Аннотация. В статье рассматривается вопрос о переименовании боевых кораблей и вспомогательных судов Российского императорского флота и об изменении военно-морской символики после революционных событий 1917 года.
Summary. The paper examines the renaming of warships and auxiliary vessels of the Russian Imperial Navy and changes in the naval symbols after the revolutionary events of 1917.
ВОЕННАЯ СИМВОЛИКА
ПРАСНИКОВ ВЛАДИСЛАВ БОРИСОВИЧ — старший научный сотрудник, руководитель группы истории отечественного кораблестроения и вооружения Научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», кандидат исторических наук
ДОБРЯКОВА МАРТА АЛЕКСАНДРОВНА — научный сотрудник группы истории отечественного кораблестроения и вооружения Научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»
КУЛИКОВ СЕРГЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ — научный сотрудник группы истории отечественного кораблестроения и вооружения Научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»
ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ КОРАБЛЕЙ И КОРАБЕЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ ФЛОТА РОССИИ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА
Основатель российского флота император Пётр I вкладывал глубокий смысл в наименование кораблей. Дошедшие до нас исторические документы свидетельствуют о стремлении Петра вложить в эти наименования определённую идею о военном и морском могуществе России1. В целом система наименования кораблей, основы которой были заложены Петром I, продолжала существовать и совершенствоваться вплоть до 1917 года, когда она была коренным образом пересмотрена2.
Революционные события февраля 1917 года практически сразу повлекли переименования кораблей бывшего императорского флота. В первые же месяцы после Февральской революции Временное правительство переименовало все корабли, названия которых напоминали о поверженной монархии. Причём новые названия давались в основном бессистемно и чаще всего были навеяны волной революционного романтизма, охватившего российское общество после Февральской революции. Естественно, что этот процесс затронул прежде всего крупные боевые корабли.
Так, 13 апреля 1917 года в соответствии с декретом Временного правительства и приказом избранного матросами командующего Балтийским флотом вице-адмирала В.С. Максимова линейный корабль «Цесаревич» получил название «Гражданин»3. В этот же день были возвращены прежние названия кораблям, принимавшим участие в революционных событиях 1905—1907 гг. Крейсеру «Кагул» вернули название «Очаков», учебному судну «Двина» — «Память Азова». А вот название «Потёмкин-Таврический», которое вернули, правда, без княжеского титула, черноморскому линкору «Пантелеймон» не устроило команду. 11 мая 1917 года при посещении корабля А.Ф. Керенским линкор получил новое название — «Борец за Свободу».
29 апреля 1917 года были переименованы балтийский линкор «Император Павел I» в «Республику», а черноморские дредноуты «Император Александр III» и «Императрица Екатерина Великая» стали соответственно «Волей» и «Свободной Россией». Недостроенный четвёртый черноморский дредноут «Император Николай I» получил название «Демократия».
21 мая учебное судно Балтийского флота «Рында» получило новое название «Освободитель». На следующий день, 22 мая учебно-артиллерийский корабль «Император Александр II» был переименован в «Зарю Свободы». Также в мае были переименованы черноморские минные заградители «Великий князь Константин» в «Константин» и «Великая княгиня Ксения» в «Ксения».
16 июня учебное судно Балтийского флота «Николаев» получило новое название «Народоволец». Наконец, 17 августа подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметев» была переименована в «Кету», а 12 сентября эскадренный миноносец «Владимир» — в «Свобода».
Практически одновременно с переименованием кораблей Временное правительство изменило и государственную символику. Изображение двуглавого орла лишилось всех монархических символов: короны, скипетра, державы. На переименованных кораблях сбивались или закрашивались старые названия, наносились новые. С двуглавых орлов срубалась царская символика, а заодно подчас летели в воду и сами орлы. Какой-либо новой символики для кораблей Временное правительство не учредило.
Октябрьские события 1917 года не повлекли за собой массового изменения названий кораблей. Всё изменилось в 1918 году, когда в условиях общего разложения команд по инициативе судовых комитетов волна переименований накрыла вспомогательный флот.
В течение 1918 года только на Балтике были переименованы более 20 транспортов. При этом наиболее часто новыми названиями судов вспомогательного флота становились термины, вошедшие в жизнь общества вместе с революцией. В качестве примера можно привести транспорты Балтийского флота «Декрет» (бывший «Вассиан»), «Делегат» (бывший «Гуррикане»), «Федерация» (бывший «Вера»), а также посыльное судно Черноморского флота «Социальная Революция» (бывший «Император Траян»). Показателен момент — новые власти довольно бережно отнеслись к великому русскому писателю графу Льву Николаевичу Толстому: транспорт, названный в его честь — «Граф Толстой» был переименован в «Лев Толстой». Из боевых кораблей 18 декабря 1918 года был переименован входивший в состав действующего отряда Балтийского флота эскадренный миноносец «Капитан 1 ранга Миклухо-Маклай» в «Спартак».
Конец «комитетщине» на Балтийском флоте положила деятельность Особой комиссии РВС4 Республики. По результатам работы комиссии в начале 1919 года на совещании РВС под председательством Л.Д. Троцкого по вопросу о Балтийском флоте было решено: «…3) все судовые комитеты упразднить»5. Соответственно, на флоте были созданы новые органы управления, началось наведение порядка, в т.ч. и в деле присвоения названий боевым кораблям и вспомогательным судам. Дальнейшие переименования проводились уже централизованно в соответствии с приказами командующего Морскими силами и РВС Республики.
3 июля 1919 года был переименован эскадренный миноносец «Лейтенант Ильин» в «Гарибальди». Также в 1919 году новые названия получили переданные из состава Морских сил Балтийского моря в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии эскадренные миноносцы «Финн» (новое название «Карл Либкнехт», февраль 1919 г.) и «Эмир Бухарский» (новое название «Яков Свердлов», 12 апреля 1919 г.).
Начавшаяся в 1918 году в России Гражданская война дала новый толчок волне переименований. В значительной степени это касалось названий боевых кораблей и вспомогательных судов многочисленных красных флотилий, где творчество народных масс практически не знало пределов.
В качестве характерного примера можно привести названия кораблей красной Волжско-Каспийской флотилии, действовавших на р. Кама в 1919 году. Здесь мы находим корабли, названные6:
- В честь видных деятелей революционного движения (канонерские лодки «Памяти Володарского», «Карл Маркс», «Лейтенант Шмидт», «Троцкий», «Товарищ Маркин», «Рошаль», «Памяти Рошаля»).
- Терминами из революционного и социального лексикона (канонерские лодки «Борец за Свободу», «Ваня-Коммунист», «Авангард Революции», «Волгарь-Доброволец», «Товарищ», «Беднота», «Бурлак», «Террорист», сторожевые корабли «Красный Товарищ» и «Борец за Коммуну»).
- Географическими и национальными терминами (канонерские лодки «Кубань», «Терек», «Индигирка», «Гибралтар», «Латыш», пароходы «Москва», «Бухара», «Обь»).
Особняком от вышеуказанных стоят названия кораблей, на которых размещались органы управления флотилии, названия которым давались целенаправленно. Так, если название штабного корабля флотилии «Спартак» можно отнести к первой группе, то корабли, на которых размещались политотдел и трибунал, получили названия «Факел Социализма» и «Трибунал» соответственно.
Были и другие крайности. Так, например, канонерские лодки красной Онежской флотилии как таковых названий вообще не имели. Вместо этого они обозначались КЛ № 1 (канонерская лодка № 1), КЛ № 2 (канонерская лодка № 2) и т.д. По такому же принципу на флотилии обозначались и сторожевые катера7.
Бессистемность в переименованиях боевых кораблей и вспомогательных судов часто приводила к известной путанице. Так, в 1919 году на Волге и Каспии в боевом составе различных красных флотилий одновременно числились две канонерские лодки, носившие название «Товарищ Маркин». Первая — бывший буксирный пароход «Слуга покорный», который был переименован 1 июля 1919 года. Вторая — бывший буксирный пароход «Добрый», переименованный 15 октября 1919 года. Более того, в 1920 году в период с 15 июня по 11 августа это же название было присвоено третьей канонерской лодке «Волгарь-Доброволец»! И такие случаи были не единичны.
Относительный порядок в присвоении названий (переименовании) кораблей на Чёрном, Азовском морях и речных флотилиях был восстановлен в 1920 году. Это произошло после подчинения всех морских и речных сил командующему морскими и речными силами Юго-Западного фронта, а затем учреждения самостоятельной должности начальника Морских сил Чёрного и Азовского морей (приказ РВС Республики от 24 апреля 1920 г.)8.
Нельзя не упомянуть и о переименованиях кораблей, входивших в состав белого флота на Чёрном море, а также речных и озёрных флотилий. Корабли, доставшиеся белогвардейцам, в основном сохраняли свои дореволюционные названия. На Чёрном море новые названия в честь видных деятелей Белого движения получили ранее переименованные линейный корабль «Воля», который в октябре 1919 года стал «Генералом Алексеевым», и крейсер «Очаков», тогда же переименованный в «Генерал Корнилов».
Корабли из состава белых речных и озёрных флотилий в названиях сохраняли в основном преемственность традиций бывшего императорского флота. Так, в 1919 году в составе белой флотилии на р. Каме мы находим канонерские лодки «Смелый», «Сильный», «Стерегущий», «Страшный», «Бойкий», «Гордый», «Грозный», «Грозящий». Не вызывает сомнений, что все они получили свои названия в честь миноносцев, принимавших участие в Русско-японской войне.
Несмотря на попытки сохранить системность в названиях кораблей, разобщённость белых сил так же часто приводила к тому, что одновременно несколько судов носили одно и то же название, что опять-таки вызывало путаницу.
Характерный пример — в известном справочнике «Корабли и вспомогательные суда Советского военно-морского флота (1917—1927)» при описании судьбы ледокола «Илья Муромец» Сибирской флотилии указано: «…в 1922 г. уведён белогвардейцами в Манилу. Впоследствии под названием “Поллукс” в качестве минного заградителя входил в состав французского флота». На самом деле речь идёт о двух разных судах. Первый «Илья Муромец» в составе флота барона Врангеля был уведён в 1920 году в Бизерту, и именно он впоследствии был включён в состав французского флота. Второй «Илья Муромец» был уведён в 1922 году адмиралом Старком в Манилу и был продан фирме «Моллер Лайн» (новое название «Христиана Моллер»)9.
Возвращаясь к красному флоту, следует отметить, что в 1920 году переименования кораблей продолжились, однако этот процесс не носил уже такого массового и бессистемного характера. В том году были переименованы входившие в состав Морских сил Каспийского моря эскадренные миноносцы «Туркменец-Ставропольский» в «Мирза Кучук», «Украйна» в «Карл Маркс», «Войсковой» в «Фридрих Энгельс». На Чёрном море в этом же году был переименован минный заградитель «Алексей» в «Пестель», а в составе Флотилии Северного Ледовитого океана подводная лодка «Святой Георгий» стала «Коммунаром».
Достраивавшиеся в первые годы советской власти боевые корабли также получали свои названия в основном в честь видных партийно-политических деятелей Советской республики. Так, спущенная на воду 1 июня 1920 года на судостроительном заводе в Николаеве подводная лодка типа АГ (при закладке — АГ-23) получила название «АГ-23 им. тов. Троцкого». В 1921 году она получила новое наименование — № 12, а в конце 1922 года лодку переименовали в «Незаможный».
Следующие переименования, осуществленные советским правительством, связаны с Кронштадтским восстанием. Восстание вспыхнуло 28 февраля 1921 года, его активными участниками стали экипажи линкоров «Петропавловск» и «Севастополь». На подавление мятежа ушло 20 дней. 18 марта мятеж был подавлен, а 31 марта решением РВС Республики линкоры «Петропавловск» и «Севастополь» были переименованы в «Марат» и «Парижская коммуна» соответственно. Очевидно, что в основе переименования лежала идеология пролетарского интернационализма и мировой революции.
Массовое переименование кораблей по решению Х съезда РКП(б) было проведено в конце 1922 года. При этом новые названия боевых кораблей должны были напоминать пролетариату об основателях и лидерах мирового революционного движения. Данные о переименовании боевых кораблей в декабре 1922 года приведены в таблице.
До 1926 года новые названия получили все боевые корабли бывшего императорского флота, до этого времени носившие старые названия. Наиболее массовые переименования прошли в феврале 1925 года, когда в соответствии с приказом РВС в советском флоте появились крейсер «Профинтерн» («Светлана»), эскадренные миноносцы «Калинин» («Прямислав»), «Петровский» («Корфу»), «Шаумян» («Левкас»), «Фрунзе» («Быстрый»), быстроходные тральщики «Мартынов» («Внушительный»), «Артемьев» («Выносливый»), «Рошаль» («Инженер-механик Дмитриев») и «Жемчужин» («Инженер-механик Зверев»). Несколько позднее, в мае 1925 года был переименован эскадренный миноносец «Капитан Керн» — в «Куйбышев». А в июне новое название «Октябрьская Революция» получил линейный корабль «Гангут».
Государственные символы кораблей будущего ВМФ СССР формировались в ходе Гражданской войны. Первым таким символом стала надпись «РСФСР», нанесённая на плавучих батареях красной Северо-Двинской флотилии «Москва», «Кронштадт», «Петроград», «Туркестан» и «Канск» на фальшборте в районе форштевня над названиями10.
Кроме флага, основных государственных символов было два: герб и красная звезда. Главным государственным символом являлся герб. Его рисунок впервые появился в 1918 году при изготовлении печати СНК РСФСР11. Создан он был в процессе совместной работы Народного комиссариата просвещения и художественных коллегий Москвы и Петербурга. Рисунок печати председатель СНК В.И. Ленин утвердил 18 июня 1918 года.
В марте 1922 года Х съезд партии принял решение о создании единого союзного государства, а 30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов провозгласил образование СССР. Разработка герба нового государства была поручена художникам Гознака. В его основу авторы положили символику, ранее использовавшуюся в печати СНК РСФСР: пятиконечную звезду, скрещённые серп и молот, хлебные колосья, обвитые красной лентой.
Рисунок герба ЦИК Союза ССР утвердил 22 сентября 1923 года. В конституции СССР, принятой II съездом Советов 31 января 1924 года, дано его описание: на фоне земного шара скрещённые серп и молот, в нижней части восходящее солнце. Всё обрамлено венком из колосьев, который шесть раз, по числу союзных республик, перевит красной лентой с надписью на шести языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В последующие годы в связи с изменением числа союзных республик изменения в рисунок герба вносились трижды: в 1937, 1940 и в 1956 гг.12 — менялось число витков красной ленты с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на языках союзных республик.
Красная пятиконечная звезда с изображением скрещивавшихся молота и плуга была утверждена в качестве эмблемы Красной армии в апреле 1918 года. В листовке, изданной Военным отделом ЦИК, разъяснялся её смысл — пять лучей звезды символизировали союз трудящихся пяти континентов в борьбе против капитализма. «Красная Звезда Красной Армии, — говорилось в листовке, — это звезда Правды, потому на красноармейской звезде изображены плуг и молот. Плуг — пахаря-мужика, молот — молотобойца-рабочего. Это значит, что Красная Армия борется за то, чтобы Звезда Правды светила пахарю-мужику и молотобойцу-рабочему. Чтобы для них была воля и доля, отдых и хлеб, а не только нужда, нищета и бесправная работа. Красная Звезда есть звезда счастья для всех бедняков, крестьян и рабочих. Вот что означает Красная Звезда Красной Армии».
В ноябре 1918 года приказом РВС Республики ношение красной звезды со скрещивавшимися молотом и плугом было распространено и на военных моряков. В приказе говорилось: «Отныне революционный знак — Красная Звезда является выражением единства Красного Флота и Красной Армии».
Приказом РВС Республики № 953 от 13 апреля 1922 года рисунок красной звезды был изменён. Вместо плуга и молота в середине звезды теперь изображались серп и молот. Как государственный символ корабля красная пятиконечная звезда с серпом и молотом впервые была установлена на крейсере «Червона Украина» в 1926 году в ходе его достройки в Николаеве.
Первым документом, регламентировавшим введение на кораблях ВМФ СССР государственной и собственно корабельной символики, стал приказ РВС СССР от 2 ноября 1925 года № 108. Приказом на кораблях вводилась следующая символика: на носу — красная пятиконечная звезда с перекрещивающимися серпом и молотом — как эмблема Вооружённых сил Союза ССР, на корме — Герб СССР. В зависимости от размеров корабля его наименование предписывалось иметь на корме, на транце или побортно на раковинах13. На кораблях с низкой кормой наименование предписывалось наносить в носовой части на обоих бортах.
В заключение необходимо отметить, что принципы наименования кораблей, сложившиеся в первые советские годы, сохранялись и позднее. Что отличало советскую систему наименования кораблей? Прежде всего, полное забвение отечественной истории и традиций. Из названий кораблей практически исчезли победы русского оружия, имена русских политических деятелей, полководцев и флотоводцев. Зато появились корабли, названные в честь иностранных «борцов за народное счастье»: Спартак, Гарибальди, Димитров, Марти и др. Основная же масса боевых кораблей называлась именами советских государственных и партийных деятелей, в том числе здравствующих. Одним из негативных последствий этого явились последующие, подчас неоднократные, переименования кораблей, которым ранее были присвоены имена репрессированных и расстрелянных партийных деятелей: Троцкого, Зиновьева, Каменева, Рыкова.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Российский императорский флот. СПб.: Изд. товарищества И.Д. Сытина, 1914. С. 97.
2 Подробнее см.: Коршунов Ю.Л. и др. Как называют корабли отечественного флота: история и современность. СПб.: Маринтех, 2017. 200 с.
3 Здесь и далее переименования даны по новому стилю в соответствии с: Российский государственный архив Военно-морского флота. Ф. р-910. Оп. 2. Д. 16. Л. 42, 42 об., 43, 43 об.; Моисеев С.П. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 г.). М.: Воениздат, 1948. 576 с.; Бережной С.С. и др. Корабли и вспомогательные суда Советского военно-морского флота (1917—1927): справочник. М.: Воениздат, 1981. 589 с.
4 РВС — Революционный военный совет, коллегиальный орган высшей военной власти в годы Гражданской войны.
5 Гражданская война: боевые действия на морях, речных и озёрных системах. Т. II. Ч. 1. Балтийский флот 1918—1919 гг. Л.: Редакционно-издательский отдел Морских сил РККФ, 1926. С. 152.
6 Хроника действий Волжско-Каспийской военной флотилии и отрядов судов и десантных кораблей за 1918—1920 гг. Горький: Тип. Наркомвода, 1934. С. 54—56.
7 Годовой отчёт деятельности Онежской флотилии с 1 декабря 1918 г. по 1 декабря 1919 г. Петрозаводск: 2-я Гос. тип., 1920. С. 4.
8 Гражданская война. Т. III. Юго-Запад. Л.: Редакционно-издательский отдел Морских сил РККФ, 1925. С. 254.
9 Волков А. Исход: судьба кораблей и судов, ушедших из Владивостока в октябре 1922 г. // Моряки в Гражданской войне: сборник. М.: Флотомастер; Белая гвардия, 2000. С. 36.
10 Гражданская война. Т. II. Ч. 2. Озёрные и речные флотилии (Север, Северо-Запад). Л.: Редакционно-издательский отдел Морских сил РККФ, 1926. С. 83.
11 СНК — Совет народных комиссаров, высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти РСФСР, а затем и СССР.
12 16 июля 1956 г. Карело-Финская ССР получила статус автономной республики в составе РСФСР.
13 Кормовая часть борта корабля.