Аннотация. На основе анализа учебно-методической литературы и других источников автор выявляет подходы, а также многообразие форм и видов работы с молодёжью, обеспечивавших её начальную военную подготовку и допризывную подготовку в межвоенный период. На исторических примерах подтверждается обоснованность введения в современных условиях в образовательных учреждениях РФ начальной военной подготовки.
Summary. Based on a review of educational and methodological literature and other sources, the author has identified different approaches and work forms for providing initial military and pre-conscription training to young people during the interwar period. The validity of introducing initial military training into modern Russian educational institutions is confirmed by historical examples.
ХРАМОВ Валерий Юрьевич — ведущий методист Истринской централизованной библиотечной системы, кандидат педагогических наук
ДОБИВАТЬСЯ «У ПРОЛЕТАРСКИХ ДЕТЕЙ… ВЫСОКИХ ФИЗИЧЕСКИХ И МОРАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ»
Начальная военная и допризывная подготовки учащихся в 20—40-е года ХХ века
С переходом от рекрутской системы комплектования русской армии к воинской повинности и формированию массовой армии появилась острая потребность подготовки населения, и в первую очередь молодёжи, к военной службе. В начале ХХ века, перед Первой мировой войной вопрос об обучении учащихся российских школ военному делу уже обсуждался в обществе. Главными причинами введения военной подготовки в гражданских учебных заведениях были возникновение военной угрозы для страны и уменьшение сроков службы в Российской Императорской армии. Прошло более ста лет, но задача подготовки молодёжи к военной службе по-прежнему остаётся актуальной.
С 1 сентября 2023 года во всех школах РФ организовано проведение занятий по начальной военной подготовке (НВП) в рамках нового предмета «Основы безопасности и защита Родины». Как показывает опыт военного строительства в нашей стране, начальная подготовка к военной службе в первую очередь охватывает учащуюся молодёжь, т.е. школьников и студентов. В Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе»1 обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
— получение начальных знаний в области обороны;
— подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования.
Нельзя пройти мимо мнения, что «реанимация» НВП началась после 24 февраля 2022 года. Но в реальности это не совсем так. Вопрос о введении военной подготовки для учащихся общеобразовательных учреждений назрел уже давно. При этом надо понимать, что НВП — это часть государственной политики по обеспечению национальной безопасности. Рассматривая предмет НВП в общеобразовательных учреждениях как часть национальной безопасности государства, мы должны определить и основные направления для него:
1. Военная подготовка учащихся к службе в Вооружённых силах. Изучение предметов боевой подготовки ВС и отработка установленных нормативов, а также улучшение физической подготовленности допризывников.
2. Воспитание молодёжи в готовности к защите Отечества от внутренних и внешних врагов, личной ответственности за его безопасность.
3. Воспитание патриотизма у молодых людей, гордости за свою страну и её историю. Активное участие во всероссийском детско-юношеском общественном движении, в военно-патриотических и других молодёжных организациях и движениях.
4. Отбор и подготовка будущих кандидатов для поступления в военно-учебные заведения, а также для службы по контракту в ВС и других силовых ведомствах.
5. Изучение военной истории и героического настоящего ВС РФ.
Следует отметить, что в современном варианте начальной военной подготовки использован богатый опыт Советского Союза. Это поможет в организации учебного процесса и методическом сопровождении предмета, что позволит эффективней использовать учебное время и положительно повлияет на подготовленность обучаемых к службе в армии.
Необходимо учитывать и опыт проведения специальной военной операции, которая определила требования к подготовленности военнослужащих вне зависимости от их возраста, срока прохождения военной службы и воинской специальности. Тем самым возвращается потребность готовить допризывную молодёжь к службе в армии.
Обратимся к историческому опыту обучения населения военному делу и деятельности государства по решению этой задачи. 28 января 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии «из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся классов». Но реалии Гражданской войны потребовали быстрого развёртывания многомиллионной армии. И поэтому для подготовки и обучения будущих бойцов Красной армии декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 года было введено обучение военному делу. Обязательному обучению подлежали учащиеся в возрасте:
— школьном — 8—16 лет, низшая ступень;
— подготовительном — 16—18 лет2.
Курс обучения проходили в подразделениях Главного управления всеобщего военного обучения территориальных войск (Всевобуча). По соглашению с Народным комиссариатомпросвещения были открыты учебные пункты при школах в Петрограде и в Москве3. Программа была рассчитана на 96-часовое обучение по следующим направлениям:
— стрелковое дело (устройство винтовки образца 1891 г. и уход за ней);
— ведение стрельбы из винтовки из всех положений;
— строевая подготовка (построения, команды, порядок огневого боя);
— полевая служба (охранение, разведка);
— окопное дело (рытьё ячеек и окопов, использование гранат);
— Устав гарнизонной службы.
Впоследствии программа была дополнена занятием по санитарной подготовке (оказание первой помощи).
С окончанием Гражданской войны начальная военная подготовка учащихся в школах не потеряла свою актуальность. Во-первых, это было связано с постоянными военными угрозами для молодой республики, а кроме этого, шёл перевод Красной армии на новый принцип комплектования — кадрово-территориальный. Это предполагало изменение форм обучения военному делу как военнослужащих, так и допризывной молодёжи. Военному ведомству предоставлялось право привлекать молодёжь с 16 до 18 лет к обязательным вневойсковым занятиям, по времени не превышавшим в общей сложности четырёх недель, или 160 часов»4. Занятия проводились по физической, строевой огневой подготовке силами учебных заведений, но руководство оставалось за военными. К сожалению, в декрете не были отражены требования к организации обучения учащихся до 16 лет начальной военной подготовке. Удивительно, но это стало предметом обсуждения в педагогической печати: «Надо вооружить ребят умением чертить планы своей местности, быстро ориентироваться на местности, как можно лучше изучать свой край. Надо научить оказанию первой помощи раненым и отравленным, научить элементарным санитарным правилам… Надо продумать, что давать детям читать о войне»5.
Но уже в 1928 году в соответствии с Законом СССР об обязательной военной службе в школах 2-й ступени (2-я ступень — 4 года обучения (14—17 лет)) и в иных соответствовавших им учебных заведениях организовывалось военное обучение на сборах при учебных пунктах в районах места жительства допризывников6. Вопросы допризывной подготовки учащихся продолжали оставаться вне школьной программы.
В то время активизировалось оборонная работа различных общественных организаций. Так, например, комсомольским организациям на местах ставились задачи: по допризывной и вневойсковой работе; по военной пропаганде; по развитию стрелкового спорта; по работе среди девушек и пионеров7. Комсомольские организации в работе с пионерами должны были добиваться «у пролетарских детей выносливости, настойчивости, терпения, ловкости и других высоких физических и моральных качеств»8. А достижение этих результатов было возможно только через постоянную и тесную связь пионерских отрядов и красноармейских частей. В ходе этой работы рекомендовались экскурсии пионеров в военные лагеря и так называемые «смычки»9.
Передовой опыт военного обучения школьников (уроки военизации) нередко находил место в статьях центральной печати. Так, например, в статье «Школа военизируется» сообщалось о том, что «в ответ на вооружение империалистических держав» для всех юношей Московской школы переростков были введены уроки военизации с обязательным итоговым зачётом. В Дубоссарской школе-семилетке все ребята с пятого класса посещали уроки военизации. Кроме этого, учащиеся занимались в военных кружках под руководством красноармейцев10.
Разрабатывались и внедрялись различные педагогические формы и методы обучения школьной молодежи военному делу. Это предполагало, с одной стороны, привлечь учащихся к обучению, а с другой — улучшить и активизировать процесс подготовки.
Было издано учебное пособие Е. Черняка под редакцией Б. Кальпуса, в котором раскрывалась методика проведения военизированных упражнений и игр. «Метод игры и соревнования, — говорилось в нём, — единственный дающий возможность преподавать в интересной форме даже малоувлекательные для молодёжи знания»11.
Пособие было подготовлено для руководителей занятий с ребятами 14—16 лет и включало в себя три раздела. В первом — подобраны задания для выработки высоких личных качеств бойца. Приведённые в этой главе упражнения и игры направлены на развитие таких качеств, как память, слух, обоняние и осязание, сообразительность, глазомер, «прятанье, выслеживание, подкрадывание и т.д.». Вторая глава была направлена на обучение учащихся воинским специальностям — разведчика, связиста, санитара, а также совершению марша. В третьей главе раскрывались вопросы выживания, ориентирования на местности и инженерного дела12.
Следует отметить, что игры и соревнования, так называемые активные методы обучения, широко используются и в настоящее время при подготовке военнослужащих и воинских подразделений.
В 1930-е годы начинается постепенный отход от территориально-милицейского принципа строительства Красной армии, а это требует новых видов подготовки допризывной молодёжи. В 1932 году в помощь учителям, ученикам 10-летних школ и ребятам из кружков военных знаний выпускается пособие «Элементарный курс военных знаний»13. Данное издание является одним из первых печатных продуктов для НВП учащихся общеобразовательных школ. Материал «Элементарного курса…» раскрывает угрозы войны против СССР и задачи обороны. Важное место занимает параграф, посвящённый политической и идеологической подготовке к войне против СССР. «Особенность данного момента заключается в том, что всё более стирается грань между мирным положением и войной, вползание в войну без открытого объявления войны»14. Основной раздел посвящён строительству Вооружённых сил. Интересен материал о роли военной техники в СССР и странах капиталистического мира. Также рассматриваются вопросы противоздушной обороны тыла и стрелковой подготовки.
Предложенные в пособии материалы по стрелковой подготовке включали в себя вопросы баллистики, хранения оружия, материальной части винтовки Мосина. Ни в одном последующем издании по НВП огневая подготовка не была представлена так глубоко и профессионально. Уровень материала позволял новобранцу с первых дней службы в полной мере выполнять свои обязанности с оружием. Г.И. Овчинников, один из авторов пособия, занимал должность начальника военной подготовки учащихся гражданских учебных заведений Ленинградского военного округа. Не случайно материал для учебного издания отбирался исходя из задания Народного комиссариата по военным и морским делам.
Важным событием для начальной военной подготовки стало принятие Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 года15. В докладе наркома обороны СССР Маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова о проекте закона подчёркивалось: «Правильно поставленная начальная и допризывная подготовка сыграет для обороны нашей страны роль, значение которой трудно переоценить. Наши будущие воины получат возможность ознакомиться с боевыми традициями нашей Красной Армии и с основными началами воинской дисциплины. Подростки и юноши обучатся военному строю, стрелковому делу, будут знать правила противовоздушной и противохимической защиты и, главное, получат хорошую физическую тренировку и закалку»16.
В статье «О начальной и допризывной военной подготовке» закона говорится, что начальная военная подготовка учеников проводится во всех школах с 5 до 7 класса включительно. На неё в учебном плане школ отводятся по 2 часа в шестидневку. Допризывную военную подготовку проходят учащиеся трёх старших классов средней школы (8, 9 и 10 классы). На неё в средних школах или приравненных к ним учебных заведениях отводятся по 2 часа в шестидневку. Таким образом, полный курс по военному делу для учеников средних школ предполагал 408 часов. Начальная и допризывная военная подготовка в учебных заведениях согласно этому закону проводилась штатными военными руководителями. Общее руководство возлагалось на Народный комиссариат обороны.
Учебник по военной подготовке для учащихся 5—7 классов был издан уже в 1940 году под редакцией Управления укомплектования войск Генерального штаба Красной армии17. Он начинался разделом «Для чего нужна начальная военная подготовка».
Познавателен материал о строительстве Красной армии в 1920—1930 гг., опыте проведения боевых операций у оз. Хасан (1938 г.), в районе р. Халхин-Гол (1939 г.), и в войне и с белофиннами (Советско-финляндская война 1939—1940 гг.), причём разъяснение ведётся на схемах боевых действий, с рассказом о героизме советских солдат.
Надо отметить наглядность представленной информации — в учебнике имелось большое количество рисунков, схем и таблиц. Рисунки с фотографической точностью изображали военную технику, тактические приёмы боя и другой материал. В учебник по начальной военной подготовке были включены вопросы закаливания, личной гигиены, оказания первой помощи и физической культуры, причём последнее рассматривалось применительно к подготовке к военной службе. Много места отведено самостоятельной подготовке. Строевая подготовка включала как одиночную подготовку без оружия и с оружием, так и строевые приёмы в составе отделения. Интересная деталь: на рисунках было изображено выполнение строевых приёмов школьниками, а не военнослужащими. Глава «Стрелковая подготовка» давала основы знаний и навыков по вопросам баллистики, хранения и сбережения оружия (винтовка образца 1891/30 г.). Изображён порядок выполнения нормативов по неполной разборке и сборке винтовки. Это позволяло ученикам тренироваться самостоятельно. В этой главе также описаны тактико-технические характеристики различных гранат и их устройство. Глава «Топография» раскрывала способы ориентирования на местности и разъясняла порядок работы с картой. «И командиры, и бойцы должны уметь читать карту, т.е. хорошо понимать всё, что на ней изображено, и ясно представлять себе действительную местность….»18.
Название следующей главы — «ПВХО» необходимо объяснить. В 1934 году в СССР был введён комплекс нормативов «Готов к противовоздушной и противохимической обороне» (ПВХО). «Что значит быть готовым к ПВХО? Это значит заблаговременно научиться защищаться от воздушных нападений и усвоить правила противовоздушной и противохимической защиты так, чтобы быть в полной боевой готовности при первой угрозе с воздуха»19. Материал главы раскрывает действия школьников по различным сигналам, включая сигналы применения противником ОВ (отравляющих веществ), а также способы коллективной и индивидуальной защиты и действия при возникновении пожаров. Наличие большого количества иллюстраций позволяло ученикам самостоятельно изучать материал и практически отрабатывать полученные знания.
В соответствии с программой допризывной военной подготовки учащиеся 8—10 классов изучали:
— историю РККА и ВМФ;
— организацию и состав РККА и ВМФ;
— уставы РККА;
— стрелковую подготовку;
— строевую подготовку;
— военную топографию;
— противовоздушную и противохимическую защиту;
— военно-санитарное дело;
— тактическую подготовку.
Уроки по начальной военной подготовке в школах были только частью многогранной военно-массовой работы с допризывной молодёжью. В 1930-е годы в СССР развернулось широкое движение за обучение населения военному делу, в т.ч. и допризывной подготовке. Это было вызвано военными конфликтами СССР с Японией, Советско-финляндской войной и началом Второй мировой войны. В повседневную жизнь страны вошли как разовые оборонные мероприятия, так и программы, рассчитанные на длительный период.
Важную роль в изучении и пропаганде военной подготовки среди молодёжи играла советская печать. Так, например, газета «Комсомольская правда» регулярно показывала многообразие форм и способов оборонной работы среди учащихся и молодёжи, вскрывала имевшиеся недостатки и формировала у читателей понимание необходимости этой работы.
Одной из наиболее сложных форм обучения являлись военно-тактические игры, на которые привлекались как граждане, находившиеся в запасе, так и допризывная молодёжь, в т.ч. учащиеся школ20. В пионерских организациях школ проводились военные игры «На штурм», которые были тесно связаны со всесоюзными военно-физкультурными соревнованиями21.
В учебных заведениях создавались кружки по дополнительному изучению стрелкового оружия, виды которого не были включены в школьную программу начальной военной подготовки (пулемёты, снайперские винтовки и т.д.), выполнению нормативов по огневой подготовке и стрельбе22.
Проводились соревнования среди пионеров и школьников по санитарной подготовке, противоздушной обороне и стрельбе23.
Большой популярностью пользовались лекции на военные темы: «Артиллерия в современной войне», «Роль авиации в современной войне», «Профессия командира Красной Армии», «Обзор второй империалистической войны» и т.п. Лекторами выступали командиры и политработники Красной армии24.
Проводились общегородские военные игры, в которых участвовали звенья пионеров-отличников25.
В честь 23-й годовщины создания Красной армии были проведены Всесоюзные военно-физкультурные соревнования. Издательство ЦК ВЛКСМ для их участников выпустило специализированное пособие. Кроме этого, были подготовлены листовки на темы: «Организация и проведение пешего марша», «Учись ходить на лыжах по пересечённой местности» и др.26 О массовости этого военно-физкультурного мероприятия говорят цифры — 576 тыс. команд и около 3 млн участников27.
Организовывались и проводились Всесоюзные военно-физкультурные соревнования пионеров и школьников28.
В местностях, где было развито коневодство, из допризывников создавались отряды «Ворошиловский всадник». В них молодёжь обучали владению холодным оружием и основам кавалерийского боя29.
Многообразие видов допризывной военной подготовки молодёжи в 1930—1940-х годах позволяло включать в обучение большую часть учащихся различных учебных заведений. Но вместе с тем изучавшийся в школах предмет «Начальная военная подготовка» оставался главным звеном в системе подготовки допризывников и находился под контролем НКО СССР.
В январе 1941 года комиссией Генерального штаба было проверено состояние допризывной военной подготовки учащейся молодежи30. Она выявила многочисленные недостатки, особенно в школах. Основными из них являлись:
1. Начальная и допризывная подготовка с учениками 5—8 классов в школах не проводится;
2. В школах имеется некомплект около 50 проц. военных руководителей начальной военной подготовки;
3. «В 9—10 классах средних школ занятия по военной подготовке проводятся неудовлетворительно»31;
4. Недостаточная материальная обеспеченность учебного предмета. Например, для учебного процесса недостает 357 590 малокалиберных винтовок и т.д.
Для устранения недостатков и улучшения начальной военной подготовки в школах Наркомат обороны «…разработал и разослал на места программы, учебник начальной военной подготовки, учебные плакаты, разослал учебным заведениям 35 000 учебных винтовок, топографические карты и другие пособия»32. С военруками школ в областях были организованы командирские сборы, шёл отбор новых военных руководителей. Генеральный штаб считал, что с устранением вскрытых недостатков начальная и допризывная военная подготовка будет соответствовать требованиям, которые выдвигала уже начавшаяся мировая война. К сожалению, времени на исправление ошибок уже не оставалось.
Как показал опыт допризывной подготовки в 20—40-х годах прошлого века, только используя многообразие видов, форм и методов работы, можно добиться хороших результатов в подготовке молодёжи к военной службе.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ.
2 Декрет ВЦИК «Об обязательном обучении военному искусству». Принят на заседании Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Совета рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов 22 апреля 1918 г.
3 Большая советская энциклопедия (БСЭ). 1-е изд. Т. 62. М.: ОГИЗ, 1933. С. 455.
4 Декрет Центрального исполнительного комитета СССР, Совета народных комиссаров СССР от 8 августа 1923 г. «Об организации территориальных войсковых частей и проведении военной подготовки трудящихся».
5 Крупская Н.К. Школа и учитель перед лицом опасности войны // На путях к новой школе. 1927. № 7—8. С. 3—6.
6 Закон СССР от 8 августа 1928 г. «Об обязательной военной службе»; Постановление ЦИК СССР Совета народных комиссаров СССР от 8 августа 1928 г. «О введении в действие закона об обязательной военной службе».
7 Фрумин С. Подготовка комсомола к обороне. М.; Л.: Молодая гвардия, 1927—1932. С. 17, 21, 25, 28.
8 Там же. С. 18.
9 Там же. С. 28.
10 Пионерская правда. 1929. № 69(327). 15 июня.
11 Черняк Е. Военизированные упражнения и игры на местности / Под ред. Б. Кальпуса. М.; Л.: Государственное издательство. Отдел военной литературы, 1928. С. 9.
12 Там же.
13 Элементарный курс военных знаний: пособие для учащихся десятилетней школы, учительства и кружков военных знаний / Под ред. Г.И. Овчинникова. М.; Л.: Учпедгиз, 1932.
14 Там же. С. 22.
15 Закон СССР от 1 сентября 1939 г. «О всеобщей воинской обязанности» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1939. № 32.
16 О проекте закона «О всеобщей воинской обязанности». Доклад народного комиссара обороны СССР Маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова // Исторический журнал. 1939. № 9. C. 18.
17 Начальная военная подготовка: учебник по военной подготовке для для учащихся 5, 6, 7-х классов неполных средних и средних школ. М.: Военное издательство Народного комиссариата обороны Союза ССР, 1940.
18 Там же. С. 163.
19 Там же. С. 186.
20 Комсомольская правда. 1939. № 24(4207). 30 января.
21 Там же. 1941. № 3(4780). 4 января.
22 Там же. 1939. № 28(4211). 4 февраля.
23.Там же. № 75(4258). 2 апреля.
24 Там же. 1941. № 32(4818). 8 февраля.
25 Там же.
26 Там же. № 23(4809). 29 января.
27 Там же. № 27(4813). 2 февраля.
28 Там же. № 13(4799). 16 января.
29 Там же. № 6(4792). 8 января.
30 Ведомости Верховного Совета СССР. 1939. № 32 (Доклад начальника Генерального штаба Красной армии К.А. Мерецкова председателю Комитета обороны при СНК СССР К.Е. Ворошилову о состоянии допризывной военной подготовки учащейся молодёжи 24 января 1941 г.).
31 Там же. С. 5.
32 Там же. С. 6.