Аннотация. В статье на основе анализа путеводителей по мемориальному музею Аушвиц-Биркенау (Освенцим), изданных в период с 1961 по 2018 год, анализируются изменения их содержательной, образно-визуальной и лингвистической составляющих в сторону утраты прежней познавательной направленности, исторической логики повествования, нравственно-воспитательной функции. В современных изданиях исключены или существенно сокращены информационные блоки, посвящённые движению Сопротивления, использованию немецкими концернами подневольного труда заключённых, наказанию преступников. Исчезли со страниц путеводителя и выдержки из архивных документов, раскрывающих суть преступлений нацистов, документальный чёрно-белый фоторяд заменён цветными картинками.
Ключевые слова: Аушвиц; Биркенау; Освенцим; Государственный музей Аушвиц-Биркенау; лагеря смерти; концлагеря Польши; путеводитель; войны памяти; история нацизма; коммеморация.
Summary. Based on the analysis of guidebooks on the Auschwitz-Birkenau Memorial Museum (Auschwitz), published in the period from 1961 to 2018, the paper analyzes the changes in their content, image-visual and linguistic components, which occurred in the direction of the loss of the former cognitive orientation, historical logic of the narrative and moral-educational function. In modern editions, the information blocks on the resistance movement, the use of forced labor of prisoners by German corporations, and the punishment of criminals have been excluded or significantly reduced. Excerpts from archival documents revealing the essence of Nazi crimes have also disappeared from the pages of the guidebook; the documentary black-and-white photo series has been replaced by color pictures.
Keywords: Auschwitz; Birkenau; Auschwitz-Birkenau State Museum; death camps; concentration camps in Poland; guidebook; memory wars; history of Nazism; commemoration.
БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ
СЕРПИОНОВА Елена Игоревна — эксперт программы «Школьный музей Победы» Центрального Музея Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., кандидат психологических наук
КУДРИН Егор Иванович —доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации на иностранных языках Уральского гуманитарного института, кандидат исторических наук
«ФАБРИКА СМЕРТИ СТАЛА ФАБРИКОЙ ТУРИЗМА»
Сравнительный анализ путеводителей по мемориалу Аушвиц
В январе 2023 года без участия России прошли мероприятия, посвящённые 78-й годовщине освобождения Красной армией концлагеря Аушвиц-Биркенау в Освенциме. Польские власти не только «забыли» направить в Москву соответствующее приглашение, но и закрыли в музее российскую экспозицию, рассказывающую о судьбе советских военнопленных и спасении узников, со ссылкой на введённые международные санкции в банковской сфере.
Основанный Германией весной 1940 года в 40 км от Кракова концлагерь Освенцим первоначально был рассчитан на содержание поляков, цыган и евреев, а после нападения на СССР — советских военнопленных. Впоследствии он превратился не только в крупнейший концентрационный лагерь для изоляции противников режима (по политическим, религиозным, расовым и прочим причинам), но и в неиссякаемый источник бесплатной рабочей силы для расположенных в его окрестностях промышленных предприятий. Одновременно он выполнял функции центра уничтожения евреев, где по разным оценкам были истреблены от 1,2 до 4 млн человек1, а также использовался для проведения серии медицинских экспериментов над подопытными людьми.
Сам Аушвиц был комплексом из трёх крупных лагерей с подчинёнными им лагерными отделениями. Аушвиц I («материнский лагерь») дислоцировался на окраинах польского города Освенцим, где за высокой кирпичной стеной рядами располагались добротно построенные двухэтажные бараки для заключённых и административно-хозяйственные постройки. Аушвиц II — Биркенау, находившийся в 3 км от «материнского лагеря» на территории бывшей польской деревни Бжезинки, стал центром массового уничтожения евреев, согнанных со всей Европы. Именно здесь на площади около 2 кв. км располагались крематории и газовые камеры. Наконец, Аушвиц III — Моновиц, построенный в 7 км от «материнского лагеря», использовался в качестве источника бесплатной рабочей силы для немецких промышленных гигантов, в т.ч. химического концерна «ИГ Фарбениндустри». В 1947 году на территории бывшего комплекса лагерей был создан Государственный мемориальный музей Освенцим (далее — «Музей»), ставший одним из крупнейших мемориальных памятников под открытым небом, который ежегодно посещали до 2 млн человек из различных стран2.
Издаваемый Музеем на нескольких языках (в т.ч. русском) туристический путеводитель (далее — «Путеводитель») даёт общее представление об истории лагеря, судьбе его узников, преступлениях гитлеровского режима. Вместе с тем его востребованность как исторического источника крайне мала3. Так, по данным Российской государственной библиотеки имени В.И. Ленина, Путеводитель по Музею за период с 1962 по 2022 год был запрошен и выдан читателям всего 17 раз. Вместе с тем данный печатный формат может показать внимательному исследователю, как отбирается, доносится и изменяется документальная информация в разные исторические периоды. Для этого необходимо подвергнуть изданные в различные годы путеводители всестороннему анализу с точки зрения их научного, информативно-воспитательного, образно-иллюстративного, а также политико-идеологического компонента в исторической ретроспективе. Издания Путеводителя по Музею Аушвиц-Биркенау в 2000-х годах изменились сперва структурно (Путеводители 2007 и 2010 гг.), а позднее и по фактическому содержанию (Путеводитель 2018 г.). В статье даётся сравнительная характеристика семи изданий Путеводителя4, которые вышли в свет в период с 1961 по 2018 год. Вплоть до 2010 года Путеводитель издавался и переиздавался под авторством бывшего политического заключённого Аушвица, а впоследствии директора Музея (1955—1990) Казимежа Смоленя (1920—2012).
Путеводители 1961, 1964, 1966, 1974, 1977 и 1978 гг. имеют от 70 до 90 озаглавленных тематических рубрик, поэтому их объём в разные годы колеблется от 119 до 125 страниц. При этом количество фотографий уступает объёму текста. Путеводители 2007 и 2010 гг. сокращены до 25 страниц. Путеводитель 2018 года содержит 64 страницы, однако увеличен за счёт крупноформатных изображений, современного визуального моделирования пространства, но не количества информации. Обнаруженные тенденции к сокращению текстов, упрощению языка, минимизации архивных исторических изображений и увеличению числа и масштаба современных цветных иллюстраций характерны не только для Музея Аушвиц-Биркенау, но и для мемориального комплекса в Бухенвальде5.
Путеводители 1961—1978 гг. предоставляли читателю развёрнутую историческую справку, содержание которой прослеживается в заголовках тематических блоков и отражает историческую последовательность событий, которые и привели к созданию, а впоследствии и к расширению сети концентрационных лагерей в нацистской Германии: «Гитлер приходит к власти», «Поджог Рейхстага», «Дискриминация евреев», «Ремилитаризация», «Мировое общественное мнение», «Первые агрессивные шаги», «Начало Второй мировой войны», «Вторая мировая война», «Движение Сопротивления», «Концентрационные лагери», «Освенцим». В разные годы эти информационные блоки занимали в среднем от 6 до 7 страниц каждый. В Путеводителях 2010 и 2018 гг. они исчезли, как и рубрики «Наказание преступников», «Мы не забудем».
Сравнительный лексический анализ оглавления Путеводителей за период 1962—1978 гг. показывает, что в подзаголовках преобладали глаголы и отглагольные существительные: части речи, отражающие действие и процесс. Благодаря им формируется структура от деяния (события) к месту (музею). Например, «Истребление цыган», «Гибель советских военнопленных», «Грабёж узников», «Делёж добычи», «Обман жертв», «Кража эсэсовцами продовольственных продуктов, предназначаемых для заключённых», «Концерны эксплуатировали рабочую силу заключённых», «Работа узников умножает доходы СС и концернов», «Подвешивание на столбе» и т.д. Таким образом, первые Путеводители лексически отражали конкретные преступные действия в их хронологической последовательности: от прихода Гитлера к власти до наказания преступников и предостережения будущим поколениям.
Путеводители 2007 и 2010 гг. меняют структуру и значительно сокращаются в объёме. Озаглавленные тематические рубрики составители заменяют делением по залам и этажам, на которых размещены экспонаты. В фокусе теперь не что и почему произошло, а где. Новая логика построения идётне от события к месту, а от места к событию (например, «Этаж 1», «Подземелье»). Выбранная позальная структура облегчает ориентирование по Музею, но при этом разрушается прежняя системность подачи материала. Кроме того, из текста исчезли цитаты и ссылки на документы. В Путеводителе 2018 года авторы не вернулись к исторической логике в последовательности повествования — это видно из заголовков (рис. 1). Содержательная и текстовая часть строится согласно общепринятому маршруту следования туриста по мемориалу индивидуально или в составе туристической группы.
Достоверность приводимой в Путеводителях 1961, 1966, 1974 и 1977 и 1978 гг. информации подтверждалась широким кругом источников различных видов. Среди них отрывки из стенограмм, выдержки из указов и распоряжений, цитаты из материалов Нюрнбергского процесса и других военных трибуналов, газетные интервью нацистов, воспоминания бывшего коменданта лагеря Р. Хёсса, написанные им в тюрьме в ожидании смертной казни, свидетельские показания и воспоминания узников, лагерная документация, которую удалось спасти в январе 1945 года, когда нацисты пытались замести следы своих преступлений. Цитаты из указанных источников не просто напечатаны отдельным шрифтом, что визуально выделяет их на фоне общего повествовательного текста, но и предварены ссылками, облегчающими заинтересованному читателю самостоятельный поиск информации. Последнее свидетельствует о научном подходе к подготовке Путеводителя, стремлении авторов максимально достоверно и полно информировать посетителя. В путеводителях 2007 и 2010 гг. оставлена лишь пара цитат из мемуаров Р. Хёсса.
Путеводитель 2018 года вводит рубрики «Историческое предисловие» и «Исторический комментарий», в которых больше нет цитирования источников, как было ранее. «Предисловие» разбито на справки: кратко описаны нацистская идеология, система концлагерей. Наибольший текстовый блок — «Начало Второй мировой войны» — повествует: «После вторжения в Польшу нацистской Германии 1 сентября 1939 г., а также Советского Союза 17 сентября 1939 г. произошло разделение польских земель. <…> В июне 1941 г. Германия атаковала своего бывшего союзника — Советский Союз»6. Из текста исключены цитаты А. Гитлера о расширении жизненного пространства Германии на восток, об отсутствии снисхождения к Польше. Текстовые справки подверглись сокращению за счёт многочисленных современных цветных иллюстраций, на которых изображены экспонаты Музея. Та же тенденция прослеживается в Путеводителе по мемориалу бывшего концлагеря Бухенвальд7, в котором исторические, архивные чёрно-белые фотографии заменены красочными картинками прогуливающихся по мемориалу туристов.
Одним из поворотных событий в истории не только лагеря, но и геноцида народов Советского Союза и холокоста в целом являются бесчеловечные опыты с газом «Циклон-Б» над советскими военнопленными. В Путеводителе 1966 года есть отдельная рубрика «Гибель советских военнопленных», в которой аккумулирована информация о трагической судьбе первого эшелона с пленёнными красноармейцами и уничтожении 600 бывших советских военнослужащих смертоносным газом. В Путеводителе 2010 года эта чёрная страница истории лагеря не выделяется авторами в отдельную рубрику, как было прежде, а упоминается в разделе «Подземелье». Такой подход характерен для современной модели западной коммеморации, когда важно показать, что гибель 600 пленных — лишь одно из ряда многих других преступлений, которые были совершены в подвале блока № 11. Однако Путеводитель 2018 года всё же выделяет данный факт визуальными средствами, помещая соответствующий текст в отдельную серую рамку.
В историческом нарративе Польши, других западных государств и Украины последних десятилетий видны тенденция к нивелированию роли советских военнопленных в движении Сопротивления и курс на то, чтобы сделать факт решающего участия Красной армии в освобождении Освенцима менее заметным8. Так, движению Сопротивления во всех Путеводителях до 2010 года включительно был посвящён отдельный крупный текстовый блок, в котором подробно рассказывалось о деятельности подпольной организации. В издании 2018 года блока «Движение Сопротивления» больше нет, а присутствуют лишь отдельные упоминания: «В подвальных помещениях содержались узники, подозреваемые в причастности к движению сопротивления»9; «…это оставшаяся часть барака лагерного гестапо, в котором немцы во время длительных следствий допрашивали и пытали узников, подозреваемых в причастности к движению сопротивления или подготовке побега»10. В Путеводителях 1964—2010 гг. были отмечены и героический подвиг антифашистов, и сама борьба движения Сопротивления. Позже заслуженный эмоциональный подъём и упоминания подвигов сочли избыточными, сконцентрировавшись только на муках жертв, что создаёт иллюзию беспомощности человека перед обстоятельствами.
Освобождению лагеря в январе 1945 года в Путеводителях 1961—1978 гг. был посвящён отдельный раздел (рис. 2) с историческими фотографиями. В Путеводителях 2007 и 2010 гг. этот раздел не просто отсутствует — не упоминается даже дата освобождения Аушвица(!). При этом фразы «Освобождая Освенцим, Красная Армия обнаружила…» или «Фотографии детей, освобождённых Советской Армией…» встречаются в тексте. В Путеводителе 2018 года в рубрике «Краткая история лагеря Аушвиц от основания до освобождения» на странице 7 сообщается: «7,5 тыс. оставленных в лагере больных и истощённых узников были освобождены советскими солдатами 27 января 1945 г.». Таким образом, Путеводитель 2018 года исправил недочёт изданий 2017—2010 гг. и указал дату освобождения, правда, без архивных фотографий и подробностей, как было в более ранних изданиях до 1978 года включительно.
Во всё время своего существования Аушвиц был неисчерпаемым источником бесплатной рабочей силы для промышленных предприятий нацистской Германии. В Путеводителях периода 1961—1978 гг. этой теме был посвящён отдельный информационный блок (порядка 5 страниц), в котором указывалось, какие концерны и в каких целях эксплуатировали заключённых (рис. 3). Приведённые исторические справки содержали конкретные цифры и факты. К примеру, было заявлено общее число узников, занятых на немецких производствах, а также число погибших в результате непосильного труда, указано количество дней, которые отработали заключённые в разные месяцы, приведены копии заявок немецких промышленников в Главное административно-хозяйственное управление СС, возглавляемое обергруппенфюрером СС Освальдом Полем. Представленные данные подкреплены показаниями узника, который работал на заводе в Моновицах, цитатами из показаний коменданта лагеря Р. Хёсса, выдержками из отчётов инженера «ИГ Фарбениндустри», где отмечалось, что «СС обязалось убрать всех слабых заключённых»11, что означало отправку в газовую камеру.
В Путеводителе 2010 года информация об экономической составляющей деятельности нацистской концентрационной империи значительно сокращается (рис. 4). Познавательный, когнитивный аспект сохранения памяти, который присутствовал в прежних Путеводителях, отдаётся на откуп профессиональным историкам и специализированным изданиям, которые прочтут единицы. Путеводитель 2018 года, представляя рабский труд узников, ограничивается и вовсе одним предложением: «В состав Аушвица в то время входило также несколько десятков подсобных лагерей, в которых пребывала 21 тысяча узников, принудительно работавших на производстве и в сельском хозяйстве»12 (рис. 5). Обезличивая данную категорию преступлений, современные авторы перестают называть конкретные фамилии ответственных гитлеровских главарей, не разъясняют понятие «уничтожение трудом», за которым стоит часть истребительной нацистской политики.
Для убедительности Путеводители 1961—1978 гг. апеллировали к достаточному фактическому материалу с указанием конкретных цифр колоссальной прибыли предприятий при крайне незначительных финансовых и прочих материальных расходах на содержание рабочей силы. Путеводитель 2018 года переносит фокус вниманиянастрадания узников, но составителине указывают предпосылки и причины, которые привели к нещадной эксплуатации и уничтожению трудом, не раскрывают тесную экономико-политическую связь между режимом и крупными германскими промышленниками. Те же тенденции прослеживаются при сопоставлении путеводителей других мемориалов (например, Бухенвальда), хронологически относящихся к различным периодам. Вероятно, шестизначные суммы прибылей в рейхсмарках мало что могут сказать современному посетителю, не позволяют оценить ни масштаба, ни значимости этого факта. Однако простым решением данной задачи стала бы конвертация данных сумм в современные, более понятные величины (например, в евро с учётом инфляции). Однако авторы предпочитают не разъяснять связку государственного и экономического факторов при нацистском режиме, тем самым не только обедняя познавательную функцию Путеводителя, но и способствуя закреплению поверхностного понимания у тех из посетителей, которые слабо знакомы с историей нацистской Германии и Второй мировой войны. Это соответствует модной сегодня коммеморативной цели мемориалов — воздействовать на эмоции, пренебрегая когнитивным аспектом.
В период 1960—1980-х годов одной из общих тенденций, отличавшей путеводители по мемориалам бывших концлагерей, был акцент на воспитательную составляющую, антифашизм и предостережение будущим поколениям (рис. 6). Путеводители по Аушвицу с 1961 до 1978 год завершала рубрика «Мы не забудем!» (до 1964 г. — «Неофашизм»). В Путеводителе 2007 года эта рубрика исчезает, как и тексты, призывающие посетителей не допустить возрождения нацизма. Путеводитель 2018 года заканчивается двумя блоками: первый о рисунках узников, которые были спрятаны в бутылке, зарыты и обнаружены в 1947 году; второй (под названием «Бомбардировки») сообщает об авианалётах союзников на химические предприятия «ИГ Фарбениндустри», в результате которых погибали и узники, и эсэсовцы.
Таким образом, логика Путеводителей до 2010 года двигалась хронологически и от события к месту. Посетитель словно путешествовал по шкале времени: от прихода Гитлера к власти, Нюрнбергских законов, концлагерей, медицинских экспериментов, массового уничтожения людей к освобождению, наказанию преступников и, наконец, к предостережению. Только в самом конце читатель возвращался в настоящее и узнавал о создании Государственного мемориального музея. Путеводитель 2018 года, напротив, начинается с информации о Музее (рис. 7). Текст этот носит, скорее, рекламный (маркетинговый) характер. Авторы Путеводителя словно завлекают туриста, подчёркивая «исключительность этого места» и «эксклюзивность» представленных «экспонатов»: руин газовых камер, тонн женских волос, личных вещей узников, участков с пеплом человеческих останков, мест казней.
В Путеводителе 1974 года впервые появился раздел «Государственный музей в Освенциме». Он не только занимал самые последние страницы издания (а не первые, как в современном варианте), но и обладал иным лингвистическим характером: это было не рекламное перечисление того «впечатляющего», что мог увидеть турист, а содержательная информация о Музее: отмечены просветительская функция (проведение экскурсий, лекций и бесед, организованный просмотр кинохроники), популяризаторская работа (например, предоставление копий архивных материалов для создания школьных выставок), музеефикация экспонатов, научная и издательская деятельность. В тексте нет рекламного дискурса, завлекающего подчёркнутыми ужасами экспонатов, а отражена повседневная работа неравнодушных сотрудников, которая направлена на то, чтобы показать историю трагедии на основании «подлинных документов», а не завлечь зеваку-туриста «впечатляющими» артефактами.
Изменения в содержательной части Путеводителей обусловливались как сменой международной политической ситуации конца ХХ — начала ХХI века, так и всеобщей коммерциализацией всех сфер жизнедеятельности, включая духовно-нравственные институты. В угоду упрощённому массовому восприятию информации и установке воздействовать на эмоции на примере современного Путеводителя по Аушвиц-Биркенау прослеживается крен к сенсационализации подачи материалов как «маркетинговой упаковке». Это даёт основания присоединиться к словам режиссера Сергея Лозницы, снявшего в 2017 году документальный фильм о неуместном поведении посетителей в мемориалах Заксенхаузен и Дахау: «Фабрика смерти стала фабрикой туризма»13.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Piper F. The Number of Victims at KL Auschwitz // Auschwitz. Nazi Death Camp. Auschwitz Birkenau State Museum, 2012. P. 182—195.
2 Karwowska B. Space and Narration of the Auschwitz Camp Complex // Auschwitz: History, Place and People. An Academic Guide to the Camp Complex. Oswiencim, 2021. P. 227.
3 Только в конце 2022 г. вышла книга, в которой анализу путеводителей посвящена целая глава. См.: Аристов С.В. и др. Cопротивление советских военнопленных в нацистских концентрационных лагерях и центрах уничтожения: история и память. М.: Политическая энциклопедия, 2022.
4 Авторы статьи выражают благодарность МИД РФ и лично заместителю директора Третьего Европейского департамента Чрезвычайному и Полномочному Посланнику 1-го класса О.Ю. Красницкому за помощь в получении печатной версии современного путеводителя по музею Аушвиц-Биркенау. Также авторы признательны Д. Гранину за помощь в предоставлении электронной версии путеводителя.
5 См.: Серпионова Е.И., Кудрин Е.И. Бухенвальдский набат в выхолощенном исполнении. Сравнительный анализ немецких путеводителей по мемориалу Бухенвальд // Военно-исторический журнал. 2023. № 2. С. 42—52.
6 Освенцим 1941—1945: путеводитель по музею Мемориал Аушвиц-Биркенау. Освенцим: Гос. музей Аушвиц-Биркенау в Освенциме, 2018. С. 6.
7 Серпионова Е.И., Кудрин Е.И. Указ. соч.
8 Подробнее см.: Кикнадзе В.Г. Российская политика защиты исторической правды и противодействия пропаганде фашизма, экстремизма и сепаратизма. М.: Прометей, 2021. С. 464—466.
9 Освенцим 1941—1945… С. 34.
10 Там же. С. 38.
11 Смолень К. Освенцим 1941—1945. Государственный музей в Освенциме. 2-е изд. Краков: Изд-во Гос. музея в Освенциме, 1961. С. 52, 53.
12 Освенцим 1941—1945… С. 7
13 Назарова Н. Режиссёр Лозница: «Фабрика смерти стала фабрикой туризма» // Официальный сайт фильма Сергея Лозницы «Аустерлиц». URL: http://cinedoc-films.ru/austerlitz/press.