Противовоздушная оборона Горьковского промышленного района в годы Великой Отечественной войны

image_print

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации противовоздушной обороны г. Горького и Горьковского промышленного района в годы Великой Отечественной войны, её структурных изменений в зависимости от степени угрозы воздушного нападения со стороны немецко-фашистской авиации. Актуальность темы обусловлена усилением общественного внимания проблемам защиты важных военно-промышленных районов страны от ударов с воздуха. Введение в содержание статьи дополнительного числа архивных источников позволило расширить её временны́е рамки до конца Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; Государственный Комитет Обороны (ГКО); г. Горький; противовоздушная оборона; истребительная авиация; зенитная артиллерия; служба ВНОС; А.А. Осипов; Г.С. Зашихин; Н.В. Марков.

Summary. The article is concerned with the organization of antiaircraft defense of the city of Gorky and Gorky industrial district during the Great Patriotic War, its structural changes depending on the degree of threat of air attack by German fascist aviation. The relevance of the topic is due to the increasing public attention to the problems of protecting important military-industrial areas of the country from air strikes. The introduction of an additional number of archival sources into the content of the article made it possible to extend its time frame to the end of the Great Patriotic War of 1941—1945.

Keywords: Great Patriotic War; State Defense Committee (SDC); the city of Gorky; air defense; fighter aviation; antiaircraft artillery; aircraft warning service; A.A. Osipov; G.S. Zashikhin; N.V. Markov.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941—1945 гг.

ЛАШКОВ Алексей Юрьевич — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВC РФ, полковник запаса, доктор исторических наук, доцент

Противовоздушная оборона Горьковского промышленного района в годы Великой Отечественной войны

С целью снижения военно-экономического потенциала СССР летом 1943 года германское командование спланировало серию массированных воздушных налётов на промышленные центры глубокого тыла нашей страны. Одной из целей нападения стал Горьковский промышленный район, особенно г. Горький (Нижний Новгород). Для организации его защиты были приняты конкретные меры. Ранее в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 9 ноября 1941 года № 874 «Об усилении и укреплении противовоздушной обороны территории Советского Союза» и директивой заместителя наркома обороны (НКО) СССР от 18 ноября 1941 года № орг/4/542066 на основе Горьковского бригадного района ПВО к 1 декабря того же года был сформирован одноимённый дивизионный район противовоздушной обороны.

Государственный Комитет Обороны в своём постановлении потребовал выделить для защиты города «300 орудий среднего и малого калибра, 150—200 крупнокалиберных пулемётов и 250 самолётов истребительной авиации»1. До 10 ноября 1941 года за счёт перегруппировки средств Московской зоны ПВО (исключая Москву) в состав Горьковского дивизионного района ПВО должны были поступить до 150 орудий среднего и малого калибра, а также до 110 крупнокалиберных зенитных пулемётов. В тот же срок командующий ВВС Красной армии генерал-полковник авиации П.Ф. Жигарев2 был обязан довести численность самолётного парка авиации для организации защиты г. Горького и промышленного района до 140 самолётов истребительного типа3.

В ноябре 1941 года немецко-фашистская авиация совершила несколько налётов на город и ряд административных пунктов Горьковской области. Налёты производились одиночными и группами самолётов (Ju-88, Dо-215, Hе-111) в диапазоне высот от 200 м до 3 км. Всего были сброшены 164 фугасные и свыше 500 зажигательных авиационных бомб4. Первый раз авиация противника в небе Горького появилась днём 4 ноября. Объектами нападения стали станкостроительный завод имени Ленина, завод «Двигатель Революции» и автозавод имени Молотова (с различной степенью разрушения). Следующий ночной налёт на промышленный район повлёк за собой большие человеческие жертвы среди гражданского населения: 127 убитых и 371 раненый (из них 176 тяжело)5. Воздушные атаки на город 12 и 14 ноября не принесли противнику успеха, при этом стоили ему одного самолёта Hе-111, подбитого огнём зенитной артиллерии (ЗА).

Тем не менее выявленные недостатки потребовали дальнейшего совершенствования системы противовоздушной обороны поволжского города. В апреле 1942 года дивизионный район был переформирован в одноимённый корпусной (генерал-майор артиллерии А.А. Осипов6)7. В течение года периодические налёты вражеской авиации на Горький продолжились. Так, с конца сентября по ноябрь 1942 года в зоне ответственности корпусного района ПВО было зафиксировано 23 полёта немецких самолётов8.

К июню 1943 года основу противовоздушной обороны города и его промышленного района составили четыре истребительных авиационных полка (иап) 142-й истребительной авиационной дивизии (иад) (423, 632, 722, 786-й), четыре зенитных артиллерийских полка (зенап) (196, 724, 784, 1291-й), два отдельных зенитных артиллерийских дивизиона (озадн) (200-й, 238-й), 10 станций орудийной наводки (сон), один зенитный прожекторный полк (зенпрожп) ПВО (45-й), один отдельный дивизион аэростатов заграждения (АЗ, 8-й). Дополнительно в общую систему зенитного огня были включены шесть батарей учебных дивизионов 90-го запасного зенитного артиллерийского полка (ззенап) и Горьковского училища зенитной артиллерии.

Общее количество средств ПВО (по состоянию на 1 июля 1943 г.) составляло: 75 зенитных батарей среднего калибра (СК, около 290 орудий), 39 зенитных орудий малого калибра (МК), 10 сон, две станции радиообнаружения РУС-2с «Пегматит» для полков истребительной авиации (ИА), 213 зенитных прожекторов (в т.ч. 23 прожектора-искателя) и 107 постов аэростатов заграждения9.

Первая линия зенитных батарей размещалась в 5—7 км от границ города с интервалом в 5—6 км. Большинство батарей располагались непосредственно у охранявшихся объектов с интервалом 1,5—2,5 км10.

Истребительные авиаполки 142 иад имели 43 (по другим данным — 47) экипажа, подготовленного к ночному бою, в т.ч. 41 экипаж — непосредственно на обороне Горького11. Основу самолётного парка ИА составляли скоростные радиофицированные самолёты-истребители МиГ-3, Ла-5, Як-1 и Як-7б.

Начальником противовоздушной обороны Горького являлся командующий корпусным районом ПВО. Наземные средства противовоздушной обороны в целях удобства управления ими были разбиты на три боевых сектора, начальниками которых являлись командиры зенитных артиллерийских полков12.

В конце июня 1943 года ГКО принял постановление № 3660 «Вопросы ПВО территории страны», в соответствии с которым все войска противовоздушной обороны были разделены на два фронта ПВО (Западный и Восточный) с координацией их действий командующим артиллерией Красной армии Н.Н. Вороновым13. Горьковский корпусной район ПВО структурно вошёл в состав Восточного фронта ПВО (генерал-лейтенант артиллерии Г.С. Зашихин14)15.

С целью частично парализовать работу советской оборонной промышленности накануне крупномасштабных действий немецко-фашистских войск на центральном участке советско-германского фронтав 1943 году руководство люфтваффе приняло решение возобновить воздушные налёты на крупные экономические центры Поволжья. Для решения этой задачи были задействованы ударные силы 4-го и 6-го воздушных флотов (ВФ).

Массированному налёту на г. Горький и его промышленные районы предшествовали разведывательные полёты немецкой авиации. Первый ночной налёт состоялся в ночь на 5 июня 1943 года. В нём участвовали от 45 до 150 самолётов (Не-111, Ju-88, Fw-200) противника. Всего на город и прилегающие районы было сброшено 224 т бомб различных калибров. Согласно немецким данным в налёте на город участвовали 128 бомбардировщиков (без учёта авиации прикрытия), которые несли 179 т бомб16. Вследствие сильного заградительного зенитного огня к городу смогла прорваться лишь незначительная часть вражеских самолётов. В своей докладной записке от 14 июля 1943 года в адрес наркома среднего машиностроения СССР директор Горьковского автомобильного завода И.К. Лоскутов приводит данные о 20 немецких бомбардировщиках17. Однако они сумели причинить выбранным для нападения объектам значительный ущерб. Так, служба местной противовоздушной обороны (МПВО) зафиксировала падение 443 фугасных и 306 тяжёлых зажигательных бомб, в т.ч. около 500 попаданий на территорию Горьковского автомобильного завода и его рабочие посёлки. В ходе бомбёжки в городе пострадал 271 человек, в т.ч. 61 был убит18. На перехват противника были подняты 12 истребителей, пилотировавшихся лётчиками-ночниками.

Реакцией на бомбардировку крупного промышленного центра страны стало постановление ГКО от 5 июня 1943 года № 3524 «О противовоздушной обороне г. Горького». По указанию председателя ГКО И.В. Сталина была создана специальная комиссия под председательством члена ГКО, руководителя НКВД СССР генерального комиссара государственной безопасности Л.П. Берии. С комиссией в Горький прибыл и командующий Войсками ПВО территории страны — заместитель наркома обороны СССР по ПВО генерал-лейтенант М.С. Громадин19 с группой офицеров. Уже на месте были приняты необходимые меры по совершенствованию организации противовоздушной обороны. Серьёзной корректировке подверглась система заградительного огня и связи, была усилена зенитная оборона на основных направлениях действий противника, подвезены боеприпасы, пересмотрены места командных пунктов.

Результаты работы комиссии нашли отражение в следующем постановлении ГКО от 8 июня 1943 года № 3534 «О противовоздушной обороне заводов г. Горького». За серьёзные просчёты в организации отражения массированного налёта вражеской авиации на город от занимаемой должности был отстранён командующий Горьковским корпусным районом ПВО генерал-майор А.А. Осипов и назначен (с понижением) начальником Высшей школы ПВО. Также своей должности лишился директор автозавода А.М. Лифшиц20 (начальник МПВО объекта)21. Одновременно было принято решение о дополнительном усилении противовоздушной обороны Горьковского промышленного района. В распоряжение нового командующего Горьковским корпусным районом ПВО генерал-майора артиллерии Н.В. Маркова22 было предписано (постановление ГКО от 8 июня 1943 г. № 3534) выделить 100 зенитных орудий МК, 250 крупнокалиберных пулемётов, 100 прожекторов и 75 аэростатов заграждения.

Несмотря на принимавшиеся военно-политическим руководством страны меры, воздушные налёты на объекты города и области продолжались. Следующий массированный налёт состоялся в ночь с 5 на 6 июня 1943 года. По данным службы воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), в налёте участвовали до 80 бомбардировщиком противника23. На город было сброшено большое количество бомб различного калибра. Служба МПВО зафиксировала падение на территории Горького около 230 фугасных и несколько тысяч различных типов зажигательных бомб. По официальным данным, погибли около 100 человек, ещё столько же получили ранения24.

Всего за период с 4 по 22 июня 1943 года бомбардировочная авиация противника осуществила семь ночных воздушных налётов на г. Горький и его промышленный район, в каждом из которых участвовали от 45 до 160 самолётов общей численностью 645 (по другим данным — 655) бомбардировщиков (до 80 проц. Не-111). В ходе налётов были сброшены 1631 фугасная и 3393 зажигательные бомбы25.

При отражении налётов лётчики 142 иад произвели 201 самолётовылет и провели 12 воздушных боёв, уничтожив шесть самолётов противника26 (немецкая сторона этот факт не подтверждает27). Основную угрозу для вражеской авиации представляла зенитная артиллерия среднего калибра. Согласно нашим данным в ходе отражения первых трёх воздушных налётов её расчёты сбили восемь немецких самолётов, при отражении последующих налётов — ещё 25. Только в ночь с 10 на 11 июня в зоне зенитного огня противник потерял 10 своих бомбардировщиков28. Немецкие источники признают лишь четыре сбитых самолёта29.

Активные действия советской авиации по сети аэродромов в районе Брянска и Орла, откуда немецко-фашистская авиация совершала в июне 1943 года налёты на Горький и его промышленный район, а также начавшаяся 5 июля того же года знаменитая Курская битва до минимума снизили количество полётов вражеской авиации в тыловых районах нашей страны. В частности, в течение июля 1943 года в зоне ответственности Горьковского корпусного района ПВО были зафиксированы разведывательные полёты трёх самолётов типа Не-111. Немецкие лётчики выполняли их в ночное и утреннее время в диапазоне высот от 2 до 5 км30. В августе противник также ограничился тремя полётами (Не-111), в ходе одного из которых в районе Сергач и Большой Майдан была выброшена группа парашютистов (позднее задержаны органами НКВД)31. В октябре 1943 года немецкие лётчики дважды проникали в зону ответственности Горьковского корпусного района ПВО для доставки двух диверсионных групп (по 3 человека в каждой)32.

Оценивая обстановку, сложившуюся на фронте к концу второго периода Великой Отечественной войны, советское командование пришло к выводу о возможном продолжении налётов бомбардировочной авиации противника на Горький с тыловых аэродромов (Идрица, Орша, Могилёв, Бобруйск). Всего, по данным Главного управления МПВО, в период с 4 ноября 1941 по 13 июня 1943 года немецко-фашистская авиация совершила семь одиночных и девять групповых (в т.ч. массированных) налётов на г. Горький33.

По сведениям советской разведки, в январе 1944 года немецкое военное руководство перебросило на Бобруйский и Николаевский аэродромы группы тяжёлых бомбардировщиков, в состав которых входили самолёты Не-177 с радиусом действия 2700 км. Аналогичные типы самолётов находились на аэродромах Рига, Минск, Барановичи и Одесса. В результате был сделан следующий вывод: «Появление на Советско-германском фронте этих самолётов, ранее преимущественно использовавшихся для действия по коммуникациям союзников в Атлантическом океане, свидетельствует о намерении германского командования подвергнуть бомбардировке глубокие тылы Советского Союза»34. Это обстоятельство потребовало дальнейшего совершенствования системы противовоздушной обороны Горького.

В январе 1944 года генерал-майор артиллерии Н.В. Марков утвердил «Указания по ведению огня ЗА Горьковского корпусного района ПВО». В тот период противовоздушная оборона города (согласно боевому приказу № 12) была разделена на пять боевых секторов (начальники — командиры зенитных артиллерийских полков). В свою очередь, сектора разделялись на боевые участки (начальники — командиры дивизионов) с обязательной площадью перекрытия. В частности, за случай пропуска самолётов противника полную ответственность (по законам военного времени) нёс тот командир полка, через чей сектор был совершён пролёт35.

Боевым приказом командующего Горьковским корпусным районом ПВО от 17 января 1944 года № 1 были уточнены задачи малокалиберной зенитной артиллерии и зенитных пулемётных подразделений. При этом особое внимание обращалось на ведение борьбы с низколетящими и пикирующими бомбардировщиками противника. От 30 до 50 проц. всех средств ЗА и зенитных пулемётов (ЗПл) находились в постоянной готовности к отражению внезапных воздушных атак со стороны люфтваффе. С этой целью в боевых секторах малокалиберной зенитной артиллерии (МЗА) и ЗПл объединялись в специальные группы.

Первая группа (три дивизиона 1580 зенап и один батальон 33-го зенитного пулемётного полка (зплп)) обеспечивала защиту Горьковского автозавода, а также заводов № 113, 469 и «Двигатель Революции». В оперативном отношении 1-я группа подчинялась начальнику 2-го боевого сектора (командиру 784 зенап ПВО).

Объектом защиты 2-й группы (дивизион МЗА 196 зенап, три взвода 2-го батальона 33 зплп) являлся завод № 21, на котором размещался командный пункт группы.

3-я группа (один дивизион 1580 зенап, дивизион МЗА 90 ззенап (без одной батареи), четыре взвода 2-го батальона 33 зплп) прикрывала заводы № 92 и Нефтегаза. В оперативном отношении группа подчинялась начальнику 1-го боевого сектора (командиру 196 зенап).

На 4—8 группы с привлечением подразделений МЗА и ЗПл также были возложены задачи по организации защиты от воздушного нападения противника других важных городских промышленных объектов36.

С середины февраля 1944 года зенитные батареи района перешли на новую систему заградительного огня для борьбы с высотными самолётами-разведчиками противника. Они периодически появлялись в зоне ответственности Горьковского корпусного района ПВО: города Горький, Дзержинск, Балахна, Ковров, Выкса, Арзамас, Казань, Зеленодольск (с промышленными объектами, железнодорожными узлами и мостами).

Особое место в организации противовоздушной обороны указанных выше пунктов продолжала занимать истребительная авиация. Для своевременного перехвата неприятельских самолётов 142 иад располагала сетью аэродромов: Стригино, Дзержинск, Браздинск (основные); Арзамас, Ковров, Новинское и Богородск (запасные). При отсутствии противника экипажи ИА осуществляли «дежурство на аэродроме» или путём барражирования над оборонявшимися объектами. При получении информации по линии ВНОС дежурные истребители вылетали на перехват вражеских самолётов. Для исключения случаев так называемого «дружественного огня» со стороны своей ЗА было налажено тесное взаимодействие между ИА, наземными силами и средствами противовоздушной обороны.

С переходом на новую структуру Войск ПВО страны Горьковский корпусной район ПВО 18 апреля 1944 года был преобразован в 3-й корпус противовоздушной обороны (3 к ПВО 2-го формирования, генерал-лейтенант артиллерии Н.В. Марков) в составе Северного фронта ПВО, продолжая решать задачи по защите г. Горького и других важных административных и промышленных пунктов тыла страны от угрозы воздушного нападения противника.

В связи с отсутствием воздушных налётов на город и его ближайший район в начале лета того же года началась частичная реорганизация зенитных средств 3-го корпуса ПВО. Так, 3-й и 4-й батальоны 33 зплп были преобразованы в одноименные дивизионы МЗА. Они были выделены на организацию защиты железнодорожного моста (через р. Волгу) внутри Горького и Горьковской государственной районной электростанции (ГоГРЭС) пункта Балахна. Одновременно из фондов Закавказского фронта противовоздушной обороны в состав 3 к ПВО поступили 75  40-мм зенитных орудий в интересах подразделений МЗА37.

Тем временем сам корпус в числе других тыловых соединений ПВО стал резервом для наращивания группировки противовоздушной обороны действующей армии. В соответствии с указаниями командования Северного фронта ПВО высвободившаяся часть подразделений и частей 3 к ПВО была направлена на организацию защиты крупных населённых пунктов (г. Минск, Гомель, Орша, Белосток, Вильнюс и др.), ранее освобождённых от немецко-фашистских захватчиков.

В сентябре 1944 года руководство корпуса провело серию тренировок и командно-штабных учений (КШУ) по слаженности разнородных сил и совершенствованию системы управления в ходе условного отражения массированных налётов воздушного противника в ночных условиях.

21 сентября были организованы однодневные сборы командного состава подразделений и частей малокалиберной зенитной артиллерии «по изучению правил стрельбы прямой наводкой 40 м/м зенитных пушек “М-1” и разъяснению ряда имевшихся непонятных вопросов в правилах стрельбы из 40 м/м орудий и огневой подготовке»38.

В дальнейшем подобные сборы (применительно для всей ЗА) проводились с определённой периодичностью. Организовывались также КШУ и тренировки в масштабах корпуса ПВО. В частности, 6 февраля 1945 года было проведено учение по слаживанию оперативных групп в управлении боем при отражении условного массированного воздушного налёта противника на пункты ПВО Горького, Дзержинска и Балахны39.

Несмотря на отсутствие воздушных налётов, продолжали несение боевого дежурства расчёты аэростатов заграждения, осуществлявшие надёжное прикрытие наиболее важных пунктов и объектов Горьковского промышленного района.

На 1 апреля 1945 года основу 3 к ПВО составляли следующие соединения, части и подразделения: 142 иад (423, 632 и 786 иап); 29 и 36 зенабр; 742, 1878, 1932 и 1940 зенап; 45 зенпрожп, 39-й отдельный батальон ВНОС; 8-й и 28-й дивизионы аэростатов заграждения40.

В период Советско-японской войны 1945 года личный состав корпуса структурно входил в состав Приамурской армии ПВО и обеспечивал защиту нашей группировки войск от угрозы с воздуха. На прикрытии г. Горького и его ближайшего района оставались незначительные силы. После окончания Второй мировой войны они были представлены 142-й истребительной авиационной дивизией (153 самолёта) и 1225-м зенитным артиллерийским полком (14 орудий среднекалиберной зенитной артиллерии и 18 орудий МЗА)41.

В дальнейшем система противовоздушной обороны важного административного центра и промышленного района страны продолжала совершенствоваться с учётом опыта Великой Отечественной и Советско-японской войн.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Горьков Ю. Государственный Комитет Обороны постановляет (1941—1945): цифры, документы. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С. 490.

2 Жигарев Павел Фёдорович (6(19) ноября 1900 — 2 октября 1963) — советский военачальник, главный маршал авиации (1955). С апреля 1941 г. — начальник Главного управления Военно-воздушных сил Красной армии. В годы Великой Отечественной войны: в прежней должности, командующий ВВС КА (июнь 1941 — май 1942), командующий ВВС Дальневосточного фронта (с мая 1942). В послевоенный период на руководящих должностях в Военно-воздушных силах, Войсках ПВО страны, Гражданском воздушном флоте СССР.

3 Горьков Ю. Указ. соч. С. 490, 491.

4 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 37878. Оп. 1. Д. 297. Л. 6—107.

5 Заблотский А., Ларинцев Р. «Валькирии» над Волгой. Бомбардировки поволжских городов в 1941—1943 годах // Авиамастер. 2006. № 4. С. 3.

6 Осипов Алексей Александрович (27 февраля (11 марта) 1898 — 27 января 1978) — советский военачальник, генерал-майор артиллерии (1940). Заместитель начальника Главного управления (ГУ) ПВО КА по зенитной артиллерии (с февраля 1941). В годы Великой Отечественной войны: начальник ГУ ПВО КА (19 июля — ноябрь 1941); с ноября 1941 г. — заместитель командующего Войсками ПВО территории страны — начальник Главного управления ПВО КА; с 12 апреля 1942 г. — командующий Горьковским дивизионным (с 24 апреля того же года — корпусным) районом ПВО. В июне 1943 г. снят с занимаемой должности за недостатки в организации обороны промышленных объектов г. Горького и слабое руководство силами и средствами ПВО при отражении массированных ночных налётов бомбардировщиков противника (5—7 июня 1943) на город. С июня 1943 г. — начальник Высшей офицерской школы ПВО. В послевоенный период на руководящих должностях в Войсках ПВО страны.

7 Голотюк В.Л., Цапаев Д.А. Командный состав Войск ПВО Красной Армии в годы Великой Отечественной и Советско-японской войн 1941—1945 гг.: военно-исторический труд. М.: АРТКРАС, 2013. С. 26.

8 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 13642. Оп. 20244. Д. 34. Л. 81, 86 об., 115, 236 об.

9 Войска противовоздушной обороны страны в Великой Отечественной войне. Т. 1. М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1954. С. 393.

10 Заблотский А., Ларинцев Р. Указ. соч. С. 7.

11 Там же. С. 9.

12 Войска противовоздушной обороны страны в Великой Отечественной войне. Т. 1. С. 393.

13 Ашурбейли И.Р. Третья сфера вооружённой борьбы: зарождение и становление. М., 2015. С. 134.

14 Зашихин Гавриил Савельевич (26 марта (7 апреля) 1898 — 15 октября 1950) — советский военачальник, генерал-полковник артиллерии (1944). С декабря 1939 г. — помощник начальника управления ПВО Краснознамённого Балтийского флота (КБФ), с августа 1940 г. — начальник ПВО КБФ. В годы Великой Отечественной войны: помощник командующего Балтийским флотом по ПВО (июль—ноябрь 1941); командир 2-го корпуса ПВО (ноябрь 1941 — апрель 1942); командующий Ленинградской армией ПВО (апрель 1942 — июль 1943); командующий Восточным (с августа 1943), Южным (с марта 1944), Юго-Западным (с декабря 1944) фронтами ПВО. В послевоенный период на руководящих должностях в Войсках ПВО страны.

15 Войска ПВО страны в цифрах и фактах. Гл. III. Войска противовоздушной обороны страны в Великой Отечественной войне (1941—1945 гг.). Калинин, 1971. С. 28.

16 Заблотский А., Ларинцев Р. Указ. соч. С. 10.

17 Гордин А.А., Колесникова Н.В. «Война и нас покрыла своим крылом»: немецкие авиационные удары по Горьковскому автозаводу // Военно-исторический журнал. 2011. № 11. С. 29.

18 Зефиров М.В., Дёгтев Д.М., Баженов Н.Н. Свастика над Волгой: люфтваффе против сталинской ПВО. М.: АСТ; Хранитель, 2007. С. 454, 459.

19 Громадин Михаил Степанович (27 октября (8 ноября) 1899 — 3 июня 1962) — советский военный деятель, генерал-полковник (1943). С января 1940 г. — командир 1-го корпуса ПВО, с июня того же года — помощник командующего войсками МВО по ПВО, с апреля 1941 г. — одновременно и командующий Московской зоной ПВО. В годы Великой Отечественной войны: в прежней должности; с июля 1941 г. руководил отражением массированных налётов авиации противника на Москву; с 9 ноября 1941 г. — командующий Войсками ПВО территории страны — заместитель наркома обороны СССР по ПВО, командующий Западным, Северным, Центральным фронтами ПВО (август 1943 — ноябрь 1945). В послевоенный период на командных должностях в Войсках ПВО страны и в центральном аппарате Военного министерства (с марта 1953 г. — Министерства обороны) СССР.

20 Лифшиц Александр Маркович (1902 — апрель 1967) — советский хозяйственный деятель. Лауреат Сталинской премии (1948). В годы Великой Отечественной войны: главный инженер Горьковского автозавода (1941 — октябрь 1942); директор Горьковского автомобильного завода (октябрь 1942 — май 1943), главный инженер Ульяновского (май 1943 — 1945) и Ярославского (с 1945) автозаводов. Необоснованно репрессирован (март 1950). Реабилитирован (август 1954).

21 Горьков Ю. Указ. соч. С. 96.

22 Марков Николай Васильевич (19 декабря 1902 — 8 октября 1980) — советский военачальник, генерал-лейтенант артиллерии (1944). С мая 1941 г. — командир 11-й бригады ПВО. В годы Великой Отечественной войны: в прежней должности; командующий Горьковским бригадным районом ПВО (август 1941 — март 1942); командующий Бологоевским (март—июнь 1942) и Ростовским (июнь—ноябрь 1942; апрель—июнь 1943) дивизионными районами ПВО; исполняющий должность командующего Грозненским дивизионным районом ПВО (ноябрь 1942 — апрель 1943); командующий Горьковским корпусным районом ПВО (июнь 1943 — июль 1944); командир 3-го корпуса ПВО (июль 1944 — февраль 1945); командующий Бакинской армией ПВО. В послевоенный период на руководящих должностях в Войсках ПВО страны.

23 Заблотский А., Ларинцев Р. Указ. соч. С. 10.

24 Зефиров М.В., Дёгтев Д.М., Баженов Н.Н. Указ. соч. С. 473.

25 Заблотский А., Ларинцев Р. Указ. соч. С. 10.

26 Противовоздушная оборона страны (1914—1995 гг.). военно-исторический труд. М., 1998. С. 160, 161.

27 Заблотский А., Ларинцев Р. Указ. соч. С. 14.

28 Войска противовоздушной обороны страны в Великой Отечественной войне. Т. 1. С. 398.

29 Заблотский А., Ларинцев Р. Указ. соч. С. 14.

30 ЦАМО РФ. Ф. 13643. Оп. 20233. Д. 49. Л. 170.

31 Там же. Л. 275.

32 Там же. Л. 463.

33 РГВА. Ф. 37878. Оп. 1. Д. 330. Л. 16.

34 ЦАМО РФ. Ф. 13820. Оп. 142243. Д. 1. Л. 8.

35 Там же. Л. 11.

36 Там же. Л. 7.

37 Там же. Ф. 13608. Оп. 20395. Д. 59. Л. 59.

38 Там же. Д. 699. Л. 50 об.

39 Там же. Д. 628. Л. 116.

40 Боевой состав Советской Армии. Ч. 5 (январь—сентябрь 1945 г.). М.: Воениздат, 1990. С. 137.

41 Противовоздушная оборона страны (1914—1995 гг.). С. 262.