В.В. ШЕЛЬ — Создание первых отечественных кораблей разведки. Исторический опыт развития и применения отечественных разведывательных кораблей (1950—1960-е гг.)
V.V. SHEL – Creation of the first domestic reconnaissance ships. Historical experience of developing and applying Russian reconnaissance ships (1950-1960)
Аннотация. В статье рассказывается о создании первых отечественных разведывательных кораблей и их применении в целях ведения морской радиоэлектронной разведки (РЭР).
Summary. The article tells about the creation of the first domestic reconnaissance ships and their application for the purposes of naval electronics reconnaissance (RER).
Возвращение в начале XXI века Военно-морского флота (ВМФ) России на боевую службу в океанские районы и дальние морские зоны, участие российских кораблей в борьбе с пиратством в Аденском заливе, поддержка и обеспечение силами флота с моря деятельности группировки Вооружённых сил РФ в Сирийской Арабской Республике обусловили возрастание роли морской радиоэлектронной разведки (РЭР), ведущейся в основном разведывательными кораблями (рзк).
Возрастание активности вооружённых сил США и стран НАТО в различных районах планеты, в т.ч. и на море, использование воинских контингентов и сил флота в различных «горячих точках», вблизи сухопутных и морских границ нашей страны в духе «холодной войны», попытки оказать силовое давление на политику Российской Федерации настоятельно требуют более пристального внимания к морской РЭР ВМФ, её нуждам, оснащению и обновлению.
В связи с этим редакция «Военно-исторического журнала» планирует разместить в ряде номеров серию статей, в которых исследуются проблемы развития и применения сил и средств морской радиоэлектронной разведки ВМФ во второй половине ХХ — начале XXI века. История создания и развития как отечественных, так и зарубежных рзк вызовет несомненный интерес у широкого круга читателей и исследователей этого вида разведки, которая в настоящее время остро нуждается в финансировании, модернизации и дальнейшем развитии.
Участившиеся в последнее время дерзкие случаи соприкосновения (опасное и безопасное маневрирование, облёт, сопровождение и др.) объединённых вооружённых сил НАТО с российскими самолётами, кораблями и судами, выделение Пентагоном огромных средств на разведку и увеличение штатов разведывательных структур настоятельно требуют повышенного внимания к российской морской разведке, изучения исторического опыта строительства ВМФ в области РЭР для решения разведывательных задач в океанских районах и морских зонах в настоящее время и на перспективу.
Опыт Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и Советско-японской войны в 1945 году подтвердил необходимость наличия в составе корабля подготовленных штатных групп, способных вести разведку с помощью радиоэлектронных средств на морских (речных) театрах1. Однако новый вид морской разведки — морская РЭР — зародился лишь в начале 1950-х годов. В эти годы, учитывая большой размах и открытый характер океанских районов и морских зон, фланговое положение советского Военно-морского флота по отношению к вероятному противнику, значительную удалённость его пунктов базирования и районов боевой подготовки, командование ВМФ и разведки в целях ведения непрерывной радио- и радиотехнической разведки и выявления новых радиосетей остро нуждалось в плавучих радиотехнических центрах, которые можно было бы направить в любой район Мирового океана. Создание подвижных морских радиогрупп и радиопеленгаторных пунктов, а также радиоразведывательных групп на кораблях и судах ознаменовало окончание эпохи преобладания в радиоразведке отечественного ВМФ наземной (береговой) составляющей2. Началось стремительное развитие манёвренных сил разведки ВМФ — морской РЭР, которая в дальнейшем трансформировалась в систему РЭР ВМФ. При этом основными силами морской разведки и элементом постоянно действующей системы РЭР ВМФ стали разведывательные корабли (рзк).
В сентябре 1951 года военно-морской министр СССР вице-адмирал Н.Г. Кузнецов подписал приказ об организации отдельных морских радиотехнических дивизионов. Приказ предусматривал выделение для этих целей 4-му Военно-морскому флоту, 5-му Военно-морскому флоту и Черноморскому флоту (ЧФ) трёх вспомогательных судов типа мотошхун. Одновременно с упомянутыми флотами такие суда появились и на Северном флоте (СФ). В соответствии с действовавшей классификацией кораблей и судов ВМФ СССР в составе флота до 1977 года не было класса рзк. В 1951—1956 гг. рзк именовались посыльными судами, затем — кораблями разведки, в 1970—1979 гг. в служебных документах значились как корабли радиотехнической разведки (кртр), позже за ними закрепилось современное название3. Сначала их деятельность прикрывалась легендой, будто это рыболовные траулеры с флагом СССР (до 1959 г.), потом некоторые из них выдавали себя как лоцмейстерские суда (до 1963 г.), другие — как гидрографические суда (гс), экспедиционные океанографические суда (эос) или океанографические исследовательские суда (оис), в зависимости от водоизмещения и дальности плавания, с флагом Гидрографии и красной полосой с серпом и молотом на фальштрубе (до 1977—1979 гг.), затем это были якобы суда связи с военно-морским флагом. Однако долго эти легенды продержаться не могли. По оборудованию мачт и надстроек всевозможными антеннами, а также по районам и характеру деятельности корабли оказались легко распознаваемы. К тому же использование рзк под флагом гидрографических судов в известной мере дискредитировало Гидрографическую службу ВМФ, пользовавшуюся мировой известностью.
В настоящее время в ВМФ России рзк относятся к группе кораблей и судов специального назначения. Основным их предназначением является выполнение разведывательных задач. Класс разведывательных кораблей представлен большими, средними и малыми рзк и кораблями гидроакустической разведки (кгар).
Первые рзк в ВМФ переоборудовались в основном из промысловых шхун, траулеров и ботов4. К ним относились морской моторный бот «Суинга» (ММБ-125), шхуна «Рулевая», по репарации переданные ВМФ СССР 2 шхуны японской постройки «Кержинец» и «Быстрая» и другие суда. Но самыми многочисленными представителями первых рзк являлись построенные в 1952—1957 гг. в Германской Демократической Республике (ГДР), в Штральзунде, на верфи «Фольксверфт», и в Ростоке, на верфи «Нептун», 13 рыболовных траулеров типа «СРТ-300-400» класса «Логгер» — «Нейва» («Гироскоп»), «Сайга» («Буй»), «Андома» («ЛОЦ-42», «ГС-42»), «Унго» («ЛОЦ-75», «ГС-34»), «Рица», «Аргун», «Атлас» («ЛОЦ-36», «ГС-36»), «Краб», «Угорь», «ЛОЦ-1» («ГС-1»), «ЛОЦ-2» («ГС-2»), «ЛОЦ-85» («ГС-85»), «РЗК-14» («Курчум», «ЛОЦ-46», «ГС-46»)5. В отдельных случаях в то время в качестве рзк использовали и другие корабли, например бывший охотник за подводными лодками американской постройки «Иртек», полученный от США по ленд-лизу. Несмотря на то, что по условиям ленд-лиза «Иртек» в 1954 году был затоплен ВМФ СССР, до этого времени, в 1953—1954 гг., он активно использовался в качестве рзк. Все эти корабли объединяло небольшое водоизмещение — 50—480 т, скорость хода не более 11 узлов, автономность до 30 суток, дальность плавания до 6900 миль, экипаж — не более 38 человек. Причём большинство из них вводились в состав ВМФ ещё не переоборудованными и не приспособленными для ведения морской РЭР, что требовало дальнейших ассигнований и предоставления дополнительного времени для нахождения их в судоремонтных заводах. Посыльные суда были отнесены к кораблям разведки 3 и 4 ранга, им были присвоены номера войсковых частей.
Оборудование судов радиоэлектронными средствами в большинстве случаев производилось самими экипажами, после чего они могли иметь 1—6 боевых постов разведки. Однако из-за неудачных конструктивных особенностей большинство этих судов в море зарывались в волну. Посты радио- и радиотехнической разведки судов класса «Логгер» находились в плохо вентилируемом рыбном трюме, где работа личного состава была довольно сложной6. На судне «Рица» укомплектованность личным составом и табельным имуществом была неполной. К тому же вскрылась незначительная течь в районе старнпоста, люки первого и второго трюмов не обеспечивали герметичности, аварийно-спасательного имущества не хватало. На постах энергетики и живучести судов «Нейва» и «Сайга» отсутствовали кислородоизолирующие приборы и средства заделки пробоин. Тем не менее экипажи первых рзк самоотверженно выполняли свой воинский долг в море.
Первые попытки по разведке тропосферных линий связи были предприняты именно во второй половине 1950-х и в начале 1960-х годов. Для этого на малых рзк «Гироскоп» и «Буй» были установлены антенно-фидерные устройства станции радиотехнической разведки «Пирамида». Корабли действовали в районе острова Ян-Майен. Однако тогдашние технические средства и слабая специальная подготовка личного состава не позволили добиться нужных результатов. В дальнейшем информативность и доступность, важность информации в этих линиях обусловили уделение командованием разведки этому вопросу серьёзного внимания. Вместе с тем успешно решить эту задачу удалось лишь в начале 1970-х годов.
Появление на флотах СССР по нескольку рзк (3—5) обусловило последующие организационные объединения их сначала в дивизионы посыльных судов, а затем в дивизионы кораблей разведки. Кроме траулеров, шхун, ботов и охотника за подводными лодками в целях ведения морской РЭР в ВМФ с 1953 года использовался также сухогруз советской постройки (г. Хабаровск) проекта 229 «Академик Бах» («Керби», «Анемометр»), переоборудованный в малый рзк. Он имел следующие тактико-технические характеристики (ТТХ): водоизмещение 730 т, скорость хода 9,8 узла, автономность 20 суток, экипаж 16 человек. Несмотря на его значительное водоизмещение, это судно уступало траулерам класса «Логгер» как в скорости хода, так и в автономности. Для ведения морской РЭР в состав ВМФ также поступили 3 переоборудованные парусно-моторные зверобойные шхуны проекта 220 — «РЗК-15» («Булак», «Визир», «Галс», «Г-515»), «РЗК-16» («Вазуза», «Г-515») и «Буссоль», построенные в 1953—1957 гг. в Финляндии7. Изначально они предназначались для ловли морского зверя в северных водах. Их водоизмещение (659 т) немного превышало водоизмещение траулеров класса «Логгер». Экипаж состоял из 37 человек, а деревянный корпус был похож на яйцо. Скорость этих шхун в спокойную погоду не превышала 9 узлов, а в штормовую нередко падала до нуля.
Ввиду многодневного плавания во время выполнения разведывательных задач и напряжённости работы личного состава кораблям требовался тщательный ремонт, а их экипажам — качественный отдых. В связи с этим объективно назрела потребность в улучшении снабжения экипажей рзк и прикомандированного личного состава для ведения разведки и переводе их на нормы довольствия экипажей подводных лодок в автономном плавании8. До июля 1956 года посыльные корабли относились к группе вспомогательных судов, а затем их стали классифицировать как корабли разведки. Новая классификация позволила уточнить их предназначение — корабли для дальних разведывательных походов (по 35 суток и более). Они были отнесены к группе боевых кораблей, а учёт по их эксплуатации в 1957 году был передан от Управления вспомогательных судов и гаваней ВМФ Управлению эксплуатации кораблей ВМФ, что, безусловно, улучшило их материально-техническое обеспечение. Несмотря на возникшие поначалу сложности в связи с этой передачей, с конца 1950-х годов, ещё до организации боевой службы в ВМФ, рзк начали систематически, на постоянной основе совершать дальние походы в Атлантический и Тихий океаны, Норвежское, Гренландское, Средиземное, Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря. С началом дальних походов для рзк первого послевоенного десятилетия и первого поколения советских кораблей, у которых не было заходов в порты, было организовано пополнение запасов топлива, продовольствия и воды с плавбаз и транспортов-рефрижераторов, в том числе рыбопромыслового объединения «Севрыба» в районах Джорджес-банки и Ньюфаундлендской банки. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Кикнадзе В.Г. Невидимый фронт войны на море. Морская радиоэлектронная разведка в первой половине XX века: монография. М., 2011. С. 332.
2 Он же. Развитие сил и средств радиоразведки отечественного Военно-Морского Флота в первой половине XX века: исторический опыт и уроки: автореферат дис. … д-ра ист. наук. М., 2014. С. 22, 23.
3 Плутов В.В. История создания и боевой путь соединения кораблей радиоэлектронной разведки Северного флота. Кн. 1. 1951—1986 гг. М.: АИР, 2015. С. 33.
4 История отечественного судостроения. Т. V. Судостроение в послевоенный период 1946—1991 гг. / Под ред. И.Д. Спасского. СПб.: Судостроение, 1996. С. 94.
5 В скобках указаны последующие названия кораблей и судов или их бортовые номера (здесь и далее по тексту статьи).
6 Лопухин А.Н. Разведывательные корабли // Тайфун. Военно-технический альманах. 2002. № 2. С. 24.
7 «РЗК-15» и «РЗК-16» для запутывания вероятного противника иногда носили один и тот же бортовой номер — «Г-515».
8 Хурс И.К. Разведка на море // Военная мысль. 1985. № 11. С. 17.