Судьба экипажа Карепова

image_print

Аннотация. В статье рассказывается о судьбе экипажа бомбардировщика ТБ-3, сбитого над территорией Финляндии в марте 1940 г.

Summary. The article tells about the story of bomber TB-3’s crew shot down over the territory of Finland in March 1940

КОЗЛОВ Андрей Валерьевич — профессор кафедры журналистики и медиаобразования Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова, доктор исторических наук, профессор (Москва. E-mail: kozlov0170@mail.ru)

 

СУДЬБА ЭКИПАЖА КАРЕПОВА

 

Советско-финляндская война, называвшаяся в Западной Европе «Зимней войной», началась 30 ноября 1939 года и стоила Советскому Союзу довольно значительных материальных издержек и людских потерь. Так, только в воздушных боях советские Военно-воздушные силы потеряли почти 40 самолётов. Среди них — один тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 № 198 из авиационной группы Героя Советского Союза комбрига И.Т. Спирина. 10 марта 1940 года, всего за двое суток до прекращения военных действий, самолёт под командованием старшего лейтенанта С.Т. Карепова вылетел в составе шести ТБ для нанесения бомбового удара по финской узловой железнодорожной станции Лаппекарда и с задания не вернулся. Экипаж из восьми человек долгое время числился пропавшим без вести.

Обстоятельства, при которых самолёт не вернулся на аэродром, описаны в ряде источников, в том числе и в мемуарах непосредственного участника событий Героя Советского Союза Ф.Н. Орлова «Огненные рейсы “Голубой двойки”».

«Перед нaми постaвленa зaдaчa рaзбомбить крупный железнодорожный узел дaлеко зa линией фронтa, — писал Ф.Н. Орлов. — Корaбли идут в колонне звеньев: впереди звено Пaрaмоновa, зaтем — Гaстелло, a дaльше — Мaсловa… Покa всё спокойно. Но проходят минуты, и мы попaдaем в зону сильного зенитного огня. Знaчит, близкa нaшa цель — узловaя стaнция Лaппекaрдa… Вот уже первое звено сбрaсывaет бомбы. Молодец штурмaн эскaдрильи Козлов — “гостинцы” нaши упaли точно в цель, прямо по железнодорожному узлу. Мaневрируя, выходим из зоны зенитного огня… Между тем откудa-то сзaди стремительно появляется… врaжеский “бульдог”* и выпускaет одну зa другой длинные пулемётные очереди по отстaвшему ведомому третьего звенa — экипaжу Кaреповa. Сaмолёт зaдымился и отстaл от строя ещё больше… Охвaченный плaменем, сaмолёт Кaреповa пaдaет нa территорию врaгa…»1.

До войны С.Т. Карепов служил в Ростове-на-Дону, в 1-м тяжёло-бомбардировочном авиационном полку СКВО2. С началом военных действий в 9-ю армию из полка были переданы шесть ТБ-33. Дислоцировались они на аэродроме Проливы.

Фотография сбитого 10 марта 1940 года советского бомбардировщика (серийный номер 22198), совершившего вынужденную посадку на лёд озера Муртоселкё, в те дни обошла всю западную прессу. При этом героем называли унтер-офицера Гидеона Карлссона, шведского добровольца, летавшего на истребителе Глостер «Гладиатор» (Gloster «Gladiator»), внешне похожем на Бристоль «Бульдог» (Bristol «Bulldog»).

Что же произошло на земле? Дальнейшее в различных источниках описывается по-разному.

Авторы статьи «Волонтёры зимней войны» — М. Жирохов и М. Морозов — рассказывают о судьбе лётчиков так: «При приближении финских военнослужащих экипаж поверженного гиганта попытался отстреливаться. В результате боя пять авиаторов, среди них лейтенант Николай Воробчиков, младшие лейтенанты Борис Коган и Кирилл Щетихин, погибли (фамилии лётчиков указаны неверно. — Прим. авт.), а три стрелка — старшие сержанты Николай Глоба, Алексей Затонов и Григорий Захаров попали в плен»4.

А вот как эти события описывает В. Котельников: «ТБ-3, командиром которого являлся старший лейтенант С.Т. Карепов, совершил вынужденную посадку на вражеской территории. Экипаж принял бой с окружившими машину финскими солдатами. Все погибли, кроме двоих, взятых в плен»5.

И ещё одна версия: «10 марта унтер-офицер Карлссон заявил, что сбил в районе Кемиярви ТБ-3… Финны попытались взять лётчиков в плен, но они приняли бой, сражались до последнего патрона. В плен попал только бортстрелок, остальные погибли»6.

Судя по этим схожим описаниям, советским лётчикам удалось посадить тяжёлую машину на лёд озера без особых повреждений. Это запечатлено и на фотографии.

После посадки экипаж принял бой, о чём свидетельствуют все. Главное отличие — число погибших и попавших в плен. Одни утверждают, что пять авиаторов погибли, а трое попали в плен, другие — в плен попали только двое, остальные погибли, третьи — в живых остался лишь один член экипажа, остальные пали смертью храбрых.

Чтобы установить истину, пришлось обратиться к документам Российского государственного военного архива. Согласно им 10 марта 1940 года шесть ТБ-3 авиагруппы комбрига И.Т. Спирина бомбили станцию и город Рованиеми, а не Лаппекарда, как пишет Ф.Н. Орлов. Удалось сбросить бомбы и на станцию, и на три состава, находившихся на путях7. При этом, судя по донесению командующему авиацией 9-й армии Герою Советского Союза комбригу П.В. Рычагову, в районе станции Вика шестёрку ТБ-3, вернее, отставший на развороте самолёт Карепова, трижды снизу сзади атаковал одиночный Gloster «Gladiator»8. Дальнейшее мы уже знаем.

Из кого состоял экипаж сбитого самолёта? Из дела «Боевые донесения авиагруппы комбрига Спирина» выясняется, что в состав экипажа ТБ-3 за № 198 входили: командир корабля — старший лейтенант Карепов Сергей Тимофеевич, 1907 г.р.; правый лётчик — лейтенант Воробчиков Николай Григорьевич, 1916 г.р.; штурман корабля — старший лейтенант Каган Борис Моисеевич, 1913 г.р; бортовой техник — воентехник 1 ранга Шестихин Кирилл Васильевич, 1910 г.р.; младший авиатехник — воентехник 2 ранга Нурмухамедов Махмут Шагимарданович, 1912 г.р.; воздушный стрелок-радист — старшина Глоба Николай Григорьевич, 1915 г.р.; воздушный стрелок — старшина Захаров Григорий Васильевич, 1913 г.р.; воздушный стрелок — старшина Затонов Алексей Александрович, 1913 г.р.9 Аналогичные данные имеются в «Журнале боевых действий авиагруппы Героя Советского Союза комбрига И.Т. Спирина»10.

КАК ЖЕ сложилась их судьба после аварийной посадки?

В «Книге памяти. 1939—1940 гг.», посвящённой погибшим в период Советско-финляндской войны, указывается, что С.Т. Корепов11, Н.Г. Воробчиков, Б.М. Коган12, Н.Г. Глоба из авиагруппы комбрига Спирина 10 марта 1940 года пропали без вести13.

Чтобы прояснить судьбу остальных членов экипажа, пришлось обратиться к «Спискам военнослужащих граждан СССР, находившихся в Финляндии и переданных правительственной комиссии 17 апреля 1940 г. — 25 мая 1940 г.». В них значится, что старшины Алексей Затонов и Григорий Захаров были переданы советским властям 21 апреля 1940 года. Но те ли это люди? Снова пришлось искать. Более подробная информация обнаружилась в «Списках бывших военнослужащих красноармейцев и комполитсостава, переданных финскими властями». Здесь под номерами 2629, 2635 числятся: старшина Алексей Александрович Затонов, 1913 г.р., радист; старшина Григорий Васильевич Захаров, 1913 г.р., воздушный стрелок-моторист14. Теперь сомнений не было — они. Но где же тогда К.В. Шестихин и М.Ш. Нурмухамедов? Их фамилий не оказалось и в списках тяжелораненых и больных военнослужащих, передача которых планировалась финской стороной по мере их выздоровления15. Отсутствовали они и в списках советских солдат и офицеров, умерших в финском плену, и в списках так называемых невозвращенцев16. Оказывается, уже тогда такие были.

В ходе дальнейших поисков удалось ознакомиться с фотокопией «Книги памяти 1-го гвардейского авиационного полка дальнего действия»17. В ней под номерами 44 и 45 значатся воентехник 1 ранга Шестихин Кирилл Васильевич и воентехник 2 ранга Нурмухамедов Махмут Шагимарданович. Причина исключения из списков части — погибли в экипаже Карепова в бою после посадки.

Ещё одним подтверждением факта гибели в бою может служить информация, размещённая на казанском сайте «Мемориал Великой Отечественной войны»18. Среди пропавших без вести, также со ссылкой на Центральный архив Министерства обороны РФ, упомянут Нурмухаметов Махмут Шагимарданович19, 1912 г.р. Место рождения — г. Казань; призван — Сталинским РВК г. Казани; звание — лейтенант; место службы — 1-й авпдд (1-й тяжёло-бомбардировочный авиационный полк. — Прим. авт.); в/ч 8864.

Ссылки на Центральный архив МО РФ позволяют снять все вопросы относительно судьбы К.В. Шестихина и М.Ш. Нурмухамедова. Они погибли в бою после вынужденной посадки на лёд озера Муртоселкё.

Подробности гибели удалось узнать благодаря В.Н. Гастелло — сыну легендарного советского лётчика Героя Советского Союза Н.Ф. Гастелло.

В архиве Виктора Николаевича хранится юбилейная брошюра «Полку — 60 лет!», выпущенная в Ростове-на-Дону в 1992 году. Её автор — секретарь Совета ветеранов полка С.И. Емельяненко писал: «Уже после Великой Отечественной довелось встретиться с воздушным стрелком экипажа Карепова — Гришей Захаровым. Он сообщил, что командир корабля Карепов и штурман при окружении финнами нашего ТБ-3 застрелились, чтобы избежать плена. Это была жуткая сцена: сначала Карепов приложил пистолет к виску, а за ним и штурман. Один за другим прозвучало два выстрела, и не стало двух замечательных советских лётчиков»20.

Окончательную точку в распутывании этой истории поставил ответ, пришедший на наш запрос из Финляндии. Его удалось получить благодаря помощи члена правления карельского землячества в Москве писательницы Н.В. Лайдинен и писателя Тойво Флинка (Тoivo Flink).

Известный финский историк Карл-Фредерик Гюст (Carl-Fredrik Geust), автор книги «Красные звёзды. Ч. 7. Зимняя война в воздухе»21, прислал копии архивных документов, в частности, журнал боевых действий региональной ПВО-77 (район Рованиеми)22, в котором имеется запись о том, что самолёт ТБ-3 был сбит 10 марта 1940 года и «был обнаружен на расстоянии пяти километров к востоку от Юмисканселкя. В самолёте находилось 8 человек, из которых 5 погибли, а 3 взяты в плен»23.

По данным К.-Ф. Гюста, основанным на архивных документах, в плену оказались А.А. Затонов, Г.В. Захаров и Н.Г. Глоба24. Последняя информация противоречит прежним данным, но ей можно найти объяснение. Логично предположить, что в ходе боя либо при посадке Н.Г. Глоба получил тяжёлое ранение (увечье) и умер по дороге в лагерь для военнопленных. Такая гипотеза позволяет объяснить тот факт, что он не числится ни в каких иных советских и финских документах, отражающих судьбы пленных.

Итак, после приземления экипаж принял бой. В ходе перестрелки погибли Н.Г. Воробчиков, К.В. Шестихин и М.Ш. Нурмухамедов. Когда боеприпасы подошли к концу, застрелились командир корабля и штурман — С.Т. Карепов и Б.М. Каган. Стрелки — Н.Г. Глоба, А.А. Затонов и Г.В. Захаров попали в плен. Таким образом, собранные данные позволяют исключить из числа пропавших без вести трёх советских военнослужащих: старших лейтенантов С.Т. Карепова, Б.М. Кагана, лейтенанта Н.Г. Воробчикова и дополнить «Книгу памяти. 1939—1940 гг.» фамилиями ещё двух военнослужащих — воентехника 1 ранга К.В. Шестихина и воентехника 2 ранга М.Ш. Нурмухамедова. Все они до конца выполнили свой воинский долг и заслуживают вечной памяти.

 

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Орлов Ф.Н. Огненные рейсы «Голубой двойки»: Записки военного летчика. Чебоксары, 1982. См.: Интернет-ресурс: http://www.rulit.net.

2 В послевоенный период именовался — 194-й (1-й гвардейский) Краснознамённый Брянский авиационный полк дальнего действия имени Н.Ф. Гастелло.

3 Котельников В. «ТБ-3». Линкор второго класса. См.: Интернет-ресурс: http://www.airpages.ru.

4 См.: интернет-ресурс: http// www.winterwar.ru.

5 Котельников В. Указ. соч.

6 Золотой век авиации. Истребитель «Gloster Gladiator». Великобритания. См.: Интернет-ресурс: http://aviage.narod.ru.

7 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 34980. Оп. 5. Д. 815. Л. 101, 102.

8 Там же. Л. 103, 104.

9 Там же. Л. 105.

10 Там же. Д. 816. Л. 21.

11 Правильно — Карепов. См.: там же. Д. 815. Л. 105.

12 В фамилии допущена ошибка. Правильно — Каган.

13 Книга памяти. 1939—1940 гг. М., 2000. Т. 3. 2002. Т. 5.

14 РГВА. Ф.1/п. Оп. 3е. Д. 11. Л.161.

15 Там же. Л. 135—145.

16 Судьбы военнопленных и интернированных в Финляндии 1939—1955 гг. См.: Интернет-ресурс: http://kronos.narc.fi (базы данных на финском языке).

17 Книги памяти 1-го гвардейского авиационного полка дальнего действия (Центральный архив Министерства обороны РФ. Ф. 1. Оп. 674387. Д. 1. Л. 1—42). См.: Интернет-ресурс: retrovtap.ru

18 Мемориал Великой Отечественной войны. Поиск погибших и пропавших без вести в Великой Отечественной войне 1941—1945. См.: Интернет-ресурс: http://www.kremnik.ru.

19 В фамилии допущена опечатка. Судя по совпадению имени, отчества и воинской части, разговор идёт о младшем авиатехнике — М.Ш. Нурмухамедове.

20 Полку — 60 лет! Ростов-н/Д: Северо-Кавказский учебно-тренировочный центр гражданской авиации, 1992. С. 17.

21 Carl-Fredrik Geust. Red Stars. 7. The Winter war in the air. Apali, 2011.

22 Ilmapuolustusaluekeskus 77 (Rovaniemi) (Журнал боевых действий региональной ПВО-77 (район Рованиеми)), 10 марта 1940 г. Зимняя война, дневники. Цифровой архив Национального архива Финляндии. См.: Интернет-ресурс: http://digi.narc.fi.

23 Перевод финской журналистки Кристины Лехмус (Kristiin Lehmus).

24 Carl-Fredrik Geust. Op. cit. S. 320.

* Имеется ввиду истребитель ВВС Финляндии Бристоль «Бульдог».