Страны-союзницы были заинтересованы в ознакомлении с процессом разработки новых видов германской военно-морской техники…

image_print

Аннотация. Рецензия на монографии Б.А. Барбанеля, В.Н. Половинкина, С.В. Федулова и А.Б. Фомичёва под общей редакцией главнокомандующего Военно-морским флотом в 2016—2019 гг. адмирала В.И. Королёва «Международный опыт в отечественном подводном кораблестроении (1900—1950)» и «Германский опыт на службе ВМФ СССР (1945—1949)».

Summary. The paper reviews the monographs by B.A. Barbanel, V.N. Polovinkin, S.V. Fedulov, and A.B. Fomichev under the general editorship of Admiral V.I. Korolev, the Navy Commander-in-Chief in 2016—2019, «The International Experience in Domestic Submarine Building (1900—1950), and The German Experience at the Service of the Soviet Navy (1945—1949)».

КНИЖНАЯ ПОЛКА ВОЕННОГО ИСТОРИКА

 

КОРШУНОВ Эдуард Львович — начальник 44 научно-исследовательского отдела (военной истории Северо-Западного региона РФ) научно-исследовательского управления (экспертиз и научной информации) Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации

(Санкт-Петербург. E-mail: milhistory@mail.ru);

КОВАЛЁВ Сергей Николаевич — ведущий научный сотрудник 44 научно-исследовательского отдела (военной истории Северо-Западного региона РФ) 4 научно-исследовательского управления (экспертиз и научной информации) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, доктор исторических наук

(Санкт-Петербург. E-mail: milhistory@mail.ru).

 

«СТРАНЫ-СОЮЗНИЦЫ БЫЛИ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРОЦЕССОМ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ВИДОВ ГЕРМАНСКОИ ВОЕННО-МОРСКОИ ТЕХНИКИ…»

 

Известно, что изучение и использование международного опыта позитивно влияет на развитие научно-технической мысли любого государства, в т.ч. и в подводном кораблестроении. Пренебрегать использованием зарубежных научно-технических достижений не только нерационально, но и невозможно, о чём свидетельствует опыт таких высокоразвитых стран, как, например, США, Великобритания, Италия, Франция и Япония.

Наименование первой рецензируемой монографии «Международный опыт в отечественном подводном кораблестроении (1900—1950)»* подтверждает данное условие. Отметим, что указанный труд представляет собой серьёзное научное исследование, основанное на солидной архивной базе и глубоком, всестороннем анализе исторических фактов и событий. При этом в широкий научный оборот авторами вводится богатый фактический материал.

В первых шести главах монографии авторами раскрыт феномен зарождения и развития идеи подводного плавания, который послужил началом формирования новой судостроительной отрасли — подводного кораблестроения. Последовательно рассматривается международный опыт подводного кораблестроения России (СССР) и всех крупных морских держав (Германии, Великобритании, Италии, США, Франции и Японии) с момента зарождения идеи подводного плавания и до 1950 года. Особое внимание авторами уделено освещению вклада отечественных корабелов, внесённого в международный опыт подводного кораблестроения.

В последующих шести главах авторами убедительно показаны предпосылки необходимости использования в отечественном подводном кораблестроении международного опыта и приводятся примеры его использования. При этом первостепенным было то, что при использовании зарубежного опыта в подводном кораблестроении обязательным условием являлось сохранение и развитие национальных особенностей и взглядов.

Важно отметить расставленные авторами акценты на следующем: «На определённых этапах исторического развития отечественные корабелы, по объективным причинам, были вынуждены использовать зарубежные наработки в интересах Российского императорского и советского подводного флотов. Однако использование этого опыта имело свои особенности и порой негативные аспекты. Так, в дореволюционной России сотрудничество с американской фирмой ЛЭК закончилось судебными разбирательствами. Поставляемые в годы Первой мировой войны подводные лодки “АГ”, направляемые в разобранном виде в Петроград, где на Балтийском заводе осуществлялась их сборка, нуждались в серьёзной доработке и подгонке, что вело к затягиванию сроков ввода их в состав действующего флота и серьёзным материальным издержкам. Итальянская фирма “Фиат” выполняла заказ Морского министерства Российской империи на строительство подводной лодки в течение всей Первой мировой войны. В результате в 1917 году на Северную ледовую флотилию прибыла подводная лодка “Святой Георгий”, которую в тех климатических условиях эксплуатировать не представлялось возможным»1.

Авторами отмечено, что наиболее серьёзных результатов в области подводного кораблестроения в годы Второй мировой войны добилась нацистская Германия. В последующем германский опыт по строительству подводных лодок XXI серии был положен в основу создания океанских субмарин всех ведущих морских государств.

Второй рецензируемой работой авторов является монография «Германский опыт на службе ВМФ СССР (1945—1949)»**. Содержание рецензируемой работы в отдельных разделах является прямым продолжением монографии «Международный опыт в отечественном подводном кораблестроении (1900—1950)».

Авторы обращают внимание на актуальность представленного труда и пересечение его с жизнью современной России. Успехи Германии в области науки, техники и технологий базировались прежде всего на системном подходе к образованию, высшей школе, прикладной науке и внедрению инноваций в промышленность. «Поэтому, — отмечают в своей работе авторы, — разработка и создание новых образцов германской техники и вооружения зачастую носили прорывной характер и достаточно часто основывались на оригинальных решениях. В связи с этим страны-союзницы были заинтересованы в ознакомлении с процессом разработки новых видов германской военно-морской техники, вооружения, их производстве и научно-исследовательскими наработками конкретных специалистов»2.

В ходе раскрытия данного вопроса авторами расставлены следующие акценты: во-первых, в отличие от западных союзников, которые хищнически грабили научный потенциал Германии, советские представители занимались исключительно её демилитаризацией. Во-вторых, «…западные “союзники” использовали германские научно-технические разработки, германских специалистов для создания и развития собственных видов военной, военно-морской техники и вооружения, основной целью советских государственных структур и научно-технических организаций являлось изучение немецких научно-технических достижений и консультации, разъяснения по трофейной военной и военно-морской технике, вооружению»3.

Основываясь на исключительно архивном материале, авторы подтверждают эти выводы, раскрывая деятельность научных учреждений Военно-морского флота — Конструкторского бюро в Берлине и Особого технического бюро в СССР.

Важными особенностями рецензируемых монографий являются: во-первых, обширная библиография, значительный массив архивных материалов, вводимых в научный оборот, в т.ч. впервые, что указывает на аргументированность и значимость представленных научных работ, во-вторых, биографические данные о крупных учёных и выдающихся военно-морских специалистах, сведения о которых малоизвестны широкому кругу читателей.

Рецензируемые работы выполнены на высоком научном уровне, выводы и заключения аргументированы и основаны на глубоком и всестороннем анализе.

Таким образом, исследование, представленное коллективом авторов в составе Б.А. Барбанеля, В.Н. Половинкина, С.В. Федулова, А.Б. Фомичёва в рецензируемых монографиях, является примером глубокого изучения проблемы использования международного опыта в интересах отечественного флота. В качестве пожелания следует отметить следующее: во-первых, маленький тираж монографий, который необходимо увеличить хотя бы до 1000 экз.; во-вторых, целесообразно продолжить исследовательскую работу по данной научной проблеме и издание монографий этой рубрики.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Половинкин В.Н., Барбанель Б.А., Федулов С.В., Фомичёв А.Б. Международный опыт в отечественном подводном кораблестроении (1900—1950) / Под общ. ред. В.И. Королёва. СПб.: Крыловский государственный научный центр, 2019. С. 365.

2 Они же. Германский опыт на службе ВМФ СССР (1945—1949) / Под общ. ред. В.И. Королёва. СПб.: Крыловский государственный научный центр, 2019. С. 13.

3 Там же. С. 290.

* Половинкин В.Н., Барбанель Б.А., Федулов С.В., Фомичёв А.Б. Международный опыт в отечественном подводном кораблестроении (1900—1950) / Под общ. ред. В.И. Королёва. СПб.: Крыловский государственный научный центр, 2019. 368 с.

** Барбанель Б.А., Половинкин В.Н., Федулов С.В., Фомичёв А.Б. Германский опыт на службе ВМФ СССР (1945—1949) / Под общ. ред. В.И. Королёва. СПб.: Крыловский государственный научный центр, 2019. 409 с.