history.milportal.ru

Тыловое обеспечение войск в Висло-Одерской стратегической наступательной операции (12 января — 3 февраля 1945 г.)

image_print

Аннотация. Статья раскрывает вопросы материально-технического обеспечения войск Красной армии в Висло-Одерской стратегической наступательной операции Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., особенности подготовки и проведения операции за пределами Советского Союза, оказания помощи польскому народу.

Summary. The paper covers the issues of logistical support of Red Army troops in the Vistula-Oder strategic offensive operation in the Great Patriotic War of 1941—1945, the specifics of preparing and conducting the operation outside the Soviet Union, and rendering assistance to the Polish people.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941—1945 гг.

ВОРСИН Владимир Федотович — научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых cил РФ, кандидат военных наук, старший научный сотрудник

СНЕГОВА Юлия Викторовна — научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых cил РФ

«ЕВРОПА НЕ ЗНАЛА НИЧЕГО ПОДОБНОГО СО ВРЕМЕНИ ГИБЕЛИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ»

Тыловое обеспечение войск в Висло-Одерской стратегической наступательной операции

(12 января — 3 февраля 1945 г.)

Висло-Одерская операция — одна из крупнейших стратегических наступательных операций завершающего этапа Великой Отечественной войны. Она осуществлялась войсками 1-го Белорусского (командующий — Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, начальник тыла — генерал-лейтенант Н.А. Антипенко) и 1-го Украинского (командующий — Маршал Советского Союза И.С. Конев, начальник тыла — генерал-лейтенант Н.П. Анисимов) фронтов.

Для подготовки Висло-Одерской операции органы тыла имели значительно больше времени, чем при подготовке многих других операций, так как войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов вышли на Вислу ещё в первой половине августа 1944 года. Однако непосредственная подготовка операции в последний момент была сокращена на 8 суток вследствие переноса начала наступления с 20 на 12 января 1945 года, вызванного тяжёлым положением англо-американских войск после прорыва гитлеровцами их фронта в Арденнах1. Сокращение срока пришлось на период самой интенсивной работы, когда органы тыла сосредоточивали материальные средства в исходных районах.

Особенностью данной операции явилось максимальное приближение тыловых частей и учреждений к войскам. К её началу первые эшелоны тыловых учреждений фронтов разместились в 25 км от линии фронта, вторые эшелоны — в 70—80 км, а третьи — в 200—220 км. В целом глубина тыловых районов фронтов составляла 200—250 км, армейских, включая районы войскового тыла, — 85—130 км2. Особая трудность была в организации войскового тыла на плацдармах, где на малой площади сосредоточивались большие массы войск, техники и материальных средств.

К началу наступления во фронтах были созданы значительные запасы материальных средств в размерах: боеприпасы — от 1,4 до 9,9 боекомплекта; ГСМ — от 3,3 до 11,7 заправки; продовольствие — от 7,8 до 65,3 суточной дачи3, что вполне обеспечивало потребности войск4.

В ходе операции расход боеприпасов был небольшим. Фронты расходовали в сутки по 0,01—0,03 боекомплекта. Особенно мало расходовали боеприпасов танковые армии, что являлось характерным для операций, проводившихся высокими темпами наступления5. Незначительный расход боеприпасов войсками после прорыва обороны противника не вызывал затруднений с их подвозом в первые дни. Но по мере развития наступления и растяжки грунтовых путей автотранспорт фронтов и армий был в состоянии лишь частично восстанавливать израсходованные боеприпасы, несмотря на привлечение к подвозу войскового транспорта. Поэтому войска при подходе к Одеру имели запасы ниже установленных норм, что снижало темпы наступления и усложняло борьбу за расширение плацдарма на Одере.

Расход боеприпасов оказался менее запланированного, но несколько больше, чем в других операциях. В период преследования противника расходование уменьшилось, однако было значительным во время боёв на подступах к Одеру и за плацдармы на его западном берегу. В ходе операции фронтами было израсходовано 5382 вагона боеприпасов6.

Перед началом Висло-Одерской операции службой снабжения горючим было уделено большое внимание накоплению запасов, их размещению и организации обеспечения войск в ходе операции7.

Для размещения запасов на фронтах восстанавливались ёмкости стационарных складов, нефтебаз и резервуары промышленности, демонтировались резервуары складов вне территории фронтового тылового района, использовались ёмкости тыловых складов и баз, переданных фронтам центром, собирались все бесхозные ёмкости.

Наличие ёмкостей обеспечивало хранение необходимых запасов горючего, но их удалённое размещение не создавало условий для целесообразного эшелонирования. Учитывая недостаток специальных средств подвоза горючего, служба ГСМ много внимания уделяла накоплению запасов в 200-литровых бочках. Так, на 1-м Белорусском фронте перед началом операции были залиты наиболее ходовым горючим свыше 7300 бочек8. С целью подготовки к перевозке по воздуху горючее заливалось в парашютно-десантные бензобаки.

Обеспечение войск горючим, особенно автомобильным бензином, в ходе Висло-Одерской операции было наиболее сложной задачей. Основная трудность в тот период заключалась в организации и осуществлении своевременного подвоза огромного количества горючего войскам фронтов на большие расстояния. Только одному 1-му Белорусскому фронту при подготовке к операции потребовалось подать около 60 тыс. тонн горючего, причём это количество далеко не покрывало потребности войск. Поэтому командующий 1-м Белорусским фронтом просил Верховного главнокомандующего дополнительно подать фронту 39 400 тонн автомобильного бензина9.

history.milportal.ru

Продовольственное обеспечение войск представляло одну из важнейших задач в работе тыла фронтов. Войска фронтов обеспечивались централизованно главным образом такими продуктами, как сахар, чай, соль, табак, частично жиры, консервы. Что касается хлеба, овощей, круп, сена, зернофуража, мяса, молочных продуктов, то заготовка их производилась на местах, в тыловых районах фронтов и армий, или в близлежащих к границам фронтов областях. Заготовка продовольствия и фуража осуществлялась в тесном контакте тыла фронтов с местными государственными и партийными органами, при их широкой поддержке. Успешное проведение заготовок продовольствия и фуража на местах резко сокращало объём централизованных железнодорожных перевозок и позволяло использовать пропускную способность железных дорог и подвижный состав для подачи фронтам большего количества оперативных эшелонов и снабженческих поездов с боеприпасами и горючим.

На 14 января 1945 года 1-й Белорусский фронт имел следующие запасы продуктов (в суточных дачах): хлебопродуктов — 30, круп и концентратов — 28, мясопродуктов —13, жиров — 31, сахара — 65, соли — 30, табачных изделий — 22, свежих овощей — 47, зернофуража — 45 и сена — 18. В войсках 1-го Украинского фронта к началу операции были созданы запасы продуктов на 20—30 суток10.

history.milportal.ru

Стремительное наступление наших войск не давало возможности противнику вывезти или уничтожить запасы продуктов питания, имевшиеся на его армейских складах. Многие из этих запасов целиком попадали в распоряжение войск Красной армии. Имея большие запасы трофейного продовольствия и не израсходовав своих подвижных запасов, накопленных к началу операции, войска фронтов отказывались от подвоза продовольствия с головных отделений армейских продовольственных складов.

Личный состав и транспорт, занятые на заготовках продовольствия в глубоком тылу, постепенно направлялись на выявление и сбор трофейного и бесхозного продовольствия, фуража и скота. К концу операции заготовки продовольствия за пределами тыловых границ фронтов в основном были прекращены.

На продовольственную службу была возложена дополнительная задача по оказанию помощи продовольствием населению многих городов Европы. Так, сразу же после освобождения столицы Польши — Варшавы её жителям в качестве безвозмездного братского дара от советского народа были переданы 60 тыс. тонн хлеба, большое количество жиров, сахара, овощей, сухих фруктов. Значительная помощь продовольствием была оказана и другим городам Польши. По указания советского правительства командование фронтовых соединений с конца 1944 по май 1945 года выделило из своих резервов и передало безвозмездно населению Катовиц, Кракова, Кельце и городов Польской Силезии 138 тыс. тонн зерна, 25 тыс. тонн крупы и муки, 10 тыс. банок консервированного молока, 50 тыс. тонн риса, 150 тыс. голов скота и свиней, 8000 тонн мяса и много других продуктов11. Это дало возможность польскому народу избежать голода и приступить к восстановлению разрушенной нацистской Германией экономики своей страны.

history.milportal.ru

В подготовительный период, проведя большую работу, службы вещевого снабжения армий обеспечили личный состав зимней формой одежды на 100 проц.12 Вещевое имущество личный состав получал в основном с фронтовых складов и частично из войсковых и армейских ремонтных мастерских. Учитывая опыт предыдущих операций, штабы тыла армий стали выделять из состава полевых армейских складов вещевые летучки, которые размещались при управлении тыла. В ходе операции летучки, выезжая в войска, обеспечивали их недостающим вещевым имуществом. Для быстрой замены его в частях был создан оборотный фонд мастерских. Так, в 4-й танковой армии он составил 1750 пар обуви. На армейском складе в оборотном фонде имелись 2000 комплектов белья и 3000 пар обуви13. В ходе операции заявки от частей на пополнение вещевого имущества в штабы тыла армий не поступали. К концу операции в частях и соединениях имелся даже излишек вещевого имущества, который они сдали на армейские склады. В 4-й танковой армии, например, были сданы 6 вагонов имущества14. Ремонтные мастерские, значительно отстав от войск в ходе стремительного наступления, ремонт, как правило, не производили. В подобной обстановке войска использовали обычно оборотный фонд вещевого имущества.

history.milportal.ru

При подготовке к операции железнодорожными войсками и спецформированиями НКПС была проделана большая работа по усилению пропускной способности восстанавливавшихся железных дорог, мостов, развитию станций снабжения. Фронты имели по два железнодорожных направления с пропускной способностью от 18 до 24 пар поездов в сутки15.

Железные дороги 1-го Белорусского фронта за время подготовки операции перевезли 68 461 вагон с грузами, а 1-го Украинского фронта — 64 525 вагонов. За это время в тыл страны были отправлены 16 690 вагонов с трофейным имуществом, металлоломом и другими грузами. Ежедневно на железных дорогах 1-го Белорусского фронта разгружались в среднем 1300 вагонов (около 20 тыс. тонн различных грузов), а на 1-м Украинском фронте — 121616.

history.milportal.ru

Большой размах предстоявшей операции требовал широкого использования железных дорог. Одновременно учитывалось, что на территории Польши и Германии железные дороги имели западноевропейскую колею. Войска двух фронтов, продвигаясь к Висле, захватили значительное количество паровозов и вагонов западноевропейской колеи, что позволило обойтись без её перешивки, привлечь для эксплуатации железных дорог тысячи квалифицированных польских железнодорожников и ускорить оборот вагонов на дорогах Советского Союза. Для осуществления перевалки грузов решено было организовать перевалочные базы в районах Варшавы, Демблина и Сандомира17.

Несмотря на сравнительно быстрый темп восстановления железных дорог, восстановители не успевали продвигаться за стремительно наступавшими частями Красной армии. Образовавшийся разрыв с трудом восполнялся работой автотранспорта, однако созданные перегрузочные районы не обеспечивали переработку необходимого для фронтов объёма грузов. Снабжение наступавших войск стало ухудшаться.

history.milportal.ru

В силу создавшегося положения Государственного комитета обороны (ГКО) 28 января 1945 года разрешил фронтам перешить на союзную колею за Вислой по одному железнодорожному направлению18.

Среднесуточный темп восстановления железных дорог в ходе операции составлял от 16 до 30 км. На восстановительных работах особенно отличилась 5-я железнодорожная бригада (командир — полковник Т.К. Яцыно) 1-го Белорусского фронта, за что приказом Верховного главнокомандующего она была удостоена наименования Познаньской. На 1-м Украинском фронте восстановительные работы вели 7-я (командир полковник Н.И. Новосельский) и 45-я (командир — полковник А.И. Наталичев) железнодорожные бригады19.

Общий объём железнодорожных перевозок, выполненных в ходе операции, был значительным: по 1-му Белорусскому фронту он составил 1331 поезд, а по 1-му Украинскому — 145320.

Железнодорожные войска и спецформирования НКПС 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов в Висло-Одерской операции получили огромный опыт ведения восстановительных работ на Западно-Европейской территории. Этот опыт был успешно ими использован в обеспечении последующих операций по разгрому нацистской Германии.

При подготовке и в ходе Висло-Одерской операции важную роль в подвозе материальных средств играл автомобильный транспорт. К началу операции на 1-м Белорусском фронте в составе фронтового и армейского транспорта имелись 7627 автомобилей, общая грузоподъёмность которых составляла 13 386 тонн. На 1-м Украинском фронте — 4399 автомобилей общей грузоподъёмностью 8923 тонны21.

history.milportal.ru

С началом наступления и до открытия в начале февраля сквозного железнодорожного движения через Вислу основная тяжесть подвоза в войска легла на отечественный и импортный автотранспорт22. Так, предназначенный по штату для обслуживания перевозок боеприпасов и других предметов снабжения 41-й автомобильный полк 5-й ударной армии состоял из 127 грузовиков «форд» и 476 «студебекеров»23. Для обеспечения бесперебойной работы автотранспорта на маршруты перевозок выдвигались ремонтные бригады с автолетучками типа «А» и «Б», которые располагались через каждые 150—250 км и в районах массовых погрузок24.

В ходе операции отличились многие водители автотранспортных частей, часто выполняя задания под огнём противника. Так, например, колонна автомашин старшины Шибиченко из 573-го автотранспортного батальона при перевозке боеприпасов была атакована немецкой кавалерийской частью. Шофёры не растерялись, заняли круговую оборону и вместе с подоспевшей помощью отбросили врага. Колонна своевременно доставила груз войскам. Водители 866-го автотранспортного батальона Василенко и Бурноев, подвозя боеприпасы, совершили рейс на расстояние 315 км за 9 часов, за что были награждены орденами Славы 3-й степени25.

history.milportal.ru

За период операции и весь февраль 1945 года фронтовым и армейским транспортом было перевезено на 1-м Белорусском фронте более 722 тыс. тонн, а на 1-м Украинском фронте — около 491 тыс. тонн различных грузов. Из общего объёма снабженческих перевозок для 1-го Белорусского фронта за первые 15—20 суток наступления подвоз боеприпасов составил 50 проц., горючего — 15 проц., продовольствия — 15 проц.26 Следовательно, в наиболее напряжённый период операции большая часть автотранспорта была задействована на подвозе боеприпасов.

К началу операции на 1-м Белорусском фронте были оборудованы две фронтовые военно-автомобильные дороги и две рокады. Общая протяжённость военно-автомобильных дорог достигала 1000 км. На 1-м Украинском фронте были оборудованы три военно-автомобильные дороги. Каждая армия фронтов имела по 2—3 военно-автомобильные дороги протяжением по 25—40 км.

На обоих фронтах особое внимание уделялось восстановлению и новому строительству мостов и наращиванию дорог вслед за наступавшими войсками. Дорожники сыграли большую роль в закреплении плацдармов, захваченных на Висле, и подготовке их в дорожном отношении для развёртывания последующих наступательных операций. На трёх плацдармах 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов южнее Варшавы были построены 24 низководных моста через Вислу и 241 км дорог с деревянными и каменными покрытиями. На Одере дорожными частями в непосредственной близости от врага были построены 34 моста. Общая длина их составила 17 тыс. погонных метров27.

За период Висло-Одерской операции дорожными войсками двух фронтов был выполнен значительный объём работ: построены и восстановлены 450 мостов протяжённостью 19 961 погонный метр, усилены и отремонтированы 299 мостов длиной 12 632 погонных метра, выполнены 179 192 кубических метра земляных работ, обезврежена 7931 мина28.

В период подготовки операции медико-санитарные учреждения всех звеньев были максимально освобождены от больных и раненых, в результате на 1-м Белорусском фронте к началу операции имелись 85 258 свободных коек, а на 1-м Украинском фронте — 103 70029. На этих фронтах были созданы резервы медицинских учреждений для осуществления манёвра в ходе операции.

Для эвакуации раненых имелось значительное количество различных санитарных эвакуационных средств. Основными средствами медицинской эвакуации были санитарный автомобильный, конно-санитарный и санитарный авиационный транспорт, железнодорожные санитарные летучки и временные военно-санитарные поезда30.

Санитарные потери в операции 1-го Белорусского фронта составили 58 189 ранеными и 5044 больными, 1-го Украинского фронта — 81 933 ранеными и 9497 больными. Фактически санитарные потери оказались на 1-м Белорусском фронте в 2,2 раза, на 1-м Украинском фронте в 1,5 раза меньше ожидавшихся31. Загруженность фронтовых и армейских лечебных учреждений к концу Висло-Одерской операции не превышала 50 проц. их штатной ёмкости. Свыше 50 проц. раненых эвакуировались с поля боя санитарами-носильщиками. Санитарные работники оказывали помощь раненым даже в ходе боя, под огнём противника, проявляя мужество и героизм.

history.milportal.ru

Так, санитарный инструктор гвардии старший сержант М.С. Шкарлетова, рискуя жизнью, вынесла с поля боя и эвакуировала на другой берег Вислы 100 раненых с их оружием, за что была удостоена звания Героя Советского Союза32. Особенно большую известность заслужила 20-летняя девушка Актрисия Башина, которая спасла жизнь более 100 тяжелораненым и лично участвовала во многих боях. В одной из атак она первая достигла важной высоты и водрузила на ней красный флаг. В этом бою она пала смертью храбрых и посмертно была представлена к званию Героя Советского Союза33.

К началу Висло-Одерской операции в войсках фронтов имелось большое количество лошадей. Только в войсках 1-го Белорусского фронта было свыше 145 тыс. лошадей34. Кроме кавалерийских корпусов, много конского состава было в артиллерии, в дорожных частях, а также в конных обозах частей и подразделений и других тыловых частях и учреждениях.

history.milportal.ru

Профилактические и противоэпизоотические мероприятия, проведённые ветеринарной службой в войсках фронтов, обеспечили работоспособность конного состава и эпизоотическое благополучие войск при подготовке и в ходе операции. Особое значение имел ветеринарно-санитарный контроль довольствия личного состава продуктами животного происхождения, так как снабжение войск мясопродуктами стало осуществляться в основном за счёт местных заготовок и трофейных животных.

Управление тылом в операции характеризовалось непрерывностью. В распоряжении начальников тыла фронтов имелись мощные узлы связи. Использовались проводная и радиосвязь, в том числе «ВЧ», а также самолёты, автомобили и мотоциклы. Штабы тыла всегда были осведомлены об оперативной обстановке и состоянии материального обеспечения войск, что позволяло принимать правильные и обоснованные решения.

Большую роль в успешной работе тыла в Висло-Одерской операции сыграли политические отделы тыловых частей и учреждений фронтов и армий, партийные и комсомольские организации, которые мобилизовали личный состав на успешное выполнение заданий командования по своевременному подвозу материальных средств войскам, бережному и экономному расходованию их, эвакуации раненых и больных. Коммунисты и комсомольцы всегда шли в авангарде, показывая пример безупречного выполнения воинского долга. Одной из важнейших задач политической работы в тылу фронтов являлось установление и обеспечение правильных взаимоотношений с польским населением.

history.milportal.ru

При действиях Красной армии на зарубежной территории по-новому встали вопросы организации охраны и обороны тыловых объектов, так как коммуникации проходили по территориям, где действовали банды противника или остатки разбитых вражеских войск. В связи с этим по постановлению ГКО № 7163 от 18 декабря 1944 года были сформированы шесть дивизий охраны тыла по 5000 человек, одна из которых приступила к выполнению своих задач в ходе Висло-Одерской операции35. Были приняты срочные меры по повышению боевой выучки личного состава тыловых подразделений и повышению их боеготовности.

history.milportal.ru

В ходе наступления советские войска взяли в плен 147,4 тыс. немецких солдат и офицеров, захватили около 14 тыс. орудий и миномётов, 1400 танков и штурмовых орудий и другие трофеи36. «В первые дни февраля, — считал Гудериан, — наше положение как на восточном, так и на западном фронте стало роковым»37. А германский военный историк Ф. Меллентин высказался ещё более категорично: «Невозможно описать всего, что произошло между Вислой и Одером в первые месяцы 1945 года Европа не знала ничего подобного со времени гибели Римской империи»38.

Таким образом, Висло-Одерская стратегическая наступательная операция вошла в историю как одно из самых стремительных наступлений, характеризовавшееся большим размахом, сложными условиями размещения войск на плацдармах и тем, что велось за пределами Советского Союза. Одним из наиболее значимых факторов, обусловивших успешный ход и исход операции, являлось надёжное функционирование системы тылового обеспечения Красной армии, основанной на положительном опыте, полученном в ходе предшествующих операций Великой Отечественной войны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Великая Отечественная война 1941—1945 годов в 12 т. Т. 1 Основные события войны. М.: Воениздат, 2011. С. 539.

2 Материально-техническое обеспечение Вооружённых сил СССР в важнейших стратегических операциях Второй мировой войны. Т. 3. СПб.: ВА МТО, 2020. С. 124.

3 История Тыла Российских Вооружённых сил (XVIII—XX вв.). Кн. 3. Тыл Красной Армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. СПб., 2000. С. 466.

4 Вес одного боекомплекта 1-го Белорусского фронта в тот период был равен 42 тыс. тонн, одной заправки всех видов горючего — 9000 тонн, одной суточной дачи продовольствия и фуража — 5800 тонн. См.: Тыл Советской Армии. М.: Воениздат, 1968. С. 230.

5 Тыл Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Ч. IV. Тыл Советской Армии в третий период войны. Л.: ВАТТ, 1963. С. 48.

6 Тыл Советских Вооружённых сил в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. М.: Воениздат, 1977. С. 171.

7 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 89. Оп. 144112. Д. 1. Л. 1—26.

8 Тыл Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.… С. 57.

9 Тыл Советских Вооружённых сил в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. С. 185.

10 Вещиков П.И., Огуречников А.А., Шанин А.В. Продовольственная служба Вооружённых сил России: краткая история. М.: ТЕРРА, 1999. С. 295.

11 Куманёв Г.А., Серазетдинов Б.У. Военная экономика СССР — важнейший фактор Великой Победы (1941—1945 гг.). М.: Вече, 2015. С. 343; Кикнадзе В.Г. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.: историческая правда о ключевых событиях и явлениях в вопросах и ответах. М.: Прометей, 2020. С. 92; он же. Освободительная миссия Красной армии в Европе: актуальные вопросы // Освобождение Европы от нацизма (1944—1945 гг.): актуальные вопросы научной интерпретации. М.; СПб.: Нестор — история, 2020. С. 25.

12 Полухин Н.Ф., Патыченко Ю.Д. Материальное обеспечение подвижных групп фронтов в Висло-Одерской операции // Воен.-истор. журнал. 1987. № 1. С. 35.

13 ЦАМО РФ. Ф. 324. Оп. 4756. Д. 144. Л. 61.

14 Там же. Л. 62.

15 Ковалёв И.В. Транспорт в Великой Отечественной войне (1941—1945 гг.). М.: Наука, 1981. С. 366.

16 История Тыла Российских Вооружённых сил (XVIII—XX вв.). Кн. 3. Тыл Красной Армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. С. 466.

17 Железнодорожные войска в Великой Отечественной войне Советского Союза. М.: Воениздат, 1963. С. 278, 279.

18 Там же. С. 285.

19 Там же. С. 286.

20 Материально-техническое обеспечение Вооружённых сил СССР в важнейших стратегических операциях Второй мировой войны. Т. 3. С. 133.

21 Автомобильный транспорт в Великой Отечественной войне, перспективы его развития и использования в современной войне. Л.: ВАТТ, 1960. С. 169.

22 Там же. С. 163.

23 Исаев А.В. 1945-й. Триумф в наступлении и в обороне: от Висло-Одерской до Балатона. М., 2009.

24 Материально-техническое обеспечение Вооружённых сил СССР в важнейших стратегических операциях Второй мировой войны… С. 134.

25 ЦАМО РФ. Ф. 67. Оп. 267214. Д. 58. Л. 22.

26 Материально-техническое обеспечение Вооружённых сил СССР в важнейших стратегических операциях Второй мировой войны… С. 135.

27 Кондратьев З.И. Дороги войны. М.: Воениздат, 1968. С. 352.

28 Основные показатели работы Тыла Советских Вооружённых сил в операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. М.: Воениздат, 1970. С. 240.

29 История Тыла Российских Вооружённых Сил (XVIII—XX вв.). Кн. 3. Тыл Красной Армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. С. 468.

30 Антипенко Н.А. Организация и работа тыла 1-го Белорусского фронта в Висло-Одерской наступательной операции. М.: Воениздат, 1957. С. 65, 66.

31 Медицинское обеспечение Советской Армии в операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Т. 2. М.: Воениздат, 1993. С. 199.

32 Подвиги воинов тыла. Л.: ВАТТ, 1968. С. 153.

33 Антипенко Н.А. Указ. соч. С. 139.

34 Там же. С. 66.

35 Тыл Советских Вооружённых сил в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. С. 148.

36 Великая Отечественная война 1941—1945 годов в 12 т. Т. 1. Основные события войны. С. 544.

37 Там же.

38 Куманёв Г.А. Рассекреченные страницы истории Второй мировой войны: трагедия и подвиг. М.: Вече, 2012. С. 374.