Военные поставки из США в Россию в Первую мировую войну.

image_print

Аннотация. В статье представлена история обеспечения военных поставок из США в Россию в годы Первой мировой войны. Рассматривается участие правительственных ведомств, общественных организаций и военных структур в создании и работе Русского заготовительного комитета в Америке.

Summary. The article presents the history of providing military supplies from the United States to Russia during the First World War. The participation of government departments, public organisations and military structures in the creation and work of the Russian Procurement Committee in America is considered.

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

МАНУХИН Алексей Анатольевич — старший научный сотрудник Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН, кандидат исторических наук

(Москва. E-mail: warcraftdouble@yandex.ru).

 

ВОЕННЫЕ ПОСТАВКИ ИЗ США В РОССИЮ В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ

Деятельность Русского заготовительного комитета

 

Первая мировая война потребовала от государств-участников беспрецедентных усилий по организации национальных экономик во имя победы. В свете столетия русской революции 1917 года интересно обратиться к такому сюжету, как снабжение русской армии из-за рубежа. При обеспечении этих поставок правительство столкнулось с многочисленными трудностями. Существенная доля вооружений, боеприпасов, металлов и химических веществ, машин и оборудования поступала из США. Значительную роль играл образованный в разгар войны Русский заготовительный комитет в Америке.

Для отечественной историографии вопрос о российско-американских торговых отношениях в целом и военных поставках в частности не является новым. Наиболее подробно эти темы исследованы в монографии В.В. Лебедева1. Особенности межсоюзнической дипломатии применительно к закупкам России рассмотрены А.В. Игнатьевым2. Влияние Февральской революции и её последствий на формы и масштабы поставок из США в Россию затронуты в фундаментальной работе С.В. Листикова3. В последние годы стало уделяться внимание региональному и локальному «измерениям» российско-американского экономического сотрудничества в переломный период между Первой мировой и Гражданской войнами4. В данной статье акцент сделан на внутренней работе российского посольства в США, соответствующих отделов Военного министерства и Генерального штаба, а также на эволюции рутинных, но важнейших по своему влиянию задач по бесперебойным поставкам, с которыми сталкивались непосредственные исполнители.

Военное министерство Российской империи подходило к обеспечению занятости военных производств не вполне рационально: накануне войны регулярно имели место случаи консервации предприятий, если запасы вооружения и боеприпасов были доведены до установленных мобилизационных норм. Ряд крупнейших казённых военных предприятий страны простаивали без заказов5. После 1910 года обеспечение армии вооружением входило в ведение Главного артиллерийского управления Генерального штаба (ГАУ ГШ). ГАУ заведовало вопросами теории, практики и боевого применения артиллерии и стрелкового оружия, организовывало проведение опытов с новыми образцами, оценивало военно-технические изобретения6. При таком положении, когда за различные образцы вооружений и их внедрение отвечало управление одного рода войск, возникали неизбежные ошибки.

Российское правительство долгое время не осознавало насущной потребности в создании резерва инженеров и квалифицированных рабочих, которые могли бы в короткие сроки увеличить выпуск оружия, боеприпасов, оборудования и других вспомогательных материалов. Как отмечают современные исследователи, Россия не была исключением в проблемах военного снабжения ведущих мировых держав. Но Франция, к примеру, за счёт быстрого строительства новых государственных предприятий и переоснащения уже имевшихся сумела преодолеть «снарядный голод» к концу 1915 года, российское же правительство, напротив, в 1914—1915 гг. сопротивлялось предложениям ГАУ и военного министра В.А. Сухомлинова об особом положении государственной военной промышленности7. Целый ряд «особых совещаний» только усложнили структуру органов исполнительной власти и мало помогли решению продовольственного, топливного, транспортного кризисов8.

Средством финансового обеспечения русских заказов стал золотой запас страны, который с начала 1915 года передавался на хранение в Банк Англии, что во многом объяснялось скудостью английских золотых запасов9. В сентябре 1914 года по инициативе английского министра иностранных дел лорда Э. Грэя был создан Англо-русский комитет, отвечавший за все русские заказы. Он зависел от Международной комиссии снабжения и специального комитета при военном министерстве. Его глава, военный министр лорд Г. Китченер, выступил с инициативой размещать русские военные заказы в Америке10. Связь с комитетом со стороны России осуществлял генерал-майор Э.К. Гермониус. При этом английское правительство могло аннулировать любой иностранный заказ, если предусмотренные в нём материалы были ему необходимы для своих военных нужд11.

В период с начала войны и до конца 1915 года большую часть своих военных заказов за рубежом Россия делала не напрямую. Министр финансов П.Л. Барк в январе 1915 года отмечал, что Россия вынуждена идти на передачу части своего золотого запаса под контроль союзников именно по этой причине12. По соглашению 23 января 1915 года Англия становилась равным с Францией заимодавцем России. За год после этого было получено 90 млн фунтов стерлингов (850 млн рублей). В целях уменьшения опеки англичан через год комитет был преобразован в Русский правительственный комитет (РУССКО), который, однако, далеко не полностью смог добиться поставленной цели. Его канцелярия составила список из 2854 предложений от американских фирм, поступивших в адрес российского посольства в Вашингтоне13.

По дополнительному соглашению от 17 сентября 1915 года Англия выдала России в пять раз больше кредитов, чем Франция. Ежемесячно помощь составляла 25 млн фунтов стерлингов. «Специальный кредит» в 200 млн фунтов стерлингов был предназначен для эмиссии бумажных денег Государственным банком. Царское же правительство снабжало Англию золотом на сумму в 40 млн фунтов стерлингов, чтобы ей было чем оплачивать заказы в США14. По финансовому соглашению Англии с Россией в октябре 1916 года было оговорено, что в США может расходоваться не свыше ½ английских кредитов15.

До Первой мировой войны российско-американские экономические отношения были незначительными, хотя американские добывающие фирмы уже на рубеже XIX—XX вв. начали проникновение на русский Дальний Восток и в Сибирь, вступали в конкуренцию с российским интересами в Маньчжурии. В 1913 году в Москве была открыта Русско-американская торговая палата во главе с Н.И. Гучковым. После начала войны американский бизнес увидел перед собой перспективу занять на российском рынке нишу, принадлежавшую Германии16. В 1914 году импорт России из США не превышал 80,2 млн рублей, но в дальнейшем произошёл резкий рост: в 1915 — 258,7, в 1916 — 422,4, в 1917 году — 486,3 млн рублей. При этом русский экспорт в США во время войны постоянно сокращался: если в 1914 году он составлял 8,8, то в 1915 — 3,8, в 1916 — 1,4 млн рублей17. Односторонний характер торговых отношений задолго до вступления США в войну ставил Россию в положение неравноправного партнёра.

Национальная ассоциация промышленников США выступила с инициативой распределять все поступавшие русские заказы между своими предприятиями. Агент русского Министерства торговли и промышленности в США К.Ю. Медзыховский получал многочисленные предложения американских фирм. Предпринимательские сообщества обеих стран желали бы восстановить торговый договор, денонсированный в 1911 году из-за кампании в конгрессе и прессе, вызванной запретом непризнания Россией американских паспортов бывших российских подданных еврейского происхождения, желавших приехать в неё для ведения бизнеса18.

В силу ограниченности возможностей США как нейтрального государства Белый дом, а тем более конгресс не спешили форсировать финансово-экономическое сближение с Антантой. Администрация президента-демократа В. Вильсона подчёркивала, что не может способствовать кредитованию воюющих сторон19. Большую тревогу союзников вызывали дебаты в конгрессе, где в обеих ведущих политических партиях существовали влиятельные изоляционистские группировки, настаивавшие на запрете любых военных поставок странам — участницам войны. Государственный департамент заверял русское посольство, что предложения изоляционистов не пройдут20.

В общем объёме американского внешнего финансирования доля России оставалась невелика: около ⅛ всех займов и кредитов. В правительственных верхах муссировались слухи о «скрытом германофильстве» Вашингтона и желании нажиться на войне21. Представители же русского торгово-промышленного капитала видели в экспансии американцев в России положительное явление, в т.ч. и для того, чтобы не допустить возвращения Германией утраченных позиций после завершения войны22. Помимо непосредственной экономической выгоды от контрактов с американцами свою роль играли и соображения идейно-политического характера. Значительная часть либеральных политических сил России воспринимала сотрудничество с ними как возможность «обновления нашей внутренней жизни»23.

С целью закрепления наметившейся тенденции к сближению в феврале 1915 года в Петрограде было основано Общество для развития взаимных дружественных отношений между США и Россией, в которое вошли бизнесмены обеих стран. Его председателем стал бывший посол России в США барон Р.Р. Розен24. В октябре 1915 года член Центрального военно-промышленного комитета (ЦВПК), профессор-гидравлик Б.А. Бахметев писал его председателю А.И. Гучкову, что создание условий для проникновения в Россию американского капитала особенно выгодно, так как «из всех иностранных капиталов американский — единственный, который не ищет и никогда не будет искать и иметь политических интересов в России»25.

Организация поставок из Америки представляла собой непростую задачу. Промышленность США в довоенный период развивалась без регулярных научно-технических контактов с Европой, производство многих видов продукции, необходимых для войны, вообще делало первые шаги. У американских компаний отсутствовали устоявшиеся стандарты приёмки продукции. Русский посол Ю.П. Бахметьев писал 12 сентября 1914 года о том, что «создание здесь комитета подобно тому, как в Англии, невозможно, во-первых, потому что здесь нельзя найти русских экспертов, а во-вторых, потому что в силу нейтралитета Северо-Американских Соединённых Штатов едва ли было бы возможно официально привлечь американцев»26. В силу этого 3 октября 1914 года была создана Особая комиссия по военным заказам, которая должна была действовать в течение четырёх месяцев. Ответственными за её работу стали заместитель военного министра генерал-лейтенант А.С. Лукомский, в дальнейшем генерал-квартирмейстер Главного управления Генерального штаба, и исполняющий обязанности начальника Генерального штаба генерал-лейтенант М.А. Беляев. Координация работы комиссии в США лежала на посольстве в Вашингтоне27.

Россия располагала ограниченным количеством кадров, владевших английским языком, способных осуществлять закупочную и оценочную работу в США. Американский рынок в начале войны был наводнён спекулянтами и откровенными аферистами. 24 сентября 1914 года Бахметьев сообщал: «Я считал бы необходимым, чтобы посольство было в каждом отдельном случае извещено о частных агентах или посредниках, имеющихся от наших ведомств, для ограждения наших интересов от различных самозванцев и аферистов, компрометирующих наше дело перед поставщиками»28. Частные посредники, на которых с начала войны были возложены функции по закупке вооружений, боеприпасов, снаряжения и сырья, создавали трудности в работе английских уполномоченных по поставкам для Антанты, что нарушало работу Англо-русского комитета29. Особенно неблагоприятным с точки зрения перспективы поставок было влияние спекуляции в повышении цен на военные материалы на американском рынке30. Посольство настаивало на резком ограничении количества фирм, с которыми следовало вести дела31. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лебедев В.В. Русско-американские экономические отношения (1900—1917 гг.). М., 1964.

2 Игнатьев А.В. Русско-английские отношения накануне Октябрьской революции. М., 1966; он же. Внешняя политика Временного правительства. М., 1974.

3 Листиков С.В. США и революционная Россия в 1917 году: к вопросу об альтернативах американской политики от Февраля к Октябрю. М., 2006.

4 Рогачёв И.В. Архангельский Север в отношениях России и США в годы Первой мировой войны, 1914—1918 гг. Архангельск, 2015.

5 Сидоров А.Л. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны. М., 1973. С. 11, 12.

6 Маниковский А.А. Боевое снабжение русской армии в мировую войну. 3-е изд. М., 1937. С. 11.

7 Айрапетов О.Р. Участие Российской империи в Первой мировой войне в 4 т. Т. 2: 1915. Апогей. М., 2014. С. 282.

8 Первая мировая война и судьбы европейской цивилизации. М., 2014. С. 224.

9 Беляев С.Г. Переговоры министра финансов П.Л. Барка в Париже и Лондоне в 1915—1916 гг. (по материалам французских архивов) // Россия и Первая мировая война (материалы международного научного коллоквиума). СПб., 1999. С. 501.

10 Игнатьев А.В. Указ. соч. С. 74.

11 Виноградов В.В. Англо-русское военно-экономическое сотрудничество в начале Первой мировой войны (1914—1915 гг.) // Гуманитарный вектор. 2010. № 3(23). С. 31.

12 Будницкий О.В. Деньги русской эмиграции: колчаковское золото, 1918—1957 гг. М., 2008. С. 20, 21.

13 Лебедев В.В. Указ. соч. С. 159.

14 Игнатьев А.В. Указ. соч. С. 62, 63.

15 Там же. С. 76.

16 Ганелин Р.Ш. Россия и США, 1914—1917 гг.: очерки истории российско-американских отношений. Л., 1969. С. 10, 11.

17 Там же. С. 241—243.

18 Россия и США: дипломатические отношения, 1900—1917. М., 1999. С. 588, 589.

19 Papers relating to the Foreign Relations of the United States (FRUS). The Lansing Papers, 1914—1920 in 2 vols. Vol. 1. Wash. (D.C.), 1939. P. 134.

20 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 2000: Канцелярия Главного управления Генерального штаба (ГУГШ). Оп. 1. Д. 4458. Л. 44.

21 Козенко Б.Д. Несостоявшееся сближение: США и Россия в 1914—1917 гг. // Первая мировая война: пролог ХХ века. М., 1998. С. 143.

22 Ганелин Р.Ш. Указ. соч. С. 24, 25.

23 Дякин В.С. Русская буржуазия и царизм: 1914—1917 гг. Л., 1967. С. 51, 52.

24 Zhuravleva V.I. Russian Studies in the United States and Amerikanistika in the Russian Empire: Imagination and Study of the Other in the Context of Peace and the World War// Russian/Soviet Studies in the United States, Amerikanistika in Russia. Mutual Representations in Academic Projects. Lanham, 2016. P. 47.

25 Лебедев В.В. Указ. соч. С. 272, 273.

26 РГВИА. Ф. 2000. Оп. 1. Д. 4470. Л. 1.

27 Там же. Л. 13.

28 Там же. Д. 4458. Л. 21.

29 Там же. Л. 22.

30 Там же. Д. 4470. Л. 32.

31 Там же. Л. 20.