Аннотация. В статье исследуется работа, проводившаяся учреждениями культуры Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Изучая её специфику в ходе коренного перелома в войне (1942—1943 гг.), автор обращается к деятельности самого известного театра города — Государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова — по культурному обслуживанию красноармейцев, политработников и командиров Красной армии. Актуальность темы вызвана идущей специальной военной операцией. Основой источниковой базы являются номера газеты «За советское искусство», выходившие в 1943 году. Исследователь установил, что в связи с освобождением Украины в 1943 году ленинградские артисты, кроме концертов на фронте и в городах Предуралья, обратились к операм и балетам, созданным П.И. Чайковским, Н.А. Римским-Корсаковым и советскими композиторами по повестям Н.В. Гоголя на украинскую тему, что имеет признаки научной новизны. В то же время в театральном коллективе прошёл сбор средств на постройку звена самолётов «Ленинградский театр имени Кирова». Сделан вывод о том, что опыт ленинградских актёров можно использовать для совершенствования военно-политической и культурно-просветительской работы в войсках.
Ключевые слова: культура; Великая Отечественная война; военно-шефская работа; Красная армия (РККА); Ленинград; Н.В. Гоголь; Н.А. Римский-Корсаков; П.И. Чайковский; «Тарас Бульба»; «Ночь перед Рождеством»; «Полтавский бой»; Ленинградский академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова; Советская Украина.
Summary. The paper examines the work of cultural institutions in Leningrad during the Great Patriotic War. It considers the particularities of their activities during the radical shift in the war’s course (1942—1943), focusing on the contributions of the State Academic Opera and Ballet Theater, also known as the Kirov Theater, to the cultural welfare of the Red Army soldiers, political workers, and commanders. The topic is of continuing relevance due to the ongoing special military operation. The source base is comprised of issues of the newspaper Za Sovetskoye Iskusstvo [“For Soviet Art”], published in 1943. The researcher discovered that in conjunction with the liberation of Ukraine in 1943, Leningrad artists, in addition to concerts at the front and in the cities of the Urals, turned to operas and ballets created by P.I. Tchaikovsky, N.A. Rimsky-Korsakov, and Soviet composers based on the novels of N.V. Gogol on Ukrainian themes. This discovery has signs of scientific novelty. At the same time, the theater group was engaged in fundraising for the production of the aircraft flight Leningrad Kirov Theater. It can be reasonably concluded that the experience of the Leningrad actors can be utilized to enhance the military-political and cultural-educational endeavors within the military.
Keywords: culture; Great Patriotic War; military and sponsorship work; Red Army; Leningrad; N.V. Gogol; N.A. Rimsky-Korsakov; P.I. Tchaikovsky; Taras Bulba; The Night Before Christmas; The Battle of Poltava; Kirov Leningrad Academic Opera and Ballet Theater; Soviet Ukraine.
АРМИЯ И КУЛЬТУРА
МАНЬКОВ Андрей Васильевич — доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, подполковник запаса, кандидат исторических наук
«КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО НАРОДА — ЭТО МОЩНОЕ ОРУЖИЕ ВОЙНЫ…»
О работе ленинградских артистов в период коренного перелома в Великой Отечественной войне (1942—1943 гг.)
Одним из источников победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. стала тесная связь и взаимодействие общества с Вооружёнными силами. Действенной формой повседневного сотрудничества граждан Советского Союза с красноармейцами, политработниками и командирами Красной армии практически с первых дней создания Страны Советов оставалась военно-шефская работа.
История этой деятельности, зародившейся ещё в Императорской России (в связи с этим можно вспомнить концерт русского оперного певца Ф.И. Шаляпина и братьев Кедровых в переполненном зале Варшавской филармонии в 1916 г. в разгар боёв с немцами)1, продолжает находиться в фокусе внимания отечественных учёных. Так, в вышедшей в 2006 году монографии кандидата исторических наук Е.М. Лаюка сделан анализ генезиса и становления военно-шефской работы в Советском Союзе в 1922—1941 гг.2 По мнению исследователя «военно-шефская работа в период от образования СССР в 1922 по июнь 1941 года доказала свою высокую эффективность», а «положительный опыт, накопленный государственными и социальными структурами по оказанию помощи РККА и РККФ… имеет определённое практическое значение и для успешного реформирования Вооружённых сил РФ в современных условиях»3.
С самого своего возникновения военно-шефская работа в Советском Союзе включала, в частности, культурно-шефское взаимодействие мастеров искусств с воинскими частями и кораблями. Для реализации текущих задач этого сотрудничества в нём постоянно активно участвовали учреждения советской культуры. Например, ещё в 1920-е годы к работе по культурному обслуживанию командиров и красноармейцев Ленинградского военного округа были привлечены артисты ведущих ленинградских театров, таких как Государственный академический театр оперы и балета и Государственный Малый оперный театр4.
Накануне войны с фашизмом военно-шефская работа целенаправленно способствовала подготовке населения к отражению возможной военной агрессии. В центре этой деятельности во второй половине 1930-х годов было воспитание будущих бойцов РККА5. При этом советские композиторы и поэты создавали новые песни о Красной армии, которые быстро становились популярными и формировали у молодёжи уважение к военной службе6. По мнению петербургского историка В.И. Мосеева, «военное шефство в СССР в межвоенный период было вызвано опасностью военного нападения со стороны капиталистического окружения и являлось составной частью социального института военно-патриотического воспитания»7.
Определённый интерес к данной теме проявляют и современные молодые исследователи. Так, можно отметить актуальную работу Ю.А. Рязанцевой из Санкт-Петербургского государственного университета «Организация и деятельность городской военно-шефской комиссии в Ленинграде, 1941—1944 гг.», опубликованную в 2020 году. В своей статье она исследует практику работы городской военно-шефской комиссии, в период блокады, не получившую ранее должного освещения в трудах историков8.
В центре настоящей публикации находятся ранее не известные эпизоды военно-шефской работы, проводившейся коллективом Ленинградского академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Государственный академический Мариинский театр оперы и балета) в 1942—1943 гг. Хорошо известно, что самые тяжёлые военные годы театр провёл в г. Молотове (ныне г. Пермь), где находилось подавляющее большинство работников труппы9. Вводятся в научный оборот факты, имеющие отношение к освобождению в 1943 году Советской Украины, в их связи со спецификой культурного обслуживания военнослужащих крупнейшим и самым известным ленинградским театром с учётом изменившейся в 1942—1943 гг. стратегической обстановки на советско-германском фронте.
К слову, своевременность нашего обращения к деятельности знаменитого театрального коллектива не только связана с проведённой им военно-шефской работой, но и имеет отношение к юбилею Мариинского театра, отметившего своё 240-летие, и важности этого события для русской и мировой культуры, что было подчёркнуто в выступлении Президента РФ, Верховного главнокомандующего ВС РФ В.В. Путина в городе на Неве 20 сентября 2023 года10.
Перейдем к фактам. Нападение нацистской Германии и её союзников внесло существенные коррективы в проведение военно-шефской работы в СССР. На начальном этапе борьбы с агрессорами основные задачи этой работы были определены на IV пленуме ЦК Рабис11 23 июня 1941 года, который призвал мастеров искусств к «организации фронтовых артистических бригад»12. При этом, суть проводившихся учреждениями культуры мероприятий заключалась не столько в организации досуга военнослужащих, сколько в их воспитании. С подобным утверждением согласны и другие исследователи. Так, Л.И. Батюк подчёркивает, что работники культуры страны в то время стали опорой власти в деле внедрения в сознание народа идеалов патриотизма и советской государственности13.
Начало освобождения Советской Украины от немецко-фашистских оккупантов летом—осенью 1943 года было неразрывно связано с новым этапом войны и стало следствием коренного перелома в боевых действиях в 1942—1943 гг. О большом значении того периода говорилось в докладе председателя Государственного Комитета Обороны И.В. Сталина на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся 6 ноября 1943 года. В речи советского руководителя, например, было совершенно ясно сказано, что «истекший год — от 25 до 26 годовщины Октября — является переломным годом отечественной войны»14.
В переломный год войны с фашизмом сильнейшим средством борьбы против немецких захватчиков и их европейских пособников стали не только советские Вооружённые силы, но и произведения советской культуры. Например, газета «За советское искусство» в марте 1943 года, справедливо утверждала: «Культура советского народа — это мощное оружие войны, и мы можем гордиться тем, что фашистские орды оказываются бессильны перед стальным щитом нашего фронта и перед задачей уничтожения нашей культуры. Раны, которые ей нанесены, призывают только к отмщению. Эти раны будут залечены творческой волей советского народа, но виновники их понесут то же возмездие, которое готовится им всей роковой для них развязкой войны»15.
Среди тех, кто в исследуемый период являлся самой активной частью этого «мощного оружия войны», оказались советские композиторы. Одним из наиболее ярких свидетельств наличия в отечественной культуре музыкальных форм, боровшихся с фашизмом, стала 7-я симфония Д.Д. Шостаковича. Вот что, выдающийся советский композитор писал в феврале 1943 года: «7-я симфония — это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе»16. Первое исполнение этого гениального музыкального произведения в осаждённом Ленинграде в августе 1942 года стало не только одним из важнейших идеологических событий борьбы с фашизмом, но и несомненным символом как трагедии ленинградской блокады, так и воспитания советского гражданина-патриота. Не случайно в последующем симфония получила гордое наименование «Ленинградская» в честь Великого города, не сдавшегося врагу.
С другой стороны, в арсенале отечественных мастеров искусства в те годы существовало немало и других крупных, но менее известных в современном обществе музыкальных сочинений, которые использовались учреждениями культуры в период войны для культурного обслуживания и воспитания советских военнослужащих.
На первый план при этом выходила деятельность крупных театральных коллективов Ленинграда. Ещё до войны в 1941 году ленинградский журнал «Искусство и жизнь» писал: «Одно из замечательных проявлений советского патриотизма — большая любовь и дружба, которыми работники искусств окружают свою Красную Армию, своих защитников Родины»17.
С началом войны связь театральных коллективов, армии и общества стала только укрепляться. Так, ленинградская театральная общественность оперативно откликнулась на нападение фашистов призывами к борьбе с ними. 30 июня 1941 года сборник еженедельных программ городских театров «Ленинградские театры» опубликовал ставшие крылатыми слова из выступления В.М. Молотова по радио 22 июня 1941 года «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»18. Редакторы издания подчеркнули роль Красной армии: «Наши доблестные армия и флот, смелые соколы Советской авиации с честью выполнят долг перед Родиной и нанесут сокрушительный удар агрессору» и призвали советскую молодёжь к защите Отечества: «Комсомольцы! Учитесь настойчиво военному делу! Храбро и мужественно сражайтесь с врагом до полной победы!»19. В июле 1941 года в том же справочном издании «Ленинградские театры» на обложке были опубликованы разоблачительные фразы: «Фашизм — это порабощение народов!», «Фашизм — это голод, нищета, разорение!» и призыв к ленинградцам: «Все силы на борьбу с фашизмом!»20.
Важным этапом в организации в Ленинграде военно-шефской работы стало создание в начале июля 1941 года городской военно-шефской комиссии21. В орбиту её деятельности как в городе, так и на линии фронта были, в частности, немедленно вовлечены все ведущие театры города.
В числе основных центров ленинградской культуры, учитывавших в своей деятельности потребности военно-шефской работы, находился Ленинградский академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова (в Ленинграде его, как правило, кратко называли Кировским)22. С началом войны, выходившая в театре газета «За советское искусство» быстро и достаточно чётко обозначила патриотическую и нравственную позицию своего творческого коллектива. В июне 1941 года это печатное издание подчёркивало: «Работники нашего театра вместе со всей страной прилагают все усилия для того, чтобы отдать все свои силы защите Родины, чтобы сокрушить мерзкого врага»23.
С ранней осени 1941 года театр находился во временной эвакуации в г. Молотове24. Новый театральный сезон 1941—1942 гг. творческий коллектив из Ленинграда начинал уже в Предуралье25. Первой его постановкой на сцене Молотовского театра оперы и балета (ныне Пермский театр оперы и балета имени П.И. Чайковского) 13 сентября 1941 года стала патриотическая опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». Учитывая личность главного героя русского музыкального произведения, в условиях начавшейся войны это, несомненно, оказалось весьма символичным26.
Важно отметить, что открытие театральных сезонов в русских дореволюционных музыкальных театрах, как правило, тоже начиналось с исполнения патриотических произведений отечественных авторов, в частности, творения великого М.И. Глинки. В этом совпадении нам видится не просто схожесть репертуаров, а глубокая внутренняя связь советских артистов и их предшественников. Не случайно журнал «Советская музыка» писал ещё до войны о спектакле «Иван Сусанин»: «Тема оперы — спасение Родины. Сусанин совершает свой подвиг во имя народа, во имя спасения Родины. Символ Родины — Москва»27.
Тогда же, 13 сентября 1941 года, подчёркивая решимость ленинградских артистов использовать свою повседневную творческую деятельность для ускорения победы над Германией, секретарь парткома Кировского театра заслуженный артист РСФСР Б.М. Фрейдков28 писал в газете «Советское искусство: «…Мы, советские актёры, кровь от крови, плоть от плоти советского народа, являемся бойцами идеологическго фронта, который помогает ковать победу фронту боевому»29.
С 1942 года на фронт для культурного обслуживания красноармейцев, командиров и политработников Северо-Западного фронта из Молотова стали регулярно выезжать концертные бригады Кировского театра. Так, 15 июня на фронт отправились две бригады артистов: первая — под руководством народного артиста РСФСР П.М. Журавленко и вторая под руководством заслуженного артиста, орденоносца Г.Н. Орлова. В состав этих мобильных групп входили такие мастера культуры, как, например, заслуженный деятель искусств Е.В. Вольф-Израэль30, а также известные артисты оперы и балета Кировского театра31.
В 1943 году количество выезжавших на фронт бригад продолжало расти. 26 февраля газета театра писала: «22 января на фронт выехала шестая бригада артистов нашего театра для обслуживания бойцов, командиров и политработников Красной Армии в связи с XXV-летием РККА. В составе бригады: лауреат Сталинской премии, засл. арт., орден. Б.М. Фрейдков, засл. арт., орден. Т.М. Вечеслова и А.В. Лопухов, засл. арт. В.Ф. Тихий, орден. В.В. Фидлер, солисты балета А.Н. Блатова и А.П. Уметина, солисты оперы А.С. Базарова и А.А. Лазовская, артист балета В.П. Богданов, артисты оркестра С.И. Брог, Б.Д. Сандовский, М.П. Черкасов, Д.А. Шевалин и А.М. Эдельман»32.
В марте газета сообщала: «26 февраля после Седьмой Симфонии состоялась встреча работников театра с делегатами Северо-Западного фронта. Делегацию приветствовали Е.М. Родин, Н.М. Дудинская и Г.Н. Орлов, рассказавшие представителям фронта о работе театра в дни Великой Отечественной войны. От лица фронтовиков выступали руководитель делегации дважды орденоносец В.А. Чистяков, старший лейтенант К.А. Киаука и другие». Встреча прошла в сердечной, дружественной атмосфере, ещё более укрепив повседневные связи театра с бойцами, командирами и политработниками Северо-Западного фронта33.
8 сентября 1943 года в газете «За советское искусство» появились отчёты о работе ранее убывших на фронт театральных бригад. Редакция информировала своих читателей: «Вернулась с фронта бригада театра. Бригада под художественным руководством нар. арт. РСФСР, орден. П.М. Журавленко с бригадиром Колотиленко провела на фронте свыше трёх недель, дав в общей сложности 47 концертов. Бригада под художественным руководством засл. арт., орден. Г.Н. Орлова с бригадиром засл. арт., орден. Е.В. Вольф-Израэль провела в поездке 42 дня, дав 81 концерт»34.
Следует отметить, что на протяжении военных лет шефская работа Кировского театра не ограничивалась только традиционными концертами и спектаклями. Так, среди работников культуры нашёл самый горячий отклик патриотический почин советских колхозников, отдававших свои личные сбережения на усиление вооружения Красной армии.
В Кировском театре подобный отклик родился зимой 1942 года. 4 января 1943 года «За советское искусство» писала: «В конце декабря наш театр провёл ряд мероприятий, сбор с которых поступил в фонд обороны Родины, 25 декабря — спектакль “Емельян Пугачёв”, 26 декабря — большой ночной концерт с участием артистов оперы, балета и джаз-оркестра, 29 декабря — спектакль “Гаянэ”. Бригада членов семей под руководством Ю.М. Радиной, работавших над спектаклями “Емельян Пугачёв” и “Гаянэ” сдала в фонд обороны 6538 рублей»35.
В течение всего 1943 года ленинградские артисты продолжали регулярно передавать денежные средства в фонд обороны страны. Более того, коллектив Ленинградского театра юного зрителя (ЛенТЮЗ) выступил с инициативой постройки именного самолёта. В феврале 1943 года газета «За советское искусство» сообщала: «Коллектив ТЮЗа задался целью построить самолёт “Ленинградский ТЮЗ”, устраивая для этого концерты и спектакли, а также производя отчисления от своей месячной зарплаты»36.
Кировский театр поддержал это благородное начинание коллег из ЛенТЮЗа, который внёс 66 тыс. рублей и дополнительно на постройку самолёта «Ленинградский ТЮЗ» обязался собрать 100 тыс. рублей37. Работники театра имени Кирова из своих личных сбережений внесли на постройку звена самолётов «Ленинградский театр им. Кирова» 380 тыс. рублей38.
Не остались в стороне от общего патриотического дела и местные театральные коллективы городов Предуралья. Так, Молотовский Драматический театр собрал на строительство артиллерийской батареи более 80 тыс. рублей. Кудымкарский национальный театр провёл сбор на строительство боевого самолёта 100 тыс. рублей. Театр музкомедии собрал 100 тыс. рублей на строительство танковой колонны39.
В марте 1943 года в заметке «На нужды фронта» газеты «За советское искусство» писала: «За время пребывания в Молотове коллектив театра отчислил в фонд обороны 72 467 руб., на постройку противотанковой эскадрильи “Советский артист” 35 220 руб., на постройку танковой колонны 9000 руб., на покупку тёплых вещей 7920 руб., а всего — 124 607 руб.»40.
Проведённая в коллективе театра большая работа по помощи Красной армии не осталась незамеченной руководством страны. 26 февраля на страницах театральной газеты был опубликован текст правительственной телеграммы. В ней говорилось:
«Молотов. Ленинградский Государственный ордена Ленина театр оперы и балета им. С.М. Кирова.
Директору театра тов. Радину.
Главному дирижёру, лауреату Сталинской премии, народному артисту СССР тов. Пазовскому.
Секретарю партбюро, лауреату Сталинской премии, засл. артисту РСФСР тов. Фрейдкову.
Председателю месткома тов. Митрополову.
Прошу передать мой привет и благодарность коллективу Ленинградского Государственного ордена Ленина академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова за заботу о воздушных силах Красной армии.
И. Сталин»41.
В то же день, 26 февраля в статье «На помощь фронту» был размещён отчёт руководителя профсоюзной организации театра (месткома) Г. Митрополова. В нём он пишет: «В дни XXV-летия нашей доблестной Красной Армии хочется подвести итоги работы, проделанной профсоюзной организацией на помощь фронту. Что же сделала в этом направлении профсоюзная организация нашего театра? Прежде всего, о средствах, собранных за время с начала войны, не считая подписки на военный заём. От спектаклей и концертов на постройку танковых колонн, артиллерийских батарей, самолётов им. МОПРа, РОКК, Осоавиахима собрано 136 тыс. рублей (МОПР — Международная организация помощи рабочим, РОКК — Российское общество Красного Креста, Осоавиахим — общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству. — Прим. авт.). Из личных сбережений работников театра дали около 630 тыс. рублей — из них на постройку звена самолётов “Ленинградский театр им. Кирова” — 380 тыс. рублей. Первая и вторая денежно-вещевые лотереи дали 260 тыс. рублей. В целом театром собрано свыше одного миллиона ста тысяч рублей»42.
8 мая 1943 года в газете «За советское искусство» была опубликована новая телеграмма Верховного главнокомандующего:
«Прошу передать сотрудникам Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, собравшим 1 100 000 рублей на постройку звена самолётов имени Ленинградского театра оперы и балета, — мой братский привет и благодарность Красной Армии.
И. Сталин»43.
Во время войны с немецким фашизмом творческий коллектив Кировского театра старался отвечать своими разнообразными спектаклями и концертами, проходившими в г. Молотове, на крупные боевые победы Красной армии на фронтах. Так, «в честь победоносного освобождения Красной Армией Советской Украины от фашистской нечисти театр дал 17 октября вечер-концерт, посвященный украинскому народу»44.
Этот не известный в наши дни, но высоко оценённый жителями г. Молотова в 1943 году концерт был насыщен произведениями музыкального искусства, посвящёнными Украине, её культуре и народу. Обратимся к его содержанию. Первую часть концерта составил 1-й акт балета «Тарас Бульба» (муз. В.П. Соловьёва-Седого, либретто С.С. Каплан, постановка балетмейстера заслуженного артиста орденоносца Ф.В. Лопухова и М.М. Михайлова). В этом спектакле в те дни главные партии исполняли М.М. Михайлов (Тарас Бульба), засл. арт. Е.Э. Бибер (его жена), А.Л. Андреев (Остап), орденоносец В.В. Фидлер (Андрий), А.Я. Шелест (Оксана), засл. арт., орденоносец Н.А. Солянников (старшина) и другие ленинградские артисты балета. Дирижировал спектаклем засл. арт. Е.А. Дубовской45.
Следует отметить, что балет молодого, но уже довольно известного в те годы ленинградского композитора В.П. Соловьёва-Седого46 «Тарас Бульба» в трёх действиях по мотивам повести Н.В. Гоголя в постановке балетмейстера Ф.В. Лопухова впервые увидел ленинградскую сцену 12 декабря 1940 г.47 В последние мирные месяцы перед нападением фашистов он с большим успехом шёл в театре оперы и балета им. С.М. Кирова. Во многом это объяснялось тем, что главные роли в спектакле исполняли ведущие солисты Кировского театра, всеобще любимые публикой В. Чабукиани и Н. Дудинская, а также очень талантливая молодая актриса А. Шелест. При этом особенно блистал в роли Андрия Вахтанг Чабукиани, чей дуэт с Наталией Дудинской (Панночка) просто затмил собой положительные образы Тараса и Остапа48.
В предвоенное время в ленинградском театре было осуществлено 15 представлений «Тараса Бульба»49. Кстати, новая удачная театральная постановка привлекала внимание не только рядовых ленинградцев, но и очень известных в Советском Союзе людей. Так, 18 декабря 1940 года во время нахождения в городе на Неве Маршала Советского Союза С.М. Будённого он побывал на балете «Тарас Бульба» в Кировском театре50.
Вскоре с новым спектаклем познакомились и любители балета в столице Советского Союза. 26 марта 1941 года премьера балета «Тарас Бульба» в постановке балетмейстера Большого театра Союза ССР Р.В. Захарова прошла в Москве51. С другой стороны, несмотря на профессиональную работу авторитетного мастера и большой успех у москвичей, в столице спектакль прошёл всего 4 раза, а его последнее представление состоялось 15 апреля 1941 года. Говорят, что причина такого внезапного отказа от хорошего спектакля связана с началом войны. Как бы там ни было, но, по нашему мнению, обе постановки отличала своеобразная хореографическая уникальность, заключавшаяся, в частности, в том, что у них был один автор либретто.
Однако вернёмся к концерту 17 октября 1943 г. в Молотове. Его второе отделение открылось симфонической картиной П.И. Чайковского «Полтавский бой»52 в исполнении Большого симфонического и сценического оркестров под управлением заслуженного артиста И.Э. Шермана (опера «Мазепа», куда входит эта картина, создана на основе героико-исторического прозведения А.С. Пушкина «Полтава». — Прим. авт.)53. Народные украинские песни и арии из украинских опер исполняли заслуженный артист, орденоносец Н.Н. Середа, заслуженный артист И.К. Тоцкий, орденоносец Ф.М. Розен. Заслуженная артистка А.Ф. Маньковская и заслуженный артист Г.Н. Орлов исполнили дуэт из оперы Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем»54. Заслуженная артистка Т.М. Вечеслова, заслуженный артист, орденоносец Н.А. Зубковский и артисты балета выступили в «Бесовской пляске» — хореографической композиции по мотивам фантастических повестей Гоголя55.
Неоднократно упомянутая нами в статье газета театра, рассказывая об этом действии, написала: «Концерт закончился выступлением хора театра с “Заповитом” Шевченко, “Песней о Сталине” украинского композитора Ревуцкого под управлением главного хормейстера заслуженного артиста В.П. Степанова. Концертной частью дирижировал заслуженный артист И.Э. Шерман. Балетные сцены были подготовлены молодым балетмейстером Леонидом Якобсоном»56.
В условиях коренного перелома в войне в Кировском театре не забывали и важнейшие политические и революционные даты Советской страны. В конце 1943 года артисты-кировцы продолжали выезжать на фронт с большими концертами. Так, газета сообщала: «30 ноября на фронт для обслуживания бойцов и офицеров Красной Армии в связи с XXVI годовщиной Великой Октябрьской Социалистической революции выехала 8 бригада нашего театра: Г.А. Митрополов (бригадир), А.А. Базарова, М.С. Шевердякова, М.С. Ефимова (опера), Т.К. Капустина, Б.М. Брускин, М.М. Михайлов (тенор), С.Д. Акопов, С.И. Кофьяк, Л.М. Литвинов, С.М. Эпштейн (оркестр). В состав бригады включена мастер художественного слова Ирина Сербова»57.
6 ноября 1943 г. после традиционного торжественного собрания в г. Молотове театр дал праздничный концерт, посвящённый XXVI годовщине революции. В программе концерта также вошли произведения так или иначе связанные с украинским фольклором и культурой. Так, репертуар классической музыки в нём составили увертюра и арии из оперы Глинки «Руслан и Людмила», арии из опер Римского-Корсакова «Майская ночь» и «Снегурочка», Чайковского «Опричник» и «Черевички», хор из оперы Рубинштейна «Демон».
В то же время газета «За советское искусство» отмечала: «Широко также была представлена русская народная песня. Из произведений советских композиторов были исполнены “Песня о Сталине” и “Песня о Родине” Дунаевского. Впервые было исполнено новое произведение Д. Прицкера “Баллада о русском солдате”»58.
Как видим, в ходе праздничного концерта исполнялось музыкальное произведение, напрямую связанное с украинской культурной тематикой, а именно опера «Майская ночь». По словам русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя с детства были его любимой книгой, а «Майская ночь» нравилась ему больше других повестей («Майская ночь», или «Утопленница» входит в первую часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки». — Прим. авт.) В связи с этим важно отметить, что композитор и в своём творчестве также обращался к произведениям великого мастера русского слова. Примечательно, что в обоих случаях Римский-Корсаков выступил и в качестве либреттиста59.
В 1902 году Русская музыкальная газета писала: «Музыкальность фантазии Гоголя с наибольшей яркостью выразилась именно в опере. Его образы так легко и свободно запели мелодиями Римского-Корсакова и Чайковского, как будто всегда таили в себе эти мелодии… “Майская ночь”, “Ночь перед Рождеством” сами собой просились на оперную сцену»60.
По нашему мнению, оперы Н. Римского-Корсакова в этом ряду заслуживают особого внимания, поскольку, несмотря на всеобщий интерес мастеров искусств к национальной культуре, свойственный композиторской школе XIX века, лишь немногих авторов интересовала глубинная мифологическая основа гоголевских «фантазий». Римский-Корсаков же в 1873 году оставил военную службу в Русском Императорском флоте для того, чтобы полностью сосредоточиться на музыкальном искусстве, и вскоре, в 1880 году, опера «Майская ночь» увидела столичную сцену.
Необходимо отметить, что в творческом багаже исследуемого нами театрального коллектива в военные годы, кроме «Майской ночи», было ещё одно произведение Римского-Корсакова на украинскую тематику. Премьера оперы русского композитора в четырёх действиях «Ночь перед Рождеством» в Мариинском театре Санкт-Петербурга (литературное произведение «Ночь перед Рождеством» написано Н.В. Гоголем в 1832 г., оно открывает вторую часть «Вечеров». — Прим. авт.) прошла 28 ноября 1895 года. Действие повести, которое было хорошо известно большинству образованных россиян, происходило в селе Диканька на Полтавщине (в то время Малороссия. — Прим. авт.) в XVIII веке.
Кстати, работа над оперой была начата композитором ещё в 1894 году. Однако царская цензура долго не хотела выпускать спектакль на сцены императорских театров, так как среди прочих знаковых ролей в опере фигурировала сама императрица Екатерина Великая (по негласным законам цензуры того времени изображение в опере представителей царской семьи было запрещено. — Прим. авт.). Тем не менее Римскому-Корсакову удалось убедить дирекцию Мариинского театра в необходимости постановки, и в ноябре 1895 года творческий мир увидел это замечательное музыкальное сочинение.
К сожалению, созданному композитором творению не сопутствовал большой сценический успех, т.к. не было одобрено царём и, как следствие, «чиновниками от культуры». В результате, несмотря на горячее признание оперы значительной частью столичной публики, она была снята с постановок после восьмого представления.
В годы войны с фашизмом судьба «украинского наследия» Римского-Корсакова оказалась более благополучной. Так, осенью 1943 года к нему обратился Ленинградский академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова. 30 ноября газета «За советское искусство» сообщала своему читателю о том, что в театре «идут оркестровые и сценические репетиции оперы Римского-Корсакова “Ночь перед Рождеством”. Музыкальным руководителем является главный дирижёр театра, лауреат Сталинских премий, нар. арт. СССР, орденоносец А.М. Пазовский»61.
Заведующий литературной частью Кировского театра профессор С.С. Данилов писал в октябре 1943 года: «Новая постановка “Ночи перед Рождеством” в нашем театре приобретает поэтому значение большого художественного события. Это значение усиливается тем более, что постановкой “Ночи перед Рождеством” наш театр отмечает исполняющееся в начале 1944 года столетие со дня рождения Римского-Корсакова. А в дни победоносного освобождения Красной Армией Советской Украины от немецких захватчиков поэтический рассказ со сцены о народной романтике Украины неизменно придаёт спектаклю особое патриотическое значение»62.
Кроме того, повод к постановке произведения на украинскую тему в начале ноября 1943 года на сцене Молотовского театра оказался вполне понятен и убедителен для современников: 6 ноября был освобождён г. Киев — столица Советской Украины. В связи с этим печатное издание Кировского театра подчёркивало: «В дни Великой Отечественной войны советского народа с фашизмом поэтический рассказ о народной романтике Украины приобретает прямую политическую направленность, придавая произведениям Римского-Корсакова особую остроту также в этом отношении»63.
Как следствие, 1943 год в эвакуации завершился премьерой оперы Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством», и показана она была, как это ни удивительно для атеистического советского общества, в сочельник, 24 декабря на сцене Молотовского театра оперы и балета.
В конце 1943 года в результате военных успехов Красной армии на фронтах ленинградские мастера культуры стали более оптимистично смотреть в будущее и задумываться о возвращении в Ленинград. В ноябре по случаю XXVI годовщины Великой Октябрьской социалистической революции коллектив Кировского театра направил поздравительную телеграмму руководителям Ленинграда А.А. Жданову, А.А. Кузнецову и П.С. Попкову, в которой говорилось: «…блестящее освобождение столицы Советской Украины древнего Киева приблизило час окончательного разгрома врага доблестной Красной Армией под водительством нашего великого полководца товарища Сталина. Уверены скором радостном возвращении родной город Ленина»64.
Таким образом, Ленинградский академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова, находясь в эвакуации в г. Молотове, как никогда прочно был связан со своей армией и народом. При этом важнейшим слагаемым этой связи была военно-шефская работа. В 1942—1943 гг. организация этой работы в прославленном театре и её проведение с красноармейцами, командирами и политработниками РККА определялись наступившим коренным переломом в войне. Мастера сцены из города Ленина, давая традиционные спектакли и концерты, активно занимались культурным обслуживанием военнослужащих РККА и гражданского населения Предуралья с помощью средств музыкального искусства.
В первой половине 1943 года артисты-кировцы постоянно выезжали с концертами на фронт в составе специализированных бригад. Успешно был организован сбор средств на постройку звена самолётов «Ленинградский театр им. Кирова». После победы Красной армии в Курской битве режиссёры, артисты и дирижёры театра, используя, в частности, оперные и балетные постановки, вносили свой творческий вклад в освобождение от фашистов Советской Украины. В период коренного перелома в войне и освобождения территории республики постановки произведений русской культуры на украинскую тему, такие как «Тарас Бульба», «Запорожец за Дунаем», «Полтавский бой» и другие, словно воины Красной армии, встали в боевые порядки сражавшихся с врагом. Во второй половине 1943 года особое место в репертуаре ленинградских артистов заняли музыкальные спектакли, созданные по мотивам замечательных повестей и рассказов Н.В. Гоголя, который являлся как великим русским, так и украинским прозаиком, драматургом и публицистом. При этом ленинградские мастера искусства никогда не забывали в своём творчестве о фактическом родовом единстве русской и украинской культур, о тех глубоких исторических и духовных корнях, которые всегда связывали два великих славянских народа.
После победоносного окончания войны балет на тему борьбы с иностранными захватчиками, а именно таковым являлся «Тарас Бульба», оказался крайне редким гостем в репертуаре московских и ленинградских театров. Выход в свет новой редакции спектакля, созданного народным артистом РСФСР Б. Фенстером в Кировском театре в июне 1955 года65 и постановка балета в Новосибирском театре оперы и балета в 1960 году положения дел принципиально не изменили. Сегодня, как и все театральные представления ленинградского балетмейстера-новатора Ф.В. Лопухова, его «Тарас Бульба» забыт окончательно. К сожалению, до наших дней не сохранилась ни одна из версий этого талантливого произведения русской культуры, а его хореография оказалась практически полностью утрачена. Тем не менее к радости любителей балета искусствоведам в музыкальных архивах всё же удалось найти один танцевальный номер из московского спектакля «Тарас Бульба». Это «Гопак» (вариация для роли Остапа) в постановке Р.В. Захарова, ставший одним из популярнейших номеров отечественного балета, который периодически исполняют на концертах66.
Глубокое осмысление важнейших культурных событий военных лет даёт хорошую пищу для специалистов военно-политической работы в плане использования накопленного теоретического и практического наследия Великой Отечественной войны. Достижения в военно-шефской работе советского периода, вполне могут экстраполироваться и на современные условия. Например, созданное русскими и советскими мастерами искусств многогранное культурное наследие приобретает в наши дни особое значение, прежде всего в интересах совершенствования форм и методов военно-политической работы с участниками специальной военной операции, а также гражданами Российской Федерации, проживающими на новых территориях страны. Для тех наших сограждан, кто сегодня находится на передовой специальной военной операции, так же как и для защитников Родины в годы Великой Отечественной войны, очень важно чувствовать, что их поддерживают, что их не забывают, что ими гордятся.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Шаляпин Ф.И. Маска и душа. М.: Директ-медиа, 2012. С. 190.
2 Лаюк Е.М. Военно-шефская работа в СССР (1922 — июнь 1941 г.): монография. М.: НИЕВ, 2006. 195 с.
3 Он же. Военно-шефская работа в СССР (1922 — июнь 1941 гг.). Автореф. дисс. … канд. ист. наук. М.: Военный университет, 2007. С. 23.
4 Отчёт о культурно-просветительной работе среди молодёжи Ленинградского губкома РКСМ // Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб.). Ф. К-601. Оп. 1. Д. 118. Л. 316—318.
5 Лаюк Е.М. Военно-шефская работа в СССР (1922 — июнь 1941 гг.). Автореф. дисс. … канд. ист. наук. С. 17.
6 См.: Маньков А.В. Музыкальная революция в Красной армии // Военно-исторический журнал. 2021. № 8. С. 96—103.
7 Мосеев В.И. Шефство над Красной армией и флотом в 1921—1940 гг. // Учёные записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2018. № 4. С. 4.
8 Рязанцева Ю.А. Организация и деятельность городской военно-шефской комиссии в Ленинграде, 1941—1944 гг. // Наука. Общество. Оборона. 2020. № 1.
9 Областной центр СССР с 1940 по 1957 г. носил имя председателя Совета народных комиссаров СССР в 1930—1941 гг. и народного комиссара иностранных дел в 1939—1946 гг. В.М. Молотова.
10 Мариинский театр был основан 5 октября 1783 г. по указу Екатерины Великой. Изначально именовался Санкт-Петербургским Большим театром.
11 Рабис (Союз работников искусств) — массовая профессиональная организация в России, а затем в СССР, объединявшая на добровольных началах работников искусств.
12 Зелов Н.С. Военно-шефская работа мастеров искусств в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 2007. № 5. С. 27.
13 Батюк Л.И. Культура России в годы Великой Отечественной войны. Автореф. дисс. … канд. ист. наук. М.: Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова, 2005. 22 с.
14 Доклад Председателя Государственного Комитета Обороны товарища И.В. Сталина // За советское искусство. 1943. 14 ноября. С. 2.
15 Великая Отечественная война и история искусств // Там же. 12 марта. С. 2.
16 7-я симфония Шостаковича. Слово композитора // Там же. 26 февраля. С. 3. Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906—1975) — выдающийся советский композитор, пианист, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1954). Герой Социалистического Труда (1966).
17 Любицкий Ю. Красная армия и её шефы // Искусство и жизнь. 1941. № 4. С. 46.
18 Ленинградские театры. 1941. № 26.
19 Там же. С. 5, 10.
20 Там же. № 29.
21 Рязанцева Ю.А. Указ. соч.
22 Мариинский театр был переименован в 1935 г. после убийства в городе первого секретаря Ленинградского горкома и обкома ВКП(б) С.М. Кирова.
23 На защиту Социалистического Отечества // За советское искусство. 1941. 28 июня. С. 1.
24 Деген А., Ступников И. Ленинградский балет. 1917—1987: словарь-справочник. Л.: Советский композитор, 1988. С. 13.
25 Боевые задачи нашего театра // За советское искусство. 1941. 13 сентября. С. 1.
26 Репертуар театра на сентябрь // Там же. С. 2. Глинка Михаил Иванович (1804—1857) — великий русский композитор. Создатель национальной оперы России. Опера «Иван Сусанин» написана в 1836 г. В императорской России она называлась «Жизнь за царя». Произведение посвящено борьбе русского народа с польско-литовской интервенцией в годы Смуты (1598—1613).
27 Мордвинов Б. Как создавался спектакль «Иван Сусанин» // Советская музыка. 1939. № 2. С. 37.
28 Фрейдков Борис Матвеевич (1904—1966) — советский оперный певец. Заслуженный артист РСФСР (1939). Лауреат Сталинской премии первой степени (1942). Участник Великой Отечественной войны.
29 Боевые задачи нашего театра // За советское искусство. 1941. 13 сентября. С. 1.
30 Вольф-Израэль Евгений Владимирович (1872—1956) — русский и советский виолончелист, педагог, дирижёр.
31 Новые фронтовые бригады // За советское искусство. 1942. 15 июня. С. 2.
32 Шестая фронтовая бригада // Там же. 1943. 26 февраля. С. 3.
33 Встреча с фронтовиками // Там же. 12 марта. С. 1.
34 Хроника // Там же. 8 сентября. С. 4.
35 В фонд обороны Родины // Там же. 4 января. С. 2.
36 ТЮЗ — к XXV годовщине РККА // Там же. 26 февраля. С. 4.
37 Дело чести // Там же. С. 2.
38 Там же.
39 Там же.
40 На нужды фронта // там же. 5 марта. С. 2.
41 За советское искусство. 1943. 26 февраля. С. 2.
42 На помощь фронту // За советское искусство. 1943. 26 февраля. С. 3.
43 За советское искусство. 1943. 8 мая. С. 2.
44 Украинский концерт // За советское искусство. 1943. 30 ноября. С. 4.
45 Там же.
46 Соловьёв-Седой (Соловьёв) Василий Павлович (1907—1979) — советский композитор, пианист и общественный деятель. Народный артист СССР (1967).
47 Лопухов Фёдор Васильевич (1886—1973) — русский и советский артист балета, педагог, балетмейстер-новатор. Народный артист РСФСР (1956). Создатель и первый руководитель балетной труппы Ленинградского Малого оперного театра.
48 Чабукиани Вахтанг Михайлович (1910—1992) — советский, грузинский артист балета, хореограф, балетмейстер, педагог. Народный артист СССР (1950). Герой Социалистического Труда (1990); Шелест Алла Яковлевна — в 1937—1963 гг. артистка балета Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова. Народная артистка РСФСР (1957). Преподаватель. Балетмейстер.
49 Деген А., Ступников И. Ленинградский балет. 1917—1987: словарь-справочник. Л.: Советский композитор, 1988. С. 254.
50 За советское искусство. 1940. № 32(154). 18 декабря.
51 Захаров Ростислав Владимирович (1907—1984) — советский артист балета, балетмейстер, оперный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1969).
52 Симфоническая картина — жанр симфонической музыки, представляющий собой относительно самостоятельный оркестровый фрагмент.
53 «Полтавский бой» — симфоническая картина из оперы П.И. Чайковского «Мазепа», впервые поставленной в 1884 г. в Большом театре в Москве. Композитор не представлял себе оперу на сюжет пушкинской «Полтавы» без этого события, занимающего в поэме главное, центральное по своему значению место.
54 «Запорожец за Дунаем» — опера украинского композитора С.С. Гулак-Артемовского. Первая украинская опера, премьера которой состоялась 26 апреля 1863 г. в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Смысл оперы заключался в идее любви к Родине, жгучем желании запорожцев вернуться на Украину. Вскоре она была запрещена царской цензурой. Восстановление сценической жизни оперы приходится на советские времена. На сегодня «Запорожец за Дунаем» остаётся одной из самых популярных украинских опер, которая ставится в оперных театрах Украины, России и других стран.
55 Украинский концерт // За советское искусство. 1943. № 8(186). 30 ноября. С. 4.
56 Там же.
57 Фронтовые бригады // Там же. С. 2.
58 Октябрьский концерт // Там же. С. 4.
59 Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844—1908) — русский композитор, педагог, дирижёр, музыкальный критик, общественный деятель, член «Могучей кучки». Создатель российской композиторской школы.
60 Русская музыкальная газета. 1904. Стб. 262.
61 Хроника // За советское искусство. 1943. № 8(186). 30 ноября. С. 4.
62 К постановке оперы Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» // Там же. № 6(184). 2 октября. С. 3.
63 В новом сезоне // Там же. № 5(183). 14 августа. С. 1.
64 По случаю XXVI годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции // Там же. № 8(186). 30 ноября. С. 1.
65 Деген А., Ступников И. Указ. соч. С. 202.
66 Наиболее известен этот танец в исполнении солиста Большого театра Союза ССР Г. Фарманянца (1921—1995).