КОРОВИН Владимир Викторович — профессор кафедры конституционного права Юго-Западного государственного университета, доктор исторических наук, доцент (г. Курск. E-mail: Vlavikor@yandex.ru)
«Его Величество изволил повелеть, чтобы начальникам маневрирующих армий была предоставлена возможно большая свобода действий»
К 110-летию организации войсковых учений под Курском
В 2012 году исполняется 110 лет со времени проведения на территории Курской губернии больших военных манёвров, на которых присутствовал император Николай II. В манёврах участвовали войска Московского, Киевского, Одесского и Виленского военных округов общей численностью около 90 тыс. человек. О ходе и результатах этих крупнейших для начала ХХ века войсковых учений опубликовано немало материалов, подготовленных как очевидцами событий, так и военными специалистами и историками, однако вопросы многоплановой подготовительной работы по организации манёвров не нашли в них должного отражения. Предлагаемая вниманию читателей статья призвана в какой-то мере компенсировать этот пробел.
Большие военные манёвры под Курском, проведённые в августе 1902 года, должны были показать степень готовности войск Киевского, Одесского, Московского и Виленского военных округов как к обороне, так и к наступлению на широком фронте. Эти учения планировалось провести ещё в 1900 году, но они не состоялись. Можно предположить, что причиной тому стали события в Северо-Восточном Китае, отголоски которых давали о себе знать и в последующие годы. Так, во всеподданнейшем докладе по Военному министерству за 1902 год отмечалось: «Хотя деятельность Военного министерства в отчётном году и была менее напряжённой, чем в предшествующий год, вследствие окончания китайских смут, но всё же она осложнялась тем обстоятельством, что часть наших сил находится ещё на неприятельской территории и не может покинуть владений Китая, пока в Маньчжурии не водворится прочный порядок и спокойствие, которые гарантировали бы нам безопасность достройки [и] эксплуатации ВКЖД1, на сооружение которой вся Россия принесла так много жертв»2.
22 декабря 1901 года3 помощник начальника Главного штаба генерал-лейтенант Е.Е. Уссаковский направил начальнику штаба Киевского военного округа генерал-лейтенанту В.А. Сухомлинову предписание «О больших манёврах в 1902 году», в котором сообщал, что представленный Сухомлиновым проект манёвров в Курской губернии доложен военному министру4 и, несколько исправленный, представлен на утверждение императору. «Его Величество [рассмотрев проект] изволил повелеть, чтобы начальникам маневрирующих армий была предоставлена возможно большая свобода действий и чтобы их не связывали задачами на каждый день, дабы не уменьшить поучительности манёвров». Таким образом, было решено, что план, как бы хорош он не был, «должен служить лишь канвой для разработки соображений по устройству продовольствования войск на манёврах, отнюдь не определяя точно и неизменно действий маневрирующих сторон на каждый день»5.
В целом план манёвров 1902 года повторял то, что разрабатывалось двумя годами ранее: на Москву наступают Главная Западная и Южная армии, обороняются Главная Восточная и Московская армии6. Однако район действий был частично изменён. Теперь Западная армия, переправившись через Днепр на участке Орша — Речица, должна была наступать на Москву широким фронтом, а для обеспечения её правого фланга уступом вперёд наступать Южная армия, переправившаяся через Днепр у Киева. Ей была поставлена задача захватить Курск и, дождавшись подкреплений, развивать наступление на Москву.
Курск должна была оборонять Московская армия, причём с задачей отбросить противника к югу.
К началу манёвров Южная армия, двигаясь к Курску через Нежин — Белополье — Суджу, должна была достигнуть главными силами линии реки Реут на фронте сёл Колпаково — Самсоновка, а главные силы Московской армии занять линию Жердево — Полежаев — Рышково с целью раскрыть силы противника и затруднить ему переход через реку Сейм.
Начало манёвров намечалось на 29 августа. Их примерный ход определялся следующим образом. В первый день Южная армия, обнаружив наступление Московской армии, должна была остаться на р. Реут до подхода подкреплений. На случай отступления ей предстояло укрепить свои арьергардные позиции, при этом вся конница, кроме корпусной, высылалась вперёд для выяснения сил и направления движения противника. Московская армия, выслав для той же цели свою конницу, должна перейти через р. Сейм и достичь главными силами линии сел Малютино — Одоевка — хутор Черницынский — Николаевка. Допускалась возможность столкновения конницы и авангардных частей.
Во второй день Южной армии предстояло оборонять рубеж реки Реут и после боя отойти на линию сёл Бобрик — Дуров — Раково — Б.-Солдатское, где ждать подкрепления. На третий день планировалась днёвка. В четвёртый день Южная армия, перейдя в наступление, форсирует реку Реут на участке Благодатное — Косторное. Московская армия с боем отступает к реке Сейм на линию Никольское — Анахино. Пятый день: Южная армия продолжает наступление к Сейму на линию Сорокино — Анахино, Московская армия отходит с боем на правый берег Сейма и защищается за рекой. Шестой день: Московская армия обороняет укреплённую позицию у села Косторное. Южная армия форсирует р. Сейм и атакует противника на его позиции. Седьмой день — днёвка. Восьмой день: парад на высоте между сёлами Косторное и Моква (Соколья) в 6 верстах от окраины слободы Казацкая (предместье Курска)7. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 ВКЖД — Восточно-китайская железная дорога.
2 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 1. Оп. 2. Д. 77. Л. 2.
3 Все даты приводятся по старому стилю.
4 Военным министром в 1898—1904 гг. был генерал от инфантерии А.Н. Куропаткин.
5 РГВИА. Ф. 1759. Оп. 3. Д. 1014. Л. 3, 3 об.
6 В составе Южной армии предполагалось задействовать 79 пехотных батальонов, 40 кавалерийских эскадронов, 192 артиллерийских орудия; в составе Московской — 75 батальонов, 36 эскадронов и 168 орудий (РГВИА. Ф. 1759. Оп. 3. Д. 77. Л. 1 об., 25 об., 26).
7 РГВИА. Ф. 1759. Оп. 3. Д. 1014. Л. 243. Смотр войск по итогам манёвров состоялся 5 сентября 1902 г. Почётным гостем на нём был шах персидский Музаффар-Эддин.