Аннотация. В статье рассказывается о вкладе представителей флотской общественности в развитие судомоделизма и формирование коллекции моделей кораблей Центрального военно-морского музея. Уделено внимание предпосылкам развития судомоделизма среди моряков. Названы имена и работы некоторых наиболее ярких авторов-судомоделистов, сыгравших ведущую роль в истории отечественного судомоделизма.
Summary. The paper speaks of the contribution of naval community members to the development of ship modeling and formation of the ship models collection at the Central Navy Museum. It focuses on the prerequisites of ship modeling development among seamen. It mentions the names and works of the more outstanding makers of ship models who played a leading role in the history of domestic ship modeling.
ИЗ ФОНДОВ ВОЕННЫХ АРХИВОВ И МУЗЕЕВ
ОВСЯННИКОВА Евгения Владимировна — научный сотрудник музейного отдела (фондов) Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого
(Санкт-Петербург. E-mail: navalmuseum_dm@mil.ru).
«ПОЛЕЗНЫМ ДЛЯ НАШЕЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ МОГЛО БЫ БЫТЬ ДОБРОВОЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ МОДЕЛЕЙ…»
Творчество судомоделистов-моряков в собрании Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого (1930—1991 гг.)
Модели кораблей являются основой собрания Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого (ЦВММ) и уникальной коллекцией экспонатов, в которой отражены различные периоды развития отечественного и ряда зарубежных военно-морских и гражданских флотов. В экспозиции ЦВММ модели кораблей — наиболее объёмная и существенная часть всех представленных экспонатов. Сегодня в коллекции содержатся около 2500 музейных предметов на эту тематику. Поступление такого количества моделей кораблей стало возможным благодаря как работе модельных мастерских кораблестроительных предприятий и учреждений, модельной мастерской музея, так и кропотливому труду отдельных судомоделистов, большинство из которых имели профессиональную принадлежность к флоту.
В истории судомоделизма работы моряков являются отдельным творческим жанром. Традиция изготовления моряками моделей своих кораблей восходит к так называемым вотивным моделям (votive model, от латинского ex voto suscepto — «согласно обету или обещанию»)1. В англосаксонских странах распространён термин «church ship», в Дании — «kirkeskib») — моделям, выполненным по обету2. Моряки вкладывали в малые копии кораблей глубокомысленные представления о некоем талисмане, благоприятствовании в плавании и преподносили их храмам в надежде на небесное покровительство или в знак благодарности за чудесное спасение на море. Подобное обращение к всевышним силам стало общей практикой для тех европейских стран, где мореплавание играло важную роль3. В частности, наибольшее развитие это поверье или обряд получили в Скандинавии (в Дании изготовление моделей для передачи церкви известны с XVI в., в Норвегии — с XVII в.)4. Обращает на себя внимание храм на о. Маодао в Китае (построен в 1122 г.), где на протяжении восьми столетий собиралась коллекция моделей кораблей, которые жертвовали купцы и рыбаки, дабы получить божественное благословение5. Большинство подобных моделей выполнялись без соблюдения каких-либо масштабов. В конце XIX века на первый план выходит желание внести свой вклад в декоративное убранство церкви: так возникает феномен пожертвования храмам моделей, созданных моряками (рыбаками), которые, как правило, дарят уже потомки авторов. Моряки изготавливают модели в память о своих кораблях зачастую в плавании в свободное время. Затем модели попадают в церковь или становятся украшением жилища старого моряка6. С течением времени созданием моделей всё больше начинают заниматься те, кто так или иначе связан с морем, морским делом и судостроением. Это относится как к любительскому, так и к профессиональному судомоделизму (такое разделение произошло в XVI в.7).
В последней четверти XVIII века в Западной Европе приобрели популярность художественные модели. К ним можно отнести так называемые понтонные, или призонерские8 модели из кости (чаще всего домашнего скота), которые являлись творческим наследием французских моряков, пленённых во время англо-французских войн 1793—1814 гг.9 и содержавшихся на блокшивах (понтонах). В Европе в XVII—XVIII вв. стали появляться модели кораблей в бутылках, которые моряки могли делать как непосредственно в плаваниях, так и на берегу.
В первой половине XX века в гостиницах морских городов, в небольших музеях, в частных владениях довольно часто можно было увидеть модели парусных кораблей с полной оснасткой (с парусами, а чаще без них, иногда в остеклённых футлярах). Эти модели изготавливали моряки — как отслужившие службу (в память о своих кораблях и дальних странствиях), так и находившиеся на борту корабля непосредственно в дальнем плавании. В сезонных плаваниях свободное время практически отсутствовало; в длительных же плаваниях, в спокойных водах для частных занятий было гораздо больше возможностей. Кто-то занимался различными видами ручного труда. Для создания моделей не требовалось много места, что было очень практично на борту тесного судна. Моряки часто делали модели их собственного корабля из подручных материалов. Работы нередко были высокого качества, многие моряки-судомоделисты достигали большого совершенства в изготовлении моделей, создавая настоящие предметы искусства. В таком случае это указывало на опытность моряка, придавало ему статус. Безусловно, при создании моделей их авторы всё же допускали большое количество ошибок и неточностей. Часто более интересные для судомоделиста детали делались в более крупном масштабе, чем остальные10.
Творчество судомоделистов-моряков широко представлено в модельной коллекции ЦВММ. Достаточно вспомнить лейтенанта А.Я. Глотова, ставшего первым руководителем модельной мастерской при Морском музее (1818 г.). Именно Глотов заложил принципы стилевого оформления русской художественной модели11. Однако периодом наиболее интенсивного поступления в музей моделей от авторов, имевших отношение к флоту, стали годы Советской власти. Одним из наиболее ярких представителей плеяды судомоделистов-моряков является капитан 1 ранга (с 1940 г.), историк флота Сергей Фёдорович Юрьев12. Именно благодаря инициативе Юрьева, служившего в музее учёным хранителем, в 1930 году была восстановлена модельная мастерская музея (закрыта в 1913 г.13), что привело к систематическому пополнению собрания новыми экспонатами. С.Ф. Юрьев стал первым начальником модельной мастерской советского периода. Стоит отметить, что в 1920-е годы попытка начать массовое изготовление моделей силами флотских судомоделистов была предпринята, но успехом не увенчалась ввиду отсутствия материалов, инструментов и самих специалистов. Так, в 1924 году в газете «Красный Балтийский флот» появилась критическая заметка по поводу отсутствия в Военно-морском музее моделей новейших типов судов, подводных лодок и аэропланов. Заведующий музеем П.Н. Лесков в ответ на критику написал редактору: «Конечно, нужны и более современные модели <…> нужно найти только дешёвый способ их изготовления <…> таким, с одной стороны, дешёвым способом, а с другой и полезным для нашей учащейся молодёжи могло бы быть добровольное сооружение моделей в свободное от занятий время учениками-любителями некоторых военно-морских школ, тем более что такие модели, как выполненные руками молодых моряков, являлись бы для музея более ценными, чем модели профессиональных модельщиков»14.
Постройке моделей кораблей С.Ф. Юрьев посвятил около полувека своей жизни (по его собственному признанию, он помнил себя за созданием моделей в десятилетнем возрасте15 и с этого момента считал себя моделистом). В перечне моделей С.Ф. Юрьева — эскадренные миноносцы «Ленин» и «Карл Маркс», фрегат «Паллада», модель-горельеф крейсера «Варяг» и многие другие корабли (в неполном списке16 его работ — 131 модель). В собрании ЦВММ — 23 модели Юрьева, созданные им в период с 1925 по 1955 год. Среди них — подводные лодки, крейсеры, корветы, сторожевые корабли, клиперы, ледокол. Сергей Фёдорович прослужил на флоте более 35 лет, отдавая всё свободное от службы время на кораблях или на суше судомоделизму. Сам он говорил: «Я не могу точно вспомнить, когда и каким образом родилась у меня страсть к воспроизведению корабля в виде маленькой модели. Сначала резал из сосновой коры, дерева, а потом из слоновой кости и черепахи»17. Одним из первых среди отечественных судомоделистов Юрьев стал использовать для создания моделей панцирь черепахи, переняв технологию работы с этим материалом у японских мастеров. Также работал со слоновой костью, различными пластикатами. Применению таких непростых в работе материалов, как черепаховый панцирь и кость, во многом способствовало участие автора в дальнем плавании в 1924 году на сторожевом корабле «Воровский» из Архангельска во Владивосток, где при заходах в Гонконг и Кантон у него имелась возможность ознакомиться с работами местных мастеров-резчиков. «В <…> 1930 г. я наконец “нашёл себя”. Меня увлекло творчество венецианских мастеров и нынешних восточных модельщиков, работающих над художественными миниатюрами из кости и черепахи. Не отвергая пластмассу, из которой я сделал целый ряд моделей-миниатюр, я постепенно перешёл к использованию слоновой кости и черепахи как наиболее выигрышному и благородному материалу…»18, — рассказывал Юрьев. В 1937 году 16 его моделей принимали участие во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Свидетельством большого успеха советского павильона на выставке явилось присуждение 270 наград, из которых 95 — на уровне Гран-при.
Созданию моделей С.Ф. Юрьевым предшествовали длительная подготовка, изучение материалов в архивах и библиотеках. «Анализируя творчество С.Ф. Юрьева как моделиста, нужно заметить, что он никогда не делал модели случайных кораблей. Он считал, что модель — это либо памятник кораблю, который остаётся новому поколению, либо реконструкция корабля, имеющего большое познавательное значение, либо просто уменьшенная копия спроектированного корабля, который будут строить»19. Одной из последних работ Юрьева стала модель крейсера 2 ранга «Африка»20. Автор изготовил её с целью «показать общее расположение первой в мире корабельной антенны, которую А.С. Попов и П.Н. Рыбкин очень своеобразно и оригинально осуществили на крейсерах “Африка” и “Европа”»21.
Выдающимся судомоделистом, чьё творчество оставило значительный след в коллекции моделей ЦВММ, является Юрий Иванович Фёдоров — капитан 1 ранга, командир крейсера «Аврора» (1964—1985 гг.), член Союза художников СССР (с 1977 г.). Ю.И. Фёдоров — ученик С.Ф. Юрьева, знакомство с которым состоялось у него в 12 лет. Созданные Фёдоровым модели кораблей хранятся во многих музеях мира: Национальном морском музее Великобритании, Морском музее Франции, Музее революции Кубы и других. В Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого — 33 его работы (в частности, одна из его первых моделей — учебного судна «Учёба», получившая первую премию на первом конкурсе моделей ВМФ).
Юрий Фёдоров начинает изготавливать модели кораблей, будучи курсантом 1-го Балтийского высшего военно-морского училища. В конце 1951 года курсант-моделист устанавливает своего рода рекорд по деталировке модели-миниатюры корабля. По заказу Центрального военно-морского музея он изготавливает модель крейсера «Червона Украина», на котором общее число деталей превысило восемь тысяч. Окончив училище в 1953 году, Ю.И. Фёдоров служил на боевых кораблях Балтийского флота. В нелёгких условиях походов он, используя каждый свободный от службы час, продолжал трудиться над моделями. Их Фёдоров делал в казарменной обстановке училища, во время морской практики на шхуне, на торпедных катерах, на крейсере «Аврора». Его «мастерской» был угол в кубрике, рабочим столом — тумбочка у двухъярусной койки или доска, положенная на колени. Как и С.Ф. Юрьев, Ю.И. Фёдоров работал с такими материалами, как слоновая кость и панцирь черепахи, белый целлулоид, но также он был одним из немногих судомоделистов, кто широко использовал зуб кашалота, моржовый клык, бивень мамонта. «Без любви к делу не может быть настоящего моделиста. Необходимы долгие часы упорного труда, тренировки»22, — считал Ю.И. Фёдоров.
В собрании Центрального военно-морского музея находятся шесть моделей кораблей работы боцмана Петра Георгиевича Изотова, пять из которых практически целиком сделаны из берёзы, вплоть до лееров, орудийных стволов и других мелких деталей. В 1940 году П.Г. Изотов был призван в ВМФ. С 1942 года — в боцманской команде лидера «Баку». Был награждён орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Модель лидера эскадренных миноносцев «Баку», на котором автор прослужил практически всю Великую Отечественную войну, в масштабе 1 : 245 сделана в корабельных условиях, причём с ещё большей детализацией, чем модели других мастеров. В марте 1947 года Изотов начал изготовление модели этого корабля, а в январе 1948 года подарил её музею. Этот факт отражён в одном из номеров газеты «Красный флот»: «В последних числах января в кабинет начальника Центрального военно-морского музея вошёл рослый, широкоплечий старшина. В руках он держал деревянный футляр размером с полметра. Он попросил разрешения показать изготовленную им модель корабля, на котором он служит в боцманской команде. Рядом старшина положил инструмент, которым сработана эта поразительная вещь: перочинный нож, небольшое шильце, пинцет, пара мелких ножичков, сделанных из лезвий безопасной бритвы, и два сверла…»23. Эти инструменты, которыми была сделана модель, автор разместил на подмодельном подиуме. Многие детали были очень малы и переносились на модель только при помощи пинцета. Небольшой размер модели не отразился на количестве деталей: их у модели около трёх с половиной тысяч. Материалом послужили берёза и бамбук (обломок лыжной палки). В той же технике П.Г. Изотовым были выполнены модель лидера эскадренных миноносцев «Ленинград», ещё одна модель лидера «Баку», модель гвардейского эскадренного миноносца «Гремящий» в масштабе 1 : 400.
В коллекции ЦВММ три модели (линейных кораблей «Двенадцать апостолов», «Сысой Великий» и «Слава России») выполнены известным советским корабельным инженером, конструктором, инженер-капитаном 1 ранга Анатолием Захаровичем Каплановским. Он стоял у истоков ЭПРОНа (Экспедиция подводных работ особого назначения), его имя неразрывно связано с развитием отечественной гидронавтики. В 1926 году им был сконструирован одноместный глубоководный аппарат «ЭПРОН-2»24, который оказался настолько удачным, что длительное время успешно применялся на Чёрном и Баренцевом морях. В 1944 году А.З. Каплановский сконструировал гидростат ГКС-В, предназначенный для аварийно-спасательных работ. В 1953 году глубоководный аппарат ГКС-В (ГКВ-6) передали Полярному научно-исследовательскому институту рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО)25 для наблюдения за косяками рыб на глубинах до 40 м. Этот аппарат внёс большой вклад в развитие науки: учёные совершили на этом гидростате более 200 погружений26, в результате чего были получены важные сведения о жизни рыб, проведены ценные наблюдения за работой рыболовных тралов. ГКС-В успешно применялся до 1965 года. За годы службы А.З. Каплановский был награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». В отставке Каплановский увлёкся судомоделизмом. В 1957 году приказом Ленинградского городского комитета ДОСААФ ему был присвоен первый спортивный разряд по морскому судомоделизму27. Модели А.З. Каплановского отличают тщательная проработка элементов рангоута и такелажа, оригинальный авторский стиль. Его модели принимали участие в международных конкурсах моделей кораблей, в частности, в ГДР в 1955 году, в Польше в 1958 году и Болгарии в 1961 году, в выставках ДОСААФ. На Первом городском конкурсе моделей Ленинградского городского комитета ДОСААФ модель линейного корабля «Двенадцать апостолов» заняла первое место по классу исторических моделей. В 1960 году её автор был награждён памятной медалью «250 лет Центральному военно-морскому музею Союза ССР. 1959».
Долгие годы (с 1974 по конец 1990-х гг.) с Центральным военно-морским музеем сотрудничал выпускник (1960 г.) Высшего военно-морского училища, судомоделист и реставратор моделей Геннадий Анатольевич Атавин. Изготовленные им модели находятся в отечественных и зарубежных государственных и частных собраниях. В собрании ЦВММ — 9 работ Г.А. Атавина.
Стоит отметить, что даже в годы Великой Отечественной войны в музей поступили несколько моделей от представителей флота. Модель сторожевого корабля Черноморского флота «Шторм» изготовил в корабельных условиях старшина 2-й статьи П.П. Хомренко в 1943 году. В 1944 году командир сторожевого корабля В.А. Паевский подарил эту модель музею. Также в условиях плавания в октябре 1944 и в мае 1945 года была создана модель тральщика «Т-115». В 1945 году модель была приобретена у автора — мичмана этого корабля Л.Н. Лазарева28. Ещё одна модель — малый охотник «МО-207». Автор — радист катера гвардии главный старшина К.С. Соколов, который подарил своё произведение музею в 1946 году.
В 1947 году музею была подарена модель линейного корабля «Октябрьская революция» (авторы — курсанты Военно-морского училища связи имени Г.К. Орджоникидзе К. Архангельский, Б. Бородин, К. Винокуров, Л. Головин, Ф. Токарь), выполненная в размерах по ватерлинию в 1937 году, к XX годовщине Октябрьской революции. Начиная с 1947 года29 в ЦВММ стали активно поступать модели флотских моделистов-любителей. Во многом этому способствовали судомодельные конкурсы Военно-морского флота страны, а впоследствии — приказ главнокомандующего ВМФ «О пополнении Центрального военно-морского музея экспонатами», в котором указывалось: «Командующим флотами и флотилиями, командиру ЛенВМБ, начальникам учебных заведений и учреждений ВМФ всемерно развивать среди личного состава ВМФ моделизм. Изготовить в течение 1964—1965 гг. на флотах силами моделистов-любителей модели кораблей основных классов, которые могут быть разрешены для показа, и передать их в ЦВММ»30. В инструкции по отбору экспонатов и материалов для Центрального военно-морского музея отмечалось, что «передаче в ЦВММ подлежат модели кораблей, судов, самолётов, исполненные личным составом кораблей и частей, если эти модели сделаны достаточно точно и являются оригинальными образцами творчества моделистов»31.
Судомоделизм как спорт начал развиваться в Европе во второй половине XIX века: первые правила постройки моделей и их состязаний появились в Великобритании в 1878 году. В России попытки проводить стендовые соревнования судомоделей предпринимались ещё в начале XX века, но массовым этот спорт стал после 1917 года. В СССР первые всесоюзные заочные соревнования настольных моделей под эгидой Центрального совета Осоавиахима, в которых приняли участие около 200 моделистов, были проведены в июле 1940 года32. После Великой Отечественной войны, в августе 1949 года обществом Досфлот были организованы первые очные всесоюзные соревнования спортивных моделей на водной станции «Динамо» в Москве. Тогда же, в 1949 году33 по решению политуправления Военно-морского флота СССР в помещениях Главного штаба ВМФ был организован первый конкурс на лучшие модели кораблей. В последующие годы судомодельный спорт получил широкое признание, различные соревнования проводились ежегодно, а создание моделей кораблей стало видом технического творчества, одним из направлений технического воспитания. В 1964 году была создана Федерация судомодельного спорта СССР (ФСС СССР), вошедшая в 1966 году в международную организацию судомоделизма и судомодельного спорта НАВИГА. Военно-морской флот продолжил проводить судомодельные соревнования: второй конкурс (который организовывал музей) состоялся в 1953 году в ЦПКиО имени С.М. Кирова. Кроме этого конкурса флотских судомоделистов, в 1950-х годах музей провёл последующие три: в 1955, 1957 и в 1959 гг.34 Благодаря этим соревнованиям продолжилось поступление моделей. Например, после конкурса 1957 года в музей были переданы шесть моделей. В 1967 году35 ЦВММ снова проводил конкурс флотских моделистов, приуроченный к 50-летию Великого Октября; председателем конкурсной комиссии выступил командир ЛенВМБ адмирал И.И. Байков. Среди более 80 моделей на конкурсной выставке была представлена заслуживавшая внимания модель фрегата «Галатея», выполненная представителем гражданского флота капитаном дальнего плавания В.А. Луниным. Она интересна тем, что такого корабля никогда не существовало, его спроектировал и воплотил в жизнь сам автор. Модель была отмечена почётной грамотой командира Ленинградской военно-морской базы адмирала И.И. Байкова. Участие «Галатеи» в выставке обратило на себя внимание корреспондента С. Павлова (газета «Моряк Балтики» от 28 сентября 1967 г.): «В отличие от других моделей она динамична: на ходу идущая под всеми парусами. Флюгарки на мостике, направление волн за бортом, положение руля и брасопка рей — всё согласовано в одном движении»36. После выставки модель долгие годы хранилась в семье автора, в своеобразном домашнем музее, наряду с живописью, фотографиями, книгами и другими семейными реликвиями, а в 2020 году была передана в ЦВММ.
Очередной конкурс по стендовому судомоделизму на приз главнокомандующего ВМФ в стенах Центрального военно-морского музея проходил по инициативе Главного командования Военно-морского флота в 2015 году. На конкурс были представлены около 120 моделей из 19 регионов России. К сожалению, ни одна модель, принимавшая участие в этих соревнованиях, в собрание Центрального военно-морского музея не поступила.
По моделям можно наглядно проследить многовековой путь развития кораблестроения, они имеют большое познавательное и воспитательное значение. Как за любым кораблём всегда стоят имена проектанта, инженера, кораблестроителя, так и за моделью — имя судомоделиста. Благодаря флотским моделистам, их таланту, профессионализму, неравнодушному отношению к истории отечественного Военно-морского флота и своим кораблям, на которых они проходили службу, в собрание Центрального военно-морского музея поступило большое количество моделей (надводных кораблей, подводных лодок, судов), выполненных в различных масштабах и техниках, многие из которых не только являются неотъемлемой частью экспозиции ЦВММ и его филиалов, но и стали памятниками кораблям ушедшей эпохи. Возрождение конкурса флотских моделистов могло бы стать замечательным стимулом к развитию судомодельного творчества среди флотской общественности, возродить процесс поступления моделей кораблей в музей. Как писал ещё в 1941 году академик И.А. Орбели, «когда смотришь на строгие по очертаниям и по окраске модели, рождается желание, чтобы с каждым годом росли эти богатства Военно-морского музея, чтобы с каждым годом умножались в его залах новые и новые модели новых типов кораблей»37.
_______________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Сергеева Т. Ex voto. История одной морской традиции // Тарпон. 2018. № 4(22). С. 63.
2 Рогачёв Г. Незнакомка с острова Мальта. Модель мальтийской галеры XVI века из собрания Центрального военно-морского музея: [буклет]. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа,1998. С. 1.
3 Steusloff W. Kirchen-Schiffsmodelle im Wandel // Deutsches Schiffahrtsarchiv. 2000. № 23. P. 489.
4 Poel J.M.G. van der. Scheepsmodellen in Nederlandse Kerken. Vrienden van het Zuiderzeemuseum, 1987. P. 12.
5 Курносов С.Ю. Становление и развитие морских музеев России. Дисс. … канд. культурологии. СПб.: СПбГУКИ, 2003. С. 16.
6 Он же. Морские музеи: история, современность и перспективы. СПб.: ЦВММ, 2002. С. 11.
7 Там же. С. 13.
8 От англ. prisoner — заключённый, узник, арестант, пленный.
9 Овсянников С.И. Костяная миниатюра с интересной судьбой // Модель-камора. 2019. № 3. С. 18.
10 Юрьев С.Ф. Статьи по истории Военно-морского музея и русского моделестроения. ЦВММ КП № В-23472. Л. 84.
11 Ларионов А.Л. Возникновение профессионального судомоделизма в России // Судостроение. 1972. № 1. С. 49.
12 Биография С.Ф. Юрьева подробнее см.: Бумай О.К., Шишкова Н.В. Сергей Федорович Юрьев — капитан первого ранга, музейщик, судомоделист, исследователь формы одежды ВМФ // Исследование и сохранение музейных коллекций: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Военное прошлое государства Российского: утраченное и сохраненное», секция «Коллекции и собрания военно-исторических музеев России» (13—17 сентября 2006 г., Санкт-Петербург). СПб.: ВИМАИАиВС, 2009. С. 15—20; они же. С.Ф. Юрьев — музейщик, судомоделист // Морской вестник. 2006. № 3(19). С. 125—128.
13 Бумай О.К., Шишкова Н.В. Капитан 1 ранга С.Ф. Юрьев — историк и моделист // Труды Центрального военно-морского музея. Вып. III. СПб.: ЦВММ, 2009. С. 186.
14 Цит. по: Кушнарёв Е.Г. Копии материалов ЦГА ВМФ по истории Центрального военно-морского музея ВМФ (1918—1928 гг.). ЦВММ КП В-23474. Л. 158.
15 Матвеев И. С ювелирной точностью // Вымпел. 1948. № 1. ЦВММ КП В-28893/10. Л. 1.
16 Неполный список работ С.Ф. Юрьева. Приложение к биографии // ЦВММ КП В-28894/2.
17 Матвеев И. Указ. соч. Л. 1.
18 Там же.
19 Ларионов А. Моряк, учёный, моделист // Моделист-конструктор. 1967. № 11. С. 6.
20 ЦВММ КП-35416.
21 Из письма С.Ф. Юрьева начальнику ЦВММ капитану 1 ранга в отставке Ф.И. Демидову от 17 мая 1956 г. // ЦВММ. Музейный отдел (научного комплектования). Д. 39. Л. 234.
22 Володин М. Мастер в каюте командира // Техника — молодёжи. 1978. № 5. С. 57.
23 Давыдов Ю., Поневежский А. Золотые руки // Красный флот. 1948. № 47. 26 февраля. С. 3.
24 Королёв А.Б. Штурм гидрокосмоса. 1923—2013. М.: Лето Индастриз, 2013. С. 16.
25 Гагонин Д. Покоряя глубины. 90 лет отечественной гидронавтике // Национальная оборона. 2013. № 9 (сентябрь). С. 83.
26 Гирс М.И. ТИНРО-2 в океане. Л.: Судостроение, 1977. С. 4.
27 Классификационный билет морского моделиста № 4 А.З. Каплановского. Выдан 15 ноября 1957 г. Из коллекции Т.А. Сокол.
28 Главная инвентарная книга ЦВММ // ЦВММ. Музейный отдел (научного комплектования). Д. 13. Л. 137—138.
29 Каталог моделей кораблей Центрального военно-морского музея. Л.: Б.и., 1960. С. 6.
30 Приказ Главнокомандующего Военно-морским флотом № 184 от 27 июня 1963 г. П. 8. С. 3.
31 Инструкция по отбору экспонатов и материалов для Центрального военно-морского музея от 27 июня 1963 г. С. 8.
32 Бабкин И.А., Лясников В.В. Организация и проведение соревнований судомоделистов. М.: ДОСААФ, 1981. С. 3.
33 История Центрального военно-морского музея. 1709—2019. СПб., 2019. С. 392.
34 Там же. С. 392.
35 Там же. С. 468.
36 Цит. по: Биография В.А. Лунина, написанная П.А. Абаниным // Lunin ART. [Интернет-ресурс]. http://lunin-art.ru/bio/by-p-a-abanin.
37 Орбели И. Замечательные культурные ценности // Красный флот. 1941. № 30(684). 6 февраля. С. 3.