Аннотация. В статье рассматривается предпринятая во второй половине 1991 года попытка создания вооружённого формирования РФСФР под названием «Российская гвардия».
Summary. The article deals the attempt to create the RFSFR’s armed formation called «Russian Guard» in the second half of 1991.
ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА
ЦЫГАНОК Анатолий Дмитриевич — доцент факультета мировой политики МГУ, полковник в отставке, кандидат военных наук, член-корреспондент Академии военных наук
(Москва. E-mail: 79164589284@ya.ru).
РОССИЙСКАЯ ГВАРДИЯ «ОБРАЗЦА» 1991 ГОДА
Попытка создания первого вооружённого формирования РСФСР
Во второй половине 1991 года была предпринята попытка создания вооружённого формирования РСФСР. 20 августа на митинге у Дома Советов РСФСР граждане стали записываться в стихийно создававшиеся отряды, которые стали называть Российской гвардией (РГ). 22 августа президент РСФСР Б.Н. Ельцин на митинге заявил: «Россия не может чувствовать себя в безопасности без своей национальной гвардии»*. Руководствуясь пунктом 11 статьи 121-5 Конституции РСФСР и решениями чрезвычайной сессии Верховного совета РСФСР от 21—23 августа, он поручил вице-президенту РСФСР А.В. Руцкому приступить к формированию Российской гвардии для усиления защиты конституционного строя и демократических завоеваний, создания дополнительных гарантий законности и правопорядка на территории страны.
22—25 августа Верховный совет и министр обороны РСФСР получили телеграммы из разных городов о желании вступить в РГ. В секретариате вице-президента была создана временная рабочая группа по разработке нормативных документов для создания Российской гвардии, затем образован оргкомитет для разработки концепции законопроекта о РГ. В него вошли народные депутаты РСФСР и депутаты Моссовета, рабочая группа секретаря Президиума Верховного совета РСФСР, представители аппарата вице-президента РСФСР, республиканского Госкомитета по чрезвычайным ситуациям, КГБ РСФСР и внутренних войск МВД СССР, штаба обороны Дома Советов РСФСР, народного ополчения, Российско-американского университета.
Автору этих строк довелось участвовать в разработке проектов документов о РГ в качестве заместителя председателя комиссии по разработке концепции Российской гвардии. Комиссия, проанализировав ситуацию в стране после событий 19—21 августа, пришла к выводу, что государственный механизм недостаточен для обеспечения функционирования органов государственной власти, их защиты и требует совершенствования. За два месяца были разработаны и представлены на утверждение президента РСФСР общая и организационная структура РГ на базе оперативных частей внутренних войск, дислокация частей, соединений РГ и типовая структура бригады РГ.
Российская гвардия должна была подчиняться непосредственно президенту РСФСР. Предполагалось, что она, не подменяя Вооружённые силы СССР и правоохранительные органы, будет опираться на поддержку демократических сил, общественных организаций, трудовых коллективов и граждан, прогрессивных общественных объединений и военно-патриотических структур, выполнять свои задачи в соответствии с закреплённой в Конституции и законах РСФСР волей народа.
При определении задач РГ учитывался опыт других стран. На неё предполагалось возложить решение следующих задач: обеспечение эффективной защиты, безопасности и нормального функционирования органов государственной власти и управления РСФСР, республик, краёв и областей; участие в реализации предусмотренных законодательством мер по нормализации обстановки в регионах, охваченных социальными, национальными и иными конфликтами; помощь правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, укреплении законности, борьбе с терроризмом, сепаратизмом и организованной преступностью; содействие государственным органам в ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф; выполнение других задач и функций, возложенных на РГ законами и указами президента.
РГ должна была содержаться за счёт части средств, выделявшихся из республиканского бюджета на оборонные нужды и содержание внутренних войск. С целью уменьшения расходов предполагалось сформировать РГ на основе реформирования 50 проц. частей и подразделений внутренних войск, дислоцированных на территории республики и переведённых под её юрисдикцию Указом президента РСФСР № 146 от 20 октября 1991 года.
В РГ предлагалось организационно включить: командование (командующего и главный штаб), мобильные формирования специального назначения, территориальные воинские формирования постоянной дислокации, систему централизованного управления и связи, службы боевого, материально-технического, военно-научного и специального обеспечения, формирования резерва и учебные центры.
Резервом РГ, привлекаемым к участию в решении её задач, должны были стать казачьи формирования, военно-патриотические и другие общественные организации, принципы и условия взаимодействия с ними — определить отдельными положениями, утверждаемыми президентом РСФСР.
Разработка проекта закона о РГ и руководство её формированием поручались вице-президенту РСФСР А.В. Руцкому. Правительству России предлагалось до 30 декабря 1991 года представить план основных мероприятий по созданию РГ, решить вопросы материально-технического обеспечения и финансирования, в том числе выплаты денежного содержания личному составу за счёт республиканского бюджета и внебюджетных источников. Предполагалось установить денежное довольствие офицеров РГ на 10—15 проц. больше войскового, выплачивать надбавки за участие в ликвидации стихийных бедствий, операциях по борьбе с терроризмом, бандитизмом и т.д.
Комплектовать РГ предлагалось главным образом на добровольной контрактно-конкурсной основе, преимущественное право зачисления предоставить военнослужащим запаса — высококлассным специалистам, прошедшим службу в Вооружённых силах, пограничных, внутренних войсках и КГБ, не моложе 20 лет, рядовых и сержантов — до 30 лет, офицеров: младших — до 35 лет, старших — до 45 лет; высших — до 55 лет, набирать по контракту на должности рядовых на срок не менее 5 лет, сержантов и офицеров — не менее 10 лет.
Численность РГ должна была составить не более 100 тыс. человек, бригад в каждом регионе — по 3—5 тыс.
В первую очередь до 1 марта 1992 года намечалось сформировать в Москве главный штаб и первую бригаду РГ на базе отдельной мотострелковой дивизии особого назначения, региональные соединения РГ — до 1 декабря 1995 года.
Территориальные формирования РГ предполагалось дислоцировать в 10 регионах: Московский (Москва), Центральный (Нижний Новгород), Северо-Западный (Ленинград), Западный (Смоленск), Южный (Волгоград), Уральский (Екатеринбург), Западно-Сибирский (Омск), Восточно-Сибирский (Красноярск), Забайкальский (Улан-Удэ), Дальневосточный (Хабаровск).
Планировалось сформировать: в Москве — 3 бригады, 1 учебный полк, 8 отдельных батальонов; в Санкт-Петербурге — 2 бригады, 8 отдельных батальонов; в Нижнем Новгороде — 1 бригаду, 1 учебный полк, 18 отдельных батальонов; в Ростове-на-Дону — 3 бригады, 1 учебный полк, 5 отдельных батальонов; в Волгограде — 1 бригаду, 1 учебный полк, 7 отдельных батальонов; в Новосибирске — 1 бригаду, 7 отдельных батальонов; в Екатеринбурге — 2 бригады, 1 учебный полк, 7 отдельных батальонов, в Хабаровске — 1 бригаду, 1 учебный полк и 13 отдельных батальонов.
20 октября 1991 года Б.Н. Ельцин подписал Указ № 146 «О передаче внутренних войск Министерства внутренних дел СССР, дислоцирующихся на территории РСФСР, под юрисдикцию Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», и руководство МВД РСФСР считало, что большая часть командования внутренних войск должна перейти в РГ, поскольку лучше подготовлена для управления такими формированиями.
Все разработанные документы были одобрены профильными комитетами Верховного совета РСФСР и юридическим отделом его Президиума, Государственным комитетом РСФСР по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, республиканским МВД и Министерством финансов РСФСР.
К проекту указа президента о создании Российской гвардии были подготовлены два приложения — проекты присяги РГ и Временного положения о Российской гвардии, которое определяло РГ как государственную вооружённую организацию, создаваемую для защиты конституционного строя, органов государственной власти и управления РСФСР. В военное время предполагалась возможность передачи формирований РГ по решению президента в подчинение командования Вооружённых сил.
В некоторых городах началось стихийное создание формирований РГ. Так, в мэрии Москвы была создана комиссия по формированию московской бригады, в состав которой были введены представители демократических движений. Она проработала около месяца, отобрав около 3 тыс. человек. Около 10 тыс. человек отобрал профсоюз военнослужащих «Щит», более 70 проц. из них были военнослужащими армии и флота, МВД, КГБ, в большинстве офицерами. Аналогичная работа велась в других региональных центрах.
Однако указ президента России о создании РГ не был издан. Советский Союз доживал последние дни, и окружение президента возражало против создания параллельных вооружённых сил, так как силовые структуры были способны обеспечивать функционирование общей системы безопасности.
* Выступление Президента России Б.Н. Ельцина на митинге около «Белого дома» в 12.00 22 августа 1991 года / Август-91. М.: Политиздат, 1991. С. 133.