября 1865 года в Санкт-Петербурге в многодетной семье Марии Васильевны (1832—1909) и Константина Васильевича (1825—1895) Небольсиных. Детство он провёл в г. Николаеве, в 1882 году окончил местное реальное училище и поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. На действительной службе числился с 29 сентября 1883 года: 14 сентября 1885 года произведён в гардемарины, 18 сентября 1885 года — в старшие унтер-офицеры, 29 сентября 1886 года — в мичмана, с 1 января 1892 года — лейтенант; с 28 марта 1904 года — капитан 2 ранга; с 18 апреля 1910 года — капитан 1 ранга; с 29 января 1915 года — контр-адмирал1.
Первые учебные плавания по Балтийскому морю А.К. Небольсин совершил в 1884—1886 гг. на корветах «Гиляк», «Боярин», «Баян» и «Аскольд». В 1884 году в командование только что построенным корветом «Витязь»2 вступил выдающийся флотоводец, учёный и кораблестроитель (тогда капитан 1 ранга) С.О. Макаров. Он решил использовать первое кругосветное плавание «Витязя» для проведения научных исследований силами экипажа корабля, поэтому более половины его офицерской команды составили бывшие гардемарины находившейся ранее под его началом Практической эскадры Балтийского моря. Среди них оказался и Аркадий Небольсин, в котором Макаров заметил истовую любовь к морю, образованность, любознательность и свободное владение тремя языками. 17 июня 1886 года А.К. Небольсин был назначен в кругосветное плавание 1886—1889 гг. 31 августа 1886 года «Витязь» вышел из Кронштадта; а 29 сентября приказом по морскому ведомству Аркадий Небольсин был «произведён по экзамену в Мичманы» и на следующий день зачислен в 1-й флотский экипаж генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича3. После годичного плавания через Атлантику с заходом в порты Европы, Северной и Южной Америки, а затем через Тихий океан в мае 1887 года «Витязь» прибыл на Дальний Восток, где вошёл в состав Тихоокеанской эскадры вице-адмирала В.П. Шмидта.
На Дальнем Востоке в течение полугода «Витязь» плавал по Охотскому и Японскому морям, посетил Петропавловск, острова Беринга и Медный. Обратный путь длился ещё 6 месяцев, и 20 мая 1889 года корвет пришёл в родной Кронштадт. За 993 дня кругосветного плавания «Витязь» прошёл 59 269 миль, почти половину из них — под парусами. В ходе экспедиции члены экипажа под руководством Макарова ежедневно проводили океанологические, гидрологические и метеорологические исследования. По результатам этой работы в 1894 году С.О. Макаров опубликовал двухтомный научный труд «“Витязь” и Тихий океан», в предисловии к которому писал: «Я с великим удовольствием упоминаю молодых наблюдателей по старшинству: мичманы Мечников, Митьков, Максутов, Кербер, Шульц, Шаховской, Пузанов и Небольсин»4. Именем А.К. Небольсина были названы обследованные экипажем «Витязя» в Японском море мыс в бухте Троицы, мыс в заливе Посьета и мыс в заливе Петра Великого.
28 октября 1890 года Аркадий Константинович был зачислен слушателем гидрографического отдела Николаевской морской академии; 1 января 1892 года произведён в лейтенанты и 10 октября 1892 года окончил академию по первому разряду. Разрабатывая теорию артиллерийской стрельбы, в 1892 году он послал в Морской технический комитет морского министра составленные им «Временные правила артиллерийского учения и таблицы для практической стрельбы снарядами различных калибров. Вычисление боевых коэффициентов для броненосцев типа “Бородино”»5.
В 1893 году для участия в торжествах, посвящённых 400-летию открытия Америки Христофором Колумбом, Россия отправила в Северо-Американские Соединённые Штаты (САСШ) Атлантическую эскадру вице-адмирала Н.И. Казнакова в составе лучших крейсеров: «Император Николай I», «Генерал-Адмирал», «Дмитрий Донской», «Рында» и «Адмирал Нахимов». Старший брат А.К. Небольсина лейтенант Евгений Небольсин отправился в САСШ на крейсере «Рында». Аркадий Небольсин 11 марта 1893 года был назначен вахтенным начальником на крейсер «Адмирал Нахимов» под командой капитана 1 ранга Василия Михайловича Лаврова (1841—1903)6. В САСШ русские моряки были удостоены неслыханных почестей; причиной такого радушного приёма было желание американцев иметь российскую военно-морскую базу в гавани Нью-Иорка. Газета «The New York Times» писала: «Если Российский флот будет постоянно находиться в Нью-Иорке и прилегающих водах, то имеющиеся у британской эскадры, базирующейся в Северной Америке, возможности для внезапного нападения (британского флота) на незащищённые порты атлантического побережья САСШ будут серьёзно ослаблены»7.
После визита в Америку «Адмирал Нахимов» вошёл в состав эскадры Средиземного моря контр-адмирала Ф.К. Авелана, куда также вошли крейсера «Рында», «Император Николай I», «Память Азова» и мореходная канонерская лодка «Терец». С 13 по 29 октября 1893 года эта эскадра совершила официальный визит во Францию в ответ на визит французской эскадры адмирала Жерве в Кронштадт в августе 1891 года. В декабре 1893 года Франко-Русская конвенция была окончательно утверждена, а за месяц до этого эскадра Авелана пришла в Грецию, где в течение двух месяцев проводила учения на своих средиземноморских базах. Офицеры «Адмирала Нахимова» преподавали юнкерам корабля морские специальные предметы, а лейтенант Аркадий Небольсин руководил подготовкой юнкеров к экзамену8. Затем «Адмирал Нахимов» отправился во Владивосток, где 12 мая вошёл в эскадру Тихого океана вице-адмирала С.П. Тыртова и там встал на ремонт. Во время ремонта крейсера А.К. Небольсин ходил в водах Тихого океана на мореходных канонерских лодках «Бобр» и «Кореец».
Летом 1894 года началась война Японии с Китаем, и 5 сентября в сражении у р. Ялу японский флот разбил китайский, о чём лейтенант А.К. Небольсин составил подробное донесение командиру эскадры Тихого океана9. С октября 1894 по октябрь 1896 года он был вахтенным начальником крейсера «Адмирал Нахимов» под командой капитана 1 ранга Александра Парменовича Кашерининова. В летние кампании 1894 и 1896 гг. «Нахимов» проводил на Дальнем Востоке учения и посещал с дипломатическими миссиями китайские, японские и корейские порты; зимы крейсер проводил в порту Нагасаки10. Летом и осенью 1895 года во время ремонта «Адмирала Нахимова» во Владивостоке А.К. Небольсин ходил в Тихом океане на миноносцах «Свеаборг» и «Уссури». 29 октября 1896 года он отбыл на Балтику на крейсере «Император Николай I». Всего за эти 3,5 года Аркадий Константинович был «в плавании под парусами и за границею» 1264 дня11.
31 мая 1897 года А.К. Небольсин был переведён на Черноморский флот и 6 июня зачислен в 29-й флотский герцога Альфреда Кобургского экипаж. Тогда же, в 1897 году, в г. Николаеве он женился на дочери губернского секретаря, англичанке по происхождению Каролине Уилкинс (Caroline Е. Wilkins, 1869—1948), с которой был дружен с детства. У них было четверо детей: Евгений (15 марта 1898 — 27 апреля 1966), Ростислав (17 апреля 1900 — 16 сентября 1990), Георгий (17 апреля 1902 — 24 марта 1964) и Елена (28 марта 1911 — 5 сентября 1999).
В кампаниях 1897—1898 гг. А.К. Небольсин ходил по Чёрному морю вахтенным начальником на канонерской лодке «Кубанец», флаг-офицером при контр-адмирале А.К. Сиденснере на судне «Березань», старшим штурманом на эскадренных миноносцах «Екатерина II», «Георгий Победоносец» и на пароходе «Эриклик»; 6 ноября 1898 года он был назначен командиром 1-й роты 29-го флотского экипажа, 18 ноября зачислен в штурманы 1-го разряда. В 1899—1900 гг. Аркадий Константинович старшим штурманом на пароходе «Колхида» был в заграничном плавании по Чёрному морю. В кампаниях 1900—1903 гг. старшим штурманом, а затем старшим офицером ходил по Чёрному морю на эскадренном броненосце «Ростислав»12 под командой капитана 1 ранга великого князя Александра Михайловича; осенью 1901 года — старшим штурманом на эскадренном броненосце «Три святителя»13. В 1902 году А.К. Небольсин был командирован на полгода в Петербург, где по предложению начальника Николаевской морской академии на отделении военно-морских наук прочёл курс лекций «Военные иностранные флоты»14.
В 1903 году резко обострились русско-японские отношения. Япония добивалась полного господства на Дальнем Востоке и требовала от России уйти из Маньчжурии; России же нужны были незамерзающие порты морей Тихого океана. В ночь на 27 января 1904 года японские миноносцы без объявления войны атаковали 1-ю Тихоокеанскую эскадру в Порт-Артуре. Так началась Русско-японская война, в которой Россия потерпела полное поражение. Eё финальной точкой стало Цусимское сражение, в котором русский флот был практически уничтожен15. Однако в том бою многие русские моряки проявили чудеса героизма. Одним из них был старший офицер крейсера «Аврора» А.К. Небольсин, который, будучи тяжело раненным, в начале боя принял командование крейсером на себя и, проявляя стойкость и мужество, с честью выполнил свой долг офицера.
25 сентября 1903 года новый бронепалубный крейсер 1 ранга «Аврора» под командованием капитана 1 ранга В. Сухотина покинул Кронштадт и в Средиземном море присоединился к отряду кораблей контр-адмирала А.А. Вирениуса, шедшему на Дальний Восток16. После известия о начале войны и сдаче Порт-Артура «Аврора» вернулась в Либаву, где прошла подготовку к новому походу. 26 февраля 1904 года Аркадий Небольсин был вызван из Николаева в Санкт-Петербург и 28 марта произведён в капитаны 2 ранга. Под руководством контр-адмирала великого князя Александра Михайловича он стал координировать подготовку и действия на вражеских коммуникациях вспомогательных крейсеров из пароходов Добровольного флота. 17 апреля 1904 года «Аврора» вошла в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала З.П. Рожественского, после чего на крейсере сменилось командование — 24 мая старшим офицером «Авроры» был назначен капитан 2 ранга А.К. Небольсин, а 11 июля её командиром стал капитан 1 ранга Евгений Романович Егорьев17.
2 октября 1904 года «Аврора» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры начала уникальный в истории 224-суточный переход на Дальний Восток18. В этом походе «Аврора» была лучшим кораблём эскадры по боевой подготовке и дисциплине — командующий Рожественский неоднократно ставил её в пример19. В тяжёлых работах на «Авроре» принимал участие весь экипаж, включая офицеров. Судовой врач крейсера В.С. Кравченко в своём дневнике писал: «Благодаря распорядительности старшего офицера (Небольсина. — Прим. авт.) и старшего механика у нас всегда накануне погрузки (угля. — Прим. авт.) обдумывается целый план, как провести её скорее… участие принимают решительно все… Франтоватых офицеров не узнать — все превратились в эфиопов»20. В результате такой дружной работы на «Авроре» загружали угля в среднем по 70,8 тонны в час, что стало в эскадре рекордом и за что экипаж получил крупную денежную премию21. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Полный послужной список контр-адмирала Небольсина на август 1917 г. // Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 406. Оп. 9. Ед. хр. 2814. Д. 2814. Л. 39—50 об.
2 Парусно-винтовой бронепалубный корвет «Витязь» заложен 16 августа 1883 г. на Галерном острове в Санкт-Петербурге, в строй вступил 16 июля 1886 г. Водоизмещение до 3200 т.; мощность до 3000 л.с.; скорость хода 14,6 узлов, размеры 80,8 x 13,7 м; осадка 5,5 м; экипаж 25 офицеров и 345 матросов. См.: Надеждин Ф. Корвет «Витязь» // Интернет-портал «Морская коллекция»: http://www.warships.ru (Дата обращения: 5 мая 2019 г.).
3 Полный послужной список…
4 Макаров С.О. «Витязь» и Тихий океан в 2 т. Т. 1. СПб., 1894. С. 12.
5 РГА ВМФ. Ф. 421. Оп. 10. Д. 203.
6 Полный послужной список…; Сулига С.В. Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» // Приложение к журналу «Моделист-конструктор». 1995. № 2; Крейсер «Адмирал Нахимов» построен на Балтийском заводе в 1885 г. Водоизмещение 8473 т; размеры 101,3 х 18,6 м; осадка 8,3 м; мощность двух паровых машин 7768 л.с.; скорость 16,74 узлов; вооружение: 32 орудия, 2 десантные пушки, 3 торпедных аппарата; экипаж 23 офицера и 549 матросов. См.: там же.
7 The New York Times. 1893. July 15.
8 Рапорты и приказы командира крейсера «Адмирал Нахимов» капитана 1 ранга В. Лаврова. См.: Арбузов В.В. Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». СПб.: Изд. альманаха «Корабли и сражения», 2000. С. 120.
9 РГА ВМФ. Ф. 650. Оп. 1. Д. 135.
10 Сулига С.В. Указ соч.
11 Полный послужной список…
12 Эскадренный броненосец «Ростислав» построен в адмиралтействе г. Николаева, спущен на воду 20 августа 1896 г., в строй вступил в 1900 г. Водоизмещение 10 520 т; размеры 107,2 х 20,7 м; осадка 7,68 м; мощность 8816 л.с.; скорость хода 15,8 узлов; вооружение: 38 орудий, 2 десантные пушки, 6 торпедных аппаратов; экипаж 606 человек. См.: Мельников Р.М. Эскадренный броненосец «Ростислав» (1893—1920 гг.). СПб.: изд. М.А. Леонов, 2006. С. 68.
13 Линкор «Три святителя» построен в 1893 г. на Николаевской верфи; размеры 113,2 х 22,2 м; осадка 8,5 м; водоизмещение 13 320 т; мощность 11 308 л.с.; скорость 17 узлов; броня от 51—76 мм (палуба) до 457 мм (пояс); вооружение: две 305-мм, восемь 152-мм, четыре 120-мм, десять 47-мм и тридцать четыре 37-мм пушки, две 63-мм десантные пушки, 6 торпедных аппаратов. См.: Балакин С. «Старики» принимают бой // Моделист-конструктор. 1993. № 3. С. 6, 7.
14 Полный послужной список…
15 Из общего числа 14 313 человек эскадры были убиты и утонули 5182 русских моряка, взяты в плен 7282 человека, включая двух адмиралов. Из 38 участвовавших в бою русских кораблей и судов 21 погибло от артиллерии противника, затоплено или взорвано своими экипажами, 7 сдались в плен или захвачены, 6 кораблей интернированы. См.: Заключение следственной комиссии по выяснению обстоятельств Цусимского боя // Морской сборник. 1917. № 8. С. 48, 49.
16 Поленов Л.Л. Сто лет в списках флота: крейсер «Аврора». СПб.: Остров, 2003. С. 160; Бронепалубный крейсер 1 ранга «Аврора» типа «Диана» построен в Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге, заложен 23 мая 1897 г., спущен на воду 11 мая 1900 г., в строй вступил 16 июля 1903 г.; водоизмещение до 7130 т; размеры 126,8 х 16,8 м; осадка 6,4 м; мощность 11 971 л.с.; скорость хода 19,2 узла; вооружение: восемь 152-мм, двадцать четыре 75-мм, восемь 37-мм, две 63,5-мм, три минно-торпедных аппарата; экипаж 20 офицеров, 550 матросов. См.: там же.
17 Полный послужной список…
18 Поленов Л.Л. Указ соч.; Заключение следственной комиссии по выяснению обстоятельств Цусимского боя // Морской сборник. 1917. № 7.
19 Истор. журнал крейсера 1 ранга «Аврора» // Центральный Военно-морской музей (ЦВММ). Док. фонд. Инв. № 36388; Кравченко В.С. Через три океана. СПб.: Тип. И. Флейтмана, 1910. С. 257.
20 Кравченко В.С. Указ. соч.
21 Там же.
Окончание. Начало см.: Воен.-истор. журнал. 2019. № 4—8.