Страницы истории советского авиапрома

image_print

Аннотация. В статье даётся рецензия на книгу «Боевые крылья Нижнего Новгорода: Горьковский авиационный завод № 21 (1932—1945 гг.)».

Summary. The paper reviews the book The War Wings of Nizhny Novgorod: Gorky Aircraft Works 21 (1932-1945).

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

ЛОСИК Александр Витальевич — старший научный сотрудник Института (военного) Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, заместитель главного редактора журнала для ученых «КЛИО», доктор исторических наук, профессор

(Санкт-Петербург. E-mail: timson15121967@mail.ru);

АЛЕКСЕЕВ Тимофей Владимирович — профессор кафедры социально-экономических дисциплин Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, доктор исторических наук, доцент (Санкт-Петербург. E-mail: timofey1967@mail.ru).

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ СОВЕТСКОГО АВИАПРОМА

Нижегородскими исследователями уже на протяжении ряда лет проводится целенаправленная работа по изучению истории ведущих оборонных предприятий своего региона. Так, в 2016 году был издан сборник документов и материалов о прославленном Сормовском заводе. Следующим стал опубликованный в 2017 году рецензируемый сборник*, посвящённый Горьковскому авиационному заводу № 21, который с 1994 года носит наименование ОАО «Нижегородский авиастроительный завод “Сокол”».

История этого предприятия отнюдь не обделена вниманием исследователей, включая одну из первых в России диссертаций по проблеме отечественного авиапрома, защищённую ещё в 1999 году1. Однако составители сборника сумели не просто найти в нижегородских архивах и опубликовать не введённые ранее в научный оборот документы, раскрывающие новые грани данной истории. Они поставили себе целью «дать пищу для размышления над историей не только отдельного авиационного завода, но и отечественной промышленности в сложнейший период её истории — годы первых советских пятилеток и Великой Отечественной войны»2.

Для получения более насыщенной палитры исторической картины составители наряду с архивными документами включили в состав сборника воспоминания работников авиапредприятий, статистические данные из ранее изданных трудов и даже статьи из заводской газеты «Ворошиловец». Это позволило весьма разносторонне отразить историю коллектива завода № 21, производственную, общественно-политическую, социальную стороны его жизни, насытить её судьбами и поступками реальных людей, дать читателю возможность ощутить «голос и дух эпохи». Данная особенность сборника делает его ценным источником для исследователей истории отечественной авиапромышленности и всего оборонно-промышленного комплекса нашей страны, тем самым актуализируя сам факт его публикации.

Сборник документов предваряется двумя не равновеликими по объёму очерками, автором которых является один из составителей, известный исследователь истории отечественного авиапрома Е.И. Подрепный. В первом из очерков излагается история авиационного завода № 21 с начала его строительства в 1928 году и до окончания Великой Отечественной войны. Особая роль этого предприятия в системе советской авиационной промышленности определяется тем, что накануне войны, в 1939—1940 гг. на его долю приходилось 16,5 проц. всего общесоюзного выпуска боевых самолётов3. На примере завода № 21 автор стремится показать все трудности индустриализации страны и создания новых отраслей промышленности: проблемы с обеспечением оборудованием, несогласованность сферы НИОКР и производства, острая нехватка высококвалифицированных кадров. Автором последовательно прослеживаются непростые процессы разработки, освоения и серийного производства различных видов боевых машин: И-5 (1932—1934 гг.), ХАИ-1, И-16 и его учебных версий (1934—1941 гг.), ЛаГГ-3 (1940—1942 гг.), Ла-5 (1942—1944 гг.), Ла-7 и его учебно-тренировочной версии УТИ Ла-7 (1944—1945 гг.), разработок, которые так и не смогли выйти на серийное производство, — И-21, И-180 и других.

Причём все эти процессы описываются в очерке на фоне многогранной жизни предприятия: совершенствования производственной базы и технологических процессов изготовления продукции, создания и развития собственной базы НИОКР, развития социально-бытовой сферы, развёртывания социалистического соревнования, репрессий в отношении сотрудников завода и прочее. В той части очерка, в которой описываются события периода Великой Отечественной войны, автор большое внимание уделяет вопросам боевого применения авиационной техники, изготовленной на заводе № 21.

Второй очерк, принадлежащий перу Е.И. Подрепного, посвящён деятельности Сурена Ивановича Агаджанова, бывшего директором предприятия с 1942 по 1952 год. Именно под его руководством в тяжёлых условиях войны на заводе было налажено производство крайне необходимых для фронта машин Ла-5 и Ла-7, которые, по образному выражению автора, «сломали хребет Люфтваффе»4. В послевоенный период С.И. Агаджанов руководил освоением и серийным производством цельнометаллических истребителей Ла-9 и Ла-11, а затем и реактивных машин Ла-15 и МиГ-15бис.

Раздел сборника, озаглавленный «История авиационного завода № 21 в цифрах», включает ряд статистических сведений о предприятии, почерпнутых из диссертации Л.Е. Талановой. В частности, из них можно узнать, что авиазавод № 21 был одним из крупнейших в своей отрасли. Так, в годы Великой Отечественной войны средняя численность занятых на предприятии составляла более 20,5 тыс. человек5. А количество изготовленных за годы войны истребителей различных типов составило 17 350 единиц6.

Следующий раздел сборника содержит воспоминания сотрудников опытно-конструкторских бюро, раскрывающие интересные детали истории создания истребителей ЛаГГ-3 и Ла-5, а также сотрудника сборочного цеха, в котором впервые была внедрена поточная сборка Ла-5 на конвейере7.

Основная часть сборника включает в себя архивные документы, размещённые в хронологическом порядке и охватывающие как довоенный период истории завода № 21 (54 наименования), так и период его работы в условиях Великой Отечественной войны (88 наименований). Весьма примечательна неравномерность распределения опубликованных документов по источникам происхождения в данные хронологические периоды. Если при освещении довоенного этапа в истории завода преобладают документы государственных и военных органов, то за период войны более трёх четвертей представленных материалов отражают деятельность партийных органов. Авторы-составители никак не комментируют данное обстоятельство, однако можно утверждать, что это является отражением объективного возрастания роли ВКП(б) в объединении усилий всего общества на решение важнейшей задачи — достижение победы над фашистскими агрессорами.

Завод № 21 с самого начала позиционировался как единственный в СССР, специализировавшийся исключительно на выпуске самолётов истребительного типа8. Уникальность производственного профиля подчёркивалась тем фактом, что, например, в 1936 году удельный вес в производстве истребителей для ВВС составил 75 проц.9 Поддержание такого статуса требовало от руководства завода колоссальных усилий, направленных прежде всего на обеспечение качества изделий. Многочисленные документы сборника демонстрируют, как непросто решалась эта задача, учитывая, что производственные задания в иные годы достигали гигантских размеров (например, в 1937 г. завод выпустил 1675 истребителей И-16). Причём проблема качества обсуждалась на всех уровнях, начиная от установок самого И.В. Сталина10 и заканчивая письмами и обращениями в вышестоящие инстанции отдельных работников предприятий11. Особый драматизм ситуации придавало то обстоятельство, что всё это происходило в условиях усиливавшихся репрессий, когда самые высокопоставленные деятели не гнушались сваливать и просчёты в организации работ, и трудности объективного характера на действия «врагов народа — вредителей: Туполевых, Марголиных, Беленковичей, Тухачевских, Лавровых и иже с ними»12. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Таланова Л.Е. Советская военная авиапромышленность в 1929—1945 гг.: на примере завода № 21. Дисс… док. ист. наук. Нижний Новгород, 1999.

2 Боевые крылья Нижнего Новгорода: Горьковский авиационный завод № 21 (1932—1945 гг.): исследования, воспоминания, документы / Авт.-сост.: Е.И. Подрепный, Е.П. Титков, И.А. Калмыков. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2017. С. 3.

3 Там же. С. 5.

4 Там же. С. 115.

5 Там же. С. 116.

6 Там же. С. 117.

7 Там же. С. 118—153.

8 Там же. С. 155.

9 Там же. С. 164.

10 Там же. С. 181.

11 Там же. С. 169.

12 Там же. С. 203.

 

* Боевые крылья Нижнего Новгорода: Горьковский авиационный завод № 21 (1932—1945 гг.): исследования, воспоминания, документы / Авт.-сост.: Е.И. Подрепный, Е.П. Титков, И.А. Калмыков. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2017. 578 с.