Участие московских энергетиков в обеспечении боевых действий Красной армии в 1941—1942 гг.

image_print

Аннотация. В статье рассказывается об участии московских энергетиков в обеспечении боевых действий частей Красной армии в 1941—1942 гг. в битве под Москвой.

Summary. The article describes the participation of Moscow power engineers in providing combat operations of the Red Army units in 1941-1942 during the battle of Moscow.

КОЗЛОВ Андрей Валерьевич — заведующий кафедрой коммуникационного менеджмента, рекламы и связей с общественностью Института журналистики, коммуникации и медиаобразованияМосковского педагогического государственного университета, профессор НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», доктор исторических наук, профессор

(Москва.E-mail: kozlov0170@mail.ru).

 

«ВСЕ ВИДЫ ЭЛЕКТРИЗОВАННЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ ПОСТРОЕНЫ ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ ИНЖЕНЕРНЫХ УКРЕПЛЕНИЙ»

Участие московских энергетиковв обеспечении боевых действий Красной армии в 1941—1942 гг.

 

Оборона Москвы — один из ярчайших примеров мобилизации усилий армии и населения для победы над врагом. Свой вклад в защиту столицы внесли сотни тысяч москвичей, сотни фабрик и заводов. Некоторые столичные промышленные предприятия принимали непосредственное участие в выполнении особо важных и секретных задач. Одна из них — создание электризуемых заграждений для обороны Москвы от немецко-фашистских войск.

Строительство электризованных препятствий на подмосковном оборонительном рубеже началось 2 августа 1941 года по постановлению ГКО № 373сс. Документ предписывал Наркомату обороны «немедленно приступить к созданию на оборонительном рубеже полос электризации почвы и противопехотных заграждений с использованием стационарных силовых установок и линий передач»1.

Уточнить общий замысел и детали строительства помогают материалы из фонда 208 Центрального архива МО РФ «Инженерное управление Западного фронта», в частности, дела «Боевые донесения и оперативные сводки управления инжвойск фронта»2, а также документы 33-й отдельной моторизованной инженерной Могилёвской Краснознамённой бригады3. В своё время бригада была сформирована на базе управления специальных работ инженерного управления Западного фронта, которое курировало строительство электрозаграждений в летне-осенней кампании 1941 года. Так вот, в архиве этого соединения есть любопытный документ — отчёт «Итоги боевого применения электризованных заграждений в период Великой Отечественной войны»4, составленный в 1945 году начальником отделения заграждений бригады инженер-майором А.И. Голицыным. В нём, в частности, указывается, что в конце июля — начале августа 1941 года, когда обозначилась угроза прорыва германских войск на московском направлении, началось строительство рубежа электрозаграждений. К этой работе были привлечены организации и предприятия Москвы: Мосэнерго, Моссельэлектро, Москабель, Центроэлектромонтаж5. Как следует из отчёта, они оказали помощь инженерно-техническими кадрами, квалифицированной рабочей силой, оборудованием и материалами.

Документы позволяют уточнить основные этапы формирования подразделений, задействованных на сооружении электризуемых заграждений, особенности их комплектования. Согласно оперативной сводке инженерного управления Западного фронта от 28 июля 1941 года в период с 23 июля по 27 июля 1941 года был сформирован 303-й инженерно-строительный батальон6. Оперативная сводка от 26 октября 1941 года уточняет, что часть была подчинена начальнику управления спецработ военному инженеру 2 ранга Михаилу Фадеевичу Иоффе7.

Сведения о призыве и направлении сотрудников Мосэнерго в 303-й инжстройбат мы находим всё в том же отчёте об итогах боевого применения электризуемых заграждений. В нём, в частности, сказано, что обслуживание электризуемых заграждений велось специально сформированным 303-м инженерно-строительным батальоном, основной контингент которого составляли работники Мосэнерго, Моссельэлектро, метрополитена и ряда других столичных предприятий8.

Для руководства строительством было создано управление специальных работ при Научно-исследовательском военно-инженерном институте. Впоследствии оно перешло в подчинение инженерного управления Западного фонта.

Результатом строительства стал рубеж высоковольтных электрозагражденийпротяжённостью свыше 200 км. Что интересно, другие инженерные сооружения, необходимые для оперативного оборудования местности (противотанковые рвы и минные поля на танкоопасных направлениях, противопехотные минные поля, окопы и траншеи), создавалисьзначительно позже, когда было принято решение о создании Московской зоны обороны. Это также позволяет утверждать, что в первые месяцы войны электрозаграждениясоздавались вне связи со строительством других оборонительных рубежей и им отводилась особая роль в обороне Москвы.

Вместе с тем собранные данные позволяют сделать вывод, что система электрозаграждений постоянно совершенствовалась. В дополнение к линейной схеме расположения электрозаграждений, характерной для начального периода войны, создавались поля и рубежи электропрепятствий в глубине обороны, в том числе на окраинах столицы.

Так, в оперативной сводке инженерного управления Западного фронта от 9 ноября 1941 года говорится о выполнении работ 39-й отдельной электроротой на Минском, Можайском и Рублёвском шоссе; 40-й отдельной электроротой — на Киевском и Подольском шоссе9. В оперативной сводке инженерного управления от 5 декабря 1941 года указывается, что один взвод 21-й электророты приступил к развёртыванию электросети в районе Черкизово10. Можно предположить, что это делалось с целью прикрыть разрывы и фланги в оперативном построении оборонявшихся войск, компенсировать слабое инженерное оборудование местности.

На схеме чётко обозначены три ряда кольев для установки электропрепятствий. В то же время в воспоминаниях маршала инженерных войск В.К. Харченко говорится о четырёхрядном заборе11. Нет ли здесь противоречия?

Ответ очевиден: в разных местах могли устанавливаться различные схемы электрозаграждений. В документе речь идёт в основном об устройстве обычных проволочных заграждений, а ведь помимо них могли устанавливаться электрозаграждения других типов, например, с использованием переносной сетки П-5, которая была на вооружении инженерных частей. Всё зависело от наличия времени и материальных средств, с которыми в первые месяцы войны было очень туго. Достаточно сказать, что лес для кольев, на которых крепилась проволока, строители электрозаграждений чаще всего заготавливали сами. Проблема была и с проволокой, кабелем. Полагаем, что и тут не обошлось без резервов Мосэнерго.

Интересен и вопрос боевого применения электризуемых препятствий. Здесь стоит уточнить, что подразумевается под термином «боевое применение». Если имеется в виду только поражение током фашистских захватчиков, то это один подход. Если же вести речь о поддержании электрозаграждений в постоянной боевой готовности, то это несколько иное измерение.

Сразу скажем, что документов, подтверждающих поражение живой силы противника, в материалах архива Минобороны не обнаружено. Но это, на наш взгляд, нисколько не умаляет огромные усилия воинов-инженеров и энергетиков по установке и обслуживанию электрозаграждений. Как мы теперь знаем, на различных участках рубежа были заготовлены необходимые запасы материалов для ремонта и восстановления электрозаграждений. Была отработана система взаимодействия электротехнических подразделений с оборонявшимися частями. Для устранения возможных повреждений и неполадок в системе электрозаграждений были созданы моторизованные аварийные бригады.

Архивные материалы свидетельствуют, что все причинявшиеся вражеским артогнём повреждения быстро устранялись, и электрозаграждения постоянно находились в боевом состоянии.

Если говорить о потерях вражеских войск, то они, безусловно, были. Свидетельства тому мы находим в воспоминаниях участников тех событий12. Но надо понимать, что эффективность от применения электрозаграждений была не только в них. Не стоит сбрасывать со счётов моральный эффект, который оказывало на солдат вермахта наличие электрозаграждений на участке наступления. Факты говорят о том, что наступательный порыв пехоты при встрече с электризуемыми заграждениями резко снижался. Противник предпочитал обходить их, а не преодолевать. Можно утверждать, что электрозаграждения придавали некую дополнительную устойчивость обороне.

Упоминание о боевой работе на рубеже электрозаграждений содержится в оперативной сводке инженерного управления Западного фронта от 9 ноября 1941 года13. В ней указано, что управление специальных работ 7, 8, 9 ноября проверяло боевую готовность расчётов по районам и на рубежах. Производились пробные включения на отдельных участках линий электризуемых заграждений. Далее в документе уточняется, что 303-й инжстройбат занимает боевые посты на полосе заграждений и готов к их боевому применению».<…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Электрозаграждения на рубеже обороны Москвы. М.: МОЭСК, 2013. С. 3.

2 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 208. Оп. 2550. Д. 3, 6.

3 Там же. Ф. 30333. Оп. 1. Д. 1, 4.

4 Там же. Л. 2—5.

5 Там же. Л. 5.

6 Там же. Ф. 208. Оп. 2550. Д. 3. Л. 164.

7 Там же. Д. 6. Л. 52.

8 Там же. Ф. 30333. Оп. 1. Д. 1. Л. 5.

9 Там же. Ф. 208. Оп. 2550. Д. 6. Л. 43—48.

10 Там же. Л. 93.

11 Харченко В.К. …Специального назначения // интернет-ресурс: http://militera.lib.ru.

12 Электрозаграждения на рубеже обороны Москвы.

13 ЦАМО РФ. Ф. 208. Оп. 2550. Д. 6. Л. 43—48.