О жизни и деятельности вице-адмирала Российского императорского флота князя Л.А. Ухтомского

image_print

С.Н. ТРЕТЬЯКОВА — «Все ваше время и все ваши средства должны принадлежать службе». О жизни и деятельности вице-адмирала Российского императорского флота князя Л.А. Ухтомского

S.N. TRETYAKOVA — «All your time and all your means should belong to the service». Life and deeds of Vice-Admiral of the Russian Imperial Navy Prince L.A. Ukhtomsky

Аннотация. На основе архивных данных, дневников и материалов официального характера показан жизненный путь князя Л.А. Ухтомского (1829—1909), вице-адмирала в отставке. Рассмотрено становление молодого морского офицера, которое пришлось на годы накануне и в ходе Крымской войны 1853—1886 гг., влияние на него П.С. Нахимова. Основное внимание уделено архангельскому периоду. Архангельский порт во второй половине XIX века лишили военного значения, но он по-прежнему был важен для экономического развития северного края. Отмечены усилия Ухтомского по организации гидрографических исследований в полярных морях. Длительное пребывание на должности командира Архангельского порта дало возможность Ухтомскому узнать и полюбить Русский Север. Выполнение прямых обязанностей он сочетал с общественной и литературной деятельностью, проявлял интерес к научным исследованиям, занимался благотворительностью.

Ключевые слова: Л.А. Ухтомский; Российский императорский флот; военно-морская служба; П.С. Нахимов; оборона Севастополя; Архангельск; Архангельский порт; Белое море; гидрографические исследования.

Summary. Based on archival data, diaries, and official materials, the paper shows the life journey of Prince L.A. Ukhtomsky (1829—1909), a retired vice-admiral. The author examines the development of the young naval officer, which took place on the eve and during the Crimean War of 1853—1886, as well as the influence of P.S. Nakhimov. The main attention is paid to the Arkhangelsk period. The port of Arkhangelsk lost its military significance in the second half of the 19th century, but was still important for the economic development of the northern region. Ukhtomsky’s efforts in organizing hydrographic research in the polar seas are noted. A long tenure as commander of the port of Arkhangelsk gave Ukhtomsky an opportunity to get to know and love the Russian North. He combined the performance of his direct duties with social and literary activities, was interested in scientific research and engaged in charity.

Keywords: L.A. Ukhtomsky; Russian Imperial Navy; naval service; P.S. Nakhimov; defense of Sevastopol; Arkhangelsk; Port of Arkhangelsk; White Sea; hydrographic research.

ИМЕНА И СУДЬБЫ

ТРЕТЬЯКОВА Светлана Николаевна — старший научный сотрудник Научно-исследовательского арктического центра МО РФ, кандидат исторических наук

«Всё ваше время и все ваши средства должны принадлежать службе»

О жизни и деятельности вице-адмирала Российского императорского флота князя Л.А. Ухтомского

Личность и деятельность вице-адмирала Л.А. Ухтомского, посвятившего военно-морской службе большую часть своей жизни, практически обойдены вниманием исследователей, за исключением нескольких небольших по объёму работ и справочных изданий1.

Леонид Алексеевич родился 3 октября* 1829 года в Вяземском уезде Смоленской губернии, хотя в большинстве публикаций ошибочно указаны дата: 30 октября, а место рождения — Юхновский уезд Смоленской губернии. Подтверждением служит свидетельство о рождении, которое было подано для поступления Леонида в Морской корпус, оформленное по метрическим книгам села Косткина Вяземского уезда. В нём указано, что 3 октября 1829 года в сельце Богдаников у майора князя Алексея Михайловича Ухтомского и его жены Екатерины Петровны родился сын Леонид, крещён 5 числа2. Легко предположить, что в результате чьей-то ошибки 3 октября со временем превратилось в 30-е число, но почему появился Юхновский уезд, непонятно.

Интересно, что сам Ухтомский днём своего рождения считал 2 октября, что отмечено в его дневниковых записях за 1851 год3. Эту же дату он указал в преддверии ухода на пенсию, на что последовал ответ из Главного морского штаба, что там имеются сведения о дне его рождения — 30 октября, однако он может уволиться 2 октября, если пожелает4. Но Ухтомский не стал ничего менять.

Семья принадлежала к старинному княжескому роду5. Его отец, Алексей Михайлович (1786—?), служил в Белорусском гусарском полку, в 20-х годах XIX века вышел в отставку. О деспотизме матери, которая была подвержена сумасшествию, мучила своё семейство и крестьян, Леонид не мог вспоминать без содрогания. Отец, наоборот, был добрым, благородным, мягким, но со своими недостатками. Слабость характера, страсть к картам, упущения в хозяйстве привели к расстройству дел6. Добавим, что у Леонида было 4 брата и 4 сестры, однако подробной информации о них нет, назовём только брата Эспера, который также стал военным моряком7.

В 1838 году отставной майор А.М. Ухтомский подал прошение императору Николаю I о приёме его сыновей Леонида и Эспера в Морской кадетский корпус. Значилось, что Леониду 9 лет, он обучен закону божьему, арифметике, умеет читать и писать по-русски, по-французски и по-немецки. 6-летний Эспер обучен российской грамоте8. К прошению были приложены свидетельства о рождении, справки о здоровье детей и наличии у них прививки от оспы, подтверждение их дворянского достоинства. Местом жительства отец указал Вяземский уезд Смоленской губернии, а также то, что он имел 70 душ крестьян. Однако в послужном списке Ухтомского значилось, что он из дворян Калужской губернии. Дело в том, что в 1859 году он вместе с отцом перешёл в калужское дворянство9.

В январе 1839 года сыновья князя А.М. Ухтомского были утверждены кандидатами на поступление в Морской кадетский корпус. В ответ на запрос от 17 июля того же года сообщалось, что Леонид и Эспер состояли по списку 361-м и 362-м соответственно10. Зачислен в Морской корпус Леонид был в 1842 году. По его окончании в 1847 году произведён в мичманы и назначен в 44-й флотский экипаж. Службу он начал на Чёрном море, на фрегате «Коварна». Суда Черноморского флота совершали практические плавания, а также несли боевую службу у Кавказского побережья, пресекая попытки турок и англичан подорвать позиции России на Кавказе и Чёрном море. Ухтомский принимал участие в этих ежегодных многомесячных плаваниях, о чём свидетельствуют записи в его послужном списке11.

В 1848 году отрядом судов командовал контр-адмирал П.С. Нахимов. Это были трудные плавания, но хорошая школа для флота. Как вспоминал Ухтомский, приходилось крейсировать12 у открытых кавказских берегов и «сторожить военных контрабандистов»13. В 1853 году он был произведён в лейтенанты.

Дневниковые записи свидетельствуют о становлении офицера, который не был удовлетворён собой и службой. Его тяготило однообразие жизни, не хватало свободы. Леонид был подвержен романтическим увлечениям, идиллическим мечтам о будущем, ему не чужды были мирские удовольствия. Служба молодому офицеру не нравилась, было даже желание выйти в отставку и уехать в имение. Однако, побывав дома в длительном отпуске, он передумал, боялся, что без дела опустится, что «праздная» деревенская жизнь убьёт его. Постепенно барин-философ превращался в служаку. Во время длительного крейсерства у него появилось желание описать плавание, чтобы дать представление о морской жизни, «где люди совершенно отделены от остального мира». Так началась литературная деятельность Ухтомского, возможно, это был способ самовыражения.

Несомненно, что серьёзное влияние на него оказал П.С. Нахимов, к которому Леонид Алексеевич испытывал глубочайшее уважение всю свою жизнь. Ухтомский вспоминал, что Павел Степанович был строг и взыскателен по службе. Во время адмиральского обеда или при других случаях Нахимов объяснял им, молодым офицерам, что требовательность и строгость на службе необходимы, что только так вырабатываются хорошие матросы, что праздность на судне недопустима. И матросы, и офицеры должны быть постоянно заняты, от праздности офицер будет пьянствовать, станет картёжником или развратником. Нахимов поучал, что «все ваше время и все ваши средства должны принадлежать службе», хвалил английских моряков, которые «занимаются своим делом», и ворчал на русских моряков, которые «выйдя из морского корпуса недоучками», морской службой совсем не занимаются, «зная все, кроме этой службы». В то же время флотоводец был очень добр и заботился об офицерах и матросах14. Ухтомский многое перенял у Нахимова в своём отношении к службе и к подчинённым.

Война окончательно расставила всё на свои места. В период осады Севастополя (13 сентября 1854 — 27 августа 1855 г.) лейтенант Ухтомский значительное время провёл на Малаховом кургане, среди его защитников, в составе 44-го флотского экипажа. 27 апреля 1855 года был назначен старшим адъютантом штаба командира Севастопольского порта. Должность командира порта и военного губернатора Севастополя в то время занимал адмирал П.С. Нахимов. 28 июня 1855 года адмирал был смертельно ранен на Малаховом кургане. Трудно сказать, был ли Ухтомский рядом с Нахимовым в тот момент, хотя и описал в дневнике это трагическое событие. Большую часть следующего дня (29 июня) он провёл у постели раненого. Адмирал скончался 30 июня. Его смерть стала несчастьем для всех. Записи в дневнике Ухтомского полны скорби, П.С. Нахимова он назвал «народным героем, первым после Суворова», величайшим из современников, который своей службой Отечеству заслужил всеобщую любовь и уважение15.

О себе на войне Ухтомский практически не пишет, он никогда не считал себя героем. Но место нахождения, Малахов курган, контузия в голову, а также многочисленные награды говорят сами за себя. 26 ноября 1854 года лейтенант Ухтомский был награждён орденом Св. Владимира 4 степени с бантом «за отличное мужество и храбрость, оказанную при бомбардировании г. Севастополя Англо-Французами»16. 2 июля 1855 года «за отличие оказанное при втором усиленном бомбардировании неприятелем Севастополя» старший адъютант командира Севастопольского порта Ухтомский был награждён золотой саблей с надписью «За храбрость»17. 16 января 1856 года офицер удостоился ордена Св. Станислава 2-й степени с мечами «за отличия при защите Севастополя»18. Кроме того, как и остальные защитники этого города, он получил годовой оклад жалованья, стал обладателем серебряной медали на Георгиевской ленте за защиту Севастополя и бронзовой медали в память войны 1853—1856 гг.

Несмотря на долгую последующую службу, имя Л.А. Ухтомского часто связывали именно с обороной Севастополя. Да и сам он считал, что всему хорошему в себе обязан Севастополю и своим сослуживцам, любил этот город своей молодости и хранил память о нём19.

После падения Севастополя центр черноморских сил переместился в Николаев. Была введена должность заведующего морской частью в Николаеве и Николаевского военного губернатора. Первым эту должность занял вице-адмирал Н.Ф. Метлин, активный участник Севастопольской обороны20. В то время Ухтомский совершил несколько служебных поездок на военные заводы, в разорённый Севастополь и другие крымские поселения, пока там ещё находились англичане и французы. В ноябре 1856 года его назначили старшим адъютантом штаба заведующего морской частью в Николаеве, в 1857 году — командиром яхты «Аю-даг», в 1858 году — командиром парохода «Ординарец».

В 1861 году Ухтомский был переведён на Балтику, где командовал винтовыми лодками «Лук» (1861) и «Секира» (1862), пароходами «Лоцман» (1863) и «Фонтанка» (1863), броненосной лодкой «Стрелец» (1863—1866)21. В 1862 году произведён в капитан-лейтенанты.

В 1866—1869 гг. капитан-лейтенант Ухтомский возглавлял Астрабадскую морскую станцию22. Условия службы на станции были нелёгкие. Позже Леонид Алексеевич вспоминал, что вследствие «многих лишений и недостатков», расстроив здоровье, должен был уехать оттуда. Когда он вновь оказался на Каспии в должности командира Бакинского порта, то принял меры, чтобы улучшить условия проживания постовой команды на станции и снабжение её пресной водой23. 16 апреля 1867 года Ухтомскому было объявлено монаршее благоволение за «благоразумные распоряжения по освобождению двух матросов, находившихся в плену у туркмен с 1859 года»24. В 1869 году он стал капитаном 2 ранга.

Военную службу князь Ухтомский успешно совмещал с литературной и исследовательской деятельностью. В течение двух десятилетий он был постоянным автором «Морского сборника» (неофициальной части), в основном печатал свои путевые наблюдения, сделанные в ходе служебных поездок. Поэтому помимо сведений географического и этнографического характера они в какой-то мере дают представление и о его службе25.

За изучение рек Дунай, Волга, юго-восточного побережья Каспия, а также Финляндии в 1870 году Ухтомский был выбран действительным членом Императорского Русского географического общества26. В том же году он вошёл в состав Мариинского комитета, созданного для обсуждения и проектирования мер к улучшению Мариинской водной системы.

Новый этап службы и жизни связан с назначением 12 апреля 1871 года капитана 2 ранга Л.А. Ухтомского командиром Архангельского порта. 1 января 1872 года он был произведён в капитаны 1 ранга. В 1875 году командир Архангельского порта стал и директором маяков и лоции Белого моря.

Ухтомский посетил Архангельск в первый раз в 1863 году. Впечатление от города у князя осталось приятное. По его словам, он увидел много нового и любопытного и был уверен, что, несмотря на суровый климат, северному краю предстоит блестящая будущность27. И вряд ли Леонид Алексеевич тогда мог предположить, что с Севером будет связана немалая часть его жизни.

Вступил в управление вверенным ему портом Л.А. Ухтомский 3 июля 1871 года. Задержка произошла в связи с его назначением в состав Комиссии для рассмотрения вопроса о развитии торгового мореплавания и морских промыслов на Белом море и в Ледовитом океане. Считая это назначение весьма важным для «лучшего уразумения» своей деятельности как командира порта, Ухтомский просил отсрочить его отправление в Архангельск28.

Когда Ухтомский был переведён на Север, Архангельский порт переживал не лучшие времена. В 1862 году были упразднены Соломбальское адмиралтейство и военный порт. Ещё в первый свой приезд он видел, как Соломбала (островная часть Архангельска. — Прим. авт.), где располагались адмиралтейство, военная гавань, морские казармы и другие здания морского ведомства, опустела, большая часть домов была необитаема29. По положению 1867 года Архангельский порт был отнесён к портам второго разряда (наряду со Свеаборгом, Ревелем, Баку и Николаевском-на-Амуре). Его лишили военного значения и ориентировали на обеспечение экономического развития края и безопасного мореплавания, основное — это обслуживание маяков и проведение гидрографических работ.

Для этого в распоряжении Ухтомского были деревянная винтовая шхуна «Полярная звезда» (1862 г. постройки), винтовая шхуна «Самоед» (1870) и винтовой железный баркас «Кузнечиха» (1871). В 1876 году шхуну «Самоед» заменила винтовая железная шхуна «Бакан» (1857). Командир порта сам каждый год выходил в море на одной из шхун для осмотра маяков.

Плавание в 1870 году по Ледовитому океану эскадры вице-адмирала К.Н. Посьета30 и активная позиция начальника Архангельской губернии Н.А. Качалова дали толчок к оживлению мореходства на Севере. Н.А. Качалов обратился в разные министерства с предложениями, среди которых — устройство новых маяков, улучшение лоцманской части, гидрографическая опись северных побережий; назначение по примеру Норвегии военного судна с мировым судьёй на борту для поддержания порядка на Мурмане; для развития северного мореплавания и торговли необходимо было создание порта на мурманском берегу31. Конечно, для реализации этого требовалось и время, и, в первую очередь, финансы.

В 1872 году на шхуне «Полярная звезда» под командованием Ухтомского в плавание вдоль Мурманского побережья отправилась комиссия, имевшая целью выбор удобного места для основания коммерческого порта на Мурмане. Комиссия состояла из представителей разных министерств, морское ведомство представлял сам Л.А. Ухтомский. Для будущего порта выбрали о. Кильдин, но порт так и не был построен. Это плавание носило служебный характер, но дало возможность Леониду Алексеевичу ознакомиться с жизнью края32.

Ещё осенью 1871 года Ухтомский разработал программу гидрографических работ на следующий год с участием портовых шхун, которая включала исследования Онежского залива, устья р. Печоры, Мурманского берега и частично опись Новой Земли. Но Морским министерством она не была принята. Гидрографический департамент Морского министерства, сознавая «необходимость производства правильной гидрографической описи Белого моря и северного нашего побережья», аргументировал, что сначала следует завершить гидрографические исследования в Каспийском, Чёрном и Балтийском морях33. Поэтому, как и прежде, ограничивались промерами судоходных устьев Северной Двины.

В 1880—1881 гг. Л. Ухтомский вновь вернулся к вопросу организации «более полного обследования полярных берегов и вод» и создания в Архангельске особой гидрографической экспедиции для исследования Белого моря, особенно Онежского залива, где была сосредоточена основная часть коммерческого флота. В записке он обратил внимание на неудовлетворительное состояние карт Белого моря, отметил несовершенство труда М.Ф. Рейнеке34, единственного к тому времени руководства для плавания в регионе. И считал необходимым сформировать хотя бы небольшую экспедицию, чтобы начать постепенное исправление карт Белого моря для обеспечения безопасного плавания, а Архангельский порт мог бы оказать содействие такой экспедиции, временно предоставив в её распоряжение одну из портовых шхун и некоторые инструменты. Он указывал на выгоды географического положения Белого моря (единственного открытого моря европейской части России, которое принадлежало всецело России) и не сомневался, что «Белое море, обширные берега Северного океана и Новой Земли должны ожидать в будущем серьезного значения в разных отношениях»35.

Усилия Ухтомского не пропали даром: в 1884 году Морское министерство признало своевременным приступить к систематическому исследованию Белого моря36. Были проведены подготовительные работы и в 1887 году сформирована Отдельная съёмка Белого моря.

Отметим заботу командира порта о местном Соломбальском морском собрании, его внимание к досугу офицеров, что было особенно важно в городе, удалённом от столиц. Ухтомский считал, что собрания должны иметь по преимуществу семейный характер, делал акцент на «приятном и полезном времяпрепровождении». Например, чтобы в собраниях устраивались чтения литературных произведений. Леонид Алексеевич поддержал проведение публичных научных лекций, когда в 1884 году проявили инициативу некоторые члены клуба. В письме председателю учёного отделения Морского технического комитета Ф.Ф. Веселаго37, который заинтересовался информацией об этих лекциях, он сообщил, что «столь необычное для Архангельска явление, как публичные чтения г.г. офицеров порта… побуждает желать их продолжения», и высказал мнение, что лекторы-офицеры могли бы проводить популярные чтения для нижних чинов флотской роты38.

Ухтомский активно занимался общественной деятельностью. Его имя неразрывно связано с созданием в 1872 году Архангельского окружного общества подания помощи при кораблекрушениях (с 1880 г. оно стало называться Обществом спасания на водах. — Прим. авт.), председателем которого он был все годы пребывания на посту командира порта. Для пропаганды «благородного дела спасения» проводились различные благотворительные мероприятия (спектакли, танцевальные вечера и маскарады, лотереи, катания на катке и с горок в зимнее время), которые устраивались, как правило, при Соломбальском морском собрании. Леонид Алексеевич не жалел личных средств, внеся в кассу общества 500 рублей в виде единовременного пожертвования (его содержание как командира порта составляло 4000 рублей в год), что давало право на ношение серебряного знака общества.

Он был членом местного отделения Общества для содействия русскому торговому мореходству, Архангельского губернского статистического комитета, местного Управления общества попечения о раненых и больных, Архангельского губернского комитета Общества попечения о тюрьмах и др. Благотворительность была неотъемлемой частью жизни Леонида Алексеевича.

Жизнь поморского населения, промыслы, природа нашли отражение в новых сочинениях Ухтомского. Наибольший интерес представляет книга о Новой Земле, на которой он смог побывать во время служебного плавания летом 1879 года39. Хотя произведение имеет подзаголовок «Этнографический этюд», но его содержание гораздо шире. Помимо рассказа о поморских промыслах и быте местных поселенцев — самоедов (ненцев) автор демонстрирует познания в геологии, метеорологии, зоологии и других научных областях.

Интерес к северной природе проявился в создании при управлении порта небольшого морского музея40, пополнение экспонатами которого происходило после служебных плаваний. Заметим, что в своё время капитан-лейтенант Л. Ухтомский участвовал в воссоздании центрального Морского музея в Петербурге41. С готовностью командир порта оказывал содействие научным экспедициям42. Приучал к этому и своих подчинённых. В инструкциях командирам шхун предписывалось «без ущерба прямому исполнению шхуной её назначения» собирать сведения о морских промыслах, производить наблюдения над течением моря, движением льдов, состоянием температуры воды и т.п.

В мае 1885 года контр-адмирал Ухтомский (это звание он получил в 1883 г.) был назначен командиром Бакинского порта, в 1886 году — одновременно и директором маяков и лоции Каспийского моря. Перевод на новое (и последнее) место службы, вероятно, был связан с изменением в управлении морским ведомством.

Особое совещание 1881 года пришло к мнению, что в обозримой перспективе вряд ли будет необходимость держать на Севере значительные силы флота на постоянной или временной основе43. Как результат, по положению 1885 года в Архангельске осталась только дирекция маяков и лоции Белого моря44. В 1887 году была расформирована архангельская флотская рота, шхуна «Полярная звезда» списана, а для «случайных надобностей» оставлена шхуна «Бакан». Как видим, военно-морское присутствие России на Севере продолжало сокращаться.

Так сложилось, что Леонид Алексеевич Ухтомский стал фактически последним командиром Архангельского порта45. 14 лет он занимал эту должность. По его словам, такое долгое пребывание на Севере сроднило его с людьми Севера и его природой46. На наш взгляд, размеренная жизнь в северной провинции, где морская служба тесно переплетена с жизнью поморского населения, очень подходила Ухтомскому.

В 1889 году Л.А. Ухтомский в связи с достижением 60-летнего возраста согласно Положению о морском цензе вышел в отставку в звании вице-адмирала с правом ношения военной формы и назначением ему пенсии. К этому времени его стаж насчитывал 44 года действительной службы без учёта военного времени. За свою усердную службу Отечеству он был не раз отмечен, помимо наград за защиту Севастополя — орденами Св. Владимира 3-й степени, Св. Анны 2-й степени с короною, Св. Анны 1-й степени, Св. Станислава 2-й степени с короною, Св. Станислава 1-й степени, а также иностранными — персидскими орденами Льва и Солнца 2-й степени со звездою и Льва и Солнца 1-й степени, шведским Командорским крестом 2 класса ордена Св. Олафа.

После выхода в отставку какое-то время Ухтомский проживал в Николаеве, затем поселился в Смоленске. Тогда он и познакомился с Александром Владимировичем Жиркевичем47, приехавшим в Смоленск на службу в 1903 году. Он подружился с его радушной семьёй, часто бывал у него дома. Особенно Жиркевич ценил душевные качества Ухтомского, сохранившего до конца жизни «свежесть души, ясность ума, теплую веру в Бога. Безукоризненно-честный, идеально-благородный, скромный до детской застенчивости, всегда готовый помочь ближнему, рыцарь данного слова…». В «смутное время» революционных потрясений вице-адмирал в отставке князь Ухтомский был в представлении Жиркевича олицетворением славного прошлого русского флота, в котором можно почерпнуть «терпение, веру и надежды на будущее»48.

Леонид Алексеевич был женат три раза. Первая жена Екатерина Павловна Соломирская (1839—1858) умерла после родов, второй была Елена Михайловна Ралли (1850—1883). В июле 1883 года он вступил в брак с Елизаветой Модестовной Кониар, дочерью бывшего архангельского губернатора М.М. Кониара. По словам Жиркевича, в живых у него остались дочь от второго брака, сын и две дочери от третьего. Видимо, речь шла о дочери Елене (1871 г. рождения), сыне Владимире (1888 г.), дочерях Тамаре (1890 г.) и Марии (1893 г.).

Леонид Алексеевич Ухтомский скончался 29 ноября 1909 года в возрасте 80 лет. Тело было предано земле с воинскими почестями на Тихвинском кладбище49.

Данью памяти Л.А. Ухтомского можно считать публикацию его записок в журнале «Русская старина», осуществлённую А.В. Жиркевичем, которому князь подарил уцелевшую часть своего архива (дневники молодости). Не все тетрадки сохранились, не всё Жиркевичем было напечатано. По словам Ухтомского, свои севастопольские дневники он отправил в редакцию «Морского сборника», где они пропали. Мемуары о Черноморском флоте, Севастополе и Нахимове, подготовленные им в 1902 году к 100-летию со дня рождения адмирала, тогда также не были напечатаны, остались черновики50. Вероятно, рукопись именно этих воспоминаний хранится в РГА ВМФ51, т.к. в основном совпадает с текстом, опубликованным в «Русской старине». Частично его воспоминания приведены в сборнике, посвящённом прославленному адмиралу52.

В заключение хочется сказать: военно-морская карьера князя Леонида Алексеевича Ухтомского включала длительные морские плавания, боевой опыт Крымской войны, командование кораблями, административную работу. Не все эпизоды его богатой и долгой служебной биографии известны подробно. Отметим не только добросовестное отношение к выполнению своих прямых обязанностей, но и его заботу о подчинённых, неравнодушное отношение к жизни местного населения. Он был моряком, исследователем, литератором, общественным деятелем. Служба Отечеству во всех её проявлениях стала основой его жизни.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Общий морской список. Ч. XII. Царствование Николая I. Т — Ю. СПб., 1900. С. 135—137; Рерберг П.Ф. «Севастопольцы»: участники 11-ти месячной обороны Севастополя в 1854—1855 годах в 3 т. Т. 1. СПб., 1903. С. 33; Старший адъютант штаба П.С. Нахимова князь Л.А. Ухтомский // Смоляне в истории российского флота. Смоленск, 2000. С. 97—99; Манвелов Н. Последние командиры Архангельского военного порта // Архангельская старина. 2013. № 2. С. 47, 48; Манвелов Н.В., Гостев И.М. Архангельск в судьбах офицеров и адмиралов Российского императорского флота 1850—1917: биографический справочник. Архангельск: [б.и.], 2020. С. 424, 425.

2 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 432. Оп. 5. Д. 4142. Л. 8.

3 Из архива князя Л.А. Ухтомского. Сооб. А.В. Жиркевич // Русская старина. 1911. Т. 146. Кн. 4. С. 109.

4 РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 4686. Л. 41, 45—47.

5 Князья Ухтомские были представителями старинного княжеского рода, происходившего от Рюриковичей, являлись младшей ветвью удельных князей белозерских, родоначальник которых князь Иван Иванович в XV в. получил в удел Ухтомскую волость на р. Ухтоме. После утраты удела относились к кругу средних служилых землевладельцев. См.: Генеограф (http://rurik.hostenko.com/2019/12/06/uhtomski).

6 Из архива князя Л.А. Ухтомского. Т. 147. Кн. 9. С. 403—405.

7 Ухтомский Эспер Алексеевич (1834—1885) — морской офицер, участник обороны Севастополя, адъютант генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича, помощник морского агента в Австрии и Италии, капитан 1 ранга (1870).

8 РГА ВМФ. Ф. 432. Оп. 5. Д. 4142. Л. 1.

9 Калужская губерния. Список дворян, внесенных в дворянскую родословную книгу по 1-е Октября 1908 г. Калуга, 1908. С. 176.

10 РГА ВМФ. Ф. 432. Оп. 6. Д. 30. Л. 31.

11 Государственный архив Архангельской области (ГА АО). Ф. 12. Оп. 2. Д. 509. Л. 10, 10 об. (Послужной список капитана 1 ранга князя Ухтомского. Копия).

12 Крейсерство (крейсирование) — морское плавание отдельного судна или эскадры в определённом районе с целью разведки, охраны берегов или коммуникаций, нападения на неприятельские суда и т.п.

13 Из архива князя Л.А. Ухтомского. Т. 148. Кн. 10. С. 168.

14 Там же. С. 171—174; Кн. 11. С. 354, 355.

15 П.С. Нахимов. Документы и материалы. Т. 2. СПб.: Петербургский институт печати, 2003. С. 236, 237.

16 РГА ВМФ. Ф. 19. Оп. 4. Д. 108. Л. 114. По указу Александра II от 5 августа 1855 г. ко всем орденам, «жалуемым за военные подвиги противу неприятеля» были присоединены мечи. Всем кавалерам, получившим ордена за военные подвиги ранее, предоставлялось право присоединить к имевшимся у них орденам мечи.

17 Морской сборник. 1855. № 7. С. IX.

18 Там же. 1856. № 3. С. CLII.

19 Из архива князя Л.А. Ухтомского. Т. 148. Кн. 10. С. 160.

20 Коваленко В.В. От Парижского трактата до Лондонской конвенции: Черноморская флотилия в 1856—1870 годах // Парадигмы исторического и общественного развития. Вып. 10. 2018. С. 32.

21 ГА АО. Ф. 12. Оп. 2. Д. 509. Л. 4 об.—5 об.

22 Астрабадская морская станция находилась на территории Персии, на о. Ашур-Ада в Астрабадском заливе Каспийского моря, основана в 1842 г. в соответствии с Туркманчайским договором 1828 г. Станция осуществляла охрану русских торговых морских коммуникаций в южной части Каспия.

23 РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 4686. Л. 41—42.

24 Морской сборник. 1867. № 5. С. 4.

25 Переход на купеческом бриге (извлечено из записок Л-та К.Л.У.) // Морской сборник. 1854. № 9. С. 77—90; Ухтомский Л. Несколько дней на заводах г. Мальцова // Там же. 1857. № 12. С. 275—285; он же. Очерки Дуная // Там же. 1861. № 6. С. 341—383; № 7. С. 123—157; он же. Саймонский пролив и озеро Сайло (из практического плавания в финляндских шхерах в навигацию 1861 г.) // Там же. 1862. № 7. С. 92—108; он же. От Петербурга до Астрахани (из дневника в навигацию 1862 г.) // Там же. 1863. № 8. С. 361—428; № 9. С. 35—100; он же. Поездка речным путем от Петербурга до Архангельска в навигацию 1863 г. // Там же. 1865. № 7. С. 1—18; № 8. С. 161—184; он же. Устья р. Волги и Каспийское море // Там же. 1870. № 6. С. 41—94.

26 Известия Императорского Русского Географического общества. Т. 6. СПб., 1870. С. 116.

27 Ухтомский Л. Поездка речным путем от Петербурга до Архангельска в навигацию 1863 г. // Морской сборник. 1865. № 8. С. 183.

28 РГА ВМФ. Ф. 283. Оп. 2. Д. 4375. Л. 12, 12 об., 47.

29 Ухтомский Л. Поездка речным путем от Петербурга до Архангельска в навигацию 1863 г. // Морской сборник. 1865. № 8. С. 177.

30 Рапорт генерал-адъютанта, вице-адмирала Посьета Его Императорскому Высочеству Генерал-Адмиралу // Морской сборник. 1871. № 2. С. 1—29; См.: Шрадер Т.А. Северный поход 1870 г. и его значение для Севера России // Санкт-Петербург и страны Северной Европы: материалы VI научной конференции. СПб.: РХГИ, 2005. С. 114—125.

31 ГА АО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 1235. Л. 7—18 об.

32 Ухтомский Л. Путевые заметки при обзоре состояния мурманских рыболовных промыслов // Морской сборник. 1874. № 8. С. 113—124; № 9. С. 82—121.

33 РГА ВМФ. Ф. 402. Оп. 2. Д. 2963. Л. 43.

34 Рейнеке Михаил Францевич (1801—1859) — известный учёный-гидрограф, вице-адмирал. В 1826 г. в чине лейтенанта возглавил экспедицию по описи Лапландского берега (Кольский полуостров), в 1827—1832 гг. был руководителем Беломорской экспедиции. Автор «Атласа Белого моря и Лапландского берега» (1833) и «Гидрографического описания Северного берега России» в 2 т.: «Лапландский берег» (1843) и «Белое море» (1850).

35 РГА ВМФ. Ф. 402. Оп. 2. Д. 3517. Л. 10—18 об.

36 Краткий исторический очерк гидрографии русских морей. Ледовитый океан. Белое море. СПб., 1896. С. 71.

37 Веселаго Феодосий Фёдорович (1817—1895) — историк Военно-морского флота, генерал корпуса флотских штурманов. В 1881 г. назначен директором Гидрографического департамента Морского министерства. Одновременно стал председателем учёного отделения Морского технического комитета и Комитета морских учебных заведений.

38 РГА ВМФ. Ф. 910. Оп. 1. Д. 71. Л. 3, 3 об.

39 Ухтомский Л. Новая Земля: этнографический этюд. СПб., 1883. 109 с.

40 ГА АО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 2734. Л. 1.

41 Огородников С.Ф. Модель-камера, впоследствии Морской музей имени Петра Великого: исторический очерк 1709—1909. СПб., 1909. С. 43.

42 Подробнее см.: Третьякова С.Н. Архангельский период князя Л.А. Ухтомского // Труды Архангельского центра Русского географического общества: сборник научных статей. Вып. 9. Архангельск: Кира, 2021. С. 271—277.

43 Монаков М.С., Родионов Б.И. История российского флота в свете мировой политики и экономики. X—XIX вв. М.: Кучково поле, 2006. С. 694.

44 Положение об управлении морским ведомством. 3 июня 1885 г. // ПСЗ РИ. Собрание III. Т. V. Ст. 3023.

45 В 1904 г. в Архангельске был восстановлен торговый порт, а с началом Первой мировой войны и военный порт.

46 Из архива князя Л.А. Ухтомского. Т. 145. Кн. 3. С. 584.

47 Жиркевич Александр Владимирович (1857—1927) — военный юрист и литератор, коллекционер и общественный деятель. См.: Наследие А.В. Жиркевича (http://nasledie-zhirkevich.ru).

48 См.: Из архива князя Л.А. Ухтомского. Т. 145. Кн. 1. С. 198—202; 1912. Т. 149. С. 370, 371.

49 Кн. Л.А. Ухтомский // Смоленский вестник. 1909. 3 декабря. № 267. С. 2.

50 Из архива князя Л.А. Ухтомского. Т. 145. Кн. 3. С. 580; Т. 148. Кн. 10. С. 159, 160.

51 РГА ВМФ. Ф. 315. Оп. 1. Д. 1875 (Воспоминания Ухтомского о П.С. Нахимове). Добавим, что в Российском государственном военно-историческом архиве также есть фонд Л.А. Ухтомского (Ф. 174).

52 П.С. Нахимов. Документы и материалы. Т. 2. С. 233—237, 298—306.

* Все даты приводятся по старому стилю.